Содержание

Постановление 63 о допуске к государственной тайне: практическое применение

Оформление допуска к государственной тайне — ответственная процедура. Узнайте, как правильно провести проверку в отношении работника, и в каких случаях стоит отозвать выданный допуск.

Из статьи вы узнаете:

Государственная тайна

Понятие государственной тайны в нашей стране установлено Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

Согласно этому документу, основной характеристикой информации, составляющей государственную тайну, является тот факт, что ее разглашение и распространение может нанести серьезный ущерб тем или иным интересам государства. В свою очередь, сведения, составляющие такую тайну, могут относиться к различным профессиональным областям, включая:

военную деятельность;

экономические операции;

разведывательную и контрразведывательную работу;

оперативно-розыскную деятельность.

При этом, однако, произвольная трактовка содержания указанных сведений не допускается: исчерпывающий перечень конкретных типов данных, которые составляют понятие гостайны, приведен в ст. 5 Закона № 5485-1.

Обратите внимание! В ст.7 Закона № 5485-1 приводится список сведений, которые не подлежат засекречиванию ни при каких условиях и, соответственно, не могут рассматриваться в качестве данных, составляющих государственную тайну.

В свою очередь, в случае, если та или иная должностная позиция предполагает, что процесс выполнения трудовых обязанностей в ее рамках требует ознакомления с данными, составляющими гостайну, к работнику, претендующему на то, чтобы занять эту должность, применяется специальный порядок осуществления допуска.

Скачайте документы по теме:

Уровни секретности

При работе с гостайной необходимо принимать во внимание положения ст. 8 Закона № 5485-1, которая устанавливает, что различные типы сведений, относящихся к государственной тайне, дифференцируются в зависимости от уровня их секретности. В зависимости от характера такой информации и потенциального ущерба, который может быть причинен государственным интересам вследствие ее распространения, устанавливаются три таких уровня — «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Порядок определения принадлежности конкретных сведений к соответствующему уровню установлен Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870.

Обратите внимание! Применение таких обозначений для данных, не относящихся к государственной тайне, запрещено.

Читайте по теме в электронном журнале

Допуск к государственной тайне

Общие правила допуска сотрудников к работе с секретными сведениями зафиксирован в статьях 21-26 Закона № 5485-1. Однако указанный вопрос является слишком важным, чтобы при его урегулировании было достаточно обобщенных правил, допускающих различные трактовки. Именно поэтому в целях уточнения процедуры допуска к работе на должностях, предусматривающих ознакомление со сведениями, относящимися к гостайне, было принято специальное Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63, которое в том числе утвердило четкую инструкцию по осуществлению допуска к таким видам работ.

Указанная инструкция представляет собой весьма объемный документ, в котором описывается не только сама процедура получения и оформления соответствующего допуска, но и приводится обширный список специальных форм, используемых для подготовки необходимых документов. Поэтому для того, чтобы получить представление об основных положениях этой инструкции, советуем вам прочитать нашу статью, в которой эксперт кратко подытоживает ключевые моменты этого документа.

Справка

Формы допуска

Согласно постановлению № 63 о допуске к государственной тайне, выбор требуемой формы допуска работника к секретным сведениям, зависит от уровня секретности данных, с которыми ему придется работать. Соответственно, для этих целей выделяются три типа форм:

  • допуск по первой форме оформляется для сотрудников, которым предоставляется доступ к данным, отнесенным к категории сведений особой важности;
     
  • допуск по второй форме предоставляется сотрудникам, которые получают доступ к информации, отнесенной к категории совершенно секретных сведений;
     
  • допуск по третьей форме оформляется для работников, которым предоставляется доступ к сведениям, отнесенным к категории секретных.

Обратите внимание! В случае, если сотрудник имеет доступ к данным с более высоким уровнем секретности, допуск к менее секретным сведениям ему предоставляется автоматически.

В нашей статье мы приводим исчерпывающее описание этих и других форм, утвержденных постановлением № 63, и указываем, какие подразделения организации ответственны за их оформление.

