Наложение дисциплинарных взысканий

Определение дисциплинарного проступка дано в ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

В данном определении четко прослеживаются 4 элемента состава правонарушения:

  • субъект – это сам работник.
  • объект – это то, на что направлено само правонарушение. В нашем случае мы говорим о трудовых правоотношениях, которые возникают между работодателем и работником.
  • объективная сторона – противоправное поведение работника, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. Для того чтобы действие/бездействие стало противоправным, работник должен нарушить некие закрепленные в законодательстве или в локально-нормативном акте нормы. Проще говоря, то что мы требуем от своего работника должно быть закреплено и своевременно доведено до сведения работника.
  • субъективная сторона – вина самого работника. Например, в случае отсутствия работника определенное время на рабочем месте, работодатель должен выяснить уважительность причины отсутствия. Если отсутствие на было вызвано болезнью несовершеннолетнего ребенка, что подтверждается справкой от врача, журналом регистрации вызова врача на дом без оформления листка временной нетрудоспособности – это уважительная причина и вины работника тут нет (Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.02.2014 N 33-368/2014).

За совершение дисциплинарного проступка, работодатель имеет право наложить дисциплинарное взыскание. Статья 192 ТК РФ предусматривает только 3 вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. Локальными нормативными актами работодатель не может устанавливать иные виды взысканий. Дополнительные виды могут быть установлены только федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине и только для отдельных категорий работников, т.е. в таких ситуациях у нас появится специальный субъект правонарушения.

Наложение дисциплинарного взыскания не преследует цель просто наказать «провинившегося», а более глубокую – дать сотруднику возможность понять свою вину и исправиться. Именно поэтому в законодательстве увольнение в качестве взыскания, предусмотрено только за грубые нарушения трудовой дисциплины, такие как прогул, появление в состоянии опьянения и пр. За незначительные проступки увольнение возможно, но только при наличии неоднократности действий и уже наложенных ранее дисциплинарных взысканий, т.е. сотрудник осознанно шел на нарушения, понимая, что поступает неправильно.

Большая часть судебных решений, состоявшихся в пользу работника, появляется из-за нарушения процедуры наложения дисциплинарного взыскания со стороны работодателя, поэтому необходимо четкое ее соблюдение. Законодатель довольно подробно расписал действия работодателя в такой ситуации в статье 193 ТК РФ.

Первое что необходимо сделать, это зафиксировать факт нарушения. Для этого, в зависимости от ситуации, может быть составлен акт, докладная (служебная) записка, решение комиссии или иной документ, предусмотренный правилами организации.

После фиксации проступка работодатель обязан затребовать письменные объяснения от работника. Нельзя забывать, что у работника на дачу объяснений есть 2 рабочих дня. Для того чтобы работодатель мог доказать факт затребования объяснительной и предоставления необходимого срока работнику, требование желательно оформить в письменном виде с указанием даты и обязательно довести до сведения работника под подпись. Только в этом случае, мы сможем доказать без каких либо шансов на оспаривание соблюдение законодательства в этой части. Если работник отказывается подписывать такое требование (уведомление), то работодатель должен составить акт об отказе от подписи, указав, что требование было доведено до сведения работника.

Давать объяснения – это право, а не обязанность работника, и независимо от этого, работодатель имеет право налагать дисциплинарное взыскание. Если работник не предоставляет объяснения, то мы должны зафиксировать это и составить еще один акт – об отказе дачи объяснений или об отсутствии объяснительной по истечении установленного срока.

Следующее действие работодателя – это определить наличие состава правонарушения. Но, даже выявив все признаки правонарушения, для выбора необходимости и вида взыскания работодателю необходимо учитывать тяжесть совершенного поступка, обстоятельства, предшествующие/сопутствующие совершению, отношение к труду и т.д.. Об этом нам говорит Трудовой кодекс РФ в статье 192, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N2 и Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 N252-О. Судебная практика, естественно, придерживается этого же правила. Например, в апелляционной инстанции было вынесено определение согласно которому увольнение за прогул было признано неправомерным в связи с тем, что в ходе судебного заседания не были учтены степень тяжести проступка и обстоятельства, при которых он был совершен – а именно задержка работодателем заработной платы, просьба работника о предоставлении отпуска без сохранения, вторая работа сотрудника в связи с необходимостью содержать семью при задержке выплаты заработной платы (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 13.05.2015 по делу N 33-2977/2015).

