Аттестация гражданских служащих проводится – 48. /
Аттестация гражданского служащего в 2019 году
Задать вопрос эксперту
- Актуально
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
clubtk.ru
Аттестация государственных гражданских служащих – как проводится, раз в сколько лет
Аттестация государственных гражданских служащих – важное кадровое мероприятие, которое обязательно для всех сотрудников, занимающих таковые должности. Оно помогает определить, подходит ли работник для означенной работы, соответствует ли всем требованиям, которые она выдвигает. И для того, чтобы аттестация гражданских служащих прошла без нарушений, необходимо знать, какими нормами она регулируется и какие законодательные акты утверждают процедуру проверки навыков сотрудников.
Процедура аттестации гражданских служащих
Аттестация государственных гражданских служащих – комплексное мероприятие, проводимое работодателем для того, чтобы узнать, кто из его работников не соответствует должностным критериям. При этом в законе Российской Федерации, а именно в Указе Президента от 01.02.2005 №110[13], различают два основных вида аттестации гражданских служащих:
- Аттестация, которая проводится с определенной частотой – один раз в три года.
- Внеочередная аттестация гражданских служащих. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться по нескольким причинам. Это может быть обоюдное соглашение сторон, заключивших трудовой договор или же решение руководителя территориального подразделения государственного органа.
Есть ещё одна группа причин, по которым можно провести повторную аттестацию гражданского служащего. Это соответствующее решение руководителя о том, что на предприятии необходимо провести сокращение должностей. Также аттестация гражданского служащего раньше срока возможна, если от начальства поступило распоряжение о сокращении заработной платы определенным категориям работников.
Аттестация гражданского служащего проводится для всех категорий гражданских служащих, кроме некоторых исключений. Среди них есть:
- Сотрудники, которые не проработали на гражданской должности ещё и года;
- Специалисты, которые достигли возраста в 60 лет;
- Беременные сотрудницы и находящиеся в отпуске по беременности или уходу за ребенком;
- Сотрудники, которые замещают руководящие или советнические должности временно, по заключенному срочному контракту;
- Сотрудники, которые прошли сдачу квалификационных тестов меньше чем за год до начала аттестации;
Вся процедура проверки знаний служащих проходит в несколько этапов.
- Сначала руководителю необходимо сформировать аттестационную комиссию. В её состав должны включить представителя отдела по вопросам кадров, ответственного сотрудника, направленного из юридического отдела, представителя соответствующего профсоюза. Также, по надобности, могут быть приглашены сотрудники научных и исследовательских учреждений, независимые эксперты.
- Работодатель должен составить график, по которому будет проводиться аттестация. Этот график должен утверждаться подписью руководителя предприятия каждый год. И каждый сотрудник, который должен будет пройти аттестацию, в обязательном порядке ознакомляется с этим документом не раньше, чем за месяц до начала проверки. В графике аттестации должно быть указано, в каких именно структурных подразделениях организации будет проводиться аттестация, список сотрудников, которых будут проверять, дата и место, где будет проводиться аттестация и какие окончательные сроки сдачи нужной документации секретарю комиссии.
- Руководитель составляет список работников, которые подлежат проверке соответствия критериям, которые выдвигаются к их должности. Обычно подобной процедурой занимаются кадровики из соответствующей службы, а вышестоящее руководство только утверждает полученные списки.
- Ответственные сотрудники занимаются подготовкой бумаг, которые необходимы для корректной работы аттестационной комиссии. Работники, которые должны подвергнуться проверке, обязаны отправить секретарю отчеты, где будут записаны итоги трудовой деятельности с момента последней аттестации. Этот отчет должен подписать прямой начальник проверяемого сотрудника. Он может включить в отчет свои личные оценки трудовой деятельности сотрудника, но не позднее двух недель до начала заседаний.
Если непосредственный начальник служащего решил оставить свой отзыв в отчете, который сотрудник собрался отправлять аттестационной комиссии, ему необходимо будет указать и другую дополнительную информацию. Например, сведения о тех поручениях, которые он выполнил – насколько сложные, как быстро и как качественно.
За неделю до того, как начнутся заседания аттестационной комиссии, работники кадровой службы предприятия должны ознакомить сотрудника не только с документацией, но и с отзывом, который о нём оставил начальник.
За сотрудником остается право корректировать показания, которые указаны в составленной о нем характеристике. Если он не согласен с тем, что написано в бумаге, составленной его руководителем, то он может добавить отсутствующую информацию и составить заявление о том, что не согласен с тем отзывом, который отправил его руководитель. Также сотрудник имеет право передать аттестационной комиссии просьбу отозвать его прямого начальника.
