Педагогический класс в школе – Новый педагогический класс в московской школе, ГБОУ Школа № 2099, Москва
Создание педклассов как ранняя педагогическая проба
Создание педклассов как ранняя педагогическая проба
О целях создания педагогических классов в Свердловской области, их перспективах и возможностях говорили на прошедшей пресс-конференции.
В соответствии с поручением губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева разработана стратегия развития области до 2030 года. Ключевым направлением стратегии развития является образование. А именно подготовка кадров для экономики Свердловской области в рамках уральской инженерной школы, качество образования и педагогические кадры.
– Министерством общего и профессионального образования Свердловской области разрабатываются мероприятия, которые обеспечат поддержку педагогических кадров. Только в системе общего образования Свердловской области работает более тридцати трех тысяч педагогических работников. – Сообщил на пресс-конференции в ТАСС исполняющий обязанности министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов.
Исполняющий обязанности министра отметил, что вместе с Уральским государственным педагогическим университетом на базе муниципальных образований в школах, формируются педагогические классы. Педклассы будут поддержаны профессорско-преподавательским составом УрГПУ.
– Результаты нашей работы, безусловно, должны быть ориентированы на то, чтобы мы могли обеспечить систему образования необходимым количеством специалистов высокого уровня подготовки. Свердловская область совместно с Уральским государственным педагогическим университетом вошли в количество субъектов, где будет апробация данного направления. Основываясь на опыте нашей работы, мы предъявим результаты нашей совместной деятельности для всего педагогического сообщества Российской федерации, – подчеркнул Юрий Биктуганов.
Первый проректор – проректор по учебной работе Светлана Минюрова сообщила, что сейчас внимание направлено на очень важный проект, который в целом можно назвать «жизненный цикл профессии педагог». Светлана Алигарьевна пояснила, что это подразумевает сопровождение человека, восходящего к профессии педагог, от самых первых ступеней ранней профессионализации (это проект «педагогические классы») к тому, чтобы прожить богатую профессиональную жизнь.
– Разработано несколько моделей педагогических классов. Педкласс может быть создан на базе отдельной образовательной организации, на базе педагогического колледжа, потому что здесь мы действуем в едином педагогическом кластере; возможно создание педагогического класса на базе Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ). – Подчеркнула первый проректор – проректор по учебной работе УрГПУ.
Известно, что педагогические классы будут созданы на базе десятых и одиннадцатых классов. Учебный план уже разработан и состоит из двух модулей: универсального и вариативного.В стратегии развития области четко обозначены те индикаторы, которые отличают современного педагога. Кураторам проекта Уральского государственного педагогического университета важно, чтобы педагог был культурным человеком, который владеет базовыми навыками, максимально значимыми и естественными для современной жизни.
– Это все, что связано с информационно-коммуникационными технологиями, иностранным языком, организацией проектной деятельности в самых разных сферах, волонтерской деятельностью, потому что педагог – это носитель гражданской идентичности. – Рассказала Светлана Минюрова. – Мы формируем не учителя вообще. Мы хотим, чтобы педагог был носителем знаний, накопленных в культуре.По мнению первого проректора – проректора по учебной работе основная задача в том, чтобы формировать педагогическую личность нового типа.
– Кто такой педагог сегодня, тем более в небольшом населенном пункте? Это носитель культуры, это тот человек, который формирует вокруг себя сообщество людей, стремящихся менять себя, менять жизнь и передавать этот опыт последующим поколениям. Именно такого педагога мы и хотим создать уже на первой ступеньке профессиональной пробы в педагогических классах. Мы рассматриваем это как погружение в профессию, раннюю педагогическую пробу.
О том, как строилась работа педагогических классов четверть века назад рассказала выпускница педагогического класса школы г. Верхняя Пышма, начальник управления социальной работы Елена Дружинина. Елена Николаевна показала коллегам аттестат выпускницы педагогического класса, где дополнительно к общим дисциплинам значатся «общая психология», «методика воспитательной работы», «ораторское мастерство», «культура речи».
– В класс отбирали желающих. Мы не приходили уже профессионально ориентированными. Именно обучение в педклассе повлияло на профориентацию в будущем. – Сообщила Елена Дружинина. – Все выпускники нашего педкласса были приняты в школу на работу как воспитатели группы продленного дня. И в течение двух лет у каждого из нас было постоянное и ежедневное погружение в работу с детьми. Благодаря этому к концу одиннадцатого класса каждый из нас понимал, может ли он быть педагогом. Из шестнадцати человек девять поступили в педагогический университет. Прошло двадцать шесть лет и до сих пор все работают в области образования.
На сегодняшний день инициативу создания педагогических классов поддержали десять муниципалитетов Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Березовского, Асбеста, поселка Буланаш и Красноуральска.
Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Афанасьева
Фото: РИЦ «ТАСС-Урал»,
Александра Карпушева
Видео: ТАСС
На главную
www.ural-patrius.ru
Профильный педагогический класс
19 июня 2018 года в учреждении образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» состоялось очередное заседание Координационного совета по вопросам непрерывного образования. Участники координационного совета во главе с А.И.Жуком, ректором Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка, доктором педагогических наук, профессором, председателем Координационного совета, посетили наше учреждение образования с целью ознакомления с деятельностью, связанной с функционированием школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера педагогического образования.
Директор школы А.И. Корзун познакомил членов Координационного совета с результатами деятельности школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера педагогического образования по следующим направлениям: экспериментально-инновационное, научно-методическое, научно-исследовательское и информационно-аналитическое. Остановился на вопросах организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, функционирования классов профессиональной направленности.
Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание, которое кажется нам ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек, слабый и беззащитный, ребенок несёт своему учителю с безграничной доверчивостью. Задача каждого педагога – заметить детские желания и стать живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний.
26 апреля 2018 года на базе учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» в рамках Декады студенческой науки состоялся очный этап форсайт-форума «Будущие педагоги – о технологиях подготовки успешного педагога». Учащиеся педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования представляли свое видение наиболее эффективных технологий подготовки педагога для школы будущего.
14 декабря на базе ГУО «Средняя школа №8 г. Могилева» состоялся областной семинар «Профильные классы педагогической направленности: результаты и перспективы развития» для педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»
14 декабря на базе ГУО «Средняя школа №8 г. Могилева» состоялся областной семинар «Профильные классы педагогической направленности: результаты и перспективы развития» для педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». Данный семинар был организован в рамках курсов повышения квалификации педагогов (УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»), которые преподают факультативный курс «Введение в педагогическую профессию».
С докладами выступили классный руководитель 10 педагогического класса Ничай В.А. рассказала о системе работы классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся педагогического класса. Педагог-психолог Балутенко С.В. поделилась опытом психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Учащиеся 10 и 11 профильных педагогических классов в рамках проекта «Равный обучает равного» провели 2 тренинговых занятия для участников семинара.
school8.mogilev.by
УОАГО – Педагогический класс
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА»
Сегодня, во время дефицита педагогических кадров, вспомнили истину – педагогами не только становятся, но и рождаются, а потому надо выявлять способных к учительской профессии еще на этапе обучения детей в школе.
Новый проект реализуется по инициативе и при поддержке Министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрия Ивановича Биктуганова. в рамках областной программы социального развития «Педагогические кадры ХХI века».
Данный проект направлен на создание системы непрерывного педагогического образования, важным звеном которого является профильные классы педагогической направленности, на развитие коммуникативных и лидерских качеств у школьников, формирование у них современного научного мировоззрения, формировании готовности к педагогической деятельности и иной деятельности в рамках профессий типа «человек-человек».
Профессиональный стандарт российской системы образования предъявляет новые требования к деятельности педагога. Современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен, должен уметь находить подход к каждому ребёнку, уважать его личность и правильно оценивать его способности. Формирование такого педагога с глубокой внутренней мотивацией требует времени и инновационных подходов к его подготовке. Идея создания педагогического класса позволяет «вырастить педагога из школьной среды», обладающего навыками предпрофессиональной деятельности.
Представляем образовательный проект «Педагогический класс – это для вас», основной целью которого является – ориентация школьников на педагогические профессии через предоставление им возможности профессиональных проб, способствующих формированию у учащихся осознания себя в профессии педагога.
Основные задачи проекта: объединение ресурсов для профориентации и мотивирования выпускников школ к получению педагогических профессий; создание педагогического класса, как пространства для осуществления будущими абитуриентами профессиональных проб, самореализации и приобщения их к педагогической среде.
Миссия проекта заключается в том, чтобы ориентировать школьников на педагогические профессии, создавая благоприятные условия для общения, самовыражения, самореализации, самосовершенствования, приобщения к педагогической культуре. У учащихся уже в школе формируется представление, что это за профессия и какие требования предъявляются к современному педагогу обществом.
Проект «Педагогический класс – это для вас», реализуется в рамках дополнительного образования. Возможности системы дополнительного образования обогащают программу подготовки будущих педагогов, расширяют спектр деятельности по разным направлениям, позволяют осуществлять практикоориентированный подход с непосредственным участием в подготовке и проведении мероприятий для детей разного возраста и разных образовательных потребностей. Обучающиеся педагогического класса так же активно включаются в волонтерское движение, общественную деятельность, активно участвуют в детском самоуправлении, являются активными участниками мероприятий различного уровня.
