2.2.8 Допуск к государственной тайне и доступ к сведениям, составляющих государственную тайну.

Допуск к государственной тайне в Законе Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определен как

«процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений».

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне представляет собой процедуру оформления права должностных лиц и граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну. Эта процедура определена в статьях 21, 21.1 и 22 названного Закона Российской Федерации.

Статья 21 определяет содержание этой процедуры. Эта статья является одной из самых больших по объему в Законе Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», поскольку она описывает одну из основных форм отношений, а именно отношение между государством, в лице органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны и должностными лицами и гражданами, допускаемыми к государственной тайне с другой стороны. Детализация положений данной статьи и последующих статей 21.1 и 22 определена тем, что они напрямую затрагивают права и свободу человека и гражданина. Вследствие этого не должно допускаться ни свободная трактовка их положений, ни незаконное ущемление прав граждан.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется на добровольной основе. Статья 21 названного Закона Российской Федерации устанавливает это следующим образом:

«Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке…Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте)».

Выделение из широкой категории «граждане» категории должностных лиц связана с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», в соответствие с которым принцип добровольности рассматривается с двух позиций: для граждан – в качестве условия при поступлении на работу или при привлечении к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а для должностных лиц – в качестве условия для занятия определенных должностей, статус которого независимо от желания лиц, их заменяющих, предполагает ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.

Названный Закон Российской Федерации в статье 21 устанавливает формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие 3 степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с «Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, установлены:

первая форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом лица, допущенные к сведениям более высокой степени секретности, являются допущенными к сведениям низших степеней секретности.

В соответствие со статьей 21 названного Закона Российской Федерации допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

«принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну».

Такие действия при оформлении допуска должностным лицам и гражданам к государственной тайне, призванные обеспечить сохранность государственной тайны, как установил Конституционный Суд Российской Федерации, в своей основе соответствуют целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, не противоречат другим ее нормам, а также общепризнанным принципам демократического правового государства.

Положения, касающиеся проведения проверочных мероприятий, согласуются положениями Федерального Закона «Об оперативно – розыскной деятельности».

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» в той же статье 21 устанавливает, что объем проверочных мероприятий, проводимых в отношении должностного лица или гражданина с его согласия полномочными органами, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться должностное лицо или гражданин. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Названная выше Инструкция в пункте 6 раздела 1 устанавливает, что проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и по второй формам, осуществляются Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность. Допуск должностных лиц и граждан по третьей форме, за исключением отдельных случаев, осуществляется руководителями органов государственной власти, организации, предприятия, учреждения без проведения проверочных мероприятий.

Статья 24 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» устанавливает возможность временного ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Ограничения могут касаться:

«права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне».

В качестве компенсации за ограничение прав и свобод для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, статья 21 названного Закона Российской Федерации устанавливает следующие социальные гарантии:

«процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий».

Кроме этого для работников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и работников структурных подразделений по защите государственной тайны, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573. Эти правила устанавливают размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями:

  • имеющими степень секретности «особой важности» – 50-75%;

  • имеющими степень секретности «совершенной секретности» – 30-50%;

  • имеющими степень секретности «секретно» – 5-15%.

Работникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в этих структурных подразделениях:

  • от 1 до 5 лет – 10%;

  • от 5 до 10 лет – 15%;

  • от 10 лет и выше – 20%.

Факт наличия у конкретного лица оформленного допуска к секретным, совершенно секретным и особой важности сведениям не является основанием для его доступа к информации соответствующей степени секретности. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определяет в статье 2 как

«санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну

».

Санкцию на ознакомление конкретного должностного лица или гражданина с конкретными сведениями, составляющими государственную тайну, может дать только соответствующий руководитель и только в письменном виде.

Статья 25 названного Закона Российской Федерации устанавливает сказанное следующим образом:

«Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны».

Названная статья устанавливает персональную ответственность за организацию доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагая её на руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны, непосредственно реализующие процедуру доступа:

«Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей».

Сама процедура доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, не описывается в Законе Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне». В этом Законе Российской Федерации в статье 25 установлено:

«Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации».

Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку процедура доступа довольно объемна по содержанию, предполагает инвариантность, связанную со спецификой осуществляемой деятельности, и, кроме того, должна сохранять способность оперативно реагировать на изменения внешних условий, что при закреплении этой процедуры в законе было бы крайне трудно осуществить.

Понятие «допуск предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне» представляет собой процедуру оформления права юридического лица на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Эта процедура в соответствии с положениями статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» осуществляется путем получения юридическим лицом лицензии на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В названной статье установлено:

«Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.».

В этой же статье установлено:

«Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.».

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается юридическому лицу при выполнении им следующих установленных в названной выше статье условий:

«выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие у них сертифицированных средств защиты информации».