Второй этап – аттестация служащих.
Аттестация проводится в следующем порядке. Служащие, состоящие в комиссии, приглашают каждого работника, который должен пройти проверку, на заседание. Есть вероятность, что он не сможет прийти. Если это произошло по уважительным причинам, например, по болезни, то заседание просто переносится. А если он не явился на заседание без уважительной причины или если совсем отказался прийти, то тогда, вместе с переносом заседания, руководитель обязан наказать провинившегося дисциплинарно.Любые обсуждения работника, которые проходят на комиссии, должны следовать нескольким правилам. Первое – затрагивать только деловые качества сотрудника. Второе – быть максимально объективными в оценке.
Третий этап – заключительный. Решение принимается аттестационной комиссией путем голосования. Если за одно из решений оказывается больше голосов, то оно становится действующим и заносится в протокол заседания.
После того, как аттестация закончилась и все результаты собраны, комиссия начинает принимать решения.
- Сотрудник на все 100% соответствует требованиям, которые представлены к должности.
- Сотрудник, прошедший аттестацию, не только на все 100% соответствует требованиям, но также может быть включен в список кадрового резерва для роста по карьерной лестнице;
- Сотрудник будет соответствовать занимаемой им должности, если его отправят на курсы переподготовки или повышения квалификации;
- Сотрудник не соответствует условиям, которые выдвигаются к занимаемой им должности.
После того, как аттестация закончилась и все вопросы были выяснены, отчет о проделанной работе отправляется работодателю. Срок выполнения этой задачи – не больше 7 суток.
После того, как отчет аттестационной комиссии оказывается на руках работодателя, у того есть месяц, чтобы принять окончательное решение по тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководитель организации может:
- Отправить не сдавшего аттестацию сотрудника на переобучение или повышение квалификации;
- Принять решение о том, что сотрудника необходимо понизить в должности;
Также стоит отметить, что служащий имеет право отказаться от перевода и поездки на курсы повышения квалификация. В таком случае у работодателя не остается выбора, и он разрывает со служащим трудовой договор, освобождая должность гражданского служащего.
Ответственность на государственной гражданской службе
Поощрение, как и дисциплинарные взыскания, служат на государственной гражданской службе одной цели – поддержанию эффективной работы внутри организации.
Федеральный закон Российской Федерации устанавливает список основных методов, при помощи которых сотрудника, занимающего соответствующую должность, можно поощрить за хорошую работу:
- Работодатель может выписать официальную благодарность сотруднику и присовокупить к ней денежное поощрение;
- Работодатель может выплатить единовременное денежное поощрение в связи с тем, что сотрудник вышел на пенсию;
- Правительство Российской Федерации может выписать отдельное поощрение, так же, как и Президент;
- Сотрудник может быть приставлен к одному из почетных званий Российской Федерации;
А в Указе Президента РФ от 25.07.2006 №765 вместе с некоторыми мерами из тех, что описаны выше, могут применяться и дополнительные денежные поощрения. Сумма такого поощрения, в зависимости от условий и факторов, установлена в пределах от одного месячного оклада сотрудника до десяти месячных окладов сотрудника.
Но кроме позитивных методов, есть и другие способы влиять на сотрудника и повышать эффективность его работы. Один из них – служебная проверка. Её можно провести, если работодатель издаст соответствующий указ. Во время служебной проверки необходимо установить:
- Совершался ли сотрудником вообще дисциплинарный проступок, в котором его обвиняют;
- Доказательства вины сотрудника, работающего на должности гражданского служащего;
- Причины и факторы, которые повлияли на государственного гражданского служащего и привели к тому, что он совершил этот проступок;
- Насколько сильный вред нанес служащий организации своей ошибкой и какой характер этих повреждений;
После того, как служебная проверка закончилась, должна быть составлена специальная служебная записка. В её тексте в обязательном порядке необходимо указать основные факты, установленные во время проведения проверки. Также там должны быть указаны меры дисциплинарного наказания, которые советуется применить к провинившемуся сотруднику.
Как только проверка закончилась и служебная записка составлена, нужно чтобы ее подписал начальник подразделения по вопросам кадров. Эта запись будет храниться в личном деле сотрудника, рядом с результатами других подобных проверок и аттестаций.
