Учебная нагрузка

В. Луховицкий

Учебная нагрузка

Может ли быть в трудовом договоре указана нагрузка меньше 18 часов?

Может ли ставка меняться в период действия трудового договора?

Включается ли работа при неполной нагрузке (меньше ставки) в трудовой стаж?

Распределение часов и оплата труда пенсионеров (отдавать ли предпочтение молодым?)

Может ли молодой специалист требовать себе полную ставку за счет часов пенсионера?

Может ли пенсионер передать часть своих часов молодому учителю?

Перераспределение часов между учителями.

Сокращают нагрузку – можно ли с этим бороться?

Сокращают нагрузку – требуют подписать заявление о согласии, иначе грозятся уволить.

Снимают нагрузку и сообщают об этом с опозданием (31 августа) – обязаны ли сохранить прежнюю зарплату еще 2 месяца?

Имеет ли право работодатель сократить число тарифицированных часов в середине года задним числом?

Не хватает часов до полной ставки, педагог отказывается работать на неполную нагрузку, ему дают факультативы, но не тарифицируют их (называют дополнительной пед. работой).

Чем директор может заменить (дополнить) часы до ставки?

Обзор законодательства

Объем учебной нагрузки

В российском законодательстве учебная нагрузка является единственной количественной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора.

При заключении трудового договора учитель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать учителю предусмотренный в нем объем учебной нагрузки[1].

Если по каким-либо причинам в трудовом договоре не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом директора при приеме на работу.

Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении[2] объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Согласно п. 4.3 Письма Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N АФ-947/96[3] тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.

Распространенное среди учителей мнение о том, что в трудовом договоре нельзя указывать учебную нагрузку меньше ставки, к сожалению, не соответствует истине. С письменного согласия работника объем нагрузки может быть любым. Возможно, путаница в этом вопросе связана с тем, что от нагрузки зависит право на пенсию по выслуге лет. Начиная с 1 сентября 2002 г. периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы[4].

 

Изменение учебной нагрузки

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе работодателя, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов. Только и случаи можно отнести к «причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда»[5]. Эта норма относится и к ситуации уменьшения нагрузки на следующий год.

В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) у учителей объема учебной нагрузки, а также изменение характера работы возможно только по взаимному согласию сторон.

Это обозначает, что руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей (в т.ч. молодых специалистов и учителей, получающих трудовую пенсию) допускать уменьшение их учебной нагрузки в связи с приемом на работу других учителей (в том числе – совместителей). Нельзя также произвольно перераспределять учебную нагрузку между учителями, либо предоставлять преподавательскую работу лицам, выполняющим ее помимо основной работы в той же школе (прежде всего это касается школьной администрации).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.

Принимая во внимание, что о предстоящих изменениях условий трудового договора, которые допускаются без согласия работника, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение учителям объема учебной нагрузки на новый учебный год также необходимо осуществлять не менее чем за два месяца до его начала.

Наиболее рациональным является распределение учебной нагрузки учителей до ухода их в отпуск.

 

Временное увеличение нагрузки

Учебная нагрузка на определенный срок, в т.ч. только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

для выполнения учебной нагрузки учителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с болезнью и по другим причинам;

для выполнения временно преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем, с которым прекращены трудовые отношения, и на место которого работодатель намерен пригласить другого постоянного работника.

При этом необходимо учитывать, что увеличение учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего учителя является временным переводом на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя, требует согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.

Без согласия работника замещение временно отсутствующего работника на срок до одного месяца допускается только в том случае, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами[6].

Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии за дополнительную оплату.

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

 

Гарантии отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в полном объеме, а также при ее уменьшении в течение учебного года

Для учителей устанавливаются следующие гарантии[7]:

1. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в т.ч. с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неделю.

Администрация обязана догрузить таких учителей до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, проведение кружков и факультативов, индивидуальных занятий на дому, замена отсутствующих учителей, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверка письменных работ, внеклассная работа и другая педагогическая работа.

Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается.

2. Учителям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается, до конца учебного года выплачивается:

заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

С этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Об уменьшении учебной нагрузки работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).

Основная правовая проблема

заключается в том, что право осуществлять расстановку кадров отнесено к компетенции образовательного учреждения[8], то есть (как правило) директора. В российском законодательстве нет никаких нормативов для определения числа учителей различных специальностей, количество учителей устанавливается исходя из объема учебной нагрузки по специальности. Именно на это ссылается работодатель, приглашая на работу новых учителей (хотя часы можно было бы распределить и среди старых работников), произвольно меняя учебную нагрузку и провоцируя этим зависть и недоверие между работниками.

Но трудовые отношения регулируются не одной 32-й статьей закона «Об образовании». Есть нормы Трудового кодекса, есть Постановление Правительства РФ № 191 и другие нормативные акты, о которых шла речь выше. Так что главное – научиться эффективно применять их при защите своих прав.

С этой точки зрения нам особенно важна ст. 135 ТК РФ, в соответствии с которой локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (например, первичной профсоюзной организации или специальной комиссии, выбранной на общем собрании трудового коллектива).

 

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Необоснованное перераспределение учебной нагрузки между учителями.

2. Необоснованное уменьшение учебной нагрузки в текущем учебном году.

3. Незаконное ограничение «потолка» учебной нагрузки школьной администрацией или органами управления образования.

4. При отсутствии свободной учебной нагрузки прием на работу других учителей путем незаконного уменьшения объема учебной нагрузки учителей данной школы.

5. Необоснованное и незаконное (без согласия работника) уменьшение учебной нагрузки учителям, получающим трудовую пенсию по выслуге лет.

6. Нарушение гарантий отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка.

7. Нарушение гарантий учителей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года уменьшается учебная нагрузка.

 

Способы защиты

1. Профилактика нарушений.

Главное – не провоцировать работодателя на нарушение ваших прав. Самый простой способ – с самой первой встречи четко определить правила игры. Если перед вами честный человек, он не обидится на ваши справедливые требования. Если директор – потенциальный нарушитель ваших прав, он поймет, что в данном случае ему придется иметь дело с юридически грамотным человеком. Юридически грамотного человека начальство уважает и побаивается, с ним предпочитают «не связываться». Директор и завучи не всегда сильны в правовых вопросах и понимают, что с «крючкотвором» лучше не ссориться, а использовать его знания «в мирных целях», на пользу школе.

Прежде всего вам необходимо внимательно прочитать и внести необходимые вам изменения и дополнения в трудовой договор[9] и в должностную инструкцию (если она есть), в которой зафиксирован точный список ваших обязанностей, в первую очередь – ваша учебная нагрузка. Так вы впервые зафиксируете устраивающее вас количество часов, обезопасите себя от произвольного изменения нагрузки.

Если инструкции нет, работодатель должен понять, что вы обратили внимание на это нарушение.

2. Психологическая подготовка.

Что мешает учителю спокойно указать работодателю на незаконность его действий? Несколько распространенных мнений.

Во-первых, «неприлично» учителю думать о часах и зарплате – положено бесплатно гореть на работе.

Во-вторых, школа – наш родной дом, мы – одна семья, а с главой семьи (директором) не принято разговаривать на языке закона.

В-третьих, бороться бесполезно – все равно ничего не добьешься, начальство всегда будет право.

В-четвертых, никто из коллег не поддержит, учителя не способны ни на какие формы солидарности и самоорганизации.

До тех пор пока вы не признаете, что все эти утверждения – не более чем распространенные в учительской среде стереотипы, вам не следует думать о каких-либо реальных действиях по защите своих трудовых прав.

