Локальные нормативные правовые акты — Мегаобучалка

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.

Локальные нормативные акты – документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы ст. 13 ТК РФ.

Важнейшими актами являются коллективный договор и соглашение по охране труда, предусматривающие ознакомление работников с требованиями охраны труда, проведение обязательных медицинских осмотров и т.д.

К числу наиболее важных актов относятся инструкции по охране труда, в которых содержится информация об условиях труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, правила защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов. Особенно это относится к коллективным договорам, которые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций.

Коллективный договор – одна из форм локального правотворчества, осуществляемая в целях установления автономной системы условий труда в организациях и повышения её эффективности[11].

Инструкция по охране труда – локальный нормативный акт, устанавливающий конкретные обязанности работников организации по выполнению требований охраны труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников.

Локальное соглашение – локальный нормативный акт, устанавливающий принципы регулирования по отдельным направлениям социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателя на уровне отдельной организации в пределах их компетенции.



Работодатель принимает локальные нормативные акты как единолично, так и с учётом мнения представительных органов работников.

Без учёта мнения (единолично) принимаются: штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения и т.д.

По общему правилу с учетом мнения представительного органа работников принимаются:

-локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования ст. 162 ТК РФ;

-графики сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору ст. 103 ТК РФ;

-локальные нормативные акты об оплате труда (положения об оплате труда) ст. 135 ТК РФ;

-правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору ст. 189, 190 ТК РФ.

По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам и т.п.

Не подлежат применению нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения учёта мнения представительного органа работников ст.8 ТК РФ.

Порядок принятия локальных нормативных актов очень важен с точки зрения определения их действия. Акты, принятые с нарушением установленного порядка учёта мнения представительного органа работников, считаются недействительными и не подлежат применению.

Заключение

 

Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу федеральных норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации федеральных норм трудового права.

В современной учебно-научной литературе источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием, нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений, результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права, различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.).

Создание в России рыночной экономики требует разработки прочной правовой базы, которая гарантировала бы основные трудовые права работников.

В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку труда, интеграции национальной экономики в мировую систему важной задачей становится реформа трудового законодательства. В стране наблюдается бурный процесс обновления действующего трудового законодательства.

Надо полагать, что и в дальнейшем структура занятости будет меняться, что приведет к появлению новых нестандартных форм организации труда, к которым невозможно будет применять Трудовой кодекс в полном объеме, и понадобятся специальные правила для регламентации особых видов трудовой связи.

Следует отметить и противоположную тенденцию - исключение из сферы действия трудового права отношений по прохождению государственной гражданской службы. В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" трудовое законодательство применяется к государственным гражданским служащим по "остаточному" принципу - в части, не урегулированной Законом о государственной гражданской службе.

В качестве итога выделим основную, на наш взгляд, тенденцию развития трудового законодательства - это поиск адекватных правовых механизмов для достижения установленных в ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целей в условиях становления постиндустриального общества с его новыми социальными технологиями и интеграции России в мировые глобальные процессы.

Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. ФКЗ от 25.03.2004 № 1 - ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 дек.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 07.01.2002 №197-ФЗ (в ред. 30.06.2006 № 90-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1.

3. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9.12.1971 (в ред. ФЗ от 30.04.1999)// Вед. ВС РСФСР. - 1971. - № 50 (утратил силу - 07.01.2002 № 84-ФЗ).

4. Анисимов А.Л. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в суде// Трудовое право. - 2008. - № 3 (97).

5. Анисимов Л.Н. Трудовой договор, трудовые отношения// Трудовое право. - 2008. - № 4 (98).

6. Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников. – М.: «Трудовое право», 2007. – 104 с.

7. Викторов И.С. Современное состояние трудовых прав граждан// Трудовое право. - 2007. - № 4 (86).

8. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. – М.: ТК Велби, 2006. – 496 с.

9. Ершова Е.А. Спорные теоретические и практические правовые вопросы заключения трудового договора// Трудовое право. - 2007. - № 3 (85).

10. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.

11. Кочеткова М.А. Трудовые права работника. – М.: ИКФ «ЭKMOC», 2002. – 288 с.