У гражданского служащего, против которого возбудили служебную проверку, тоже наличествуют права:
- Он может предоставлять устные или письменные объяснения, отсылать в ответственные органы ходатайственные письма и заявления.
- Он может обжаловать действия служащих, которые заняты проведением служебной проверки. Также он может обратиться в суд против работодателя, который и инициировал подобное разбирательство.
- Он имеет право ознакомиться с заключительной запиской, составленной по результатам проведения расследования.
Обжалование результатов аттестации
У сотрудника есть полное право обжаловать любое решение, принятое на его счет. Это касается как заключения, составленного аттестационной комиссией на последнем этапе тестирования, так и решения, принятого работодателем уже по итогам пройденной проверки. Работник может начать обжалование как во внутрислужебных органах, через трудовой спор, так и сразу в судовом порядке.
Обе процедуры нужно проводить в тех порядках, которые установлены для них законодательством Российской Федерации и Трудовым Кодексом. Там говорится о том, что обжаловать решение комиссии можно при помощи назначения трудового спора, во время которого будет проходить заседание и слушание всех участников конфликта.
И если трудовой спор закончился, а согласие между сторонами не настигло, то в таком случае сотрудник имеет полное право обратиться к соответствующим организациям, чтобы те занялись решением вопроса в судебном порядке.
Загрузка…delatdelo.com
Аттестация госслужащих в 2018 году – как и сколько раз она проводится
Аттестация госслужащих – важная кадровая процедура, которую должен пройти каждый сотрудник, занимающий такую должность. Раз в определенный срок подобные работники должны подтверждать свои профессиональные навыки и знания, чтобы показать, что соответствуют этому рабочему месту. Аттестация госслужащих – это сложный комплексный процесс, подчиняющийся процедурам, установленным и оговоренным в действующем законодательстве.
Как проходит аттестация госслужащих
Основная законодательная норма, утверждающая статус этих специалистов — это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 ФЗ, аттестация госслужащих тоже частично подчиняется ему. Законодательство различает два основных вида государственных служащих:
- Служащий, работающий в федеральном органе;
- Служащий, занимающий должность в гражданском органе субъекта РФ.
Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить, соответствует ли специалист занимаемой должности. Она проводится достаточно тщательно и под пристальным вниманием со стороны правительства. Государственным служащие должны соответствовать множеству критериев и требований, чтобы хорошо выполнять свою работу. А учитывая цену ошибки, которую могут допустить эти люди, не удивительно, что правительство уделяет столько внимание их подготовке и проверке профессиональных знаний и навыков.
Аттестация работников государственных учреждений – не единственный существующий вид проверки знаний. Также подобную оценку навыков должны проходить все специалисты, должности которых имеют большое влияние на жизнь внутри государства. В этот список входят:
- Судьи;
- Исполнительный руководитель предприятия или производства;
- Специалист, отвечающий за безопасность и охрану труда;
- Педагогический персонал учебных заведений;
Это далеко не полный список всех профессий, которые должны проходить периодическую проверку профессиональных знаний.
Проведение аттестации государственных служащих состоит из таких процедур:
- Перед началом аттестации орган, ответственный за начало проверки, занимается составлением целей и задач;
- Ответственные служащие берутся за разработку мероприятий, которые должны подготовить предприятие к проверке;
- Аттестационная комиссия составляет список всех сотрудников, которые должны пройти аттестацию. Потом они начинают собирать всю доступную информацию по каждому из проверяемых служащих. Они изучают её, полностью разбирают, анализируют и в итоге получают обобщенные данные о сотруднике;
- Аттестационная комиссия начинает официальную процедуру проверки знаний. Во время неё служащий должен продемонстрировать, что он до сих пор соответствует требованиям, которые выдвигаются к его должности;
- После того, как проверка знаний закончилась, аттестационная комиссия занимается подготовкой общих рекомендаций по каждому из проверенных сотрудников;
- Комиссия занимается определением порядка, в котором будут приниматься решения по каждому из сотрудников. На этом этапе специалисты определяют, какой разряд будет присвоен служащему, стоит ли выделить материальные поощрения работникам;
- Составляется список мероприятий, которые нужно провести, чтобы улучшить качество показателей государственных служащих. Также на этом этапе комиссия занимается определением возможных рисков и последствий для каждого из принятых решений.
На процедуру проведения аттестации, и то, в каком порядке она должна проводиться, влияют несколько нормативных актов, кроме Федерального закона, который указан выше. Это ФЗ №119 от 31.07.1995 и указ Президента №353 от 09.03.1996. Эти законодательные акты следует изучить, чтобы лучше понимать, по каким процессам проходит проверка знаний государственных служащих Российской Федерации.