Единственный серьезный вопрос, который вам необходимо обдумать перед тем, как вы начнете бороться за необходимые вам часы, – это вопрос о том, грозит ли вам (при самом плохом развитии событий) реальная безработица. Ответ зависит от многих факторов: вашего профессионального статуса, отношений в коллективе, уровня учительской безработицы в вашем населенном пункте (регионе). Еще несколько лет назад можно было спокойно говорить, что уж в городе-то учитель без работы не останется, но с внедрением НСОТ и пормативно-подушевого финансирования ситуация резко изменилась. Главное теперь – поддержат ли вас ваши коллеги?

3. Защита – индивидуальная и коллективная.

Если вы считаете, что имеет место какое-либо из вышеперечисленных нарушений, вы должны действовать следующим образом:

А). Убедиться в достоверности информации. Например, ваш коллега рассказал вам на переменке, что в новом учебном году директор планирует взять на работу трех совместителей, сократив для этого всем постоянным учителям часы до ставки. Пока что это еще не факт, а высказанное одним человеком мнение, которое необходимо проверить. Ни в коем случае не начинайте с громких заявлений, не торопитесь вывести директора на чистую воду.

Б). Точно квалифицировать нарушение (см. выше перечень наиболее частых нарушений) и изучить соответствующие нормативные акты. На администрацию не производят впечатления общие рассуждения о несправедливости – нужны точные формулировки законов.

В). Найти единомышленников среди педагогов, обсудить ситуацию с ними. Если у вас в школе есть реальная (то есть готовая отстаивать права работников!) профсоюзная организация, обратиться к профоргу.

Все это вы должны проделать до того, как предпримете открытые шаги по защите нарушенного права. Далее следует:

Г). Поговорить (обязательно в присутствии свидетелей) с директором. Объяснить, что ваша цель – найти решение, устраивающее обе стороны: и администрацию, и работников. Например, если директор уверен, что без прихода новых педагогов школа не сможет развиваться, можно пытаться найти компромисс и по их количеству, и по учебным часам.

Д). Провести собрание трудового коллектива (профсоюзное собрание), на котором выбрать комиссию для переговоров с директором о распределении нагрузки и принятии на работу совместителей. Если коллеги не захотят вас поддержать, вам придется сразу обращаться в Трудовую инспекцию и в прокуратуру (см. образец жалобы в Приложении).

Е). Если директор не захочет обсуждать проблему с представителями трудового коллектива, профорг должен обратиться с жалобой в прокуратуру (см. образец жалобы в Приложении). На этом этапе совершенно необходимо найти сочувствующего вам юриста – его помощь вам, возможно, понадобится.

Ж). Если прокуратура не поддержит ваших справедливых требований, придется одновременно действовать в трех направлениях:

  • Писать в вышестоящую инстанцию жалобу на работника прокуратуры, не решившего ваше дело по существу (см. образец заявления в Приложении).
  • Обсудить с коллегами, к каким способам защиты они готовы прибегнуть (вплоть до различных вариантов забастовок).
  • Вынести конфликт за порог школы, сделать проблему общественно важной.

Судя по результатам учительских протестных выступлений прошлого учебного года[10], при сильной поддержке СМИ и сформированного СМИ общественного мнения учителя могут защитить свои трудовые права.

 

 

Прокуратура ….. района …. области

 

от ФИО

м\жит

 

Я работаю в должности преподавателя школы № … г….. По имеющейся официально неподтвержденной информации, администрация школы планирует со следующего учебного года принять на работу преподавателей …. предметов по совместительству.

Такие действия администрации неизбежно приведут к сокращению учебной нагрузки (а следовательно, заработной платы и иных социальных гарантий) для уже работающих педагогов, что безусловно нарушает их и мои, в том числе, права.

Кроме того, принятие на работу совместителей в данном случае будет противоречить пункту 2 Постановления Совмина СССР от 10.12.1959 № 1367 “Об ограничении совместительства по службе” (в редакции Постановления Совмина СССР от 10.08.1990 № 800 “О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам совместительства”) , поскольку, во-первых, принимаемые на работу лиц не обладают большим опытом и высокой квалификацией, а  во-вторых, указанная работа может быть выполнена уже работающими педагогами, не занятыми на другой работе.

