Содержание

Процедура избрания ректора вуза

C начала 2014/2015 учебного года действуют две новые формы статистического наблюдения для образовательных организаций*. Так, понадобится отчитываться о возрасте и стаже руководящего состава. В связи с этим расскажем, кто имеет право стать ректором вуза и как его выбрать.

* Формы № СПО-1 и № ВПО-1 утверждены приказом Росстата от 21 августа 2014 г. № 529.

А.И. Фролова, юрист

Способы назначения

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) предусмотрено четыре способа занятия должности руководителя образовательной организации:

  • избрание общим собранием, конференцией работников (либо работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением ее учредителем;
  • назначение учредителем образовательной организации;
  • назначение Президентом РФ;
  • назначение Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов).

Например, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ ректоры Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета назначаются на должность (освобождаются от должности) только Президентом РФ.
Однако применительно к ректорам вузов наиболее распространено их избрание с последующим утверждением учредителем.

Читайте по теме в электронном журнале

Требования к кандидату

Согласно пункту 2 статьи 51 Закона № 273ФЗ кандидаты на должность руководителя вуза должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н.

На должность руководителя вуза принимается лицо, имеющее:

  • высшее и дополнительное профобразование в области муниципального и госуправления, управления персоналом, проектами, а также в области менеджмента и экономики;
  • ученую степень и ученое звание;
  • стаж научной или научно-педагогической работы не менее пяти лет.

Кроме того, в части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ перечислены лица, которые не могут стать претендентами на такую должность. К ним, в частности, относятся имеющие (имевшие) судимость, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Руководитель образовательного учреждения обязан знать законы и иные нормативные правовые акты РФ, касающиеся сферы высшего и дополнительного профобразования, приоритетные направления развития образовательной системы, а также научной деятельности в России, должен учитывать передовой опыт зарубежных образовательных учреждений.

Ректор вуза должен быть аттестован

Кандидаты на должность ректора государственного или муниципального вуза проходят обязательную аттестацию (п. 4 ст. 51 Закона № 273-ФЗ). Порядок и сроки ее проведения устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.
Отметим, что аттестацию должен проходить и действующий ректор вуза с периодичностью, устанавливаемой учредителем.

Процедура проведения выборов ректора

Процедура проведения выборов определяется уставом вуза, а также положением о процедуре избрания ректора, которое разрабатывается и принимается ученым советом.
Рекомендации по проведению выборов, разработанные Минобрнауки России и Федеральным агентством по образованию, опубликованы в их совместном письме от 21 сентября 2006 г. № 18-02-10/08.
В соответствии с ними ректор государственного вуза избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции), в котором принимают участие:

  • научно-педагогические работники учреждения;
  • представители других категорий работников;
  • обучающиеся.

Возможны два варианта проведения выборов на должность ректора:

  • по результатам обсуждения программ претендентов;
  • по итогам отчета действующего ректора с последующим выбором путем тайного голосования.

Вариант, по которому будут происходить выборы, закрепляется в уставе вуза.
Список кандидатов на должность ректора утверждается ученым советом вуза, а затем направляется в аттестационную комиссию Минобрнауки России для рассмотрения.

График проведения выборов ректоров на предстоящий учебный год (с указанием месяца) утверждается ежегодно приказом Рособразования. При этом дата выборов назначается не ранее чем за четыре месяца и не позднее окончания срока полномочий действующего ректора.

Положением о процедуре выборов ректора должно быть предусмотрено следующее:

  • создание комиссии по выборам;
  • утверждение формы бюллетеня;
  • порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и сроки их представления в созданную комиссию;
  • представление ученым советом вуза списка кандидатур на должность ректора в аттестационную комиссию Минобрнауки России;
  • нормы представительства, порядок и сроки выборов делегатов от кафедр, факультетов, других структурных подразделений на общее собрание (конференцию) коллектива по выборам ректора;
  • дата проведения общего собрания (конференции) по выборам ректора.

Если избрание проводится не на основании отчета действующего ректора, то претенденты обязаны представить в комиссию по выборам определенные документы.
А именно:

  • заявление о намерении принять участие в выборах ректора;
  • протоколы заседаний коллективов подразделений вуза по выдвижению кандидатур к избранию на должность ректора, а также по поддержке кандидатур;
  • автобиографию и список научных трудов;
  • дополнительные документы (по усмотрению кандидатов).

Если претендент не работает в вузе, ректором которого хочет стать, то ему также нужно подать заверенные копии документов о высшем образовании, об ученой степени, ученом звании, выписку из трудовой книжки, автобиографию и список научных трудов.
Комиссия рассматривает указанные документы и передает список кандидатов на утверждение ученому совету в установленные сроки. Если кандидат на должность ректора не отвечает квалификационным и иным требованиям, прописанным в уставе вуза, ученый совет вправе его не утвердить. О чем претенденту сообщается в письменном виде.
Итоговый список кандидатов, участвующих в выборах ректора, вывешивается на досках объявлений в вузе не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания (конференции). Причем с обязательным указанием даты и места его проведения, а также информации о том, где можно ознакомиться с программами кандидатов.

