Пункт 2 125 фз – 22. /
Статья 22 [ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ] – последняя редакция
Статья 22. Страховые взносы
1. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом.
1.1. Уплата страховых взносов страховщику осуществляется страхователем на основании поручения на перечисление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства.
2. Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.
Надбавки к страховым тарифам и штрафы, предусмотренные статьями 15 и 19 настоящего Федерального закона, уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
2.1. Страхователи, направляющие временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в случаях и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, другими федеральными законами, для работы у другого юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее – принимающая сторона), уплачивают страховые взносы с заработка направленных временно работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники. Принимающая сторона представляет страхователю сведения о своем основном виде экономической деятельности, результатах специальной оценки условий труда на рабочих местах и иные сведения, необходимые для определения страхового тарифа и установления надбавок и скидок к страховому тарифу.
3. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
5. Определение расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений, исчисление и уплата страховых взносов страхователями, внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
bazanpa.ru
Ответы на вопросы по начислению страховых взносов по 212-ФЗ и 125-ФЗ – Государственное учреждение
Вопрос. Начисляются ли страховые взносы на сумму процентов по кредиту, перечисляемых организацией за своего работника в банк?
Ответ. Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и подпунктом 14 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.
Следовательно, оплата организацией за своего работника процентов по нецелевому кредиту, взятому работником на потребительские цели, а не конкретно на приобретение или строительство жилья, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Вопрос. Облагается ли страховыми взносами стипендия, выплачиваемая по ученическому договору обучающемуся лицу, в том числе работнику организации?
Ответ. Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно статье 19 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.
Вместе с тем, статьей 198 ТК РФ определено, что работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с работником данной организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Согласно статье 199 ТК РФ ученический договор должен содержать, в том числе, указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником, обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре, срок ученичества, размер оплаты в период ученичества.
Статьей 204 ТК РФ определено, что ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции либо выполнение работ (оказание услуг).
Таким образом, стипендия, выплачиваемая организацией обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, на основании данного договора, не подлежит обложению страховыми взносами.
Вопрос. Облагаются ли страховыми взносами выплаты руководителю организации в связи с увольнением?
Ответ. Статьей 279 ТК РФ предусмотрено, что в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.
В соответствии с нормами статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные, в том числе с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ предусмотрена аналогичная норма.
Таким образом, выплаты в виде выходного пос
r71.fss.ru
Статья 22.1 [ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ] – последняя редакция
Статья 22.1. Расчетный и отчетный периоды по страховым взносам. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
1. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
3. Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.
4. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
5. Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.
6. Предусмотренные пунктами 3 – 5 настоящей статьи правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
7. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователями, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Страхователь вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов в счет предстоящих платежей.
9. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователи производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, а также скидки (надбавки) к страховому тарифу за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
10. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.
11. Обособленные подразделения страхователей – юридических лиц, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее – обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и обязанности по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.
12. Сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
13. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения ее обособленных подразделений.
14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения.
15. В случае прекращения деятельности страхователем в связи с его ликвидацией до конца расчетного периода страхователь обязан до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить страховщику расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями статьи 24 настоящего Федерального закона. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными страхователем с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату страхователю в соответствии с настоящим Федеральным законом.
16. В случае реорганизации страхователя – юридического лица уплата страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате страховых взносов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате страховых взносов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов, по решению суда вновь образованные юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного лица.
bazanpa.ru
Статья 26.2 [ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ] – последняя редакция
Статья 26.2. Общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов
1. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов принимается территориальным органом страховщика по месту учета страхователя.
2. Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.
3. Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов не отменяет существующей обязанности по уплате страховых взносов и не создает новой обязанности по уплате страховых взносов.
4. Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена страхователю, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, если имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты страхователем таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение страхователю ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств страхователю и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до страхователя – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) страхователю из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) сезонный характер производства и (или) реализации страхователем товаров, работ или услуг.
5. Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов.
6. Если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, на сумму задолженности по страховым взносам проценты не начисляются.
7. Если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставлена по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 4 настоящей статьи, на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, предоставленной страхователю.
8. Положения настоящей статьи применяются также при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате пеней и штрафов.