 

Прошу принять меры прокурорского реагирования.

 

подпись                                                           дата.

Прокурору …. области (края, республики и пр)

от ФИО

м\жит

учителя школы № …. г…..

Заявление

Прошу Вас пересмотреть решение, принятое прокуратурой …. района по вопросу сокращения моей нормы учебной нагрузки на …..\ … учебный год.

Полагаю, что решение администрации школы противоречат действующему законодательству, поскольку сокращение нагрузки произошло вследствие приема на работу совместителей, что не допускается, когда существующий объем трудовых обязанностей может быть выполнен штатными работниками.

 

Приложение: копия ответа прокуратуры района

 

подпись                                               дата.

 


[1] п. 6 ст. 55Закона «Об образовании», ч. 2 ст. 333 Трудового кодекса РФ

[2] Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196

[3] Письмо Минобрнауки России N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 “О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году”

[4] ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781

[5] ст. 74 ТР КФ

[6] ч. 2 ст. 72.2. ТК РФ

[7] Постановление Правительства РФ № 191

[8] ст. 32 Закона РФ «Об образовании»

[9] см. главу «Трудовой договор»

[10] Наиболее известные – забастовки в Астрахани и Ульяновске, акции протеста в Братске, в Республике Алтай.

pedagog-prof.org

новый порядок — Блог инспектора народного образования

Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г. Регистрационный № 36204) (далее — Приказ) установлена  не только продолжительность  рабочего  времени  (нормы   часов педагогической  работы  за  ставку  заработной  платы)     педагогических работников, но и впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления   верхнего предела учебной нагрузки педработников в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда.

ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил Комментарий к этому нормативному документу, который входит в Сборник с комментариями «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования». Москва, 2015 г. Сборник опубликован в Информационном бюллетене №2 ЦС Профсоюза  (http://www.eseur.ru/ ).

Работа с документом

Настоящий Приказ наряду с статьей  333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов,  связанных с рабочим временем педагогических работников,  с распределением их учебной нагрузки, с основаниями ее изменения по инициативе работодателя, со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки и др.

Уважаемые педагоги! Советуем внимательно изучить документ. Продолжительность вашего рабочего времени, учебная нагрузка и заработная плата  взаимосвязаны между собой. Знание положений документа и исполнение его будут способствовать минимизации конфликтных ситуаций. Не даром  говорят: «информирован – значит вооружен».

Уважаемые руководители! Советуем привести в соответствие с настоящим Приказом локальные акты организации (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.).

Напоминаем, что  мы не комментируем документы, а только информируем о них.   По вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт Минобрнауки РФ, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы».

Обзор документа

Приказом впервые нормативно закреплено, что объем определенной работнику учебной нагрузки обязательно указывается в трудовом договоре, заключаемым педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Для каких педагогических работников установлен порядок определения учебной нагрузки

Утвержденный Приказом Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок), и основания ее изменения установлены для:

— учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы;

— педагогов, старших педагогов дополнительного образования;

— тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей;

— преподавателей организаций СПО, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год;

— педработников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех   лет;

— лиц, замещающих должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющих иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором;

— педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.

Порядок  определения и изменения учебной нагрузки учителей

В частности, для учителей Порядком установлены следующие правила определения и изменения учебной нагрузки.

Объем учебной нагрузки определяется   ежегодно  на   начало учебного  года   и закрепляется локальным нормативным актом организации, принимаемым  с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации  или  иного  представительного   органа работников (при наличии такого представительного органа) организации.

Учебные часы, установленные для обучения детей на дому, включаются в учебную нагрузку учителей на общих основаниях.

Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно.

Объем учебной нагрузки, установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году, по инициативе  работодателя  в сторону ее снижения за  исключением  случаев, связанных с уменьшением  количества  часов  по  учебным  планам,  учебным   графикам, сокращением количества обучающихся,  занимающихся,  групп,   сокращением количества классов (классов-комплектов).

