Приказ, распоряжение (по основной деятельности) – Нормативные акты о делопроизводстве и законы об архивном деле

Приказ – это правовой акт, который создается единолично руководителем организации (лицом, исполняющим его обязанности), в целях разрешения вопросов основной деятельности или по личному составу.

Распоряжение – это правовой акт, который издается руководителем организации преимущественно по оперативным вопросам деятельности организации, в том числе по вопросам, связанным с организацией по исполнению приказов, инструкций и др. нормативно-правовых актов, доведения решений руководства до работников структурных подразделений.

Чем отличается приказ от распоряжения? Распоряжение отличается от приказа тем, что не подразумевает беспрекословного подчинения и исполнения, а является всего лишь указанием наиболее подходящей формы действия, решения. Таким образом, если отвечать еще более понятным и простым языком, приказ требует подчинения, а распоряжение всего лишь согласия.

Чтобы убрать разноплановое толкование, в организациях (учреждениях, компаниях, обществах) приказ и распоряжение имеют равную силу. Они направлены на подчинение и строгое выполнение описанного в ОРД.

Правила заполнения приказов, распоряжений (по основной деятельности)


ОРД начинается с заголовка к тексту, отражающий краткое содержание документа, который отвечает на вопрос «О чем?» и начинается с отглагольного существительного «О выполнении…», «Об оплате…» и т.п. Заголовок печатают полужирным шрифтом Times New Roman размером № 13-14, выравнивается по центру, точка не ставится в конце заголовка.

Текст состоит из двух основных частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части предельно кратко излагаются цели и причины выпуска ОРД, дается ссылка на соответствующий документ, допускается приводить тексты отдельных решений органов государственного управления. При изложении извлечений из решений органов государственного управления пишется слово «в частности». В приказе, который издается на основании другого документа, в констатирующей части указывают название этого документа, его дату, номер и заголовок. Например:

«Во исполнение поручения ………… от 07 октября 20__ г. № ».
Констатирующая часть ОРД может начинаться словами «В соответствии», «В целях», «Во исполнение» и др. и заканчивается словом «приказываю», после которого ставится двоеточие.

Если приказ не имеет констатирующей части, то печатается слово «приказываю» с двоеточием, затем – распорядительная часть. Слово «приказываю» печатают с новой строки от нулевого положения табулятора строчными буквами вразрядку полужирным шрифтом:
приказываю:
В совместном приказе перед распорядительной частью от нулевого положения табулятора буквами пишется слово приказываем:
Констатирующая часть распоряжения завершается двоеточием.

Распорядительная часть делится на пункты и подпункты. Они обозначаются арабскими цифрами. Каждый пункт (подпункт) должен содержать только одно поручение по одному вопросу и при необходимости срок исполнения.

В тех случаях, когда нужно записать одному ответственному исполнителю несколько разных заданий, то ответственный исполнитель указывается в основном пункте один раз, а поручения разносятся в отдельные подпункты. Каждый подпункт печатают с красной строки с заглавной буквы и отделяют один от другого точкой.

Если ОРД предусматривается образование комиссии (рабочей группы), то в ее составе первым указывается председатель комиссии (руководитель рабочей группы), затем его заместитель (заместители) и далее члены комиссии (рабочей группы) в алфавитном порядке независимо от их должности.

Если ОРД отменяет или изменяет (дополняет) ранее изданный документ (отдельные его положения), то в распорядительную часть ОРД включают соответствующий пункт, который начинают словами «Признать утратившими силу…», «Дополнить…», «Внести в… следующие изменения:», с указанием пунктов (подпунктов, абзацев), даты, номера и заголовка отменяемого или изменяемого документа. Этот пункт помещают, как правило, в конце распорядительной части приказа.

Последний пункт распорядительной части текста должен содержать сведения о должностном лице организации, на которое возлагается контроль за исполнением ОРД и которое должно обладать достаточными должностными полномочиями в отношении адресатов предписаний ОРД в соответствующей сфере деятельности организации и является одним из этих адресатов.