Общее собрание (конференцию) открывает председатель комиссии, он оглашает список кандидатов. Затем из состава собрания (конференции) открытым голосованием избирается мандатная комиссия по проверке полномочий делегатов общего собрания (конференции) и счетная комиссия.
Решение мандатной комиссии по проверке полномочий делегатов общего собрания (конференции) оглашается ее председателем до начала тайного голосования, а утверждается делегатами путем открытого голосования.
Бюллетени для тайного голосования раздаются делегатам членами счетной комиссии. После голосования эта комиссия подсчитывает голоса и принимает соответствующее решение. Далее оформляется протокол, который оглашается председателем счетной комиссии и утверждается делегатами общего собрания (конференции) открытым голосованием.
Выборы ректора признаются действительными, если в голосовании приняло участие не менее 2/3 списочного состава делегатов общего собрания (конференции). При этом избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов, но не менее 50 процентов плюс один голос. Если же ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, общее собрание (конференция) вправе провести второй тур голосования. Избранным по результатам второго тура считается кандидат, получивший более 50 процентов голосов делегатов.
Выборы будут признаны несостоявшимися, если ни один из кандидатов не набрал более 50 процентов голосов делегатов, принявших участие в голосовании. Тогда все описанные действия выполняются заново.
Кандидат на должность ректора, избранный общим собранием (конференцией), рассматривается на коллегии Федерального агентства по образованию. После чего с ним заключается трудовой договор и издается приказ об утверждении его в должности ректора. Причем на срок, не превышающий пяти лет.

Согласно части 12 статьи 332 Трудового кодекса РФ, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях на должность ректора могут претендовать лица, возраст которых не превышает 65 лет. Ректор, достигший этого возраста, переводится (с письменного согласия) на иную должность, соответствующую его квалификации.

Важно запомнить
Максимальный срок, на который можно избрать на должность ректора, – пять лет.

www.budgetnik.ru

Ректоров ведущих вузов будут избирать общественные советы?

Не успело вузовское сообщество привыкнуть к новому, предписанному нынешним законом об образовании порядку назначения ректоров, как у властей возникла новая идея: выбор глав ведущих вузов общественными советами. Правда, едва появившись, эта информация тут же бесследно исчезла с информационного поля. А это означает, что идея, если и не отвергнута образовательным сообществом, то на данном этапе оказалась недоработанной.

С 2012 года и по сей день способы назначения ректоров вузов определяет закон «Об образовании». Их по большом счету четыре. Избрание общим собранием сотрудников (сотрудников и студентов) с последующим утверждением учредителем - Минобрнауки или любым другим органом исполнительной власти, в чьем ведении находится данный вуз. Прямое назначение учредителем. Назначение ректора президентом России. Назначение правительством.

Два последних варианта осуществляются крайне редко. Президент назначает ректоров всего лишь двух крупнейших российских вузов — Московского им. Ломоносова и Санкт-Петербургского госуниверситетов. Правительство — ректоров десятка федеральных университетов. Основная же масса государственных вузов сейчас избирает кандидатов в ректоры с последующим их утверждением учредителем. По большей части им оказывается Минорнауки.

Все кандидаты, предложенные вузами, должны соответствовать определенным требованиям: иметь соответствующее образование и управленческий опыт; не иметь судимости и при этом хорошо ориентироваться в законодательстве; быть не старше 65 лет и вдобавок пройти обязательную аттестацию. (Все квалификационные и прочие требования к соискателю ректорского кресла прописываются в уставе вуза). Избирается он тайным голосованием, список кандидатов утверждается ученым советом вуза, а затем направляется в аттестационную комиссию Минобрнауки под председательством главы ведомства. Там каждый кандидат рассматривается коллегией Федерального агентства по образованию, и в случае утверждения с ним заключается трудовой договор и издается приказ об утверждении в должности ректора на срок не более пяти лет.

Эта схема просуществовала несколько лет. Однако, как выяснил РОСВУЗ, на последнем совещании с представителями наблюдательных советов учебных заведений глава Миноборнауки озвучил новое, если не революционное предложение: передать этим советам право выбора новых ректоров в вузах, принимающих участие в программе «5-100» (она предусматривает, что к 2020 году не менее 5 российских вузов войдут в топ-100 мировых рейтингов университетов). А министерство, дескать, никоим образом не будет вмешиваться в этот процесс и не станет отклонять намеченных таким образом кандидатов.

Действительно, в 15 вузах-участниках проекта по повышению конкурентоспособности отечественных университетов на международном уровне, известной также как проект «5-100», созданы наблюдательные советы с участием представителей бизнеса и госведомств. На этих людей, очевидно, и предполагалось возложить ответственность за назначение ректоров, поставив при этом на кон репутацию вуза. Однако идея, озвученная министром, как показали дальнейшие события, оказалась лишь пробным шаром, запущенным с тем, чтобы выявить мнение как вузовского сообщества, так и уважаемых людей, вошедших в общественные советы. Во всяком случае, в ближайшее время о ее реализации речи не идет.

Об этом можно судить хотя бы по тому, что вскоре после того, как информация о ней попала в интернет, ее оттуда быстро удалили. Ректоры о новом повороте в их судьбе тоже как в рот воды набрали. Один лишь руководитель МГИМО Анатолий Торкунов публично заявил, что он надеется, что новая система все же будет учитывать мнение коллектива вуза. Все же остальные  вузы, куда общался РОСВУЗ, от официальных комментариев уклонились. Лишь в Национальном исследовательском университете-Высшая школа экономики частным порядком РОСВУЗу отметили, что «к реализации данной инициативы  имеется много вопросов. Например, неизбежно возникнут сложности с тем, что большинство университетов-участников программы «5-100» являются вузами подчинения Минобрнауки и укладываются во вновь предлагаемые рамки. Однако как быть с теми, кто не принадлежит министерской системе, как, например, НИУ-ВШЭ, остается совершенно неясным».