Учителям, для которых организация является основным местом работы, на следующий учебный год  сохраняется  установленный объем учебной нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных  предметов. Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов  обеспечиваются путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими  учителями предметов.

Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе и в случаях, когда заключение медицинской организации, являющееся основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

Временное или постоянное изменение (увеличение  или   снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой,  оговоренной  в  трудовом  договоре,  допускается    только по соглашению сторон трудового договора, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения по причинам,  упомянутых выше. При этом  работодатель обязан уведомить  педагогических  работников  в   письменной форме не позднее, чем за  два  месяца  до  осуществления   предполагаемых изменений.

Определение  учебной  нагрузки   учителей,  находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, осуществляется также, как и работающих педагогов, и  распределяется  на  указанный  период  между   другими педагогическими работниками.

Верхний предел учебной нагрузки учителей Порядком не установлен.

О гарантиях

Согласно Порядку учителям,  которым  не  может  быть   обеспечена учебная  нагрузка  в  объеме,  соответствующем  норме   часов   учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной  платы   в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере  при   условии догрузки до установленной  нормы  часов  другой  педагогической   работой. К примеру, такие выплаты гарантируются учителям -предметникам    иностранного   языка, музыки,   изобразительного    искусства    и физической культуры,  ведущим соответствующие уроки в 1-4; учителям физической  культуры  организаций, расположенных в сельских населенных пунктах; учителям иностранного  языка  организаций,  расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов; учителям русского   языка   в организациях с   родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах.

Источник: ГАРАНТ.РУ:

http://www.garant.ru/hotlaw/federal/609999/#ixzz3TbUJ43Xw

Читайте также в блоге

Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка педагогов: новый порядок

 

eduinspector.ru

Основания для сокращения учебной нагрузки

На основании чего директор школы может сократить половину учебной нагрузки на следующий год? Правомерно ли, что работник сразу работает на двух должностях в одной школе (без совместительства)?

 

Перечень освещаемых вопросов

Вопрос 1.
На основании чего директор школы может сократить половину учебной нагрузки на следующий год?
Вопрос 2.
Правомерно ли, что работник сразу работает на двух должностях в одной школе (без совместительства)?

Ответ на вопрос 1:
Основные положения, определяющие порядок распределения учебной нагрузки учителей и случаи, когда учебная нагрузка может быть уменьшена по инициативе работодателя без согласия с учителя, предусмотрены пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении.
Согласно этому документу, объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами и других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя), за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов. При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах. Объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) также только по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, а также сокращения количества классов.
Учебная нагрузка на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом (а не только с председателем профсоюзной организации) до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году. При этом должны соблюдаться указанные выше правила и принципы распределения учебной нагрузки, предусмотренные в пункте 66 типового положения. Объем учебной нагрузки каждого учителя при проведении тарификации учителей на начало нового учебного года устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения также по согласованию с профсоюзным органом. Согласование профкомом конкретного объема учебной нагрузки вновь оформляется протоколом. Законом предусматривается, что объем учебной нагрузки оговаривается в трудовом договоре. Это означает, что работник при заключении трудового договора принимает на себя обязательства работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель (на все время действия трудового договора) обязан обеспечивать учителю предусмотренный в договоре объем учебной нагрузки.
В соответствии с законодательством, в трудовой договор без согласия работника могут быть внесены изменения (в том числе касающиеся объема учебной нагрузки) только по причинам, связанным с изменением в организационных или технологических условиях труда. Такими изменениями в образовательных учреждениях, являются уменьшение количества часов по учебным планам и учебным программам или сокращение количества классов, которые влекут за собой изменение учебной нагрузки, а, следовательно, размер оплаты труда.

