Компенсация проезда к месту работы и обратно как оформить – Компенсация проезда к месту работы и обратно в 2019 году
Компенсация проезда к месту работы и обратно в 2019 году
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
- Интервью
- Кадровики советуют
- Командировки
- Конфиденциальность
- Материальная ответственность
- Медосмотры
- Обучение и переподготовка
- Оплата труда
- Отпуска
clubtk.ru
Расходы на проезд сотрудников до места работы
Для привлечения высококвалифицированных работников работодатели идут на разные мотивационные приемы, которые дают разные привилегии для работников данной конкретной организации, тем самым выделяя ее среди других на рынке труда. В некоторых случаях ввиду труднодоступности месторасположения, работодатель обязан организовывать доставку своих работников до места исполнения трудовых обязанностей. Читайте также статью ⇒ “Оплата проезда в отпуск сотрудникам полиции, МВД, Росгвардии в 2019“.
Способы компенсации расходов на проезд сотрудников до места работы
Работодатель вправе выбирать, каким образом он готов компенсировать проезд своих работников до места трудовой деятельности. Тем самым увеличивая свои расходы, а не своих сотрудников.
Виды компенсации | Описание | Учет |
Организация проезда собственными силами работодателя | В организации используетя собственный транспорт, который забирает работников из определенных заранее оговоренных мест и довозит до места работы | Работодатель может учитывать данные расходы, как расходы, связанные с необходимостью производства. Если место работы находится в труднодоступном месте, несколько смен в разное время суток и т.д. |
Предприятие может нанять транспортную компанию на подряд, для организации проезда своих работников | ||
Работодатель может организовывать доставку своих работников до места выполнения трудовой деятельности. Для этого заключается договор подряда с заказчиком, который не готов этим заниматься. Читайте также статью ⇒ “Оплата проезда вахтовикам к месту работы“. | Данные расходы включаются в себестоимость при расчете стоимости оказываемых услуг | |
Компенсация проезда. Для данного блока характерна общая черта – компенсация выступает в качестве своего рода надбавки к заработной плате | Компенсация проезда, рассчитанная как среднемесячный расход на общественный транспорт. Отдел кадров сам рассчитывает величину, исходя стоимости общественного транспорта, установленной для данного региона, города, населенного пункта | Чаще всего данные расходы учитываются как расходы на оплату труда. При этом они должны быть прописаны в трудовом договоре либо в внутренних нормативных актах |
Компенсация проезда в конце отчетного месяца по чекам и проездным билетам. Сотрудники в конце месяца обязаны предоставить билеты либо чеки с подтверждением расходов на общественный транспорт либо бензин (кто пользуется своим автомобилем) | ||
Компенсация в качестве материальной помощи, по заявлению самого работника. Это может быть как частичная, так и полная компенсация расходов. Сумма устанавливается работодателем на его усмотрение, это может быть как разовая помощь, так и ежемесячная надбавка ввиду каких-либо личных обстоятельств сотрудника | Обычно такого рода выплаты относятся к расходам, которые не учитываются для целей налогообложения |
Уменьшение налога на прибыль за счет компенсации расходов на проезд сотрудников до места работы
Когда работодатель берет на себя ответственность за предоставление компенсации работникам, он должен четко понимать заранее, как это отразиться на его налогооблагаемой базе, как будет вестись учет. В соответствии с налоговым учетом работодатель имеет право включить расходы на проезд сотрудников в расчет базы по налогу на прибыль только в двух случаях:
- Работодатель обязан компенсировать проезд сотрудников до работы в соответствии с трудовым договором либо внутренними нормативными актами, которые касаются трудовых взаимоотношений между организацией и сотрудниками;
- Работодатель обязан организовать проезд по причине того, что сами сотрудники не имеют возможности добраться общественным транспортом. Чаще всего это свойственно заводам либо тяжелым производствам, которые располагаются за городом. А также когда осуществление трудовой деятельности происходит в несколько смен, некоторые из которых приходятся на ночное время, когда общественный транспорт не функционирует.
