Гарантии и компенсации работникам на Крайнем Севере — что нужно знать?

Правовая инструкция 9111.ru поможет сориентироваться в сложной системе правовых норм, регулирующих трудовые правоотношения на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расскажет, как устанавливаются районные коэффициенты и надбавки к зарплате, какие еще гарантии и компенсации есть у работников и других категорий граждан на Крайнем Севере.

Лица, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, составляют особенную категорию работников, правоотношения с которыми регулируются отдельной главой Трудового кодекса (гл. 50 ТК РФ) и рядом других нормативно-правовых актов. В связи с суровыми условиями климата в месте выполнения работы и необходимостью затрачивать больше денежных и биологических ресурсов работникам с Крайнего Севера установлен ряд гарантий и компенсаций, важнейшими из которых являются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате.

Положения о гарантиях и компенсациях содержатся в ряде федеральных законов и подзаконных актов, а также в региональном законодательстве. Среди них:

  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
  • Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, который устанавливает порядок их предоставления;
  • Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий…»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда…»;
  • иные акты.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029. Большинство дополнений и изменений этого перечня отражено в информационном письме Минтруда России N 1707-14 и Пенсионного фонда РФ N 0628/4114 от 28 мая 1998. Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться не только соответствующими нормативными актами и коллективными договорами, но и трудовыми договорами.

Статья 316 ТК РФ допускает установление районных коэффициентов для Крайнего Севера и приравненных к нему районов не только Правительством РФ, но и органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В регионах могут быть более высокие размеры коэффициентов для работников госучреждений. Единый законодательный акт, в соответствии с которым устанавливались бы размеры коэффициентов для всех областей Крайнего Севера и всех категорий работающих там граждан, отсутствует, однако есть множество еще советских и российских актов подобного рода, действующих в отношении работников различных северных регионов, областей или даже предприятий.

Наиболее обобщенные сведения о величине районных коэффициентов на Крайнем Севере для рабочих и служащих непроизводственных отраслей содержатся в информационном письме Минтруда и Пенсионного фонда от 9 июня 2003 г. N 1199-16. Самый высокий коэффициент со значением 2,0 применяется в некоторых районах Сахалинской области и Якутии, на всей территории Чукотки и островах Северного Ледовитого океана, в Алеутском районе Камчатской области. То есть работающие в этих районах граждане с учетом коэффициента будут получать зарплату в двойном размере.

Районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на месячную зарплату работников (п. 1 разъяснения Минтруда РФ от 11.09.1995 № 3). При этом имеет значение место выполнения своей рабочей функции гражданином, а не место нахождения работодателя. В отличие от советского времени, размер предельного заработка для установления надбавок и применения коэффициентов сегодня не практикуется. Районные коэффициенты используются при начислении зарплаты сразу, с самого начала трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, а размер процентной надбавки зависит от стажа работы на этих территориях (Обзор Верховного Суда РФ, утв. Президиумом ВС РФ 26 февраля 2014 года).

Система процентных надбавок так же, как и в случае с коэффициентами, не определяется каким-то одним документом. При установлении размера надбавки к зарплате работника используются следующие нормативно-правовые акты:

  • Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и 26 сентября 1967 г. N 1980-VII;
  • Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»;
  • Постановление Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате…»;
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате…».

Работникам учреждений, финансируемых из федерального бюджета, которые выполняют работу в районах Крайнего Севера вахтовым методом (см. ст. 302 ТК РФ), процентная надбавка выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 51. За каждый день работы и пути от места нахождения работодателя до места работы вахтовикам должна выплачиваться надбавка в размере 75% тарифной ставки (оклада). Начисление происходит без учета коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Работодатели на Крайнем Севере, которые не относятся к бюджетной сфере, должны согласовывать с представительными органами работников решения об определении размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, а также с оплатой стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно (ст.ст. 325, 326 ТК РФ). Не установлена обязанность работодателя оплачивать проезд вахтовиков от места жительства до места нахождения работодателя (пункта сбора) и обратно. Отдельные гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом, предусмотрены Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденных Постановлением от 31 декабря 1987 года N 794/33-82.

В соответствии со ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя. Федеральными законами такая продолжительность может быть сокращена еще больше. Все северные работники имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 321 ТК РФ). Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера, с ребенком в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы (ст. 319 ТК РФ). Также один из родителей может получить дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск или часть его (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет в другую местность с целью поступления в образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования (ст. 322 ТК Ф).

Различные гарантии и компенсации для работающих на Крайнем Севере могут предусматриваться отраслевыми соглашениями, например по лесному хозяйству, по транспортному строительству, по жилищно-коммунальному хозяйству, по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и др.

Проживающим в районах Крайнего Севера пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (п. 2 ст. 30 Федерального закона «О занятости населения в РФ»). Гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию устанавливаются коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки (Федеральный закон «О воинской обязанности»). Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях (ст. 19 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

Для того, чтобы гражданам было проще разобраться в специфике социально-трудовых отношений на Крайнем Севере Постановлением Минтруда России от 23 июля 1998 г. N 29 утверждены Рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, и примерный трудовой договор (контракт) с работником, привлекаемым для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

www.9111.ru

Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

См. все связанные документы >>>


1. Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 198 (разделы I, V не приводятся).

См. также Федеральную целевую программу “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года”, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564.