9. Формы документов для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов утверждаются страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
bazanpa.ru
Федеральный закон 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний / 125 ФЗ
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ
“Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”
(в редакции, актуальной с 7 марта 2018 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам:
от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ, от 02.01.2000 г. № 10-ФЗ, от 25.10.2001 г. № 141-ФЗ,
от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, от 11.02.2002 г. № 17-ФЗ,
от 26.11.2002 г. № 152-ФЗ, от 08.02.2003 г. № 25-ФЗ, от 22.04.2003 г. № 47-ФЗ,
от 07.07.2003 г. № 118-ФЗ, от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ, от 08.12.2003 г. № 166-ФЗ,
от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 01.12.2004 г. № 152-ФЗ,
от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ, от 22.12.2005 г. № 180-ФЗ, от 29.12.2006 г. № 259-ФЗ,
от 21.07.2007 г. № 192-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ, от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ,
от 28.11.2009 г. № 295-ФЗ, от 19.05.2010 г. № 90-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 226-ФЗ,
от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ, от 08.12.2010 г. № 348-ФЗ, от 09.12.2010 г. № 350-ФЗ,
от 06.11.2011 г. № 300-ФЗ, от 03.12.2011 г. № 383-ФЗ, от 29.02.2012 г. № 16-ФЗ,
от 05.04.2013 г. № 36-ФЗ, от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ, от 02.12.2013 г. № 331-ФЗ,
от 21.12.2013 г. № 358-ФЗ, от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ, от 02.04.2014 г. № 59-ФЗ,
от 05.05.2014 г. № 116-ФЗ, от 28.06.2014 г. № 188-ФЗ, от 21.07.2014 г. № 216-ФЗ,
от 01.12.2014 г. № 406-ФЗ, от 30.09.2015 г. № 273-ФЗ, от 29.12.2015 г. № 394-ФЗ,
от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, от 28.12.2016 г. № 493-ФЗ,
от 29.07.2017 г. № 272-ФЗ, от 07.03.2018 г. № 56-ФЗ)
Принят Государственной Думой 2 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Статья 1. Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
1. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2. Настоящий Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованного обеспечение по страхованию осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от возмещения вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного настоящим Федеральным законом, осуществлять за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответ
files.stroyinf.ru
“Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ
Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ
ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ
НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Принят
Государственной Думой
2 июля 1998
года
Одобрен
Советом Федерации
9
июля 1998 года
(в ред. Федеральных законов
от 17.07.1999 N 181-ФЗ,
от 25.10.2001 N 141-ФЗ, от 30.12.2001 N
196-ФЗ,
Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N
197-ФЗ,
Федеральных законов от 26.11.2002 N
152-ФЗ,
от 22.04.2003 N 47-ФЗ, от 07.07.2003 N 118-ФЗ,
от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ,
от 22.08.2004 N
122-ФЗ, от 01.12.2004 N 152-ФЗ,
с изм., внесенными
Федеральными законами от 02.01.2000 N 10-ФЗ,
от
11.02.2002 N 17-ФЗ, от 08.02.2003 N 25-ФЗ,
от 08.12.2003 N
166-ФЗ, от 29.12.2004 N 202-ФЗ,
от 22.12.2005 N
180-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Задачи обязательного социального
страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний
Комментарий к статье 1
1.
Обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний является
одним из видов социального страхования.
В соответствии с Федеральным законом от 16
июля 1999 г. N 165-ФЗ “Об основах обязательного
социального страхования” обязательное
социальное страхование – часть
государственной системы социальной защиты
населения, спецификой которой является
осуществляемое в соответствии с
Федеральным законом страхование
работающих граждан от возможного изменения
материального и (или) социального
положения, в том числе по независящим от них
обстоятельствам.
Обязательное
социальное страхование представляет собой
систему создаваемых государством правовых,
экономических и организационных мер,
направленных на компенсацию или
минимизацию последствий изменения
материального и (или) социального положения
работающих граждан, а в случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации, иных категорий
граждан вследствие признания их
безработными, трудового увечья или
профессионального заболевания,
инвалидности, болезни, травмы, беременности
и родов, потери кормильца, а также
наступления старости, необходимости
получения медицинской помощи,
санаторно-курортного лечения и наступления
иных установленных законодательством
Российской Федерации социальных страховых
рисков, подлежащих обязательному
социальному страхованию.
2. Задачи
обязательного социального страхования
названы в комментируемой статье, это:
1)
обеспечение социальной защиты
застрахованных и экономической
заинтересованности субъектов страхования
в снижении профессионального риска.