Говоря о соразмерности наказания тяжести проступка, в качестве примера можно привести еще одно апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17.01.2014г. №46-АПГ13-16. Оспариванию в суде подверглось увольнение работника в связи с неоднократным неисполнением работником трудовых обязанностей. Первое дисциплинарное взыскание в виде выговора не оспаривалось. Основанием для наложения второго дисциплинарного взыскания послужил самовольный уход работника ранее окончания смены на 20 минут. Суд признал, что увольнение в данном случае применено в качестве дисциплинарного взыскания без учета степени тяжести проступка, так как сменная норма была выполнена и уход сотрудника не повлек негативных последствий для работодателя.

И последние действие работодателя – это ознакомить работника с приказом о наложении дисциплинарного взыскания. Срок для ознакомления установлен статьей 193 Трудового кодекса РФ - 3 рабочих дня. Если работник отказывается от подписи приказа или от ознакомления, то составляем соответствующий акт.

Конечно, наказание должно быть наложено в определенные сроки, и трудовое законодательство не исключение из этого правила. У работодателя на это есть месяц со дня обнаружения и 6 месяцев со дня совершения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуск и времени необходимого на учет мнения представительного органа работников. Если проступок выявлен по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки, то наложить взыскание работодатель может только в случае, если с момента его совершения не прошло 2х лет. Несоблюдение сроков влечет к признанию неправомерными решений работодателя о наложении дисциплинарных взысканий, какими бы серьезными проступки не были.

Дисциплинарное взыскание, при отсутствии новых, снимается с работника автоматически через год. Работодатель может в любое время издать приказ о снятии дисциплинарного взыскания с сотрудника и до истечении годичного срока, допустим, в качестве поощрительной меры за работу.

В заключение хочу сказать, что метод «кнута и пряника» всегда активно использовался работодателями для достижения максимальных результатов от работы коллектива. Но любая мотивация, как положительная, так и отрицательная, должна быть очень гибкой и применяться в зависимости не только от структурных подразделений, но и от индивидуальных особенностей каждого работника. Только правильное соотношение позволит организовать продуктивный рабочий процесс. Налагать или не налагать дисциплинарное взыскание, какое наказание выбрать – все это право работодателя, а не обязанность и в каждом случае все должно решаться в индивидуальном порядке. Но если руководитель считает необходимым наложение дисциплинарного взыскания, то четкое соблюдение процедуры – залог успеха работодателя в суде, так как доказывать свою правоту будет именно работодатель.

hr-portal.ru

ПРАВИЛА наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих

ПРАВИЛА
наложения дисциплинарного взыскания
на государственных служащих

      1. Настоящие Правила наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 10 статьи 44 и пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон) и определяют порядок наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих.

Раздел 1. Дисциплинарная ответственность политических
государственных служащих

1. Общие положения

      2. За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение политическим государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины и служебной этики, а равно несоблюдение установленных законами Республики Казахстан ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе (далее – дисциплинарный проступок), на политического государственного служащего налагается дисциплинарное взыскание.

2. Порядок наложения дисциплинарного взыскания

      3. Дисциплинарное взыскание на политического государственного служащего налагается вышестоящим должностным лицом (органом) или лицом, имеющим право назначения на должность и освобождения от должности служащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности (далее – уполномоченное лицо).
      4. Дисциплинарное взыскание на политических государственных служащих:
      1) назначаемых Президентом Республики Казахстан, налагается им по собственной инициативе или представлениям непосредственных руководителей этих служащих, иных уполномоченных Президентом Республики Казахстан должностных лиц или государственных органов;
      2) Администрации Президента, назначаемых Руководителем Администрации, – Руководителем Администрации по собственной инициативе или представлениям руководителей структурных подразделений Администрации Президента или должностных лиц, курирующих деятельность политических государственных служащих;
      3) Канцелярии Премьер-Министра и центральных исполнительных органов – Правительством или Премьер-Министром по собственной инициативе либо по представлениям соответственно Руководителя Канцелярии, членов Правительства;