Концепция Федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года” утв. распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 1661-р.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 утв. Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 одобрено Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

2. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 утв. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (не приводится).

3. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” установил гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Распоряжением Совета Министров – Правительства РФ от 1 июня 1993 г. N 967-р утв. организационный план мероприятий по реализации названного Закона.

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

4. Дополнительные гарантии и компенсации установлены правовыми актами субъектов РФ: Законом Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 260-33-ОЗ “Об оплате труда работников областных государственных учреждений, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”; Законом Мурманской области от 29 декабря 2004 г. N 579-01-ЗМО “О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера”; Законом Республики Бурятия от 9 октября 2007 г. N 2526-III “О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в приравненных к районам Крайнего Севера местностях Республики Бурятия”; Законом Забайкальского края от 26 сентября 2008 г. N 42-ЗЗК “О гарантии медицинского обслуживания для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющихся работниками организаций, расположенных в указанных местностях и финансируемых из бюджета Забайкальского края”; Законом Сахалинской области от 13 октября 2003 г. N 428 “Об установлении ежеквартальной социальной выплаты гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 40 и более календарных лет”; Законом Республики Алтай от 15 апреля 2005 г. N 26-РЗ “О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета Республики Алтай и расположенных на территории Республики Алтай в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”; Законом Пермского края от 18 декабря 2007 г. N 159-ПК “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”; Законом Республики Карелия от 27 декабря 2004 г. N 846-ЗРК “О гарантиях и компенсациях для отдельных категорий лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Республики Карелия”; Законом Читинской области от 14 февраля 2007 г. N 895-ЗЧО “О гарантии медицинского обслуживания для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющихся работниками организаций, расположенных в указанных местностях и финансируемых из бюджета Читинской области”; решением Совета депутатов г. Кандалакши Мурманской области от 29 мая 2007 г. N 53 “О гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Кандалакша, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера”; Законом Камчатского края от 6 марта 2008 г. N 15 “О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета”; Законом Красноярского края от 3 декабря 2004 г. N 12-2668 “О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями”; Законом Иркутской области от 4 декабря 2008 г. N 102-ОЗ “О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета”.

rulaws.ru

соотношение федерального и регионального законодательства

Разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, которым дано право регулировать трудовые отношения в соответствии со ст. 5 ТК РФ, привело к множеству вопросов в правоприменительной практике, которые требуют своего разрешения и правовой регламентации.

В соответствии с ч. З ст. 55 Конституции РФ трудовые права работника могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако нормативные правовые акты, действующие в отношении работников Крайнего Севера, противоречивы по своему содержанию. Кроме того, некоторые из них ограничивают права работников, не позволяя реализовать в полной мере правовые гарантии, установленные ТК РФ, в частности гарантии по оплате проезда к месту использования отпуска и оплате проезда и провоза багажа в связи с выездом из районов Крайнего Севера в иные регионы России (ст. 325, 236 ТК РФ).

Одной из целей трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Однако эта задача в настоящее время государством в полной мере не выполняется. Учитывая особые (не просто неблагоприятные, а экстремальные) условия Крайнего Севера к работникам этих регионов должны применяться особые подходы в правовом регулировании труда. Современное регулирование трудовых отношений в части гарантий смещается от централизованного к иному. Не только установление правовых гарантий и компенсаций, но и их финансирование должно быть прерогативой только государства.

В праве всегда выражаются общественные интересы, а государство является участником гражданско-правовых отношений1. Сместив обязательства по правовому регулированию трудовых отношений с государственного на иной уровень — субъекта, органов местного самоуправления и работодателей, государство демонстрирует свою несостоятельность в регулировании данного вида правоотношений.

В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав. Компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ2 поставил предоставление правовых гарантий и компенсаций в зависимость от принадлежности организации и, соответственно, источника финансирования. Государством устанавливаются и предоставляются правовые гарантии и компенсации только для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета. Для работников организаций, финансируемых из бюджета субъекта Федерации, они устанавливаются субъектами РФ; для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления; для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателями.

Таким образом, закон разделил всех работников северных территорий по их ведомственной подчиненности, поставив реализацию установленных правовых гарантий в зависимость от источника финансирования, установив новый фактор дифференциации трудовых отношений.

После принятия соответствующих федеральных законов на уровне субъектов, в частности Магаданской областной Думой, на уровне муниципальных образований, а также работодателями стали приниматься нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления правовых гарантий и компенсаций.

Рассмотрим реализацию установленных федеральных законов в части правовых гарантий для работников Крайнего Севера на примере Магаданской области.

Магаданской областной Думой принят ряд законов по установлению правовых гарантий и компенсаций различным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области, в том числе работникам организаций, финансируемых из бюджета области. В соответствии с принятыми законами, гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

06.12.2004 Магаданской областной Думой принят закон, устанавливающий гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, и для лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета3 (далее — Закон № 507-03). В целом он устанавливает те же правовые гарантии, что и ТК РФ, но некоторые нововведения улучшают положение работников предприятий, финансируемых из областного бюджета.

Данный Закон устанавливает гарантии и компенсации для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета.

В случаях, предусмотренных этим нормативным правовым актом, гарантии и компенсации предоставляются лицам, обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, получающим пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета, членам семей работников организаций Магаданской области, финансируемых из областного бюджета.