Порядок проведения аттестации госслужащих
Для того, чтобы аттестация прошла нормально, а её результаты оказались верными и полными, она должна пройти по порядкам и нормам, которые установлены в законодательстве. Проверка знаний государственных служащих проводится один раз в 2-3 года.
Аттестация знаний госслужащих обязательна для всех, кто работает в этой сфере. Кроме определенных категорий граждан, таких как:
- Сотрудников, которые работают на этой должности меньше 1 года;
- Сотрудники, достигшие максимального предела возраста для замещений должностей;
- Сотрудницы, ждущие ребенка;
- Сотрудники, взявшие у руководителя отпуск, чтобы ухаживать за ребенком;
- Сотрудники, которые получили эту должность, выигрывав в конкурсе;
- Сотрудники, получившие разряд по квалификации, например, дипломатический ранг;
- Сотрудники, недавно прошедшие переподготовку или повысившие свою профессиональную квалификацию, закончив обучение;
Рассмотрением собранных данных о сотрудниках, классификацией полученной информации и вынесением окончательного решения занимается специальная аттестационная комиссия. Для того, чтобы она имела право оценивать знания и навыки государственных служащих, в состав этого органа должны входить:
- Сотрудник, выполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии;
- Человек, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии;
- Секретарь, ответственный за ведение протокола и обработку полученных от сотрудников данных;
- Рядовые члены комиссии, ответственные за то, чтобы каждое решение комиссии было объективным и не зависело от личных отношений.
Для того, чтобы комиссия могла выносить решения по любому вопросу, касающемуся качества труда того или иного работника нужно, чтобы в её состав были включены определенные должности. Среди членов аттестационной комиссии должны присутствовать представитель юридического отдела, работник из кадрового органа предприятия, официальный представитель соответствующего профсоюза и независимый консультант, помогающий проводить проверку.
Стоит помнить, что основное требование, которое проверяется на аттестации – это способен ли служащий качественно исполнять обязанности, возложенные на него должностью.
Для того, чтобы сотрудника можно было проверить на аттестации, он должен отработать минимум три года на государственной должности. За это время результаты его деятельности станут ощутимыми и аттестационной комиссии будет легче проводить сбор и анализ данных.
Аттестация проходит в несколько этапов:
- Подготовительный этап, предполагающий написание сотрудниками итоговых отчетов о своей деятельности;
- Этап тестирования, когда сотрудники, проходящие проверку, получают практические задания и опросы;
- Собеседование, во время которого члены комиссии общаются с отдельными сотрудниками, чтобы уточнить неполные данные;
- Итоговый этап, когда члены аттестационной комиссии составляют окончательное мнение о проведенной проверке и принимают решение;
Стоит отметить, что подготовительный этап нужен не только для сотрудников. Также руководитель предприятия, где будет проводиться проверка, получает время, чтобы заняться проведением нужных для проверки знаний мероприятий. Он должен собрать все необходимые данные, которые понадобятся для первоначальной работы. После этого руководителю предприятия нужно заняться разработкой графика, по которому будет проводиться аттестация. А учитывая, что аттестационная комиссия, которая будет проводить оценивание профессиональных навыков, формируется на базе предприятия, то руководителю нужно заняться формированием её состава. И, кроме этого, начальник производства обязан установить, когда и где будет проводиться проверка.
Большинство подготовительной работы по проведению аттестации проводит именно руководитель. Но не всю. Отдел кадров, отвечающий за набор и обучение персонала, должен определить служащих, которых нужно будет проверить на соответствие занимаемой должности.
После того, как подготовительный этап закончился и всё готово к проведению аттестации, руководитель должен издать указ по предприятию. В этом документе он должен указать, какие именно работники обязаны пройти аттестацию, в какие сроки будет проведено это мероприятие, и где оно будет проходить.
За месяц до того, как начнется аттестация, руководитель организации обязан письменно уведомить всех работников, которые подвергнутся проверке. Для этого начальнику необходимо составить служебную характеристику и отправить её кадровикам, для рассылки. Те ознакомят сотрудника с полученной характеристикой за три недели до того, как пройдет заседание аттестационной комиссии. Если работник не согласен с той информацией, которая указана в предоставленном документе, то он имеет право внести туда собственные правки.