      4) аппаратов палат Парламента – бюро этих палат по представлениям председателей палат;
      5) местных исполнительных органов – вышестоящими руководителями этих исполнительных органов;
      6) иных политических государственных служащих – руководителями государственных органов по собственной инициативе или представлениям непосредственных руководителей этих служащих.
      5. До наложения дисциплинарного взыскания может быть проведено служебное расследование.
      6. От виновного в совершении проступка должно быть истребовано письменное объяснение.
      7. Отказ виновного дать письменное объяснение не может служить препятствием для наложения дисциплинарного взыскания.
      О наложенном дисциплинарном взыскании политический государственный служащий, подвергнутый взысканию, ставится в известность службой управления персоналом (кадровой службой) соответствующего государственного органа под роспись.
      В случае невозможности ознакомить с актом о наложении дисциплинарного взыскания политического государственного служащего, подвергнутого взысканию, служба управления персоналом (кадровая служба) направляет ему копию акта письмом с уведомлением.
      Отказ политического государственного служащего в ознакомлении с актом о наложении дисциплинарного взыскания фиксируется службой управления персоналом (кадровой службой) в письменной форме.
      8. Дисциплинарное взыскание может быть объявлено политическому государственному служащему на заседании соответствующего государственного органа, его коллегии или в присутствии служащих, определяемых должностным лицом, наложившим это взыскание.
      9. По решению Президента Республики Казахстан нарушения норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, допущенные политическими государственными служащими, назначаемыми Президентом Республики Казахстан, и их заместителями, могут рассматриваться Комиссией при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией (далее – Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией).
      Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией вправе вносить рекомендации о проведении служебного расследования, а также предложения о дисциплинарной ответственности должностных лиц вплоть до увольнения с занимаемой должности.
      Нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, допущенные акимами городов, являющихся административными центрами областей, рассматриваются советами по этике уполномоченного органа по делам государственной службы в областях, городах республиканского значения, столице, которые вправе вносить рекомендации о проведении служебного расследования, а также предложения о дисциплинарной ответственности должностных лиц вплоть до их увольнения с занимаемой должности.
      Служебное расследование проводится по поручению лица, уполномоченного налагать дисциплинарное взыскания.
      10. Обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает приведение его в исполнение.
      11. Дисциплинарные взыскания налагаются путем издания следующих актов:
      1) указа или распоряжения Президента Республики Казахстан;
      2) постановления Правительства Республики Казахстан;
      3) распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан;
      4) приказов или предусмотренных законодательством иных актов руководителей центральных и местных исполнительных органов и иных уполномоченных должностных лиц.
      12. В акте о наложении дисциплинарного взыскания указываются проступок, за совершение которого налагается взыскание, вид взыскания и лицо, на которое оно налагается.
      13. Сведения и акты о дисциплинарных взысканиях подлежат учету службой управления персоналом (кадровой службой) государственного органа путем занесения в послужной список политического государственного служащего.
      Сведения о дисциплинарных взысканиях, наложенных руководителем государственного органа на политических государственных служащих, допустивших дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, подлежат обязательному представлению службой управления персоналом (кадровой службой) в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.
      14. Если в течение шести месяцев со дня наложения взыскания политический государственный служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
      Снятие дисциплинарного взыскания в виде понижения в должности с политического государственного служащего не влечет его восстановление в ранее занимаемой должности.
      15. В случае наложения на политического государственного служащего нескольких дисциплинарных взысканий он считается имеющим взыскание до истечения шестимесячного срока со дня наложения последнего по времени взыскания.
      16. Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения шестимесячного срока, если политический государственный служащий не совершил нового проступка и при этом проявил себя как добросовестный работник.
      17. Дисциплинарное взыскание, не снятое ко дню прекращения должностных обязанностей политическим государственным служащим, считается снятым со дня прекращения этих обязанностей.
      18. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания производится:
      1) наложившим его должностным лицом или вышестоящим должностным лицом;
      2) соответствующим актом, о чем служащему объявляется службой управления персоналом (кадровой службой) соответствующего государственного органа.
      19. Для досрочного снятия дисциплинарного взыскания непосредственный руководитель политического государственного служащего, на которого взыскание было наложено, направляет соответствующее ходатайство уполномоченному лицу.
      20. Досрочное снятие взыскания, если оно наложено по рекомендации Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией, производится только по согласованию с ней, если иное не решено Президентом Республики Казахстан.