Компенсация проезда как материальная помощь отдельным сотрудникам
Многие работодатели нацелены на поддержание долгосрочных трудовых отношений со своими сотрудниками, а это обычно сопровождается определенной социальной ответственностью перед работниками организации. Поэтому в случае крайней необходимость сотрудник может обратиться за материальной помощью, в том числе и за компенсацией расходов на проезд до работы. Для получения материальной помощи работник обязан:
- Написать заявление с просьбой предоставить ему материальную помощь. Здесь же должно быть изложено кратко обоснование причины обращения за помощью. Заявление обычно составляется на имя генерального директора организации.
- К заявлению прикладываются документы подтверждающие причину обращения за помощью. Обычно это документы, которые подтверждают тяжелую жизненную ситуацию (медицинские справки, справки из центра социальной защиты населения и т.д.).
- После рассмотрения заявления составляется приказ, в котором указывается принятое решение о выплате материальной помощи и ее величине.
Расходы на проезд сотрудников в трудовом договоре
Одним из правовых вариантов компенсации расходов на проезд сотрудников – это указание данной компенсации в трудовом договоре. В таком случае это будет считаться одной из статей расходов на оплату труда. Правомерность отражения компенсаций в трудовом договоре можно выразить в нескольких аспектах:
- В случае заключения трудового договора, независимо от того, что прописано в нем, любой гражданин имеет право рассчитывать на все те компенсации и преференции, предусмотренные трудовым законодательством. Помимо трудового законодательства работник также защищен специфическими законами, которые могут распространяться также на трудовые отношения.
- В случае изменений условий договора гражданин имеет право отказаться от подписания нового дополнительного соглашения, если это ущемляет его права. Гражданин имеет право высказать все свои претензии в части несогласия с новыми положениями и в случае если работодатель не готов к диалогу, может обратиться в профсоюз, трудовую инспекцию, а в крайнем случае и в суд.
- До заключения трудового договора работник имеет право обсудить все его пожелания и ожидания. Сотрудник заранее озвучивает, чтобы он хотел получить за выполнение трудовых обязанностей в данной организации. Работодатель в свою очередь может принять данные условия и внести их в договор. Или предложить компромиссный вариант и свои условия отношений.
- В общем понимании расходы на проезд до места работы полностью ложатся на работника. При трудоустройстве он должен оценить самостоятельно свои экономические выгоды от такой сделки. Но в случае труднодоступности месторасположения, работодатель может взять эти расходы на себя. При этом данная мера может быть как индивидуальная либо общая для всех работников.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
rabotniky.com
Оплата проезда работника к месту работы и обратно (за счет ОМС)
Фирмы нередко прибегают к возмещению проезда сотрудников, так как финансово это для них не несет весомых потерь, а благоприятный экономический эффект для бизнеса в целом неоспорим. В данной статье рассмотрим, что такое оплата проезда работника к месту работы и обратно (за счет ОМС) и какие способы доставки людей предусмотрены.
Облагать ли взносами оплату проезда
Многие руководители задаются вопросом обложения страхвзносами оплаты проезда своих подчиненных на работы и с нее. Ответ кроется далее. Вопрос оплаты проезда работника к месту работы и обратно (за счет ОМС) поднимался не раз и ответ основан на заключении трудового ведомства. Ко колдоговору компания компенсирует своему подчиненному проезд по пути на работу и домой. Законные нормативные бумаги содержат список выплат физлицам, с которых не взимаются страховые суммы. Такая привилегия, как оплата проезда в нем не содержится.
Проезд работников на работу и обратно подлежит к уплате с него страхвзносов.
Какой транспорт можно использовать
От того, какой вид транспорта Вы выберете для транспортировки своих подчиненных напрямую зависит порядок налогообложения.
№ п\п | Вид транспорта | Характеристика |
1 | Общественный | Если подчиненному компенсируется проезд общественным транспортом на рабочее место и обратно, то с данного возмещения будут удержаны страхвзносы |
2 | Служебный | Такая дополнительная привилегия для подчиненных, как их доставка на работу и обратно служебным транспортом, не облагается подоходным. Главное прописать этот пункт в колдоговоре |
Особенности бухучета
Обоснование такой привилегии, как бесплатный проезд, считается обоснованной в том случае, когда данное положение прописано в колдоговоре. Руководство компании идет на такие условия ввиду отсутствия рейсов общественного транспорта или их редкостью, а компания удалена от города, что затрудняет доставку персонала на рабочие места.
