Содержание

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей 2019-2020

Законодательство постоянно меняется. На этот раз изменения коснулись и транспорта, а именно водителей грузовых автомобилей с массой превышающей 3.5 тонны. Министерство транспорта вводит новые правила отдыха водителей в 2020 году, а также предлагает новые изменения в действующее законодательство. Мы предлагаем вам ознакомиться с тем, что точно станет новым в 2020 году и чего ожидать.

Режим отдыха труда водителей

По закону компания, организующая транспортные перевозки, может получить штраф, потому что отсутствует тахограф. Еще одна причина это не следование или отсутствие установленного графика рабочего дня водителей. Что входит в этот график, мы рассмотрим подробнее в статье. Тахограф это специальное устройство, которое ведет учет работы водителя, а именно режим. Многие водители даже не знают о правах, которые они имеют и которые повсеместно нарушаются в данной сфере. Представляем вам правила работы и отдыха водителей в 2019 и 2020 году:

  • За неделю рабочие часы не могут быть больше чем 40 часов;
  • Если соблюдение недельного режима невозможно, то одна допускается 10-ти часовая смена за один день. Возможно продление этого рабочего дня до 12 часов, но это лишь в определенных случаях;
  • Возможно распределение одного рабочего дня на несколько рабочих отрезков;
  • Перерывы и техосмотр входят в установленное время работы;
  • На отдых и обед минимально устанавливается от 30 минут до 2 часов.

Индивидуально каждому работнику наниматель обязан составлять рабочий график, согласно которому происходит деятельность водителя. Отсутствие четкого графика—нарушения ваших прав со стороны начальства. Такие графики предполагают наличие рабочих дней, конец и начало смены, наличие перерывов для приема пищи и отдыха и выходные дни. По правилу график должен составляться на месяц вперед.

Рабочее время водителей

Минтранс подробно в Положении “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей” в пункте 15 прописывает составляющие графика о работе водителя:

  1. Рабочее время за рулем автомобиля;
  2. Установленное время на отдых от вождения ТС в дороге и в крайних пунктах;
  3. Время на проведение подготовительных работ. То есть это время на проверку состояния автомобиля (техосмотр), заправка перед началом движения и после окончания движения на базе. Для перевозок между городами обязательно наличие времени на подготовительные работы в пути или в конечном пункте;
  4. Время на медицинский осмотр водителя перед началом и после рейса. При этом сюда суммируется время на дорогу до пункта медицинского осмотра туда и обратно;
  5. Время стоянки в процессе погрузки и загрузки автомобиля;
  6. Время в связи с поломками, пробками и другими обстоятельствами, не зависящие по вине водителя, также входят в рабочее время;
  7. Время на ремонт автомобиля без разбора механизмов;
  8. Время, когда водитель присутствует на рабочем месте, но при этом не управляет транспортным средством.

Повсеместно встречается такая ситуация, когда работодатель предлагает водителю делать перерывы, при этом сокращать обеденный перерыв. Такого быть не должно. Это полное нарушение ваших прав.

Виды учета рабочего времени водителя

1.

Ежедневный учет

При таком формировании графика водителей за основу берется рабочая неделя на 40 часов. То есть, если график рассчитан на 5 рабочих дней, то один рабочий день не должен превышать 8 часов. Соответственно, если неделя состоит из 6 дней, то смена не превышает 7 часов. Важно помнить, остановки и отдых входят в это время. Это важно знать и помнить.

2. Суммированный учет

При таком виде подсчет часов происходит гораздо сложнее. За рабочий период берется месяц или целый сезон. Но и здесь есть свои нюансы. Такой график организации рабочего времени применяется при невозможности создать ежедневный учет, например при дальних междугородних перевозках. Важным условием такого графика является четкая грань одной рабочей смены. Она не должна продолжать более 10 часов.

Но есть исключения, которые позволяют увеличить рабочую смену до 12 часов:

  1. Во время междугородних перевозок, для того, чтобы водитель преодолел расстояние до места отдыха и стоянки. Если доставка и все перерывы заняли 10 часов, то время рабочего дня увеличивается до 12 часов.
  2. Водители маршрутных транспортных средств, как городских, так и пригородных, могут увеличить смену.
  3. Остальные исключения, предусмотренные законом. Это водители инкассаторских машин, работники здравоохранения, телефонной связи, телевидения, аварийных служб, технологические, обслуживающие органы гос. власти.

