Содержание

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения / КонсультантПлюс

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;

3) разработка и реализация государственных программ Российской Федерации в сфере занятости населения и контроль за их исполнением;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

4) установление норм социальной поддержки безработных граждан;

5) разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

6) формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;

7) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;

8) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации, осуществляемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на:

1) снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и развитие рынка труда в субъектах Российской Федерации. Правительство Российской Федерации направляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений информацию о разработанных дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда и развитию рынка труда в субъектах Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

3) повышение мобильности трудовых ресурсов. Правительство Российской Федерации вправе утверждать перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (далее – перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации), и порядок включения в него субъектов Российской Федерации.

(пп. 3 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)

3. К полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти относятся:

1) принятие нормативных правовых актов в сфере занятости населения по вопросам, установленным настоящим Законом;

2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения;

3) издание методических рекомендаций по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения, по разработке региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

4) утверждение обязательных правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

5) утратил силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 28.06.2021 N 219-ФЗ;

6) установление нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

7) проведение мониторинга эффективности реализации дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

8) разработка и утверждение стандартов деятельности органов службы занятости по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, мониторинг их исполнения;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

9) информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

10) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Российской Федерации;

11) утверждение порядка осуществления контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

11.1) осуществление контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;

(пп. 11.1 введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

12) утверждение в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 24. 04.2020 N 147-ФЗ)

12.1) осуществление контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

(пп. 12.1 введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

13) выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

14) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

15) утверждение форм документов, связанных с предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения и предписаний, предусмотренных подпунктами 11 и 12 настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

16) установление форм отчетности, требований к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

17) установление в целях содействия занятости инвалидов порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

17.1) установление показателей для оценки эффективности деятельности органов службы занятости по содействию занятости инвалидов;

(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 476-ФЗ)

18) утверждение типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов;

(пп. 18 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

19) утверждение порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов (далее – сертификат) и его формы;

(пп. 19 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

20) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2018 N 190-ФЗ.

Минтруд представил концепцию новой редакции закона «О занятости населения» в профильном комитете Госдумы

Документ пока содержит спектр проблемных вопросов, которые планируется отразить в итоговом варианте Закона. В частности, как отметил секретарь ФНПР Олег Соколов в беседе с РБК, отдельный раздел будет посвящён теневой занятости. Предлагается дать определение этому явлению, обозначить последствия для экономики, а также законодательно закрепить полномочия органов власти различного уровня в сфере обеления рынка труда и необходимые механизмы. В прошлом году Минтруд уже представлял план по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах, который предполагал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями.

По словам Олега Соколова, сегодня в некоторых регионах существуют специальные комиссии по выявлению нелегального трудоустройства, в которых совместно работают органы власти, Государственные внебюджетные фонды и представители социальных партнеров. Однако, как отмечает секретарь ФНПР, работе не хватает системности и продуманности: например, налоговый режим самозанятых должен был обелить рынок труда, однако фактически сработал не совсем так — ведь часть его пользователей оставила официальное трудоустройство, перешла из категории наемных работников в самозанятых. Всего же, по оценкам Росстата на сентябрь 2021 года, количество неформально занятых в России оценивается в 14,5 млн человек, это 20,1% от общей численности занятых.

Ранее зампред ФНПР, депутат Госдумы Андрей Исаев заявлял, что в обновлённом закона «О занятости населения» будет рассмотрен институт «самозанятости», оговорены права самозанятых и возможности социального страхования и социальной защиты. Депутат задекларировал и главную цель Закона – чтобы больше людей работали легально и получили права на пенсии и социальные пособия. В концепции Минтруда раздел о правовом статусе самозанятых граждан появился. Предлагается закрепить нормы по времени работы и отдыха, оплате услуг, а также урегулируют вопросы доступа к социальным гарантиям — пенсионным правам и различным пособиям. Для мониторинга соблюдения этих норм может быть создана отдельная организация.

Также среди важных разделов – безработица и пособия для безработных. Например, в данном разделе предлагается ввести «индивидуальный план поиска работы». Он будет составляться при постановке на учёт в качестве безработного, а его мероприятия станут обязательными. Если соискатель не будет выполнять предписания – его могут лишить пособия. Минтруд затронул и тему использования заемного труда. Будет предложено определить правовой статус сотрудников, которых работодатель временно направляет к другим физлицам или юрлицам по договору о предоставлении труда.

«Работа будет вестись в течение года, и мы рассчитываем, что к концу 2022 года закон, который получит поддержку социальных партнеров, будет принят Государственной Думой», — сказал Андрей Исаев. В Минтруде подтвердили, что проект новой редакции закона «О занятости населения» планируется внести в Госдуму в осеннюю сессию.

 ЗРУ-642-сон 20.10.2020.

 О занятости населения