Установление квоты для приема на работу инвалидов – особенности и порядок организации, последние новости и законопроекты
Правила установления квоты рабочих мест для инвалидов
Нетрудоустроенность инвалидов – серьезная проблема для государства.
В условиях кризиса найти работу нелегко даже здоровому человеку, а людям с ограниченными возможностями тяжелее вдвойне.
Квотирование рабочих мест призвано решить эту проблему.
Государство обязывает организации принимать в свой штат инвалидов, обеспечивать их специальными условиями труда, тем самым давая им возможность реализовать свое суверенное право на труд.
Понятие
Что значит квота для инвалидов на предприятии? Квота – это рабочие места, точнее их количество, высчитанное в процентном соотношении к среднесписочной численности сотрудников.
По закону организации обязаны выделить определенное количество мест специально для трудоустройства инвалидов.
Не имеет значение вид деятельности организации, его форма собственности, правовая форма. Коммерческая ли фирма либо государственное учреждение – перед квотированием все равны.
Пример
Среднесписочная численность ООО «Вырот» из г.Самара составляет 220 человек. В Самарской области величина квоты 3%.
220 чел. * 3% / 100 чел. = 6.6
Получается, что фирма должна подготовить для приема инвалидов 7 вакансий.
Организация не просто выделяет рабочее место. Для того, чтобы инвалид смог трудиться, зачастую приходится полностью его переоборудовать, видоизменить, оснастить с учетом нарушенных функций сотрудника.
Очень часто необходимо внести изменения в общий интерьер.
Например, если предполагается прием инвалида-колясочника, без пандуса не обойтись.
Может понадобиться переоборудование туалета, нанесение разметки на парковке и т.д.
Каким законом регулируется?
Нормативно-правовых актов, принятых в РФ для обеспечения права инвалидов на труд предостаточно:
- закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 ФЗ.
Но в целом процесс регулируется региональными законами. В каждом субъекте РФ принят свой нормативный документ, где учтены все особенности региона и определен местный размер квоты.
Например, в Республике Башкортостан действует «Положение об установлении квоты для приема на работу инвалидов в РБ». Согласно которой организации, функционирующие на территории Башкирии, берут на себя ответственность за создание рабочих мест в размере 2% от среднесписочной численности, при условии, что количество сотрудников в них больше 35 человек.
При этом положение рассматривает не только организационные вопросы. В нем также определены правовые, экономические основы выделения вакантных мест.
Разница по регионам
Федеральный закон определяет лишь минимальную и максимальную величину. А регионы дают уже более точные цифры. По ФЗ № 181 значения по квотам могут колебаться от 2 до 4% и устанавливаются для организаций, где среднесписочная численность насчитывается больше 100 человек.
Региональными законами определяется фактический размер для всех существующих организаций, подходящих под требования по численности работников.
Во многих субъектах установлена минимальная квота – 2% (Москва, Мурманская область). Максимальная величина в 4% не столь распространена. Ее можно встретить в Ростовской области, Республике Крым.
Региональное законодательство также прописывает всю процедуру установления квотирования для организаций.
Дает рекомендации о том, как, в какие сроки сдавать отчеты.
Предоставляет информацию, необходимую при обустройстве специального рабочего места.
Особенности
Процесс квотирования происходит на основе договора заключенного между органами соц.защиты и работодателем. Заключать такой договор обязаны все организации, численность в которых больше 100.
Наниматель должен учитывать, что при установлении квоты берется значение не из штатного расписания, а по показателю среднесписочной численности. То есть учитываются только реально работающие люди, а не предполагаемые должности.
После подписания договора он издает у себя приказ, указывая в нем количество зарезервированных мест для инвалидов и перечисляя конкретные должности, специальности. Квота устанавливается раз в год. При изменении численности сотрудников, его значение пересматривают.
Особенность квотирования в том, что конкретное рабочее место подготовлено специально для инвалида, и ее нельзя предлагать никому другому.
Пример
В организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению. По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Только вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить увольняемым, если только тот не является инвалидом.
Реальность в нашей стране такова, что бремя квотирования в основном несут на себе крупные организации. Средний, чаще малый бизнес освобожден от него. Так как считается, что установление квот сильно увеличит финансовую нагрузку на них и может даже привести к банкротству.
