Опросник: Оценка коммуникативных навыков

Ниже приведены различные коммуникативные навыки и умения человека вести диалог или переговоры. Вы можете оценить, насколько они справедливы для вас или кого-либо из сотрудников вашей организации, а также попросить знающих вас людей дать стороннюю оценку ваших коммуникативных навыков.

Возможны два варианты организации работы. Эту же анкету, изменив инструкцию, можно использовать для экспертной оценки коммуникативных умений менеджеров. Тогда каждого менеджера должны оценивать, как минимум, 6 экспертов, знающих менеджера по совместной работе не менее 3–6 месяцев. Два человека сверху, от высшего руководства, два — снизу, от подчиненных, и двое со стороны других руководителей. Самые надежные и полезные результаты может дать сопоставление двух методов: анкетирования самих менеджеров и их экспертной оценки.

Если, по мнению заполняющего опросник, оцениваемый человек обладает данным навыком или умением, то необходимо отметить цифру 7, если это не совсем так, — 6 и так до цифры 1, которая означает, что данный аспект в общении полностью отсутствует.

Суждения Да/Нет
1. Всегда ли вы планируете результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения?7 6 5 4 3 2 1
2. Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?7 6 5 4 3 2 1
3. Способны ли вы разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор?7 6 5 4 3 2 1
4. Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор?7 6 5 4 3 2 1
5. Если ваш собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, можете ли бы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору? 7 6 5 4 3 2 1
6. Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?7 6 5 4 3 2 1
7. Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к интересующей вас теме или проблеме?7 6 5 4 3 2 1
8. Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное вам решение?7 6 5 4 3 2 1
9. Умеете ли вы так говорить, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения?7 6 5 4 3 2 1
10. Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу?7 6 5 4 3 2 1
11. После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах?7 6 5 4 3 2 1
12. Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом?7 6 5 4 3 2 1
13. Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели разговора или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?7 6 5 4 3 2 1
14. Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент?7 6 5 4 3 2 1

Обработка результатов

Результаты анкетирования обрабатываются с использованием ниже перечисленных шкал, внутри которых определяется среднее значение (из двух вопросов) по каждой шкале в отдельности. В итоге подсчитывается сумма средних набранных баллов по всем шкалам:

  • если сумма меньше или около 30 баллов, то следует обратить внимание на повышение коммуникативной компетентности;
  • от 30 до 60 баллов — следует обратить особое внимание на некоторые неудовлетворительные аспекты общения, так как они могут существенно влиять на эффективность управленческой деятельности;
  • свыше 60 баллов — демонстрирует уверенное владение коммуникативным минимумом.

Шкалы для обработки анкеты по коммуникативному минимуму

Подготовительная фаза

  1. Всегда ли вы планируете результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения?
  2. Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?

Контактная фаза

  1. Способны ли вы разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор?
  2. Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор?

Эмоции в разговоре

  1. Если ваш собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, можете ли вы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?
  2. Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?

Фаза понимания

  1. Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к интересующей вас теме или проблеме?
  2. Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное вам решение?

Фаза убеждения

  1. Умеете ли вы так говорить, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения?
  2. Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу?

Фаза завершения

  1. После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах?
  2. Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом?

Управление разговором

  1. Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?
  2. Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент?

Методологические основы

Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к практическим и теоретическим знаниям, навыкам и умениям менеджера. Данный коммуникативный минимум может быть определен как стандарт и является основой для оценки (аттестации) коммуникативной компетентности менеджера.

А. Теоретические знания (проверяются на основе опроса в письменной или устной форме):

  1. Физиологические основы и этапы передачи коммуникативного сообщения.
  2. Психофизиологические и психологические особенности восприятия людьми друг друга.
  3. Особенности вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации.
  4. Типы взаимодействия людей в процессе коммуникации.
  5. Особенности влияния субъективных интересов, состояния психологических особенностей человека, его опыта, ожиданий на процесс коммуникации.
  6. Роль и значение эмоций в коммуникации.
  7. Структура и функции коммуникативного акта.
  8. Структура, фазы и задачи ведения диалога.
  9. Структура межличностной коммуникации в организации.

Б. Теоретические знания основных техник коммуникации (проверяются на основе опроса в письменной или устной форме):

  1. Активное и пассивное слушание.
  2. Техника синхронизации, то есть учета состояния и поведения собеседника.
  3. Различные стратегии ведения диалога.
  4. Техника снятия разногласий собеседников: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  5. Техники снятия эмоционального напряжения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  6. Техника утверждения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  7. Техника вербализации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  8. Техника вопроса: объяснить смысл, описать правила в условия применения, дать образец.
  9. Техника интерпретации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  10. Техника паузы: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  11. Техника связки: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  12. Техника поэтапного согласия и т. п.

В. Практические умения (оцениваются экспертами на основе оценки реального общения либо на основе анкетирования):

  1. Умение взять на себя инициативу начала диалога и его ведения.
  2. При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя с ним, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить, разговорить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
  3. При разговоре с человеком — умение, внимательно слушать его, одновременно наблюдать и учитывать особенности его вербального и невербального поведения.
  4. Умение понять психологические особенности собеседника, определить конгруэнтность его поведения, его желание или нежелание продолжать разговор, его способность (готовность) изменить свою позицию и т. п.
  5. В процессе разговора — умение отобрать, выделить наиболее существенное из всего сказанного собеседником; умение понять его, подчас скрытые, намерения и цели.
  6. При общении с человеком, находящимся в состоянии эмоционального возбуждения — умение скорректировать это состояние до работоспособного уровня, не вызывая у собеседника агрессии.
  7. При наличии или возникновении эмоционального напряжения, мешающего диалогу, — умение выровнять его без снижения темпа и эффективности ведения разговора.
  8. При убеждении человека — умение выяснить его позицию и отношение к теме, цели, обстоятельствам и прочим аспектам разговора; умение найти те аргументы и доводы, которые убедительны именно для данного конкретного человека, умение получить его принципиальное согласие; умение убедительно отказать.
  9. Умение дать собеседнику обратную связь по всем аспектам разговора; умение скорректировать поведение собеседника; умение сказать ему комплимент.
  10. Умение достигать запланированной цели диалога таким образом, чтобы у собеседника сохранялось желание продолжать сотрудничество.
  11. Умение выступить в роли арбитра между конфликтующими сторонами; умение понять их требования; умение найти конструктивную линию взаимодействия всех сторон.
  12. Умение управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент.

hr-portal.ru

Оценка коммуникативных навыков кандидатов при проведении собеседований

Умение общаться — навык, полезный любому сотруднику. А в некоторых сферах без коммуникабельности просто не обойтись! Что это за менеджер по продажам или оператор службы поддержки, который теряется при общении с незнакомцем и не может двух слов связать?

