Приказная система управления в Российском царстве

Приказы – центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи – дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы – общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы – система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы – управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 – 1720) – внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 – 1711) – распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна – получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата – заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 – 1700) – наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 – 1701) – управление наземными подразделениями (основа – стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 – 1700) – управление конными войсками. Основная единица армии – рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 – 1701) – общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный – распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской – почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел – ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный – сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца – все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий – разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный – содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата – пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

istoriarusi.ru

15.Приказная система управления в XVII в.

I Коротко о главном

В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.

По содержанию отраслей управления приказы можно разделять на следующие направления.

1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:

Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.

2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.

3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.

4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.

5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.

Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.

II Подробно

Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились “служилые люди по отечеству” (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и “служилые люди по прибору” (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями)и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию – взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ.

Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел

Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанностьХолопьего приказазаключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались – по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданиемМалороссийского приказа, возвращение смоленских земель —Смоленского приказаи т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние “беспородных людей”. Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше—2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и “сидеть негде, стоя пишут”. Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

studfiles.net

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV — начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, — поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI — XVII вв. — это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод — Разрядный, поимкой преступников — Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.

Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих.

Стоглавый собор

В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений — «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.

Этот церковный собор принял следующие основные решения:

1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России;

2) о создании общерусского списка святых;

3) о принятии единого монастырского устава;

4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение;

5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания;

6) об учреждении училищ для священников;

7) о методах борьбы с ересями;

8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.

Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.

Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

Военная реформа и реформа местного самоуправления

В 1550 г. в России впервые было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI века насчитывало 25 тысяч человек. Оно было набрано из отрядов пищальников. Стрельцы за свою службу получали денежное жалованье, государство также выдавало им оружие (в том числе, огнестрельное) и униформу. Кроме того, стрельцы имели собственное дело — ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход. Стрельцы делились на приказы (полки), во главе которых стояли полковники или стрелецкие головы. Важно заметить, что стрельцы не только участвовали в войнах, но и несли караульно-патрульную службу в городах. Общее руководство стрелецким войском осуществляло особое центральное ведомство — Стрелецкий приказ.

В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Служилые люди делились на две группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству — бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору — стрельцы, пушкари, городовые казаки).

В результате проведения реформы местного управления (1555-1556 гг.) была отменена система кормлений. Дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших губную избу (территориальный округ). Губные избы, подчинявшиеся Разбойному приказу, занимались поиском и наказанием «лихих людей», отводом земель, межеванием и сбором налогов. Главными функциями местного самоуправления были раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Вместо кормления (когда отдельная волость или город отдавалась “в корм” представителю “центра”) введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Основной налоговой единицей стала «большая соха», размеры которой зависели от количества и качества обрабатываемой земли.

studfiles.net

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV — начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, — поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI — XVII вв. — это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод — Разрядный, поимкой преступников — Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.

Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих.

Стоглавый собор

В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений — «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.

Этот церковный собор принял следующие основные решения:

1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России;

2) о создании общерусского списка святых;

3) о принятии единого монастырского устава;

4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение;

5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания;

6) об учреждении училищ для священников;

7) о методах борьбы с ересями;

8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.

Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.

Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

Военная реформа и реформа местного самоуправления

В 1550 г. в России впервые было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI века насчитывало 25 тысяч человек. Оно было набрано из отрядов пищальников. Стрельцы за свою службу получали денежное жалованье, государство также выдавало им оружие (в том числе, огнестрельное) и униформу. Кроме того, стрельцы имели собственное дело — ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход. Стрельцы делились на приказы (полки), во главе которых стояли полковники или стрелецкие головы. Важно заметить, что стрельцы не только участвовали в войнах, но и несли караульно-патрульную службу в городах. Общее руководство стрелецким войском осуществляло особое центральное ведомство — Стрелецкий приказ.

В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Служилые люди делились на две группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству — бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору — стрельцы, пушкари, городовые казаки).

В результате проведения реформы местного управления (1555-1556 гг.) была отменена система кормлений. Дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших губную избу (территориальный округ). Губные избы, подчинявшиеся Разбойному приказу, занимались поиском и наказанием «лихих людей», отводом земель, межеванием и сбором налогов. Главными функциями местного самоуправления были раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Вместо кормления (когда отдельная волость или город отдавалась “в корм” представителю “центра”) введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Основной налоговой единицей стала «большая соха», размеры которой зависели от количества и качества обрабатываемой земли.

studfiles.net

Система государственного управления. Приказы

Для управления страной требовалась отлаженная и хорошо работающая государственная машина. Для ведания отдельными отраслями были созданы органы государственного управления в виде приказов. Существовали Посольский, Разрядный, Поместный, При­каз большой казны. Существовали и территориальные органы управления, тоже в форме приказов, напри­мер, Приказ казанского дворца, Сибирский приказ.

XVII век был временем расцвета приказной системы. Как при любой бюрократизированной системе, число ее составляющих элементов должно было спонтанно вырастать. Количество приказов в иные годы достигало 50. Однако во второй половине XVII в., когда раздробленное и громоздкое приказное управление потеряло эффективность управления и не отвечало требованиям времени, в системе приказов прово­дится централизация. Родственные по кругу дел приказы либо объединялись в один, либо в несколько приказов, хотя и сохраняли свое самостоятельное существование, ставились под общее управление одного боярина. В роли управителя объединенными приказами чаще всего выступало доверенное лицо царя.

Объединены были приказы дворцового ведомства: Большого дворца, Дворцового судного, Каменных дел и Конюшенного. К приказам, которые получили общее управление, относились Посольский, Ямский и Военный, а также палаты Оружейных, Золотых и Серебряных дел. Боярину Ф. А. Головину было поручено управлять этими всеми приказами и палатами. Важным нововведением в приказном строе была орга­низация Приказа тайных дел. Это было новое по тем временам учреждение, куда «бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя». При­каз тайных дел в отношении других приказов выполнял контрольные функции. Этот приказ был устроен для того, чтобы «царская мысль и дела исполнялись все по его (царскому) хотению».

Как уже упоминалось, начальниками большинства приказов были бояре или дворяне. Делопроизводство же держалось на постоянном штате дьяков и их помощников — подьячих. Хорошо овладев административным опытом, передаваемым из поколения в поколение, эти люди заправляли канцелярскими и всеми другими второстепенными делами приказов. Во главе таких важных приказов, как Разрядный, Поместный и Посольский, стояли думные дьяки. Думные дьяки имели право заседать в Боярской думе. Бюрократи­ческий элемент приобретал все большее значение в системе складывавшегося абсолютистского государства, что с одной стороны повышало управляемость отраслями и обширными областями, но с другой стороны делало решение мелочных вопросов очень неэффективным.

histerl.ru