Изменения в страховом стаже в Беларуси в 2017 году

С 1 августа 2017 г. для некоторых категорий граждан минимальный страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту (далее – пенсия), составит 10 лет <1>.

С чем это связано

Законодательством предусмотрен ряд условий, одновременное соблюдение которых позволяет гражданам претендовать на назначение пенсии. Помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста (в настоящее время это 60 лет 6 месяцев для мужчин и 55 лет 6 месяцев для женщин <2>) к ним также относится наличие:

– стажа работы (для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет) <3>;

– страхового стажа, т.е. стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.

С 1 января 2017 г. страховой стаж, необходимый для назначения пенсии, а также пенсии за выслугу лет, ежегодно увеличивается на полгода до достижения 20 лет. Так, в 2017 году его продолжительность должна быть не менее 16 лет, а в 2018 году – уже не менее 16 лет 6 месяцев и т.д. <4>

В силу определенных жизненных обстоятельств некоторые категории граждан не имели возможности отработать необходимое количество лет, поскольку осуществляли уход за детьми, получали образование в дневной форме и др. Для решения данной проблемы издан Указ, снижающий минимальную продолжительность страхового стажа для таких категорий граждан до 10 лет.

Для кого страховой стаж сократится

Получить пенсию при наличии как минимум 10-летнего страхового стажа смогут граждане, которые одновременно <5>:

– достигли общеустановленного пенсионного возраста;

– имеют стаж работы не менее 40 лет (для мужчин) и 35 лет (для женщин).

Отметим, что в стаж работы засчитывается не только время, когда человек трудился, но и иные периоды, предусмотренные законодательством <6>. К примеру, когда гражданин осуществлял уход за инвалидом, проходил альтернативную службу или получал пособие по безработице.

Обратите внимание!
Предусмотрены случаи, когда вышеуказанные периоды включаются в стаж работы не полностью. В частности, в стаж работы в общей сложности засчитывается только 9 лет нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Иными словами, если лицо уходит в такой отпуск в четвертый раз, то этот период не будет засчитываться ему в стаж работы
<7>

Для граждан, проходивших военную службу, минимальный страховой стаж составит также 10 лет при соблюдении следующих условий <8>:

– достижение общеустановленного пенсионного возраста;

– наличие стажа работы не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно;

– прохождение как минимум 10 лет военной службы, входящей в стаж работы;

На заметку
Военной службой считается период службы в Вооруженных Силах, погранвойсках, внутренних войсках МВД, в ОВД, ОГБ и иных воинских формированиях и органах в соответствии с законодательством. При этом, если военная служба приходится на время нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, этот период не засчитывается в 10-летний период военной службы <9>

– отсутствие права на пенсию (например, по инвалидности) в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих <10>.

Что нового в исчислении стажа работы

Для отдельной категории граждан изменен порядок исчисления стажа работы. Это коснется лиц, ухаживающих:

за инвалидом I группы;

ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или госорганизации здравоохранения в постоянном уходе.

Теперь периоды ухода будут засчитываться в стаж работы граждан до достижения ими возраста, дающего право на социальные пенсии. Напомним, что для мужчин это 65 лет, а для женщин – 60. Ранее периоды ухода засчитывались в стаж работы до достижения ухаживающим лицом общеустановленного пенсионного возраста <11>.

Комментарий Минтруда и соцзащиты

ilex.by

Подтверждение трудового стажа свидетельскими показаниями

Новая страница 2

Трудовой стаж — один из юридических фактов, который необходим для возникнове­ния права на трудовую пенсию. В юридической литературе под трудовым стажем работника понимают продолжительность работы, в период которой работник подлежал государственно­му социальному страхованию, а также другие периоды, указанные в законе, которым нормы права придают юридическое значение в сфере социального обеспечения.

Трудовой (страхо­вой) стаж — это периоды уплаты взносов госу­дарственного социального страхования, работы по найму или самостоятельной трудовой дея­тельности, определяемые или признаваемые в качестве таковых законодательством, в соот­ветствии с которым они накоплены, а также любые периоды, приравненные по этому зако­нодательству к трудовому (страховому) стажу (ст. 1 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспе­чении, ратифицированного Законом Республи­ки Беларусь от 9 ноября 1999 г. «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Литов­ской Республикой о социальном обеспечении»).

Законодательство о социальном обеспече­нии Республики Беларусь различает три вида трудового стажа работника: общий, непрерыв­ный, специальный.