Объяснением для налоговиков таких дополнительных затрат, как доставка персонала, может послужить оговорка об этом в трудовом контракте.
К Вашему сведению сообщаем, что имеются судебные слушания по данному вопросу и суть их такова:
- Когда обязанность компании – это развозка подчиненных согласно положениям колдоговора, то вполне допустимо учитывать данные затраты при исчислении налога на прибыль;
- Относительно включения стоимости проезда подчиненных служебным транспортом на работу и обратно, нельзя считать подобное благо доходом подчиненного, а следовательно это не облагается подоходным. Основное требование к действию данной формулировки как и говорилось выше, прописать об этом в колдоговоре.
- Целесообразным считается организация служебной доставки даже в случае наличия аналогичного общественного маршрута, но он не в состоянии в полном объеме обеспечить развозку людей в компанию. Следовательно, производственные нужды фирмы не удовлетворены полностью.
Судебные постановления в основном опираются на букву кодекса при правомерном списании затрат. В нем говорится, что прочие издержки могут быть причислены к затратам при обеспечение нормальных условий труда людей. Список таких затрат кодекс содержит не исчерпывающий, что позволяет отнести в него и доставочные расходы.
В противном случае, если не ввести служебный транспорт, то производственные потребности компании не будут удовлетворены. Законодательство оставляет за работодателями возможность внедрения перевозки служащих ввиду удаленного местонахождения компании, куда попросту не доедет городской транспорт. Поэтому внесение в колдоговор бесплатной транспортировки кадров обеспечивает законное право работодателя исключить от налогообложения такое благо.
Можно сделать вывод, что траты на транспортировку людей для компании являются экономически целесообразными и подтверждены соответствующими бумагами. То есть, предоставляя служебный транспорт в пользование своим работникам, руководство воплотило принятое на себя обязательство по предоставлению такой гарантии.
Налогобложение НДФЛ
Стоит далее обсудить вопрос включения цены на проезд служебным транспортом на работу и назад к налогооблагаемой базе по подоходному налогу. Ответ здесь однозначно нет. Данный вид блага подчиненным не признается их доходом, а следовательно, не может быть включен к исчислению налога в бюджет. Доставки людей не связана просто с желанием подчиненных ездить с комфортом. Это напрямую связано с потребностями компании в бесперебойном посещении подчиненными своих рабочих мест, куда они не в состоянии добраться самостоятельно.
Цена служебного проезда не есть объектом налогообложения НДФЛ. Поэтому любое взимание налогов с данных сумм считается незаконным и это опирается на судебные решения.
На основании установленной практики были случаи, когда проверка на фирме посчитала доставку подчиненных на работу их доходом в натуральной форме, что нужно было обчислить подоходным, хотя это и было прописано в колдоговоре. Проверка приводила в доводы норму НК РФ, по которой доходы в натуральной форме имеют в своем составе такие затраты компании, как оплата обучения, питания, рекреации и коммуналки. Хотя компания, где было установлено якобы подобное нарушение, находится довольно-таки далеко от городской черты. Руководство приняло решение оформить договоры с перевозчиками на доставку своих подчиненных.
Есть такое положение, что для предприятий лесной промышленности, при месте проживания больше, чем 3 километра от места работы и если туда не ходит никакой общественный транспорт, то на доставку должны идти средства компании, а не подчиненных. По итогам проверки, компания не согласилась с ее результатами и обратилась с исковым заявлением в суд. Суд постановил, что транспортировка производилась не ради удовлетворения потребностей работников, а в интересах самой компании. Поэтому нельзя признать оплату транспортировки доходом подчиненных, и как итог нельзя добавить эти суммы к налогообложению по НДФЛ.
Читайте также статью ⇒ “Трудовой договор вахтовым методом“.