Очевидно, что эти и многие другие нерешенные вопросы и подтолкнули министерство к тому, чтобы взять паузу и не не форсировать развитие событий. А для начала — удалить из интернета все «преждевременные» материалы.

rosvuz.ru

Одна из главнейших задач ректора — обеспечить создание и соблюдение правил

Николай Михайлович, вы стали ректором Санкт-Петербургского университета почти девять лет назад и серьезно изменили правила, по которым он живет. А изменился ли за это время ваш взгляд на то, каким должно быть университетское образование?

Естественно, мое представление о том, каким должно быть университетское образование, за прошедшие годы изменилось. Но есть базовые принципы, которые я последовательно отстаиваю и стараюсь воплотить в жизнь. Например, еще в конце 1990‑х годов я предлагал не выискивать некачественные диссертации среди уже защищенных, поскольку это не изменит причин их появления, а вводить собственные университетские ученые степени. Тогда каждый вуз своим именем и своей репутацией будет отвечать за уровень каждой диссертации. Сейчас это право уже предоставлено законом двум ведущим вузам страны, а со временем, я надеюсь, станет и общей нормой.

Тогда же была понятна необходимость введения для каждого учебного заведения своего диплома о высшем образовании и делегирования сильным вузам права работать по собственным образовательным стандартам. В 2008 году у СПбГУ и МГУ появилось право работать по собственным образовательным стандартам, в 2009‑м — выдавать собственные дипломы.

Собственные образовательные стандарты позволяют нам максимально полно использовать мощнейший университетский потенциал, увеличить долю профессиональных дисциплин, приблизить качество подготовки выпускников к тем требованиям, которые им в будущем предъявят работодатели.

Приглашение в университет известных специалистов-практиков (таких как Валерий Гергиев) тоже объясняется логикой «выпускник должен соответствовать требованиям рынка»?

Конечно, но не только этим. В каждом из этих случаев есть своя логика и своя цель. Так, Валерий Гергиев — великий маэстро, сильный лидер и человек, который понимает, каким должно быть образование, возглавил недавно созданный факультет искусств. А вот Андрей Костин стал директором Высшей школы менеджмента СПбГУ, когда мы были уже на подступах к попаданию в топ мировых рейтингов в данной области (например, рейтинга Financial Times) и к получению институциональной аккредитации. И что сделал Костин? Он адаптировал дополнительные образовательные программы в области менеджмента к потребностям современного рынка. В результате университет стал зарабатывать на дополнительных программах в области менеджмента в десять раз больше!

Еще один наш «звездный декан» — Михаил Ковальчук. Начиная сотрудничество с ним, мы договаривались весьма прагматично: нужно развивать ядерную физику, но у нас в СПбГУ нет места для установки соответствующего оборудования, поэтому мы проводим занятия на базе Курчатовского института. Таким образом мы решаем свои задачи, а Михаил Валентинович как руководитель института способствует подготовке высококвалифицированных кадров — будущих ученых-физиков. Кстати, так же обстоит дело и с Костиным: пока другие организации вкладывают огромные деньги в создание собственных структур, которые красиво именуются «корпоративными университетами», ВТБ успешно решает свои задачи на базе нашего университета.

В этом году в государственных аттестационных комиссиях (ГАК) СПбГУ, которые оценивают дипломные работы выпускников, впервые были только работодатели. Оправдал ли себя такой эксперимент?

Работодатели в аттестационных комиссиях — это независимые эксперты, критически и заинтересованно относящиеся к тому, что происходит в университете. По существующим правилам комиссии должны состоять из работодателей как минимум наполовину, и опыт показывает, что деканы нередко подбирают кандидатов по принципу лояльности. Поэтому в 2016 году, после обсуждения с директорами институтов и деканами факультетов, мы решили сформировать комиссии полностью из работодателей — столько лояльных членов комиссии, пожалуй, не наберешь.

После защит были проведены встречи с членами ГАК, мы услышали немало конструктивной критики и в адрес нашего образовательного процесса, и в адрес наших стандартов. От работодателей звучали вопросы: «Зачем вы вот это включили в стандарт? А почему вот этого здесь нет?» И это очень ценный опыт не только для нас! После того как мы включили работодателей в комиссии, многие из них наконец поняли: если мы направляем им на рассмотрение наш образовательный стандарт, то ждем отнюдь не слепого одобрения, а именно конструктивной критики. Благодаря этому эксперименту университет смог показать себя работодателям, а те поняли, как могут влиять на подготовку специалистов.

На мой взгляд, главный результат — процедура итоговой аттестации стала более прозрачной, работодатели увидели наши проблемы и достижения и теперь готовы активно и осознанно включаться в университетскую жизнь.

Помимо собственных образовательных стандартов, у СПбГУ теперь есть право присуждать собственные ученые степени. Недавно вы вместе с ректором МГУ выступали за продление переходного этапа, в рамках которого еще могут проводиться и защиты по процедуре ВАК. Зачем его продлевать и каким еще вузам, по-вашему, можно предоставить право присуждения собственных степеней?

Действительно, на первом этапе реализации этого нововведения ученые степени в университете можно защищать как по собственной процедуре, так и по процедуре ВАК. И мы считаем, что переходный период, нужно продлить: ведь целых полгода после реформы ушло на подготовку к этой работе. Первая защита в СПбГУ состоялась 17 января 2017 года, и к сентябрю работа над совершенствованием этой технологии еще не будет завершена. Сейчас по поручению премьер-министра рассматривается вопрос о том, чтобы внести в закон изменения и продлить эксперимент.