В конкретных случаях контроль за исполнением ОРД может возлагаться на генерального директора. Тогда в последнем пункте пишется формулировка: «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».

Отдельные задания, поясняющие или дополняющие содержание ОРД (в том числе включающие цифровые данные), оформляют как приложения к приказу

, на которые в соответствующих пунктах распорядительной части приказа должна быть ссылка (как правило, «согласно приложению»). На первой странице приложения в правом верхнем углу проставляют отметку о приложении (нумерационный заголовок), в котором указывают дату и номер приказа организации:

Приложение
к приказу (распоряжению)
_____________ от
________№

Приложения заканчивают чертой, расположенной по центру, на расстоянии трех межстрочных интервалов от последней строки текста. Длина черты 3-4 см.

Нумерацию страниц ОРД, каждого приложения к нему и утверждаемого ОРД документа производят отдельно.

Если утверждаемый ОРД документ (положение, порядок, регламент, правила, инструкция и др.) имеет приложения, которые поясняют или дополняют содержание этого документа, нумерация страниц такого документа и приложений к нему должна быть сквозной (единой).

При наличии приложений каждое из них визируется исполнителем и руководителем подразделения Корпорации, подготовившим проект, а также руководителями подразделений, в ведении которых находятся предусмотренные в приложении вопросы, задания.

К проекту ОРД должен прилагаться Лист согласования. Лист согласования готовится инициатором ОРД и прикладывается к направляемому на согласование проекту документа. Виза согласования включает должность визирующего, личную подпись, расшифровку подписи, а также даты получения проекта документа на согласование и фактическую дату согласования проекта документа.

Направленный на согласование проект ОРД последовательно представляется на визирование лицам в порядке, указанном в Листе согласования. Работники, участвующие в процедуре согласования ОРД, визируют полученный документ или, в случае несогласия с отдельными положениями проекта документа, представляют свои замечания/предложения в течение одного рабочего дня.

Замечания относительно необходимости внесения изменений в проект ОРД, излагаются в Листе согласования или в приложении к нему.

Завизированный проект ОРД представляется на визирование следующему в Листе согласования лицу, а в случае отказа от визирования – возвращается исполнителю проекта ОРД.

Внесение принципиальных изменений в проект ОРД влечет автоматическое создание новой версии (редакции) проекта ОРД, что требует повторного визирования проекта ОРД.

Если в ходе согласования проекта ОРД возникли разногласия, которые не были разрешены в рабочем порядке, руководитель подразделения организации, подготовившего проект ОРД, проводит согласительное совещание с участием руководителей подразделений организации (или их представителей, уполномоченных принимать решение по рассматриваемому документу), которые имеют замечания по проекту, и при необходимости представителя правового управления (отдела).

Руководитель подразделения организации, который имеет замечания по проекту ОРД в целом или по его отдельным положениям, может изложить свое мнение с соответствующей мотивировкой на проекте ОРД или отдельном листе. В этом случае он проставляет свою подпись (визу), рядом с которой пишет: «С замечаниями» или «Замечания прилагаются».

Проект ОРД, за исключением кадровых приказов, завизированный всеми должностными лицами, в соответствии с листом согласования передается в отдел управления делами для проверки оформления, смысловых акцентов, логики изложения документа, редактирования (устранения возможных грамматических и стилистических ошибок) и передачи документа на подпись руководителям организации.

Общий срок согласования документа не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня внесения на согласование, если иной срок не указан исполнителем документа.

К проекту ОРД, представляемому на подпись, должны прилагаться документы, во исполнение которых подготовлен проект, и при необходимости документы (копии документов), на которые имеется ссылка в подготовленном проекте ОРД.

Если проект ОРД подготовлен в инициативном порядке (при необходимости и в других случаях), к нему прилагают пояснительную записку, которая должна содержать обоснование целесообразности его принятия, а также возможные последствия реализации предлагаемых решений.

Подписание приказа осуществляется генеральным директором организации или лицом, им уполномоченным.