Программа включает в себя:
- освоение курса «Введение в профессиональную деятельность педагога» Содержание программы структурировано по модулям:
— Модуль 1. «Введение в педагогику»
— Модуль 2. «Социокультурные проекты»
— Модуль 3.«Информационная культура педагога»
– Модуль «Лингвокультурные коммуникации»
– Модуль «Я –лидер: стратегия успеха»
Данные модули включают в себя:
- прохождение педагогических проб: посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере, волонтёрская деятельность и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
- создание портфолио «Я – педагог» . Портфолио включает личные достижения учащегося, результаты учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты. В конце XI класса предусмотрена презентация и защита портфолио.
- нестандартные формы занятий – тренинги, кейс-технологии, деловые игры, дебаты, образовательные квесты, творческие задания, проекты и др.
Программа развития лидерских качеств, обучающихся «Я – лидер: стратегии успеха» разработана для обучающихся 10-х и 11-х классов. Этот период отличается активным формированием личности, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с этим данную программу мы направили на то, чтобы каждый старшеклассник имел возможность проявить себя в качестве лидера, сформировать и развить необходимые для этого компетенции.
Программа по дисциплине «Лингвокультурные коммуникации» имеет цель – дать обучающимся представление о законах функционирования иностранного языка в целом и его отдельных (специализированных) сфер, выработать осознанное употребление языковых единиц в контексте межкультурной коммуникации.
Предполагаемые результаты обучения по программе:
- Осознанное поступление в педагогический СУЗ или ВУЗ
- Сертификат
- Целевое направление
asb-okr.ru
Рабочая программа по теме: педкласс
Программа детского объединения «Педагогический класс»
Пояснительная записка.
Программа «Путь к успеху» вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий, имеющихся в образовательном учреждении, контингента учащихся, их понимания проблемы профессионального самоопределения и отношения к ней.
Актуальность данной программы связана с запросами современного общества по повышению профильного обучения среди учащихся старших классов и отсутствием в современной школе предмета, на котором учащийся мог бы получить знания о самом себе: о том, какой он, каким его видят окружающие, как он развивается, каков его творческий потенциал и расширить свои представления о педагогическом труде.
Данный курс дает старшеклассникам базовую психолого-педагогическую подготовку, формирует основу для сознательного управления своим развитием, помогает усвоить практические приемы и способы самокоррекции и самосовершенствования. В отличие от традиционных методов обучения занятия в педклассе направлены, прежде всего, на развитие личности, коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.
Авторская программа проявляется в качественно ином предмете изучения и создании новых условий общения. Материал необязательно заучивать, так как в процессе занятия происходит непроизвольное запоминание. Этому способствует коллективное взаимодействие (такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных).
Цель программы помочь школьникам увидеть перспективы и средства развития своих возможностей для использования новых знаний о себе в реальной жизни, учебе и профессиональном самоопределении.
Задачи курса:
1. Дидактические – расширение кругозора, развитие познавательной активности (деятельности), определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, формирование основ психологических знаний.
2.Воспитывающие – создание основы для всестороннего гармоничного развития личности, воспитание самостоятельности, воли, культуры сотрудничества, общительности, коммуникативности, толерантности.
3.Развивающие – развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей, эмпатии.
4.Социализирующие – сознательное самоопределение, обучение общению, саморегуляции, стрессовому контролю, приобщение к нормам и ценностям общества, своевременное формирование положительной мотивации к выбору будущей педагогической профессии.
Отличительная особенность данной Программы – она не включена в учебный компонент школы, как другие программы и не действует как подготовительный класс педагогических ВУЗов в период профильной подготовки старшеклассников. Объединение Педагогический класс действует на базе Центра детского творчества 17 лет. Объединяет учащихся всех школ города и района, интересующихся психологией и педагогикой.
Программа педкласса рассчитана на занятия с учащимися старших (9-11) классов, желающих поступать в педагогические училища и ВУЗы.
В программе содержательно раскрываются следующие блоки: вопросы общей психологии, возрастной психологии, психологии общения, психологии межличностных отношений, блок по самопознанию учащихся, блок творческих и коррекционных занятий, педагогика, творческая мастерская.
Каждый из блоков имеет определенную цель и организационную форму, что позволяет включать элемент новизны на каждом занятии, поддерживать интерес у старшеклассников и снимать эффект эмоционального пресыщения от использования только одной организационной формы в процессе обучения.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
– Разминка
– Основное содержание занятия
– Ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем
– Рефлексия
Занятия целесообразно организовывать в группах по 8-15 человек.
Программа рассчитана на 2 года обучения (216 часов).
Основные методы и подходы, используемые на занятиях: лекционно-практический метод передачи знаний, метод творческого самовыражения (в рисунках, в письменных работах, в движении),
коммуникативный, объяснительно – иллюстративный, игровой, развивающий, метод исследования личности (психодиагностические процедуры), метод социально-психологического тренинга, проективного рисования. Разнообразие методов позволяет прочно усваивать излагаемый материал, развивает творческие особенности и способности учащихся педкласса.