Обязанности сотрудника, допущенного к государственной тайне

Получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства № 63, обязывает гражданина к выполнению ряда действий и согласию на осуществление в отношении него определенных процедур. В частности, к числу обязательств, которые сотрудник принимает на себя, соглашаясь на оформление допуска к гостайне, относятся:

принятие обязательства о нераспространение информации, составляющей гостайну;

согласие на проведение в отношении него специальных проверок, имеющих целью подтвердить сведения, предоставленные о себе гражданином;

согласие на определенные ограничения в правах, предусмотренные ст. 24 Закона № 5485-1;

готовность к ознакомлению с необходимыми нормативными документами, регламентирующими порядок допуска к секретным сведениям, включая инструкция № 63 по допуску к гостайне. Ознакомление с этими документами предполагает, в том числе, получение информации об ответственности, предусмотренной за нарушение принятых на себя обязательств;

согласие с объемом и характером социальных гарантий, предоставляемых в связи с особенностями выполняемых им трудовых функций.

Некоторые из этих обязательств требуют обязательного оформления в письменном виде. Прочтите этот материал, чтобы знать, в каких случаях применяется это требование.

Должностные позиции, требующие оформления допуска к государственной тайне

Перечень должностных позиций, работа на которых требует оформления для сотрудника допуска к государственной тайне, составляется индивидуально для каждой конкретной организации. Он формируется в виде локального нормативного документа за подписью руководителя. При этом форма такого документа не может быть произвольной: она должна строго соответствовать бланку формы 3, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 63. Кстати, в некоторых случаях требование о наличии допуска к гостайне для определенной должности может стать основанием отказаться от проведения конкурса на нее. В нашей статье мы приводим удобную

таблицу с описанием ситуаций, в которых это возможно.

Обратите внимание! Разработанный список должностей требует согласования с органом безопасности, соответствующим территориальному положению организации.

В случае необходимости в порядке, установленном для формирования номенклатуры должностей, в этот документ могут быть внесены требуемые изменения. Если же в таких изменениях не было потребности, по истечении пяти лет с момента утверждения ее необходимо будет переутвердить.

Оформление допуска

Предоставлением работнику допуска к гостайне согласно 63 Постановлению Правительства производится в большинстве случаев по месту его работы. Как правило, для этих целей в компании назначается ответственный сотрудник, на которого возложено исполнение режимно-секретных функций. В случае, если объем задач для данной должности является слишком обширным, компания может создать специализированное подразделение, занимающееся данными вопросами. Однако создание такой должностной позиции или целой структуры требует наличия особых навыков и знаний в части реализации процедурных моментов. Прочитайте наш

материал, чтобы узнать, как решить этот вопрос силами сторонней организации.

Обратите внимание! Непосредственно подготовкой необходимых документов для оформления допуска к гостайне по Постановлению Правительства РФ № 63 занимается работник кадровой службы.

Проведение проверочных мероприятий

Чаще всего процедура оформления допуска к гостайне, зафиксированная в рамках Постановление Правительства № 63 от 06.02.2010, включает в себя проведение проверки сведений, представленных гражданином в анкете установленного образца. Вместе с тем, п.9 Инструкции 63 по допуску к гостайне позволяет компаниям предоставлять своим сотрудникам допуск к категории сведений, составляющих секретную информацию, то есть давать разрешение по третьей форме, без проведения таких проверок

.

Обратите внимание! В большинстве случаев проверка для допуска к гостайне проводится органами безопасности в соответствии с территориальным расположением организации.

По итогам проведенной проверки решение о том, стоит ли допускать данного сотрудника к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, принимается лично руководителем организации, и оформляется в письменной форме в виде локального нормативного документа.

Ограничения в правах при получении допуска к гостайне

Справка

Ст. 24 Закона № 5485-1 требует, чтобы работник, претендующий на оформление ему допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, выразил свое согласие на временное ограничение в правах. В частности, их перечень включает в себя:

  1. ограничение права выезда за пределы Российской Федерации на период, зафиксированный в трудовом договоре;
     
  2. ограничение права на распространение и использование секретных сведений, включая их применение в изобретениях и открытиях любого рода;
     
  3. ограничение права на неприкосновенность личной жизни в части необходимости проведения проверок в ходе оформления доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Работник кадровой службы, оформляющий допуск к гостайне, должен ознакомить работника со всеми этими ограничениями. Узнайте, как правильно это сделать, из нашей статьи.

