О штатном расписании в образовательных учреждениях, Письмо Минобрнауки России от 15 апреля 2009 года №03-716

     
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 апреля 2009 года N 03-716

О штатном расписании в образовательных учреждениях



В связи с частыми обращениями в Минобрнауки России по разъяснению вопросов по типовой структуре и штатному расписанию образовательного учреждения Департамент государственной политики в образовании напоминает, что Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2008 года N 177 “О признании не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых актов” было отменено действие следующих Приказов:

Приказа Минпроса СССР от 31 декабря 1971 года N 103 “Об утверждении Типовых штатов дошкольных учреждений”;

Приказа Минпроса СССР от 21 февраля 1979 года N 32 “О введении штатов республиканских (АССР), краевых, областных, окружных станций юных туристов”;


Приказа Минпроса СССР от 31 декабря 1986 года N 264 “Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем”;

Приказа Госпрофобра СССР от 29 января 1987 года N 13 “Об утверждении Типовых штатов средних профессионально-технических училищ системы Госпрофобра СССР”;

Приказа Минпроса СССР от 5 мая 1987 года N 86 “О Типовых штатах общеобразовательных школ”;

Приказа Минпроса СССР от 20 июля 1987 года N 135 “Об утверждении Типовых положений и штатов внешкольных учреждений”.

В настоящее время для общеобразовательных учреждений типовые штаты действующим российским законодательством не предусмотрены.

Согласно статье 32 Закона Российской Федерации “Об образовании” образовательные учреждения несут ответственность за реализацию образовательных программ и самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание (включая введение тех или иных штатных единиц), распределяют должностные обязанности. Порядок комплектования работников образовательного учреждения закрепляется в его уставе.

Число учителей по общеобразовательным предметам определяется исходя из количества классов в соответствии с санитарными правилами и объема учебной нагрузки в соответствии с учебным планом.

Департамент государственной политики в образовании просит довести вышеуказанную информацию до руководителей образовательных учреждений и специалистов, в компетенции которых находятся данные вопросы.

Директор
Департамента государственной
политики в образовании
И.М.Реморенко

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
файл-рассылка

docs.cntd.ru

Штатное расписание образовательного учреждения: правовой аспект

Правовой статус, содержание и форма штатного расписания образовательного учреждения

По своему правовому статусу штатное расписание относится к локальным нормативным актам, то есть находится в компетенции самого образовательного учреждения, что отражено в ст. 28 Закона об образовании. Несмотря на то, что Закон об образовании не предписывает образовательному учреждению обязательное составление такого документа и не обязывает иметь его в определенной законом форме, на практике возникают вопросы о его грамотном составлении и согласовании с другими правовыми актами, действующими в системе образования.

В рассматриваемом документе закреплены структура, штатный состав, перечень и наименование должностей, профессий, окладов и надбавок для каждой из должностей, а также численность организации.  В документе отражена организационная структура, штатная численность подразделений. Таким образом, он помогает решать вопрос, нужно ли привлекать внештатных работников или целесообразнее привлечь штатных в случае необходимости замещения.  Что важнее всего, штатное расписание является обоснованием расходования денежных средств для оплаты труда работников образовательного учреждения.  

с комментариями экспертов

Форма штатного расписания (Т-3) определена в Постановлении Госкомстата от 05.04.2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Это Постановление является единственным документом, регламентирующим формальную сторону рассматриваемого документа.

Форма штатного расписания
Скачать в .docx

Как документ первичной учетной документации, штатное расписание образовательного учреждения подлежит правилам бухгалтерского учета, что отражается на форме и порядке заполнения документа.  Федеральным законом закон от 06.12.2011 года № 402 ФЗ «О бухгалтерском учёте» установлен перечень обязательных реквизитов для документов этого вида. На форме должны присутствовать наименование документа, дата, наименование организации, обозначение работ (услуг) и величины их денежного измерения, должность лица, совершившего операцию, подпись уполномоченных лиц. Печать не указана как обязательный элемент заверения, но и не запрещает ставить печать организации.

Документ заполняется руководителем организации, либо начальником отдела кадров, либо бухгалтером.  Постановление Госкомстата прибавляет к перечню в законе «О бухгалтерском учёте» код организации, который можно уточнить в информационном письме Госкомстата, и номер документа. В графе «Период» ставится дата ввода в действие расписания.  В графе утверждения вносятся реквизиты приказа (наименование, дата, номер), которым штатное расписание было утверждено и определено количество штатных единиц.

