Содержание

Организационно-методические указания по подготовке сил и средств гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности работников и обучающихся на водных объектах подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций на 2019 год, О направлении Организационно-методических рекомендаций, от 22 февраля 2019 года №12-105

О направлении Организационно-методических рекомендаций

Департамент государственной службы и кадров Минпросвещения России направляет Организационно-методические указания по подготовке сил и средств гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности работников и обучающихся на водных объектах подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций на 2019 год, утвержденные заместителем министра просвещения Российской Федерации А.В.Николаевым 15 февраля 2019 года.

Директор Департамента

государственной службы и кадров

М.В.Бакутин

Организационно-методические указания по подготовке сил и средств гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности работников и обучающихся на водных …

УТВЕРЖДАЮ

заместитель министра просвещения

Российской Федерации

А.В.Николаев

15 февраля 2019 г.

1. Общие положения

В целях развития системы гражданской обороны, защиты работников, обучающихся и территорий организаций, находящихся в ведении Минпросвещения России (далее соответственно – подведомственные организации, Министерство) и обеспечения их пожарной безопасности в 2019 году необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование и формирование эффективной системы управления гражданской обороной (далее – ГО), реализацию мер по развитию системы реагирования на чрезвычайные ситуации, повышение уровня пожарной безопасности, обеспечение защищенности подведомственных организаций от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС).

Данные мероприятия в подведомственных организациях реализуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), нормативными актами Министерства.

2. Основные задачи

2.1. В области гражданской обороны:

– совершенствование методов и способов защиты работников и обучающихся, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

– строгое соблюдение и контроль реализации требований инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, с уделением особого внимания поддержанию в готовности имеющихся защитных сооружений ГО и мероприятиям по их созданию;

– совершенствование системы управления ГО, локальных систем оповещения и информирования работников и обучающихся об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС, поддержание их в постоянной готовности к использованию по назначению;

– активизация работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

– совершенствование организации учета, содержания, накопления и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

– проведение обязательного обучения должностных лиц подведомственных организаций (руководители; заместители руководителей, курирующие работу по ГО и профилактике возникновения ЧС; уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны) по вопросам ГО в учебно-методических центрах по ГО и ЧС и других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО;

– повышение качества и эффективности тренировок.

2.2. В области защиты населения и территорий от ЧС:

– своевременное и качественное выполнение плана мероприятий на 2018-2024 г. (I этап) реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности до 2030 года, разработанного в подведомственной организации.

2.2.1. При подготовке к паводкоопасному периоду:

– обеспечение готовности сил и средств объектового звена функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства (далее – объектовое звено функциональной подсистемы РСЧС Министерства) к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;

– обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений к безопасному пропуску паводковых вод;

– своевременное информирование работников и обучающихся о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возникновении угрозы безопасности.

2.3. В области обеспечения пожарной безопасности:

– оценка пожарных рисков в подведомственных организациях и определение комплекса задач по их предотвращению;

– обеспечение качественного повышения уровня защищенности работников и обучающихся, а также объектов защиты от пожаров.

2.3.1. При подготовке к пожароопасному сезону:

– обеспечение готовности сил и средств объектовых звеньев функциональной подсистемы РСЧС Министерства к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасном сезоне;

– разработка (корректировка) установленных планирующих документов;

– проведение тренировок по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными и лесными пожарами;

– обеспечение контроля за выполнением противопожарных мероприятий;

– организация проведения работ по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов на территориях подведомственных организаций.

2.4. В области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

– совершенствование подготовки работников и обучающихся навыкам безопасного поведения на водных объектах;

– повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и обеспечению безопасности работников и обучающихся на водных объектах;

– совершенствование взаимодействия подведомственных организаций с территориальными органами МЧС России по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.

2.5. В области обеспечения единой информационной политики:

– своевременное и объективное информирование работников и обучающихся об угрозе возникновения и при возникновении ЧС и происшествий;

– осуществление незамедлительных докладов в Министерство о ЧС и происшествиях;

– совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, активное использование возможностей электронных, печатных средств массовой информации;

– формирование культуры безопасности жизнедеятельности работников и обучающихся подведомственных организаций, повышение уровня знаний и совершенствование навыков действий при угрозе возникновения и во время ЧС.