Что же касается других вузов, то, на мой взгляд, получить право присуждения степеней без участия ВАК могут лишь те из них, у кого есть практика проведения собственных защит. Ведь и сегодня любой вуз страны может присуждать собственные ученые степени, только они не будут признаваться в нашей стране как государственные. СПбГУ, например, проводит собственные защиты с 2013 года, и за эти несколько лет у нас состоялось 13 защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук СПбГУ по математике, биологии, физике и геологии.

Кроме того, нужно, чтобы защиты в вузе проходили абсолютно открыто. У нас в университете установлены очень жесткие правила: диссертация должна быть выполнена на русском и английском языках, а в диссертационный совет обязательно входят российские и иностранные специалисты. Совет формируется под каждую защиту, и в него включаются ученые, специализирующиеся именно в области защищаемой диссертации. Мы не хотим превращать защиту в корпоративную вечеринку, поэтому все заседания диссоветов транслируем в режиме онлайн, а все материалы публикуем в открытом доступе.

Наконец, важнейшим условием для предоставления вузу права присуждать собственные степени является его вовлеченность в мировую науку. В университете должно быть достаточно ученых, которых приглашают принимать участие в защитах диссертаций в ведущих вузах мира, которые имеют научные публикации в высокорейтинговых журналах, которых приглашают на знаковые научные конференции с основными докладами, то есть люди с именем, авторитетом и серьезным опытом.

Вы изменили систему заключения контрактов с сотрудниками: раньше все трудовые договоры были пятилетними, теперь их срок дифференцирован. С чем связано это решение?

Современный рынок труда предъявляет все более жесткие требования к специалистам, а значит, и требования к тем, кто их готовит — то есть к преподавателям вузов — также должны расти. Мы глубоко убеждены, что никакой «уравниловки» в условиях труда (а это, замечу, не только сроки контрактов, но и заработная плата) быть не может. Все люди разные, и все они вносят разный вклад в жизнь университета. А значит, и продолжительность контракта, и заработная плата должны определяться индивидуально. Сейчас в СПбГУ есть разные контракты — от годичных до бессрочных. И обратите внимание — бессрочных контрактов, которые мы заключаем с учеными, имеющими особые достижения, нет больше ни в одном вузе России.

Заключить бессрочный трудовой контракт мы предлагаем тем научно-педагогическим работникам, которые в течение длительного времени показывают высокие результаты своей деятельности. Причем показатели эффективности анализируются в зависимости от области знаний — нельзя ведь с одной меркой подходить к работе филолога и химика, юриста и географа.

Впервые о возможности заключения таких контрактов мы думали еще в 2015 году, причем предполагали, что это будет относиться только к профессорам. Но после общественного обсуждения было решено предлагать бессрочные контракты и доцентам — при наличии высоких для своей области знаний достижений.

По истечении срока контракта сотрудники проходят конкурс. Критерии оценки их работы довольно формальны: количество научных статей, участие в грантах. Отличаются ли как-то условия участия в конкурсе для сотрудников, которые предпочитают заниматься наукой и не преподавать, и для тех, кто, напротив, выбирает педагогику?

Да, сейчас у нас три группы должностей: научный сотрудник, преподаватель-практик и преподаватель, занимающийся учебно-научной работой. Требования для участников конкурсов на эти категории должностей разные.

Например, к преподавателям-практикам не предъявляются требования о научных публикациях, а к научным сотрудникам — о преподавательской нагрузке. Для третьей категории соотношение научной и преподавательской работы меняется в зависимости от статуса должности и потребностей вуза. Эта система, на мой взгляд, достаточно эффективна.

Вас часто называют реформатором, кардинально перестроившим работу университета и стремящимся «навести порядок». Вы действительно ставите перед собой эту цель?

Главная задача, которую, на мой взгляд, необходимо решить, — не навести порядок, а восстановить единство университета. В какой-то момент СПбГУ фактически распался на массу факультетов, лабораторий, центров и центриков, руководители которых имущество и деньги университета расценивали как свои собственные, поэтому стремились обособиться. В зданиях вуза находились незаконные гостиницы и рестораны, конфетные и мебельные фабрики, никакого учета и контроля не существовало. Не говоря уж о том, что это практически привело к утрате одного из главных университетских преимуществ — междисциплинарности.

Были и достижения, но и они работали не на весь университет. Еще в 1996 году у юристов была создана первая в России электронная библиотека, но студенты и преподаватели других направлений не могли даже туда попасть. И было, наверное, лучшее в России общежитие, куда селили опять-таки только юристов. Мы приняли решение: это будет имущество всего университета. То же самое с Научным парком, оборудование которого сейчас доступно всем универсантам без исключения.

Но речь не столько о структуризации имущества, сколько об интеллектуальном объединении: суть современной науки и образования в междисциплинарности, а этот подход подразумевает сотрудничество, а не разграничения. Сила университета — в его единстве. За последние три года мы создали 16 междисциплинарных программ, аналогов которым на российском рынке образовательных услуг сегодня нет. Естественно, они вызывают повышенный интерес у абитуриентов. Среди них, например, образовательная программа бакалавриата «Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)». Она стала самой популярной у абитуриентов этого года! Такие возможности есть только у единого университета.

Сегодня ректор СПбГУ — не выборная, а назначаемая должность. Как это влияет на управление вузом?

