Содержание

Профессия лаборант | Про профессии.ру

Лаборант – это профессия, которая на сегодняшний день хотя и достаточно широко распространена в нашей стране, но при этом является узкоспециализированной. Это легко объяснить, поскольку лаборанты работают на кафедрах в высших учебных заведениях, на предприятиях, в исследовательских лабораториях, в больницах, в санитарно-экологических службах и пр. Соответственно, их специализация и профессиональная подготовка существенно отличается в зависимости от направления деятельности.

В целом же данная профессия уходит корнями еще в Средние века: основной задачей лаборантов, которые работали в университетах Европы, была подготовка лабораторий к практическим занятиям со студентами. Также лаборанты оказывали техническую помощь в этом процессе.

Профессия лаборант – описание

Выбирая профессию лаборанта следует учитывать некоторые аспекты. Основным является состояние здоровья, поскольку данная профессия зачастую предполагает непосредственный контакт с вредными веществами и химическими элементами. Особенно следует учитывать этот момент тем людям, чей организм склонен к проявлению аллергических реакций. В целом же риски профессии зависят от специализации конкретной лаборатории. К примеру, если делать анализы продуктов жизнедеятельности человека просто не очень приятно, то постоянная работа с радиоактивными веществами может оказать значительное негативное воздействие на здоровье человека.

В большинстве случаев работа лаборантов является достаточно спокойной и стабильной с точки зрения возникновения стрессовых ситуаций. Именно поэтому ее склонны выбирать люди с ровным характером, пытливым складом ума, наблюдательные, аккуратные, усидчивые, умеющие концентрироваться на выполнении поставленного задания.

В большинстве случаев профессия лаборанта не требует наличия диплома о высшем образовании, но бывают и исключения. Среднего специального образования может быть недостаточно, если по долгу службы придется иметь дело со сложной аппаратурой. Или же работа предполагает значительную ответственность перед третьими лицами.

При этом участие в экспериментах и хорошая практическая подготовка при желании могут стать удачной платформой для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Для лучшего понимания, следует более детально рассмотреть некоторые направления профессии.

Профессия лаборант химического анализа

Данная профессия достаточно востребована на рынке труда и предполагает работу, связанную с анализом химического состава и свойств исследуемых образцов с целью выявления несоответствий. Полученная по результатам исследования информация является очень важной, т.к. дает возможность контролировать качественные показатели продукции.

Лаборанты химического анализа находят применение в различных отраслях, при этом их профессиональная подготовка должна включать:

  • владение азами общей химии;
  • знание правил техники безопасности;
  • умение обоснованно выбирать и использовать модели, методы и инструменты при выполнении поставленных задач;
  • знание норм и стандартов, которые касаются исследуемых веществ и прочее.

Выбирая данную профессию следует обратить особое внимание на медицинские противопоказания.

Профессия лаборант – эколог

Появление и распространение данной профессии связано с возрастающей обеспокоенностью общества состоянием окружающей среды. Таким образом, основной задачей лаборанта-эколога является анализ природных ресурсов и их влияние на качество жизни человека. Предметом анализа являются пробы грунта, воды, воздуха.

Лаборанты-экологи работают как на крупных производствах, так и в службах экологического надзора за состоянием окружающей среды. Для данной работы зачастую достаточно диплома о среднем специальном образовании.

Профессия фельдшер-лаборант

Значение профессии фельдшера-лаборанта в современной медицине переоценить невозможно, поскольку даже самому квалифицированному врачу для оценки состояния пациента требуются результаты анализов. Поэтому от качества работы и профессионализма фельдшер-лаборанта зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека.

В основном фельдшеры-лаборанты требуются в поликлиниках, больницах, медико-генетических центрах, санэпидемстанциях, а также в службе скорой помощи. Для работы необходимо иметь диплом о среднем медицинском образовании.

Обычно фельдшеры-лаборанты работают с кровью и продуктами жизнедеятельности человека, но бывают случаи, когда требуется провести анализ пищи, столовых приборов и прочее. Точность, ответственность, компетентность – основные качества, необходимые для данной работы.