Социальной защитой застрахованных
является система гарантированных
государством экономических, правовых мер и
мер социальной поддержки, обеспечивающих
пострадавшим от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний условия для преодоления,
замещения (компенсации) ограничений
жизнедеятельности и направленных на
создание им равных с другими гражданами
возможностей участия в жизни общества;
2) возмещение вреда, причиненного жизни и
здоровью застрахованного при исполнении им
обязанностей по трудовому договору и в иных
установленных законом случаях, путем
предоставления застрахованному в полном
объеме всех необходимых видов обеспечения
по страхованию, в том числе оплату расходов
на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию. Порядок
осуществления страхового обеспечения
установлен в главе 2 данного Закона;
3)
обеспечение предупредительных мер по
сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний.
3.
Комментируемый Закон не ограничивает права
застрахованных на возмещение вреда,
осуществляемого в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в
части, превышающей обеспечение по
страхованию, осуществляемое в соответствии
с ним. Так, в письме МНС РФ и ФСС РФ от 24
апреля, 16 июня 2000 г. NN 02-08/07-997П, ДЧ-6-07/459
разъяснено: Федеральным законом Российской
Федерации от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний”, который
вступил в силу с 6 января 2000 года,
предусмотрено обеспечение социальной
защиты застрахованных (пункт 1 статьи 5) и
возмещение им вреда, причиненного жизни и
здоровью при исполнении обязанностей по
трудовому договору (контракту), и в иных
предусмотренных указанным Федеральным
законом случаях.
Таким образом,
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний представляет собой одну из
форм социального страхования.
В
соответствии с вышеназванным Законом
страховщиком по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний определен Фонд социального
страхования Российской Федерации. Уплата
страховых взносов в Фонд социального
страхования Российской Федерации
осуществляется всеми работодателями (в том
числе юридическими лицами любой
организационно-правовой формы).
При
этом указанным Законом не отменен Указ
Президента Российской Федерации от 31
декабря 1991 г. N 340 “О государственной
налоговой службе Российской Федерации” (с
изменениями и дополнениями) в части
осуществления обязательного
государственного личного страхования
сотрудников налоговых органов за счет
средств республиканского бюджета
Российской Федерации.
Условия уплаты
взносов и выплаты страхового обеспечения
определяются договорами между налоговыми
службами и страховыми компаниями.
Кроме
того, страховое обеспечение по договорам
личного страхования выплачивается только в
случае гибели сотрудников налоговых
органов, получения ими телесных
повреждений или установления инвалидности
при исполнении служебных обязанностей.
На тех же условиях производится и выплата
сотрудникам налоговых органов
единовременных пособий за счет средств
федерального бюджета.
Круг страховых
случаев, определенных Федеральным законом
“Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний”, значительно
шире и включает в себя любое увечье или иное
повреждение здоровья работника, связанное
с выполнением трудовых обязанностей,
происшедшее на территории страхователя или
за ее пределами либо во время следования к
месту работы или возвращения с места работы
на транспорте, предоставленном
страхователем, которое повлекло временную
или стойкую утрату профессиональной
трудоспособности или его смерть. Также, в
отличие от обязательного личного
страхования работников налоговых органов,
обеспечение по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний предусматривает не только
единовременные и ежемесячные выплаты
застрахованным, но и оплату дополнительных
расходов на их медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию.
Следует
иметь в виду, что Федеральный закон от 24
июля 1998 г. N 125-ФЗ (пункт 2 статьи 1) не
ограничивает права застрахованных на
возмещение вреда, осуществляемого в
соответствии с законодательством
Российской Федерации в части, превышающей
обеспечение по страхованию,
предусмотренное указанным Законом.
Поэтому обязательное государственное
личное страхование сотрудников налоговых
органов следует рассматривать как
дополнительные гарантии их правовой и
социальной защиты, обусловленной
характером деятельности этих органов.
Учитывая изложенное, налоговые органы
должны зарегистрироваться в
соответствующих региональных отделениях
Фонда социального страхования Российской
Федерации в качестве страхователей в
установленном порядке и в определенные
страховщиком сроки начислять и перечислять
ему страховые взносы (подпункты 1, 2 пункта 2
статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г.
N 125-ФЗ).
4. Комментируемая статья
предусматривает возможность органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также организаций и
граждан, нанимающих работников,
осуществлять помимо обязательного
социального страхования, предусмотренного
данным Законом, за счет собственных средств
иные виды страхования работников,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Статья 2.
Законодательство Российской Федерации об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных
заболеваний
Комментарий к статье 2
1.
Законодательство Российской Федерации об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний основывается
на Конституции Российской Федерации,
согласно ст. 39 которой каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей и в
иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные
пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное
страхование, создание дополнительных форм
социального обеспечения и
благотворительность.
2.