Несмотря на то, что я на должность назначаюсь, а не избираюсь, я полностью завишу от ученого совета во всех академических вопросах, а любой преподаватель в этих же вопросах от меня абсолютно независим. Кроме того, многие процессы, которые в других вузах определяются волей избранного ректора, у нас регламентированы четкими правилами. Например, любой преподаватель по собственному желанию может войти в состав учебно-методической комиссии, любой доктор наук — может войти в состав совета ВАК по своей специальности. Предусмотрено и право самовыдвижения в состав ученого совета СПбГУ, и масса других прав, которых нет в других вузах России.

Если делать акцент только на назначаемости ректора, но не говорить о созданных в университете условиях, то все будет выглядеть совсем не так, как на самом деле. Нужно обращать внимание на то, что в университете созданы и работают правила, дающие сотрудникам вуза полную академическую свободу.

Поменялось ли спустя девять лет руководства вузом ваше отношение к институту избираемости ректора?

Начну с того, что в 2008 году назначаемость ректора была инструментом решения определенных проблем. Тогда за каждой сауной и гостиницей, незаконно расположенной в университетском здании, стоял руководитель — человек, имеющий доверенность ректора на распоряжение имуществом. И как вы думаете, выбрали бы эти люди ректором того, кто говорит, что вместо их успешного бизнеса будут учебные площади?

Назначаемость ректора мы использовали для принятия множества непопулярных, но абсолютно необходимых решений, многие из которых, кстати, ограничивали права руководства. Ректор и проректора, например, больше не имеют права распоряжаться средствами по своему усмотрению — сейчас все распределяется на конкурсной основе.

Если бы должность ректора тогда была выборной, то реформы и развитие университета прекратились бы довольно быстро — сколько бы голосов я набрал на следующих выборах? А вот сейчас уже можно проводить выборы. За эти девять лет университет изменился, теперь университетом управляют правила, которые большинством сотрудников признаются как позитивные. Правда, теперь и должность ректора стала гораздо менее привлекательной: он ничего никому не раздает, ничего не имеет, ничего не распределяет.

Одна из главнейших задач ректора — обеспечить создание и соблюдение правил. У сотрудников СПбГУ есть разные мнения, не всегда поддержка бывает абсолютной. Но разве вы встречали коллективы, в которых есть только одна точка зрения по всем вопросам? Я с такими не сталкивался.

spbu.ru

Правовое регулирование назначения на должность ректора образовательной организации в условиях проведения реформы образования (Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л.)

Все статьи Правовое регулирование назначения на должность ректора образовательной организации в условиях проведения реформы образования (Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л.)

Образовательные организации высшего образования в настоящее время представляют собой сложный многофункциональный механизм. Образовательная организация осуществляет образовательную и научную деятельность, решает социальные и культурно-оздоровительные задачи, участвует в инновационных процессах. Учитывая сложность и многогранность задач, стоящих перед современными образовательными организациями высшего образования, ключевое место в организации их деятельности занимает система управления организации, которая позволяет учесть многогранные и зачастую диаметрально противоположные интересы трудового коллектива и его различных составных частей (научных школ, факультетов, институтов, филиалов и т.д.) и обучающихся.
Традиционно управление отечественными образовательными организациями высшего образования строилось с учетом принципа автономии. Уже в "Проекте об учреждении Московского университета", подписанном в 1755 г. императрицей Елизаветой Петровной в день памяти св. Татианы, содержались нормы, закреплявшие автономию университета: "Чтоб сей корпус, кроме Правительствующего сената, не подчинен был никакому иному присутственному месту и ни от кого бы иного повеления принимать не был обязан" <1>.
--------------------------------
<1> Русская журналистика в документах. История надзора. М., 2003. С. 35 - 45.

Принцип автономии высших учебных заведений развивался с развитием в России демократической культуры. Этот принцип широко отстаивался студентами как наиболее прогрессивной группой русского общества. В истории имели место случаи противостояния высших учебных заведений с государством, если оно не желало признавать автономию. Как свидетельствует история отечественного высшего образования, такое противостояние носило в основном политический характер <2>.
--------------------------------
<2> Мельник Т.Е. Правовое регулирование труда ректоров с учетом принципа автономии высших учебных заведений // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 3. Вып. 1 (сентябрь 2008 г.). URL: http://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod3/?melnik.html.

Нашел отражение принцип автономии образовательных организаций и в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <3> (далее - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). В частности, п. 9 ч. 1 ст. 3 "Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования" закрепляет принцип автономии образовательных организаций, академических прав и свобод педагогических работников и обучающихся, информационную открытость и публичную отчетность образовательных организаций.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598; СПС "КонсультантПлюс".

Исходя из принципа автономии, система органов управления образовательной организации высшего образования существенно отличается от классической системы управления юридическими лицами. Для образовательных организаций характерны такие специфические органы управления, как ученый совет, научно-технический совет, учебно-методические объединения, попечительский совет.
Особое место в системе управления образовательной организацией высшего образования занимает ректор. Ректор является ключевой фигурой, вокруг которой должен консолидироваться трудовой коллектив и обучающиеся.
Вопрос правового регулирования назначения ректора высшего учебного заведения является одним из важнейших вопросов в системе управления образовательной организацией.
Естественно, чтобы занять должность ректора, претендент должен обладать определенным опытом.
Квалификационные требования к ректору высшего учебного заведения определены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" <4>. В частности, требованиями к квалификации ректора являются наличие высшего профессионального образования, наличие дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики, наличие ученой степени и ученого звания, а также стажа научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.
--------------------------------
<4> Российская газета. 2011. 13 мая. N 101.