Финансирование расходов, связанных с реализацией рассматриваемого закона, производится за счет средств областного бюджета.

Статья 316 ТК РФ предусматривает установление районного коэффициента к заработной плате работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Правительством РФ. В соответствии с ч. 2 указанной нормы органы государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям.

Согласно данному Закону Магаданской области лицам, работающим в Магаданской области в организациях, финансируемых из областного бюджета, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом лицам в возрасте до 30 лет, работающим в организациях, финансируемых из областного бюджета, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в случаях, если они прожили в Магаданской области не менее пяти лет независимо от перерывов. Это существенно улучшает правовое положение молодежи в районах области. Учитывая низкий уровень заработной платы, более высокие расходы на проживание в северном субъекте РФ, данная правовая гарантия позволяет лицам моложе 30 лет получать заработную плату с первого дня работы с надбавками в размере 80% их заработной платы.

Обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из областного бюджета, на стипендию начисляется процентная надбавка в полном размере вне зависимости от срока проживания в Магаданской области.

Статья 325 ТК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районе Крайнего Севера. Финансирование данных выплат разграничено и зависит от организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях. Для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, эта гарантия устанавливается ст. 325 Кодекса. Для работников организаций, финансируемых из бюджета субъекта Федерации, — органами государственной власти субъектов РФ. Для работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления. Для сотрудников работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных первичных организаций, трудовыми договорами.

Рассматриваемый Закон Магаданской области в ст. 6 предусматривает эту правовую гарантию. Согласно его положениям лица, работающие в организациях, финансируемых из областного бюджета, имеют право на оплачиваемый из средств работодателя (организации, финансируемой из областного бюджета) один раз в два года проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Кроме того, оплачивается стоимость проезда к месту отдыха и обратно и провоза багажа неработающим членам семьи работника (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из областного бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании билетов или иных документов.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.

Гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, предоставляются работнику организации, финансируемой из областного бюджета, только по основному месту работы.

Право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно наступает у работника начиная со второго года работы. В дальнейшем такое право действует начиная с четвертого, шестого и так далее года работы независимо от времени фактического использования отпуска. Если работник не воспользовался правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на второй год работы, то он может воспользоваться этим правом на третий, пятый год и т. д.

Если работник проводит время своего отпуска в нескольких местах, то расходы возмещаются по проезду только до одного избранного им места и обратно.

При непредоставлении проездных документов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости с учетом кратчайшего пути.

При использовании отпуска за пределами территории РФ оплата проезда производится в размере стоимости проезда и провоза багажа до ближайшего к месту использования отпуска населенного пункта на территории РФ и обратно.

Правовая гарантия, установленная ст. 325 ТК РФ, имеет принципиальное значение для северян, в особенности для жителей территорий, имеющих только воздушное сообщение с иными регионами. По мнению автора, многие положения прежнего законодательства в части указанной правовой гарантии ухудшены законодателем, что вызвало определенную реакцию органов госвласти субъектов РФ.

Так, Магаданской областной Думой было издано Постановление 08.07.2005 № 29 «Об обращении депутатов Магаданской областной Думы к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с этим Постановлением, принято обращение депутатов Магаданской областной Думы к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателю Правительства РФ по вопросу приведения ст. 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в соответствие требованиям ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Действительно, с введением в действие с 01.01.2005 Федерального закона № 122-ФЗ ст. 33 Закона РФ № 4520-1 претерпела существенные изменения: условия оплаты проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членам семьи работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, ухудшены.

До 31.12.2004 норма, устанавливающая данную гарантию, гласила: «Предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска». Инструкция о порядке предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.11.90 № 2, применяемая в части, не противоречащей федеральному законодательству, не содержала ограничения по оплате проезда членам семей работников к месту проведения отпуска.

Статья 33 Закона РФ № 4520-1 в редакции Федерального закона № 122-ФЗ установила следующее: «Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска». То есть данная статья установила правило, согласно которому членам семьи оплачивается проезд только к тому месту, где проводит отпуск работник.

Очевидно, что данное ограничение ущемляет права членов семьи в ситуациях, когда работник, имея право на оплату проезда к месту использования отпуска, не выехал в отпуск в центральные районы страны по каким-либо причинам. В данном случае и члены его семьи, в том числе несовершеннолетние дети, лишаются возможности выехать из районов Крайнего Севера для оздоровления и отдыха.

Статистические данные свидетельствуют, что население северных регионов России продолжает сокращаться. Так, численность Магаданской области на март 2006 г. составляла 171,6 тыс. человек, при этом в самой столице Колымского края сосредоточено большинство населения — 107,3 тыс. человек4.

Законом Магаданской области от 06.12.2004 № 507-ОЗ, «Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета», вступившим в силу с 01.01.2005, данное ограничение не установлено. Неработающие члены семьи работников организаций, финансируемых из областного бюджета, приобретают право на оплату проезда к месту отдыха вне зависимости от места использования отпуска работником.

Выходит, одна и та же государственная гарантия предоставляется работникам различным образом.

Одной из важнейших правовых гарантий работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является компенсация расходов, связанных с переездом, установленная ст. 326 ТК РФ.