Раздел 2. Дисциплинарная ответственность
административных государственных служащих

1. Общие положения

      21. Дисциплинарная ответственность административных государственных служащих корпуса «А», за исключением членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения, акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, рассматривается Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан (далее – Национальная комиссия) либо по ее поручению кадровой комиссией области, столицы, города республиканского значения (далее – Региональная кадровая комиссия).
      22. Дисциплинарная ответственность членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения, акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, за исключением нарушений норм служебной этики, в том числе допущения дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, рассматривается кадровой комиссией области, столицы, города республиканского значения.
      23. Для рассмотрения материалов служебного расследования, исследования фактов, касающихся дисциплинарного проступка административных государственных служащих корпуса «Б», и вынесения соответствующих рекомендаций, предусмотренных настоящими Правилами, в государственном органе создается дисциплинарная комиссия (далее – Комиссия).
      24. Дисциплинарную ответственность государственных служащих категорий В-1, С-1, С-2, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, рассматривает Комиссия по этике уполномоченного органа по делам государственной службы (далее – Комиссия по этике), которая вырабатывает рекомендации о привлечении к дисциплинарной ответственности.
      Положение о Комиссии по этике утверждается уполномоченным органом по делам государственной службы.
      25. Дисциплинарная ответственность членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения, акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, административных государственных служащих категорий С-О-1, С-О-2, С-R-1, С-R-2, D-1, D-2, D-О-1, D-О-2, Е-1, Е-2, Е-R-1, Е-R-2, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, рассматривается советами по этике уполномоченного органа по делам государственной службы в областях, городах республиканского значения, столице (далее – Совет по этике).
      26. В случаях, когда в рамках одного дисциплинарного производства необходимо рассмотреть проступки нескольких административных государственных служащих разных категорий, дисциплинарная ответственность рассматривается органом либо должностным лицом, имеющим право рассматривать проступок служащего, имеющего более высокий статус (категорию).
      27. Дисциплинарные проступки подразделяются на следующие виды:
      1) незначительные;
      2) значительные;
      3) грубые.
      Незначительным проступком является проступок, совершенный административным государственным служащим, не имеющим дисциплинарного взыскания, или после снятия ранее наложенного взыскания, за который налагается взыскание в виде замечания, выговора и строго выговора.
      Значительным проступком является проступок, совершенный административным государственным служащим при наличии не снятого взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за который налагается взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности. При этом, в случаях допущения дисциплинарных проступков, за совершение которых предусмотрено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности по основаниям в соответствии с законодательством о государственной службе, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности налагается независимо от наличия не снятого дисциплинарного взыскания.
      Грубым проступком является проступок, за совершение которого предусмотрены увольнение, взыскания в виде понижения в должности или предупреждения о неполном служебном соответствии по основаниям в соответствии с действующим трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, либо совершенный административным государственным служащим при наличии не снятого взыскания в виде понижения в должности или предупреждения о неполном служебном соответствии, за который налагается взыскание в виде увольнения с занимаемой должности.
      28. Сведения о дисциплинарных проступках административных государственных служащих, указанных в пунктах 21, 22, 24, 25 настоящих Правил, о которых стало известно уполномоченному лицу, подлежат перенаправлению в течение трех рабочих дней в Национальную комиссию, Комиссию по этике, Региональную кадровую комиссию или Совет по этике в соответствии с их компетенцией.