Начисление страхвзносов
Смеем уточнить, что база и объект начисления взносов является налоговая база по ЕСН. Следовательно для компаний объектом считается выплаты и прочие вознаграждения в пользу физлиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. По аналогии с рассмотренным порядком по подоходныму по взносам действует та же схема. Оплата транспортировки подчиненных производится не на пользу подчиненных, а в целях работы без перебоев компании. Таким образом, не возникает объекта обложения страхвзносами, в том числе пенсионным, таких благ.
Нередки моменты того, что фирма не в состоянии доказать свои расходы на проезд, отсутствуют подтверждающие бумаги и как вывод, такие затраты не будут учтены при исчислении размера единого налога. В этой ситуации можно сослаться на положение НК РФ, по которому выплаты не считаются объектом обложения страхвзносами, когда налогоплательщики не относят на затраты их, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде.
Однако загвоздка заключена в том, что компании-упрощенцы не платят налог на прибыль, поэтому разумно считать, что эти затраты нельзя отнести для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. Будьте уверены, что налоговики обязательно использует это оружие против Вас в защиту своих интересов.
Минфин соглашается с налоговиками в этом вопросе и считает, что упрощенцы не платят налог на прибыль и таким образом норма кодекса не распространяется. Это огромный минус и пробел в нормативке, что далеко не на руку бизнесу.
Знайте, что закон гласит, что оплата транспортировки невзирая на тот факт, что учтены затраты к просчету единого налога или нет, страхвзносы начислять нельзя.
Читайте также статью ⇒ “Компенсация проезда при вахтовом методе работы: налогообложение, страховые взносы“.
Просчет единого налога
Многие компании стремятся удержать свои высококвалифицированный кадры и предлагают для подчиненных различные допблага. Среди этого может быть соцпакет, пенсионное обеспечение и проезд автотрансопртом. Компания может купить подчиненным проездные, возместить понесенные им расходы на перевозку или организовать спецмаршрут. Упрощенцы нередко задаются вопросом порядка налогообложения оплаты проезда дабы просчитать размер единого налога, НДФЛ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Об этом и поговорим дальше.
Минус в нормах законов и кодекса для упрощенцев в том, что уменьшая базу список затрат, что можно при этом рассмотреть, довольно мал и должны быть сопоставимы с критериями по НК РФ. При рассмотрении учета трат используйте критерии по налогу на прибыль, чтобы точно быть уверенным в том можно их учитывать или же нет. Вы вправе посчитать траты на проезд относимыми к оплате труда. Кодекс оговаривает такую возможность и считает, что можно причислить такие траты к тем, что причисляются к оплате труда согласно колдоговору. Но прямо это там не сказано, поэтому придется искать пункт, куда можно подтянуть наши затраты.
Затраты на проезд спецтранспортом учитываемы при исчислении налога в таких моментах:
- Данное требуется для производственных целей фирмы. Подчиненные не могут добраться на работу из-за отсутствия гортранспорта или нерегулярности рейсов. То есть, если человек задержится на работе, то он уже не сможет добраться домой.
- Данные траты указаны в трудовом контракте, то есть априори считаются как траты на оплату труда. Это требование определено кодексом и любые допблага, не указанные в колдоговоре подлежат налогообложению.
- Даже когда траты не связаны с потребностями производства, но они прописаны в договоре и на него есть соответствующая ссылка, то можно считать такие траты обоснованными.
Читайте также статью ⇒ “Надбавка для “северян” при вахтовом методе работы: НДФЛ, компенсация проезда“.
online-buhuchet.ru
Компенсация проезда к месту работы и обратно
Расходы на оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно
Организации в условиях конкуренции стараются удержать квалифицированные кадры. Для таких целей они предоставляют социальный пакет, возмещают понесенные сотрудниками дополнительные расходы. В статье речь пойдет о таких затратах, как оплата проезда к месту работы и обратно, предусмотренная трудовыми договорами, а именно: о приобретении для работников месячных, разовых проездных билетов на общественный транспорт, возмещении им расходов на проезд в общественном транспорте, об оплате организацией проезда сотрудников до работы и обратно спецмаршрутом.