Порядок и условия предоставления этой гарантии также зависят от источника финансирования организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях. Лицам, прибывшим из других регионов России, заключившим трудовые договоры с организациями, финансируемыми из федерального бюджета, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с работником члена семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника. Также оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам и стоимость провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом. Кроме того, работнику предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

По мнению автора, статья имеет ряд недостатков, которые состоят в следующем. Устанавливая стоимость провоза багажа до пяти тонн на семью не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом, законодатель не учел, что некоторые районы России, к которым относится Магаданская область, Чукотский автономный округ, не имеют железнодорожных путей сообщения и, соответственно, железнодорожных тарифов на перевозку. Данная норма, на взгляд автора, должна предусматривать оплату стоимости провоза багажа, исходя их фактически понесенных расходов. Учитывая, что багаж может быть отправлен так называемой «комбинированной доставкой», в которую входит перевозка железнодорожным транспортом, морским фрахтом, автомобильными средствами сообщения, это в большей степени будет отвечать реальным условиям доставки груза работника.

Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора.

Положение Кодекса о сроках этой гарантии также вызывает неоднозначное отношение. Чем руководствовался законодатель, устанавливая срок предоставления правовой гарантии по оплате стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника в один год? Учитывая сложившуюся практику, маловероятно, что в течение одного года работник сможет обеспечить семью, которая могла бы выехать в районы Крайнего Севера. Так, для приобретения всех надбавок к заработной плате, которые составляют 80% от заработной платы, потребуется 5 лет (10% — по истечении первых шести месяцев работы с увеличением за каждые последующие шесть месяцев работы на 10%, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки увеличение происходит на 10% от заработка за каждый последующий год работы). До этого времени его заработная плата будет составлять немногим больше, чем в центральных районах страны. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ с работниками, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может заключаться срочный трудовой договор на срок до пяти лет. В соответствии с п. 40 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с действующими нормативными актами»5 (далее — Инструкция) правовые гарантии по компенсации расходов, связанных с оплатой проезда к месту использования отпуска и обратно, для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей действуют со второго года работы.

Местные законодатели применили часть конструкции нормы, регламентирующей предоставление данной правовой гарантии (п. 14 Инструкции), которая определяет порядок и условия ее предоставления — стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества, а также единовременное пособие на них выплачивается в случае, если они переезжают на новое место жительства до истечения одного года со дня фактического предоставления жилого помещения работнику, заключившему трудовой договор на определенный срок. Но применение данного правила в настоящее время невозможно. Во-первых, местный законодатель не связывает предоставление данной гарантии с предоставлением жилого помещения работнику, заключившему трудовой договор в организации, финансируемой из бюджета Магаданской области. В подавляющем большинстве случаев жилье прибывшим работникам не предоставляется. Исключение составляют специалисты в области медицины, которым в соответствии с условиями трудового договора предоставляется квартира в ведомственном жилье на срок их работы в учреждениях здравоохранения.

Исходя из этого, автор считает, что для привлечения работников в районы Крайнего Севера правовая гарантия по оплате проезда и провоза багажа членам семьи работника должна быть предоставлена в течение всего срока действия первого трудового договора, но не менее пяти лет.

В соответствии с Законом Магаданской области № 507-ОЗ лицам, заключившим трудовые договоры с организациями, финансируемыми из областного бюджета Магаданской области, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации Магаданской области, финансируемой из областного бюджета. Таким образом, видим, что закон субъекта точно воспроизводит положения ТК РФ.

По сути, Закон Магаданской области № 507-ОЗ по большинству позиций дублирует положения ч. 2 ст. 326 Кодекса, которая устанавливает правовые гарантии работникам в связи с переездом к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора. Так, работнику организации, финансируемой из областного бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия) оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Однако указанный Закон содержит существенное уточнение, которое вызывает немало споров. В частности, ст. 7 устанавливает право на оплату стоимости проезда и провоза багажа работнику и членам его семьи в случае, если он проработал в организациях, финансируемых из бюджета Магаданской области, не менее трех лет. Сохраняется это право в течение одного года со дня расторжения трудового договора с указанной организацией (кроме увольнения за виновные действия), если работник в течение этого года не был трудоустроен. Исходя из данного положения Закона, работники, состоящие ранее в трудовых отношениях с организациями, финансируемыми из иных источников, обязаны отработать в организации, финансируемой из бюджета Магаданской области не менее трех лет. Только в этом случае они могут воспользоваться предоставленной им правовой гарантией по оплате проезда и провоза багажа при выезде из указанных районов. Автор считает, что это нарушает законные права и интересы работников Крайнего Севера.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 326 ТК РФ, регламентирующей порядок компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, в том числе в случае смерти работника (за исключением увольнения за виновные действия), работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, имеют право на предоставление данной правовой гарантии в соответствии с условиями, установленными Инструкцией, поскольку никаких иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия предоставления этой гарантии не принято.

Таким образом, проработав в организации, финансируемой из федерального, местного бюджета, или у работодателя, не имеющего бюджетного финансирования определенное время (а это может быть и 5 и 25 лет) и перейдя на работу в организацию, финансируемую из бюджета Магаданской области, работник не может воспользоваться своим правом получить компенсацию, связанную с переездом для того, чтобы выехать к прежнему месту жительства или в другие районы страны.

По мнению автора, это положение Закона Магаданской области должно быть изложено в следующей редакции: «…право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у работника и членов его семьи возникает, если он проработал в организациях Магаданской области, независимо от источника их финансирования, не менее трех лет».