Документы для оформления допуска

Процедура оформления допуска к секретным сведения, регламентированная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, предполагает, что сотрудник, которые претендует на получение такого доступа, должен предоставить ряд документов, подтверждающих его благонадежность. В их число входят:

анкета установленного образца, заполненная работником собственноручно;

документ, используемый для удостоверения личности претендента на допуск к государственной тайне;

полный перечень документов, требующихся для подтверждения сведений, приведенных в заполненной анкете, включая паспорт, свидетельство о рождении и заключении либо расторжении брака, военный билет, документ, подтверждающий факт получения соответствующего уровня образования и проч.;

справка требуемой формы, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера для работы с секретными сведениями.

Обратите внимание! Бланк справки, необходимый для этих целей, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2011 г. № 989н.

После принятия руководителем решения о допуске работника к государственной тайне сотрудник кадровой службы должен оформить на него личную карточку по форме 1, утвержденной Постановлением Правительства № 63 от 06.02.2010. если сотрудник переходит на работу в другую организацию, заведенная карточка пересылается по новому месту его работы.

Переоформление допуска

По истечении определенного промежутка времени работникам, допущенным к государственной тайне, потребуется произвести переоформление ранее выданного допуска. При этом длительность такого временного промежутка будет зависеть от категории секретности сведений, к которым ему предоставлен доступ:

для работников, имеющих доступ к гостайне по первой форме, переоформление производится через 10 лет с момента первоначального предоставления доступа;

для сотрудников, имеющих доступ к государственной тайне по второй или третьей формам, переоформление допуска производится через 15 лет.

Обратите внимание! В случае, если с момента предоставления доступа к гостайне сотрудник не менял место работы, переоформлять допуск не требуется.

Кроме того, в некоторых случаях необходимость переоформить допуск может возникнуть и до истечения установленного Постановлением Правительства № 63  промежутка времени. Ознакомьтесь с нашим материалом, чтобы получить информацию о том, в каких ситуациях это понадобится.

Отказ в предоставлении допуска к государственной тайне

Окончательное решение о том, будет ли конкретный сотрудник допущен к работе с информацией, относящейся к категории государственной тайны, принимает непосредственно руководитель организации, в которой работает или принимается на работу этот сотрудник. Таким образом, на него возлагается полная ответственность за последствия такого решения, включая ситуации нарушения работником принятых на себя обязательств.

Иногда может возникнуть ситуация, когда конкретный претендент кажется руководителю неблагонадежным или он по тем или иным причинам сомневается в его готовности к такой работе. В этом случае ему следует проконсультироваться с перечнем причин, по которым он может отказать такому работнику в оформлении допуска.

Справка

Он включает в себя:

  1. предоставление претендентом недостоверных сведений в заполненной анкете;
     
  2. уклонение претендента от участия в установленных законом проверочных мероприятиях;
     
  3. наличие близких родственников, постоянно проживающих за границей или намеревающихся переехать туда на постоянное место жительства. Такое намерение может стать причиной отказа в оформлении документов только в том случае, если оно уже находится на стадии оформления необходимых документов. Аналогичным образом интерпретируются подобные обстоятельства, имеющие место в отношении самого претендента на получение допуска к гостайне;
     
  4. ограничение дееспособности претендента или признание его недееспособным, а также наличие у него противопоказаний медицинского характера к работе со сведениями, составляющими гостайну;
     
  5. признание гражданина рецидивистом, а также осуществление в отношении него судебных или следственных мероприятий за тяжкие преступления или преступления против государства. Аналогичным образом трактуются такие обстоятельства в случае наличия у претендента непогашенной судимости за преступления такого рода;
     
  6. выявление участия претендента в действиях, угрожающих безопасности государства, например, террористических актах.

Отзыв допуска к государственной тайне

Однажды выданное разрешение на получение доступа к информации, составляющей государственную тайну, не означает, что такое разрешение будет иметь бессрочный характер. В случае наступления определенных обстоятельств ранее выданный допуск может быть отозван. В частности, прекращение доступа разрешается в следующих ситуациях:

прекращение трудовых отношений с работником, в том числе по причинам организационного характера;

допущение им однократного нарушения принятых на себя обязательств по неразглашению секретных сведений;

возникновение причин, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении допуска к государственной тайне.

В случае, если работник не согласен с принятым в отношении него решением о прекращении доступа к секретным сведениям, он может обжаловать его в установленном законом порядке. При этом инициирование им соответствующей процедуры не освобождает его от принятых обязательств по неразглашению доверенных ему сведений государственной важности. Прочитайте нашу статью, чтобы узнать, кто будет принимать итоговое решение о возможности или невозможности восстановления допуска к гостайне для такого работника.

