Статья 134 трудового кодекса рф – 134. /
Ст 134 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года
1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.
В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.
Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.
2. Применяя ст 134 ТК РФ следует учитывать, что индексации подлежит не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
3. Трудовое законодательство с 1 января 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.
4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.
5. В организациях так называемого “реального сектора экономики”, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей – физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя ст 134 ТК РФ этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.
6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).
Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, отраслевое тарифное соглашение между ЦК профсоюза машиностроителей Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на 2009 – 2011 годы (п. 4.5) рекомендует по окончании каждого квартала производить индексацию заработной платы работников исходя из уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, на территории которого находится организация (СПС КонсультантПлюс). Иной подход избран в Отраслевом соглашении по транспортному строительству на 2007 – 2009 годы (п. 2.4): оно предписывает работодателям отрасли ежеквартально осуществлять индексацию тарифных ставок (окладов) не менее чем на величину роста потребительских цен на товары и услуги за прошедший период на основании данных Федеральной службы государственной статистики (СПС КонсультантПлюс). В коллективном договоре Открытого акционерного общества “Балтийский завод” на 2007 – 2009 годы работодатель принял на себя обязательство 2 раза в год (в январе и июле) индексировать заработную плату на 3,0% работникам, у которых она при полностью отработанном месячном фонде составляет менее двукратного размера прожиточного минимума по Санкт-Петербургу (п. 6.1).
trud-kodeks.ru
Статья 134 Трудового Кодекса РФ с комментариями
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Комментарий к статье 134 ТК РФ
ТК устанавливает, что повышение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, поскольку их рост влечет повышение стоимости жизни и, соответственно, частично обесценивает заработную плату, которую необходимо корректировать с учетом увеличивающегося прожиточного минимума.
Индексация представляет собой установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации – поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).
Индексация заработной платы в бюджетных организациях должна осуществляться в порядке, установленном законами и иными правовыми актами.
Судебная практика по делам о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы исходит из того, что в случае удовлетворения иска применяется индекс роста МРОТ, если за период задержки выплаты заработной платы МРОТ повышался в централизованном порядке. В случаях, когда за этот период МРОТ в централизованном порядке не изменялся, суды применяют индекс роста потребительских цен.
У работодателей, которые не получают бюджетного финансирования, индексация заработной платы осуществляется в порядке, определенном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Условие об индексации оплаты труда может быть включено и в трудовой договор.
Другой комментарий к статье 134 ТК РФ
1. Одной из основных государственных гарантий по оплате труда является принятие мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы (абз.3 ч.1 ст.130 ТК РФ).
Согласно положениям комментируемой статьи обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.
Таким образом, предусмотренная ст.134 ТК РФ обязанность работодателя периодически проводить индексацию заработной платы обусловлена исключительно ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработной платы направлена на то, чтобы заработная плата росла не меньшими темпами, чем цены на товары и услуги.
Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 25 марта 2002 года N 23.
Индекс потребительских цен является важным показателем, характеризующим инфляционные процессы в стране, и используется, в том числе, в целях пересмотра минимальных социальных гарантий населению, характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.
2. Законодателем предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Например, согласно положениям письма Минздравсоцразвития РФ от 20 мая 2011 года N 22-1/10/2-4937 “Об индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджетов” в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2014 года бюджетные ассигнования были определены исходя из индексации в 2011 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 1 июня 2011 года на 6,5%. В связи с этим индексация заработной платы работников подведомственных учреждений с 1 июня 2011 года была обеспечена в пределах указанных ассигнований.
Иные работодатели производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, ЛНА.
В письме Роструда от 19 апреля 2010 года N 1073-6-1 “Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем” указано, что в случае, если в ЛНА организации не предусмотрен такой порядок, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации ЛНА.
По мнению Р.Яковлева, “государство не устанавливает никаких гарантий относительно заработной платы работников при росте потребительских цен на товары и услуги. Решение всех вопросов индексации заработной платы оно перекладывает на собственников организаций, не предъявляя к ним никаких требований, кроме установления нужного им порядка индексации заработной платы. При этом слова “порядок индексации” собственник организации может понимать так, как он хочет. Не случайно во многих коллективных договорах избранный порядок описывается лаконично: “Работодатель производит индексацию заработной платы по мере изыскания необходимых средств”.