Вывод: сокращение учебной нагрузки администрацией школы может быть произведено только с согласия работника. В Вашем случае в п. 11 Трудового договора оплата труда производится по ставке, соответствующей высшей квалификационной категории единой тарифной сетки. Работодатель мог сократить учебную нагрузку только с письменного согласия работника (оформляется приказом с ознакомлением под роспись работноком, либо изменением условий трудового договора). В исключительном случае уменьшение может быть произведено в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам или сокращение количества классов.


Ответ на вопрос 2.
Данное правоотношение регулируется статьей 60.2 ТК РФ:
«Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором  
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Вывод: совмещение профессий (должностей) может иметь место только с письменного согласия работника и, что важно, поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (отличие от совместительства в том, что работа на совмещаемой должности выполняется работником в свободное от основной работы время). Совмещение профессий, по общему правилу, оформляется приказом с ознакомлением работником под роспись, либо изменением условий трудового договора, в котором прописываются условия совмещения профессий.

arealaw.ru

Я работаю учителем, нагрузка большая, хочу отказаться от части нагрузки.

Обратитесь к руководству учебного заведения с просьбой уменьшения нагрузки.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» I. Общие положения 1.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов). IV. Определение учебной нагрузки преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, основания ее изменения 4.1. Преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, определяется объем годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев. Учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется. 4.2. Преподавателям, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года, учебная нагрузка определяется из расчета ее объема на полный учебный год с последующим применением условий ее уменьшения, предусмотренных пунктом 4.4 настоящего Порядка. 4.3. Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется на количество оставшихся до конца учебного года полных месяцев. 4.4. В случае, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной нетрудоспособностью, определенный ему объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц. 4.5. В случае фактического выполнения преподавателем учебной (преподавательской) работы в день выдачи листка нетрудоспособности, в день отъезда в служебную командировку и день возращения из служебной командировки уменьшение учебной нагрузки не производится. 4.6. Средняя месячная заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском. 4.7. Преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, либо уменьшенной по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года.

www.9111.ru

Как правильно оформить изменение нагрузки педагога? | Вопросы подписчиков

Учитель был принят на 18 часов в неделю. трудовой договор составлен на 18 часов в неделю. С 1 марта учителю нагрузка увеличивается и будет составлять 24 часа (но это возможно только на этот учебный год). Как это правильно оформить? Мнения расходятся. Мы делаем дополнительное соглашение к трудовому договору или есть другие варианты?

Ответ на вопрос:

Об увеличении нагрузки нужно составить доп..соглашение к трудовому договору. Если это изменение производится по соглашению сторон и на определенный срок, то нужно это отразить в тексте соглашения. Уведомлять за 2 месяца в этом случае работника не нужно.

«Дополнить п. _____ Трудового договора от ______ № ________ частями 2 и 3 следующего содержания: Работнику на период с 01.03.2016 по 31.08.2016 установлена дополнительная педагогическая нагрузка 6 часов в неделю, за счет включения в индивидуальный учебный план ______ часов _ по _________________. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы

С 01.09.2016 года Работнику установлена нагрузка 18 часов

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как установить для педагогических работников учебную нагрузку

Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа сотрудников.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.

Популярные вопросы

Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.

Обо всех случаях изменения учебной нагрузки и их причинах работодатель должен уведомить педагогического работника в письменной форме как минимум за два месяца. Такое уведомление не требуется при изменении учебной нагрузки по обоюдному согласию сторон.

Это предусмотрено в пунктах 1.3–1.8 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 и пункте 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового

права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

© Материал из Системы Кадры
Готовые решения для службы персонала на budget.1kadry.ru
Дата копирования: 25.02.2016

25.02.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

Как написать отказ на изменение учебной нагрузки педагога?

Руководитель образовательной организации, учитель математики и физики по образованию, решила остаться только на преподавательской работе. В школе два учителя математики, общая нагрузка по учебному плану 40 часов. Учитель написал заявление о предоставлении ему на новый учебный год нагрузки в 29 часов, оставив бывшему руководителю 11 часов. Как правильно поступить? Как написать отказ на изменение учебной нагрузки педагога?