Обратите внимание! В случае, если условие о наличии допуска к гостайне является одним из пунктов трудового договора, последний может быть расторгнут при прекращении такого доступа.

Таким образом, по понятным причинам допуск к государственной тайне строго регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 и другими нормативными документами. Поэтому оформляя такой допуск, организации необходимо строго следить за выполнением всех действующих требований с тем, чтобы ни работник, ни сама компания не нарушили ни одного из них и не были привлечены к установленной законом ответственности.

Приказ о прекращении трудового договора (увольнении) в связи с прекращением доступа к государственной тайне

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

Трудовая книжка (фрагмент). Оформление увольнения сотрудника в связи с прекращением его допуска к государственной тайне

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

Читайте также:

www.kdelo.ru

Постановление 63 о допуске к государственной тайне инструкция по заполнению


Допуск к государственной тайне и защита государственной тайны по новым правилам

главный редактор журнала «Кадры предприятия», к.э.н. Должности, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне Председатель Правительства РФ Руководитель Администрации Президента РФ Секретарь Совета Безопасности РФ Первый заместитель Председателя Правительства РФ Заместитель Председателя Правительства РФ Заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов РФ Заместитель Председателя Правительства РФ — Руководитель Аппарата Правительства РФ Первый заместитель Генерального прокурора РФ — Председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Председатель Счетной палаты РФ Председатель Центрального банка РФ Президент Российской академии наук Руководитель (директор) федеральной службы Руководитель (директор) федерального агентства Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Руководитель организации, наделенной в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности

Правительство российской федерации

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 N 1123) В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» Правительство Российской Федерации постановляет: 1.

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. 2. Установить, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего Постановления, действителен до окончания срока действия допуска.

3. Предоставить Федеральной службе безопасности Российской Федерации право давать государственным органам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции, утвержденной настоящим Постановлением. 4. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям привести свои акты в соответствие с Инструкцией, утвержденной настоящим Постановлением.

5. Признать утратившими силу: В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 475 издано 08.08.2003, а не 18.08.2003. 6. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 мая 2010 г.

Законодательная база Российской Федерации

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 01.11.2012 с изменениями, вступившими в силу с 13.11.2012) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ»

V.

Переоформление допуска к государственной тайне Переоформление допуска к государственной тайне граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им данный допуск, не производится.

61. Переоформление допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам независимо от срока действия производится в следующих случаях: б) вступление гражданина в брак, кроме случая, предусмотренного пунктом 63 настоящей Инструкции; в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки; г) возникновение обстоятельств, влияющих в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции на принятие решения о допуске к государственной тайне; д) прием на работу (службу) гражданина, который ранее относился к одной из категорий граждан, указанных в пункте 11 настоящей Инструкции; е) прием на работу (службу) гражданина, у которого в карточке (форма 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа безопасности; ж) прием на работу (службу) гражданина, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев; и) прием на работу (службу) гражданина, у которого в карточке (форма 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне. 62. При переоформлении допуска к государственной тайне в органы безопасности направляются документы, указанные в пункте 33 настоящей Инструкции. 63. Допуск к государственной тайне не переоформляется в следующих случаях: вступление гражданина в брак с лицом, имеющим допуск к государственной тайне, оформленный с проведением органами безопасности проверочных мероприятий; смена гражданином фамилии, имени или отчества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

64. Режимно-секретное подразделение, получив карточку (форма 1) с прежнего места работы гражданина, определяет необходимость переоформления ему допуска к государственной тайне и докладывает об этом руководителю организации.

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне

признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления; в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства; г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; д) уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

13. Решение о допуске к государственной тайне принимается: а) в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, — военным комиссаром; б) в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций — теми, кем они были назначены на соответствующие должности; в) в отношении руководителей негосударственных организаций — руководителем организации-заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

15.

Постановление 63 о допуске к государственной тайне инструкция по заполнению

Дата направления в редакцию: state, nomenklatura, access, secret, decree, defense, secret, regime, form, access Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне регламентирован Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» [1] (далее – «Закон о ГТ»).