Затем приводятся сведения о подразделениях организации, должностях и зарплатах: в первой графе – наименование подразделения; во второй – номер подразделения, начиная с главного; в третьей –  должность, специальность, профессия, класс, разряд, категория, в соответствии с квалификационным справочником; в четвертой – количество штатных единиц; в пятой – размеры окладов по должностям за выполнение работ за единицу времени, либо за месяц; в графах с 6 по 8 вносятся надбавки и доплаты; в графе 9 прописывается итоговая сумма за месяц, в графу 10 вносятся примечания.

Вопросы согласования штатного расписания образовательного учреждения с другими нормативными актами в образовании

На практике возникают вопросы о согласовании штатного расписания с законодательными нормами и общественными организациями, касающимися регулирования трудовых отношений.  В частности, надо ли согласовывать его с профсоюзной организацией.  Поскольку штатное расписание является локальным нормативным актом, создаваемым работодателем, который не отчитывается перед общественным организациям, он не подлежит такому согласованию, если только работодатель сам не предусмотрел согласования с профсоюзной организацией в других своих нормативных актах. 

Часто возникает вопрос о том, нужно ли знакомить работника со штатным расписанием, не ущемляются ли права работника в связи с тем, что его не ставят в известность. Здесь правовая практика исходит из того, что в законе нет норм, обязывающих руководство знакомить работника с этим документом. Кроме того, это нарушало бы правовые нормы о конфиденциальности персональной информации, содержащейся в расписании.

Отношение штатного расписания образовательного учреждения к его финансированию

Нередки вопросы об отношениях учредителя, формирующего объем государственного или муниципального задания, от которого зависит финансирование, и образовательного учреждения, это задание выполняющего и утверждающего штатное расписание как свой локальный нормативный акт.  Нужно ли информировать учредителя об изменении штатного расписания, например, в случае введения новых ставок, которые учреждение вводит за счет средств, поступающих от деятельности, приносящей доход, а также за счет бюджетных субсидий? Такой нормы в законе нет, но учредитель вправе обязать подведомственное учреждение сообщать о создании новых должностей. 

Также часто слышен вопрос, на основе какого норматива численности работников рассчитываются штатные единицы образовательной организации.  На федеральном уровне такой норматив не определен, он существует сейчас только на муниципальном и региональном уровнях.  Но по существу, такие нормативы не являются принципом финансирования образовательных учреждений.  Большая часть образовательных учреждений (федеральные, муниципальные) финансируются, исходя из государственного или муниципального задания, следовательно, объем финансирования зависит не от штатного расписания, а от того, как рассчитывается государственное или муниципальное задание. В письме Министерства финансов от 1 октября 2014 года номер 02-01-0949180 приводятся методические рекомендации учредителю по расчету объема государственного или муниципального задания и финансирования соответствующих должностей работников в штатном расписании.

В заключение, надо отметить, что штатное расписание образовательного учреждения является одним из основных инструментов управления в руках руководителя. В этой связи чрезвычайно важно знать о правовом статусе образовательного учреждения, следить за актуальностью документа, понимать связь с другими правовыми нормами.

www.menobr.ru

Каким образом определяется штатная численность образовательных учреждений?

Каким образом определяется штатная численность образовательных учреждений? Можно ли вместо одних должностей вводить другие (например, вместо положенной должности педагога-организатора ввести должность пионервожатой)? Какие ограничения существуют по штатной численности работников?

ОО вправе самостоятельно устанавливать количество штатных единиц. Наименования должностей, по которым установлены льготы, компенсации и ограничения, должны соответствовать наименованиям ЕКС и профстандартов. В остальных случаях ОО утверждает штатное расписание по своему усмотрению.

Обоснование

Штатное расписание применяют для оформления структуры, штатного состава и штатной численности образовательного учреждения (раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Таким образом, штатная численность ОО утверждается в составе штатного расписания.

Из рекомендации

Особенности установления штатного расписания в образовательной организации

<…>В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) образовательная организация (далее – ОО) обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом ОО.

Внимание: согласно пп. 4, 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей относится к компетенции ОО. Таким образом, определение наименований должностей и количество штатных единиц по каждой конкретной должности определяет ОО.<…>

<…>Таким образом, определение штата работников в каждой конкретной ОО осуществляется с учетом поставленных целей и задач (выполнение в полном объеме образовательных программ, обеспечение безопасности и т. д.). <…>

Из рекомендации
Наименование должностей работников образовательной организации в соответствии с ЕКС

<…>В соответствии с пунктами 4, 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” установление штатного расписания, прием работников на работу, заключение и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательной организации (далее – ОО).

Следовательно, к компетенции ОО относится установление количества штатных единиц по каждой конкретной должности и определение наименований должностей работников. <…>

<…> Внимание: если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами выполнение работ по определенным должностям (профессиям, специальностям) связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то наименование этих должностей (профессий, специальностей) и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. <…>

<…> Следовательно, если по определенной должности законодательством установлены компенсации либо льготы и такая должность предусмотрена ЕКС, то ее наименование должно соответствовать наименованию, указанному в ЕКС.