Подписание распоряжения осуществляется генеральным директором и заместителями генерального директора организации в пределах их полномочий. Подпись включает должность лица, подписавшего ОРД, личную подпись и расшифровку подписи (инициалы, фамилия).

Регистрационным номером ОРД является его порядковый номер в пределах массива этого вида документов в течение календарного года.

Регистрационным номером распоряжения является его номер по порядку в пределах массива этого вида документов в течение календарного года, к которому добавляется строчная буква «р». Например, № 15р.

naar.ru

Приказ – это… Что такое Приказ?

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации в целях реализации ее основных и оперативных задач.

08.04.98                                               ПРИКАЗ                                        № 199

г. москва

Об утверждении методик расчета выбросов

С целью обеспечения единого подхода к расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ из резервуаров (приложение 1), Методику расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках (приложение 2).

2. Управлению государственного экологического контроля и безопасности окружающей среды (Куценко) и территориальным органам Госкомэкологии России принять к руководству методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров и при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель                     (роспись)                                          В.И. Данилов-Данильян

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

62. Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку (форма № Т-9а) применяется для оформления и учета направления работника(ов) в командировку(и). Приказы заполняются работником кадровой службы на основании служебного задания, подписываются руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. В приказе о направлении в командировку указываются фамилия(ии) и инициалы, структурное подразделение, должность (специальность, профессия) командируемого(ых), а также цель, время и место(а) командировки.

При необходимости указываются источники оплаты сумм командировочных расходов, другие условия направления в командировку.

14. Приказ МПР России от 02.12.02 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».

15. title=”Канализация. Наружные сети и сооружения”. Канализация. Наружные сети и сооружения.

normative_reference_dictionary.academic.ru

Чем отличается приказ от распоряжения?

Чем отличается приказ от распоряжения, законодательная практика не говорит — более того, эти термины в нормативно-правовых актах используются как синонимы. Тем не менее существуют сформировавшиеся в процессе делопроизводства различия как в форме, так и в содержании этих документов. 

Что такое приказ и распоряжение

Чем отличается приказ от распоряжения

Нормативные документы, регламентирующие документооборот 

Что такое приказ и распоряжение

Приказ и распоряжение — это локальные правовые акты (ЛПА), издаваемые руководящим составом юридического лица, государственного органа или административного субъекта. Приказ и распоряжение представляют собой задокументированное решение руководящих работников по организационным, оперативным, кадровым и иным вопросам деятельности организации.

Важно! Оба этих документа имеют область применения, ограниченную юрисдикцией того субъекта, руководитель которого их подписал.

И приказ, и распоряжение регламентируют, как правило, внутреннюю работу субъекта, однако могут затрагивать взаимоотношения с другими субъектами права в той мере, в какой это касается выполнения обязанностей сотрудников, ответственных за исполнение приказа или распоряжения.

Чем отличается приказ от распоряжения

В отличие от норм законодательства в практике документооборота решения, которые оформляются приказами и распоряжениями, имеют отличия. Существуют неофициальные правила определения ситуаций, в которых составляются приказ или распоряжение. Итак, чем отличается распоряжение от приказа?

 

Распоряжение

Приказ

Срок действия

Короткий

Длительный

Условие прекращения действия

Действительно до момента исполнения

Действителен до отмены

Подписант

Руководитель субъекта, руководители филиалов, подразделений и отделов

Руководитель субъекта

Возможность внесения изменений

Как правило, переиздаются

Можно вносить изменения

Круг решаемых вопросов

Оперативные вопросы

Правовые отношения

Рассмотрим различия между приказом и распоряжением по порядку.

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Приказ — это ЛПА, формирующий основу для правоотношений, поэтому имеет, как правило, длительный срок действия, не ограниченный наступлением какого-либо события. В качестве примера можно привести приказ о назначении сотрудника на работу. Кроме того, при необходимости в приказы могут быть внесены изменения.