Порядок получения названной лицензии в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определяется Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 № 333.

studfiles.net

Порядок допуска и доступа к государственной тайне физических и юридических лиц.


⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 69Следующая ⇒

Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется при наличии лицензии, оформленной в порядке, установленном Федеральным законом от 25.09.1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ № 333 от 15.04.1995 года.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

1. Выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

2. Наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

3. Наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайнеосуществляется в добровольном порядке. (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»).

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

1. Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2. Письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”;

3. Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5. Ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6. Принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Ограничения могут касаться:

1. Права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

2. Права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

3. Права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:

1. Выплата процентных надбавок к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

2. Преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

1. Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;

2. Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

4. Выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

5. Уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

1. Первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

2. Вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

3. Третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 №63 “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне”

 

4. Конфиденциальная информация, ее состав и признаки. Правовые режимы защиты коммерческой тайны и персональных данных, их особенности.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – в настоящее время в российском законодательстве понятие точно не определено.

В Указе Президента №188 от 06.03.97 (Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 13.07.2015)) назван следующий состав сведений конфиденциального характера:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Конфиденциальная информацияинформация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Допуск к государственной тайне. Формы, постановление, оформление

Содержание страницы

Различают тайны двух порядков: государственные и коммерческие. Первый вид защищается более строго. Что собой представляет государственная тайна? Это сведения, которые запрещено разглашать на законодательном уровне. Это информация, которая относится к государственным делам: внешнеполитическая, экономическая и прочая. Термин «ГТ» раскрывается в ФЗ №5485-1 от 21 июля 1993 года. Информация, относящаяся к гостайне, выдается только при наличии доступа.

Какие сведения относятся к гостайне

О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.

Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:

  1. Особая важность.
  2. Секретно.
  3. Совершенно секретно.

Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:

  • ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
  • Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
  • Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
  • Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
  • Объем золотого запаса.
  • Правонарушения госучреждений.

К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.

Особенности предоставления допуска

Допуск к гостайне – это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям. В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий:

  1. Исполнение актов, касающихся защиты гостайны.
  2. Наличие отделов по защите ГТ.
  3. Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ.
  4. В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации.

Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ.

Формы допуска

Формы допуска подразделяются на виды:

  1. 1 форма – предоставляется при работе с информацией особой важности.
  2. 2 форма – при работе с совершенно секретными данными.
  3. 3 форма – при работе с секретной информацией.

Если у сотрудника есть доступ к данным повышенной секретности, то он автоматически получает доступ и к данным относительно низкой секретности.

Порядок предоставления доступа к гостайне

Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

  1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
  2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
  3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
  4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
  5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
  6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.

В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

Оформление допуска к гостайне

Оформление допуска к гостайне – ответственность отдела кадров. Если отдела кадров нет, то работа перепоручается сотрудникам, ответственным за кадровые функции. Оформление предполагает работу с этими документами:

  • Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
  • Анкета, заполняемая самим сотрудником.
  • Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
  • Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
  • Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
  • Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.

Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.

Инструкция по оформлению

Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:

  1. Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
  2. Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
  3. Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
  4. Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
  5. Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.

С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.

Сроки действия доступа

Сотрудники с доступом периодически проверяются. В процессе проверки устанавливаются эти положения:

  • Актуальность сведений, указанных при первичном предоставлении допуска.
  • Нужен ли доступ к гостайне при дальнейшей работе на должности.

Проверка выполняется со следующей периодичностью:

  • Для 1-й формы допуска – каждые 10 лет.
  • Для 2-й и 3-й форм – каждые 15 лет.

Если в ходе проверки выяснилось, что для работы на должности больше не нужно иметь доступа к тайне, сотрудник лишается этого доступа.

Основания для прекращения доступа

Основания для прекращения доступа перечислены в статье 23 ФЗ №5485-1:

  • Сокращение штата и прочие организационные мероприятия, в связи с чем действие трудового договора сотрудника прекращается.
  • Есть соответствующее решение руководителя.
  • Разглашение гостайны сотрудником или другое нарушение обязательств, связанных с доступом.
  • Появление препятствий к доступу к гостайне. К примеру, сотрудник уехал за границу.