12. Миронов В.И. Постатейный комментарий Трудового кодекса Российской Федерации - М.: ЗАО «Интел-Синтез», 2002. - 768 с.

13. Орловский Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому Кодексу Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 550 с.

14. Петров А.Я. Трудовой договор – институт современного российского трудового права и его совершенствование//Трудовое право. - 2008. - № 1

15. Снежко О.А. Проблемы судебной защиты трудовых прав// Трудовое право. - 2007. - № 9 (91).

16. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ТК Велби, 2002. – 320 с.

17. Трудовое право: Учебник/Под ред. Ф.Г. Мышко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463 с.

Размещено на Allbest.ru

[1] Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в России // Трудовое право, 2007. № 10. С. 4.

[2] Орловский Ю.П., Кузнецов Д.Л., Белицкая И.Я., Корякина Ю.С. Кадровое делопроизводство (правовые основы). Практическое пособие // Инфра-М., 2008. С. 53.

[3] Правоведение. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. Абдуллаева М.И. // М., Магистр-Пресс, 2004. С. 44-45.

[4] См. ст. 37 Конституции РФ от 12 декабря 1993г.

[5] См. ст. 108 Конституции РФ от 12 декабря 1993г.

[6] См. «право вето» ст. 107 Конституции РФ.

[7]См. Конституцию РФ. Глава 4. Президент РФ.

[8] См.Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ».

[9] Собрание законодательства РФ, 1997, № 33, ст. 3895.

[10] См. ФЗ от 6.10.2003г. № 131-ФЗ, п.2 ст.1

[11] См. Трудовое право., Н.А. Бриллиантова, Изд-во Проспект, 2008г.- ст. 63

megaobuchalka.ru

2. Роль локальных нормативных актов в регламентации труда в организации. Их виды.

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Территориальное общественное объединение

Федерации омских профсоюзов 

 

Правовой отдел

 

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

 В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 

(в  помощь профсоюзному активу) 

                                         Омск,  2007 г.   

Содержание

 

  1. ВВЕДЕНИЕ 

  2. ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ. 3.      ОТЛИЧИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, ОТ ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ  В ОРГАНИЗАЦИИ. 4.      ПРОЦЕДУРА   УЧЕТА МНЕНИЯ профсоюзного органа ПРИ  ПРИНЯТИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. 5 .      ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. 6.      ЛОКАЛЬНЫЕ  НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР 7.      НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 

Приложения:

 

1.      Перечень необходимых документов организаций,       касающихся  трудовых отношений.

2.      Обращение работодателя.

3.      Примерный образец мотивированного мнения профсоюзного органа. 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система правового регулирования деятельности  организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества  безотносительно к форме собственности. В современном законодательстве  сужение сферы госрегулирования влечет расширение сферы локального нормотворчества.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование

трудовых отношений  и иных непосредственно  связанных с ними отношений осуществляется, кроме трудового законодательства,  иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также  коллективными договорами, соглашениями,  локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. То есть локальные  нормативные  акты в сфере трудовых отношений являются частью системы трудового законодательства. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют  обязательную силу  для судов общей юрисдикции, в частности, при рассмотрении любых  трудовых споров, вытекающих из внутренней деятельности общества, арбитражных судов.

               Федеральным  Законом Российской Федерации  от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"  введены  нормы, более подробно регулирующие  вопросы о локальных нормативных актах, принимаемых работодателями.

            Работодателям дано право создавать нормативно-правовую базу для своей деятельности, а также  устанавливать  необходимое их  количество. Если работодатель является физическим лицом, он утверждает эти акты самостоятельно. Если же работодатель - юридическое лицо, то его локальное нормотворчество осуществляется посредством деятельности коллегиальных или единоличных органов управления организацией, к компетенции которых отнесены соответствующие полномочия.

Работодатель реализует свои нормотворческие полномочия в пределах своей правосубъектности, устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Содержание данной компетенции указывается в законодательстве, регулирующем деятельность юридических лиц определенной организационно-правовой формы (например, акционерного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия и др.), а также в Уставе конкретной организации. 

ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

различают  два вида локальных нормативных актов.

Первый - акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса).

Второй - акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.