Время управления автомобилем

Мы разобрались касаемо нормы рабочей смены водителей. Теперь настало время узнать, какое максимальное количество часов за одну смену вы можете провести за рулем транспортного средства.

Обычно, это время не превышает более 9 часов. До 8 часов время за рулем ограничивается у водителей, которые работают на горной местности, перевозят пассажиров в автомобиле, длинна который более 9.5 метров, а также водители, которые перевозят грузы крупных габаритов.

Суммированный учет рабочего времени позволяет увеличить время за рулем до 10 часов только 2 раза в неделю. Но важно, чтобы за неделю время за рулем не превысило планку в 56 часов, а за 2 нед. 90 ч.

О режиме труда и отдыха водителя грузового автомобиля по тахографу

Законодательное регулирование в сфере перевозок несет в себе не только задачу по установлению полного контроля действий водителя, но и сохранению его жизни и здоровья, а также поддержанию оптимальной работоспособности.

Время работы водителя по тахографу в России: режим и правила езды

Законодательство в отношении водителей грузового транспорта регулирует действия и порядок осуществления не только основной трудовой функции, но и режима пребывания на отдыхе в перерывах между работой. Главным инструментом в части обеспечения прав трудящихся в данной области выступает режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу 2018, который введен относительно недавно в отношении всех граждан, управляющих большегрузной техникой.

Особенности регулирования трудовой деятельности водителей с учетом норм законодательств

Такое нововведение призвано нормировать распределение рабочей нагрузки на сотрудников, а также обязывать соблюдать данных сотрудников нормы трудового законодательства. Такими нормативными требованиями в том числе определено и время нахождения на отдыхе в перерывах между деятельностью. Водитель, как и любой другой сотрудник, должен отдыхать и имеет право на осуществление данного норматива в режиме своего рабочего дня, во избежание получения штрафов или наступления иных негативных последствий.

Закон предполагает наличие определенного времени, в течение которого такой сотрудник должен отдыхать от исполнения своих непосредственных обязанностей. В целом такой режим должен соблюдаться каждые 3 часа движения по дорогам общего пользования. После истечения этого времени водитель должен делать 15 минутный перерыв, а по достижении общего времени пребывания за рулем по графику тахографа, должен делать непрерывный 8 часовой перерыв на отдых и сон. Такое требование установлено федеральным законодательством и водитель должен соблюдать его во избежание получения штрафов. Особенно важен режим бездействия в сфере пассажирских грузоперевозок, так как нарушение этих норм несет непосредственную угрозу иным гражданам.

Важно! Сотрудник должен отдыхать в специально оборудованных помещениях, а не кабине собственного транспорта. Для этого в системы тахографа во время следования вносится информация об оборудованных местах отдыха, в которых в соответствии со схемой движения такой специалист должен останавливаться.

Типовой график движения с учетом требований законодательных документов

Какие факторы учитываются при составлении графика

При составлении графика поездки на машине учитываются некоторые факторы, как самого пути следования, так и территориальных особенностей местности:

  • авто в обязательном порядке по современным требованиям должно быть оборудовано современным тахографом, который считывает все показания и передает их в логистический центр;
  • грузовик должен следовать преимущественно в светлое время суток;
  • машина должна быть оборудована всем необходимым комплектом частей при аварии на трассе;
  • учитываются погодные факторы. Наличие заносов. Грозы, ливней по прогнозу, а также берется во внимание количество осадков;
  • загруженность трафика также является немаловажным фактором при составлении графика.

Принцип формирования рабочего времени сотрудника

При составлении специального графика учитываются некоторые принципы для минимизации негативных последствий в отношении специалиста, который не должен получать травм, а также для снижения попадания в определенные аварийные ситуации, которые могут привести к тяжким последствиям:

  • принцип сохранения здоровья и обеспечения режима отдыха гражданина, как во время следования, так и во время послерейсового отдыха;
  • учет погодных данных при формировании текущего графика;
  • учет времени прибытия и графика следования, а также определение средней скорости движения;
  • принцип минимизации вреда для здоровья при построении маршрута следования.

Режимы труда и отдыха для данной категории граждан

Какой тахограф нужно ставить

Установка специального оборудования для безопасности движения должна производиться только в соответствии с отраслевыми регламентами и стандартами, установленными государственными отраслевыми министерствами.