Распоряжение — это документ оперативного порядка, и действует оно до момента исполнения решения, которое легло в основу документа. Примером может служить распоряжение о создании рабочей группы, которая действует до решения порученного ей вопроса.

Издавать приказы, как правило, имеет право директор субъекта, который распоряжением может дать временное или постоянное право подписания приказов своему заместителю или ряду должностных лиц организации. Перечень лиц, уполномоченных издавать распоряжения, гораздо шире.

Самое же большое различие между распоряжением и приказом заключается в круге решаемых вопросов. Если приказ является основой для начала или изменения правоотношений, то распоряжение — это решение оперативных вопросов, вытекающих из существующих правоотношений, в том числе установленных приказом.

Проиллюстрировать это можно на следующих примерах:

Различия в приказе и распоряжении

Приказ о приеме сотрудника на работу

Распоряжение о возложении обязанностей на сотрудника на время отпуска

Приказ об утверждении положения об учетной политике

Распоряжение о проведении инвентаризации

Приказ об утверждении типовой должностной инструкции

Распоряжение о внесении изменений в должностные инструкции в связи с изменением наименования должностей

Кроме перечисленных выше, существуют отличия по форме составления документов. Распоряжения, как правило, не имеют заголовков, а начинаются словами «распоряжаюсь» или «обязываю». Приказы имеют заголовок («Приказ»), распорядительная часть этого документа начинается со слова «приказываю».

Хозяйствующий субъект вправе как вносить изменения в типовую форму приказа и распоряжения, так и утверждать типовые формы самостоятельно.

Нормативные документы, регламентирующие документооборот

Определение приказа (распоряжения) приводится в ряде нормативных документов, изданных Федеральной архивной службой. Следует отметить, что существующие нормативные акты используют эти термины как синонимы, хотя и описывают различия, которые имеются в их составлении.

Важно! В правовом поле принципиальных различий между приказом и распоряжением нет.

Требования к оформлению приказов и распоряжений приведены в ведомственных нормативно-правовых актах, но в целом они практически идентичны.

Нормативных документов, рекомендуемых для использования сотрудниками частных хозяйствующих субъектов, нет. Поэтому они, составляя приказы и распоряжения, могут руководствоваться общими правилами делопроизводства и документооборота.

nsovetnik.ru

ПРИКАЗ – это… Что такое ПРИКАЗ?

1) отраслевой (Посольский. Поместный, Разбойный и др.) или территориальный (Нижегородский, Сибирский и др.) орган центрального управления в Московском княжестве в XIII- XV вв. и в Русском государстве в XV- XV11I вв. П. осуществляли не только административные, но и судебные функции. Отдельный П. возглавлял боярин, под началом которого находились приказные дьяки и писцы. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, третями или четвертями. Петр ^ликвидировал П. как не отвечавшие задачам неограниченной монархии и учредил коллегии;

2)правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД. директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия. П. должен соответствовать требованиям. предъявляемым к его оформлению. В начале П. необходимо поместить такие его реквизиты, как: точное наименование органа, принявшего правовой акт, название документа, а возможно, и краткое его содержание, номер и дата принятия: в конце П. должна стоять подпись должностного лица или нескольких лиц. уполномоченных на принятие подобных юридических документов, место принятия П. Структурно П. состоит из двух частей: вводной (преамбулы) и распорядительной (приказной). Иногда вводную часть П. подразделяют на описательную и мотивировочную. Различают нормативные и ненормативные П. Ненормативные П. распространяются на конкретных субъектов правоотношений, наделяя их определенными правами и обязанностями. поэтому за нарушение П. виновный несет юридическую ответственность как за нарушение предписаний