При подборе персонала для клиентских служб, в отделы продаж и на другие «общительные» должности важно правильно оценить, есть ли у кандидата такие навыки.

Наблюдение в фоновом режиме

О чем бы вы ни говорили с претендентом на собеседовании, параллельно вы можете оценивать его навыки выстраивания коммуникации. Ведь сейчас его задача — эффективно взаимодействовать с вами. Хорошо ли потенциальный сотрудник справляется с этой задачей?

На что стоит обратить внимание:

  • Кандидат смотрит в глаза, почти все время поддерживает визуальный контакт
  • Внимательно слушает то, что ему говорят — не перебивает, кивает
  • Следит за реакцией собеседника на свои слова
  • Общается открыто, тактично, вежливо
  • Интонации спокойные, уверенные
  • Речь грамотная, кандидат легко и ясно выражает свои мысли
  • Корректирует свой стиль общения, ориентируясь на особенности собеседника
  • Создает приятную, комфортную атмосферу, располагает к общению

Если проводится коллективное собеседование или тестирование с участием нескольких кандидатов, это прекрасная возможность понаблюдать за тем, как они взаимодействуют друг с другом. Ситуация сама по себе достаточно сложная и стрессовая, и если человек при этом чувствует себя свободно, уверенно, легко идет на контакт — это хороший знак.

Проверочные вопросы

Можно попросить самого претендента рассказать о своих навыках общения. Лучше задавать не общий вопрос «Как у Вас с коммуникабельностью?», а более конкретные вопросы, проясняющие ту или иную ситуацию. Например:

«Когда Вы были чем-то недовольны, как Вы рассказывали об этом руководителю?»

«Что Вы говорите и делаете, чтобы построить прочные деловые отношения?»

«Расскажите о ситуации, когда Вы тщательно продумали свои слова и поступки и в итоге достигли желаемого результата»

«Как Вы поступаете, когда Вам нужна помощь в решении сл ожной задачи?»

«Как Вы общаетесь с коллегой, который Вам не нравится?»

Конечно, нередко люди склонны приукрашивать действительность. Они не рассказывают о своем реальном поведении, а стараются ответить на вопросы правильно, «как надо».

Хороший способ проверить, так ли это — намеренная провокация. Выслушав подозрительно идеальный рассказ об общении, например, с неприятным коллегой, выразите свое несогласие: «Зачем же Вы под него подстраиваетесь, потакаете его проблемам? Разве правильно тратить на это свое рабочее время?» и так далее. Теперь смотрите, будет ли кандидат объяснять и отстаивать свою изначальную позицию или постарается подстроиться под ту «правильную» версию, которую от него якобы ждет рекрутер.

Кейсы

Довольно распространенный прием, который используют на собеседовании с менеджерами по продажам: «Продайте мне вот эту ручку» (стол, телефон или любой другой предмет). Когда кандидат говорит, решая реальную задачу, можно оценить не только его навыки коммуникации, но и многое другое: умение выстраивать аргументацию, эмоциональность, яркость, убедительность.

Проводя собеседование с потенциальным сотрудником клиентской службы, смоделируйте другую ситуацию — в зависимости от того, какой формат общения с клиентами необходим в работе на данной должности. «Представьте, что я клиент. Расскажите мне о…»

Для оценки коммуникативных навыков обратите внимание на следующее:

  • Кандидат следит за вербальными и невербальными реакциями собеседника и меняет свое поведение
  • Старается включить собеседника в диалог
  • Задает уточняющие вопросы, изучая потребности «клиента»
  • Активно слушает, корректно перефразирует слова собеседника

Если наблюдение за поведением, вопросы и кейсы показали, что кандидат обладает всеми перечисленными выше позитивными навыками — замечательно, вы нашли действительно коммуникабельного сотрудника.

hr.trenicum.ru

Оценка коммуникативных навыков и подбор альтернативных и дополнительных средств общения детям с ТМНР

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена обзору доступных на русском языке методов диагностики коммуникативного развития и подбору альтернативных и дополнительных средств общения детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В статье предлагается комплекс диагностических инструментов для использования в школе, приводятся отечественные и зарубежные взгляды на периодизацию коммуникативного развития, дается краткое описание диагностических инструментов и основных средств альтернативной и дополнительной коммуникации, доступных для этой категории детей.

ABSTRACT

The article is devoted to a review of available in Russian language methods for communication assessment and ways to interact and communicate using Alternative and Augmentative Communication with children with severe and multiple developmental disorders. We review the periodizations of communicative development, describe assessment tools and offer a diagnostic set for school practice.

 

Ключевые слова: тяжелые и множественные нарушения развития, альтернативная и дополнительная коммуникация, диагностика коммуникативных навыков, этапы коммуникативного развития.

Keywords: severe and multiple learning disabilities, Alternative and Augmentative Communication, assessment of communication skills, stages of early communication development.

 

1. Дети с ТМНР

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР), ранее считавшиеся «необучаемыми», с марта 2012 года включены в образовательное пространство и учатся в школе. В вышедшем в декабре 2014 года ФГОС [15] для детей с интеллектуальными нарушениями используется именно такая формулировка.

Вместе с тем в российской науке отсутствует принятое определение ТМНР. А.М. Царев, директор Центра Лечебной Педагогики и дифференцированного обучения г. Пскова, отмечает: «Дети и взрослые с ТМНР требуют постоянной интенсивной поддержки во всех жизненно важных областях (самообслуживание, коммуникация, передвижение, предметная деятельность) для того, чтобы участвовать в жизни своего сообщества и вести образ жизни, доступный людям с меньшими нарушениями» [21].