Законодательство Российской Федерации об
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний состоит
из:
1) комментируемого Закона,
устанавливающего правовые, экономические и
организационные основы обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний и определяющего порядок
возмещения вреда, причиненного жизни и
здоровью работника при исполнении им
обязанностей по трудовому договору и в иных
установленных Законом случаях;
2)
Трудового кодекса Российской Федерации, ст.
184 которого устанавливает, что при
повреждении здоровья или в случае смерти
работника вследствие несчастного случая на
производстве либо профессионального
заболевания работнику (его семье)
возмещаются его утраченный заработок
(доход), а также связанные с повреждением
здоровья дополнительные расходы на
медицинскую, социальную и профессиональную
реабилитацию либо соответствующие расходы
в связи со смертью работника.
Виды,
объемы и условия предоставления работникам
гарантий и компенсаций в указанных случаях
определяются Федеральным законом;
3)
Налогового кодекса Российской Федерации,
который устанавливает систему налогов и
сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а
также общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации, в том
числе:
– виды налогов и сборов, взимаемых
в Российской Федерации;
– основания
возникновения (изменения, прекращения) и
порядок исполнения обязанностей по уплате
налогов и сборов;
– принципы
установления, введения в действие и
прекращения действия ранее введенных
налогов и сборов субъектов Российской
Федерации и местных налогов и сборов;
–
права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах;
– формы и методы
налогового контроля;
– ответственность
за совершение налоговых правонарушений;
– порядок обжалования актов налоговых
органов и действий (бездействия) их
должностных лиц;
4) Федерального закона
Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N
179-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний на 2006 год”;
5) иных
федеральных законов;
6) Постановления
Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 “Об
утверждении правил отнесения видов
экономической деятельности к классу
профессионального риска”. Правила
определяют порядок отнесения видов
экономической деятельности к классу
профессионального риска в целях
установления страховых тарифов на
обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
7)
Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.10.2005 N 643
“Об утверждении форм документов о
результатах установления федеральными
государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы степени
утраты профессиональной трудоспособности
в процентах и рекомендаций по их
заполнению”;
8) письма ФСС РФ от 06.07.2005 N
02-18/06-6048 “О применении иностранных
официальных документов на территории
Российской Федерации, представляемых в
целях обеспечения по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний”, в соответствии с которым
согласно статье 7 Гражданского кодекса
Российской Федерации международные
договоры Российской Федерации являются в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации составной частью правовой
системы Российской Федерации.
При этом,
если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены гражданским
законодательством, применяются правила
международного договора. Аналогичная норма
содержится и в статье 2 Федерального закона
от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний”.
Статьей 55 Консульского
Устава СССР, утвержденного Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 25.06.1976,
определено, что консул легализует
документы и акты, составленные при участии
властей консульского округа или исходящие
от этих властей. Такие документы и акты
принимаются к рассмотрению только при
наличии консульской легализации, если иное
не предусмотрено законодательством СССР
или международным договором Российской
Федерации.
Консульская легализация
заключается в установлении и
засвидетельствовании подлинности подписей
на документах и актах и соответствия их
законам государства пребывания с целью
использования их в другом государстве.
Консульская легализация подтверждает
правомочность документов и актов в
международном общении.
Иностранные
документы, предназначенные для
использования на территории России, могут
быть легализованы на территории того
государства, где эти документы выданы, либо
на территории Российской Федерации.
Функции по консульской легализации за
границей выполняют дипломатические или
консульские учреждения Российской
Федерации.
В первом случае документ
должен быть заверен в Министерстве
иностранных дел или ином уполномоченном
органе государства, на территории которого
выдан документ, а затем легализован в
консульской службе Российской Федерации,
находящейся в данном государстве.
Во
втором случае иностранный документ
заверяется в дипломатическом
представительстве или консульском
учреждении государства, где он был выдан, а
затем легализуется в Департаменте
консульской службы Министерства
иностранных дел Российской Федерации.
Документы, составленные на иностранном
языке, должны представляться с надлежащим
образом заверенным их переводом на русский
язык.
Вместе с тем процедура
консульской легализации может быть
отменена положениями международных
договоров и соглашений, участницей которых
является Российская Федерация.
В
‘Комментарий судебной практики к Федеральному закону ‘Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств’ (постатейный) (Абрамов В.Ю., Фогельсон Ю.Б.) (‘Волтерс Клувер’, 2006) »
www.lawmix.ru
На главную | База 1 | База 2 | База 3 |
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа |
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК “Трансстрой”СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД |
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом |
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения |
files.stroyinf.ru