нормативного акта. на основании или во исполнении которого он был принят. Нормативные П. отличаются от ненормативных (актов индивидуального применения права) неконкретностью адресатов, возможностью неоднократного применения правового предписания. П. нормативного характера принимают в основном федеральные органы исполнительной власти во исполнение актов высших органов государственной власти либо по их поручению, а также согласно своей компетенции. В связи с этим данные акты можно подразделить на компе-тенционные и делегированные. П. федеральных органов, как правило, регулируют внутриорганизационную деятельность аппарата управления и должностных лиц, включая вопросы создания, реорганизации, ликвидации органов или структурных подразделений, определения их задач и функций, правового регулирования различных направлений служебной деятельности, прохождения службы и т.д. Вместе с тем нормативные П. могут носить и надведомственный характер, регулировать отношения федерального органа власти и граждан (акты внешнего (вневедомственного) действия) (см. Нормативный акт). Федеральные органы исполнительной власти принимают, как правило, смешанные акты, содержащие разнородные по юридической природе предписания – как нормативные, так и индивидуальные, в связи с нецелесообразностью принятия нескольких актов, регулирующих один и тот же вопрос. Организации и предприятия для регулирования внутренних вопросов принимают П. нормативного характера. действующие только в их пределах (локальные П.). Локальные П. нормативного характера вступают в силу с момента их регистрации в канцелярии организации или предприятия.

Лист..\’Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. II. М.. 1982; Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. М.,1994.

Арзамасов Ю.Г.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

Устав внутренней службы ВС РФ

Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения.

39. Приказ – распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.
Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).
Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.
40. Приказание – форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно.
42. Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.
43. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» – и затем выполняет его.
При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, – обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.
Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.
О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.
Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
44. Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий прямой начальник.
45. Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от старшего командира (начальника) новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа выполняет его.
Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу.

Вопросы контроля и самоконтроля

№ п.п.

Наименование вопроса

Статья

1

Что такое приказ?

39

2

В каком виде может быть отдан приказ?

39

3

Что такое приказание?

40

4

Действия военнослужащего при получении приказа и после его выполнения.

43

5

Кто имеет право отменить приказ (приказание)?

44


xn—-btbkgwqdm.xn--p1ai

ПРИКАЗЫ – это… Что такое ПРИКАЗЫ?

  • ПРИКАЗЫ — в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… …   Современная энциклопедия

  • Приказы — в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРИКАЗЫ — органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали… …   Юридический словарь

  • ПРИКАЗЫ — 1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.2) Местные органы дворцового управления в 16 17 вв.3) Название стрелецких полков в 16 17 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • Приказы — 1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.; 2) местные органы дворцового управления в 16 17 вв.; 3) название стрелецких полков в 16 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • приказы — 1) органы центрального управления в России XVI  начала XVIII вв. В основе имели судебную функцию (Земский приказ, Поместный приказ, Казённый приказ, Посольский приказ и др.). Наряду с общегосударственными были приказы с областной компетенцией… …   Энциклопедический словарь

  • ПРИКАЗЫ — ORDERSТермин имеет следующие значения1. Письменные П. произвести ден. платеж, такие, как чеки, переводные векселя, платежные поручения и т. п.2. Указание брокеру на покупку или продажу ценных бумаг или товаров.На фондовом рынке П. клиентов… …   Энциклопедия банковского дела и финансов

  • Приказы — органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Приказы —         органы центрального управления в России 16 начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в.          Зарождение… …   Большая советская энциклопедия

  • ПРИКАЗЫ — органы центр. управления в России 16 нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина приказ , употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60 х гг. 16 в. Складывание приказной системы… …   Советская историческая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Понятие и значение слова “приказ”. Что такое приказ? :: SYL.ru

    Богатство русского языка может приводить в недоумение не только иностранцев, иногда приходится уточнять смысл слов или выражений, чтобы не допустить непонимания и разночтений. Например, очень простым кажется слово “приказ”. Что такое приказ, может сказать практически каждый человек, но многим бывает трудно уловить, как в него можно пойти. Преподаватели русской литературы отмечают, что половина сложностей с изучением классических произведений связаны как раз с быстрыми изменениями в языке.