Коллеги из США определяют ТМНР как «сочетание нарушений, комбинация которых ведет к таким серьезным и выраженным образовательным потребностям, которые не могут быть удовлетворены специальными образовательными программами, существующими для какого-либо одного вида нарушений. Подчеркивается, что этот термин не включает слепоглухоту» [11]. Такой взгляд на ТМНР, с акцентом не на медицинском диагнозе, а на особых образовательных потребностях детей, вошел во ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

Автор настоящей статьи руководствуется определением, пришедшим из-за рубежа, где ТМНР (severe and multiple learning disabilities) определяется как комплексный синдром, обязательной частью которого является тяжелая или глубокая умственная отсталость, комбинированная со слепотой или слабовидением, тяжелым нарушением поведения, глухотой или слабослышанием, нарушениями опорно-двигательного аппарата или соматическими нарушениями в различных сочетаниях. В Соединенном Королевстве, в Австралии и ряде других стран используют термин profound and multiple learning difficulties (PMLD, дословно «глубокие множественные трудности в обучении»). Кроме того, в последние годы стал появляться «объединенный» термин Severe, Profound and Multiple Learning Difficulties (SPMLD).

В настоящей статье мы делаем попытку систематизировать наиболее часто встречающиеся коммуникативные трудности у детей с ТМНР и составить из имеющихся на русском языке материалов диагностический комплекс.

2. Альтернативная и дополнительная коммуникация, определения

Существуют десятки определений коммуникации (общения), отличные в каждой из наук и практик, изучающих эту область; каждое из них отражает определенные грани взаимодействия. В традициях отечественной психологической теории деятельности подчеркивается роль общения как ведущего вида деятельности в определенные периоды развития. В социологической традиции, в частности во французской школе структурализма (Клод Леви-Росс), любая форма социального взаимодействия рассматривается как коммуникация, и любые действия могут быть языком коммуникации. Ориентация на вышеизложенные положения позволяет воспринимать всех детей и взрослых как активных участников процесса коммуникации.

Альтернативная коммуникацияпредполагает, что человек общается с собеседником без использования речи; дополнительная коммуникацияозначает коммуникацию, дополняющую речь. Термин «дополнительная» подчеркивает, что обучение альтернативным формам коммуникации имеет двойную цель: поддержать развитие речи и обеспечить альтернативную форму коммуникации в случае, если у человека так и не разовьется способность говорить, а также обеспечить коммуникацию в той среде (магазин, транспорт и пр.), в которой не поймут специфическую речь собеседника. Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (согласно Стивену фон Течнеру, «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию» [18])

Альтернативная и дополнительная коммуникация (далее АДК) является средством общения с людьми, по тем или иным причинам не владеющими / пока не владеющими / недостаточно владеющими устной речью. Это область объединяет самые разнородные средства общения разной модальности (то есть визуальные средства, жестовые, так называемая «коммуникация с помощью предметов» и др.) и разной степени технической сложности. К сожалению, систематизацию имеющейся информации по АДК еще только предстоит сделать. В 2014 году вышел переведенный с норвежского учебник по АДК Стивена фон Течнера [18], – и это единственное систематическое изложение идей АДК на русском языке.

Тем не менее, проходят вебинары, семинары, публикуются отдельные статьи и сборники, транслирующие опыт использования альтернативных средств коммуникации. Широко, массово продвигается PECS (система обучения функциональному общению через обмен карточками). В Санкт-Петербурге прошли три конференции с международным участием, посвященные теме АДК. По итогам конференций вышли три сборника с материалами докладов. Создается впечатление изобилия альтернативных средств и систем коммуникации, – с одной стороны, и с другой – излишний оптимизм в среде специалистов и родителей, смещающий акценты с взаимодействия партнеров по общению на средства общения. Существует риск «увлечься» карточками, картинками или другими символами, в своем увлечении искренне считать учебные успехи в соотнесении карточек, в выполнении инструкции с помощью карточек и т.д. коммуникативными достижениями, игнорируя при этом реальные коммуникативные потребности и эмоциональный мир ребенка.

3. Две основные группы детей с ТМНР, нуждающихся в помощи в коммуникации

Дети с ТМНР в настоящее время обучаются в классах «Особый ребенок» в классах или индивидуально (на дому). Применительно к школьному обучению, коммуникативные и речевые трудности являются центральными и общими для этих учащихся. Среди коммуникативных трудностей можно выделить:

  • Трудности понимания речи (от полного непонимания до ситуативного понимания)
  • Отсутствие или недостаток средств общения (зачастую это могут быть лишь мимические средства общения или т.н. «вызывающее поведение»)
  • Трудности взаимодействия (истощаемость, уход от контактов и другие проявления, характерные для РАС).

Каждый из этих пунктов влияет на построение программы помощи (развития) и должен быть учтен при проведении диагностики. Выделив в качестве основания сформированность или несформированность базовых основ коммуникации (обмен коммуникативными актами в любой форме), мы разделили учащихся на две группы:

Группа 1. Дети, у которых сформированы базовые основы коммуникации: они стремятся к контакту, поддерживают невербальный диалог, способны ответить доступным способом. Таким детям мы можем предлагать (или они сами предлагают нам) символические средства общения. При наличии коммуникативных актов и отсутствии речи мы обязаны думать о помощи в коммуникации – то есть о предложении ребенку систем АДК как:

  • варианта экспрессивной речи (при понимании речи)
  • системы АДК как основной коммуникативной системе нашего с ним общения (в случае непонимания/ недостаточного понимания им вербальной речи. В этом случае педагог должен обращаться к ребенку также на «альтернативном языке»).

Группа 2. Дети с несформированными базовыми навыками коммуникации. В случае, когда мы не видим попыток намеренной коммуникации, наша работа должна быть направлена на создание пространства наших общих отношений, пространства общения. В то же время, если ребенок распознает символы и связывает их с реальными предметами и событиями, мы предлагаем ему (а, возможно, он сам предлагает нам) символы для простой функциональной коммуникации (сигнальная функция – «пить», «есть», «туалет», «больно» и т.п.) и организации рутин (режима дня, планирования активностей). Однако «простраивание» и «проживание» этапов коммуникации является основным для эмоционального и психического благополучия ребенка.