3. Мероприятия по подготовке органов управления гражданской обороной подведомственных организаций

Основной формой подготовки органов управления гражданской обороной подведомственных организаций считать тренировки и практические занятия.

Тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами (далее – тренировки), проводить в соответствии о с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 284 “Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах” (зарегистрирован в Минюсте России 22 июля 2013 г. N 29115).

При проведении тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов:

– ГО и защиты работников и обучающихся подведомственных организаций от ЧС;

– основных мероприятий подведомственных организаций на год;

– финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, защите работников и обучающихся от ЧС.

При планировании тренировок предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защите работников и обучающихся, культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Темы учений (тренировок) определять исходя из особенностей регионов и задач, стоящих перед подведомственной организацией.

При проведении практических занятий на объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе в непригодной для дыхания среде в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.

При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.

Для органов управления, сил ГО и РСЧС началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.

4. Задачи по подготовке органов повседневного управления ГО и ЧС

Продолжить работу по выполнению следующих мероприятий:

– повышению оперативности действий по повседневному управлению силами РСЧС, взаимодействию с оперативным дежурным Министерства и едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований по месту расположения подведомственной организации;

– разработке (корректировке) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории подведомственной организации.

5. Особенности подготовки нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

Нештатные формирования по гражданской обороне (далее – НФГО) создаются в подведомственных организациях, отнесенных в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне” к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обучение руководителей НФГО проводить в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципапьных образований, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны” и от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Периодичность проведения тренировок с привлечением НФГО осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

При определении готовности НФГО к действиям по назначению оценивать:

– обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой;

– порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;

– состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.

Электронный текст документа

подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

Администратор образования,

N 7, апрель 2019 года

docs.cntd.ru

Содержание февральского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях» – 31 Января 2019

Представляем Вашему вниманию аннотации основных статей журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» № 2/2019.

 

Вводный инструктаж по гражданской обороне
В статье рассмотрены организационно-методические вопросы проведения вводного инструктажа по гражданской обороне (ГО). Публикация содержит общие положения, порядок организации и осуществления, планируемые результаты прохождения, примерную программу вводного инструктажа по ГО, а также типовую форму журнала учета.

Подготовка защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых
В статье рассмотрены порядок подготовки защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых и обязанности личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения

Разработка плана гражданской обороны в учреждениях, организациях и на предприятиях
В формате методических рекомендаций рассматриваются структура и содержание планов гражданской обороны организаций (учреждений, предприятий). Документ подготовлен сотрудниками редакции журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

Как повысить качество коллегиальных решений

Правда ли, что две головы (или больше) лучше, чем одна? Большинство из нас ответит, что да. Однако в действительности многие распространенные суждения о ценности групповых решений оказываются неверными. В статье рассмотрены особенности принятия коллективных решений и даны рекомендации по повышению качества работы коллегиальных органов (комиссий, коллегий, рабочих групп, советов и т.д.) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

 

О создании (назначении) в медицинских организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы

В соответствии с действующим законодательством главный врач по должности является начальником гражданской обороны своей медицинской организации. Руководители головных территориальных медицинских учреждений (например, главные врачи центральных районных больниц) одновременно являются начальниками медицинских служб гражданской обороны своих городов и районов. Для эффективного выполнения задач в области гражданской обороны в медицинских организациях в помощь главному врачу создаются (назначаются) структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы.

 

Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В статье изложен порядок разработки и введения в действие планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Представлена структура таких планов на объектовом уровне.

 

Санитарно-обмывочный пункт: цели, функции, организация работы

В статье рассмотрены цели, функции и порядок работы санитарно-обмывочного пункта. Публикация содержит: функциональные обязанности личного состава СОП, инструкцию по организации санитарной обработки людей на СОП, порядок прохождения санитарной обработки на СОП, методику расчета времени на приведение СОП в готовность, перечень личного состава СОП, положение о пункте обеззараживания одежды, положение о станции обеззараживания транспорта и порядок организации обеззараживания транспорта.