Но такой подход ущемляет права инвалидов. В ряде регионов нашли своеобразный выход из положения. Организациям, которые не в состоянии самостоятельно оборудовать вакантную должность, но при этом обязаны выполнять норму квотирования, предложили арендовать рабочие места у крупного бизнеса.
Соблюден как экономический интерес нанимателя, так и трудовое право инвалида.
Выявлены случаи, когда несколько организаций объединяются в целях создания специализированных мест для инвалидов.
Выделяется один цех либо участок, где будут трудиться инвалиды сразу нескольких учреждений.
Финансирование пропорционально, соответственно денежные вложения для организации не так обременительны.
Выпуск акта
До 2013 года работодателям вменялось лишь создание трудовых мест в соответствии с квотой. С изменением законодательства их обязанности увеличились. Теперь организация должна принимать у себя локально-нормативные акты, в которых содержаться сведения о рабочих местах.
Какие именно акты наниматель должен у себя создавать – закон не прописывает, оставляя это в компетенции руководителя организации. В каждом конкретном случае принимается свое решение – разработать новые акты или же дополнить прежние положения о квотировании новыми сведениями.
Учет мест
Государство обязывает организацию предоставлять инвалиду рабочее место. При этом не интересуется, существовало ли оно ранее или же создано только сейчас специально под требования. Важно наличие оборудованного места на момент сдачи отчетов.Учет вакантных, занятых мест ведется нанимателем постоянно. Информация должна обновляться при изменении санитарных условий, квалификационных требований либо при возникновении других перемен.
Уведомление службы занятости
Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях. Периодичность предоставления отчета раз в месяц, в некоторых регионах раз в квартал.
Также необходимо направлять информацию о принятых локально-нормативных актах, в которых содержаться сведения про количество мест, для каких профессий они созданы, описывается класс тяжести, напряженности, вредности.
Но больше всего центры занятости интересует информация о выполнение квоты, то есть, сколько инвалидов реально были трудоустроены за отчетный период.
Если в организации во время отчетного периода не обнаружены вакантные места, бездействовать не стоит.
Лучше отправить уведомление об их отсутствии.
Так как в случае не предоставления информации, ее искажения, невыполнения квоты служба занятости имеет право прийти с проверкой или же направить в ГИТ жалобу на работодателя.
Ответственность за предоставление информации
Предоставление рабочих мест инвалидам – это обязанность организаций. Руководителя можно подвергнуть административному наказанию, если с его стороны выявлено уклонение от выполнения норм:
- В случае непредоставления информации, при несвоевременной подаче сведений штраф до 5 тыс.
- Несоблюдение установленной квоты – до 10 тыс.
- Неправомерный отказ инвалиду, желающему устроиться на работу в рамках квоты – до 10 тыс.
То, что инвалиды испытывают особые трудности в процессе поиска работы ясно всем. Государство стремиться помочь преодолеть препятствие, устанавливая квоты, обязывая организации трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями.
Только квота всех проблем не решает, даже если учреждения добросовестно выполняют требования служб занятости. Дело в том, что организация обязана создавать рабочее место, а не заниматься поиском сотрудников на вакантные должности.
Получается, что место есть, но фактически на нем никто не трудиться. Искать работников-инвалидов должен центр занятости, в задачу работодателя это не входит.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938-47-92 (Москва)
+7 (812) 467-38-62 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
101million.com
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Задать вопрос эксперту
- Актуально
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
clubtk.ru
Об установлении квоты для приема на работу инвалидов (с изменениями на 2 марта 2017 года), Закон Саратовской области от 28 февраля 2005 года №20-ЗСО
Об установлении квоты для приема на работу инвалидов
ЗАКОН
Саратовской области
Об установлении квоты для приема на работу инвалидов
(с изменениями на 2 марта 2017 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 24.09.2013 N 169-ЗСО,
Законом Саратовской области от 04.02.2014 N 16-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.12.2014 N 182-ЗСО,
Законом Саратовской области от 02.03.2017 N 14-ЗСО.
_______________________________________________________________
принят Саратовской областной Думой
22 февраля 2005 года
Настоящий Закон в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” устанавливает квоту для приема на работу проживающих в Саратовской области инвалидов, имеющих рекомендацию к труду, с целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.
Статья 1. Квота для приема на работу инвалидов
Статья 1. Квота для приема на работу инвалидов
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 04.02.2014 N 16-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Квота для приема на работу инвалидов – минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов работодателем, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.