4. Этапы коммуникативного развития ребенка

Характеристика коммуникативных навыков ученика включает определение уровня его коммуникативного развития.

В настоящее время не выделены общепринятые этапы коммуникативного развития ребенка. В российской науке изучением онтогенеза общения занимались М.И. Лисина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова и др. В рамках уже упоминавшейся теории деятельности разработана стройная, незаслуженно позабытая в отечественной дефектологии, система смены форм общения от новорожденности и до школьного возраста: от ситуативно-личностного общения через ситуативно-деловое к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению [5]. М.И. Лисина выделяет потребности, мотивы и средства общения внутри каждой формы. Важно, что, согласно М.И. Лисиной, весь спектр действий ребенка, начиная примерно с трех месяцев и до двух лет, может являться коммуникативно-значимым.

Анализируя имеющиеся зарубежные материалы [3, 24], можно выделить тенденцию помещать интенциональность – то есть развитие намеренности, целенаправленности – в основание периодизаций.

Так, в последние десятилетия развитие специального образования за рубежом, в том числе обучение детей с ТМНР, подтолкнуло к созданию несложной и практичной периодизации коммуникативного развития ребенка. Предлагаемая ниже периодизация широко известна, используется как в Европе, так и в США, включена в «Матрицу коммуникации» – один из популярных инструментов диагностики коммуникативных навыков. В основание периодизации, созданной на основе исследований Элизабет Бейтс (Elizabeth Bates) положено развитие интенциональности (намеренности и целенаправленности) и символизации:

  1. Донамеренное поведение
  2. Намеренное поведение
  3. Неконвенциональная коммуникация
  4. Конвенциональная (т.е. общепринятая) досимволическая коммуникация
  5. Конкретные символы
  6. Абстрактные символы
  7. Язык

Сравнивая российский и зарубежные взгляды, можно отметить, в целом, повышенное внимание российских исследователей к самым ранним формам коммуникации, выделенными в «Комплексе оживления» [5, стр. 79, 4] как первые «языки» ребенка, и утверждение о ведущей роли общения, не опосредованного другими мотивами и ситуациями, в первые месяцы.

Дополнением и развитием этого положения являются описанные Дэйвом Хьюэттом [20] «фундаментальные основы коммуникации», – способности и навыки, приобретаемые в первые несколько месяцев, в том числе:

  • Способность радоваться общению с другим, способность разделять с ним «общее пространство»
  • Способность концентрировать внимание на другом
  • Способность к последовательности действий с другим и к действиям по очереди (российские авторы иногда употребляют для такого взаимодействия термин «протодиалог»)
  • Способность использовать и понимать физический контакт, зрительный контакт, мимику и выражение лица,
  • Способность использовать и понимать вокализации, включая речь
  • Способность к эмоциональной регуляции в процессе взаимодействия.

5. Обзор и анализ доступных русскому читателю диагностик коммуникативных навыков*

5.1. Диагностика функциональной коммуникации

Самый известный из зарубежных диагностических инструментов – уже упоминавшаяся «Матрица коммуникации» [7]. Среди прочих её достоинств – доступность и бесплатность, а также наличие русской версии (https://communicationmatrix.org). Матрица, оценивающая навыки общения примерно до уровня младенца двух лет, касается двух основных аспектов коммуникации: мотивов или причин, по которым люди общаются, и действий, которые они используют для коммуникации. Коммуникативные действия соотнесены с семью перечисленными выше уровнями коммуникативного поведения. Составление профиля по матрице коммуникации позволяет оценить актуальный уровень, на котором находится ребенок, выявить то, что еще не освоено на этом уровне, увидеть «зону ближайшего развития», то есть следующий уровень, а также систематизировать коммуникативные действия ребенка – как именно он сообщает то или иное.

К недостаткам матрицы коммуникации следует отнести то, что:

  • она оценивает только экспрессивную коммуникацию
  • она, как и практически все другие инструменты оценки функциональной коммуникации, игнорирует эмоциональные аспекты коммуникации – чувство единства, близости, принадлежности, соединения и рождающейся из него индивидуальности, описанные отечественными и зарубежными исследователями (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Дж. Боулби, К. Тревартен и др.)

Джульет Голдбарт и Джин Веа (Goldbart, J. and Ware, J.) предлагают использовать «Матрицу коммуникации» вместе с оценкой понимания речи, например, такой [23]:

  1. Реагирует на эмоциональный тон голоса.
  2. Вычленяет смыслы из интонации и выражений лица.
  3. Понимает невербальную коммуникацию и язык, связанный с контекстом.
  4. Понимает некоторые отдельные слова и абстрактные символы без поддержки со стороны контекста.
  5. Атипичное коммуникативное развитие, поэтому мы не знаем, что ребенок на данном уровне понимает (возможно, отдельные слова, жесты и/или символы).
  6. Понимает короткие фразы без поддержки со стороны контекста.

5.2. Диагностика базовых основ коммуникации (взаимодействия)

В специальном образовании в Соединенном Королевстве существует вариант диагностики базовых основ коммуникации (взаимодействия, складывающегося в онтогенезе очень рано, в первые три – четыре месяца, на основе которого формируются все остальные, в том числе функциональные взаимодействия), известный как «Пи-шкалы» (P-scales [14, стр.10]).

Приведенная нами ниже семиуровневая шкала (перевод автора) разработана на основе «Пи-шкал» Марком Бабером (Barber Mark) [22] и Мэтью Лори (Matthew Laurie) [9] и охватывает семь уровней развития коммуникативного поведения: от простого нахождения рядом с другим человеком и готовности это терпеть до самостоятельной инициации взаимодействия.

Таблица 1.