________________
Яковлев Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации // Человек и Труд. 2008. N 1.
Аналогичные сведения представлены Зуйковым А., который указывает, что, “как правило, индексация проводится лишь крупными компаниями, присоединившимися к отраслевым соглашениям, в которых это обязательство зафиксировано. В небольших организациях подобная корректировка фонда оплаты труда практически не практикуется. А если и есть упоминание об индексации в коллективном или трудовом договоре либо внутреннем нормативном акте, то с оговоркой: “При наличии у работодателя финансовых возможностей”.
________________
Зуйков А. Индексация заработной платы: “гарантийное” право // Информационный бюллетень “Экспресс-бухгалтерия”. 2012. N 21. С.17.
Вместе с тем по вопросу конституционности положений ст.134 ТК РФ КС РФ обращает внимание на то, что индексация заработной платы по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права (см. определение КС РФ от 17 июня 2010 года N 913-О-О).
Помимо индексации начисленной заработной платы перерасчету подлежат иные суммы, связанные с задержкой заработной платы.
Так, согласно п.55 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.
newtkrf.ru
Для кого положения ст. 134 ТК РФ являются обязательными?
Ст 134 ТК РФ обязывает работодателя поддерживать размер реальной заработной платы работников на постоянном уровне и проводить индексацию. Как регламентируется порядок повышения оплаты труда, рассказывают эксперты.
Из статьи вы узнаете:
О чем говорится в статье 134 ТК РФ
Статья 134 ТК РФ относится к главе «Заработная плата». В отношении работника устанавливается гарантия соответствия оплаты его труда с учетом инфляции — роста потребительских цен на товары и услуги. То есть, законом предусматривается сохранение уровня реальной заработной платы при повышении стоимости жизни.
Но даже невысокий уровень инфляции с течением времени способен существенно уменьшить количество и объем тех товаров и услуг, которые работник мог приобрести изначально. Поэтому статья 134 ТК РФ призвана защитить право работника на адекватную вложенному труду оплату его деятельности. Это гарантия, установленная на самом высоком, государственном уровне.
Статья 134 ТК РФ по объему небольшая и состоит всего из двух предложений. В первом предложении ст. 134 ТК РФ индексация заработной платы устанавливается как один из механизмов поддержания ее реального наполнения.
Вторым предложением устанавливается обязанность предприятий-работодателей обеспечить своим работникам повышение уровня реального содержания заработной платы. При этом:
- на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности, органах государственного и муниципального управления индексация производится в порядке, установленном трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые взаимоотношения;
- на предприятиях иных форм собственности — в соответствии с коллективными договорами, двусторонними соглашениями с работниками, локальными нормативными актами.
Как видно из текста статьи 134 ТК РФ, обязанность разработать и предусмотреть механизм индексации зарплаты установлена для предприятий любой формы собственности.
Консультацию по вопросу индексации заработной платы вы всегда сможете получить у экспертов «Системы кадры».
Вопрос из практикиОбязана ли организация проводить индексацию заработных плат сотрудников
Отвечает Нина Ковязина,заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России.
Зарплату сотрудников необходимо индексировать в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК). Повышение уровня реального содержания зарплаты является одной из основных государственных гарантий. Поэтому индексация уровня зарплаты сотрудников является обязанностью, а не правом организации. Это следует из статьи 130 Трудового кодекса РФ…
Механизм применения положений статьи 134 ТК РФ
Как следует из текста ст 134 ТК РФ, индексация заработной платы в организациях федерального и муниципального подчинения производится в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством, правовыми актами федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.
Остальные предприятия механизм индексации устанавливают внутренними регламентами. Данными регламентами предусматриваются:
- периодичность проведения индексации;
- порядок расчета величины коэффициента индексации;
- перечень выплат, предусмотренных системой оплаты труда предприятия, которые подлежат корректировке с учетом инфляции.
