Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Что входит в профессиональный стандарт руководителя СПО?

15 февраля 2017 года Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» представило проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации», работа над которым велась три года.

Общественные консультации по первому варианту проекта проходили летом 2016 года. Минтруд России рассмотрел проект профессионального стандарта и внёс свои замечания, по которым проект дорабатывался до февраля 2017 года.

Проект профстандарта содержит квалификационные требования и описание трудовых функций руководителя дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, учреждение СПО и ВО и организаций ДПО. Руководителям профессиональных образовательных организаций необходимо ознакомиться с содержанием стандарта, чтобы избежать сложностей в будущем.

Получить актуальную информацию о проекте профстандарта руководителя образовательной организации Вы сможете из рук разработчиков, приняв участие в цикле вебинаров «

Управление профессиональной образовательной организацией в условиях профстандартов».

Эксперты

Блинов Владимир Игоревич

Доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, профессор кафедры педагогики МПГУ.

Есенина Екатерина Юрьевна

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО.

11:00 – 13:00 по московскому времени

Вебинар №1 «Разработка и перспективы внедрения профессиональных стандартов управления организациями СПО» 

Эксперт Блинов В.И.

  1. Функции профессионального стандарта «Управление профессиональной образовательной организацией».
  2. Три модели профессионального стандарта «Управление профессиональной образовательной организацией»:

– профессиональный стандарт, состоящий из двух обобщенных трудовых функций:

ОТФ А: «Руководство профессиональной образовательной организацией»

ОТФ В: «Управление профессиональной образовательной программой»

– профессиональный стандарт, состоящий из пяти обобщенных трудовых функций:

ОТФ А: «Управление развитием профессиональной образовательной организацией»

ОТФ В: «Управление кадрами»

ОТФ С: «Управлением финансовыми и материально-техническими ресурсами»

ОТФ D: «Управление образовательным процессом»

ОТФ E: «Управление производственной деятельностью»

– профессиональный стандарт, состоящий из одной обобщенной трудовой функции (Модельный аналог утвержденного профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 428н от 22 мая 2017 года)).

  1. Проект профессионального стандарта «Управление профессиональной образовательной организацией».
  2. О преимуществах и рисках внедрения каждой из моделей.

14:00 – 16:00 по московскому времени 

Вебинар №2 «Профессиональное образование по профессиям из списка ТОП-50»

Эксперт Блинов В.И.

  1. Разработка и статус программ подготовки профессий из списка ТОП-50.
  2. ТОП-50 в нормативно-правовой базе российского профессионального образования.
  3. Список профессий ТОП-50 и компетенции WSR.
  4. Профессиональные стандарты по профессиям ТОП-50.
  5. Особенности ФГОС СПО по профессиям ТОП-50.
  6. Примерные программы по профессиям ТОП-50.
  7. Деятельность Базового центра НАРК РСПП.
  8. Форматы демонстрационного экзамена по методике WSR и профессионального экзамена в системе независимой оценки квалификаций.
  9. Проблемы и перспективы развития подготовки по ТОП-50.

11:00 – 13:00 по московскому времени 

Вебинар №3 «Перспективная концепция стандартизации в СПО согласно ФГОС четвёртого поколения»

Эксперт Блинов В.И.

  1. Проблемы перечней специальностей и профессий СПО.
  2. Действующие и перспективные предметы стандартизации во ФГОС СПО.
  3. «Конструкция» ФГОС СПО-4.
  4. Обновление системы перечней специальностей и профессий СПО.
  5. Концепция применения системы зачетных единиц.
  6. Новый вид примерной программы.
  7. Новые возможности, преимущества и риски внедрения новой системы стандартизации в учреждениях среднего профессионального образования.

11:00 – 13:00 по московскому времени 

Вебинар №4 «Эффективность практик управления профессиональными образовательными организациями с участием работодателей

»

Эксперт Есенина Е.Ю.

  1. Обзор зарубежного опыта управления профессиональными образовательными организациями с участием работодателей.
  2. Отечественные эффективные практики управления профессиональными образовательными организациями с участием работодателей.
  3. Общие принципы и отличительные характеристики различных моделей управления субъектов РФ.
  4. Преимущества и риски различных моделей управления профессиональными образовательными организациями с участием работодателей.
  5. Законодательные инициативы, позволяющие обеспечить эффективность управления профессиональными образовательными организациями с участием работодателей.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Цель: подготовить руководителей учреждений СПО к внедрению профессионального стандарта управления образовательной организацией в условиях национальной системы квалификаций ТОП-50.

Задачи:

  • рассмотреть отечественный и зарубежный опыт управления профессиональной образовательной организацией;
  • рассмотреть перспективы и риски внедрения профстандарта «Управление профессиональной образовательной организацией»;
  • предупредить возможные проблемы, с которыми могут столкнуться профессиональные образовательные организации при переходе на обучение по ТОП-50;
  • рассмотреть вопросы внедрения новой системы стандартизации по ФГОС четвёртого поколения.