Профессия лаборант-аналитик

Люди данной профессии могут найти применение в различных отраслях экономической деятельности. Профессия лаборанта-аналитика предполагает трудоустройство в исследовательских лабораториях, на промышленных предприятиях, а также в службах санитарно-эпидемиологического надзора.

Работа состоит в проверке качества сырья, используемых для производства материалов, готовых продуктов, а также производственных отходов и выбросов путем химического анализа. В основном для данной работы достаточно среднего специального образования.

Общим для всех описанных профессий является: во-первых, доскональное знание законодательства в части выбранной деятельности, действующих норм и стандартов; во-вторых, профессионализм и ответственный подход к работе.

www.proprof.ru

Фельдшер-лаборант

Мила Васьковская выросла в семье врачей (отец — хирург, мать — терапевт) и с самого детства держала в руках не только книжки со сказками, но и медицинскую литературу. Сначала она планировала пойти в следователи, но желание реализовать не удалось: в год поступления девочек не набирали, а значит, необходимо было выбрать другой путь. Так наша героиня и попала в медучилище. Уже на практике она заинтересовалась гистологией — изучением строения тканей человека. Сегодня Мила работает фельдшером-лаборантом в Городском клиническом патологоанатомическом бюро. Нам удалось познакомиться с ней благодаря нашим друзьям из проекта По делу, которые занимаются организацией бесплатных открытых лекций с различными специалистами. Не смогли посетить мероприятие или не успели о нём узнать? Адукар расскажет всё самое интересное из первых уст!

Для встречи с Милой было выбрано атмосферное местечко — Музей истории медицины Беларуси

С чего начиналось развитие патологической анатомии у нас в стране?

Кафедра патологической анатомии была открыта в Беларуси в 1913 году, до этого у нас этой науки официально не было. Потихоньку она стала развиваться. Раньше почти при каждой больнице было патологоанатомическое отделение, сегодня Городское клиническое патологоанатомическое бюро — большая единая служба, с которой связаны 39 столичных поликлиник и 11 больниц — весь город. Наша служба работает в нескольких направлениях. Прежде всего, это постановка диагнозов, контроль за лечением — биопсийная часть работы

[биопсия — взятие клеток или тканей из организма живых людей — прим. ред.]. Аутопсийная часть работы (вскрытие) — это контроль за постановкой диагнозов врачами, а также развитие науки. Аутопсии важны для врача в плане образования, это большая интеллектуальная работа с учебниками. Почти все книги — на английском языке.

Также на нашей базе студенты проходят практику по патанатомии (из мединститута — два раза, из медколледжа — один). Из медиков в патологоанатомическом бюро работают только врачи-патологоанатомы и фельдшера-лаборанты.

В большинстве случаев наше место работы называют моргом. Это неправильно. Морг — помещение для хранения трупов. Работа с аутопсиями — лишь десятая часть нашей деятельности. Всё остальное — исследование тканей живых людей. Но об этом мало кто знает.

Чем интересна профессия фельдшера-лаборанта?

В гистологии всегда найдётся что-то занятное. Например, когда ты встречаешь то, о чём читал в учебниках, но никогда не видел. Год за годом знания накапливаются. Человек — это как неразгаданная Вселенная, сколько организмов — столько тайн.

Работник патологоанатомического бюро — какой он?

У нас работают очень разные по характеру люди. Но от всех требуется аккуратность и пунктуальность, внимание к мелочам, пространственное мышление. «Не получилось и ладно», — так нельзя. Потому что у нас в руках человеческие жизни. Какое бы у тебя ни было настроение, — грустное, весёлое — ты садишься и работаешь. И работаешь всегда качественно. Это негласное правило всего коллектива. Халтуры у нас не бывает.

Конечно, каждый человек имеет право на ошибку. Просто цена ошибки повара одна, цена ошибки врача другая. Но они оба — профессионалы. Везде человеческий фактор. Надо это понимать и отличать от халатности.