Организационные формы работы тоже разнообразны: это групповые занятия социально-психологического тренинга, уроки-практикумы, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогическая диагностика, участие в массовых мероприятиях (общешкольных, городских, районных).
Результат освоения программы
По окончании курса учащиеся должны достичь уровня готовности к осознанному выбору профессии, получению соответствующего профессионального образования, овладеть знаниями, умениями и навыками:
– ориентироваться в выбранной профессиональной области;
-соотносить профессиональные намерения и собственные возможности;
– знать основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, достаточные для профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере, анализировать психолого-педагогические ситуации, выделять проблему и находить стратегии ее решения;
– владеть техниками продуктивного общения, высказывать и аргументировать свою точку зрения, выступать перед группой, строить взаимодействие с людьми разного возраста;
– обладать практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности учащихся в стенах школы и вне ее (уметь организовывать игровой досуг младших школьников и сверстников, планировать свою деятельность).
Наиболее существенным результатом работы педкласса является понимание учащимися собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию, формирование положительной Я-концепции старшеклассников.
Формы подведения итогов реализации Программы
1.Учебно-исследовательские конференции.
2. Участие в областных и районных тематических конкурсах.
3. Внеклассные мероприятия и открытые занятия
4. Статистика поступивших в СУЗы и ВУЗы по заявленному профилю.
nsportal.ru
Особенности работы педагогических классов в Костромской области
Особенности работы педагогических классов в Костромской области Тимонина Л.И. Обучение в педагогических классах в Костромской области имеет давние традиции. За прошедшее время накоплен богатый опыт работы со старшеклассниками, ориентированными на выбор профессии учителя. В связи с изменениями, происходящими в стране, происходили существенные изменения с одной стороны в запросах на допрофессиональное педагогическое образование, с другой в целях, организационных формах, методах работы. Если первоначально допрофессиональное образование приближалось по содержанию к начальному профессиональному, то постепенно шел процесс перехода на пропедевтику педагогического образования и основной упор делался на ориентирование в мире профессий, самоопределение, формирование мотивов выбора профессии. В условиях предпрофильного и профильного обучения ориентация на профессию учителя перестала быть целенаправленной, превращаясь в дополнительное к основному профилю направление подготовки. В результате появились гуманитарные, естественно-научные, технологические классы, являющиеся еще и педагогическими. Но педагогические классы не утратили своей сущности и реализуют деятельность, ориентированную на подготовку будущих учителей уже в условиях снижения времени на изучение специальных элективных курсов или в некоторых случаях переходя в разряд дополнительного образования за рамками школы. Особенностью деятельности педагогических классов в Костромской области является их единство в целях, содержании, методах обучения и воспитания и вариативность с точки зрения построения учебных курсов, программ деятельности. Целями допрофессионального обучения и воспитания школьников являются формирование у старшеклассников представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии. Для решения стоящих перед педагогическим классом задач учебный план включает в себя уроки основ педагогики, психологии, педагогический практикум и организацию педагогических проб. Деятельность педклассов на разных этапах была связана с тем, что вводились интегрированные курсы педагогики и психологии, разрабатывались и проводились различные спецкурсы в зависимости от потребностей школы, региона, запросов учеников («Школа самопознания», «Коллектив и личность», «Великие педагогические открытия», «Педагогическое общение», «Моя профессиональная карьера»), много внимания уделялось методике воспитательной работы, что позволяло готовить учащихся к практике. В результате на уроках, практикумах, во время педагогических проб и летней педагогической практики старшеклассники познают себя, свои возможности и ограничения, познают профессию, соотносят требования профессии и индивидуальных целей, ценностей особенностей; идет процесс активного самоопределения личности. Хотя основной формой обучения учащихся в педагогическом классе являются уроки, они в большинстве своем нестандартные, практикоориентированные, то есть направленные не столько на формирование знаний, сколько на развитие личности каждого школьника и становление социальных и начальных профессиональных умений. Уроки педагогики и психологии строятся с опорой на личный опыт школьников. В процессе обучения используются такие технологии как проблемное обучение, мастер-классы, педагогические мастерские, метод проектов, частично-поисковые, исследовательские методы. Попадая в педкласс, ученики начинают взаимодействовать с педагогами, которые отличаются от большинства учителей школы. Эти учителя в работе в первую очередь ориентируются на отношения, которые по сути своей являются помогающими. Отвечая на вопрос: что для вас главное в работе 50% учителей, работающих в педагогических классах, ответили, что отношения, которые строятся на основе