Статья 2. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 2. Установление квоты для приема на работу инвалидов
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 25.12.2014 N 182-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
В Саратовской области работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек (без учета численности лиц, работающих по совместительству), устанавливается квота для приема на работу инвалидов – два процента среднесписочной численности работников.
Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников (без учета численности лиц, работающих по совместительству), исчисляемой в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. В соответствии с федеральным законом при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам условий труда.
При расчете числа квотируемых рабочих мест исходя из процентного соотношения десятичная дробь 0,5 и более округляется в сторону увеличения до целого значения числа, менее 0,5 – в сторону уменьшения до целого значения числа (часть в редакции, введенной Законом Саратовской области от 02.03.2017 N 14-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Статья 3. Освобождение от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законом.
Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
пункты 1 и 2 постановления Саратовской областной Думы от 9 июля 1997 года N 43-806 “О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов”;
Закон Саратовской области от 5 июля 2002 года N 65-ЗСО “О квотировании рабочих мест для инвалидов в Саратовской области”;
Закон Саратовской области от 23 июля 2004 года N 41-ЗСО “О внесении изменения в статью 6 Закона Саратовской области “О квотировании рабочих мест для инвалидов в Саратовской области”.
Губернатор Саратовской области
Д.Ф.Аяцков
г.Саратов
28 февраля 2005 г.
N 20-ЗСО
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
ИПС “Кодекс” – Центр “Уникласс”.
docs.cntd.ru
Прием на работу инвалидов, какие документы нужны, квоты в 2019 году
Работодатель, принимая на работу гражданина с инвалидностью, должен знать некоторые особенности оформления таких работников.
Подобная категория сотрудников имеет ряд льгот и гарантий, которые работодатель также должен учитывать.
В статье рассмотрено, как правильно принять на работу инвалида, какие документы нужно оформить, как заключать трудовой договор.
Многие инвалиды, не утратившие полностью трудоспособность, работают, несмотря на ограничения своих возможностей во многих сферах жизнедеятельности.
Одни вынуждены это делать, другие – просто не могут бездельничать.
Государство защищает их права как особую категорию работников и установило на законодательном уровне определенные гарантии и правила для них при трудоустройстве.
Необходимые документы для трудоустройства
Чтобы принять инвалида на работу, необходимо получить от него определенные документы, которые не требуются от других категорий работников.
К ним относятся:
- Справка, подтверждающая положение инвалида. Она должна быть оформлена на строгом бланке, утвержденном Минтрудом РФ в 2004 году постановлением № 41. Справка формы № 1503004 содержит информацию об установленной группе инвалидности и степени ограничения трудоспособности.
- Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРИ). Документ также имеет строгую форму и содержит требования к условиям труда, которые обязательны для соблюдения работодателем, принимающим его на работу.
Зачастую встает вопрос об обязательности предъявления данных документов при трудоустройстве.
В перечне, установленном частью 1 статьи 65 ТК РФ, их не содержится. Следовательно, решение о предоставлении их работодателю инвалид принимает самостоятельно.
Внимание! Работодатель имеет право на запрос справок о состоянии здоровья кандидата на должность, для которой оно имеет важное значение (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). Явным примером является прием на работу в полицию.
Помимо специальных справок, инвалиды предоставляют в отдел кадров все общеобязательные документы, требующиеся при устройстве на работу. На их основе составляется самый главный акт – трудовой договор.
Какие документы нужны при приеме на работу.
Полезно знать! Иногда инвалиды утраивают состояние своего здоровья до подписания трудового контракта, боясь, что им откажут в приеме на работу. В таком случае на работодателя возложена обязанность дополнения заключенного договора повышенными гарантиями. Поэтому лучше заранее постараться ненавязчиво узнать о возможных ограничениях здоровья претендента на должность.
Особенности заключения трудового договора
В основном документе, регламентирующим условия труда инвалида, должны быть отражены не только общие условия его работы, но и льготы, предусмотренные законом.
К примеру, если он относится к первой или второй группе инвалидности, ему положена сокращенная длительность труда – в пределах 35 часов в неделю вместо обычных 40 часов (ч. 1 ст. 92 ТК РФ и ч. 3 ст. 23 закона № 181).
Инвалиды имеют привилегии в отпусках в виде их удлинения:
- на основной ежегодный отдых положено не менее 30 дней;
- на отпуск без сохранения заработка – до 60 дней за год.
По общему правилу, установленному статьей 96 ТК РФ, граждане данной категории не могут привлекаться к ночной и сверхурочной работе.