2. Основания и условия наложения дисциплинарных взысканий

      29. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания является совершение административным государственным служащим дисциплинарного проступка.
      30. За совершение дисциплинарного проступка уполномоченным лицом на административного государственного служащего могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Законом.
      31. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степени вины лица, его совершившего.
      32. При определении вида дисциплинарного взыскания учитываются в совокупности:
      1) содержание и характер проступка;
      2) обстоятельства, при которых проступок совершен (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения), вина административного государственного служащего;
      3) негативные последствия, которые повлек или мог повлечь совершенный проступок;
      4) прежнее поведение лица, его совершившего;
      5) опыт работы в соответствующей сфере деятельности;
      6) иные обстоятельства, характеризующие личность административного государственного служащего.
      33. При совершении административным государственным служащим дисциплинарного проступка с него истребуется письменное объяснение.
      34. В случае совершения административным государственным служащим незначительного дисциплинарного проступка, если в письменном объяснении он согласен с фактом совершения им данного проступка, то уполномоченное лицо имеет право наложить взыскание в виде замечания, выговора или строгого выговора без проведения служебного расследования.
      35. В случае, если административный государственный служащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, то по приказу уполномоченного лица должно быть проведено служебное расследование в соответствии с порядком, определенным настоящими Правилами.
      36. В случае отказа административным государственным служащим дать письменное объяснение работниками службы управления персоналом (кадровой службы) либо уполномоченными должностными лицами составляется соответствующий акт.
      Отказ административного государственного служащего дать письменное объяснение не может служить препятствием для проведения служебного расследования.
      37. Дисциплинарные взыскания в виде понижения в должности, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения с занимаемой должности налагаются в соответствии с рекомендациями Комиссии по результатам проведенного служебного расследования.
      38. Если дисциплинарный проступок совершен лицом, впервые принятым на административную государственную должность, с закрепленного за данным лицом наставника по факту совершения проступка истребуется письменное объяснение, которое доводится до сведения членов Комиссии на его заседании.
      39. При рассмотрении уполномоченным лицом рекомендаций и материалов Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии или Совета по этике служебные расследования не проводятся.
      Уполномоченным лицом решение о наложении взыскания принимается в течение десяти рабочих дней в соответствии с рекомендацией Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии или Совета по этике.
      О принятом решении сообщается в Национальную комиссию, Комиссию по этике, Региональную кадровую комиссию или Совет по этике в течение трех рабочих дней.
      40. Дисциплинарные взыскания при совершении проступка, совершенного совместно несколькими государственными служащими, налагаются на каждого служащего в отдельности.
      41. За совершенный дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание.
      42. Применение к административному государственному служащему дисциплинарного взыскания, если в его действиях усматриваются другие виды ответственности, не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан.