Общий трудовой стаж — это суммарная про­должительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, которой нормы права придают значение трудового стажа.

В действующем законодательстве отсутствует легальное определение понятия «непрерывный трудовой стаж». В юридической литературе под непрерывным трудовым стажем понима­ется продолжительность последней работы на одном предприятии (в учреждении, организа­ции) при условии, что перерыв в трудовой дея­тельности не превысил установленных законо­дательством сроков. В непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

Специальный трудовой стаж — это про­должительность работы гражданина у соответствующего нанимателя с учетом вредных условий труда, его интенсивности, тяжести и других специальных условий.

Стаж работы подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии — иными доку­ментами, содержащими сведения о перио­дах работы, либо справками об уплате стра­ховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ст. 54 Зако­на Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок подтверждения стажа работы при отсутствии трудовой книжки или соответству­ющих записей в ней, а также стажа работы лиц, подлежащих государственному социальному страхованию при условии уплаты страховых взносов, определяется Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение).

Согласно п. 1 Положения трудовой стаж уста­навливается по документам, выданным с места работы, службы, учебы или осуществления иной деятельности, засчитываемой в стаж работы в соответствии со ст. 51 Закона «О пенсионном обеспечении», а также по документам, выданным архивными учреждениями и иными организа­циями, имеющими сведения о работе, службе, учебе. Засчитываемые в стаж для назначения пенсии периоды работы и иной деятельности, протекавшие после вступления в силу на всей территории Республики Беларусь Закона Респу­блики Беларусь от 6 января 1999 г. «Об индивиду­альном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» с последующими изменениями и дополнениями  устанавливаются на основании сведений индиви­дуального персонифицированного) учета.

Подготовка и представление документов, необходимых для назначения пенсии, осу­ществляется администрацией организации по последнему месту работы работника. Как ука­зывалось ранее, основным документом, под­тверждающим стаж работы, является трудовая книжка, в которой должны содержаться все сведения о месте, периоде работы и занимае­мой должности. Если трудовая книжка отсут­ствует, или в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи, или содержатся непра­вильные записи о периодах работы, то в каче­стве доказательств, подтверждающих наличие трудового стажа, могут выступать другие доку­менты, а при определенных условиях — свиде­тельские показания.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (61), февраль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

otdelkadrov.by

Будет ли учтен стаж работы в РБ при начислении пенсии в России?

Здравствуйте Елена.

Стаж учитывается, при этом стаж при осуществлении трудовой деятельности как в Республике Беларусь, так и в России.

Обратимся к соответствующим официальным разъяснениям Пенсионного Фонда РФ:

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших из республик бывшего СССР

Международные договоры

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины)

Для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

паспортом гражданина  РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

паспортом гражданина  РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости

Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. 

При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты. 

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. 

Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает  в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. 

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

http://www.pfrf.ru/grazdanam/p...

pravoved.ru

Минтруда и соцзащиты разъяснило вопросы исчисления страхового стажа для назначения трудовой пенсии

В связи с публикациями в СМИ по вопросам о страховом стаже (стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование) для назначения трудовой пенсии по возрасту и снижении этого стажа с учетом Указа Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» Минтруда и соцзащиты поясняет следующее.

Указом № 233 предусмотрено снижение до 10 лет страхового стажа (работы с уплатой взносов) гражданам, которые не отработали требуемого страхового стажа (от 16 лет в 2017 до 25 лет в 2025 году) поскольку длительно занимались другой деятельностью, учитываемой в пенсионных отношениях: например, ухаживали за малолетним ребенком, учились на дневном отделении, проходили военную службу, ухаживали за нетрудоспособным. Полный перечень таких периодов деятельности содержится в части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении».

Иная деятельность граждан для целей пенсионного обеспечения не учитывается. Так, например, право на трудовую пенсию никогда не предоставлялось и не может предоставляться за ведение собственного домашнего хозяйства.

Таким образом, если необходимый страховой стаж не сформирован по причине длительного осуществления деятельности, перечисленной в части второй статьи 51 Закона, пенсия по возрасту может назначаться при общем стаже не менее 35 лет у женщины, 40 лет – у мужчины, из которых только 10 лет приходится на работу с уплатой взносов.

Подходы к исчислению страхового стажа с принятием Указа не изменились: это только периоды работы (предпринимательской, творческой деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов.

Включение в стаж периодов ухода за малолетним ребенком

Согласно пункту «в» статьи 51 в стаж включаются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности).