Для изменения учебной нагрузки педагога требуется согласие работодателя. Если работодатель не согласен на изменение учебной нагрузки, то требования учителя само по себе обязательной силы не имеет. Специальные основания для отказа не требуются.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией»
Скачать бесплатно в .pdf

Обоснование

Из рекомендации
Возможно ли изменить объем учебной нагрузки педагогическому работнику в течение учебного года?

Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) системы оплаты труда (в т. ч. тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Конкретные условия оплаты труда, в т. ч. объем учебной нагрузки, устанавливаются трудовым договором с конкретным работником (ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с п. 1.3 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок), утв. приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601, объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом согласно п. 1.6 Порядка объем учебной нагрузки педагогических работников, установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

Об изменениях учебной нагрузки педагога (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора (п. 18 Порядка).

Таким образом, при сокращении количества обучающихся, классов возможно изменить условия оплаты труда двумя способами: по соглашению сторон либо через уведомление в письменной форме*.

www.menobr.ru

Изменение нагрузки педагога | Школа и право

Педагогические работники нередко сталкиваются с изменением объёма учебной нагрузки. В данном материале мы рассмотрим а примере судебной практики необходимость уведомления педагога и получения согласия на изменение нагрузки.

Обязательное получение согласия требуется лишь при увеличении нагрузки. Это  указано в п. 1.7 Порядка определения учебной нагрузки, утвержденного Приказом Министерством образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014. Данный пункт закрепляет: «временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объёма учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговорённой в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения».

Когда учебная нагрузка снижается, получать согласие педагога не нужно, однако, работодатель обязан уведомить его не позднее, чем за два месяца до фактического снижения нагрузки (пункт 1.8 Порядка).

Так, старший преподаватель института обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав, компенсации морального вреда и выплате заработной платы. Требования мотивированы тем, что ей не была оплачена переработка выполненной педагогической нагрузки. Кроме того, работодатель в одностороннем порядке изменил нормы аудиторской нагрузки на основании приказа, с которым истица не была ознакомлена. Работодатель также не уведомил её в письменной форме.

Решением Свердловского районного суд г.Красноярска от 09.03.2016г. по делу № 2-1519/16 исковые требования удовлетворены.

Решение суда мотивировано следующим образом. Изменение педагогической нагрузки не является существенным изменением условий труда и допускается без согласия работника, поскольку объём нагрузки снижен. Вместе с тем, работодатель обязан был уведомить работника об изменении условий труда, установленных трудовым договором не менее чем за 2 месяца. 

Вместе с тем,  суды иногда принимают сторону педагога и ориентируются не только на указанный выше Порядок, который не обязывает получать согласие при уменьшении нагрузки.

Так, в процессе о восстановлении педагогической нагрузки, уменьшенной без согласия преподавателя физической культуры, суд опирался исключительно на Трудовой кодекс. При рассмотрении дела суд сделал вывод о том, что нормы учебной нагрузки лежат в основе оплаты труда педагогического работника, поэтому изменение условий трудового договора в данной части возможно исключительно с согласия обеих сторон договора.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 17.02.2016г. по делу № №2-559/16 действия по уменьшению педагогической нагрузки признаны незаконными, администрацию техникума обязали восстановить прежнюю нагрузку, а также выплатить недоначисленную и невыплаченную  заработную плату и компенсацию морального вреда. 

Нередки ситуации, когда педагог выражает своё несогласие с изменением учебной нагрузки, однако администрация школы всё равно её изменяет. В таких случая суд всегда принимает сторону педагога.