6 февраля 2010 г. утверждена новая Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (далее — «Инструкция 63») [5] . В итоговой редакции инструкции учтены замечания и предложения органов защиты государственной тайны, а также практика работы органов безопасности и результаты мероприятий официального контроля соблюдения режима секретности. Теперь попробуем разобраться в наиболее интересных, на наш взгляд, положениях Инструкции № 63.

Собственно уже само постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее инструкцию, содержит ряд интересных нам норм.

В самой Инструкции впервые нормативно закреплены определения ряда понятий: Инструкцией оставлены прежние 3 формы допуска: первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Следует отметить, что пунктом 6 Инструкции 63 введена четвертая позиция, когда органами ФСБ в обязательном порядке проводится проверка при допуске по третьей форме: Этим самым Инструкцией 63 впервые закреплена возможность допуска сотрудников режимно-секретных подразделений по третьей форме, что уже само по себе является сильной новеллой. На основной план в новой Инструкции выступила номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Если в Инструкции 1995 года номенклатуре был посвящен всего 1 пункт, теперь мы получили довольно детально регламентированный порядок ведения этого документа. Что касается самой номенклатуры — тут изменения минимальны: немного изменилось само название (в 63 Инструкции оно короче) и в графе 3 добавилась фраза «по штату», которая определяет количество работников в организации.

Ответственность за разработку номенклатуры возлагается на режимно-секретное подразделение и подписывается в свою очередь его руководителем. С целью принятия руководителями органов государственной власти решений о допуске к государственной тайне на основании наиболее полной информации в 63 Инструкции претерпела изменения форма заполняемой гражданином анкеты. Учитывая возраст наступления уголовной ответственности за преступления, связанные с государственной тайной, Инструкцией, по-сути, установлен минимальный возраст, при котором гражданину может быть оформлен допуск к государственной тайне (16 лет).

Уточнен порядок прекращения допуска к государственной тайне и документального оформления такого решения. Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации. Указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности.

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г

. N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

С изменениями и дополнениями от: 1 ноября 2012 г., 18 марта, 29 декабря 2019 г.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» Правительство Российской Федерации постановляет: 1.

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

2. Установить, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего постановления, действителен до окончания срока действия допуска. 3. Предоставить Федеральной службе безопасности Российской Федерации право давать государственным органам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции, утвержденной настоящим постановлением. 4. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям привести свои акты в соответствие с Инструкцией, утвержденной настоящим постановлением.

Председатель Правительства Российской Федерации

Постановление 63 о допуске к государственной тайне инструкция по заполнению

Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

5. Признать утратившими силу: 6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2010 г.

— права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне3; — права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; — права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; — постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; — выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; — уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

4.

Постановление Правительства РФ от г

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну. На данной страничке моего сайта предоставлены подборка тематических законодательных актов, а также статей и других информационных материалов, необходимых специалисту по защите информации и другим смежным специальностям. ПОСТАНОВЛЕНИЕПравительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г.

N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

Понравилось прочитанное!? Сохраните на память.

Что означает форма допуска к государственной тайне

Готовить материалы на лиц, которым необходимо получить доступ к секретным сведениям, должна кадровая служба организации.

На основании данных материалов, без проведения полной проверки, руководитель организации может произвести оформление лишь допуска граждан к государственной тайне по третьей форме. В случае, если работнику необходимо получить более высокую форму допуска, то полную проверку материалов кадровой службы проводит ФСБ РФ, с подключением – в необходимых случаях — других органов безопасности. При этом объем проверки зависит от уровня секретности информации, к которой оформляется разрешение на допуск.

isf-consultant.ru

Вопрос: …В Постановлении Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 установлено