Наличие данной нормы не означает, что каждой маме в обязательном порядке стаж увеличивается на три года за каждого ребенка. При исчислении стажа учитывается, работает ли мама на дату рождения ребенка, и даты рождения последующих детей.

Если мама на дату рождения ребенка состоит в трудовых отношениях, в стаж включается её работа до и после отпуска по уходу за ребенком (как стаж работы с уплатой взносов), а также непосредственно сам отпуск по уходу за ребенком до 3-х летнего возраста, так называемый декретный отпуск (как период ухода за ребенком) – на основании приказов нанимателя о начале и окончании отпуска. Если мама вышла на работу досрочно, до окончания отпуска, время ухода за ребенком также считается до выхода на работу.

Если мама на дату рождения ребенка не работает, в стаж включается время ухода за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста (по свидетельству о рождении). Если мама трудоустроилась раньше достижения ребенком возраста 3-х лет, время ухода также включается в стаж до её выхода на работу.

То есть, совпадающие по времени периоды (работы и/или ухода) учитываются при исчислении стажа только один раз. Это актуально и для случаев, когда уход осуществлялся одновременно за несколькими детьми, которые рождались с интервалом менее трех лет. Так, например, при рождении двойни совпадающие по времени периоды ухода за двумя детьми будут засчитаны в стаж в календарном порядке только один раз, как уход за одним ребенком.

Максимальная продолжительность включаемых в стаж периодов ухода и для работающих мам (в виде отпусков по уходу), и для неработающих мам – 9 лет, независимо от количества детей. В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми.

В равной степени это относится и к включению в стаж времени ухода работающей мамы за детьми, рожденными до 1990 года. Трехлетний отпуск по уходу за ребенком стал предоставляться только с 01.12.1989, в 1982–1989 годах он составлял полтора года, до 1982 года был еще меньше.

По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

www.pravo.by

«Белорусский стаж» учитывается при назначении пенсий в России

01 апреля 2013 14:29

В День единения народов России и Беларуси, 2 апреля, существенной является информация о пенсионном обеспечении жителей Союзного государства. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а россиян - в Беларусь, имеет некоторые особенности. Оно регулируется специальным Договором, учитывающим многочисленные нюансы. Этот договор — один из самых проработанных, направленных на защиту пенсионных прав жителей бывшего Советского Союза, считают в Пенсионном фонде.

Международный Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения действует с 29 марта 2007 года. Он основан на пропорциональном принципе. Каждая Договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) на основании стажа, приобретенного на её территории. При этом периоды стажа по 12.03.1992 г. (включительно) учитывает та сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией.

По Договору право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь, проживающие на территории одного из государств, а также члены их семей, подпадающие под действие законодательства сторон.

При определении права на пенсию возможно суммирование стажа, выработанного на территории одного государства, со стажем, выработанным на территории другого. При этом подсчет и подтверждение стажа осуществляется по Законодательству обоих государств.

Стаж, приобретенный после 13 марта 1992 на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается.

Договор предоставляет гражданам право выбора: либо назначить и выплачивать пенсию по законодательству одного из государств, гражданами которого они являются, либо с применением положений Договора. Свой выбор необходимо подтвердить заявлением. Он является окончательным и пересмотру не подлежит.

Наибольшее количество «белорусских пенсионеров» живет в Иванове. Управление ПФР в Иванове, Кохме и Ивановском районе выплачивает 24 трудовые пенсии гражданам Российской Федерации, назначенные в том числе по нормам международного Договора, и 1 - гражданину Беларуси, проживающему на территории Российской Федерации.