Семиуровневая шкала взаимодействия

встреча

В настоящее время в течение интерактивного эпизода нет какого-либо видимого прогресса. Возможно, партнер готов терпеть общую социальную атмосферу или среду

Осознание

Партнер замечает, мимолетно фокусируется на объекте, событии или человеке, связанных с ситуацией, например, кратковременно прерывая паттерн самостимулирующих движений или вокализаций

Внимание и ответ

Начинает отвечать (хотя и не постоянно) на то, что происходит, например, показывая знаки удивления, радости, фрустрации или недовольства

Взаимосвязь

Демонстрирует постоянное внимание в представленном интерактивном эпизоде (например, устойчивый визуальный контакт, слушание) или в повторяющихся последующих событиях

Участие

Демонстрирует предвосхищение и очередность (взаимодействие по очереди) в интерактивных последовательностях событий, например, последовательности действий или многократно повторяющиеся определенные сигналы

вовлеченность

Прикладывает большие усилия для того, чтобы достичь Вас и присоединиться, например, в последовательностях действий по говорению, пению, вокализациям или жестам постоянным, последовательным и значимым способом

Взаимодействие, инициируемое партнером

Самостоятельно начинает активность (что не может быть описано как повторяющееся и стереотипное поведение) и взаимодействует с другим человеком с социальными намерениями

Отечественные разработки

К сожалению, в России, где обучение детей с ТМНР пока немного превышает пятилетний рубеж, пока нет собственных разработок. То, что попадает в печать, носит описательный характер. Так, в вышедшем в 2017 году издании Московского Центра Лечебной Педагогики «Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая нарушения зрения и слуха» авторы предлагают подробное описание особенностей контакта по схеме [2, стр.77, 87]. Такой подход, в целом достаточно полно и всестороннее помогающий собрать информацию, в то же время делает проблематичным постановку ближайших целей, выделение зоны ближайшего развития.

6. Краткий обзор средств АДК

Выбор средств общения первоначально принадлежит ученику. Задачей педагога является анализ имеющихся у ученика коммуникативных умений, с последующим развитием имеющихся и предложением новых средств общения в предпочитаемой учеником модальности (модальностях), с учетом его сенсорных, двигательных, когнитивных и эмоциональных особенностей. Ниже приводится очень краткий обзор средств АДК по модальностям: визуальные, жестовые, предметные (в том числе тактильные) средства АДК.

Предметные (тактильные) символы (Tangible symbols), другое название «опорные объекты» (objects of reference, можно встретить сокращение OOR, [10]). Предметы или части предметов используются для коммуникации – сообщить о ближайших событиях, попросить что-то, сделать выбор между несколькими активностями и т.д. Предметы выбираются из-за своих сенсорных свойств, могут быть связаны с активностью, с конкретным местом или человеком. Очень часто опорные объекты связаны с повторяющимися событиями, поэтому они широко используются при построении расписаний дня и алгоритмов действий. Тактильные символы первоначально использовались и используются в тифлосурдопедагогике. В нашей стране разработками в этой области известен Детский Дом для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде [16], а в США – школа Перкинс – старейшее в мире учебное заведение для слепоглухих детей [12]. Доктор Ян ван Дайк описал использование тактильных символов как систему коммуникации – систему «календарей» [1].

Жесты и жестовые системы

Жесты и мимические сигналы присутствуют в коммуникативном развитии практически любого ребенка. Из «плюсов» использования жестов – они «всегда с собой», не требуют коммуникативного альбома или электронного устройства. К «минусам» можно отнести следующее: требуется высокая произвольность движений, развитая память и внимание (жесты, как и устная речь, быстро «исчезают»), способность к созданию ассоциаций. Широко распространено использование жестов как поддержки устной речи. В этом случае взрослый одновременно с устной речью выполняет жесты [17], акцентируя ключевые слова. При добавлении картинки или предмета, иллюстрирующих ключевое слово, получается система тотальной коммуникации – то есть коммуникации с помощью нескольких модальностей (также можно встретить термин «мультимодальная коммуникация»). В России из подобных систем известен МАКАТОН [6] – программа, разработанная в 70-х гг. в Великобритании и применяемая в ряде европейских стран (например, в Великобритании и в Польше).

Изображения

Для коммуникации с детьми с ТМНР могут применяться фотографии, картинки, пиктограммы. Маловероятно, что плоские изображения привлекут внимание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями. Для многих из них предпочтительными останутся опорные объекты. Однако некоторые ученики могут воспринимать фотографии хорошего качества, вырезанные из фона по контуру и наклеенные на картон или заламинированные. В Великобритании такой метод коммуникации, очень близкий к использованию опорных объектов, называется ТОБИС (True Object Based Icons, TOBIs – изображения реальных объектов [19]).

Визуальная альтернативная коммуникация представлена в виде большого количества графических систем. Наиболее известными в России являются символы PCS (они составляют содержание программы Boardmaker), и используются в школах. Boardmaker [4] (дословно «делатель досок») не является инструментом диагностики и постановки задач. Программа позволяет педагогу быстро готовить «коммуникативные доски», выбирая и распечатывая или сохраняя в электронном устройстве изображения. Коммуникативные доски представляют собой набор изображений, объединенных по какому-либо принципу (например, «урок математики», «одеваемся на прогулку», «чем займемся?» и т.д.). Доска может использоваться в электронном устройстве Go Talk, – его особенностью является озвучивание символа (ребенок нажимает на нужное изображение и звучит соответствующая запись).

Другой известной и используемой системой графических изображений является пиктограммы – черно-белые изображения (как правило, это белые картинки на черном фоне). По сравнению с символами PCS пиктограммы [13] более конкретны и узнаваемы, их легче рассмотреть при проблемах со зрением, они максимально контрастны.

Очевидными достоинствами графических систем является их доступность и полнота содержания, легкость в подготовке материалов и использовании. Системы, фактически, являются «словарями», откуда можно легко взять нужный символ. Лучше всего графические системы работают при освоении и использовании номинативного словаря. Предикативная лексика передается с трудом с помощью графических средств; однако функциональные высказывания, грамматически организованные как «карточка – переходный глагол + карточка – существительное» («пить сок», «есть банан», «слушать музыку»), могут быть доступны детям с множественными нарушениями. В то же время нельзя забывать, что для подавляющего большинства детей с ТМНР визуальные системы не могут быть основным средством общения.

Особняком в АДК стоит PECS (Picture Exchange Communication System), система обмена карточками, разработанная в США в восьмидесятых годах прошлого столетия. Она представляет собой дидактически разработанную шестишаговую систему обучения обмена карточками для выражения просьбы, отказа и других форм функциональной коммуникации. Созданная первоначально для детей с аутизмом и сводящая все разнообразие коммуникативных проявлений человека к «обмену», сейчас PECS активно продвигается для использования с детьми с другими нарушениями. PECS является высоко структурированной обучающей программой, ориентированной на использование поведенческого подхода в работе с детьми. Поскольку в программах PECS часто используются символы PCS из Boardmaker, в России и в Европе эти понятия путаются, и часто можно услышать выражение «карточки ПЕКС».