3. Порядок проведения служебного расследования

      43. Служебным расследованием является деятельность по сбору и проверке материалов и сведений о дисциплинарном проступке административного государственного служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения.
      44. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда должностному лицу, имеющему право назначения на должность и освобождения от должности административного государственного служащего, (далее – уполномоченное лицо) стало известно о совершении им проступка.
      45. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются требования, предусмотренные пунктами 5, 6, 7 статьи 44 Закона.
      46. Служебные расследования назначаются актом уполномоченного лица и проводятся службой управления персоналом (кадровой службой) в срок не более десяти рабочих дней со дня издания акта о проведении служебного расследования. При этом, к служебному расследованию привлекается непосредственный руководитель административного государственного служащего, за исключением случаев наличия конфликта интересов либо рассмотрения их дисциплинарной ответственности в рамках одного дисциплинарного производства.
      В случае необходимости к проведению служебного расследования привлекаются иные государственные служащие, а также проведение служебного расследования может быть возложено на иные структурные подразделения с привлечением сотрудника службы управления персоналом (кадровой службы).
      47. Лица, входящие в состав Комиссии, к проведению служебного расследования не привлекаются.
      48. Проведение служебных расследований без наличия акта уполномоченного лица о назначении такого расследования не допускается.
      49. Служебные расследования приостанавливаются на период:
      1) временной нетрудоспособности административного государственного служащего;
      2) нахождения административного государственного служащего в отпуске или командировке;
      3) освобождения административного государственного служащего от исполнения своих должностных обязанностей на время выполнения им государственных или общественных обязанностей;
      4) нахождения административного государственного служащего на подготовке, переподготовке, курсах повышения квалификации и стажировке;
      5) обжалования административным государственным служащим в судебном порядке актов государственных органов о совершении им дисциплинарного проступка.
      Служебное расследование приостанавливается и возобновляется решением уполномоченного лица.
      50. Служебные расследования по проступкам административных государственных служащих, указанных в пункте 21 настоящих Правил, назначаются решением председателя Национальной комиссии в сроки и порядке, установленные настоящими Правилами.
      Председатель Национальной комиссии может поручить проведение служебного расследования соответствующему государственному органу либо должностному лицу в соответствии с их компетенцией с включением в состав лиц, проводящих служебное расследование, представителя рабочего органа Национальной комиссии либо уполномоченного органа.
      51. Служебные расследования по проступкам административных государственных служащих, указанных в пункте 22 настоящих Правил, назначаются решением председателя Региональной кадровой комиссии в сроки и порядке, установленные настоящими Правилами.
      Председатель Региональной кадровой комиссии может поручить проведение служебного расследования соответствующему государственному органу либо должностному лицу в соответствии с их компетенцией с включением в состав лиц, проводящих служебное расследование, представителя рабочего органа Региональной кадровой комиссии.
      52. Служебные расследования по проступкам административных государственных служащих, указанных в пункте 24 настоящих Правил, назначаются приказом руководителя уполномоченного органа по делам государственной службы и проводятся должностными лицами уполномоченного органа по делам государственной службы в сроки и порядке, установленные настоящими Правилами.
      В случае необходимости уполномоченный орган по делам государственной службы может поручить проведение служебного расследования службе управления персоналом (кадровой службе) самого государственного органа с участием представителя уполномоченного органа по делам государственной службы.
      53. Служебные расследования по проступкам административных государственных служащих, указанных в пункте 25 настоящих Правил, назначаются решением председателя Совета по этике и проводятся его рабочим органом в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
      54. Служебные расследования по проступкам административных государственных служащих, указанных в пунктах 21, 22 и 24настоящих Правил, могут не назначаться, если в письменных объяснениях служащие согласны с фактом совершения ими проступка.
      В этом случае материалы в отношении административных государственных служащих по решению председателя Национальной комиссии, руководителя уполномоченного органа по делам государственной службы, председателя Региональной кадровой комиссии направляются должностному лицу, имеющему право назначения на должность и освобождения от должности, для наложения на служащих дисциплинарных взысканий.
      55. Сведениями о совершении дисциплинарного проступка административным государственным служащим являются: обращения физических и юридических лиц, материалы правоохранительных и иных государственных органов, публикации в средствах массовой информации, служебные записки либо представления руководителей структурных подразделений государственных органов, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарный проступок, и иные материалы.
      Материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме, в том числе видео материалы.
      56. В ходе служебного расследования служба управления персоналом (кадровая служба) либо уполномоченные должностные лица всесторонне и полно собирают все материалы и сведения, касающиеся обстоятельств совершения дисциплинарного проступка и иных оснований расследования, и представляют материалы с соответствующим мотивированным заключением на рассмотрение Комиссии.
      57. До рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке Национальной комиссией, Комиссией по этике, Региональной кадровой комиссией, Советом по этике или Комиссией от служащего, в отношении которого ведется служебное расследование, службой управления персоналом (кадровой службой) либо уполномоченными должностными лицами истребуется письменное объяснение.
      58. Отказ административного государственного служащего, в отношении которого ведется служебное расследование, дать письменное объяснение не может служить препятствием для направления материалов служебного расследования на рассмотрение Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии, Совета по этике, Комиссии и принятия решения о наложении взыскания. В этом случае работником службы управления персоналом (кадровой службы) либо уполномоченными должностными лицами в произвольной форме составляется акт об отказе в даче письменного объяснения.
      59. В случае отказа административного государственного служащего, в отношении которого рассматривается дисциплинарная ответственность, подтвердить своей подписью ознакомление с материалами служебного расследования, работниками службы управления персоналом (кадровой службы) либо уполномоченными должностными лицами составляется соответствующий акт.