Сделать это можно только при одновременном соблюдении двух условий:
- По письменному согласию работника.
- Если отсутствует запрет медицинским заключением о здоровье на их выполнение.
При привлечении инвалидов к сверхурочному или ночному труду, необходимо ознакомить их под роспись о праве на отказ.
Данных правил касается и работа в выходные дни и праздники. Запрет на такой труд может быть установлен в ИПРИ.
Трудовой договор заключается при приеме на работу не позднее трех дней с момента начала трудовой деятельности. На основании составленного и подписанного соглашения готовится приказ о приеме на работу Т-1 и заполняется личная карточка.
Если требуется, работник инвалид пишет заявление о принятии на работу.
Когда и как пишется заявление, читайте здесь.
Квоты для лиц с инвалидностью
Правовой статус этой категории работников в России определен законодательными актами, главным из которых является ФЗ об их социальной защите № 181, принятый еще в 1995 году. Он гарантирует обеспечение занятости граждан данной категории государственными органами всех уровней власти (ст. 20), обязывая работодателей принимать на работу граждан с инвалидностью.
На уровне субъектов федерации могут определяться квоты для трудоустройства инвалидов и минимальные ограничения по организации для них числа специально оборудованных рабочих мест.
Делается это только для крупных компаний со штатной численностью свыше 100 человек (ст. 21 закона № 181). Норма может варьироваться в пределах 2-4% от общего количества персонала.
За нарушение установленной квоты, а также при отказе работодателя принимать на работу инвалидов предусмотрена административная ответственность.
Полезное видео
Подробнее о трудоустройстве лиц с инвалидностью смотрите в данном видео:
Выводы
Работодатель не вправе отказывать в приме на работу гражданина по причине его инвалидности даже при отсутствии зарезервированных мест и квоты.
Для трудоустройства помимо основных документов от него требуются справка об инвалидности и ИПРИ.
Предусмотренные законом льготы для инвалидов должны отражаться в трудовых договорах, заключенных с ними.
9trud.ru
Выполнение квоты приема на работу инвалидов
Обязанность работодателей по созданию рабочих мест и приему инвалидов установлена законодательством. Положение инвалидов регламентировано ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – ФЗ № 181-ФЗ). Согласно норм законодательства, работодатели обязаны создавать рабочие места инвалидам по выделяемым квотам. Работодателями считаются юридические и физические лица, зарегистрированные в реестре предприятий (ЮЛ и ИП). В законодательстве отсутствует возможность замены социальных гарантий суммой, отчисляемой в бюджет.
Особенности обеспечения гарантий для инвалидов
Наем работников с инвалидностью осуществляется по инициативе работодателя либо по направлению из центра занятости населения (ЦЗН). Учреждение предоставляет направление на основании данных, представленных предприятием.
Работодатель обязан сообщить в ЦЗН данные, свидетельствующие о:
- Создании должностей для обеспечения трудоустройства инвалидов. В ряде случаев предусмотрено дополнительное финансирование из ЦЗН для предоставления условий дополнительной комфортности и мобильности.
- Присутствии свободных должностей или работ для найма лиц в соответствии с установленной льготой.
- Наличии занятых мест по установленным квотам.
Необходимость в определении квот не возникает для предприятий, признанных в учредительных документах объединениями инвалидов, либо имеющих уставный капитал, состоящий из вкладов инвалидов. Читайте также статью ⇒ Прием на работу инвалида в 2019.
Размер предусмотренных гарантий
Количество рабочих мест устанавливается в процентном отношении к общей среднесписочной численности работников предприятия. В ст. 21 ФЗ № 181-ФЗ определен предельный размер квот для трудоустройства инвалидов. Величина льготы должна быть установлена региональным законодательством с учетом предельных показателей.
Среднесписочная численность работников предприятия | Величина льготы |
Свыше 100 человек | От 2 до 4 процентов от среднесписочного показателя |
От 35 до 100 человек | До 3 процентов |
При расчете лиц применяются методы математического округления до целых единиц численности. Количество лиц по основному офису и обособленному подразделению, расположенному территориально отдаленно, рассчитывается отдельно. Квоты, устанавливаемые по другим категориям лиц, могут быть уменьшены при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями в количестве, превышающем требуемую величину.