Следует отметить, что в настоящее время не существует единого мнения об обязательном характере требований к квалификации, установленных в Едином квалификационном справочнике. Это связано с тем, что сам Справочник содержит норму, согласно которой "лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы".
Таким образом, ключевое значение в процедуре допуска того или иного человека к руководству высшим учебным заведением занимает аттестационная комиссия.
В соответствии с п. 4 ст. 51 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, назначаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.
В настоящее время для подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций действует Приказ Минобрнауки России от 17.11.2006 N 288 "Об утверждении Положения об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации" <5>. Основной задачей комиссии является рассмотрение кандидатур на должность ректора вуза, прошедших выдвижение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
--------------------------------
<5> Российская газета. 2006. 21 декабря. N 287.

Действующая редакция Положения об аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации предусматривает, что кандидаты на должность ректора высшего учебного заведения представляются в аттестационную комиссию на рассмотрение ученым советом.
Забегая вперед, необходимо отметить, что, поскольку в настоящее время ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не дает однозначного ответа на вопрос, является ли должность ректора выборной или он может назначаться учредителем, полагаем, что в указанное Положение необходимо внести изменения, дающие право представлять в аттестационную комиссию кандидатуры на должность ректора учредителю образовательной организации высшего образования.
Существенным недостатком Положения об аттестационной комиссии Минобрнауки России является то, что в нем отсутствуют какие-либо критерии, которыми должна руководствоваться аттестационная комиссия при рассмотрении конкретных кандидатур. Комиссия "проверяет отсутствие ограничений на занятие руководящих должностей, а также препятствующих занятию педагогической деятельностью, уровень квалификации, соответствие подготовки кандидатуры на должность ректора вуза к решению задач, стоящих перед руководителем вуза". При этом не понятно, кто определяет указанные задачи и каким образом доводит их до сведения аттестационной комиссии.
Еще одним существенным недостатком Положения об аттестационной комиссии является механизм, закрепленный в п. 4.4, в соответствии с которым в случае принятия Комиссией решения о несогласовании всех кандидатур или о согласовании только одной кандидатуры на должность ректора вуза ученый совет вуза представляет новые кандидатуры в установленные Комиссией сроки, обеспечивающие соблюдение законодательства Российской Федерации. Буквальное толкование этого пункта фактически лишает кандидата, прошедшего аттестацию, быть назначенным на должность ректора, в случае если остальные кандидаты аттестацию не прошли. Следует отметить, что данный вопрос уже стал причиной судебных споров <6>. Полагаем, что данная процедура нуждается в корректировке, с учетом того, что кандидат на должность ректора, прошедший аттестацию в установленном порядке, имеет право претендовать на занятие этой должности.
--------------------------------
<6> Барабанова С.В. Правовое положение ректора вуза: сравнительный анализ законодательства России и Австрии // Международное публичное и частное право. 2013. N 3. С. 4 - 7.

Сами способы занятия должности руководителя образовательной организации закреплены в п. 1 ст. 51 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Таких способов Закон выделяет четыре. Руководитель образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской Федерации;
4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Избрание на должность ректоров является достаточно характерным явлением для отечественной системы высшего образования. Согласно университетскому Уставу 1804 года ректор избирался советом университета сначала на один год, а с 1809 г. - на трехлетний срок <7>.
--------------------------------
<7> Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Создание системы университетского образования в России и Устав 1804 г. // Ярославский педагогический вестник. 2012. N 1. Т. I (Гуманитарные науки).

В настоящее время выборы являются наиболее частым механизмом, применяемым при назначении ректоров высших учебных заведений.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 <8>, ректор высшего учебного заведения избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).
--------------------------------
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 8. Ст. 731; СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, по общему правилу ректор высшего учебного заведения избирается на общем собрании (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.
Вместе с тем, поскольку в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержится отсылочная норма, в соответствии с которой конкретный порядок назначения руководителя образовательной организации определяется ее уставом, полагаем, что соответствующие нормы Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования нуждаются в корректировке, с учетом требований указанного Федерального закона.
В заключение следует отметить, что поскольку, как уже отмечалось, фигура ректора является ключевой для системы управления высшим учебным заведением, постольку целесообразно сохранить в том или ином виде институт выборности. Такой институт дает ректору опору на трудовой коллектив, делает его фигуру неразрывно связанной с научно-педагогическими работниками образовательной организации.

Литература

1. Русская журналистика в документах. История надзора. М., 2003. С. 35 - 45.
2. Мельник Т.Е. Правовое регулирование труда ректоров с учетом принципа автономии высших учебных заведений // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 3. Вып. 1 (сентябрь 2008 г.). URL: http://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod3/?melnik.html.
3. Барабанова С.В. Правовое положение ректора вуза: сравнительный анализ законодательства России и Австрии // Международное публичное и частное право. 2013. N 3. С. 4 - 7.
4. Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Создание системы университетского образования в России и Устав 1804 г. // Ярославский педагогический вестник. 2012. N 1. Т. I (Гуманитарные науки).

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Выбора нет: Минобрнауки планирует назначать ректоров

В Министерстве образования и науки РФ вновь подняли вопрос об отмене выборной процедуры на должность ректора в российских вузах. На этот раз возможным поводом стали инциденты в Технологическом институте и Санкт-Петербургском лесотехническом университете, которые произошли в ходе избрания руководителей вузов. По мнению чиновников, подозрения в легитимности проведенных выборов диктуют необходимость отказаться от демократической процедуры в пользу государственного «назначенца».