Взгляд на лабораторию изнутри

Для патологоанатомов и фельдшеров-лаборантов важны и коммуникативные способности, если дело касается общения с практикантами. Важно объяснить будущим специалистам, что биологический материал — это не просто кусок мяса. Это может быть биопсия чьего-то близкого человека. Небольшой совет: если вы амбициозная личность, которая стремится вперёд, не надо идти в фельдшера-лаборанты. Хотите добиться высот — идите во врачи, там ограничений нет. Человек со средним образованием не имеет права вести научную деятельность, для этого нужно высшее.

Расскажите о этапах Вашей работы.

Проходит диагностическая или лечебная операция и берётся биологический материал. Он поступает к нам из больницы, к нему прилагается карточка пациента и предположительный диагноз врачей, которые брали эту биопсию. Материал приходит в таком виде, в каком хирург его удалил. Например, присылают желудок, в котором рак. Треть, две трети или весь — как врачи посчитали нужным. Кстати, никакие материалы, взятые на операциях, не выбрасываются, — всё посылается на гистологическое исследование. Это позволяет не пропустить никакой патологии.

Первый этап — это вырезка. Работают три человека. Доктор-патологоанатом стоит у вытяжного лабораторного шкафа, потому что весь материал приходит в формалине. Он, конечно, промывается, чтобы сильно не пахнуть, но всё равно, формалин — это яд. И сидят два фельдшера-лаборанта. Один записывает макроописания под диктовку доктора, второй — этикетирует материал. Потом это всё вносится в компьютер и остаётся на карточке, которая уйдёт с ответом в больницу. Информация распечатывается и хранится в бюро. Это важная медицинская документация, которая имеет юридическую силу.

Необходимо взять тот фрагмент биологического материала, который диагностически важен и подойдёт нам для гистологической обработки. Врач вырезает нужные кусочки. Например, аппендикс. С него классически берётся три кусочка. Всё это завязывается и получается небольшой кулёчек с материалом.

К слову, вот так выглядит аппендикс под микроскопом

Нумерация биопсий сквозная годичная, каждый год мы начинаем с номера один, на бирке указывается и количество взятых кусочков. У нас есть архив, где по номеру можно найти материал. Всё с подозрением на онкологию маркируется специально и хранится отдельно долго-долго.

Какой следующий этап?

Вырезка заканчивается обычно к двум часам дня. После материал фиксируется в 10% растворе формалина. Затем нужно выждать 18 часов. Процесс этот длительный, торопиться нельзя. Фиксация помогает максимально сохранить прижизненное состояние тканей.

Утром материал достаётся из фиксатора и помещается в специальный аппарат «гистологический процессор» карусельного типа. На всём постсоветском пространстве его называют «дунькой». Мы сами создаём под него программы, в зависимости от типа материала. Этот этап называется проводкой. Нам надо получить парафиновый блок, который потом будем резать.

Вот так выглядит сама «дунька»

Вырезка, фиксация, проводка — что дальше?

У нас огромная комната, где три «островка» из рабочих столов, за каждым — около 11-ти человек. В металлические кассеты мы кладём материал, заливаем его парафином. Когда тот застыл, вынимаем получившиеся формы и переворачиваем. Эти парафиновые блоки нужно порезать. Резка происходит на специальных аппаратах «микротомах», толщина срезов — 2−3 микрона. Очень мелкий материал, такой как гастробиопсия (кусочек слизистой желудка, который берётся во время фиброгастродуоденоскопии), режется в виде цепочки из 15−20 серийных срезов.

Далее следует окрашивание. Оно проводится двумя красителями — гематоксилином (довольно дорогой, добывается из коры кампешевого дерева, которое растёт в Центральной Америке, на полуострове Юкатан в Мексике, на Ямайке) и эозином (анилиновый краситель).

Всеобщий восторг вызвали фото, сделанные с помощью микроскопа. На снимке изображён инфаркт. Мышечные клетки, на которые как будто наступили, и они размазались, — это умирающие кардиомиоциты. Граница — это лейкоциты, которые пришли на борьбу с мёртвой тканью«Бабочки в животе!» — первая догадка зала о том, что изображено на снимке. На самом деле так выглядят в поляризованном свете соли мочевой кислоты

Как к вашей профессии относятся окружающие? А со стереотипами приходится бороться?