Участники вебинаров получат

  • Диплом участника
  • Конспекты вебинаров
  • Дополнительные материалы, подготовленные экспертом
  • Видеозапись вебинаров 

Приняв участие в цикле вебинаров, Вы

  • рассмотрите модели управления профессиональными образовательными организациями;
  • сравните зарубежный и отечественный опыт управления учреждениями СПО;
  • обсудите проект профстандарта руководителя профессиональной образовательной организации;
  • получите информацию о трудовых функциях руководителя, которые входят в профстандарт;
  • получите информацию о подготовке студентов по списку профессий ТОП-50;
  • рассмотрите вопросы проведения профессионального экзамена в системе независимой оценки квалификаций;
  • узнаете о преимуществах и рисках внедрения новой системы стандартизации в учреждениях СПО;
  • сможете получить ответы на волнующие Вас вопросы.

+7 (499) 704-47-67

[email protected]

academy-prof.ru

Профстандарт руководителя образовательной организации принимает предложения

На сайте ФИРО представлена актуальная версия профессионального стандарта “Руководитель образовательной организации”, доработанная по результатам замечаний, полученных от  экспертного сообщества и федеральных органов исполнительной власти. Замечания и предложения принимаются.

 

Необходимость разработки профессионального стандарта деятельности по управлению образовательной организацией (дошкольной образовательной организацией, общеобразовательной организацией, профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования, организацией дополнительного образования, организацией дополнительного профессионального образования) вызвана многими факторами. В частности, широким распространением в последние десятилетия в управлении образовательными органихациями методологии управления проектами. Тем не менее, работа многих руководителей и сегодня строится на интуитивном уровне в рамках так называемого “ручного управления”, говорится в поясниетльной записке к документу. 

Необходимость разработки профессионального стандарта руководителя образовательной организации связана с требованиями статьи 51 Федерального закона № 273-ФЗ, которая определяет, что кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время требования к квалификации руководителей образовательных организаций описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), при этом описание должностей имеет экземпляристский характер, что затрудняет его использование, как в сфере трудовых отношений, так и в сфере образования. 

В отличие от квалификационных характеристи, представленных в ЕКС, профстандарты описывают деятельность, а не должности и, соответственно, устанавливают требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенных трудовых функций (ОТФ) и трудовых функций (ТФ) в них входящих, а не для занятия той или иной должности.

Проблема профессиональных стандартов не нова для международной практики, отмечается в документе. Анализ российских и международдных профессиональных стандартов схожей профессиональной деятельности показал, что в США и большинстве европейских стран под профессиональным стандартом понимается подробная характеристика измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженной в терминах компетенций. Нпример, в США существует три вида профессиональных стандартов: кодекс профессиональной этики, содержащий указания этического характера, кодекс квалификационных стандартов, содержащий указания относительно опыта и уровня образования, необходимых для работы и кодекс стандартов профессиональной деятельности, содержащий конкретные инструкции по выполнению той или иной работы. Ярким примером профессиональных стандартов, регулирующих уровень достижения, являются Национальные квалификации профессионального образования и обучения в Великобритании (НКПОО), представляющие собой рамочные квалификации для всех специальностей и отраслей. 

pedsovet.org

ФИРО и Минобрнауки обсудили профстандарт руководителя организацией ДПО

В Москве обсудили доработанный по результатам обсуждений проект профессионального стандарта «Руководитель организацией (подразделением) дополнительного профессионального образования».  Стандарт будет доработан с учётом замечаний, поступивших от Центрального совета общероссийского профсоюза образования и отправлен на утверждение в Минтруд России.

Необходимость разработки профессионального стандарта руководителя образовательной организации связана с требованиями статьи 51 Федерального закона № 273-ФЗ, говорится в пояснительной записке к проекту. Миссия стандарта – обеспечить единые требования к профессиональной деятельности, позволяющие поддерживать ее качество, а также разрабатывать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в данной области. Системное и полное описание трудовых функций деятельности по руководству организациями (подразделениями) дополнительного профессионального образования позволит решить комплекс задач. В частности, в области управления организацией решить задачу качественного выполнения всех трудовых функций; в области подготовки кадров – определения перечня и содержания основных и дополнительных образовательных программ.

Стандарт описывает деятельность руководителя  и устанавливает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенных трудовых функций. Так, руководитель организацией (подразделением) дополнительного профессионального образования должен иметь высшее образование, не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях. Стандарт определяет также необходимые умения, которыми должен обладать руководитель. Среди них умение применять методы системного и стратегического анализа, формировать управленческую команду, развивать внешние связи, социальное партнерство с работодателями, осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке.

После согласования проекта с Центральным советом общероссийского профсоюза образования он будет направлен в Минтруд России для последующего согласования и утверждения.