сотрудничества, понимания, доверия; 19% ориентируются на школьника и его развитие, 13% – на результат обучения, то есть на достижение образовательных целей. Для сравнения, отвечая на этот же вопрос, учителя одной из костромских школ дали следующие ответы: 50% – затруднились определить, что для них является главным; 33% – ориентируются на организацию учебного и воспитательного процесса и результат, то есть достижение образовательной цели; 8,5% – ориентированы на самореализацию и 8,5% – на создание дружеской, спокойной атмосферы обучения, создание условий для формирования у школьников заинтересованности в учении. Давая определение понятию учитель, преподаватели педагогических классов пишут, что это «старший друг», «наставник», «ведущий за собой», «профессионал компетентный в вопросах преподавания и общения», «поддержка и опора своим ученикам», «человек, способствующий развитию личности», «человек, который помогает учиться, поддерживает ученика». Проводя первые уроки, преподаватели презентуют гуманистические педагогические нормы и ценности. Ребята сразу включаются в интенсивное, эмоционально окрашенное, разнообразное по содержанию и формам социально и профессионально направленное взаимодействие, в котором демонстрируются образцы для подражания. То есть учителя задают ситуации, которые являются основой для дальнейшего закрепления подобного поведения и могут использоваться школьниками в период профессиональных проб и педагогической практики. Большое значение в процессе обучения в педагогическом классе имеет практическая деятельность школьников: профессиональные пробы и педагогическая практика. Педагогические пробы носят трехуровневый характер. Пробы первого уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, используемых в воспитательной работе с младшими школьниками. Учащиеся должны знать игры, научиться их грамотно проводить, уметь организовать игру в своем классе. Проведение игр позволяет школьникам подготовиться к проведению более сложных воспитательных мероприятий, таких как малая форма работы, игровая программа, праздник, конкурс и т.д. Первые пробы проводятся как проигрывание ситуаций в своем классе. Положительной стороной этого вида проб является то, что ребята готовы быть не только организаторами какого-то дела, но и его участниками. Зная трудности, которые возникают у тех, кто организует мероприятие, они стараются помочь, поддержать одноклассников. У ребят происходит изменение в отношении к «педагогу», изменяется и позиция ученика. Это является важным шагом в процессе осознания деятельности учителя. Наблюдения показывают, что большинство учеников педкласса успешно справляются с пробами данного уровня, хотя уже на этом этапе можно увидеть ребят, которые испытывают трудности. Причины трудностей могут быть различны: отсутствие достаточной мотивации и как следствие низкая подготовленность к пробам, низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, недостаточность индивидуального опыта участия во внешкольной деятельности в качестве ученика, низкий уровень знаний, умений и навыков и т.д. Задача преподавателя педагогического класса помочь определить причины неудач и способы преодоления трудностей, то есть наметить индивидуальную программу деятельности в рамках допрофессионального обучения. Большое значение в этой ситуации имеет отношение преподавателя к школьнику. Ученик должен чувствовать, что он интересен, что за него переживают, что его не просто оценивают, а стараются ему помочь достичь положительного результата. Ученику важно чувствовать, что в него верят, ему доверяют. Пробы второго уровня носят исполнительско-творческий характер и представляют собой практическую деятельность, связанную с проведением воспитательных мероприятий сначала в начальной школе, а затем и в других классах. Если первые дела проходят под непосредственным руководством взрослых, а ученики педкласса являются исполнителями или организаторами отдельных составляющих дела (например, одной станции на маршрутной игре), то постепенно они переходят к самостоятельной деятельности: подготовка и проведение урока, общешкольного дела. Такая деятельность проходит в условиях, когда взрослый становится в большей степени наставником, куратором, оказывая необходимую помощь в том, чтобы ученик сам выполнил дело. Самым важным является этап подготовки, где ребята продумывают свои педагогические действия, отрабатывают алгоритмы деятельности, решают организаторские и коммуникативные задачи, определяют свою роль, место в деятельности. Анализ и рефлексия являются сущностным этапом осознания происходящего и определения своей роли, своего отношения к педагогической деятельности, к выбору будущей профессии. В результате проб первого и второго уровня выделяется несколько групп учащихся: наиболее успешные с высокой профессиональной мотивацией, успешные, но с низким уровнем мотивов выбора педагогической профессии, не очень успешные, но с высокой профессиональной мотивацией и учащиеся, которые осознают, что их выбор педагогического класса не является оптимальным профессиональным выбором. Дальнейшая работа строится уже с учетом этих групп учеников. Учащиеся первой группы готовы продвигаться дальше, а для тех, кто оказался в других группах необходимо повторение проб первого и второго уровня, а также рефлексия полученных результатов. Если ученик твердо решил не связывать свое будущее с педагогической профессией, как правило, он ориентируется на профессии в сфере «человек-человек» и работа с ним идет в этом