Все относятся хорошо. А со стереотипами, конечно, приходится бороться. Все штампы из кино. Здоровый мужик-патологоанатом, который ест везде один несчастный бутерброд, пьяный санитар… Такую работу мало ценят. Когда человек умирает в страшных мучениях, он выглядит, мягко говоря, не очень. Хотят ли родственники видеть его таким? Конечно, нет. Но кто-то ведь должен сделать умершего красивым. А это работа наших санитаров. Они не пьяницы (как показывают в фильмах), а образованные люди, помогающие врачу на вскрытии, знающие анатомию и патологию, умеющие привести в порядок покойного, чтобы человек и после смерти выглядел достойно. Это требует специальных знаний и умений.

В вашей практике наверняка было много интересных случаев. Расскажите о них.

Запомнился такой. У молодого человека 24-х лет под черепом выросла какая-то опухоль. Ему сделали операцию и удалили эту опухоль в капсуле и пластину черепа над ней. Но оказалось, что никакая это не опухоль, а доброкачественное образование. Ещё на моей памяти была больная, у которой за жизнь было четыре разных вида опухоли.

Мы проводим срочные биопсии во время операции на микротомах-криостатах. Ответ даётся в течении 15−20 минут, на его основе хирургами принимается решение об объёме операции. И если подозрение на злокачественную опухоль не подтверждается — всегда радуешься, что кому-то повезло.

Мы все работаем с чувством глубокого уважения к своему труду. Вся наша деятельность направлена на здоровье человека, на его жизнь. И мы испытываем гордость за то, чем занимаемся.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Должностная инструкция фельдшера-лаборанта

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Фельдшера-лаборанта

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность фельдшера-лаборанта [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Медицинская организация).

1.2. Фельдшер-лаборант назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Медицинской организации.

1.3. Фельдшер-лаборант относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Фельдшер-лаборант подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Медицинской организации.

1.5. На должность фельдшера-лаборанта назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат специалиста по специальности «Лабораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза» без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Фельдшер-лаборант отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Медицинской организации.

1.7. Фельдшер-лаборант должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
  • методы забора биологического материала, морфологию: яиц и паразитов основных видов гельминтов, элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов до зрелых форм, паразитов крови, основных клеточных элементов — лейкоцитов, мезотемов и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад;
  • инфекционные заболевания по своему профилю, а также по карантинным заболеваниям;
  • методы приготовления реактивов и растворов для проведения исследований;
  • правила дезинфекции отработанного материала;
  • правила эксплуатации лабораторной аппаратуры;
  • причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
  • значение стерилизации в профилактике внутрибольничных инфекций, ее организацию в медицинских организациях;
  • основы здорового образа жизни;
  • основы общей гигиены и производственной санитарии;
  • основы микробиологии;
  • влияние биологических факторов на результаты исследований;
  • основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях;
  • организацию работы в клинико-диагностических лабораториях;
  • медицинскую этику;
  • психологию профессионального общения;
  • основы медицины катастроф;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Фельдшер-лаборант в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Медицинской организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия фельдшера-лаборанта, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Фельдшер-лаборант осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопическое исследование, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований.

2.2. Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов.

2.3. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

2.4. Выполняет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в медицинской организации, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов с целью предупреждения возможного заражения при взятии крови (гепатит, ВИЧ-инфекция).

2.5. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

В случае служебной необходимости фельдшер-лаборант может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Фельдшер-лаборант имеет право:

3.1. Давать подчиненным сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности фельдшера-лаборанта, подчиненных служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции фельдшера-лаборанта.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить на рассмотрение руководителя Медицинской организации представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Фельдшер-лаборант несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы фельдшера-лаборанта осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы фельдшера-лаборанта является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы фельдшера-лаборанта определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.

6. Право подписи

6.1. Фельдшеру-лаборанту для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

instrukzii.ru

что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой

Нет такого учебного или научного заведения, где не было бы специалистов, носящих название лаборант кто это, какие профессиональные функции должен выполнять – читайте далее.