    Значение слова

    Если обратиться к академическим словарям, то чаще всего указывается, что это авторитетное распоряжение лица, обладающего соответствующей мерой власти, согласно которой он может принимать волевые решения, обязательные для исполнения подчинёнными лицами. При этом стоит разделять письменный и устный приказ. Что такое на самом деле устное распоряжение? В ряде случаев невозможно ни проверить соответствие результата, ни подтвердить свою правоту. Исключительно «моё слово против слова начальника», даже наличие свидетелей разговора может оказаться несущественным. Стоит положиться именно на соответствие административным нормам.

    Определение в законодательных рамках

    Официально речь идёт именно о документе, который так и называется — приказ. Что такое в административном праве приказ и чем он отличается от распоряжения? В административном праве существует такое понятие, как «акт управления». То есть это акт, соответствующим образом оформленный в письменном виде и зарегистрированный, подписанный уполномоченным лицом или группой лиц, заверенный печатью.

    Приказ имеет больший вес, чем распоряжение, несмотря на то что между этими понятиями часто ставят знак равенства. Например, распоряжения вполне достаточно, чтобы решить какие-то внутренние вопросы организации или учреждения. Приказ был бы избыточным проявлением бюрократии. Таким образом, приказ – это документ, подлежащий исполнению.

    Разговорное значение слова “приказ”

    В повседневной речи чаще всего имеется в виду не документ, административный кодекс вспоминают гораздо реже. Разговорная речь формируется под влиянием многочисленных факторов, и искусство тут играет не последнюю роль. Огромная популярность фильмов, книг и песен на военную тематику, романтизация войны, Владимир Высоцкий убедительно воспевает лязг боевых колесниц, смысл атаки и тайну слова «приказ». Что такое приказ с этой точки зрения?

    Командир обрисовал задачу, и подчинённые самоотверженно исполнили, даже если это стоило им жизни. Невыполнение приказа — преступление, предательство, ужасный поступок. И только в последнее время начали с оглядкой говорить о том, что приказы могут быть преступными, их можно и нужно подвергать сомнению, не выполнять, игнорировать и так далее. То есть в соответствии с академическим определением властное распоряжение должно находиться в рамках законодательства и конституции.

    Синонимы и уместность их использования

    В самом определении уже содержится смысловой синоним, который нельзя назвать однозначным. Приказ называют распоряжением, повелением, постановлением, даже требованием, хотя это не совсем верно. Но здесь приходится учитывать влияние контекста. Например, значение судебного приказа абсолютно однозначно, любые попытки вставить синонимы будут неуместны и нарушат смысл документа, его форму и соответствие правовым нормам. В данном случае речь идёт о властном «распоряжении» к судебным исполнителям от органа, обладающего полной мерой власти в рассматриваемой ситуации.

    Синонимы уместны в художественной речи, чтобы сделать текст более разнообразным и выпуклым, избежать тавтологий и ненужных повторений, добиться благозвучности. В стихосложении синонимы позволяют добиться идеальной рифмы или размера при сохранении общего смысла.

    Устаревшие и производные слова, их значение и употребление

    В классической литературе можно встретить такое выражение, как «отправился в приказ на службу». Чаще всего события происходят в XVI или XVII веке, и имеется в виду государственное учреждение, которое управляет какой-то отдельной отраслью. Так что просьба учителя «объясните значение слова «приказ» призвана убедиться в том, что ученик понимает смысл прочитанного.

    А вот приказчик хоть и устаревшее слово, но профессия и по сей день крайне популярная. Только сейчас она называется «менеджер» — эта современная специализация ближе всего по смыслу к сути работы приказчика. В торговых лавках так называли продавцов, помещики нанимали приказчиков в имения — в данном случае имеется в виду помощник, эконом, управляющий. При этом «душеприказчик» – это лицо, ответственное за выполнение распоряжений, высказанных в завещании усопшего.

    Можно встретить также слово «приказанье», которое полностью соответствует понятию «приказ» в смысле волевого распоряжения, обязательного для подчинённых. Но это устаревшая форма слова, в современной речи встречается крайне редко.

    www.syl.ru