направлении. Пробы третьего уровня требуют умений целеполагания, планирования своей деятельности, отбора содержания и форм, анализа своих действий. К пробам данного уровня можно отнести работу в качестве помощников воспитателей, вожатых в пришкольных лагерях, осуществление самостоятельных проектов, связанных с организацией воспитания младших школьников, общешкольных дел, проведение дня самоуправления, дня дублера в школе, проведение уроков в младших классах. Каждый ученик педагогического класса пробует себя в такой самостоятельной профессиональной деятельности. Самым значимым событием в деятельности учеников педагогических классов является летняя практика. Накоплен большой опыт работы учащихся в пришкольных лагерях. Именно эта деятельность оказывает на профессиональное становление наибольшее влияние. «Когда я увидела первый раз всех этих детей, мне стало плохо, я схватилась за голову и растерянно на них смотрела. В этот момент мне хотелось просто сбежать. Но когда я познакомилась с ними, они стали мне близкими. Я старалась сделать так, чтобы они с радостью ходили в лагерь»; «Практика для меня – это огромный опыт в отношениях с детьми, опыт в организаторской деятельности, опыт как воспитателя. Для меня стало открытием, что я могу так легко общаться с детьми, и то, что дети доверяют мне»; «Мне удалось подружиться с ребятами, я старалась понять их и поддержать во всем»; «Было сложно, так как дети все разные, и к некоторым из них нужен совсем другой подход, к ним надо быть более внимательными»; «Я смогла, точнее я пыталась применить все свои знания полученные за год на практике»; «Находясь в обществе детей, я старалась не только следить за ними как сторож, но и выполнять воспитательную работу: разговаривать с ними о жизни, играть в познавательные игры, игры на развитие различных качеств»; «Практика оказалась для меня не столько сложной работой, сколько увлекательным и веселым приключением»; «Для меня стало открытием, что работа педагога сложная!»; «Дети поразили меня своей открытостью, общительностью, умением слушать и прислушиваться, умением быть ответственными, заинтересованными, готовыми к деятельности»; «Я бы не хотела стать учителем, так как несмотря на то, что я хорошо общалась с ними иногда у меня не хватало терпения им что-то объяснять, показывать»; «Для себя я точно решила, что учителем никогда не буду. Мне не удается сохранить спокойствие в определенных вопросах и относиться ко всем детям одинаково справедливо, без предвзятости»; «Я бы никогда не подумала, что могу так привязаться к детям. По крайней мере, раньше они мне не то что не нравились, а просто бесили! Эта практика открыла во мне что-то новое, чего я раньше в себе не замечала!» Эти реплики из педагогических дневников показывают, что практика позволяет многим учащимся педагогических классов открывать себя, приобретать опыт взаимодействия, организации деятельности, а психологические исследования показывают, что у ребят развивается чувство ответственности за свои действия, так как они учатся отвечать за другого человека. Ребята понимают, что им доверили работу с детьми и стараются это доверие оправдать. В период практики они занимают позицию вожатого, помощника воспитателя, но так как они только что закончили 10 класс, они могут быть ближе к детям, и еще немного сами оставаться детьми. Ребята выполняют роль педагога, и как они пишут в дневниках, у них происходит процесс осознания себя, профессии и соотнесения своих возможностей и способностей с требованиями, которые предъявляет профессия. Двойная позиция ученик-педагог позволяет ребятам выбирать способы деятельности наиболее гуманистичные, близкие к интересам и потребностям воспитанников, работать индивидуально, помогая детям решать их проблемы. Недостаточность опыта, знаний и умений педагогической деятельности компенсируется за счет ученического опыта и поддержки учителей. Каждый учащийся педагогического класса знает, что рядом с ним есть взрослый, который в сложной ситуации придет на помощь. Летняя педагогическая практика, являясь важным шагом, еще не подводит итог подготовке учеников педагогического класса. Ученики педкласса пробуют себя и в роли учителя. Проведению уроков предшествует наблюдение за деятельностью учителей, приемами их работы. Подготовка урока проходит при поддержке учителя того класса, в который идут ребята. Позиция учителя – наставника, его отношение к школьникам имеет существенное значение при выборе способов деятельности будущего педагога. Важно за счет детальной подготовки создать у ребят ситуацию успеха, показать им положительные стороны деятельности учителя и трудности профессии. Обязательным элементом на этом этапе является организация педагогического анализа и рефлексии. Ученики должны понимать смогли ли они достичь поставленных целей, каким образом и уметь посмотреть на свою деятельность со стороны. После проведенных уроков ребята пишут свои впечатления и уже затем, стараются проанализировать ситуацию. «После проведенных уроков мои эмоции меня просто переполняли, и поэтому когда я пришла домой, меня никто не мог успокоить»; «Это очень интересно попробовать себя в роли учителя, воспитателя. У меня возникло чувство удовлетворения тем, что я смогла передать частицу нужных знаний ребятам»; «Мы проводили уроки вдвоем. Сначала нам было страшно, мы нервничали, вдруг кто-нибудь что-нибудь забудет, что-то не скажет и вообще дети не будут нас слушаться»; «Хотя дети, с которыми я проводила урок, были только первоклассниками, с