Пример расчета по организации с филиалом
Организация ООО «Вымпел» имеет в головной офис со среднесписочной численностью в 150 человек. Структурное подразделение имеет количество работников в количестве 55 человек. В головном офисе планируемое количество мест для инвалидов составило 150 х 3% = 5 человек (с округлением до целого показателя), по филиалу – 55 х 2% = 1 человек.
Как определяется численность для подсчета величины квоты
Среднесписочный показатель численности рассчитывается по указаниям органов статистики с учетом последних положений, указанных в приказе Росстата от 22.11.2017 № 772. При определении базового показателя используются требования:
- Определение численности работников в каждый календарный день. Число работников выходных дней соответствует количеству лиц предшествующего выходного дня.
- Рассчитать численность за месяц, для чего общий суммарный показатель количества работников подлежит делению на число дней месяца.
- Среднесписочная численность по году определяется суммированием месячных показателей с последующим делением на число месяцев ведения деятельности предприятия.
Основаниями для учета показателей служат первичные документы – приказы, табели учета рабочего времени.
Особенность определения численности для выделения мест состоит в исключении из расчета лиц, имеющих особые условия труда. В список не включаются число сотрудников с вредными или опасными условиями труда, определяемые по результатам специальной оценки или аттестации. Читайте также статью ⇒ Условия выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Ситуации, при которых работодатели несут ответственность
При этом предприятия, выделившие рабочие места для трудоустройства инвалидов, не обязаны заниматься поиском лиц с ограниченной работоспособностью. Наличие в организации выделенных мест, но остающиеся вакантными в связи с отсутствием кадров, не означает неисполнение обязательств работодателя. Административная ответственность должностных лиц предприятия возникает только в случаях:
- Необоснованного отказа работнику с инвалидностью в трудоустройстве при наличии вакансий, соответствующих медицинским показаниям лиц.
- Недостаточного обеспечения охраны труда в соответствии с требованиями к организации мест, созданных для реализации социальных гарантий.
- Нарушение требований по подсчету мест и подача отчетности в ЦЗН.
Работодатели и ответственные лица могут быть оштрафованы за нарушение требований в соответствие со ст. 5.27 КоАП, 5.42 КоАП, 19.7 КоАП РФ. Дополнительно региональные власти могут самостоятельно дополнить перечень нарушений и определить размер штрафов. Выписать протокол о правонарушении могут инспекторы по труду. По региональным штрафам инспекторы направляют санкции на рассмотрение мировому судье.
Требования к работнику
Работнику с ограниченной возможностью предоставляются места с обеспечением условий, реализацией программы реабилитации. Лицу должны быть обеспечены льготы по сокращению продолжительности рабочего дня, возможности получения дополнительного отпуска.
Несмотря на льготные условия трудоустройства к работнику предъявляются требования на предмет соответствия предлагаемой должности.
Требуется четко определить требования к кандидату и документировать собеседование. В дальнейшем будет возможность обосновать отказ в трудоустройстве в связи с отсутствием достаточной квалификации, образования, опыта работы.
Юрист, М.А.Кокурина
Ошибки при установлении и реализации социальных гарантий
При реализации норм законодательства в отношении социальной защиты инвалидов могут возникать ошибки.
Условие | Неверное мнение | Верная позиция |
Определение льготы | При расчете не учитывается процент, установленный региональным законом | При расчете учитывается размер льготы, установленный субъектом Федерации |
Медицинские противопоказания | При трудоустройстве не учитываются ограниченные возможности конкретного лица | При найме учитываются медицинские противопоказания в отношении конкретного вида работ |
Длительность договора | С лицом заключаются договор любой продолжительности периода | Минимальная продолжительность действия договора устанавливается региональным законодательством |
Вопрос № 1. Включаются ли в состав единиц по выделенным квотам рабочие места, занятые инвалидами?
Определение рабочих мест в рамках выделенных инвалидам квот включают вакансии и занятые должности.
Вопрос № 2. Установлена ли форма отчетности работодателя?
Регионы устанавливают условие о форме отчетности по наличию и исполнению квот. Если бланк не установлен, сведения представляются в произвольной форме.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
rabotniky.com
Трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году — образец трудового договора с инвалидом. Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов
Круглосуточная Юридическая консультация по телефону
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: 8 495 938-60-52
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: 8 812 467-44-57
РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: 8 800 350-91-74
Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.
Трудоустройство инвалидов – общие положения
Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.
Особенности трудоустройства инвалидов в России
Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:
- Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
- Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.
Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.
Как инвалиду трудоустроиться?
Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.
При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:
- Основной документ гражданина – паспорт;
- Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
- Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
- Страховое и налоговое свидетельства;
- Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.
В ходе приема решается вопрос о том, как встать на биржу труда инвалиду 2 или 3 группы. Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.

Трудовой договор с инвалидом и его особенности
Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:
- Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
- Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
- Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
- Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
- Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
- Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.
Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.
В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.
Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов
Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.
Инвалиды по зрению и особенности их труда
Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.
В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.
07.08.2019
prava-invalidov.com
Об утверждении Положения об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Республике Башкортостан (с изменениями на 27 марта 2018 года), Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 ноября 2014 года №506
Об утверждении Положения об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Республике Башкортостан
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 года N 506
Об утверждении Положения об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Республике Башкортостан
(с изменениями на 27 марта 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 04.04.2016 N 110, от 27.03.2018 N 117)
В целях реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, законов Республики Башкортостан “О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан” и “О содействии занятости населения в Республике Башкортостан” Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Республике Башкортостан.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан оказывать содействие органам службы занятости населения в трудоустройстве инвалидов в счет установленных квот для приема на работу инвалидов.
3. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2010 года N 14 “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Республике Башкортостан”;
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 ноября 2010 года N 410 “О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2010 года N 14 “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Республике Башкортостан”.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова С.Т.
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Положение об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Республике Башкортостан
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 13 ноября 2014 г. N 506
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.03.2018 N 117)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, законами Республики Башкортостан “О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан” и “О содействии занятости населения в Республике Башкортостан”.
1.2. Квота для приема на работу инвалидов (далее – квота) – минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать и (или) выделить для трудоустройства инвалидов, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.
1.3. К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида рекомендации к труду.
1.4. Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных законодательством, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
1.5. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения, и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
2. Условия и порядок квотирования рабочих мест
2.1. Работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Башкортостан, у которых среднесписочная численность работников составляет 35 и более человек, квота устанавливается в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
Дробные результаты подсчета количества рабочих мест округляются до целых величин. При этом полученные результаты округляются до ближайшей большей целой величины при значении дробного числа 0,5 и выше, до ближайшей меньшей целой величины – при значении дробного числа менее 0,5.
2.2. Работодателям, указанным в пункте 2.1 настоящего Положения, устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты со среднесписочной численностью работников:
от 101 до 500 человек – 1 специальное рабочее место;
от 501 до 1000 человек – 2 специальных рабочих места;
от 1001 до 5000 человек – 3 специальных рабочих места;
более 5001 человека – 4 специальных рабочих места.
2.3. Расчет количества рабочих мест в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, производится работодателем самостоятельно ежеквартально исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал.
2.4. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.
2.5. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
2.6. Работодатели, имеющие обособленные подразделения (филиалы и представительства) на территории Республики Башкортостан, исчисляют квоту для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников организаций с учетом обособленных подразделений (филиалов, представительств) и распределяют ее между ними пропорционально численности работающих в каждом обособленном подразделении (филиале, представительстве).
В случае, если обособленное подразделение (филиал, представительство) наделено правом заключать трудовые договоры, указанное обособленное подразделение (филиал, представительство) самостоятельно исчисляет квоту для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников обособленного подразделения (филиала, представительства).
Расчет квоты производится без учета обособленных подразделений (филиалов, представительств), расположенных в других субъектах Российской Федерации.
2.7. От соблюдения установленной квоты, в том числе от создания минимального количества специальных рабочих мест, освобождаются:
общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
организации, в которых предусмотрена государственная или муниципальная служба, за исключением случаев, когда численность работников, должности которых не относятся к должностям государственной или муниципальной службы, составляет 35 и более человек.
3. Права и обязанности работодателя
3.1. Работодатели имеют право:
а) получать от государственных учреждений службы занятости населения Республики Башкортостан (далее – центры занятости) бесплатную информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов;
б) принимать на работу в счет установленной квоты инвалидов, непосредственно обратившихся к работодателю, на равных основаниях с инвалидами, имеющими направления центров занятости;
в) арендовать рабочие места в иных организациях на договорных условиях для трудоустройства инвалидов в счет установленной им квоты в случае отсутствия у работодателя возможности выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты;
г) финансировать создание рабочих мест в организациях, находящихся в собственности общественных объединений инвалидов, в счет установленной квоты;
д) создавать по договоренности между несколькими работодателями совместные специальные цеха, участки в счет установленной квоты;
е) размещать производственный заказ на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов, при этом работодателю засчитывается выполнение установленной квоты на количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в течение календарного года для выполнения переданного заказа.