В совещании приняли участие участие представители Минобрнауки России и  представители разработчиков профессиональных стандартов от ФГБУ «ФИРО» и НП «Союз руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей». 

pedsovet.org

Проект профстандарта “Руководитель образовательной организации” (директор, заместитель директора)

Возможные наименования должностей, профессийРектор Директор Заведующий Начальник
   
Требования к образованию и обучениюВысшее образование и дополнительное профессиональное образование: профессиональная переподготовка или повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности     Прохождение в процессе трудовой деятельности обучения по дополнительным профессиональным программам по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работыДля руководителей дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях Для руководителей профессиональной образовательной организации – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей организации дополнительного профессонального образования – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей органиазций высшего образования – не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях
Особые условия допуска к работеОтсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации2 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации3 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации4 Для руководителей организаций высшего образования – учёная степень и учёное звание9
Другие характеристикиОтдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность могут выполняться лицами, занимающими должности первого проректора, проректора, заместителя руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителя (заведующего) учебной (производственной) практикой в порядке делегирования им полномочий. При этом на них не распространяются вышеуказанные требования к опыту руководящей деятельности. Требование наличия педагогического стажа не предъявляется к лицам, занимающим упомянутые выше руководящие должности и отвечающие за хозяйственную деятельность.
        3.3.1. Трудовая функция
НаименованиеУправление ресурсами дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации и организации дополнительного образования детейКодC/01.7Уровень (подуровень) квалификации7
   
Происхождение трудовой функцииОригиналХЗаимствовано из оригинала      
      Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
   
Трудовые действияОпределение потребности и приоритетных направлений использования финансовых средств образовательной организации и распределение их между статьями бюджета, планирование процессов распределения финансово-экономических, материальных, нематериальных, кадровых, методических, информационных ресурсов деятельности организации
Обеспечение сбалансированного распределения ресурсов по направлениям деятельности/подразделениям организации, определение возможных рисков в связи с изменением объема и перераспределения предоставляемых ресурсов
Привлечение и стимулирование поиска ресурсов, требующихся для эффективной деятельности образовательной организации
Обеспечение формирования внутреннего информационного пространства, эффективных каналов коммуникации и системы обмена знаниями в образовательной организации в целях достижения образовательных результатов
Формирование системы оценки качества кадрового ресурса и организация процесса подбора и аттестации кадров, формирование штатного расписания деятельности организации, организация разработки и утверждение должностных инструкций
Формирование системы мотивации и стимулирования, руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов и иных работников образовательной организации
Обеспечение охраны труда, здоровья и экологической безопасности образовательной организации, обеспечение безопасной образовательной среды.
Обеспечение порядка заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров (контрактов)
Мониторинг, анализ, оценка и контроль эффективности и результативности использования ресурсов организации, организация подготовки отчётов для заинтересованных сторон по эффективности и результативности управления ресурсами организации, корректировка реализации процесса управления ресурсами организации
Обеспечение деятельности организации локальными актами в разных аспектах её функционирования и развития
Необходимые уменияАнализировать и определять потребности образовательной организации в ресурсах с учетом стратегических и тактических задач
Планировать и контролировать эффективное распределение ресурсов образовательной организации, их рациональное использование
Разрабатывать внутренние локальные акты по вопросам управления ресурсами организации, в т.ч. функционирования внутреннего информационного пространства
Оценивать эффективность деятельности педагогических и иных работников образовательной организации, использовать современные формы непрерывного развития кадрового потенциала образовательной организации, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации
Формировать финансовые и управленческие документы, проводить согласование статей бюджета в соответствии со стратегией организации
Согласовывать проекты договоров и соглашений в сфере своей компетенции, осуществлять текущий контроль выполнения обязательств по договорам и контрактам в рамках своих полномочий
Оценивать финансовую эффективность проведенного комплекса работ и отдельных работ, оценивать риски в ведении финансовой деятельности организации
Организовывать деятельность образовательной организации в соответствии с требованиями правил и норм промышленной безопасности и охраны труда
Применять информационно-коммуникационные технологии
Необходимые знанияЗаконодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области бюджетной и финансовой деятельности образовательной организации, налогообложения, по вопросам материального обеспечения деятельности образовательной организации, в области кадрового делопроизводства, аттестации, социальных гарантий педагогических и иных работников образовательной организации
Источники и особенности финансирования образовательной организации с учетом организационно-правовой формы собственности и реализуемого уровня образования, порядок финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации
Порядок подготовки и согласования коллективных договоров и соглашений, хозяйственных и финансовых договоров
Методы планирования и прогнозирования потребности в кадрах, непрерывного профессионального развития кадров образовательной организации
Правила и нормы охраны труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты
Принципы и способы построения информационного пространства в образовательной организации, технологии организации каналов коммуникации в организации и способов защиты информации,
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией
Принципы, методы, технологии анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности образовательной организации
Основы делопроизводста
Методы мониторинга и анализа потребности в необходимых ресурсах, правила формирования и своевременного представления полной и достоверной информации о деятельности организации, его имущественном положении, доходах и расходах
Методы мониторинга состояния и эффективности использования ресурсов образовательной организации, правила проведения проверок и документальных ревизий
Методы оценки рисков и способы из минимизации
Другие характеристики   

o526.pskovedu.ru

Утверждён ли профстандарт руководителя образовательной организации?

Задать вопрос эксперту ClubTK