www.pfrf.ru

Зачет стажа при работе в РФ

Galina
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
Назначение пенсии происходит так. "С 29 марта 2007 г. действует Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.В части пенсионного обеспечения Договор предусматривает назначение пенсии на основе т.н. принципа «пропорциональности», согласно которому за стаж работы, протекавшей на территории России или Беларуси после 13 марта 1992 г., пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого стаж приобретен; за стаж работы, протекавшей до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, – государство, на территории которого лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией. Согласно статьям 10, 23 и 24 Договора каждое государство назначает и исчисляет пенсию с применением положений национального законодательства.В соответствии с Договором по желанию и на основании заявления граждан им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству государства, гражданами которого они являются, без применения положений Договора. Такой выбор гражданина является окончательным и пересмотру в будущем не подлежит.
Пример: Гражданин Республики Беларусь, проживающий в настоящее время в Беларуси, до 1997 года работал на территории России, с 1997 года – на территории Республики Беларусь. Обратился за назначением пенсии по возрасту по достижении 60-летнего возраста в 2011 году. В соответствии с Договором (при соблюдении всех установленных условий и в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь) в Республике Беларусь ему будет назначена пенсия за стаж работы на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года и за стаж работы на территории Беларуси с 1997 года до дня обращения за пенсией. За период работы с 13 марта 1992 года до 1997 года пенсия ему будет назначаться российской Стороной по правилам и нормам, установленным российским законодательством. Если же этот гражданин выберет назначение пенсии по «принципу гражданства», то в этом случае ему будет назначена белорусская пенсия (по правилам и нормам, установленным законодательством Республики Беларусь) с учетом стажа работы на территории бывшего СССР, России и Беларуси. При этом перейти впоследствии с этой пенсии на «пропорциональные» пенсии от Беларуси и России гражданин уже не сможет."
Это статья была специалиста органа по назначению пенсии.

kadrovik.by

Подтверждение трудового стажа свидетельскими показаниями

Новая страница 2

Трудовой стаж — один из юридических фактов, который необходим для возникнове­ния права на трудовую пенсию. В юридической литературе под трудовым стажем работника понимают продолжительность работы, в период которой работник подлежал государственно­му социальному страхованию, а также другие периоды, указанные в законе, которым нормы права придают юридическое значение в сфере социального обеспечения. Трудовой (страхо­вой) стаж — это периоды уплаты взносов госу­дарственного социального страхования, работы по найму или самостоятельной трудовой дея­тельности, определяемые или признаваемые в качестве таковых законодательством, в соот­ветствии с которым они накоплены, а также любые периоды, приравненные по этому зако­нодательству к трудовому (страховому) стажу (ст. 1 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспе­чении, ратифицированного Законом Республи­ки Беларусь от 9 ноября 1999 г. «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Литов­ской Республикой о социальном обеспечении»).

Законодательство о социальном обеспече­нии Республики Беларусь различает три вида трудового стажа работника: общий, непрерыв­ный, специальный.

Общий трудовой стаж — это суммарная про­должительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, которой нормы права придают значение трудового стажа.

В действующем законодательстве отсутствует легальное определение понятия «непрерывный трудовой стаж». В юридической литературе под непрерывным трудовым стажем понима­ется продолжительность последней работы на одном предприятии (в учреждении, организа­ции) при условии, что перерыв в трудовой дея­тельности не превысил установленных законо­дательством сроков. В непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

Специальный трудовой стаж — это про­должительность работы гражданина у соответствующего нанимателя с учетом вредных условий труда, его интенсивности, тяжести и других специальных условий.

Стаж работы подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии — иными доку­ментами, содержащими сведения о перио­дах работы, либо справками об уплате стра­ховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ст. 54 Зако­на Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок подтверждения стажа работы при отсутствии трудовой книжки или соответству­ющих записей в ней, а также стажа работы лиц, подлежащих государственному социальному страхованию при условии уплаты страховых взносов, определяется Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение).

Согласно п. 1 Положения трудовой стаж уста­навливается по документам, выданным с места работы, службы, учебы или осуществления иной деятельности, засчитываемой в стаж работы в соответствии со ст. 51 Закона «О пенсионном обеспечении», а также по документам, выданным архивными учреждениями и иными организа­циями, имеющими сведения о работе, службе, учебе. Засчитываемые в стаж для назначения пенсии периоды работы и иной деятельности, протекавшие после вступления в силу на всей территории Республики Беларусь Закона Респу­блики Беларусь от 6 января 1999 г. «Об индивиду­альном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» с последующими изменениями и дополнениями  устанавливаются на основании сведений индиви­дуального персонифицированного) учета.

Подготовка и представление документов, необходимых для назначения пенсии, осу­ществляется администрацией организации по последнему месту работы работника. Как ука­зывалось ранее, основным документом, под­тверждающим стаж работы, является трудовая книжка, в которой должны содержаться все сведения о месте, периоде работы и занимае­мой должности. Если трудовая книжка отсут­ствует, или в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи, или содержатся непра­вильные записи о периодах работы, то в каче­стве доказательств, подтверждающих наличие трудового стажа, могут выступать другие доку­менты, а при определенных условиях — свиде­тельские показания.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (61), февраль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

otdelkadrov.by