Утверждение профессионального стандарта педагога психолога – 24.07.2015 N 514 ” “- ( )” |
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» – PDF
Транскрипт
1 Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» Чепель Татьяна Леонидовна Новосибирск
2 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 июля 2015 г. N 514н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)” 1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”. 2. Установить, что профессиональный стандарт “Педагогпсихолог (психолог в сфере образования)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
3 Профессиональный стандарт педагога-психолога: документ, включающий перечень профессиональных и требований к психологу, педагогу-психологу, психологу образовательной организации, действующий на всей территории РФ
4 Что такое профессиональный стандарт? Государственный документ, управленческий инструмент Применяется работодателем при заключении трудовых договоров, установлении систем оплаты труда Применяется с 1 января 2017 года Профессиональ ная норма деятельности Соответствует возможностям современной психологической науки и практики Соответствует задачам, проблемам, потребностям современной системы образования
5 Зачем нужен профессиональный стандарт? Стандарт инструмент реализации стратегии развития практической психологии образования в меняющемся мире российского образования Стандарт инструмент повышения качества ППсопровождения образования Стандарт объективный измеритель квалификации педагога-психолога Стандарт средство отбора психологических кадров в учреждения образования Стандарт основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем Стандарт основа формирования программ ВПО и ДПО
6 Профессиональный стандарт педагога-психолога инновация: требуется апробация! Любая инновация сопровождается рисками Риск это негативные последствия от инновационных изменений Риски необходимо осознавать, чтобы предупредить или минимизировать
7 Стандарт: дух и буква «Дух» Педагоги психологи должны иметь осознанные профессиональные ориентиры, но быть свободны от мелочной регламентации и субъективного подхода к оценке их труда «Буква» Работодатель должен иметь рамку предъявления педагогампсихологам объективно необходимых требований к их деятельности
8 Должностная инструкция, трудовой договор Процедуры и требования к аттестации Процедуры аттестации, стимулирующие выплаты Область применения стандарта При приеме на работу в должность «педагогпсихолог» При проведении аттестации педагогов психологов региональными органами управления образования При проведении аттестации педагоговпсихологов внутри ОО, ППМС центров
9 Обратите внимание на уровни квалификации! Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов” В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, 4, ст. 293), приказываю: Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Профстандарт «педагог-психолог» ориентирован на 7 уровень (магистратура, специалитет), хотя уже утвержден ФГОС ВПО 3+ для бакалавров, с ориентацией на данный стандарт
10 Обобщенные трудовые функции Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ А: психолог в ОО Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе – Б: психолог в ППМС-центре и ПМПК
11 А – Трудовые функции психолога в ОО: 7 1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ 2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций 3. Психологическое консультирование субъектов обр. процесса 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации 5. Психологическая диагностика детей и обучающихся 6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса 7. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
12 Б Трудовые функции психолога ППМС центров: 5 1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы с лицами с ОВЗ, 2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, 3. Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, 4. Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ОВЗ, 5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья,, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных
13 III. Характеристика обобщенных трудовых функций: А Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: трудовые действия Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
14 А – Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ)
15 А – Необходимые умения (продолжение) Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями
16 А- Необходимые знания Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
17 А: Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации Разработка и реализация планов проведения коррекционноразвивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении Организация и совместное осуществление с педагогами, учителямидефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся
18 III. Характеристика обобщенных трудовых функций: Б Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ Трудовые функции: 5 ( ) По каждой из 5 трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания
19 Что происходит в педагогическом образовании? КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: Подпрограмма 2. Модернизация педагогического образования Цель подпрограммы: обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным и стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Задача подпрограммы: изменение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей “Образование и педагогические науки” и технологий обучения в целях учета требований нового профессиональных стандартов и обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
20 Чего нельзя допустить? Имитации внедрения стандарта Административно-приказного внедрения стандарта Поспешного внедрения стандарта Внедрения стандарта без создания необходимых условий
21 Что же принесет профессиональный стандарт в систему образования? Риски от внедрения профессионального стандарта? Риски бездействия: формально или отстраненно отнестись к стандарту г.