Министерство образования и науки РФ. http://science.spb.ru/

Впервые предложение об отказе от выборной процедуры в университетах было озвучено в 2005 году: в Минобрнауки разрабатывался проект, согласно которому ректоров вузов будут назначать так же, как губернаторов. По сути это возвращает систему образования в советскую эпоху, так как до 1993 года ректоров утверждали власти.   

Вторая волна реформы прошла в 2012 году. Во время заседания комитета по образованию Совета Федерации министр образования Дмитрий Ливанов заявил о намерении обновить руководство российских вузов: впредь на руководящие должности должны быть назначены новые, бизнес-ориентированные специалисты, а не почетные профессора. К слову, к тому времени в некоторых университетах страны выборы уже были упразднены: это касалось вузов особого значения – МГУ и СПбГУ, а также ряда других федеральных учебных заведений высшего образования. Тогда же обсуждалась инициатива добавить к этому списку национальные исследовательские университеты и вузы, которые претендуют на значительное финансирование со стороны государства на реализацию утвержденных программ развития. Таким образом, вуз оплачивает экономическую и академическую свободы частью своей автономии.

В 2015 году, несмотря на прибавление к списку вузов-участников Проекта 5-100, повсеместного упразднения университетских выборов не произошло: вузы до сих пор руководствуются своим уставом и положением о порядке выбора ректора.

Университет ИТМО. Ректор университета Владимир Васильев.На данный момент, как и в 2005, и в 2012 годах, у этой реформы есть противники, защитники и искатели компромисса. Первые считают, что такая схема логична, так как государственные вузы должны соответствовать, в первую очередь, нуждам государства и следовать его политике. Противники предполагают, что выстраивание традиционной для России вертикали власти не решат проблемы образования, а лишь усугубят их: назначенный управленец может быть отторгнут коллективом, что вызовет стагнацию в развитии вуза из-за административной раздробленности. Существуют способы не обидеть ни сотрудников вузов, ни государство. Так, представители высшей школы предлагают Министерству образования и науки право на выдвижение своей кандидатуры, которая в обязательном порядке будет участвовать в выборах на должность. В разное время обсуждался вопрос о необходимости разработки критериев оценки ректорского состава.

«Необходимо помнить, что, выбирая руководителя вуза, нельзя лишать коллектив права голоса, – считает глава совета ректоров Санкт-Петербурга, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. – Именно административным сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу университета решать, каким образом должен развиваться вуз и чьи компетенции позволят следовать этому пути и вести других за собой».

На роль коллектива, а также необходимость выбирать «родного» ректора указывает кандидат экономических наук, начальник Департамента по управлению человеческими ресурсами и фандрайзинговой деятельности Университета ИТМО Станислав Кушелев.

«Университетом должен руководить человек из академической среды – ученый, который хорошо разбирается в науке и преподавании. Это актуально для тех вузов, чья цель состоит в развитии, а не продаже высшего образования. Ректор должен быть хорошо знаком с университетом, знать его историю, иметь большой опыт работы и непререкаемый авторитет среди коллег. Структура современного вуза, скорее, требует от ректора гибкости и открытости новым идеям, чем статуса “человек-оркестр”. Для всестороннего развития вуза вокруг главы университета должна сложиться высокопрофессиональная команда компетентных заместителей, помощников и советников, наличие которых дает руководителю возможность стратегически мыслить, планировать и действовать», – утверждает Станислав Кушелев.

От эффективности ректора зависит успешность и эффективность функционирования и развития всего университета, считает кандидат социологических наук, начальник Управления стратегического развития Университета ИТМО Марианна Чистякова

«Ни избираемость, ни назначаемость ректора не исключает необходимости профессионального подхода к управлению сложной университетской системой. И в том, и в другом случаях руководством должен заниматься высококлассный профессионал. При этом избираемый ректор имеет безусловное преимущество – авторитет и поддержку большинства в вузе, знание университета изнутри, сочетание управленческих и научно-педагогических компетенций. Все это в совокупности усиливает университет. Вузы, демонстрирующие свою эффективность, высокую динамику развития и большой потенциал роста, должны иметь право выбора: избирать или назначать ректора. И выбор в таком случае, будет, очевиден», – поясняет Марианна Чистякова.

Вопрос, останется ли демократическая процедура выбора ректора в вузах или нет, решится до конца этого года. Согласно последней редакции закона об образовании, учредители к этому времени должны заменить устав университетов, где могут прописать, каким образом и кем должна избираться власть.

Пресс-служба Университета ИТМО

news.ifmo.ru

Статья 64. Избрание ректора университета на должность и его освобождение от должности. 1. Ректор избирается на должность университетской конференцией в соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 56 на 5 лет.

2. Ректором университета может быть гражданин Российской Федерации, имеющий ученое звание профессора.
3. Одно и то же лицо не может избираться на должность ректора университета более двух сроков подряд.
4. Ректор, вступая в должность, приносит должностную присягу перед университетской конференцией.
5. Трудовой договор с ректором по поручению конференции, избравшей ректора на должность, подписывает председательствующий на данной конференции.
6. В случае прекращения договора по инициативе ректора ученый совет университета освобождает его от исполнения трудовых обязанностей в течение месяца с подачи соответствующего заявления.
7. До истечения срока трудового договора университетская конференция может освободить ректора университета от должности:
если ученый совет университета выразил недоверие ректору;
на основаниях, предусмотренных трудовым законодательством.
8. Полномочия ректора прекращаются:
в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, - по истечении месяца со дня принятия соответствующего решения ученым советом университета;
в случаях, указанных в абзаце 2 пункта 7 настоящей статьи, - по окончании недели со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения конференции.
9. По окончании полномочий ректор имеет право вернуться на должность, в которой он работал в университете до избрания ректором.
10. При невозможности исполнения своих обязанностей ректор возлагает распоряжением временное исполнение обязанностей ректора на одного из проректоров в порядке, предусмотренном уставом университета.