У организации-“упрощенца”, выбравшей объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при оплате проезда работников возникают вопросы о возможности учета затрат для целей исчисления единого налога, НДФЛ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы на ОПС), которые будут рассмотрены ниже.
Единый налог
Для тех, кто применяет УСН, при уменьшении налогооблагаемой базы наибольшие трудности вызывает то, что перечень возможных расходов, на которые ее можно уменьшать, невелик, при этом расходы должны удовлетворять ряду критериев, приниматься к учету в соответствии с нормами гл.
25 НК РФ. При учете расходов нужно применять именно те нормы, предназначенные для плательщиков налога на прибыль, которые позволят уверенно сказать, что “упрощенец” вправе учесть их.
Расходы на проезд сотрудников к месту работы и обратно при применении УСН могут быть признаны расходами на оплату труда (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Исходя из требований п. 2 ст. 346.16 НК РФ такие расходы учитываются в соответствии со ст. 255 НК РФ, согласно которой к расходам на оплату труда можно отнести затраты, связанные с содержанием работников, предусмотренные законодательством, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В ст. 255 НК РФ рассматриваемые расходы прямо не поименованы, но ее п. 25 позволяет учесть их в качестве других видов расходов, произведенных в пользу работника.
Возможность учета расходов на проезд сотрудников до места работы и обратно следует из п. 26 ст. 270 НК РФ, согласно которому отказано в учете расходов на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Анализ нормы говорит о том, что расходы на доставку сотрудников к месту работы и обратно на общественном, ведомственном транспорте, специальном маршруте можно учесть в соответствии с указанным пунктом, в случаях если:
- необходимость такого проезда вызвана технологическими особенностями производства.
Компенсация проезда к месту работы вахтовым методом в 2018 году
Это означает, что местонахождение организации удалено от места жительства работников и общественный транспорт туда не ходит либо ходит, но нерегулярно, и в нужный момент отсутствует, например, поздно вечером или в ночное время. Данные затраты для целей их учета должны быть прописаны в коллективном или трудовом договоре;
- расходы на оплату проезда предусмотрены трудовыми и (или) коллективным договорами. В этом случае они являются расходами на оплату труда. Необходимость отражения в трудовом и (или) коллективном договорах обязанности организации оплачивать проезд работников вытекает из требования абз. 1 ст. 255 НК РФ: расходы должны быть предусмотрены нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективным договорами. Необходимость несения организацией данных расходов законодательством не предусмотрена, а их указания только в коллективном договоре недостаточно, так как ст. 270 НК РФ в п. 21 установлено еще одно ограничение: не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Рассматриваемые расходы, признаваемые расходами на оплату труда, должны быть отражены в трудовом договоре. Поэтому для организации важным условием, соблюдение которого позволит их учесть, является их указание в трудовых договорах или ссылка в них на коллективный договор, в котором такие расходы прописаны более подробно. Эти затраты не связаны с технологическими особенностями производства, а предусмотрены трудовыми договорами.
Для “упрощенцев” в п. 2 ст. 346.16 НК РФ содержится общее требование к расходам: они должны удовлетворять критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть должны быть экономически оправданны, документально подтверждены. Обоснованием данных расходов будет служить то, что они связаны с предпринимательской деятельностью, так как обеспечивается доставка сотрудников именно до места работы и обратно. Документальным подтверждением могут служить договор, заключенный с транспортной организацией, акт выполненных работ, проездные билеты сотрудников, иные документы.
Позиция финансового ведомства
Финансовое ведомство в письмах, адресованных тем, кто находится на общем режиме налогообложения, признает правомерность учета расходов на оплату проезда сотрудников до места работы и обратно в качестве расходов на оплату труда, но при этом говорит только о признании расходов в силу технологических особенностей производства.
Из его Письма от 02.08.2005 N 03-03-02/43 следует, что экономически оправданными затратами можно признать расходы на оплату проезда к месту работы и обратно в силу технологических особенностей производства, особенно в тех случаях, когда другим транспортом (кроме служебного) доехать до предприятия невозможно, и учесть их в составе расходов на оплату труда в случае, если это будет отражено в трудовых (коллективных) договорах.