4. Порядок формирования и работы дисциплинарной комиссии

      60. Комиссия формируется актом уполномоченного лица и состоит из председателя, членов Комиссии из числа работников государственного органа.
      Общее количество членов Комиссии, включая председателя, должно составлять нечетное число, и состав комиссии должен состоять из представителей различных структурных подразделений государственного органа.
      В центральных исполнительных органах ответственный секретарь осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, формирует ее состав в количестве не менее чем из пяти членов, две трети из которых должна состоять из представителей структурных подразделений, в том числе председателя. Председатель Комиссии избирается из числа ее членов.
      Для государственных органов, штатная численность которых составляет менее пятидесяти единиц, допускается формирование Комиссии в составе трех членов.
      Секретарем Комиссии является представитель службы управления персоналом (кадровой службы), который определяется руководителем службы управления персоналом (кадровой службой). Все материалы работы Комиссии хранятся в службе управления персоналом (кадровой службе). Секретарь Комиссии осуществляет организационное обеспечение ее работы и не принимает участие в голосовании.
      Политические государственные служащие, являющиеся руководителями государственных органов и их заместители, а также уполномоченные лица не могут входить в состав Комиссии.
      61. Член Комиссии не участвует в рассмотрении материалов служебного расследования и исследовании фактов, касающихся дисциплинарного проступка, в отношении служащего, являющегося его близким родственником или свойственником, или если у члена Комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность в данном расследовании.
      В случае, если у члена Комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность в расследовании, то он обязан незамедлительно информировать об этом лицо, имеющее право назначения на должности и освобождения от должностей административных государственных служащих.
      62. Комиссия на своем заседании рассматривает материалы служебного расследования и исследует факты, касающиеся дисциплинарного проступка, заслушивает объяснения административного государственного служащего, в отношении которого проведено служебное расследование, и представителей службы управления персоналом (кадровой службы) либо уполномоченных должностных лиц, проводивших расследование. Комиссия также имеет право заслушать свидетелей и исследовать любые факты, касающиеся проступка. День проведения заседания определяется председателем, о чем члены Комиссии и административный государственный служащий уведомляются службой управления персоналом (кадровой службой).
      Рассмотрение материалов служебного расследования на заседании Комиссии может происходить без участия административного государственного служащего, в отношении которого рассматривается дисциплинарная ответственность, если он был надлежащим образом извещен о времени и месте заседания Комиссии и ознакомлен с указанными материалами не менее чем за три рабочих дня до проведения заседания.
      63. Надлежащим извещением в настоящих Правилах признается извещение административного государственного служащего письмом по месту работы либо заказным письмом или телеграммой, в случае отсутствия его на работе, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку, либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.
      Административный государственный служащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, в случаях перемены во время служебного расследования своего адреса, абонентского номера сотовой связи письменно сообщает об этом службе управления персоналом (кадровой службе).
      При отсутствии такого сообщения, извещение, вызов посылаются по последнему известному адресу, абонентскому номеру сотовой связи и считаются доставленными, хотя служащий по этому адресу более не проживает или не находится, не использует этот абонентский номер сотовой связи.
      64. Административный государственный служащий может письменно отказаться от участия на заседании Комиссии.
      65. Заседание Комиссии считается правомочным, если на заседании присутствует не менее трех четвертей ее членов.
      66. При рассмотрении материалов служебного расследования Комиссия разрешает следующие вопросы:
      1) имело ли место конкретное действие (бездействие), являющееся основанием для рассмотрения дисциплинарной ответственности служащего;
      2) является ли это действие (бездействие) дисциплинарным проступком, и в нарушение каких норм законодательства Республики Казахстан оно совершено;
      3) совершен ли этот дисциплинарный проступок административным государственным служащим;
      4) усматривается ли вина административного государственного служащего в совершении этого дисциплинарного проступка;
      5) соблюдены ли сроки привлечения к дисциплинарной ответственности административного государственного служащего;
      6) ознакомлен ли административный государственный служащий с материалами служебного расследования;
      7) какой вид взыскания рекомендуется наложить на административного государственного служащего;
      8) иные обстоятельства, предусмотренные пунктом 32 настоящих Правил.
      67. Ход заседания Комиссии оформляется в виде протокола, в котором фиксируются решения Комиссии по вопросам, указанным в пункте 66 настоящих Правил. Протокол подписывается председателем, членами и секретарем Комиссии, после чего служба управления персоналом ознакамливает с ним служащего, в отношении которого рассматривается вопрос дисциплинарной ответственности.
      К протоколу может прилагаться стенограмма заседания, а ход заседания фиксироваться с помощью технических средств. Во время заседания административный государственный служащий также может использовать технические средства записи, за исключением случаев, когда рассмотрение вопросов дисциплинарной ответственности затрагивает государственные секреты. Использование технических средств записи не должно мешать ходу заседания дисциплинарной комиссии.
      О применении Комиссией технических средств производится отметка в протоколе заседания Комиссии.
      68. Рекомендации Комиссии принимаются путем открытого голосования и направляются уполномоченному лицу. Члены Комиссии не воздерживаются при голосовании и участвуют в заседаниях без права замены.

denisovka.kostanay.gov.kz

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Поиск Лекций

85. На военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в настоящем Уставе и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти ко­мандира (начальника), принимающего решение о привлечении ви­новного к дисциплинарной ответственности.

86. Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшество­вать разбирательство. Оно проводится в целях установления винов­ных лиц, выявления причин и условий, способствовавших соверше­нию проступка.