После уведомления и ознакомления с характеристикой, каждому сотруднику предоставляются обязательные аттестационные листы. После того, как работник их заполняет, собранные данные направляются секретарю проверочной комиссии.
Особенности проведения аттестации госслужащих
Порядок проведения аттестации и её особенности выглядят следующим образом:
- Комиссия имеет право проводить заседание по делу сотрудника только в том случае, если сам оцениваемый находится на заседании. Если он по каким-либо причинам отсутствует на рабочем месте, то заседание нужно перенести на ту дату, когда он появится на предприятии.
- После того, как все данные рассмотрены и проанализированы, комиссия принимает окончательное решение по каждому сотруднику. Оно может быть, как положительным, с предложением занести работника в кадровый резерв, так и негативным, отмечающим, что человек не отвечает требованиям, которые выдвинуты к нему занимаемой должностью.
- Пока решение окончательно не принято, комиссия имеет право использовать другие способы добычи информации, кроме собеседования. Это могут быть дополнительные анкеты или даже групповые обсуждения.
- Если возникает необходимость провести повторную аттестацию, то сделать это можно минимум через полгода после того, как была проведена первичная.
- После того, как комиссия приняла окончательное решение, она обязана составить специальный протокол и ознакомить с ним работника, который подвергался проверке.
- Если согласие между комиссией и сотрудником достигнуто, то протокол аттестации подписывается руководством;
- Лист, где указаны результаты аттестационной комиссии, будет храниться в личном деле сотрудника и может быть использован в будущем.
Сотрудник может не согласиться с решением, которое комиссия прописала в протоколе. В таком случае он имеет право начать трудовой спор по нормам, указанным в законодательстве. Если по окончанию процедуры спора согласие так и не достигнуто, то работник может обратиться за помощью в суд.
Аттестация гражданских служащих
Аттестацию сотрудника, занимающего должность гражданского служащего, проводят по несколько другим законодательным нормам. За проверку его знаний отвечает ст. 43 ФЗ №79 от 27.07.2004. Но процедуры между собой почти не различаются. Даже категории работников, которые не должны проходить проверку, одинаковы.
При проверке профессиональных знаний государственного служащего аттестационная комиссия должна обращать внимание на такие факторы, как:
- Какие обязанности исполнял гражданский служащий в промежутке между аттестациями;
- Данные, предоставленные гражданским служащим, о выполнении проектов и общей его деятельности за предыдущий год;
- Комиссия должна изучить мнения прямых руководителей сотрудника;
Подобная дотошная проверка навыков и знаний государственного и гражданского служащего объясняется тем, что от их решений иногда зависит очень многое. А значит такие специалисты должны быть подготовлены самым лучшим образом.
Загрузка…delatdelo.com
Порядок проведения и цель аттестации государственных гражданских служащих
Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.
Содержание статьи
Для чего нужна аттестация сотрудников?
Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих.
К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.
С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.
Цель проведения аттестации сотрудников:
- оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
- направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
- выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
- избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.
Правовое регулирование
Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.
Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).
Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
- Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)
Кого нельзя подвергать оценке?
Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:
- Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
- Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
- Женщины в положении.
- Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
- Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
- Руководители, заключившие срочный контракт.
- Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
- Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
- Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.
Этапы проведения процедуры
Аттестация предполагает четыре основных этапа:
- подготовительный;
- тестирование;
- собеседование;
- итоговое решение.
Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.
Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?
Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.
Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно. Это может быть как приказ, так и распоряжение.
Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.
В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.
Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:
- руководитель учреждения, прямые начальники госслужащего, в том числе из юридического, кадрового подразделений;
- руководитель уполномоченного органа государственной службы;
- независимые эксперты — члены общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений. Причем в процентном соотношении число приглашенных экспертов должно равняться 25% от всех членов комиссии;
- член общественного совета, если при организации создан такой совет.
Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов, тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.
Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.
Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.
Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.
Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.
При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.
Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.
Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.
Сведения, указываемые в графике:
- наименование организации
- перечень служащих, подлежащих аттестации
- календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
- сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.
Рекомендуется формировать и утверждать такой график ежегодно в конце года. Это позволит учесть запланированные отпуска работников организации.
Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.
Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.
На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:
- отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
- информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
- аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.
Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.
Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.
Следующий этап предполагает прохождение тестирования.
С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.
В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.
Проверочный тест должен охватывать следующие темы:
- отраслевая специфика организации;
- основы законодательства;
- противодействие коррупции;
- основы общегражданского и делового этикета;
- информационно-компьютерные технологии.
Третий этап – собеседование.
Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.