 

Положение об эвакуационной комиссии субъекта Российской Федерации

Представленное примерное Положение об эвакуационной комиссии при Правительстве субъекта РФ определяет статус и порядок деятельности эвакуационной комиссии при Правительстве субъекта РФ.

Комиссия является постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованность действий исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления субъекта РФ и организаций по непосредственному планированию, подготовке и проведению эвакуационных мероприятий в мирное время, при переводе системы гражданской обороны в установленные степени готовности и в военное время.

 

Организация эвакуации населения Ленинградской области при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время

В статье на примере Ленинградской области рассматриваются вопросы организации эвакуации населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.

 

Опыт планирования и организации мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций на территории г. Тамбова в чрезвычайных ситуациях и в военное время

В статье рассмотрены основные направления планирования и организации мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций на территории г. Тамбова в чрезвычайных ситуациях и в военное время.

 

Смотр-конкурс санитарных дружин и санитарных постов в Норильске

В статье рассмотрен порядок проведения смотра-конкурса санитарных дружин и санитарных постов организаций муниципального образования город Норильск.

 

Организация месячника гражданской обороны в г. Брянске

В целях подготовки населения г. Брянска к действиям в чрезвычайных ситуациях и по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, предотвращения угрозы террористических актов в IV квартале каждого года проводится месячник гражданской обороны.

 

О формированиях гражданской обороны

В статье представлена точка зрения автора на некоторые актуальные проблемы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, включая подготовку нештатных формирований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, использование волонтеров и подготовку населения к действиям в условиях ЧС.

 

Разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей

Настоящие разъяснения разработаны в целях реализации пункта 2 постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)”.

Разъяснения предназначены для применения в практической деятельности территориальных органов МВД России и МЧС России, территориальных органов безопасности, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных заинтересованных органов и организаций, а также граждан при организации и проведении работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

 

О подготовке и содержании в готовности сил и средств региональной подсистемы РСЧС

Обычно в субъекте РФ (области, крае, республике) постановлением регионального Правительства утверждается «Положение о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий субъекта РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Документ определяет порядок подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий субъекта РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К силам и средствам региональной подсистемы РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства Правительства субъекта РФ, органов местного самоуправления, организаций, предназначенные и выделяемые для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Правила пожарной безопасности для мест рассредоточения эвакуированного населения

Наши читатели спрашивают – действуют ли в настоящее время Правила пожарной безопасности для мест рассредоточения эвакуированного населения (ППБ-153-90), утвержденные МВД СССР? Ведь прошло много времени и принято столько новых нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности, включая Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), содержащие основные требования пожарной безопасности.

Отвечаем – Правила пожарной безопасности для мест рассредоточения эвакуированного населения (ППБ-153-90) продолжают действовать, несмотря на ввод в действие Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ). Старые правила не содержат требований, противоречащих ППР РФ. Однако надо учитывать, что в них нет указаний на действующие нормативно-правовые документы в области пожарной безопасности, принятые после 1990 года, а также имеются ссылки на устаревшие или отмененные нормативно-правовые акты.

 

Если Вы не успели подписаться на наш журнал через каталоги, можно это сделать через редакцию или наш сайт с любого номера без каталожных наценок!

Подписаться на журнал можно с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовые каталоги. “Роспечать” (индекс 80507), “Пресса России” (индекс 10570), “Каталог Российской прессы” (индекс 16639), “Почта России” (индекс П3081).

xn——–3veaabcahvp3aypd2a3deubak3alvuzd5n8bzl.xn--p1ai

План гражданской обороны с приложениями в организации

Содержание плана гражданской обороны напрямую зависит от того, к какой категории относится организация. В статье мы расскажем, как составить данный документ для предприятий, работающих в военное время, и тех, которые не отнесены к определенным категориям.