В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

действительно ли имел место проступок; где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен; в чем он выразил­ся; наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

каковы последствия проступка; обстоятельства, смягчающие и отяг­чающие ответственность виновного лица; причины и условия, спо­собствовавшие совершению проступка.

Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок военнослу­жащего содержит признаки состава преступления, командир воинской части уведомляет военного прокурора, при необходимости возбуждает уголовное дело и назначает дознание.

87. При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение ви­новного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

88. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. При наложении дисципли­нарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.

Высказанное командиром (начальником) подчиненному предуп­реждение, замечание или строгое указание на упущения по службе да является дисциплинарным взысканием.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

89. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

90. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности.

91. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать дис­циплинарному взысканию — аресту без определения его срока.

92. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного под­чиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взы­скания на виновного властью старшего командира (начальника).

Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дис­циплинарную власть, несет за это ответственность.

93. Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим ко­мандиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.

Старший командир (начальник) имеет право отменить дисципли­нарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершен­ного проступка, и наложить более строгое взыскание.

94. Военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взыска­нию за совершенное преступление и причиненный государству мате­риальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

понятие, основание и формы. Порядок наложения дисциплинарного взыскания — Мегаобучалка

Наряду с мерами поощрения трудовое законодательство устанавливает и меры дисциплинарных взысканий, применяемых к нарушителям трудовой дисциплины. Под нарушением трудовой дисциплины понимается неисполнение и ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это нарушение влечет за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных (дисциплинарных, уголовных) мер, предусмотренных законодательством.

Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности наряду с другими ее видами: уголовной, административной, гражданско-правовой и материальной.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести взыскание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное противоправное поведение.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный поступок.

Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником но его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Нарушение трудовой дисциплины предполагает наличие вины в действиях работника. В противном случае к нему не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Например, если продавец продал телевизор со скрытым дефектом, а администрация наказала продавца, то действия администрации будут неправомерны, поскольку наличие дефектов произошло не по вине продавца и он не мог знать о них.

Другим обязательным условием ответственности работника является неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, т. е. обязанностей, возложенных на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка (нарушил распорядок рабочего дня, небрежно исполнил свои трудовые обязанности, появился на работе в нетрезвом виде и пр.). Отсутствие хотя бы одного из этих условий служит основанием освобождения работника от дисциплинарной ответственности.

Действующее трудовое законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности работников:



§ общую;

§ специальную.

Общая дисциплинарная ответственность предусматривается Трудовым кодексом РФ и правилами внутреннего трудового распорядка;специальная -уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующиедисциплинарные взыскания:

§ замечание;

§ выговор;

§ увольнение по соответствующим основаниям.

Перечень мер, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, является исчерпывающим, т. е. он не может быть дополнен правилами внутреннего трудового законодательства. Только федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине дня отдельных категорий работников могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.Увольнение в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено за систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия.

В положениях о премировании и положениях о премировании по итогам годовой работы, действующих на предприятиях, предусмотрено сокращение или лишение полностью премий или вознаграждений по итогам годовой работы за нарушение трудовой дисциплины.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а но результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки -позднее двух летсо дня его совершения (в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу).

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взысканиеможет быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарною взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарною взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарною взыскания имеет право снять ею с работника по собственной инициативе.

При обнаружении любого проступка, который может повлечь за собой наложение дисциплинарного взыскания, нужно его письменно зафиксировать. Это может быть акт, экспертиза, рапорт, показания свидетелей-коллег или иные письменные документы. Затем составляется докладная записка на имя руководителя, в которой подробно расписывается само нарушение, а также вставляется ссылка на письменный документ, который является подтверждающим. Далее указанные документы предъявляются нарушителю и он должен в течение двух дней предоставить объяснения в письменном виде, по поводу происшедшего. В некоторых случаях, такое объяснение может послужить доказательством невиновности работника и процедура прекращается. Если работник не предоставляет такое объяснение и отказывается его дать, то составляется акт об отказе с подписями нескольких свидетелей, указанный акт также приобщается к документам, которые служат основанием для вынесения взыскания. После установления и надлежащего оформления нарушения издается приказ о дисциплинарном взыскании либо приказ об увольнении.

megaobuchalka.ru