В отношении строительных организаций, которые направляют работников на строительство объектов, находящихся вне места постоянной работы, в Письме Минфина России от 16.11.2004 N 03-03-01-04/1/110 сообщено: учитывая особенности строительства, которое осуществляется вне места постоянной работы, в том случае, если возмещаемые расходы при направлении работников на строительство данных объектов предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, они, по нашему мнению, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве расходов на оплату труда.
В данных Письмах финансовое ведомство говорит о возможности учета затрат в составе расходов на оплату труда в случае, если необходимость доставки сотрудников связана с технологическими особенностями производства, отсутствием общественного транспорта.
Ответ финансового ведомства предназначен плательщикам налога на прибыль, для которых не имеет решающего значения, по какой статье гл. 25 НК РФ (264 или 255) можно учесть эти расходы. Такая вольная позиция не подходит “упрощенцам”, для которых применение ст. 264 НК РФ означает неправомерный учет расходов.
Если расходы связаны с технологическими особенностями, то они по существу относятся к прочим расходам, предусмотренным ст. 264 НК РФ. В пользу данного утверждения говорит наличие в этой статье пп. 12.1 п. 1, признающего расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами. “Упрощенец” может учесть расходы на проезд сотрудников до места работы и обратно только в составе расходов на оплату труда, то есть только на основании ст. 255 НК РФ. Если он при обосновании расходов ссылается на технологические особенности производства, это будет говорить об использовании ст. 264 НК РФ, применяя которую, “упрощенец” не вправе учесть эти расходы. Даже если он оговорит необходимость доставки сотрудников к месту работы и обратно в трудовом договоре, ссылка на технологические особенности означает риск того, что налоговики могут данные расходы отнести к прочим, а не к расходам на оплату труда. Поэтому “упрощенцу” во избежание налоговых рисков лучше не упоминать о технологических особенностях производства.
Следовательно, для тех, кто применяет УСН, данные Письма полезны только тем, что в них оплата организацией проезда сотрудников до места работы и обратно признается расходами на оплату труда.
Налог на доходы физических лиц
Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход физического лица, полученный им как в денежной, так и в натуральной форме. Пункт 2 ст. 211 НК РФ относит к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, оплату (полностью или частично) за физическое лицо организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, услуг питания, отдыха, обучения, оказываемых в интересах налогоплательщика. Можно ли применить данную норму, если организация оплачивает за работника проезд до места работы и обратно? Сначала определимся, есть ли в рассматриваемой ситуации объект налогообложения, то есть имеется ли доход для целей обложения НДФЛ.
Статьей 41 НК РФ определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ. Возникает ли у сотрудников, проезд которых на работу и обратно общественным транспортом, спецмаршрутом оплачен организацией, экономическая выгода? Нет. Данные затраты, понесенные организацией, связаны с производственным процессом. Поэтому нужно говорить о том, что расходы осуществлены в интересах организации. Следовательно, они не могут признаваться экономической выгодой работников, не являются их доходами и не должны облагаться НДФЛ.
Страховые взносы на ОПС
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” указано, что объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Поэтому объект обложения для организаций — это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Как и для целей исчисления НДФЛ, оплата организацией проезда сотрудников до места работы и обратно осуществляется не в пользу работников, а для целей производственного процесса, то есть для целей самой организации, поэтому отсутствует объект обложения взносами на ОПС.
Может возникнуть такая ситуация, когда организация не может обосновать данные затраты, документально подтвердить их, что не позволит ей учесть их в расходах для целей исчисления единого налога. Тогда для освобождения от обложения взносами на ОПС применим п. 3 ст. 236 НК РФ, который позволяет оплату не признавать объектом обложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Если “упрощенец” решит воспользоваться этой нормой, ему необходимо учесть, что так как “упрощенцы” не являются плательщиками налога на прибыль, эти расходы по объективным причинам не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, как требует абз. 2 п. 3 ст. 236 НК РФ. Данный нюанс используют фискальные органы для защиты своих интересов. Сущность их позиции изложена в Письме Минфина России от 25.04.2005 N 03-03-02-04/1/102: в связи с тем что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль организаций, на нее не распространяется п. 3 ст. 236 Кодекса. Эта точка зрения имеет ряд недостатков, которые были подробно рассмотрены в прошлых номерах журнала, поэтому мы не будет останавливаться на их анализе.