Заключение и выводы

В третьем разделе мы выделили две большие группы детей: дети, которые нуждаются в формировании базы, основ взаимодействия и дети, нуждающиеся в символических средствах коммуникации (отметив при этом, что овладение символическими средствами общения не означает сформированность базовых основ коммуникации). Исходя из этого деления, мы предлагаем диагностический комплекс, состоящий из трех инструментов:

  • Семиуровневая шкала взаимодействия – для оценки уровня базовой коммуникации
  • Матрица коммуникации, всесторонне оценивающая функциональные аспекты общения
  • Оценка понимания речи

Понимание речи – важный показатель наших дальнейших стратегий: в случае непонимания (либо ограниченного понимания речи) у ребенка со сформированной символической функцией, педагогам нужно использовать альтернативные средства коммуникации как основные при обращении к ученику.

Предложенные инструменты, на наш взгляд, являются простыми и информативными средствами оценки и построения программы помощи (развития). Немаловажно, что каждая из диагностик – как матрица коммуникации, так и семиуровнневая шкала, – выделяет «педагогическую мишень», или зону ближайшего развития, помогая педагогу в построении программы помощи.

 

Список литературы:
1. Ван Дайк Я. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей// Дефектология, 1992. – №4.
2. Верещага И.В., Моисеева И.В., Пайкова А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая нарушения зрения и слуха/ под ред. А.М. Пайковой. – М.: Теревинф, 2017.
3. Голдбарт. Доклад «Коммуникация как область развития»: http://caritas-edu.ru/mediateka/materialy-proshedshikh-meropriyatij/konferentsii/61-konferentsiya-2017-11/1500-2017-11-10-doklad-dzhuliet-goldbart
4. Карточки PCS: http://www.mayer-johnson.com/
5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009
6. Макатон, программа : https://www.makaton.org/
7. «Матрица коммуникации», буклет на русском, ссылка: https://www.communicationmatrix.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf
8. Мещерякова С.Ю. К вопросу о природе комплекса оживления // экспериментальные исследования по про-блемам общей и пед. психологии. – М., 1975
9. Мэтью Лори (http://mattlaurie.com/wp/wp-content/uploads/2017/04/Recording-Intensive-Interaction.pdf)
10. Опорные объекты: http://www.complexneeds.org.uk/modules/Module-3.1-Communication—augmentative-and-assistive-strategies/All/m09p100bcd.html#
11. Определение ТМНР, с сайта отдела образования США: https://idea.ed.gov/explore/view/p/,root,regs,300,A,300.8,.html
12. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 1. Методические основы/ Кэти Хайд и др. – М.: Центр Лечебной Педагогики, 2011. Стр. 56 – 61.
13. Пиктограммы черно-белые : http://www.sclera.be
14. Пи-шкалы (P-scales): https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/617033/ Performance__P_Scale_attainment_targets_for_pupils_with_special_educational_needs_June_2017.pdf, стр.10
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 “Об утверждении федерально-го государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), стр. 1.
16. Пташник Е. Несимволическая и символическая коммуникация слепоглухих детей. Сергиев Посад, 2005.
17. Словарь жестовых языков SPREADTHESIGHN: http://www.spreadthesign.com/
18. Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аути-стического спектра /Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсер. – М.: Теревинф, 2014.
19. «ТОБИС» (TOBIs): Lacey, P. (2012) Low Tech Ideas, PMLD LINK, 24 (3), (Issue 73), 22
20. Хьюэтт Д., Фёрт Г., Бабер М., Харрисон Т. Интенсивное взаимодействие. Руководство. – СПб., Скифия, 2018.
21. Школьное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Царев А.М., Беркович М.Б. и др. СПб.: Издательство НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014.
22. Barber, Mark. Promoting communication rather than generating data. В книге «Intensive Interaction. Theoretical perspectives, SAGE 2011, глава 6, стр. 88-103.
23. Goldbart, J. and Ware, J., (2015). Communication. In P. Lacey, H. Lawson, and P. Jones (Eds) Educating Learners with Severe, Profound and Multiple Learning Difficulties London: Routledge.
24. Goldbart, J. Pre-intentional and early-intentional communication http://www.isaac.no/assets/Nedlastbare-dokumenter/Forelesningsnotater-nasjonal-konferanse-2015/Pre-intentional-and-early-intentionla-communication-intervention-stratgies-Goldbart.pdf

__________________________

*Необходимо отметить, что мы не рассматриваем использование средств АДК для построения развернутого высказывания. И хотя, безусловно, это одна из целей альтернативной коммуникации, в случае с детьми с ТМНР высказывание, в силу тяжести интеллектуальных нарушений, ограничено одним – двумя словами или заменяющими их символами. Следовательно, в статье мы ограничиваемся обзором доступных вариантов диагностики коммуникативных навыков людей с ТМНР до начала символического уровня.

7universum.com

Коммуникативные навыки: что такое эффективное общение

Что такое коммуникативные навыки? Почему сейчас как никогда важно умение общаться с людьми? Какие приемы эффективного общения существуют?

В современном технократичном мире, где знания упакованы в цифры, и любую информацию можно легко получить, задав вопрос мировой сети, умение общаться становится всё более ценным навыком. Давайте же посмотрим, что можно сделать со своими навыками, чтобы их развить, но для начала изучим немного теорию.

Коммуникативные навыки: это

Коммуникативные навыки — это способность человека правильно взаимодействовать с окружающими. То есть, понятно выражать свои мысли и интерпретировать полученную информацию от других. Простыми словами, это наша способность общаться.

Развитая коммуникабельность – это эффективный инструмент, помогающий успешно решать текущие задачи: продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Плюс, это полезный навык, важный для личностного развития, так как он определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми и самим собой. В частности, от того, насколько развиты наши коммуникативные способности, зависит успешность в социальной, профессиональной, личностной и других областях жизни.

Коммуникативные навыки: откуда они берутся

Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует нам «правила» поведения и общения в окружающей среде.