Вопрос: В Постановлении Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне” установлено, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего Постановления (то есть до 01.05.2010), действителен до окончания срока действия допуска. В каком порядке оформлять прекращение допуска к государственной тайне после 01.05.2010 – по старым или новым правилам? Следует ли переоформлять карточки на уже работающих и имеющих допуск к государственной тайне?
Ответ: Как следует из п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне”, данное Постановление вступило в силу с 01.05.2010.
Так как правовое регулирование отношений в связи с допуском к государственной тайне, предусматриваемое утвержденной указанным Постановлением Правительства РФ Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, вводится не впервые, а представляет собой изменение введенного в 1995 г. порядка допуска к государственной тайне, в Постановлении Правительства РФ N 63 был решен вопрос о правоотношениях, возникших и урегулированных в соответствии с положениями Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050. Так, п. 2 Постановления Правительства РФ N 63 установлено, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего Постановления, действителен до окончания срока действия допуска. Данное положение, на наш взгляд, означает, что положения новой Инструкции не являются основанием для переоценки допуска гражданина к государственной тайне и его переоформления по новым правилам. Отсюда следует, что учетные документы, оформленные до 01.05.2010, по допуску к государственной тайне переоформлению не подлежат (карточки на граждан не переписываются, в трудовые договоры в срочном порядке не вносятся изменения, предусматривающие упразднение договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (старая форма 9), договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне не изымаются и не уничтожаются, новые анкеты не заполняются). Применительно к прекращению допуска к государственной тайне это означает, что отметки о прекращении допуска к государственной тайне вносятся в карточку (старая форма 3).
Что касается прекращения допуска к государственной тайне после отстранения работника от работы с государственной тайной, то, хотя новая Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне не обязывает работников соответствующих подразделений составлять заключения об отстранении, она не исключает возможности оформления таковых. Поскольку в карточке (старая форма 3) не предусмотрены специальные графы для выражения решения о прекращении допуска к государственной тайне (как в новой форме 1), решение руководителя организации о прекращении допуска к государственной тайне может быть оформлено в специальном приказе. При этом на его основе в графе 8 карточки (старая форма 3) руководитель организации может по аналогии с отметкой о допуске к государственной тайне рукописно проставить отметку о прекращении допуска.
Новой Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне не изменен перечень оснований (условий) прекращения допуска к государственной тайне – он по-прежнему определяется в соответствии со ст. ст. 22 и 23 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне”. При этом, однако, необходимо обратить внимание на то, что с 01.05.2010 вопросы прекращения действия допуска к государственной тайне решаются строго в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 63. Это, в частности, означает, что действие допуска к государственной тайне граждан, которые уволились из организации, переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, закончили обучение в учебном заведении и т.п., в соответствии с п. 44 новой Инструкции, прекращается, если карточки на них (новая форма 1 или старая форма 3) не затребованы в течение 6 месяцев (до 01.05.2010 такой срок составлял 1 год – п. 34 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1050). Еще одним существенным изменением является то, что “несоприкосновение” граждан со сведениями, составляющими государственную тайну, свыше 1 года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме с 01.05.2010 не является основанием для прекращения действия допуска к государственной тайне – положение, аналогичное п. 34 прежней Инструкции, в новой Инструкции отсутствует.
Также необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 4 Постановления Правительства РФ N 63 органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям дано поручение привести свои акты в соответствие с новой Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
Л.В.Щур-Труханович
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
14.07.2010

www.lawmix.ru

I. общие положения постановление правительства РФ от 06-02-2010 63 об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (2019). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06-02-2010 63 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН… Актуально в 2018 году

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее – граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее – организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

“доступ к сведениям, составляющим государственную тайну” – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

“близкие родственники” – жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

“постоянное проживание за границей” – проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

“номер допуска к государственной тайне” – номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий – номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1).

4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”;

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

11. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.

12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

д) уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

13. Решение о допуске к государственной тайне принимается:

а) в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, – военным комиссаром;

б) в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций – теми, кем они были назначены на соответствующие должности;

в) в отношении руководителей негосударственных организаций – руководителем организации-заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

14. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах “б” и “в” пункта 13 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

15. Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае:

а) расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

16. Решение о прекращении допуска к государственной тайне может быть обжаловано гражданином в вышестоящую организацию или в суд.

17. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

18. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор граждан, допускаемых к государственной тайне.

www.zakonprost.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (редакция от 06.02.2010)

 
    1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее – граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.
    Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее – организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.
    2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
    3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
    “доступ к сведениям, составляющим государственную тайну” – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;
    “близкие родственники” – жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;
    “постоянное проживание за границей” – проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;
    “номер допуска к государственной тайне” – номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий – номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1).
    4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
    первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
    вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
    третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
    Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.
    5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).
    Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.
    6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
    7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:
    а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
    б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”;
    в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
    г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
    е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.
    8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.
    Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
    9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.
    Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.
    Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.
    10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).
    11. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”.
    Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.
    12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
    а) признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
    б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

www.referent.ru