Содержание

Федеральный закон от 06.04.2015 г. № 82-ФЗ • Президент России

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
          Федерации в части отмены обязательности печати
                       хозяйственных обществ

     Принят Государственной Думой               27 марта  2015 года
     Одобрен Советом Федерации                   1 апреля 2015 года

    (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 г. N 361-ФЗ;
       от 25.11.2017 г. N 328-ФЗ; от 31.12.2017 г. N 504-ФЗ)

     Статья 1

     Подпункт  5  пункта  1  статьи  10-2  Федерального  закона  от
22 ноября  1995 года  N 171-ФЗ   "О государственном   регулировании
производства   и   оборота   этилового   спирта,   алкогольной    и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления  (распития)
алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от  7 января
1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 48, ст. 4553; 1999,  N 2, ст. 245;  2005,  N 30,  ст. 3113;
2011, N 30, ст. 4566) после слов "организации и" дополнить  словами
"(при наличии печати)".

     Статья 2

     Пункт 7 статьи 2 Федерального закона от  26 декабря  1995 года
N 208-ФЗ  "Об акционерных  обществах"  (Собрание   законодательства
Российской Федерации,  1996,  N 1,  ст. 1;  2001,  N 33,  ст. 3423)
изложить в следующей редакции:
     "7. Общество вправе иметь печать, штампы  и  бланки  со  своим
наименованием, собственную эмблему, а  также  зарегистрированный  в
установленном   порядке   товарный   знак   и    другие    средства
индивидуализации.  Федеральным  законом  может  быть  предусмотрена
обязанность общества использовать печать.
     Сведения  о  наличии  печати  должны  содержаться   в   уставе
общества.".

     Статья 3

     Абзац девятый пункта 1 статьи 913  части  второй  Гражданского
кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства  Российской
Федерации, 1996, N 5,  ст. 410)  дополнить  словами  "(при  наличии
печатей)".

     Статья 4

     Внести в Федеральный  закон  от  22 апреля  1996 года  N 39-ФЗ
"О рынке  ценных  бумаг"  (Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2002, N 52, ст. 5141; 2006,  N 31,
ст. 3437; 2007, N 1, ст. 45; N 50, ст. 6247;  2011,  N 7,  ст. 905;
N 23,  ст. 3262;  N 48,  ст. 6728;  2012,  N 25,  ст. 3269;   N 53,
ст. 7607;  2013,  N 30,  ст. 4084;  N 52,  ст. 6985;  2014,   N 30,
ст. 4219) следующие изменения:
     1) абзац четырнадцатый пункта 1 статьи  17  дополнить  словами
"(при наличии печати)";
     2) абзац одиннадцатый  части  четвертой  статьи  18  дополнить
словами "(при наличии печати)";
     3) пункт 10 статьи  27-5-3  дополнить  словами  "(при  наличии
печати)".

     Статья 5

     (Утратила силу - Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 361-ФЗ)

     Статья 6

     Пункт 5 статьи 2 Федерального закона  от  8 февраля  1998 года
N 14-ФЗ "Об обществах с  ограниченной  ответственностью"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998,  N 7,  ст. 785;  2009,
N 1, ст. 20) изложить в следующей редакции:
     "5. Общество вправе иметь печать, штампы  и  бланки  со  своим
наименованием, собственную эмблему, а  также  зарегистрированный  в
установленном   порядке   товарный   знак   и    другие    средства
индивидуализации.  Федеральным  законом  может  быть  предусмотрена
обязанность общества использовать печать.
     Сведения  о  наличии  печати  должны  содержаться   в   уставе
общества.".

     Статья 7

     Внести в  Федеральный  закон  от  16 июля  1998 года  N 102-ФЗ
"Об ипотеке  (залоге  недвижимости)"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 1998, N 29,  ст. 3400;  2002,  N 7,  ст. 629;
2005, N 1, ст. 42; 2008,  N 52,  ст. 6219;  2010,  N 25,  ст. 3070;
2011, N 50, ст. 7347; 2013, N 19, ст. 2328) следующие изменения:
     1) (Утратил        силу        -       Федеральный       закон
от 25.11.2017 г. N 328-ФЗ)
     2) абзац пятый пункта 1  статьи  17  дополнить  словами  "(при
наличии печати)";
     3) пункт 2 статьи 25 после слова "печатью"  дополнить  словами
"(при наличии печати)".

     Статья 8

     Внести в статью 16 Федерального закона от 21 декабря 2001 года
N 178-ФЗ   "О приватизации   государственного   и    муниципального
имущества" (Собрание законодательства Российской  Федерации,  2002,
N 4, ст. 251; 2005, N 30,  ст. 3101;  2011,  N 27, ст. 3880;  N 29,
ст. 4292) следующие изменения:
     1) абзац четвертый пункта 1 после слов  "печатью  юридического
лица" дополнить словами "(при наличии печати)";
     2) абзац первый пункта  2  после  слов  "печатью  претендента"
дополнить словами "(при наличии печати)".