Особенности профессии

 

Лаборантом называют специалиста, работающего в различных учебных, медицинских, научных учреждения, на производстве и в сельском хозяйстве, которые могут проводить исследования, брать анализы, проводить эксперименты, и многое другое, допустимое его уровнем образования и квалификации.

Он может выполнять определенные действия самостоятельно, или совместно с другими специалистами, являться ассистентом у ученого или преподавателя.

Для тех, кто рассматривает эту профессию как свою основную, стоит сказать, что рынок труда еще не до конца наполнен и востребованность в специалистах, имеющих соответствующую квалификацию, является довольно высокой. Причем требуются лаборанты не только в государственных, но и в частных организациях.

Несмотря на то, что в основном лаборанты выполняют вспомогательные функции, они были и остаются важной частью учебно-исследовательского процесса. Это связано с тем, что им доверено контролировать состояние реактивов и прочего оборудования, проводить подготовку помещения или лаборатории для осуществления исследований или занятий

Что нужно, чтобы стать лаборантом?

Чтобы стать лаборантом не обязательно заканчивать высшее учебное заведение. Зачастую вполне хватает специализированного колледжа или училища.

Так как на каждой кафедре учебного заведения имеется лаборантская, то можно поинтересоваться, нужны ли здесь лаборанты. Это позволит начать свою карьеру уже во время учебы. Одновременно с этим можно будет заниматься научной деятельность, и вырасти из простого лаборанта в специалиста более высокого уровня.

Чем должен заниматься специалист?

 

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

В обязанности лаборанта входит выполнения определенных заданий и поручений, которые дает им руководитель. Он должен следить за тем, чтобы все оборудование было готово к использованию, заранее собирает все необходимое для проведения опытов, исследований.

Будут работать с различными видами реактивов и химических веществ. Кроме того, происходит фиксация результатов произведенных исследований в специальный журнал.

Личностные качества специалиста

Для успешного выполнения поставленных задач, лаборант должен будет обладать определенными личностными качествами. Без них не стоит даже пробовать.

К ним относят:

  • обладать внимательностью;
  • уметь концентрироваться на поставленной работе;
  • обладать хорошей моторикой и координацией движений;
  • иметь отличную память;
  • быть аккуратным.

Так как лаборант – преимущественно работник умственного труда, то специалист должен обладать достаточно высоким интеллектом, быть готовым к интеллектуальному или творческому труду.

Очень важно. Чтобы у человека хорошо работали:

  • сенсорные системы;
  • был внимательным к мелочам;
  • хорошо работало мышление;
  • умел контролировать свои эмоции в любых ситуациях;
  • лаборанты обладают высокой эрудированностью;
  • должны быть любознательными;
  • обладать рациональным мышлением;
  • иметь аналитический склад ума.

Теперь вы знаете о профессии лаборант кто это, что должен уметь делать и какие требования к нему предъявляются.

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

 

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

oksait.ru

Об изменениях, внесенных в профессиональную квалификационную группу “Средний медицинский и фармацевтический персонал”, в части отнесения к 3 квалификационному уровню должности “Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)”, Письмо Минздрава России от 21 августа 2017 года №16-3/10/2-5813



В связи с принятием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает следующее.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н внесены изменения в профессиональную квалификационную группу “Средний медицинский и фармацевтический персонал”, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526, в части отнесения к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы “Средний медицинский и фармацевтический персонал” должности “Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)” по следующим основаниям.

Положением “О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности”, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N 286, предусмотрено, что подготовка специалистов с квалификацией “Фельдшер-лаборант” ведется до перехода на обучение по программе для “Медицинского лабораторного техника”.

Подготовка работников по специальностям среднего профессионального образования по квалификации “Медицинский лабораторный техник” начата с введением в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17 июня 1997 г. N 1216.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 “О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации” в целях совершенствования деятельности службы клинической лабораторной диагностики, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации было поручено привести наименования должностей медицинского персонала клинико-диагностических лабораторий в соответствие с указанным приказом.

Указанным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 утверждено Положение о медицинском лабораторном технике (Приложение N 6), согласно которому на должность “Медицинского лабораторного техника” назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности “Лабораторная диагностика” и квалификацию “Медицинский лабораторный техник” (“Фельдшер-лаборант”).

