Система приказов – Приказная система управления в Российском царстве
Приказная система управления в Российском царстве
Приказы – центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.
Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи – дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.
Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:
- Общегосударственные Приказы – общая система управления государством.
- Территориальные Приказы – система управления на отдельных территориях страны.
- Дворцовые Приказы – управление царским двором.
Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.
Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.
Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.
Общегосударственные Приказы
Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:
- Посольский (1549 – 1720) – внешняя политика и откуп военнопленных.
- Разрядный (1535 – 1711) – распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
- Большая казна – получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
- Оружейная палата – заведовал оружием.
- Пушкарский (1577 – 1700) – наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
- Стрелецкий (1555 – 1701) – управление наземными подразделениями (основа – стрельцы) в армии, в том числе казаками.
- Рейтарский (1649 – 1700) – управление конными войсками. Основная единица армии – рейтарские войска.
- Иноземный (1623 – 1701) – общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
- Поместный – распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
- Ямской – почтовая связь и сообщения между городами.
- Каменных дел – ведал каменным строительством в крупных городах.
Областные Приказы
Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.
Дворцовые Приказы
Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:
- Казенный – сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
- Большого дворца – все аспекты ведения хозяйства во дворце.
- Сокольничий – разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
- Конюшенный – содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
- Царская и Царицына мастерская палата – пошив одежды, драгоценностей и прочего.
Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.
Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.
istoriarusi.ru
15.Приказная система управления в XVII в.
I Коротко о главном
В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.
По содержанию отраслей управления приказы можно разделять на следующие направления.
1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:
Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.
2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.
3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.
4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.
5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.
Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.
II Подробно
Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.
Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились “служилые люди по отечеству” (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и “служилые люди по прибору” (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).
Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.
Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).
В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.
Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями)и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.
При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию – взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ.
Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ.
В деятельности
Российского государства большое значение
имел
Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.
Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанностьХолопьего приказазаключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.
На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались – по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданиемМалороссийского приказа, возвращение смоленских земель —Смоленского приказаи т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние “беспородных людей”. Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше—2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и “сидеть негде, стоя пишут”. Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.
studfiles.net
Приказная система
Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV — начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, — поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI — XVII вв. — это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод — Разрядный, поимкой преступников — Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.
Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих.
Стоглавый собор
В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений — «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.
Этот церковный собор принял следующие основные решения:
1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России;
2) о создании общерусского списка святых;
3) о принятии единого монастырского устава;
4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение;
5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания;
6) об учреждении училищ для священников;
7) о методах борьбы с ересями;
8) об утверждении структуры Русской православной церкви.
Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.
Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.
Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.
Военная реформа и реформа местного самоуправления
В 1550 г. в России впервые было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI века насчитывало 25 тысяч человек. Оно было набрано из отрядов пищальников. Стрельцы за свою службу получали денежное жалованье, государство также выдавало им оружие (в том числе, огнестрельное) и униформу. Кроме того, стрельцы имели собственное дело — ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход. Стрельцы делились на приказы (полки), во главе которых стояли полковники или стрелецкие головы. Важно заметить, что стрельцы не только участвовали в войнах, но и несли караульно-патрульную службу в городах. Общее руководство стрелецким войском осуществляло особое центральное ведомство — Стрелецкий приказ.
В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Служилые люди делились на две группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству — бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору — стрельцы, пушкари, городовые казаки).
В результате проведения реформы местного управления (1555-1556 гг.) была отменена система кормлений. Дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших губную избу (территориальный округ). Губные избы, подчинявшиеся Разбойному приказу, занимались поиском и наказанием «лихих людей», отводом земель, межеванием и сбором налогов. Главными функциями местного самоуправления были раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Вместо кормления (когда отдельная волость или город отдавалась “в корм” представителю “центра”) введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Основной налоговой единицей стала «большая соха», размеры которой зависели от количества и качества обрабатываемой земли.
studfiles.net
Приказная система
Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV — начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, — поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI — XVII вв. — это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод — Разрядный, поимкой преступников — Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.
Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих.
Стоглавый собор
В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений — «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.
Этот церковный собор принял следующие основные решения:
1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России;
2) о создании общерусского списка святых;
3) о принятии единого монастырского устава;
4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение;
5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания;
6) об учреждении училищ для священников;
7) о методах борьбы с ересями;
8) об утверждении структуры Русской православной церкви.
Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.
Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.
Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.
Военная реформа и реформа местного самоуправления
В 1550 г. в России впервые было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI века насчитывало 25 тысяч человек. Оно было набрано из отрядов пищальников. Стрельцы за свою службу получали денежное жалованье, государство также выдавало им оружие (в том числе, огнестрельное) и униформу. Кроме того, стрельцы имели собственное дело — ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход. Стрельцы делились на приказы (полки), во главе которых стояли полковники или стрелецкие головы. Важно заметить, что стрельцы не только участвовали в войнах, но и несли караульно-патрульную службу в городах. Общее руководство стрелецким войском осуществляло особое центральное ведомство — Стрелецкий приказ.
В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Служилые люди делились на две группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству — бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору — стрельцы, пушкари, городовые казаки).
В результате проведения реформы местного управления (1555-1556 гг.) была отменена система кормлений. Дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших губную избу (территориальный округ). Губные избы, подчинявшиеся Разбойному приказу, занимались поиском и наказанием «лихих людей», отводом земель, межеванием и сбором налогов. Главными функциями местного самоуправления были раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Вместо кормления (когда отдельная волость или город отдавалась “в корм” представителю “центра”) введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Основной налоговой единицей стала «большая соха», размеры которой зависели от количества и качества обрабатываемой земли.
studfiles.net
Система государственного управления. Приказы
Для управления страной требовалась отлаженная и хорошо работающая государственная машина. Для ведания отдельными отраслями были созданы органы государственного управления в виде приказов. Существовали Посольский, Разрядный, Поместный, Приказ большой казны. Существовали и территориальные органы управления, тоже в форме приказов, например, Приказ казанского дворца, Сибирский приказ.
XVII век был временем расцвета приказной системы. Как при любой бюрократизированной системе, число ее составляющих элементов должно было спонтанно вырастать. Количество приказов в иные годы достигало 50. Однако во второй половине XVII в., когда раздробленное и громоздкое приказное управление потеряло эффективность управления и не отвечало требованиям времени, в системе приказов проводится централизация. Родственные по кругу дел приказы либо объединялись в один, либо в несколько приказов, хотя и сохраняли свое самостоятельное существование, ставились под общее управление одного боярина. В роли управителя объединенными приказами чаще всего выступало доверенное лицо царя.
Объединены были приказы дворцового ведомства: Большого дворца, Дворцового судного, Каменных дел и Конюшенного. К приказам, которые получили общее управление, относились Посольский, Ямский и Военный, а также палаты Оружейных, Золотых и Серебряных дел. Боярину Ф. А. Головину было поручено управлять этими всеми приказами и палатами. Важным нововведением в приказном строе была организация Приказа тайных дел. Это было новое по тем временам учреждение, куда «бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя». Приказ тайных дел в отношении других приказов выполнял контрольные функции. Этот приказ был устроен для того, чтобы «царская мысль и дела исполнялись все по его (царскому) хотению».
Как уже упоминалось, начальниками большинства приказов были бояре или дворяне. Делопроизводство же держалось на постоянном штате дьяков и их помощников — подьячих. Хорошо овладев административным опытом, передаваемым из поколения в поколение, эти люди заправляли канцелярскими и всеми другими второстепенными делами приказов. Во главе таких важных приказов, как Разрядный, Поместный и Посольский, стояли думные дьяки. Думные дьяки имели право заседать в Боярской думе. Бюрократический элемент приобретал все большее значение в системе складывавшегося абсолютистского государства, что с одной стороны повышало управляемость отраслями и обширными областями, но с другой стороны делало решение мелочных вопросов очень неэффективным.
histerl.ru