     Статья 9

     Часть пятую статьи 230 Трудового кодекса Российской  Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1,  ст. 3;
2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2009,  N 19,  ст. 2270)
дополнить словами "(при наличии печати)".

     Статья 10

     Часть  5  статьи  61  Арбитражного   процессуального   кодекса
Российской   Федерации   (Собрание   законодательства    Российской
Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2009,  N 29,  ст. 3642)  дополнить
словами "(при наличии печати)".

     Статья 11

     Часть третью статьи 53  Гражданского  процессуального  кодекса
Российской   Федерации   (Собрание   законодательства    Российской
Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2007, N 43, ст. 5084; 2013,  N 27,
ст. 3477) дополнить словами "(при наличии печати)".

     Статья 12

     Часть 2 статьи 54 Федерального закона от  2 октября  2007 года
N 229-ФЗ      "Об исполнительном      производстве"       (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2007,   N 41,   ст. 4849)
дополнить словами "(при наличии печати)".

     Статья 13

     Часть 10 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года
N 294-ФЗ  "О защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей  при   осуществлении   государственного   контроля
(надзора) и  муниципального  контроля"  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014,  N 42,  ст. 5615)
дополнить словами "(при наличии печати)".

     Статья 14

     Внести в Федеральный закон  от  27 ноября  2010 года  N 311-ФЗ
"О таможенном  регулировании  в  Российской  Федерации"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252;  2014,
N 11, ст. 1098; N 19, ст. 2318, 2320) следующие изменения:
     1) часть  6  статьи  39  после  слов   "печатью   организации"
дополнить словами "(при наличии печати)";
     2) пункт 6 части 3 статьи 90 после слова  "печатью"  дополнить
словами "(при наличии печати)";
     3) пункт 2 части 5 статьи 177 дополнить словами "(при  наличии
печати)";
     4) пункт  1  статьи  184  дополнить  словами   "(при   наличии
печати)".

     Статья 15

     Внести в  Федеральный  закон  от  5 апреля  2013 года  N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ,  услуг  для
обеспечения  государственных  и   муниципальных   нужд"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652;  N 52,
ст. 6961;  2014,  N 23,  ст. 2925;  2015,  N 1,  ст. 51)  следующие
изменения:
     1) в статье 51:
     а) подпункт "в" пункта 1 части 2 после слов "печатью участника
открытого конкурса" дополнить словами "(при наличии печати)";
     б) часть 4 после слов "печатью участника  открытого  конкурса"
дополнить словами "при наличии печати";
     2) (Утратил        силу        -       Федеральный       закон
от 31.12.2017 г. N 504-ФЗ)
     3) в статье 88:
     а) подпункт "в" пункта 1 части  2  после  слов  "его  печатью"
дополнить словами "(при наличии печати)";
     б) часть 4 после слов "печатью участника  закрытого  аукциона"
дополнить словами "(при наличии печати)".

     Статья 16

     1. Настоящий Федеральный закон вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования, за  исключением  статьи  14  настоящего
Федерального закона.
     2. Статья 14 настоящего Федерального закона вступает в силу по
истечении 40 дней после дня официального  опубликования  настоящего
Федерального закона.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     6 апреля 2015 года
     N 82-ФЗ

</p>

www.kremlin.ru

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ • Президент России

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об общественных объединениях Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года (в ред. Федерального закона от 17 мая 1997 г. N 78-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2231; Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3608; Федерального закона от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1018; Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093; Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3029; Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 282; Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636; Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616; Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2526; Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 3995; Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3880; Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 30, ст. 4172; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6961; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4237; Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 58; Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 43-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1413; Федерального закона от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 5, ст. 559; Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 23, ст. 3303; Федерального закона от 20 декабря 2017 г. N 404-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст. 7927) ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). (Часть УТРАТИЛА СИЛУ на основании Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 282) Статья 3. Содержание права граждан на объединение Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Статья 4. Законы об общественных объединениях Настоящий Федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами (в ред. Федерального закона от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 5, ст. 559). Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений – профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, – могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3608; Федерального закона от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1018). Статья 5. Понятие общественного объединения Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения. Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе. Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности. Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (абзац введен Федеральным законом от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1018). (Часть введена Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3608; ИСКЛЮЧЕНА Федеральным законом от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1018) Статья 8. Общественная организация Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации (часть введена Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 23, ст. 3303; в ред. Федерального закона от 20 декабря 2017 г. N 404-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст. 7927). Статья 9. Общественное движение Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. Статья 10. Общественный фонд Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах. Статья 11. Общественное учреждение Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Статья 12. Орган общественной самодеятельности Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом. Статья 12-1. (Введена Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3608; исключена Федеральным законом от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1018) Статья 12-2. Политические партии Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом (статья 12-2 введена Федеральным законом от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1018). Статья 13. Союзы (ассоциации) общественных объединений Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 282). Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. Включение в наименования общероссийских общественных

www.kremlin.ru

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных…

Действующий

Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Статья 3. Содержание права граждан на объединение

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Статья 4. Законы об общественных объединениях

Настоящий Федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений – профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений,- могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

Статья 8. Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Статья 10. Общественный фонд

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Статья 11. Общественное учреждение

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

dokipedia.ru

О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ
«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
(с изменениями от 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 13 мая, 30 декабря 2008 г., 5 апреля 2009 г.)

Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее – малочисленные народы) – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) традиционный образ жизни малочисленных народов (далее – традиционный образ жизни) – исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

3) исконная среда обитания малочисленных народов – исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни;

4) общины и иные формы общественного самоуправления (далее – общины малочисленных народов) – формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

5) уполномоченные представители малочисленных народов – физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляют интересы этих народов;

6) этнологическая экспертиза – научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов

Законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов основывается на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностных лиц.

3. Положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов

1. Федеральные органы государственной власти в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

1) принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов.

К разработке и экспертизе проектов указанных федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации могут привлекаться уполномоченные представители малочисленных народов;

2) принимать федеральные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, развития, сохранения и возрождения их языков, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования, использования и охраны земель и других природных ресурсов.

Осуществление указанных программ обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

К реализации указанных программ могут привлекаться органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых средств, а также уполномоченные представители малочисленных народов;

3) оказывать малочисленным народам в установленном Правительством Российской Федерации порядке целевую поддержку за счет средств федерального бюджета, направленную на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, осуществлять контроль за использованием указанных средств;

4) устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

5) устанавливать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными представителями малочисленных народов ограничения нетрадиционной для малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

6) решать вопросы возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов деятельностью организаций, находящихся в федеральной собственности;

7) устанавливать ответственность органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов;

8) обеспечивать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам о малочисленных народах законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

9) совершенствовать законодательство Российской Федерации о мерах по недопущению действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, направленных на насильственную ассимиляцию, геноцид и этноцид малочисленных народов, экоцид их исконной среды обитания;

10) утратил силу с 1 января 2005 г.;

11) проводить единую политику в области разработки и реализации федеральных и региональных программ использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов, оценки природных ресурсов, ведения землеустройства и мониторинга указанных земель;

12) утратил силу.

2. Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов утверждает:

1) перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы;

2) перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

1) утратил силу с 1 января 2005 г.;

2) участвовать в реализации федеральных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и принимать региональные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов и других природных ресурсов;

3) в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) участвовать в регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами органов местного самоуправления по выделению средств на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

5) регулировать порядок передачи собственности субъектов Российской Федерации общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам;

6) утратил силу с 1 января 2005 г.;

7) утратил силу;

8) создавать на общественных началах при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.;

10) наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств;

11) утратил силу с 1 января 2005 г.;

12) утратил силу с 1 января 2005 г.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе:

1) утратил силу с 1 января 2005 г.;

2) принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) осуществлять контроль за предоставлением, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов;

4) утратил силу с 1 января 2005 г.;

5) утратил силу с 1 января 2005 г.;

6) устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Статья 8. Права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов

1. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

2. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;

9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой

Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

Статья 11. Территориальное общественное самоуправление малочисленных народов

В целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а также для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения лица, относящиеся к малочисленным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с федеральными законами осуществлять территориальное общественное самоуправление малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.

Статья 12. Общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов

1. Лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

2. Особенности организации и деятельности общин малочисленных народов и иных объединений малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья 14. Судебная защита прав малочисленных народов

Лица, относящиеся к малочисленным народам, а также объединения малочисленных народов имеют право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, осуществляемую в порядке, предусмотренном федеральными законами.

При рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.

В целях эффективной судебной защиты прав малочисленных народов допускается участие в указанной судебной защите уполномоченных представителей малочисленных народов.

Статья 15. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 16. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Б. Ельцин

Москва, Кремль

30 апреля 1999 г.

№ 82-ФЗ

standartgost.ru

Федеральный закон 82-ФЗ О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации / РФ / 82 ФЗ

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ
“О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”
(в редакции, актуальной с 8 июля 2018 г.,

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам:

от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ, от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ,

от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ, от 05.04.2009 г. № 40-ФЗ, от 13.07.2015 г. № 256-ФЗ,

от 27.06.2018 г. № 164-ФЗ)

Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее – малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) традиционный образ жизни малочисленных народов (далее – традиционный образ жизни) - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

3)

files.stroyinf.ru