Таким образом, это одна должность с двойным наименованием и в рамках приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526 должность “Фельдшер-лаборант” была ошибочно отнесена к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы “Средний медицинский и фармацевтический персонал”.

В соответствии с ранее действовавшими “Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации” (Приложение N 2), утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43, по должности “Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)” требованиями к квалификации предусмотрено среднее медицинское образование по специальности “Лабораторное дело”, с установлением размеров должностных окладов по 8-11 разряду Единой тарифной сетки.

Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 525 “О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам”, в соответствии с которым должности, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки.

Требованиями к квалификации, установленными Квалификационными характеристиками, включенными в Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (далее – Справочник), по должности “Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)” предусмотрено наличие среднего профессионального образования по специальности “Лабораторная диагностика” и сертификат специалиста по специальности “Лабораторная диагностика”, “Гистология”, “Лабораторное дело”, “Судебно-медицинская экспертиза” без предъявления требований к стажу работы.

По должности фельдшер, отнесенной к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы “Средний медицинский и фармацевтический персонал”, требуется среднее профессиональное образование по специальности “Лечебное дело”.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 514 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Лечебное дело” сроки получения среднего профессионального образования по специальности “Лечебное дело” составляет 3 года 10 месяцев.

В то же время в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 970 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности “Лабораторная диагностика” сроки получения среднего профессионального образования по специальности “Лабораторная диагностика” составляет 2 года 10 месяцев.

Кроме того, в соответствии с указанным Справочником, оказание фельдшером лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, диагностирование типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов, оказание доврачебной помощи, ассистирование врачу при операциях и сложных процедурах, прием нормальных родов, организация и проведение противоэпидемических мероприятий, организация и проведение диспансерного наблюдения за различными группами населения (дети; подростки; беременные женщины; участники и инвалиды войн; пациенты, перенесшие острые заболевания; пациенты, страдающие хроническими заболеваниями), организация и проведение профилактических прививок детям и взрослым, экспертиза временной нетрудоспособности и др. или выполняемые операционной медицинской сестрой, медицинской сестрой – анестезистом и др., также отнесенных к 4 квалификационному уровню, таких функций, как например, участие в хирургических операциях, осуществление раннего послеоперационного ухода за пациентом, профилактика послеоперационных осложнений в ходе и после операций, являются более сложными по сравнению с проведением химических макро- и микроскопических исследований биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопического исследования, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований, осуществляемыми “Фельдшером-лаборантом (медицинским лабораторным техником)”.

Таким образом, исходя из требований к образованию и сложности трудовой функции, должность “Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)” отнесена к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группе “Средний медицинский и фармацевтический персонал”, а такие должности как акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, медицинская сестра – анестезист и др. – к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы “Средний медицинский и фармацевтический персонал”, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526.

Учитывая изложенное, поскольку в ранее действовавших Номенклатурах, других нормативных правовых актах, а также действующей в настоящее время Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 20 декабря 2012 г. N 1183н, предусмотрено двойное наименование должности, для включения (сохранения) в штатном расписании медицинской организации должности “Фельдшер-лаборант” оснований не имеется.

При составлении штатного расписания медицинской организации необходимо руководствоваться Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н.

Предложенное Министерством здравоохранения Российской Федерации изменение в профессиональную квалификационную группу “Средний медицинский и фармацевтический персонал”, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526, обсуждалось на совещании, которое состоялось в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации 25 мая 2016 года с участием представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации, Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации и Национальной медицинской палаты.

С учетом состоявшегося обсуждения была достигнута договоренность о внесении вышеуказанного изменения.

Таким образом, в случае установления размеров должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в системах оплаты труда размер должностного оклада для работников, занимающих должность “Медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)” устанавливается по 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы “Средний медицинский и фармацевтический персонал”.