Прекращение доступа к гостайне не снимает обязательств с сотрудника касательно неразглашения сведений.

assistentus.ru

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну


Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну

“…доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;…”

Источник:

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.11.2011) “О государственной тайне”

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Доступ к навигационным сигналам системы ГЛОНАСС
  • Доступ к секретной информации

Смотреть что такое “Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну” в других словарях:

  • ДОСТУП К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ — согласно Федеральному закону «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485–1, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну …   Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну — процедура оформления права на доступ (санкционированное ознакомление). Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений,… …   Большой юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА: ДОСТУП — ДОСТУП К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ …   Юридическая энциклопедия

  • Поступление на государственную службу —    Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие установленным для государственных служащих требованиям. При… …   Административное право. Словарь-справочник

  • ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБЫ И НАХОЖДЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ — (entering the state servise and tenure of the state servise) Право поступлении на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие… …   Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • Допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием таких сведений;… Источник: Закон РФ от 21.07.1993 N 5485 1 (ред. от 08.11 …   Официальная терминология

  • ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений …   Большой экономический словарь

  • Деятельность лиц, причастных к работе иностранных спецслужб, в России — На территории России объектами пристального внимания сотрудников иностранных разведывательных и других специальных служб становятся регионы, имеющие стратегическое значение, а также территории, на которых располагаются важнейшие промышленные… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием таких сведений …   Юридическая энциклопедия

  • Режим защиты государственной тайны — это имеющий предупредительную направленность и характеризующийся постоянным действием административно правовой режим, который осуществляется уполномоченными на это органами государственной власти и включает в себя организацию доступа граждан к… …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

official.academic.ru

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне


⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 69Следующая ⇒

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

§ принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

§ согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

§ письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

§ определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;

§ ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

§ принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:

– процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

– преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.

Правовое регулирование порядка посещения режимных организаций иностранными специалистами, особенности организации защиты информации при осуществлении международного сотрудничества.

Согласно постановлению РФ от от 22 августа 1998 г. N 1003 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯО ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО,ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ИНОСТРАННЫХГРАЖДАН, ЭМИГРАНТОВ И РЕЭМИГРАНТОВК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ»:

Лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР “О гражданстве РСФСР”, допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации.Указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом “секретно” только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства Российской Федерации. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства, как правило, не допускаются.

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства или международной организации по защите передаваемых им сведений, составляющих государственную тайну.

При этом иностранные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. N 973 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 32, ст. 3786).

Решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне принимается руководителями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций, уполномоченных Правительством Российской Федерации осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну, другому государству или международной организации. Указанное решение согласовывается с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Порядок допуска к государственной тайне лиц из числа эмигрантов и реэмигрантов определяется в соответствии с настоящим Положением исходя из гражданства указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне.

Лица, допущенные к государственной тайне, в порядке, установленном настоящим Положением, несут ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствиис законодательством Российской Федерации.

Особенности защиты государственной тайны на предприятиях, в организациях и учреждениях в условиях реализации международных договоров по сокращению вооружений и вооруженных сил.

Особенностью, влияющей на организацию защиты государственной тайны в условиях реализации международных договоров, является широкое использование мер контроля за соблюдением договоров. К ним относятся использование национальных технических средств контроля и инспекционных групп на территории контролируемой стороны. При использовании инспекционных групп осуществляется не только визуальное наблюдение инспектируемых объектов, но и применение технических средств контроля: фотоаппаратов, телекамер, аппаратуры радиационного, магнитометрического, инфракрасного и других видов контроля. Кроме того, применяются портативные компьютеры, средства связи, навигации и другое оборудование, не подлежащее досмотру.

Все это приводит к тому, что в поле зрения этих групп могут попадать не только объекты контроля, определенные в договорах, но и другие объекты, информация о которых может составлять государственную тайну. Для последних объектов должны быть предприняты дополнительные меры ее защиты.

Для этого все объекты защиты подразделяются на подконтрольные и неподконтрольные. Сведения о подконтрольных объектах делятся на относящиеся к предмету договора и не относящиеся к предмету договора.

Первая группа сведений не должны составлять государственную тайну. Их защита запрещена тем или иным Договором. Сведения второй группы подлежат защите. При этом меры защиты не должны создавать помех национальным техническим средствам контроля и инспектирующим группам контролирующей стороны, действующей в соответствие с Договором.

Мероприятия до начала инспекций проводятся заблаговременно. При этом разрабатываются способы защиты, готовятся к применению средства защиты неподконтрольных объектов и сведений, не относящихся к предмету договора. Налаживается система оповещения о проведении инспекций (инспекционных полетов). Создается система оперативного управления мерами и средствами защиты информации.

В ходе инспекций осуществляется контроль за деятельностью инспекционных групп, реализация дополнительных мер и применение средств защиты информации, управление ими с учетом изменяющейся обстановки.

После осуществления инспекций осуществляются проверки объектов и территорий с целью обнаружения возможно внедренных закладок.

Особенности защиты государственной тайны в условиях создания совместных предприятий.

Совместные предприятия характеризуются размещением на одной территории представительств иностранных фирм и цехов, участков, где проводятся работы с защищаемыми объектами.