их стороны я чувствовала поддержку. Когда у меня что-то шло не так, они говорили: «Наша учительница говорит так …» или «Нас учили так …» Мне было с ними интересно и не хотелось уходить»; «Мне было интересно наблюдать за детьми, как они пишут, стараются, слушают тебя. Я достигла поставленной цели. Но все же было не так-то просто, как кажется с первого взгляда. Теперь я понимаю, как устают учителя, и как им сложно, особенно если дети не слушаются. Так что учителя необходимо уважать, даже если он тебе не очень нравится». Важно чтобы ученики педкласса не только написали, но и проговорили итоги своих проб. Это позволяет им соотнести свои действия с другими, увидеть разные варианты поведения в педагогических ситуациях, разные способы решения педагогических задач. Одиннадцатый класс ориентирован на выбор профессионального учебного заведения, направления дальнейшего обучения и подготовку к поступлению в вуз. С точки зрения допрофессиональной подготовки происходит дальнейшее продвижение учеников в осознании выбора, соотношении своих возможностей с реальной ситуацией. На этом этапе важно организовать индивидуальные консультации для ребят и дать им возможности для самостоятельного выбора своего пути. В этот период максимально создаются ситуации выбора и поддерживается инициатива ребят по проведению различных внеурочных воспитательных дел. Кроме того, важным является социальная направленность деятельности учеников педагогического класса, так как это позволяет показать школьникам предназначение деятельности учителя, его направленность на служение государству, обществу, воспитание личности. Накоплен большой опыт работы в этом направлении. В педагогических классах реализуются различные социальные проекты, акции, ребята ведут поисковую, краеведческую, тимуровскую работу, оказывают помощь детям-инвалидам, являются активными участниками школьного самоуправления. Все это является основой для развития как личностных качеств, необходимых для учителя, так и возможностью для ребят реализовать себя, приобрести социальный опыт. Обучение в педагогическом классе является основой для профессионального самоопределения и дальнейшего профессионального образования будущих педагогов. Именно педагогический класс, имеющий социальную направленность, в котором создаются особые помогающие отношения между всеми участниками образовательного процесса, используются возможности профессиональных проб, где формируется опыт работы с детьми, особое внимание уделяется развитию рефлексии, дает возможность каждому осознать свои потенциалы, быть одновременно учениками и учителями, с этих разных позиций воспринимать себя, свои возможности и педагогическую действительность. Накопленный опыт работы педагогических классов позволяет говорить о том, что педагогические классы обладают значительным образовательным потенциалом. Потенциал – это совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь. (Ожегов с. 588) Понятие «потенциальный» характеризует возможность скрытую, не проявляющуюся. (словарь иностр.слов с.404) Потенциал представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на саму эту систему, так и во вне ее. Потенциал – это понятие, которым обозначается система сил, действие которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях. Результатом их действия являются разноплановые, разнокачественные изменения. Потенциал в ряде работ рассматривается как синоним термина ресурс. На наш взгляд следует разделять эти понятия, так как потенциал – скрытая возможность, а ресурс можно определить как источник, чего-нибудь, средство, к которому обращаются в необходимом случае (Ожегов с.700), то есть это актуализированный потенциал, осознанный человеком, и готовый к использованию. Актуализация потенциала предполагает его перевод из скрытого состояния в реальное, актуальное.(Шапарь с.14) В различных научных источниках термин «потенциал» употребляется в следующих сочетаниях: интеллектуальный, творческий, духовно-нравственный, информационный, лидерский, рефлексивный, адаптационный, субъектный, суммарный, совокупный. Сегодня в условиях изменения системы образования необходимо говорить о потенциале педагогического класса, который может быть использован для достижения целей образования. В педагогических классах накоплен опыт работы, который может использоваться как потенциал для обучения, воспитания старшеклассников в новых условиях. Потенциал педагогического класса можно рассматривать как сумму различных составляющих.
Потенциалы педагогического класса делают подобную форму обучения уникальной, ориентированной на индивидуальное развитие каждого ученика, на его личностное и профессиональное самоопределение. Реализация потенциалов связана с особой организацией учебной и внеурочной деятельности старшеклассников. Опыт, накопленный учителями педагогического класса, может быть использован для решения задач, стоящих перед школой сегодня. Поделитесь с Вашими друзьями: |
www.psihdocs.ru
Педагогический класс – Средняя школа д. Тельмы-1
Особенности работы педагогического класса.
Создание эффективных организационно-педагогических и психологических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования приобретает особую значимость.
В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой является целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору педагогических специальностей. Создание профильного класса педагогической направленности призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников нашей школы.