Так, после получения 3 группы инвалидности, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, совмещающему данную должность со ставкой «учителя», была изменена педагогическая нагрузка без её согласия. При ознакомлении с приказом об изменении педагогической нагрузки, было выражено несогласие, дополнительное соглашение к трудовому договору также не подписано. При издании приказа и составлении дополнительного соглашения работодатель ссылался на рекомендации индивидуальной программы реабилитации, однако из неё не усматривается невозможность работы в прежнем объёме. Для защиты своих прав гражданка обратилась в суд.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 05.09.2013г. по делу № 2-2769/2013 приказ директора школы об измени педагогической нагрузки признан незаконным и отменён, поскольку он был издан при отсутствии согласия самого работника. 

Учитель истории обратился в суд для обжалования уменьшения педагогической нагрузки без его согласия. Администрация школы произвела изменение педагогической нагрузки в связи с выходом из отпуска по уходу за ребенком другого учителя истории.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 28.07.2014г. по делу № 2-2658/14 приказ директора школы об изменении нагрузки признан незаконным и отменён.

Своё решение суд мотивировал тем, что выход из отпуска иного сотрудника не подтверждает наличие изменений организационных условий труда, которые явились бы основанием для изменения работодателем определенных сторонами условий трудового договора. 

Иногда изменение учебной нагрузки педагога администрация школы мотивирует объективными причинами, не зависимыми от её действий. Такие ситуации всегда рассматриваются индивидуально, оцениваются конкретные доводы.

Например, учитель русского языка и литературы обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что администрация школы направила ему уведомление об изменении учебной нагрузки и оформлении данного факта дополнительным соглашением к трудовому договору. Уведомление также содержало информацию о том, что в случае несогласия с изменением условий трудового договора, он будет расторгнут. Истец выразил своё несогласие, вследствие чего трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя.

В ходе рассмотрения дела суд сделал вывод о том, что объём учебной нагрузки истца был снижен вследствие перехода школы на односменное обучение 5-11 классов, а также распределения часов учебной нагрузки на три ставки учителей русского языка и литературы с фактическим занятием этих ставок педагогами. Таким образом, предложение работодателя о сокращении педагогической нагрузки было обусловлено объективными причинами, изменением организационных условий труда и невозможностью сохранения прежних условий трудового договора и само по себе о нарушении прав работника не свидетельствует. Кроме того, о предстоящем изменении организационных условий труда истец был извещен заблаговременно и надлежащим образом. Поскольку истец не согласился на работу в изменённых условиях, работодатель правомерно издал приказ об увольнении.

Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 14.10.2015г. по делу № 2-1495/2015 в удовлетворении исковых требований отказано. 

Встречаются и обратные ситуации. Учитель биологии обратилась в суд с требованием о признании приказа директора школы «о тарификации» незаконным в части уменьшения педагогической нагрузки истца. Иск мотивирован тем, что истцу было направлено уведомление об уменьшении часов по биологии до 5 часов и о предложении 14 часов биологии надомного обучения. При этом было произведено перераспределение часов биологии истца другим учителям. Свои действия администрация школы обосновала сокращением часов по предмету и тарификацией. Уведомление об уменьшении педагогической нагрузки было направлено после фактического уменьшения нагрузки истца, согласие на изменение нагрузки получено не было.

Решением Шебалинского районного суд Республики Алтай от 25.01.2016г. по делу № 2-3/2016 приказ о «тарификации» был признан незаконным в оспариваемой части, на школу возложена обязанность восстановить нарушенное право истца в полном объёме.

Разрешая спор, суд пришёл к следующим выводам. По мнению суда, руководитель школы не имеет права произвольно в нарушение принципа преемственности преподавания предметов в классах перераспределять учебную нагрузку между учителями при отсутствии объективных причин. Так же не имеет права уменьшать учебную нагрузку учителя, одновременно увеличивая нагрузку других учителей, тем более при высвобождении некоторого объема учебной нагрузки по предмету в связи с увольнением одного из учителей. Кроме того, суд подчеркнул, что коллективный договор прямо устанавливает согласование с профкомом приказа об установлении объема учебной нагрузки, доказательств которого не представлено. 

usperm.ru