22 Задачи и сфера ответственности Новосибирской области. Перспективы. Планирование. Что нужно делать и как будем действовать?
23 «Дорожная карта» профессионального стандарта
24 Что предполагает этап апробации? Основные этапы внедрения стандарта Оператор -МГППУ Регионы- участники апробации Сетевая форма взаимодействия на федеральном и региональном уровнях: распределение полномочий и сфер ответственности Позиция ответственного разработчика Позиция экспериментальных площадок, экспертов
25 Основные задачи Новые нормативно-правовые документы: положения, модели, нормы рабочего времени, рекомендованные программы и диагностикумы, образцы должностных инструкций, циклограмм Дифференциация уровней профессиональных квалификационных категорий Разработка технологий и инструментария оценки профессиональных компетенций в соответствии с содержанием трудовых функций Разработка вариативных моделей аттестации (процедуры, показатели, интсрументы) Модернизация ВПО (стандарты, программы, практики) Модернизация системы ПК (программы ДПО) Разработка типовой модели построения и реализации ИППР педагогапсихолога Разработка вариативных моделей организации психологической службы на региональном и муниципальном уровнях (п. 22 в части оказания помощи лицам с ОВЗ ): НСО и Челябинская обл. Создание системы учебно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагога-психолога
26 «Отягчающие обстоятельства внедрения стандарта» Психологическая усталость профессионального сообщества от множества функций, задач на фоне высокого уровня неопределенности сфер ответственности Дефицит психологических кадров Отношение психологов к любым стандартам как к шаблонам, альтернативе творчества Дефицит условий, необходимых для качественного освоения психологами новых компетенций Отсутствие разработанной процедуры объективной независимой аттестации, обеспечивающей профессиональный рост психологов
docplayer.ru
Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования, в ДОУ
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) – это работник педагогической сферы, областью деятельности которого является психологическое обеспечение процесса образования, работа над успешной социализацией учащихся, сохранением и укреплением их здоровья, защитой прав, осуществлением деятельности, направленной на предупреждение отклонений в поведении и развитии детей. Деятельность такого сотрудника регулируется специальными документами, в том числе профессиональным стандартом (ПС).
Содержание статьи
Зачем нужен этот профстандарт
ПС педагога-психолога вступил в силу с 01.01.2018. Создание аналогичных актов в отношении других специальностей началось ещё в 2016 году. Это было вызвано острой необходимостью повышения квалификации работников, занятых в различных сферах деятельности.
Однако, несмотря на наличие такой потребности, недавно принятый профстандарт имеет не ультимативный, а лишь рекомендательный характер. Его использование позволяет разрешить целый ряд значимых вопросов:
- Обеспечение необходимой профподготовки будущих педагогов-психологов.
- Точное определение перечня требований к специалисту.
- Вовлечение психолога в процесс повышения образовательного уровня граждан, проживающих на территории страны.
В целом проф. стандарт определяет возможность получения специалистом должности или её сохранения. Также данный документ регламентирует величину зарплаты и то, какой стаж будет начислен сотруднику за время работы. Опираясь в работе на положения ПС, специалист обеспечивает себе возможность карьерного роста.
Профессиональный стандарт – это не только перечень основных требований к педагогу-психологу, он также обозначает общее направление деятельности специалиста. Зачастую начальная форма этого документа используется как шаблон, в который могут быть внесены положения, самостоятельно разработанные сотрудниками местного образовательного учреждения.
Структура стандарта
Проф. стандарт для педагогов-психологов, как и для представителей других профессий, формировался на основе специального макета, который был утверждён почти пятью годами ранее (12.04.2013). Поэтому документ имеет чёткое деление на несколько основных блоков:
- Характеристика специальности (общая). Раздел посвящён описанию специальности. Прежде всего, указывается её наименование: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации.
После отмечается точная сфера деятельности работника и её классификация в соответствии с ОКВЭД (отнесением к видам экономической деятельности) и ОКЗ (группой занятий).