Работодателю, необходимо учитывать мнение выборного органа  первичной профсоюзной организации. К ним, в частности, относятся:

а) изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников (в этих случаях работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ);

б) отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ;

в) привлечение   к сверхурочным работам (ст.99 ТК РФ);

г) регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части (ст.105 ТК РФ);

д.) определение размера и порядка выплаты  вознаграждения за работу в  нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ);

е) привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113 ТК РФ);

ж) порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (ст.116 ТК РФ);

З.) утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ);

и) определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

к) принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений (ст. 180 ТК РФ);

л) установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также  особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);

м) утверждение порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ);

н) увеличение в исключительных случаях на отдельных объектах продолжительности вахты (ст. 299 ТК РФ);

о) утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);

п) установление надбавок за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК РФ);

р) установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК РФ);

с) установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК РФ).

Ряд вопросов решается с учетом мнения представительного органа работников. Это может быть  выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации. В таком порядке решаются, в частности, следующие вопросы:

а) установление порядка проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);

б) установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

в) принятие локальных нормативных актов, устанавливающим системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);

г) утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);

д.) определение систем нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);

е) принятие локальных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

ж) утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК РФ);

з) определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей (ч. З ст. 196 ТК РФ).

Локальные акты  издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Приказ - локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач.

Решение - локальный акт, применяемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением. Решения не носят нормативного характера.

Положение - локальный акт, устанавливающий правовой  статус органа управления  организацией или порядок, процедуру, правила,  реализации организацией какого - либо из своих правомочий.

Инструкция - локальный  акт, устанавливающий  порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания.

Правила - локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные  права, обязанности и ответственность сторон  трудового договора.

 

studfiles.net

АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ это что такое АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ: определение — Право.НЭС

АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ

нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей. Локальные нормативные акты о труде регулируют трудовые отношения в трудовом коллективе и распространяются на работников данной компании, фирмы, организации. Они принимаются руководителем в пределах его компетенции, носят подзаконный характер и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Вместе с тем, возможно установление в локальных нормативных актах дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот для работников за счет собственных средств организации (ст.5 КЗоТ).Локальные нормативные акты о труде выполняют особую роль в системе правового регулирования трудовых отношений. Прежде всего они реализуют предписания нормативных актов большей юридической силы. Например, ст.851 КЗоТ предусматривает, что размеры доплат за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и условия их выплаты устанавливаются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). Установив соответствующие нормы, коллективный договор реализует предписание законодательства. Наряду с реализацией законодательных предписаний локальные нормативные акты о труде выполняют функцию детализации, конкретизации положений закона применительно к условиям конкретной организации. Так, Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены иные поощрения в дополнение к перечню, закрепленному ст.131 КЗоТ. Акты, принимаемые в организации, могут также восполнять пробелы в праве и осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующих актов, принятых государственными органами или социальными партнерами на уровне отрасли, территории и т.п. Локальные нормативные акты о труде распространяют свое действие на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, например в случае установления дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей. Они могу приниматься на определенный срок или без указания срока действия. Порядок принятия локального акта о труде зависит от его вида. Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров и утверждается общим собранием (конференцией) работников (см. Коллективный договор). Соглашения по охране труда заключаются между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом (ст.148 КЗоТ). Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются общим собранием (конференцией) работников организации по представлению администрации. Большинство других локальных нормативных актов о труде принимается по согласованию с профсоюзами. Так, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом разрабатываются графики сменности, графики отпусков, положения об оплате труда, премировании, выплате вознаграждений по итогам годовой работы. Согласовывается с профсоюзом и перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Исключение составляют лишь приказы руководителя, решения правления, совета директоров или общего собрания акционерного общества, которые могут приниматься без участия представителей работников в порядке, определенном уставом. Локальные нормативные акты о труде охватывают практически все сферы трудовой деятельности (рабочее время, время отдыха, дисциплина труда, охрана труда, социально-бытовые льготы работникам и др.). Локальные нормы дополняют государственное и коллективно-договорное (на отраслевом, территориальном, профессиональном уровне) регулирование.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия трудового права

determiner.ru