Правоприменение ст. 134 ТК РФ носит двойственный характер. С одной стороны закон гарантирует работнику сохранение реальной заработной платы. С другой — дает работодателю возможность предусмотреть механизм индексации. Но корректировка размеров оплаты труда в соответствии с изменением потребительских цен является обязанностью работодателя. Индексация зарплаты, статья 134 ТК РФ, в коммерческих организациях проводится по правилам, установленным компанией.
Параметры проведения индексации зарплаты по статье 134 ТК РФ
Сроки индексации и ее периодичность работодатель волен устанавливать самостоятельно. На большинстве предприятий повышение оплаты труда работникам на основании статьи 134 ТК РФ производится ежеквартально или ежегодно.
Порядок повышения уровня реального содержания зарплаты законом также отдается на регламентацию работодателя. Поэтому не обязательно, что повышающий коэффициент будет напрямую определяться официальным показателем — инфляции. Судебная практика показывает, что при разрешении трудовых споров, обусловленных индексацией зарплаты, основным регламентом является установленный работодателем порядок ее проведения.
Таким образом, как следует из ст. 134 ТК РФ с комментариями 2018 года, работодатель имеет право устанавливать коэффициент индексации выше или ниже официального уровня инфляции с учетом реальных финансовых возможностей. Но при этом также должны учитываться интересы работников. Их реальный заработок, по возможности, должен поддерживаться на постоянном уровне.
Что касается составных частей системы оплаты труда, которые подлежат индексации по ст. 134 ТК РФ, эксперты считают, что повышаться должна постоянная часть заработной платы, производится повышение оклада.
При этом меры по сохранению реального заработка должны касаться всех без исключения работников.
Как установить на предприятии порядок проведения индексации по статье 134 ТК РФ
Порядок проведения индексации зарплаты, статья 134 ТК РФ, можно прописать в Положении об оплате труда, как это показано на рисунке.
Скачайте образцы:
Положение об оплате труда
Скачать бланк или заполненный образец
После того, как порядок проведения индексации будет прописан в коллективном договоре или локальном акте, повышение зарплаты работникам производится на основании этого документа и соответствующего приказа. В нем обязательно дайте ссылку на внутренний нормативный документ. Образец приказа приведен на рисунке ниже.
Скачайте образцы:
Приказ об индексации зарплаты
Скачать бланк или заполненный образец
Вывод
Наличие на предприятии локального акта, регламентирующего индексацию зарплаты на основании статьи 134 ТК РФ, является обязательным. Работодатель вправе самостоятельно устанавливать параметры ее проведения.
www.kdelo.ru
Статья 134. Трудового кодекса РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Комментарии к ст. 134 ТК РФ
1. Индексация – установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации – поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).
2. Индексация может быть предусмотрена в трудовом договоре. Работник может предложить работодателю включить индексацию заработной платы исходя из официального уровня инфляции.
- Автор: Компания Консультант
Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.
Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.