Исходя из норм законодательства оплата проезда сотрудников до места работы и обратно независимо от того, учитываются расходы для целей исчисления единого налога или нет, не облагается страховыми взносами на ОПС.
* * *
Вопрос учета оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль законодателем не раскрыт, фискальные ведомства при его освещении только добавляют проблемы. По этой теме мало информации для “упрощенцев”, поэтому у них высоки налоговые риски. Нормы законодательства разрешают при применении УСН учесть оплату доставки сотрудников к месту работы и обратно в составе расходов на оплату труда, при этом “упрощенцам” нужно быть осторожными, чтобы не допустить возможных ошибок. Также им необходимо быть внимательными в вопросе обложения этих расходов для целей исчисления НДФЛ и страховых взносов на ОПС.
Ю.Е.Алмазова
Эксперт журнала
“Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение”
ТК РФ Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
(часть первая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда.
Компенсация проезда к месту работы и обратно как оформить
Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
(в ред. Федеральных законов от 02.04.2014 N 50-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Ст. 325 ТК РФ. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
printscanner.ru
Компенсация работникам стоимости проезда к месту жительства и обратно
Организация, расположенная в районе Крайнего Севера и использующая вахтовый метод работы, оплачивает проезд работников или компенсирует их проезд от места жительства до места сбора или от места жительства до места выполнения работ и обратно при условии, что работники имеют возможность самостоятельно приобретать проездные билеты. Облагаются ли НДФЛ и ЕСН суммы указанной оплаты либо компенсации? Учитывается ли при исчислении налога на прибыль сумма компенсации работникам стоимости проезда от места жительства к месту работы и обратно?
Налог на прибыль.
Согласно ст. 297 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) вахтовым методом признается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами.
Кроме того, в ст. 255 Кодекса определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 4 ст. 252 Кодекса установлено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Таким образом, если оплата проезда работников от их места жительства к месту работы и обратно предусмотрена коллективным договором, то сумма компенсации может быть учтена налогоплательщиком при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по одному из вышеперечисленных видов расходов.
Налог на доходы физических лиц.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса, признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
Таким образом, оплата организацией проезда для работников либо возмещение работникам стоимости проезда от места жительства до места сбора или от места жительства до места выполнения работ и обратно при условии, что работники организации имеют возможность самостоятельно приобретать проездные билеты, признается доходом работников, полученным в натуральной форме.
Соответственно, стоимость указанных билетов, оплаченных организацией, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Единый социальный налог.
Пунктом 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника.
В случае если вышеназванными договорами предусмотрены оплата организацией проезда для работников либо возмещение работникам стоимости проезда от места жительства до места сбора для отправки в вахтовый поселок или от места жительства до объекта работ и обратно, указанная оплата (возмещение) подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Основание: Письмо Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-03-06/1/418 Подборка по материалам информационного банка “Финансист” системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.
ppt.ru
Где и как можно прописать работнику оплату проезда до места работы и обратно?
Где и как можно прописать работнику оплату проезда до места работы и обратно? Персонал не вахтовый, но сезонный.
Ответ на вопрос:
Условие о доставке работников к месту работы не является обязательным. Поэтому стороны самостоятельно принимают решение о включении данного пункта в текст трудового договора. В данной ситуации необходимость включения данного условия в текст трудового договора обусловлена налоговыми последствиями.