Такое специальное оборудование должно соответствовать нормам сертификации, обладать полноценным функционалом по передаче данных в реальном времени.

Кроме того, такое оборудование должно быть совместимо с бортовой сетью самого автомобиля, а также соответствовать стандартам установки и иметь штатное место установки.

Как использовать тахограф

Правила использования данного устройства установлены его производителем. Для начала необходимо соединить его с бортовой системой автомобиля и откалибровать данные для полноценной и оптимальной передачи. После того следует проверить его работоспособность в тестовом режиме и только после получения актуальной информации использовать по прямому назначению во время штатных рейсов.

Учет рабочего времени водителя: ежедневный и суммированный

В зависимости от особенностей маршрута следования в базе данных устройства учитываются различные параметры, которые непосредственно влияют как на график следования, так и на нормы перерыва после рейса.

Типовой график отдыха для категории граждан

Ежедневный учет

Ежедневный учет времени следования, а также расхода топлива и пройденного расстояния, служит для получения актуальной информации о параметрах движения водителя и помогает осуществить распределение нагрузки во время рейса.

Суммированный учет

Суммированный учет позволяет определить параметры движения за весь путь, а также разработать методику эффективного движения в последующем на определенных маршрутах. Такой учет позволяет собрать полноценную статистику и разработать более эффективные меры по повышению эффективности деятельности компании.

Требования к режиму деятельности и последующего отдыха

Ненормированный рабочий день

В отношении данной категории работников устанавливается особый режим рабочего дня с ненормированным графиком. Это означает, что водитель за день может работать и более 8 часов вне рамок нормального рабочего времени с полагающимися доплатами. При этом должно увеличиваться и время перерыва и бездействия такого сотрудника для соблюдения норм по охране труда.

Перерыв на отдых и принятие пищи

В обязательном порядке как во время следования, так и после окончания рейса должен быть предусмотрен перерыв на отдых и принятие пищи. Такой норматив устанавливается в рамках как обычного 8 часового дня, так и ненормированного времени деятельности. При этом сотрудник должен использовать этот временной промежуток по прямому назначению.

Перерыв между сменами

Между сменами и рейсами в обязательном порядке устанавливается 8-12 часовой перерыв, в который водитель должен бездействовать и не заниматься непосредственной трудовой деятельности. Такой режим устанавливается в отношении всех категорий служащих на грузовых автомобилях. Информация о режиме сна и бездействии также передается посредством тахографа в головное управление компании.

Обратите внимание! Обязанность предоставления такого перерыва также устанавливается отраслевым законодательством и подлежит обязательному исполнению как со стороны сотрудника, так и его непосредственного руководителя.

Еженедельный непрерывный отдых

В соответствии с законодательными нормативами водитель обязан отдыхать в перерывах между рейсами при наборе определенного рабочего времени. Такой режим должен предоставляться в отношении этого специалиста не только на территории самой копании, но и за ее пределами. В соответствии с установленным графиком в отношении такого сотрудника устанавливается режим бездействия в количестве минимум 2 дней при полноценной 5 дневной рабочей неделе.

Комната отдыха для водителей на предприятии

В любом транспортном предприятии в обязательном порядке должна присутствовать комната для отдыха водителей, как перед осуществлением трудовой деятельности, так и после рейса. Такое помещение должно быть оборудовано помимо спального места, пространством для приготовления пищи, а также душевой комнатой и туалетом. Служащие должны отдыхать в данном помещении в соответствии с графиком и указаниями непосредственного руководства.

Ответственность за нарушение норм

При осуществлении перевозки груза или пассажиров такой сотрудник обязан соблюдать нормы отдыха, установленные законом. Однако зачастую происходят нарушения в данной области, которые могут привести в том числе к авариям, поломкам и иным негативным факторам. Именно поэтому в отношении нерадивых сотрудников устанавливаются штрафы самой компанией. Такие меры наказания устанавливаются путем издания собственных локальных нормативных актов в отношении таких специалистов. Наказание носит дисциплинарный характер в виде выговоров, замечаний и в виде материальных наказаний в частности денежных вычетов из заработной платы в пределах и рамках установленных законодательством.

Типовые показания тахографа

В итоге, именно режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу служит эффективным современным инструментом снижения аварийности на дорогах, а также минимизации иных негативных проявлений в рабочем процессе. Соблюдение установленных трудовым законодательством норм служит залогом безопасной перевозки грузов и пассажиров.