В 2017/2018 учебном году на основании решения Брестского районного исполнительного комитета №1219 «Об утверждении сложившейся сети государственных учреждений образования 2017/2018 учебный год», руководствуясь инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 30.05.2016 №05-20/94 «Об организации в 2016/2017 учебном году допрофильной подготовки и профильного обучения на Ш ступени общего среднего образования», в целях осуществления организованной работы по профильному обучению, предпрофильной подготовке учащихся и профориентационной работе, в ГУО «СШ д.Тельмы-1» был открыт Х профильный класс педагогической направленности для ориентации на получение педагогических специальностей.
В 2017/2018 учебном году профильное обучение представлено в учреждении двумя профильными группами: в ХI классе (модель 3) (классный руководитель Ильютчик С.В.) по русскому и английскому языкам в количестве 3 человек и профильная группа в Х классе педагогической направленности (модель 3) (классный руководитель Горный А.И.) в составе 5 человек Учащиеся данных классов имеют возможность изучать на повышенном уровне русский, английский языки, а также посещают факультативный курс «Введение в педагогическую профессию».
В 2017 году заключён договор о сотрудничестве с учреждением образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
В сентябре совместно с обучающимися был проведен круглый стол «Мой наставник», на котором была создана творческая группа учителей-наставников. С учителями-наставниками был проведен семинар-практикум. Были оговорены требования к портфолио учащегося «Я-педагог», которое
должно состоять из трех разделов «Мой портрет». «Личные достижения», «Портфолио работ».
Эффективной формой работы со старшеклассниками стали факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» как один из элементов системы непрерывной специализированной подготовки учащихся, ориентированных на продолжение образования в вузах педагогического профиля. В рамках факультативных занятий для учащихся профильного класса педагогической направленности созданы благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности.
Факультативные занятия “Введение в педагогическую профессию”, направленные на развитие у учащихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры, способствуют формированию личности, ориентированной на освоение профессионально-значимых компетенций, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию. кроме того, факультативные занятия дают возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей. а творческой группе учителей, которая и была создана для оказания методической помощи обучающимся, объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности.
Содержание факультатива в 10-м классе включает педагогический модуль “В мире педагогической профессии” и психологический модуль “Человек познающий: практическая психология познания”.
Каждая тема представлена в виде трёх блоков: содержательный блок, раскрывающий теорию вопроса; технологический блок, содержащий описание основных форм, методов и приемов организации занятий; блок, обеспечивающий постоянное осмысление личностной значимости выбора педагогической профессии. Темы актуализируют поиск старшеклассников ответов на вопросы: «Что такое педагогическая профессия?», «Каково ее место в мире других профессий?», «Как и когда возникла педагогическая профессия?», «В чем ее специфика?», «Что такое педагогическая деятельность?», «Какие требования предъявляются к учителю?», «Что должен уметь учитель?», «какими качествами должен обладать учитель?», «Могу ли я быть учителем?», «Есть ли у меня нужные профессиональные качества?» На все эти вопросы помогают отвечать учителя-наставники и учитель-методист Горная Т.П., которая и ведет факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию».
Обязательная часть факультатива—педагогические пробы (испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности). Обучающиеся были учителями-воспитателями в шестой школьный день для учеников начальных классов, которые участвовали в спортивных соревнованиях, во время проведения Дня самоуправления в школе «будущие педагоги» проводили фрагменты уроков в 3 классах.. Они по очереди выполняют некоторые функции классного руководителя: готовят классные и информационные часы, организуют дежурство в классе, готовят различные номера художественной самодеятельности для участия в общешкольных мероприятиях.
telmy.roobrest.gov.by
Проект “Педагогический класс”
МАОУ – школа №9 с 2016 года работает над реализацией
проекта “Профессиональная ориентация и адаптация обучающихся к рынку труда Наукограда, создание Педагогических классов, как шаг к решению проблем кадрового обеспечения образовательных организаций города”.
В рамках данного проекта в школе в 2016-2017 учебном году открыт профильный социально-гуманитарный класс, в котором совместно с учителями школы работают сотрудники ГСГУ г. Коломны.
Ежегодно по окончании 10 класса ученики Педагогического класса проходят педагогическую практику в качестве помощников воспитателей в школьном лагере “Солнечный город”.
В 2018 году состоялся первый выпуск педагогического класса.
В Учебном плане данного класса есть элективные курсы:
“Актуальные вопросы обществознания”
Программа элективного курса “Актуальные вопросы обществознания”
“Актуальные вопросы русского языка”
Программа элективного курса “Актуальные вопросы русского языка”
“Основы педагогики и психологии”
Программа элективного курса “Основы педагогики и психологии”
Договор с ГСГУ г. Коломны
Презентация “ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС”
17 декабря в МАОУ – школе №9 состоялась встреча учеников 9-11 классов и их родителей с представителями ГСГУ г. Коломны. Вниманию аудитории был представлен фильм об истории и работе Университета, а также презентация о правилах приема и работе факультетов.
zhuksch9.edumsko.ru