- Функциональная карта. Блок предназначен для указания всех трудовых функций специалиста. Согласно утверждённому профессиональному стандарту, педагог-психолог обязан осуществлять следующую деятельность:
- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение всего образовательного процесса в общих, профессиональных и дополнительных образовательных учреждениях;
- оказывать соответствующую профилю помощь лицам, имеющим ограничения из-за проблем со здоровьем, и потому испытывающим сложности в усвоении учебного материала; социальной адаптации и общем развитии.
- помогать не достигшим совершеннолетия детям, которые являются подозреваемыми, подсудимыми, обвиняемыми, свидетелями или потерпевшими по уголовному делу.
Также отмечается, что для осуществления трудовой деятельности в образовательных учреждениях гражданин должен обладать высшим образованием по профильному направлению. Кроме того, к работе с детьми не могут быть допущены специалисты, осуждённые за преступления определённые по виду и составу законодательством РФ.
- Характеристика, возложенных на работника обязанностей. Все приведённые во втором блоке трудовые функции получают дополнительную расшифровку. Помимо этого приводится список всех знаний и умений, которыми должен обладать педагог-психолог, а также перечень конкретных действий, которые ему придётся выполнять.
- Сведения об организациях, которые участвовали в разработке документа. Последний пункт, содержит наименование одной ответственной организации, а также названия нескольких организаций, участвовавших в разработке документа.
Ключевые моменты
Профстандарт обязательно должен быть зафиксирован в местной документации, используемой в работе учреждения по следующим направлениям:
- кадровый подбор;
- уточнение рабочих функций психолога в образовательном учреждении;
- использование прав на ДПО;
- прохождение аттестации и сертификации, а также реализация других способов повышения профессионализма сотрудников.
С момента утверждения профессионального стандарта педагога-психолога (то есть с 01.01.2018) руководство всех школ и других образовательных учреждений обязано учитывать положения данного документа при поиске и утверждении на должность специалистов соответствующего профиля.
Помимо этого профстандарт используется для правильной организации аттестационных проверок, составления местных должностных инструкций и определения размера зарплаты.
Основные обязанности согласно документу
Для реализации вышеперечисленных функций психолог, трудоустроенный в образовательном учреждении должен осуществлять следующие трудовые действия:
- разрабатывать и реализовывать содержание всех учебных планов, направленных:
- на развитие у школьников навыков социализации и учебных умений;
- на обеспечение поддержки одарённых учащихся;
- на сопровождение подростков с учётом всей возрастной и индивидуальной специфики такой деятельности.
- осуществлять психологическое обследование педагогического состава и обработку результатов, полученных по завершении проведённого мониторинга;
- проводить психологическую экспертизу программ развития для определения уровня комфортности и безопасности образовательной среды;
- консультировать педагогический состав касательно выбора наиболее подходящих образовательных технологий;
- организовывать и проводить занятия интерактивного типа;
- самостоятельно разрабатывать различные психологические приёмы;
- вести просветительскую работу, направленную на принятие особенностей интересов, миропонимания, и интересов детей, с их родителями или опекунами;
- оформлять и вести необходимую документацию (планы работ, отчёты и заключения по результатам психологических исследований, протоколы, журналы) и т.д.
Помимо этого специалист обязан знать основы психологии, её принципы, понимать структуру этой науки и уметь использовать на практике методы.
Документы для скачивания (бесплатно)
Компетенции педагога-психолога
Педагог-психолог является одним их членов социально-педагогической и психологической службы (СППС) образовательного учреждения. Профессиональная компетенция (компетентность) педагога это сложная система, включающая в себя знания, опыт, умения, навыки и профессионально значимые характеристики работника, в том числе:
- устойчивость и адекватность самооценки;
- самоуважение;
- уверенность себе;
- положительное отношение к миру;
- ответственность;
- наличие устойчивой мотивации;
- наличие способности к рефлексии и анализу различных ситуаций.
Основа компетенции – это специализация, полученная человеком в ВУЗе и обеспечивающая его основными знаниями, являющимися обязательными для педагога-психолога. Профессиональная компетентность реализуется в деятельности специалиста и представляет собой структуру, в которую включается:
- специальная подготовка;
- функциональная грамотность;
- личностная компетентность;
- навык практического применения технологий психолого-педагогической деятельности и осуществления последующей рефлексии;
- способность вносить преобразования в осуществляемую деятельность, основываясь на рефлексивном анализе полученных результатов.