3.2. Работодатели обязаны:
а) соблюдать установленные квоты для трудоустройства инвалидов;
б) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
в) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
г) представлять ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в центры занятости информацию о:
наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, по форме согласно приложению к Положению о представлении работодателями информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные учреждения службы занятости населения Республики Башкортостан, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года N 480;
локальных нормативных актах, указанных в подпункте “б” пункта 3.2 настоящего Положения, и выполнении установленной квоты согласно приложению к настоящему Положению.
Информация представляется работодателями по месту фактического осуществления своей деятельности, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица на территории Республики Башкортостан, непосредственно в центры занятости или может быть направлена с использованием почтовой связи, факсимильной связи, в электронной форме с подтверждением электронной подписью в соответствии с Федеральным законом “Об электронной подписи”.
3.3. Центр занятости при направлении инвалида для трудоустройства в счет квоты выдает инвалиду направление установленного образца с пометкой “в счет квоты”.
При приеме на работу инвалида, направленного центром занятости, работодатель в течение 5 дней со дня приема на работу инвалида возвращает в центр занятости направление с указанием дня приема инвалида на работу.
В случае отказа в приеме на работу инвалида, направленного центром занятости, работодатель делает отметку о дне явки инвалида и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление инвалиду.
4. Контроль за выполнением квоты, ответственность за ее невыполнение
4.1. Контроль за выполнением квоты осуществляет Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в порядке, предусмотренном законодательством.
4.2. Квота считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды в соответствии с трудовым законодательством.
4.3. За непредставление или несвоевременное представление информации, указанной в пункте 3.2 настоящего Положения, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты работодатели несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приложение. Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов
Приложение
к Положению об установлении квоты
для приема на работу инвалидов
в Республике Башкортостан
для трудоустройства инвалидов за ___________ 20__ г.
Полное наименование организации: _____________________________________.
Сокращенное наименование организации: ________________________________.
Ф.И.О. руководителя: _________________________________________________.
Телефон: _____________, факс: ________________________________________.
Юридический адрес: ___________________________________________________.
Фактический адрес: ___________________________________________________.
N п/п | Наименование показателя | Количество | |
всего | в том числе специальные рабочие места | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Численность работников, чел. | – | |
2 | Среднесписочная численность работников, чел. | – | |
3 | Среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, чел. | – | |
4 | Среднесписочная численность работников, должности которых относятся к должностям государственной или муниципальной службы, чел. | – | |
5 | Среднесписочная численность для расчета квоты, чел. (стр. 2 – стр. 3 – стр. 4) | – | |
6 | Количество квотируемых рабочих мест, ед. | ||
7 | Количество созданных (выделенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, ед. | ||
8 | Численность работающих инвалидов, чел., из них: | ||
8.1 | на заквотированных рабочих местах (из стр. 8), чел. | ||
8.1.1 | на арендованных рабочих местах в иных организациях на договорных условиях (из стр. 8.1), чел. | ||
8.1.2 | на созданных рабочих местах в организациях, находящихся в собственности общественных объединений инвалидов (из стр. 8.1), чел. | ||
8.1.3 | в созданных по договоренности между несколькими работодателями совместных специальных цехах, на участках (из стр. 8.1), чел. | ||
8.1.4 | на рабочих местах, созданных (выделенных) в специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов для выполнения производственного заказа (из стр. 8.1), чел. | ||
9 | Численность инвалидов, принятых на работу в счет установленной квоты, чел. | ||
10 | Численность инвалидов, принятых на работу по направлению центра занятости населения в счет установленной квоты, чел. | ||
11 | Количество вакантных рабочих мест в счет установленной квоты на конец отчетного периода, ед. | ||
12 | Количество вакантных рабочих мест, на которые возможен прием инвалидов, дополнительно к установленной квоте на конец отчетного периода, ед. |
Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой:
1. Приказ от “___” _________ 20__ года N ___.
2. Приказ от “___” _________ 20__ года N ___.
…
n. Приказ от “___” _________ 20__ года N ___.
Подпись руководителя, печать (при наличии), дата
Исполнитель, телефон
docs.cntd.ru