Для медицинских работников клинико-диагностических лабораторий, которым размер должностного оклада был установлен по 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы “Средний медицинский и фармацевтический персонал”, возможно либо сохранение прежних размеров должностных окладов в рамках длящихся правоотношений, либо компенсирование разницы в размерах должностных окладов за счет выплат стимулирующего характера в целях недопущения снижения достигнутого уровня заработной платы, либо повышения окладов в рамках повышения оплаты труда медицинских работников.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Заработная плата работника работников включает тарифные ставки, оклады, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, премии (статьи 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают необходимыми полномочиями для повышения оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, и вышеуказанный приказ не является ограничением при установлении размеров оплаты труда.

Кроме того, следует отметить, что при повышении оплаты труда медицинских работников в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений предлагается органам власти всех уровней проводить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников.

И.Н.Каграманян




Электронный текст документа
подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

docs.cntd.ru

Фельдшер-лаборант, какие есть способы, что бы получить эту профессию?

Для того, чтобы получить профессию фельдшер-лаборант, надо поступить в медицинский колледж (училище) на специальность: “Лабораторная диагностика”. Также можно поступить на специальность “Лечебное дело” и получить профессию фельдшер, а затем пройти специализацию (с получением сертификата) по специальности Фельдшер-лаборант.

Чтобы стать фельдшером, нужно подать документы в приемную комиссию медицинского колледжа или училища на специальность “Лечебное дело”. Фельдшер по занимаемому статусу выше лаборанта и медицинской сестры, и получит в ходе обучения более фундаментальную теоретическую подготовку.

сейчас нет специальности “фельдшер-лаборант”, есть специальность “медицинский лабораторный техник”. чтобы выучиться на него, надо поступить в мед колледж на специальность “лабораторная диагностика”. срок обучения: после 9ого класса -3 года 10 месяцев, после 11ого-2 года 10 месяцев. потом можно повысить квалификацию, отучившись 1 год на медицинского лабораторного технолога

здраствуйте меня зовут вероника. я учусь в 9 класе. хочу поступить на лоборанта. какиє нужно знать предмети помогите пожалуста

touch.otvet.mail.ru

Специальность “Медико-диагностическое дело”

Хотите быть всегда востребованными на рынке труда, иметь уважение и высокие доходы, тогда выбирайте профессию фельдшер – лаборант.

Специальность 2-79 01 04 «Медико-диагностическое  дело» относится к профилю образования «Здравоохранение», обучение по специальности обеспечивает получение квалификации «Фельдшер-лаборант».

Само уже слово фельдшер имеет значение — «помощник врача, лицо со средним медицинским образованием».

Форма обучения очная дневная на основе общего среднего образования со сроком обучения 1 год 10 месяцев.

Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:

  • организации здравоохранения;
  • научно-исследовательские институты;
  • научно-практические центры;
  • учреждения образования медицинского профиля;
  • центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;
  • санаторные учреждения;
  • организации, оказывающие населению платные медицинские услуги.

Выпускники получают специальность «фельдшер-лаборант»

Фельдшер-лаборант может работать в совершенно разных местах: в поликлиниках, в университетах, а также в медицинских и научных лабораториях, помогая научным сотрудникам и врачам проводить исследования.

Опытный фельдшер-лаборант – это специалист «широкого профиля». То есть, владеет буквально всеми методиками исследований анализов, которые осуществляет лаборатория, где он работает.


В день знакомства с работой фельдшера-лаборанта важно признание факта, что именно от компетентности специалистов лаборатории во многом зависит правильность постановки врачом диагноза пациенту. 

В процессе деятельности фельдшеру-лаборанту необходимо уметь обращаться с микроскопом. Так, например, при клиническом анализе крови должно быть подсчитано количество эритроцитов (красной крови) и лейкоцитов (белой крови). Для этого кровяные тельца надо видеть, а видеть их можно только под микроскопом.
у фельдшеров-лаборантов в современной лаборатории есть и современный помощник в этом деле. Это аппарат «гематологический анализатор», который за считанные секунды делает практически полный анализ крови, кроме СОЭ.

Лаборанту требуется хорошо разбираться в современной лабораторной технике и в принципах анализов, то есть в том, для чего служит каждый анализ и что означают отклонения показателей от нормы, анализы по клинической биохимии очень важны для ранней диагностики серьезных заболеваний.

msmc.by