Неявка последнего влечет за собой серьезные последствия — вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности. В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.
Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.
Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.
Итоги процедуры
Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.
По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.
Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.
znaybiz.ru
Что происходит, если в аттестационный период гражданский служащий является членом аттестационной комиссии?
· он проходит аттестацию как член аттестационной комиссии, но не может участвовать в голосовании
· он должен пройти аттестацию в другой аттестационной комиссии
· на период аттестации гражданского служащего его членство в аттестационной комиссии приостанавливается
· его аттестация переносится до момента выхода из состава аттестационной комиссии
Какое из решений аттестационной комиссии неправомерно?
· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и представляется к присвоению первого (очередного) классного чина
· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста
· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования
· не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы
Может ли аттестационная комиссия по результатам аттестации гражданского служащего, приняв решение о несоответствии замещаемой должности государственной гражданской службы, рекомендовать представителю нанимателя уволить гражданского служащего?
· не может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы, а не в целях решения вопроса об увольнении с государственной гражданской службы
· может, так как гражданский служащий, не соответствующий замещаемой должности государственной гражданской службы, подлежит увольнению
· может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях выявления оснований для увольнения гражданских служащих с государственной гражданской службы
· может в качестве исключительной меры
455. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться:
· по соглашению сторон служебного контракта
· при совершении гражданским служащим дисциплинарного проступка
· после истечения срока пребывания в присвоенном классном чине
· при возникновении у представителя нанимателя сомнений в соответствии гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы
Гражданский служащий состоит в кадровом резерве. Каким образом он может быть назначен на вакантную должность государственной гражданской службы?
· с его согласия по решению представителя нанимателя
· без его согласия, если вакансия открыта в государственном органе, в котором создан кадровый резерв
· с его согласия по решению руководителя кадровой службы государственного органа
· нахождение в кадровом резерве автоматически предполагает согласие на назначение из него на любую вакантную должность
В каком случае проводится квалификационный экзамен?
· при поступлении на государственную гражданскую службу
· при решении вопроса о присвоении классного чина государственной гражданской службы
· при завершении гражданским служащим профессионального образования
· при решении вопроса о повышении размера оплаты труда гражданского служащего
458. Квалификационный экзамен проводится с целью оценки:
· профессионального уровня гражданского служащего
· результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего на основе показателей эффективности и результативности
· надлежащего исполнения гражданским служащим должностных обязанностей
· соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы
459. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется с периодичностью:
· Один раз в три года
· По мере необходимости, но не реже одного раза в три года
· По мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет
· По мере необходимости по усмотрению представителя нанимателя
460. Классификация должностей гражданской службы включает в себя:
· категории и группы
· группы и подклассы
· классы и подгруппы
· виды и подвиды
461. Правильно в иерархическом порядке располагаются группы должностей:
· высшие, главные, старшие, ведущие, младшие
· высшие, главные, ведущие, старшие, младшие
· ведущие, высшие, главные, старшие, младшие
· высшие, старшие, ведущие, главные, младшие
studopedia.net
Статья 48. Аттестация гражданских служащих ~ Закон о государственной службе 79-ФЗ.
1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.
3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.
4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:
1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.
8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.
10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.
15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;
3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.
www.rabota-naiti.ru
Каковы правила проведения аттестации государственных гражданских служащих?
Аттестация гражданских служащих проводится на основании ст. 48 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ.
Цель аттестации – определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемой должности.
В очередную аттестацию не включаются гражданские служащие:
А) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее 1 года;
Б) достигшие возраста 60 лет;
В) беременные женщины;
Г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
Д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;
Е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. Аттестация гражданского служащего проводится 1 раз в 3 года. До истечения 3 лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Так, внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе с целью определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации. Одно из условий проведения внеочередной аттестации – принятие решения представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Для проведения аттестации гражданских служащих актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа аттестационной комиссии.
Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.
Неявка на назначенное заседание аттестационной комиссии или отказ от прохождения аттестации при отсутствии уважительных причин считаются дисциплинарным проступком и влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Заседание аттестационной комиссии в таком случае переносится. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
А) соответствует занимаемой должности гражданской службы;
Б) соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
В) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
Г) не соответствует занимаемой должности гражданской службы.
Выводы аттестационной комиссии доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации. Решение должно быть принято в течение 1 месяца со дня проведения аттестации. По истечении месяца перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам аттестации не допускается.
Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова
Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу
Источник: СПС Консультант
hr-portal.ru