1 См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 513-55.
2 Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3 Закон от 06.12.2004 № 507-0З «Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета».
4 Справка Статуправления г. Магадана № 25 от 23.01.2007.
5 Утверждена Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2.

www.law.ru

Отдельные гарантии и компенсации “северянам”

 

В двух предыдущих номерах журнала мы рассматривали мнение ВС РФ, представленное в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ от 26.02.2014, по вопросам исчисления и выплаты процентной надбавки и районных коэффициентов, а также компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно для работников северных районов. Сегодня закончим рассмотрение данного обзора.

 

 

Одним из видов материальной поддержки лиц, лишившихся работы, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, которое предоставляется в соответствии со ст. 178 и 318 ТК РФ. Так, в ст. 178 закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81) увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, — в течение третьего месяца со дня увольнения.

Увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районе Крайнего Севера или в приравненной к ним местности, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы — не свыше трех месяцев (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 ТК РФ).

Как видим, для сохранения среднего месячного заработка необходимо наличие двух условий:

— незанятость в течение определенного периода после увольнения;

— обращение работника в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости.

Обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Так, О. обратился в суд с иском к ООО “Теплоэнергетика” о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства в связи с сокращением штата, компенсации морального вреда и судебных издержек. Он полагал, что имеет право на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, поскольку обратился в Центр занятости населения Няндомского района в месячный срок и не был им трудоустроен. Работодатель отказал ему в выдаче среднего заработка. С данным отказом О. не согласился.

Руководствуясь ч. 2 ст. 318 ТК РФ, суд первой инстанции удовлетворил требования истца.

В судебном заседании было установлено, что истец 20.07.2009 был уволен с должности сторожа автоцеха в связи с сокращением штата работников организации. Установив факт обращения истца в орган занятости населения в месячный срок со дня увольнения и факт нетрудоустройства в связи с отсутствием подходящей работы, суд пришел к выводу о том, что у истца имеется право на получение среднего месячного заработка за первый — шестой месяцы после увольнения (по материалам обобщения судебной практики Архангельского областного суда).

Работник имеет право на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев, если по вине работодателя он был лишен возможности своевременно обратиться в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Например, решением районного суда был удовлетворен иск Д. к ООО “Инвестлеспром-Лесозаготовка” о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства. При разрешении спора суд установил, что истец был уволен по сокращению штата по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ 12.09.2011. Трудовая книжка при увольнении на руки ему не выдавалась, а была направлена истцу 18.10.2011 по почте и получена им 19.10.2011.

19.10.2011 истец в целях поиска подходящей работы обратился в ГУ “Центр занятости населения Муезерского района”, представив в указанный орган трудовую книжку и справку о средней заработной плате. Решением органа службы занятости истцу было отказано в постановке на учет, поскольку в данной справке была неверно указана фамилия истца. Надлежащим образом оформленная справка о средней заработной плате направлена ответчиком истцу 07.12.2011, получена истцом 08.12.2011.

Разрешая спор, суд применил положения ст. 84.1 ТК РФ об обязанности работодателя в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку, а также Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 N 847, согласно которому гражданин при обращении в государственное учреждение службы занятости в целях поиска подходящей работы и регистрации в качестве безработного должен предъявить документы, в том числе справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Учитывая эти обстоятельства, суд первой инстанции указал, что именно по вине работодателя истец был лишен возможности своевременного обращения в органы службы занятости для регистрации в целях поиска подходящей работы, получения соответствующего решения указанного органа и, следовательно, получения от работодателя средней заработной платы на период трудоустройства за второй — шестой месяцы.

При таких обстоятельствах суд обоснованно взыскал с ответчика суммы указанного заработка. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции в этой части оставлено без изменения (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Достижение уволенным работником пенсионного возраста, получение им пенсии не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого — шестого месяцев со дня увольнения.

ФБУ обратилось в суд с требованиями о признании недействительными решений ГУ “Центр занятости населения Сегежского района” о сохранении среднего месячного заработка за четвертый и пятый месяцы трудоустройства работникам П., С., К., уволенным по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, являющимся пенсионерами. Заявитель полагал, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, поскольку уже защищены государством посредством назначения пенсии. Кроме этого, ФБУ указывало, что положения ст. 318 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия.

Разрешая спор, суд установил, что истцы П., К., С. были уволены из указанного учреждения по сокращению штата и в течение первого месяца после увольнения они встали на учет в ГУ “Центр занятости населения Сегежского района” для трудоустройства, но трудоустроены не были.

Ссылаясь на положения ст. 318 ТК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспоренных решений. Такой вывод сделан судом ввиду того, что данная норма не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, — невозможность признания его в качестве безработного. С данным судебным решением согласился суд апелляционной инстанции (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, не может претендовать на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, если при заключении трудового договора между предпринимателем и работником не достигнуто соглашение об этом.

Решением суда отказано в удовлетворении исков к индивидуальному предпринимателю К. о взыскании выходного пособия и среднего месячного заработка.

Суд установил, что истцы работали продавцами в магазине, были уволены в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовыми договорами не была предусмотрена гарантия при увольнении по указанному основанию в виде выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства. При отказе в удовлетворении иска суд руководствовался следующим.