Во многих ситуациях мы поддаёмся наработанным нами в течение жизни стереотипам поведения, и продолжаем за них держаться, даже когда они перестают работать. Потому что когда-то, в аналогичной ситуации это сработало. Мы уверены в собственной правоте. Нам так комфортно — думать, что мы правы, делать, что умеем, отстаивать то, в чем уверены. И это действительно срабатывает…, но не всегда. Частота побед в общении напрямую зависит от коммуникативных возможностей, которыми мы располагаем. В случаях отсутствия нужного знания или опыта мы получаем недоверие и конфликты, а наши коммуникации становятся неэффективными.

Что с этим делать

Итак, если мы придерживаемся мнения, что в любом направлении человеческого развития всегда есть место для совершенствования, давайте попробуем, хотя бы на секунду отказаться от мысли, что мы правы. Этот критический взгляд на самих себя позволит расширить количество вариантов сказанного и интерпретаций услышанного. И как бы нам не хотелось переложить всю ответственность на собеседника, попробуем дать оценку собственным коммуникативным навыкам и пересмотреть свой арсенал приемов общения.

 

Удивительно, что при всем богатстве выбора известных человечеству коммуникативных навыков, в большинстве своем мы используем лишь их треть, отдавая предпочтение все тем же «старым трюкам». А что с остальными «полезными ископаемыми» наших возможностей, где они, почему не работают?

Трудности в общении возникают потому что эти самые возможности еще не раскрыты. Но хорошая новость заключается в том, что их можно развивать в любом возрасте. Если мы используем только треть наших возможностей, то представьте, как повысится наша эффективность, если мы начнем использовать половину или больше.

Как улучшить свои навыки

Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.

В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Обучающий курс дает спектр методик и упражнений, которые можно применять в конкретных ситуациях.

Когда вы получите первые результаты от методов в реальной жизни, переходите к более сложным и изощренным вариантам коммуникаций. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно в компании друзей и близких.

Для практики

А пока прохождение тренинга в планах, вот несколько приемов эффективного общения для повседневной практики:

  1. Правило трех «да». Постарайтесь в начале беседы выстроить свои фразы или вопросы таким образом, чтобы собеседник трижды согласился с вами или ответил «да». В этом случае, вам будет легче переубедить его или склонить в нужную сторону.
  2. Не используйте в своей речи негативные и агрессивные слова, которые подсознательно оттолкнут от вас собеседника: должен, нужно, ужасно, страшно, неудача, провал, задавить и т.д. Используйте более мягкие их формы: хотел бы, небольшие трудности, немного тревожно, предпочел бы, сдержать.
  3. Старайтесь не говорить громко и эмоционально, если это связано с негативным описанием ситуации. Обращайте внимание на реакцию собеседника вызванную вашими жестами и движениями. И наоборот, не скупитесь на проявление эмоций в позитивных рассказах.
  4. Следите за тоном голоса. Понимание станет затруднительным, если любое объяснение будет проводиться на повышенных тонах. Научитесь правильно расставлять акценты во время разговора.
  5. Во время общения с агрессивными или негативно настроенными людьми, представьте вокруг себя стеклянную стену, которая не пропускает давление и пессимизм собеседника.
  6. Чтобы вам было легче настроиться на позитивное общение или удержаться от ответных выпадов, представьте своего собеседника, тем человеком, которого вы безгранично уважаете или любите. Вы захотите его понять и сделаете все, чтобы он понял вас.
  7. В спорах задействуйте сравнения, если уверены, что сможем отстоять свою точку зрения. Этот прием так же придаст беседе насыщенность.
  8. Обратите внимание на главное «орудие нападения» вашего собеседника. Отзеркальте его поведение или фразеологию и используйте против него самого.
  9. Чтобы быть убедительным, используйте цифровые примеры, статистические данные, опирайтесь на общеизвестные факты и авторитетные источники.
  10. Во все времена самым сильным приемом как зарождения симпатии, так и выхода из конфликта было и остается чувство юмора.  Прокомментировав шуткой заявление или выпад собеседника, сделайте разговор приятным и эмоционально ярким, и вас не забудут.

Итого

Осознавая и меняя привычные реакции, мы учимся смотреть на ситуацию под другим углом, даем себе свободу выбора ответного действия. Отточенные практикой и доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут желаемые результаты успешного общения. Совершенствуйте свои коммуникативные навыки и помните, общение — это инструмент достижения целей. Владеющий словом владеет ситуацией!

arefyeva.pro

Тестовая карта коммуникативной деятельности

Подсчет результатов

1.Общая оценка невербального репертуара че ловека с точки зрения его разнообразия, гармонич ности, дифференцированности — вопросы 1, 5, 8, 12, 15, 17.

Количественная оценка данного параметра мо жет варьировать от +9 до –9 баллов.

2.Чувствительность, сензитивность человека к не вербальному поведению другого (эксперта наблю дателя), способность к адекватной идентификации — вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20.

Количественная оценка варьирует от 28 до 7 баллов.

3.Способность к управлению своим невербаль

ным репертуаром адекватно цели и ситуации обще

ния — вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19. Количественная оценка варьирует от 23 до

2 баллов.

Уровень развития каждой из описанных спо собностей вычисляется как сумма баллов за отве ты на соответствующие вопросы (за ответы на во просы 5, 8, 12, 19 полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из 3 параметров). Для каждого испытуемого получают оценки трех экс пертов, включая его самого. По каждому оценива емому параметру находится среднее арифметиче ское значение 3 экспертных оценок. Эти оценки рассматриваются как показатели уровня развития каждой из 3 выше описанных способностей субъекта к невербальной коммуникации. На осно ве суммарных оценок по 3 анализируемым парамет рам определяется общий показатель уровня разви тия перцептивно коммуникативных возможностей человека. Этот показатель может варьировать от 0 до 60 баллов. Далее проводится качественный ана лиз структуры невербальной коммуникации тес тируемого.

Методика

Инструкция: постарайтесь по приведенным ниже вопросам выразить свое мнение о некото рых особенностях поведения человека в общении с вами. На каждый из вопросов предлагается 4 ва рианта ответов. Вам нужно выбрать тот из них,

который, на ваш взгляд, наиболее точно характе

ризует данного человека. Обведите в бланке отве тов ту букву, которая соответствует выбранному вами ответу.