Внимание: если в отношении должности законодательством не предусмотрено каких-либо компенсаций и льгот, то ее наименование ОО вправе установить самостоятельно. <…>

Должность педагог-организатор относится к педагогической. В ЕКС данное наименование должности обозначено. Для педагогических работников законодательство устанавливает ряд льгот и компенсаций. Например, на сокращенную продолжительность рабочего времени, удлиненный отпуск и т.д. Поэтому изменять наименования педагогических должностей, обозначенных в ЕКС и профстандартах нельзя.

В остальном, ОО обладают полной самостоятельностью при утверждении штатного расписания, и соответственно, при определении штатной численности образовательных учреждений и наименовании должностей в ОО.

На региональном или муниципальном уровне могут быть даны указания и рекомендации по расчету численности работников, обратитесь за разъяснениями к учредителю.

Актуально сейчас:
  Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
  Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку>

www.menobr.ru

можно ли ввести новую должность?

Имеет ли право руководитель на введение новой должности в штатное расписание образовательной организации: вместо делопроизводителя ввести должность документоведа, так как работник имеет высшее юридическое образование, осуществляет работу с приказами, внешней и внутренней корреспонденцией, ведет начисление родительской платы и компенсации, контролирует медицинские осмотры сотрудников, ведет работу на сайтах и т.д.? И все это на 0,5 ставки делопроизводителя. Повышающие коэффициенты мизерные.

1) Как сделать сотруднику достойную зарплату в рамках законодательства?
2) Может ли быть внесен в Коллективный договор пункт о доведении некоторым категориям работников заработной платы до МРОТ, а начисление стимулирующей оплаты производить уже сверх МРОТ?

ОО имеет права на введение новой должности в штатное расписание, также в полномочиях организации внесение изменений в систему оплаты труда работников и предусмотрение более высокого оклада работнику. Также возможно с согласия работника поручить ему дополнительную работу, заключить с ними дополнительное соглашение и предусмотреть доплату.

Обоснование из рекомендации
Особенности установления штатного расписания в образовательной организации 

<…>В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) образовательная организация (далее – ОО) обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом ОО.

Внимание: согласно пп. 4, 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” установление штатного расписания образовательной организации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей относится к компетенции ОО. Таким образом, определение наименований должностей и количество штатных единиц по каждой конкретной должности определяет ОО.<…>

<…>Кроме того, необходимо обратить внимание на способы и размер финансирования ОО в части финансирования затрат на заработную плату работников.

Внимание: если ОО введет в штат должности, не предусмотренные при финансировании, затраты на их содержание ОО должна будет компенсировать за собственный счет.<…>

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

Таким образом, ОО вправе внести изменения систему оплаты труда, и пересмотреть оклады, системы доплат и надбавок и т.д. в сторону повышения, если фонд оплаты труда работников и финансирование позволяют внести такие изменения. Порядок внесение изменений в систему оплату труда зависит от того, какими документами она устанавливается.

Например, при внесении изменений в Положение о системы оплаты труда, являющимся локальным актом ОО, затрагивающим права работников, учитывается мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

Если система оплаты труда устанавливается коллективным договором, то порядок внесения изменений зависит от условий самого коллективного договора. Либо порядок внесения изменений в коллективный договор такой же как при его заключении (то есть путем проведения коллективных переговоров), либо в нем предусмотрен иной порядок.

При введении новой должности в штатное расписание образовательной организации Вы можете предусмотреть более высокий должностной оклад и перевести работника (с его согласия) на данную должность.

При переводе работника на новую должность заключается дополнительное соглашение к трудовому договору.

Помимо данного способа повышения оплаты труда работнику, возможно заключение с работником дополнительного соглашения о выполнении дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).

Из рекомендации

Основная и дополнительно оплачиваемая педагогическая работа

<…>В соответствии со статьей 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.<…>

<…>У того же работодателя работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение дополнительной работы путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Такая работы должна дополнительно оплачиваться в порядке, предусмотренном статьей 60.2 ТК РФ (совмещение должностей, расширение зоны обслуживания и т. д.).<…>

<…>В силу статьи 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Внимание: также может быть оплачена иная работа, не предусмотренная должностными обязанностями по основной должности. <…>

Актуально сейчас:
  Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
  Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку>

www.menobr.ru

Как утверждать тарификацию, штатное расписание образовательной организации?

Как должны утверждаться тарификация, штатное расписание образовательной организации (в школе и детском саду)?