Исходя из буквального толкования ст. 318 ТК РФ сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства предусмотрено только при увольнении работников из организации в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата ее работников. В то же время согласно ч. 2 ст. 307 ТК РФ случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат лицам, работающим у работодателя — физического лица, определяются трудовым договором. Поэтому работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, не может претендовать на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, если при заключении трудового договора между предпринимателем и работником не было достигнуто соглашение о сохранении средней зарплаты на период трудоустройства (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

 

 

Работникам, трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо различных денежных компенсаций, районных коэффициентов и процентных надбавок установлены иные гарантии.

Дополнительный выходной день. Согласно ст. 319 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Обычно предоставление данной гарантии не вызывает споров, однако за 2010-2012 годы все-таки имел место случай, когда суд рассматривал спор, связанный с отказом работодателя предоставить такой дополнительный выходной день.

И. обратилась в суд с иском к работодателю о признании незаконным отказа работодателя в предоставлении ей 19.03.2012 дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы и взыскании компенсации морального вреда. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, так как предоставление дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, является правом работника, которое в силу действующего законодательства без учета мнения работодателя реализовано быть не может.

Однако вышестоящая судебная инстанция с таким выводом суда не согласилась, указав, что дополнительный выходной день предоставляется при соблюдении определенных условий: письменного заявления работника, наличия ребенка в возрасте до 16 лет. Иных условий для предоставления указанной государственной гарантии ст. 319 ТК РФ не устанавливает. Поэтому если работником соблюдены эти два условия, работодатель не может отказать в предоставлении дополнительного выходного дня, в том числе в связи со служебной необходимостью. Решение суда первой инстанции отменено, исковые требования И. удовлетворены (по материалам обобщения судебной практики Камчатского краевого суда).

Сокращенная рабочая неделя для женщин. В соответствии со ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Но не все работодатели выплачивают зарплату так же, как и при полной рабочей неделе, или оплачивают работу за пределами 36 часов, то есть сверхурочную. При разрешении споров, с этим связанных, судьи выясняли следующие обстоятельства:

— устанавливалась ли для женщин коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом 36-часовая рабочая неделя;

— привлекались ли женщины к сверхурочной работе по инициативе или с ведома работодателя;

— выполнялась ли ими работа в сверхурочное время;

— произведена ли работодателем оплата такой работы.

Установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя.

Городской суд удовлетворил исковые требования М., П., Р., К., Е. к ОАО “КИТ Финанс Инвестиционный банк” о взыскании оплаты труда за переработанное время. Поскольку они трудились в кредитно-кассовом офисе банка в Петрозаводске, они считали, что им должна быть установлена рабочая неделя продолжительностью 36 часов. Между тем им установили 40 часов в неделю.

Банк обосновывал такую продолжительность рабочего времени тем, что ст. 320 ТК РФ не обязывает устанавливать женщинам сокращенную продолжительность рабочего времени. Однако суд, рассматривая дело, указал, что положения ст. 320 ТК РФ не предполагают установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, определенную законодательством. При этом в силу ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Поскольку Петрозаводск отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12, истицам должна была быть установлена 36-часовая рабочая неделя. Поскольку им была установлена 40-часовая рабочая неделя, суд пришел к выводу о том, что имела место работа за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени, и требования об оплате такой работы являются обоснованными. Вышестоящая судебная инстанция согласилась с данным решением (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Карелия).

Работа женщин в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выполняемая сверх установленной для них законодательством продолжительности рабочего времени, подлежит дополнительной оплате.

Княжпогостский районный суд рассматривал дело по искам Б. и других к ООО “УК “Княжпогостское ЖКХ” о взыскании заработной платы. Истицы состояли с ответчиком в трудовых отношениях, работая вахтерами общежитий. Проанализировав табели учета рабочего времени и учитывая норму рабочего времени по производственному календарю при 36-часовой рабочей неделе, суд установил, что каждой из истиц отработано сверх установленной нормы определенное количество часов, которое ответчиком не оплачено в полном объеме, в связи с чем удовлетворил требования об оплате сверхурочной работы (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Коми).

А Интинский городской суд при рассмотрении аналогичного спора выяснил, что истице по условиям трудового договора установлена 36-часовая рабочая неделя с одним выходным днем, однако фактически она работала не по шесть, а по восемь часов в день, перерабатывая по два часа ежедневно без соответствующей оплаты. Поэтому пришел к обоснованному выводу о наличии переработки сверх установленной продолжительности рабочего времени, не оплаченной в предусмотренном трудовым законодательством размере (по материалам обобщения судебной практики Верховного суда Республики Коми).

В обзоре ВС РФ отметил особенность, связанную с оплатой сверхурочной работы. Так, суд напомнил, что на основании ст. 99 ТК РФ сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Оплачивается сверхурочная работа в повышенном размере: за первые два часа — не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ).

Однако, установив порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), законодатель не определил механизм оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени. Между тем такой механизм содержится в п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30.05.1985. Эти Рекомендации (п. 1.1 и 1.2) предусматривают общие условия и порядок применения режимов гибкого рабочего времени, нормативной основой которых является суммированный учет рабочего времени (Решение ВС РФ от 15.10.2012 N АКПИ12-1068).

Согласно п. 5.5 Рекомендаций оплата сверхурочной работы осуществляется:

— в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода;

— в двойном — за последующие часы сверхурочной работы.