Отметим, что в соответствии с п.26 ч.1 ст.270 НК РФ включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль затраты на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, когда это обусловлено технологическими особенностями производства или предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В этой связи, если организация планирует учитывать расходы на оплату поезда при исчислении налога на прибыль, соответствующее условие надо включить в текст трудового договора или коллективного договора.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Нормативная база:
Вопрос: Об НДФЛ и налоге на прибыль при оплате проезда работников к месту работы и обратно.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2017 г. N 03-04-06/15198
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ООО и по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов в виде сумм оплаты организацией стоимости проезда сотрудников от места сбора к месту работы и обратно в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняет следующее.
2. Налог на прибыль организаций
В соответствии с положениями статьи 252 Кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Установленный статьей 255 Кодекса перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно пункту 25 указанной статьи Кодекса к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.
При этом на основании пункта 26 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Вместе с тем расходы на оплату проезда к месту работы работников, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами, рассматриваются в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций, только если они являются частью системы оплаты труда, так как включение указанных сумм в состав расходов на оплату труда, как и в случае иных начислений по оплате труда, предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника (с начислением налога на доходы физических лиц).
При отсутствии такой возможности расходы на оплату проезда к месту работы работников в целях налогообложения прибыли организаций не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, а иной порядок учета такого рода выплат в пользу работников, являющихся по сути социальными выплатами, не предусмотрен. В этом случае указанные расходы не будут являться исключением, оговоренным в пункте 26 статьи 270 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
16.03.2017
С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Компенсация расходов на проезд сотрудникам
Некоторые работодатели инициируют в своих организациях принятие локальных нормативных актов, по которым сотрудникам выплачивается компенсация за проезд к месту работы в общественном транспорте. Как учесть эти расходы в бухгалтерском учете, мы расскажем в этом обзоре.
Компенсации на основании локальных нормативных актов
Ранее по вопросу необходимости уплаты страховых взносов со средств, направляемых на компенсацию расходов сотрудников по проезду к месту работы, существовали некоторые разночтения.
По мнению представителей Минтруда России, выплаты сотрудникам средств за проезд к месту работы не должны освобождаться от учета в суммах, с которых необходимо уплачивать страховые взносы. Это обосновывалось тем, что все виды выплат, осуществляемых работникам в предусмотренных законом рамках трудовых отношений, подлежат учету в базе налогообложения. Несколько иную позицию по этому вопросу высказывали представители судебных инстанций. По их мнению, компенсационные выплаты работникам, независимо от их вида, не подлежат учету в базах для начисления взносов.
ТК РФ предусматривает, что компенсация за проезд сотрудникам не должна облагаться взносами.
Так как в данное время предприятия и организации своим работникам осуществляют компенсацию расходов на проезд в соответствии с принятыми локальными нормативными актами, то в данном вопросе следует руководствоваться положениями ст. 8 ТК РФ. Она предусматривает, что так как оплата стоимости проезда непосредственно связана с исполнением сотрудниками своих трудовых обязанностей, то она относится к компенсационным выплатам, а потому облагаться взносами не должна.
Именно эта статья ТК РФ и предоставляет право работодателям издавать в рамках своих полномочий и на основании других правовых актов локальные нормативные акты с содержащимися в них нормами трудового права, включая различные соглашения и коллективный договор.
Компенсация на основании заявления
Помимо компенсаций, выплачиваемых в соответствии с локальными нормативными актами организации, возмещение расходов на проезд в общественном транспорте сотрудникам может производиться по личному заявлению работника. Хотя такие выплаты и не учтены в локальных актах, они также не учитываются в суммах для начисления взносов, потому что признаются компенсационными. Такой характер выплат объясняется тем, что они не зависят от результатов труда и не указаны в трудовом договоре, а следовательно, и не относятся к оплате труда.
Данный вывод подтвержден Постановлением 7-го арбитражного апелляционного суда № А45-20334/2013 от 26.05.2014.
Также по личному заявлению работника и соглашению с работодателем сотрудникам могут выплачиваться компенсации за использование личного транспорта для проезда к месту работы. Как правило, в таких случаях сотрудникам выплачивается некоторая сумма, возмещающая затраты на приобретение топлива. В каждом конкретном случае величина и способ расчета такой компенсации определяется индивидуально.
zhazhda.biz