Вопросы

1.Считаете ли вы, что он (она) умеет хорошо до полнять содержание своих слов неречевыми средст вами (мимикой, жестами, позой и т. д.)?

2.Понимает ли он (она) ваши эмоции по выраже нию вашего лица?

3.Может ли он (она) найти подходящие интона ции голоса для выражения своих чувств и отноше ний к другим людям?

4.Считаете ли вы, что он (она) умеет правильно понимать значение ваших взглядов (проявление

симпатии, интереса, привлечение внимания, про явление волнения и др.)?

5.Считаете ли вы что у него (нее) бывают лиш ние жесты и движения, когда он (она) старается выразить свои мысли и чувства?

6.Умеет ли он (она) сдерживать проявление своих отрицательных эмоций и отношений?

7.Как вы считаете, реагирует ли он (она) на изме нения вашего голоса (на проявление иронии, вол нения и т. п.)?

8.Бывает ли, что его (ее) неречевое поведение не соответствует тому, о чем он (она) говорит?

9.Умеет ли он (она), по вашему мнению, выра жением глаз и взглядом проявить внимание к дру гим людям, приветливость, заинтересованность?

10.Как вы считаете, может ли он (она) управлять своей мимикой во время конфликтной ситуации?

11.Отличается ли его (ее) мимика выразитель ностью, разнообразием, гармонией?

12.Есть ли у него (нее) позы или движения, не

привлекательные с вашей точки зрения?

13.Использует ли он (она) мягкие, доверитель ные интонации, чтобы снять у других напряже ние, вызвать на откровенность, расположить

ксебе?

14.Умеет ли он (она) по изменению вашей поход ки, позы определить ваше самочувствие, настрое ние, состояние?

15.Может ли он (она) передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций, используя различные нерече вые средства поведения?

studfiles.net

Тест оценки коммуникативных умений собеседника[5]

Тест оценки коммуникативных умений собеседника[5]

Инструкция

Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или случайный собеседник.

Текст опросника

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться. У меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник никогда не смотрит мне в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

4. Собеседник никогда не улыбается.

5. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.

6. Собеседник старается опровергнуть меня.

7. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.

8. На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.

9. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

10. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

12. Собеседник делает выводы за меня.

13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая.

16. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что думает так же.

17. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

18. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим не согласны?»

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается процент ситуаций, вызывающих у испытуемого досаду или раздражение:

70-100 % — плохой собеседник, он не умеет слушать;

40-70 % — собеседнику присущи некоторые недостатки, он критически относится к вашим высказываниям, делает поспешные выводы, пытается монополизировать разговор;

10-40 % — у вас хороший собеседник, но иногда он не проявляет полного внимания;

0-10 % — у вас отличный собеседник, умеющий слушать.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Оценка уровня коммуникативных навыков. Теория коммуникации.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.

Коммуникативные навыки и умение правильного  их применения является одним из главных качеств будущего врача. Умение подойти к больному – ценнейшее дарование врача. Ведь врач – это коммуникатор ведущий беседу с пациентом (коммуникантом). Доверие больного к врачу, вера в его опыт и душевные качества создают особую атмосферу  во взаимоотношениях «врач – больной», которая сама по себе оказывает лечебный эффект.

Будущим врачам необходимо помнить, что каждое их неосторожное слово может психически тяжело травмировать и без того страдающего человека.  Поэтому, чтобы стать истинным врачом, необходимо постоянно совершенствовать не только свои знания, но и коммуникативные качества. Это обосновывает необходимость изучения дисциплины «Коммуникативные навыки» уже на 1 курсе.

ЦЕЛЬ: изучить уровень коммуникативных навыков среди студентов первого курса Карагандинской государственной медицинской академии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: Проведено анкетирование 100 студентов первого курса, обучающихся по специальности «Общая медицина». В анкету включены вопросы, позволяющие определить уровень коммуникативных навыков. Результаты анкетирования оценивались по классификатору тестов.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Анализируя данные анкетирования можно отметить, что большинство  студентов (37%) набрали от 14 до 18 баллов, что отражает нормальный уровень коммуникабельности. Согласно классификатора тестов, студенты этой группы любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с незнакомыми людьми. В то же время они не любят шумные, экстравагантные выходки, а многословие вызывает у них раздражение (Рис. 1).

 

 Вторую ранговую позицию занимают студенты, набравшие от 19 до 24 баллов и составляют 31% опрошенных. Они в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают, все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказывания порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Но эти недостатки исправимы.

24%  студентов имеют от 9 до 13 баллов и  являются весьма общительными (порой, быть может, даже сверх меры). Они любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.

Следовательно, студенты указанных групп обладают  приемлемым для нормального общения уровнем коммуникативных навыков.

Единицы студентов имеют крайние параметры оценки уровня коммуникативных навыков: 3%  студентов набрали от 4 до 8 баллов и 5% –  от 25 до 29 баллов.

Студентов, набравших от 4 до 8 баллов следует отнести к категории  людей – «рубаха-парень». Общительность бьет из них ключом и они всегда в курсе всех дел. Любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них мигрень или даже хандру. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеет о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке, так же берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести го о конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к ним  с некоторой опаской и сомнениями.

Студентов, набравших от 25 до 29 баллов являются абсолютно замкнутыми, неразговорчивыми, предпочитающие одиночество, поэтому у них мало друзей. Новая работа н необходимость новых контактов, если не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия. Они знают эту особенность своего характера и бывают  недовольны собой. Но не  надо ограничиваться только таким недовольством, т.к. в их власти преломить эти особенности характера. В этой связи студенты этих групп имеют неудовлетворительный уровень коммуникативных навыков и им необходимо работать над собой для того, чтобы соответствовать  тому уровню коммуникабельности, который должен обладать врач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Большинство студентов первого курса имеют  нормальный уровень коммуникативных навыков.
  2. Часть студентов (8%) не готовы к общению с пациентами
  3. Проведение анкетирования позволило оценить уровень коммуникативных навыков у студентов и степень подготовленности их к работе с пациентами. 

Фамилия автора: Фель М.

articlekz.com