В соответствии со ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16. Совместители, выполняющие работы в районах Крайнего Севера, имеют право на такой отпуск, причем полной продолжительности.

Так, решением городского суда отказано в удовлетворении исковых требований Р. к МБУЗ “Норильская стоматологическая поликлиника” о признании незаконным приказа “О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска совместителям”, которым установлен запрет на предоставление данной категории работников ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Отказывая Р. в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь ст. 287 ТК РФ, пришел к выводу, что дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, относится к гарантиям и компенсациям, установленным для лиц, работающих на указанных территориях, в связи с чем право на него возникает у работника только по основному месту работы.

Апелляционная инстанция, не соглашаясь с решением городского суда, указала следующее. Частью 1 ст. 287 установлено, что гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы.

Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (ч. 2 ст. 287 ТК РФ).

Как видно, положения ст. 287 не распространяются на дополнительные отпуска, поскольку ст. 321 ТК РФ установлена специальная норма, согласно которой совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях, то есть соответственно 24 и 16 календарных дней. Для работников-совместителей общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности (ст. 120 ТК РФ).

Поскольку работодатель обязан предоставить работнику-совместителю дополнительный оплачиваемый отпуск на общих основаниях, приказ работодателя, которым установлен запрет на предоставление совместителям ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера, противоречит ст. 321 ТК РФ, нарушает права работника-совместителя, который работает в тяжелых климатических условиях не только по основному месту работы, но и по совместительству.

На основании изложенного решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Р. к МБУЗ “Норильская стоматологическая поликлиника” и признании незаконным приказа “О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска совместителям” (по материалам обобщения судебной практики Красноярского краевого суда).

 

info-personal.ru

Какие гарантии и компенсации предоставляются лицам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях?

Какие гарантии и компенсации предоставляются лицам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях?

Какие гарантии и компенсации предоставляются лицам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях?

1. Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям – ст. 10 Закона

№ 4520-1

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий,

стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

2. Процентная надбавка к заработной плате – ст. 11 Закона № 4520-1

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 10

Закона № 4520-1 для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

3. Дополнительный отпуск – ст. 14 Закона № 4520-1

Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

– в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня;

– в приравненных к ним местностях – 16 календарных дней;

– в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, –

8 календарных дней.

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Нормативно-правовое регулирование гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, в историческом аспекте

В статье рассматриваются изменения нормативно-правового регулирования труда работников Крайнего севера и приравненных к ним местностях. В этой связи анализируются различные концепции в аспекте предлагаемой темы. Автор обосновывает утверждение о том, что в настоящее время порядок и условия предоставления северных льгот регулируются Трудовым Кодексом РФ, Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. № 4520–1 и ранее изданными нормативными актами Союза ССР и РСФСР в части, не противоречащей указанному Закону.

Ключевые слова: нормативные правовые акты; гарантии и компенсации; Крайний север; пространственная локализация; льготы, вредные условия труда.

Нормативные правовые акты, регулирующие труд работников, работающих и проживающих на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начали формироваться в послереволюционный период в эпоху строительства социализма. В это время индустриализации страны появляется необходимость развития Северных регионов. Для того, чтобы привлечь работников в регионы со сложным и климатическими условиями необходимо было разработать особое нормативно-правовое регулирование труда в этих районах.

В 1924 году появляются декреты ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке осуществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от эксплуатации» [6, с.14] и «О снабжении населения Крайнего Севера продовольствием и предметами первой необходимости» [7, с.9].

Льготы работникам, переселяющимся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, регулировались многочисленными нормативными актами, в том числе Указами Президиума Верховного Совета СССР 1960 года и 1967 года, упорядочивающими и расширяющими систему льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Постановлениями Совета Министров СССР, устанавливающими порядок их применения. Так, работникам, осуществляющим свой труд во вредных условиях предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью от 6 до 36 дней в соответствии со списком, утвержденным ГКТ СССР и ВЦСПС по согласованию с Министерством здравоохранения СССР от 24 декабря 1960 г. Для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера, предусматривался дополнительный отпуск продолжительностью 18 рабочих дней, а работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 12 рабочих дней [9, с.16].

С начала 60-х годов ХХ в. начинают активно изучаться правовые основы охраны труда. В этот период рассматриваются также особенности правового регулирования трудовых отношений работников отдельных отраслей хозяйства, работающих на Крайнем Севере. Опираясь на научные исследования, в СССР были установлены достаточно жесткие и обоснованные ограничения по применению труда женщин и подростков. В этой части трудовое законодательство было прогрессивным и социально направленным [2, с.12].

В 1970 г. появляется общесоюзный кодифицированный акт о труде — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде [8, с.18]. Основы стали итогом грандиозной работы советских ученых и работников-практиков. Большинство норм этого нормативно-правового акта улучшали положение работников и ограничивали права администрации (увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, запрет необоснованного отказа в приеме на работу и др.).