consultant-mos.ru
Статья 134 ТК РФ: Комментарий
Право работника на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для него самого и его семьи, — один из основных принципов трудового права (ст. 2 Трудового кодекса РФ – далее – ТК РФ). Данный принцип должен обеспечиваться соответствующими правовыми гарантиями в сфере оплаты труда. В числе таких гарантий меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 130 ТК РФ). Речь идет об индексации заработной платы работников с учетом инфляционного роста стоимости потребительских товаров и услуг. Общие положения на этот счет предусмотрены в статье 134 ТК РФ, согласно которой органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения должны производить индексацию заработной платы в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а другие работодатели на основании локального регулирования. По признанию большинства специалистов указанная норма неэффективна. Считаем, что понятие «не эффективна» чересчур мягко определяет ситуацию с законодательным закреплением и практическим применением правил об индексации оплаты труда в России. Следует признать, что в существующем виде нормы ст. 134 ТК РФ не являются государственной гарантией оплаты, не обеспечивают ясного, однозначного и обязательного регулирования и скорее выступают в качестве законодательной рекомендации работодателям индексировать оплату труда. Отсутствие регулятивного значения этих норм объясняется тем, что специального трудового законодательства, к которому отсылает ст. 134, просто не существует 2 . Индексация в государственных, муниципальных учреждениях определяется нормами законов о бюджете соответствующего уровня (в законах о бюджете на 2016 – 2018 годы не предусмотрена). Сама по себе статья 134 ТК РФ не определяет ни размер (критерии), ни порядок индексации заработной платы, ни ее периодичность ее проведения. Многие годы спорным остается и вопрос об обязательности индексации для небюджетных работодателей, нет и единства практики прокурорского надзора, судебной практики на этот счет. Одни суды постановляют, что если индексация заработной платы работников не предусмотрена ни законодательством, ни локальными нормативными актами, то обязать работодателей производить такую индексацию невозможно . В других случаях суды отмечают, если работодатель не относится к организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, то у него нет оснований для индексации заработной платы. определении Конституционного суда РФ от 17 июня 2010 г. № 913-О-О сказано, что законоположения статьи 134 ТК РФ разъясняется, что индексация оплаты труда должна производиться для всех без исключения работников, заключивших трудовой договор. В ноябре 2015 г. Конституционный Суд РФ в определении от № 2618-О еще раз подчеркнул, что статья 134 ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить своих работников данной гарантии. Механизм индексации определяется при заключении трудового или коллективного договора либо в локальных актах. О каком именно механизме идет речь – не уточняется. Контролирующие органы трактуют данное положение по-разному. В одних случаях предписывают установить и применять индексацию, в других считают ее правом работодателя целях устранения указанных противоречий и придания нормам ст. 134 ТК РФ качеств государственной гарантии, понятие «индексация оплаты труда» следовало бы закрепить в статье 129 ТК РФ. А также в нормах ТК РФ или в специальном федеральном законе (такой вариант предпочтителен) однозначно решить вопрос о ее обязательности для всех работодателей и предусмотреть единые правила ее проведения в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги.
Статья на тему статья 134 тк комментарий
]]>Отличная статья 0
idatenru.ru
Статья 134 ТК РФ с комментариями. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Договоры
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
- Интервью
- Кадровики советуют
- Командировки
- Конфиденциальность
- Материальная ответственность
- Медосмотры
- Обучение и переподготовка
- Оплата труда
- Отпуска
- Отчетность
- Охрана труда
- Оценка персонала
- Персональные данные
- Подбор персонала
- Прием на работу
- Проверки
- Профессии
- Профстандарты
- Рабочее время
- Р
clubtk.ru
Работодатель обязан индексировать зарплату (КС РФ)
Индексация зарплаты является госгарантией. Организации, не относящиеся к бюджетным, не могут лишить сотрудников этой гарантии и уклониться от установления индексации. Ее механизм определяется в коллективном, трудовом договоре либо в локальном акте с учетом мнения профсоюза.
КС РФ высказывает такое мнение не впервые. Следует, однако, обратить внимание: как будет проводиться индексация и где закрепят соответствующие положения, остается на усмотрение работодателя. Подробнее читайте в Определении КС РФ ниже.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2015 г. N 2618-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ДЫКОВА
ИГОРЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 130 И 134 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.А. Дыкова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.А. Дыков оспаривает конституционность следующих положений Трудового кодекса Российской Федерации:
статьи 130, закрепляющей в качестве одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; статьи 134, определяющей, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, и устанавливающей, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Заявитель, указывающий на неверное толкование и применение оспариваемых норм при рассмотрении его дела судом общей юрисдикции, нарушение своих прав усматривает в том, что статьи 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации являются неопределенными, поскольку не содержат механизма индексации заработной платы, не определяют ее порядок и периодичность.
Оспариваемые нормы были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.А. Дыковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913- О-О).
Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1707-О).
Таким образом, оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.
Разрешение же вопроса о правомерности действий конкретного работодателя в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, не входит, как не относится к его полномочиям и контроль за деятельностью судов общей юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дыкова Игоря Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
aplaw.ru