Компетенции представляются собой одновременно круг обязанностей, отражённых в должностной инструкции, сферу ответственности и диапазон полномочий, в пределах которого специалист должен демонстрировать свои способности, умения, знания и значимые личностные характеристики. Всё это отображено в профессиональном стандарте, положения которого специалист должен последовательно реализовывать в ходе своей трудовой деятельности.
Вашему вниманию видео с дополнительной подробной информацией о педагогическом профстандарте.
znaybiz.ru
Секционное совещание педагогов-психологов образовательных организаций муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Профессиональный стандарт «Педагог-психолог в сфере образования»
Секционное совещание педагогов-психологов
образовательных организаций муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
Профессиональный стандарт
«Педагог-психолог в сфере образования»
педагог-психолог
МАДОУ №36 г.Белебея О.Г.Газиева
2017 г.
Педагог – важная фигура в жизни каждого человека. Он играет большую роль в формировании его личности, закладывает основу его знаний и умений. Поэтому четкие требования к его квалификации и личностным качествам – насущная необходимость.
Понятие профессионального стандарта было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1. Согласно данной статье профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной профессиональной деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.
Отмечу, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию, то есть на сегодняшний день профстандарт педагога является единственным в образовании.
Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта.
Профстандарт является своеобразным конструктором, из которого работодатель может «собрать» нужные для организации его бизнес-процесса должности.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 июля 2015 г. N 514н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)”
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”.
2. Установить, что профессиональный стандарт “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр М.А.ТОПИЛИН
Зачем нужен профессиональный стандарт ?
Стандарт – инструмент реализации стратегии развития практической психологии образования в меняющемся мире российского образования.
Стандарт – инструмент повышения качества ПП- сопровождения образования.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога-психолога.
Стандарт – средство отбора психологических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Стандарт – основа формирования программ ВПО и ДПО.
Современный этап развития психологической службы образования принципиально позволяет специалисту выразить себя в работе, привнести в нее новое, отвечающее его идеалам, ценностям, профессиональным предпочтениям. Вместе с тем, анализ реальной профессиональной деятельности психологов в образовании показывает, что, несмотря на наличие организованной структуры психологического сопровождения членов трудового сообщества в процессе их становления, непрерывного профессионального образования, существует ряд трудностей и рисков в работе педагога-психолога в описанных выше структурах, а именно:
1. Психологическая служба образования и сотрудники ее структуры располагают ограниченными либо устаревшими методами, методиками и технологиями работы, что увеличивает трудоемкость многих видов работ, снижает их эффективность, не позволяет в полном объеме эффективно решать поставленные задачи современного общества.
2. Психологическая служба до сих пор находится на этапе становления и интенсивного развития. Не существует единой системы критериев оценки работы педагогов-психологов, показатели эффективности деятельности специалистов и центров, показатели психологического благополучия и развития личности ребенка в образовательный период, ситуативно отмечается отсутствие стандартизованного и сертифицированного инструментария.
3. Недостаточный для своевременного реагирования на запросы субъектов образовательного процесса, смежных заинтересованных лиц уровень кадровой оснащенности и подготовки которого не соответствует поставленным перед педагогом-психологом спектру разноплановых, глубоких и одновременно динамических задач.
Переосмысление и практическое устранение вышеперечисленных трудностей открывает перспективы как самой системы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в общем, так и отдельных видов деятельности педагога-психолога в ее структуре, в частности.
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее – Департамент) сообщает, что с целью модернизации психологической службы образования в Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – профессиональный стандарт).
Указанный профессиональный стандарт вступил в силу с 1 января 2017 года.
Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым утверждена «Дорожная карта» (перечень основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта на 2015 – 2020 годы, включающая, в том числе мероприятия по разработке и утверждению вариативных моделей апробации и внедрения профессионального стандарта на пилотных региональных (муниципальных) площадках с использованием форм сетевого взаимодействия, модернизации высшего психолого-педагогического образования, разработке вариативных моделей организации деятельности психологической службы на региональном (муниципальном) уровне с учетом требований профессионального стандарта, разработан проект положения о региональной пилотной площадке по направлению «Апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
12 субъектов Российской Федерации проводят мероприятия по апробации и внедрению профессионального стандарта в качестве базовых пилотных площадок.
Приказ о профессиональном стандарте размещен на сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки.рф), ГБОУ ВПО «Московской психолого-педагогический университет» (www.mgppu.ru) и Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (vvww.rospsy.ru).
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» более всего отвечает требованиям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в части создания и реализации условий развития детей, и его содержание напрямую соотносится с задачами и приоритетами Стратегии:
• повышение уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
• повышение эффективности поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально-опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
• совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
• содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
• создание условий для просвещения и консультирования родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания; развитие вариативности воспитательной системы технологий, нацеленных на формирование индивидуальный траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
• проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
И какая цель внедрения профессионального стандарта?
Активное внедрение профсоюзных стандартов началось в июне 2016 году. Это связано с низкой квалификацией специалистов. Но профстандарт педагога-психолога 2017, утвержденный правительством РФ носит только рекомендательный характер. Внедрение профессионального стандарта для психологов позволяет решить следующие вопросы:
обеспечить необходимую профессиональную подготовку, которою должны иметь педагоги в общеобразовательных учреждениях;
сообщить педагогу-психологу, какие требования к нему применяются;
привлечь психологов к процессу повышения образовательного уровня в стране.
Характеристика профстандарта педагога-психолога
В общем плане от профессионального стандарта, утвержденного для психологов, зависит: возможность того или иного психолога и дальше занимать свою должность; величина заработной платы; начисление стажа, от которого в будущем будет зависеть размер пенсионного пособия; возможность карьерного роста.
Профстандарт является документом, который определяет как основные требования к педагогу-психологу, так и задает общее направление деятельности этого специалиста.
Профессиональный стандарт играет роль лишь рамочного документа. А это означает, что список требований к психологу может дополняться местными особенностями. Также свои требования к педагогу-психологу могут предъявлять учебные заведения, которые ищут кандидата на должность психолога.
Структура профессионального стандарта для педагогов-психологов
Каждый профстандарт, включая стандарт для психологов, разрабатывался на основе одного макета, утвержденного 12 апреля 2013 года. Согласно этому макету профессиональный стандарт психолога с 1 января 2017 года, включает в себя следующие части:
Дается общая характеристика специальности. В этом разделе указывается точное наименование профессии, деятельность, которою осуществляет этот специалист, классификация по ОКЗ и ОКВЭД;
Функциональная карта. В этой части документа предоставляется перечень трудовых функций, которые необходимо выполнять педагогу-психологу;
Характеристика рабочих функций. Указываются требования к каждой обобщенно трудовой функции. Кроме того, дается перечень умений, знаний, а также конкретных действий, которые обязан выполнять педагог-психолог;
Информация об организациях-разработчиках.
В содержание профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса) следует включить две обобщенные трудовые функции:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ.
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
Психологическая диагностика детей и обучающихся.
infourok.ru
Трудовые действия |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов) |
|||
Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||
Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса |
|||
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|||
Необходимые умения |
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||
Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||
Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций |
|||
Необходимые знания |
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|||
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|||
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|||
Другие характеристики |
– |
fgosvo.ru
Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”
ф
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАНОРегистрационный ХпЛ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «Жац*^2015 г.