Это приводит к тому, места нахождения возможных средств разведки оказываются в непосредственной близости от защищаемых объектов. При этом резко возрастает опасность перехвата информации по каналам акустической разведки, каналам побочных электромагнитных излучений, химической разведки. Иностранные представители получают возможность визуального наблюдения защищаемых объектов. Возрастает опасность разглашения информации работниками предприятий в процессе совместной деятельности. Такое разглашение может произойти, в том числе, по косвенной информации, раскрывающей при ее комплексной обработке содержание сведений, составляющих государственную тайну.

Все это требует принятия дополнительных мер по защите государственной тайны. К таким мерам относятся:

· организация технологического процесса, исключающая пересечение во времени и пространстве защищаемых и не защищаемых изделий;

· выделение специальных технических территорий, куда доступ иностранных представителей запрещен;

· использование активных средств противодействия разведке ПЭМИН, акустической разведке;

· выявление дополнительных каналов утечки информации, в том числе за счет доступа иностранных представителей в места сора отходов производства, изготовления технологических приспособлений и тому подобное;

· регулярное проведение специальных проверок помещений и технических средств;

· выявление возможных скрытых каналов разглашения сведений (несекретные библиотеки, базы данных, конференции, совместные публикации и др.), профилактическая работа с персоналом по вопросам предупреждения разглашения сведений;

· при невозможности скрытия защищаемых сведений использование приемов введения в заблуждение или создания у потенциальной разведки неопределенности относительно истинного содержания проводимых работ;

· более частое проведение контрольных мероприятий с целью выявления возможных предпосылок к утечке информации и их пресечению.

 

Особенности защиты государственной тайны в условиях научно-технического, военно-технического и экономического сотрудничества с другими странами.

В ходе научно-технического, военно-технического и экономического сотрудничества с другими странами может осуществляться Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам. Такая передача производится в соответствие с требованиями ст. 18 Закона “О государственной тайне” Положением “О подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам”, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. N 973.

Передача сведений в каждом отдельном случае осуществляется по решению Правительства Российской Федерации при наличии экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:

· соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в Российской Федерации и в иностранном государстве;

· перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту;

· порядок передачи сведений;

· требования к использованию и обработке передаваемых сведений;

· обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим странам и их защите в соответствии с внутренним законодательством принимающей стороны;

· порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения возможного ущерба.

Подготовку решения Правительства осуществляют:

· заинтересованные в передаче сведений федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации;

· органы государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями;

· межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

В случае, когда с иностранным государством – получателем сведений ранее не заключался международный договор о взаимном обеспечении защиты передаваемых сведений или при неполном отражении в заключенном ранее международном договоре правил, изложенных выше, одновременно с проектом решения о передаче сведений в Правительство Российской Федерации представляются предложения о заключении соответствующего международного договора или дополнении действующего.

В случае отказа государства – получателя сведений от заключения международного договора о взаимном обеспечении защиты передаваемых сведений внесенные в Правительство Российской Федерации материалы должны содержать информацию о ранее принятых на себя обязательствах и гарантиях принимающей стороны по обеспечению защиты передаваемых ей сведений и нераспространению передаваемых сведений третьим странам.

Дополнительные меры защиты передаваемых сведений могут быть предусмотрены в соглашениях или контрактах, заключаемых (подписываемых) компетентными органами, уполномоченными осуществлять прием (передачу) сведений.

Другой особенностью научно-технического, военно-технического и экономического сотрудничества с другими странами является также участие российских фирм на международных выставках с демонстрацией изделий, технологий, материалов, в том числе военного назначения. Информация об этих экспонатах может составлять государственную тайну, что обусловливает принятие дополнительных мер по ее защите.

Требования по обеспечению защиты информации определяются на этапе формирования экспозиции выставки с учетом имеющихся концепций защиты представляемых экспонатов для соответствующих периодов их жизненного цикла. На этом этапе проводится экспертиза каждого экспоната, информационно-справочных материалов, текстов выступлений и докладов, распределяются обязанности круга лиц, ответственных за подготовку и показ экспозиции, разрабатываются мероприятия по защите информации, формируется группа обеспечения защиты информации.

В состав этой группы должны входить представители Министерства обороны, специалисты режимно-секретных служб, а также специалисты в области защиты информации.

В ходе выставки осуществляется проверка готовности выставки с точки зрения обеспечения защиты информации, оперативный анализ условий демонстрации экспонатов, выявление угроз безопасности информации, проверка выполнения запланированных мероприятий и требований по защите информации.

По окончании выставки группа обеспечения защиты информации проводит анализ выполненных работ, выявляет недостатки в период подготовки и проведения выставки, разрабатывает предложения по совершенствованию мер защиты информации.

 

25. Правовые основы лицензирования и сертификации в области защиты информации. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, и их полномочия.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com