Следующая статья »
К тексту закона »

Читайте также

Популярные документы

www.lawmix.ru

Выбора нет: Минобрнауки планирует назначать ректоров

В Министерстве образования и науки РФ вновь подняли вопрос об отмене выборной процедуры на должность ректора в российских вузах. На этот раз возможным поводом стали инциденты в Технологическом институте и Санкт-Петербургском лесотехническом университете, которые произошли в ходе избрания руководителей вузов. По мнению чиновников, подозрения в легитимности проведенных выборов диктуют необходимость отказаться от демократической процедуры в пользу государственного «назначенца».

Министерство образования и науки РФ. http://science.spb.ru/

Впервые предложение об отказе от выборной процедуры в университетах было озвучено в 2005 году: в Минобрнауки разрабатывался проект, согласно которому ректоров вузов будут назначать так же, как губернаторов. По сути это возвращает систему образования в советскую эпоху, так как до 1993 года ректоров утверждали власти.   

Вторая волна реформы прошла в 2012 году. Во время заседания комитета по образованию Совета Федерации министр образования Дмитрий Ливанов заявил о намерении обновить руководство российских вузов: впредь на руководящие должности должны быть назначены новые, бизнес-ориентированные специалисты, а не почетные профессора. К слову, к тому времени в некоторых университетах страны выборы уже были упразднены: это касалось вузов особого значения – МГУ и СПбГУ, а также ряда других федеральных учебных заведений высшего образования. Тогда же обсуждалась инициатива добавить к этому списку национальные исследовательские университеты и вузы, которые претендуют на значительное финансирование со стороны государства на реализацию утвержденных программ развития. Таким образом, вуз оплачивает экономическую и академическую свободы частью своей автономии.

В 2015 году, несмотря на прибавление к списку вузов-участников Проекта 5-100, повсеместного упразднения университетских выборов не произошло: вузы до сих пор руководствуются своим уставом и положением о порядке выбора ректора.

Университет ИТМО. Ректор университета Владимир Васильев.На данный момент, как и в 2005, и в 2012 годах, у этой реформы есть противники, защитники и искатели компромисса. Первые считают, что такая схема логична, так как государственные вузы должны соответствовать, в первую очередь, нуждам государства и следовать его политике. Противники предполагают, что выстраивание традиционной для России вертикали власти не решат проблемы образования, а лишь усугубят их: назначенный управленец может быть отторгнут коллективом, что вызовет стагнацию в развитии вуза из-за административной раздробленности. Существуют способы не обидеть ни сотрудников вузов, ни государство. Так, представители высшей школы предлагают Министерству образования и науки право на выдвижение своей кандидатуры, которая в обязательном порядке будет участвовать в выборах на должность. В разное время обсуждался вопрос о необходимости разработки критериев оценки ректорского состава.

«Необходимо помнить, что, выбирая руководителя вуза, нельзя лишать коллектив права голоса, – считает глава совета ректоров Санкт-Петербурга, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. – Именно административным сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу университета решать, каким образом должен развиваться вуз и чьи компетенции позволят следовать этому пути и вести других за собой».

На роль коллектива, а также необходимость выбирать «родного» ректора указывает кандидат экономических наук, начальник Департамента по управлению человеческими ресурсами и фандрайзинговой деятельности Университета ИТМО Станислав Кушелев.

«Университетом должен руководить человек из академической среды – ученый, который хорошо разбирается в науке и преподавании. Это актуально для тех вузов, чья цель состоит в развитии, а не продаже высшего образования. Ректор должен быть хорошо знаком с университетом, знать его историю, иметь большой опыт работы и непререкаемый авторитет среди коллег. Структура современного вуза, скорее, требует от ректора гибкости и открытости новым идеям, чем статуса “человек-оркестр”. Для всестороннего развития вуза вокруг главы университета должна сложиться высокопрофессиональная команда компетентных заместителей, помощников и советников, наличие которых дает руководителю возможность стратегически мыслить, планировать и действовать», – утверждает Станислав Кушелев.

От эффективности ректора зависит успешность и эффективность функционирования и развития всего университета, считает кандидат социологических наук, начальник Управления стратегического развития Университета ИТМО Марианна Чистякова

«Ни избираемость, ни назначаемость ректора не исключает необходимости профессионального подхода к управлению сложной университетской системой. И в том, и в другом случаях руководством должен заниматься высококлассный профессионал. При этом избираемый ректор имеет безусловное преимущество – авторитет и поддержку большинства в вузе, знание университета изнутри, сочетание управленческих и научно-педагогических компетенций. Все это в совокупности усиливает университет. Вузы, демонстрирующие свою эффективность, высокую динамику развития и большой потенциал роста, должны иметь право выбора: избирать или назначать ректора. И выбор в таком случае, будет, очевиден», – поясняет Марианна Чистякова.

Вопрос, останется ли демократическая процедура выбора ректора в вузах или нет, решится до конца этого года. Согласно последней редакции закона об образовании, учредители к этому времени должны заменить устав университетов, где могут прописать, каким образом и кем должна избираться власть.

Пресс-служба Университета ИТМО

news.ifmo.ru