Утверждение тарификации, штатного расписания образовательной организации не регламентировано на законодательном уровне и относится к самостоятельной компетенции ОО.

Обоснование
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Следовательно, тарификация, штатное расписание образовательной организации составляются и утверждаются на усмотрение ОО.

Из рекомендации

Особенности установления штатного расписания в образовательной организации

<…> Внимание:

согласно пп. 4, 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей относится к компетенции ОО. <…>

Следовательно, образовательная организация самостоятельно определяет порядок утверждения штатного расписания и распределения должностных обязанностей в соответствии с её уставом, в том числе и должностей в структурных подразделениях, если при школе имеется детский сад.

Из рекомендации

Кто из органов управления должен принимать локальные нормативные акты?

<…> Следует отметить, что для разных локальных нормативных актов могут быть предусмотрены различные модели их принятия. Порядок принятия локальных актов необходимо зафиксировать в уставе, определив, какая модель является наиболее актуальной для конкретной образовательной организации. <…>

Как правило, они утверждаются распорядительным актом руководителя. В Системе Образование представлена рекомендация: Как подготовить приказ.

Актуально сейчас:
  Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
  Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку>

www.menobr.ru

Штатное расписание образовательной организации для технического персонала

Каким нормативным документом пользоваться при составлении штатного расписания образовательной организации для технического персонала? Муниципалитетом принят норматив на 1 ставку технички 600 кв.м., школа обучает учащихся старшей школы профессии “Водитель категории “В” и”С” – убрали ставку механика.

Федеральное законодательство таких нормативов для образовательных организаций не устанавливает. Установление штатного расписания и нормирование труда являются самостоятельной компетенцией образовательной организации.

Обоснование из рекомендации

Особенности установления штатного расписания образовательной организации

<…> В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) образовательная организация (далее – ОО) обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом ОО.

Таким образом, определение штата работников в каждой конкретной ОО осуществляется с учетом поставленных целей и задач (выполнение в полном объеме образовательных программ, обеспечение безопасности и т. д.). <…>


В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ТК РФ нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

В соответствии со ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Следовательно, образовательная организация самостоятельно определяет штатное расписание в соответствии со своими потребностями. Нормирование труда (например, определение нормы 600 кв.м. на 1 ставку технички) устанавливается локальным актом организации. Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях направлены приказом Минтруда России от 30.09.2013 года № 504.

Если учредитель установил такое ограничение, представьте ему обоснование необходимости введения должностей в штатное расписание в соответствии с нуждами организации.

Из рекомендации

Особенности установления штатного расписания образовательной организации

<…> Таким образом, определение штата работников в каждой конкретной ОО осуществляется с учетом поставленных целей и задач (выполнение в полном объеме образовательных программ, обеспечение безопасности и.т. д.). <…>

<…> если ОО введет в штат должности, не предусмотренные при финансировании, затраты на их содержание ОО должна будет компенсировать за собственный счет. <…>

Актуально сейчас:
  Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
  Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку>

www.menobr.ru

Штатное расписание образовательной организации: должность “преподаватель”

Можно ли в штатное расписание образовательной организации (школа с 5-11 класс) вместо должности “учитель” ввести должность “преподаватель” по решению учредителя?

Должность преподавателя может быть введена в штатное расписание образовательной организации, однако если наличие такой должности не предусмотрено финансированием, то затраты на оплату труда по ней организация несёт самостоятельно. Также возникнут сложности с нормированием труда такого работника.

Обоснование
Об утверждении Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н это две разные должности с разным объемом примерных должностных обязанностей и требований к квалификации.

Обоснование из рекомендации

Особенности установления штатного расписания в образовательной организации

<…> Внимание:

согласно пп. 4, 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей относится к компетенции ОО. Таким образом, определение наименований должностей и количество штатных единиц по каждой конкретной должности определяет ОО.<…>

Кроме того, необходимо обратить внимание на способы и размер финансирования ОО в части финансирования затрат на заработную плату работников.

<…> Внимание:

если ОО введет в штат должности, не предусмотренные при финансировании, затраты на их содержание ОО должна будет компенсировать за собственный счет.<…>

Соответственно, нельзя применить наименование “преподаватель” к должности “учитель”, это будет новой должностью в случае её введения.

Если Вы все же решите ввести такую должность в штатное расписание образовательной организации, то в трудовом договоре с работником нужно будет отразить объем учебной нагрузки. Объем учебной нагрузки педагогических работников определяется в соответствии с Приложением 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601. Указанным документом определяется нагрузка преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта и преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (п. 2.8.1 Приложения).

Актуально сейчас:
  Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
  Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Вам доступна скидка 50% на комплект журналов для всего педколлектива.
Получить скидку>

www.menobr.ru