В 1971 г. принимается КЗоТ РСФСР [1]. По объему он почти в два раза превысил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. КЗоТ РСФСР имел первоначально 18 глав и 256 статей. В него впервые были включены нормы, регулирующие труд работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В начале 90-х годов в связи с началом нового этапа в освоении северных территорий получает дальнейшее развитие нормативно-правовая база, регулирующая труд северян. Это Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2, которым была утверждена инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Это Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года № 166/10–85, от 11 ноября 1989 года М 359/21–20а, от 16 февраля 1990 года М 61/3–111, которые регулировали порядок исчисления непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Главная задача, которая должна была бы решаться системами льгот для переселенцев в регионах Крайнего Севера, заключалась в привлечении населения на постоянное жительство и удержании его в обживаемых районах до тех пор, пока там не будут созданы условия жизни, соответствующие трудностям осваиваемых территорий. Долгое время льготы получали только лица, направленные или командированные в районы Крайнего Севера. Местные уроженцы, а также лица, прибывшие из других областей самостоятельно, льготами обычно не пользовались.

В связи с этим появилась острая необходимость усовершенствовать законодательство о северных льготах. Таким актом стал Федеральный закон от 24 мая 1996 г № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации» [10] с последующими изменениями и дополнениями. Он был направлен на достижение оптимального сочетания интересов РФ и субъектов Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.

Закон предусматривал, что государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территории и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно-климатическими условиями, уровнем социального и экономического развития Севера. Указанный закон в настоящий период не действует.

19 февраля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [4], который начинает действовать с 1 июня 1993 года. Данный закон действует и в настоящий период (с последующими изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 24 июля 2009г., 2 июля 2013г.). Первоначально им регламентировались предоставление государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсаций транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и других гарантий и компенсаций. Значительным изменениям закон стал подвергаться с 2005г. Однако, из 38 статей Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 22 признаны утратившими силу и 11 изложены в новой редакции. В настоящее время в Законе отсутствуют разделы о регулировании жилищных отношений, льготах для отдельных категорий населения, социальном страховании и пенсионном обеспечении. Гарантии и компенсации материального обеспечения и транспортных расходов уменьшились. В оставшиеся пять статей внесены существенные изменения. Фактически из всех гарантий и компенсаций, которые ранее гарантировались работникам, занятым в организациях, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохранены только районный коэффициент и процентная надбавка. Часть других компенсаций (в частности, по переезду) гарантируется только работникам федеральных государственных учреждений. Но все же, он устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Закон действовал одновременно с КЗоТ РСФСР и не должен был ему противоречить [5]. Не должны были применяться иные правовые нормы, противоречащие этому Закону.

В связи с начавшимся социально-экономическим кризисом, начавшимся с распадом СССР, сопровождавшимся гиперинфляцией, сокращением производства со временем стало очевидно, что развитие правового регулирования системы льгот для северян не достаточно. В условиях развития рыночной экономики прежние системы льгот оказались неэффективны. В результате из малообжитых районов севера переселенцы начали возвращаться к местам их прежнего проживания. Возникла необходимость разработки нового современного на тот период нормативно-правового акта, который произведет «ревизию» прежнего законодательства, регулирующего труд северян. Таким документом стал Трудовой кодекс Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ 2002г. [11] с последующими изменениями и дополнениями содержит специальную главу, посвященную особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В ней содержится значительное количество гарантий и компенсаций. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией, либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником до шести месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков, но не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания. Гарантии медицинского обеспечения для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Гарантии медицинского обеспечения для работников других организаций устанавливаются коллективными договорами.

Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации: единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника; оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом; оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Необходимо отметить, что вопросы, не нашедшие разрешения в законодательстве Российской Федерации, продолжают решаться на основании законодательства бывшего СССР. Так, перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный в 1967 г., продолжает действовать в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. [3], но с дополнениями и изменениями, внесенными уже российским законодательством.

Таким образом, в настоящее время порядок и условия предоставления льгот северянам регулируются Трудовым Кодексом РФ, Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. № 4520–1 и ранее изданными нормативными правовыми актами Союза ССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству.

Еще один вывод можно сделать изучая исторический аспект нормативно-правового регулирования гарантий и компенсаций для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Вся история нормативных правовых актов о труде северян наглядно демонстрирует, как законодатель с помощью правовых норм воздействует на те, или иные общественные отношения, решая актуальные экономические, политические и социальные задачи страны.

Литература:

1.      Кодекс законов о труде РСФСР: утв. ВС РСФСР 09.12.1971 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007 (утратил силу).

2.      Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права: учебник: В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. М.: Статут, 2009. С. 181.

3.      «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» Постановление СМ СССР от 3 января 1983 г. № 12 // Собрание постановлений СССР, 1983, № 5, ст. 21

4.      «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I // «Российская газета» от 16 апреля 1993 г., № 73.

5.      О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановление ВС РФ от 19 февраля 1993 г. № 4521–1

6.      О порядке осуществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от эксплуатации: Декрет ВЦИК и СНК от 09.01.1924 г. // СУ РСФСР. 1924. № 18. Ст. 180 (утратил силу).

7.      О снабжении населения Крайнего Севера продовольствием и предметами первой необходимости: Декрет ВЦИК и СНК от 16.06.1924 г. // СУ РСФСР. 1924. № 61. Ст. 605 (утратил силу).

8.      Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (вместе с Основами законодательства): Закон СССР от 15.07.1970 г. // Ведомости ВС СССР. 1970. № 29. Ст. 265. (Утратил силу).

9.      Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день: Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 24.12.1960 г. № 1353/28 // БГ СССР. 1961. № 3 (утратил силу).

10.  Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 26, ст. 3030

11.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ редакция от 25.11.2013г.

moluch.ru