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
509
Рсгистрационны Й номер
Содержание
I. Общие сведения……………………………………………………………………………………………………………………….1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)……………………………………………………3
III. Характеристика обобщенных трудовых функций……………………………………………………………………5
3.1. Обобщенная трудовая функция «Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ»……………………………………………………………………………………………………………………………….5
3.2. Обобщенная трудовая функция «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями
преступления»……………………………………………………………………………………………………………………….15
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта…………………………..26
I. Общие сведения
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
2
Группа занятий: 2320 Пр« 2445 Психологи | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
85.21 85.22 85.30 85.4 |
4 Образование профессиональное среднее Образование высшее Обучение профессиональное Образование дополнительное
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
I социальной адаптации, в | освоении основных обпкобратовательных программ, ратвитин и | |||
том числе | социальной адаптации | |||
несовершеннолетним обучающимся, притканным в случаях и в порядке, которые предусмотрены | I кихологичсскос консультирование лиц с ограниченными возможностями тдоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных iipoipaMM. рагвитии н социальной адаптации | В/03.7 | 7 | |
уголовно-процессуальным таконодатсльством. подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по | 1 Психологическая коррекция поведения и ратвития .тетей и обучающихся с о|раниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных обшеобраюнательных программ, развитии и социальной адаптации | а«4.7 | 7 | |
уголовному деду либо являющимся потернсв111ими или свидетелями преступления | Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями злоровья. обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, прилнаннмх в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подогреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями престу пления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и | В/05.7 | 7 | |
______ | ттравонару ■ пений месовсршснпо лети их | L —— – ттт . J |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
Код | |||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
| ||||||
Код оригинала |
Уровень у
квалификации
I_
Регистраиионны й номер профессионального стандарта
Возможные Психолог
наименования Педагог-психолог
должностей, профессий Психолог образовательной организации
Требования к профессиональному образованию и обучению | Высшее образование по профильным направлениям ———– |
Требования к опыту практической работы | |
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации1 |
Другие характеристики | i – |
Дополнительные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6
3.1.1. Трудовая функция | ||||||||||||
| ||||||||||||
Происхождение трудовой функции Заимствован Оригинал X о из оригинала |
Код оригинала | Регистрационный |
номер | |
профессионального | |
стандарта |
Трудовые действия Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся Владеть ггриемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и
7
психофизическими особенностями Необходимые знания Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования
Теория и методы организации психологического исследования Методы статистического анализа данных психологического исследования Методы верификации результатов исследования Методы интерпретации и представления результатов исследования Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ Профессиональная этика
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие
характеристики
3.1.2. Трудовая функция | ||||||||||
| ||||||||||
Происхождение Оригинал у Заимствовано из трудовой функции оригинала |
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта
Трудовые Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов
действия и средств образовательной деятельности
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса
8 | ||||||||||||||||||||
|
3.1.3. Трудовая функция | |||||||||||
|
Происхождение | Оригинал | х | Заимствовано из | |
трудовой функции | оригинала |
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта
9
Трудовые
действия
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам
Необходимые
умения
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры. самовоспитания,
Необходимые
знания
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Современные теории и методы консультирования
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности
обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития Этические нормы организации и проведения консультативной работы Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Другие
характеристики
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
standartgost.ru
Презентация к уроку на тему: Профессиональный стандарт педагога-психолога
Слайд 1
Педагог-психолог Профессиональный стандарт ψ ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Подготовила : педагог-психолог Васильева И.В.Слайд 2
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 июля 2015 г. N 514н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)” ψ
Слайд 3
профессиональный стандарт “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Слайд 4
I. Общие сведения Основная цель вида профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Высшее образование по профильным направлениям К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
Слайд 5
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Слайд 6
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации. Психологическая диагностика детей и обучающихся. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Психопрофилактика .
Слайд 7
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии. Психологическое консультирование. Психологическая коррекция поведения и развития. Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Слайд 8
III. Характеристика обобщенных трудовых функций Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Другие характеристики
Слайд 9
Трудовые действия: Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) Трудовая функция: Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
Слайд 10
Трудовая функция: Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии
Слайд 11
Трудовая функция: Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Необходимые знания : Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования Теория и методы организации психологического исследования Методы статистического анализа данных психологического исследования Методы верификации результатов исследования Методы интерпретации и представления результатов исследования Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики Методы организационно-методического сопровождения программ Профессиональная этика Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Слайд 12
Трудовая функция: Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Трудовые действия : Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития. Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии. Изучение интересов, склонностей, способностей . Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) .
Слайд 13
Трудовая функция: Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Необходимые умения : Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями) Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования
Слайд 14
Необходимые знания: Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики Методы математической обработки результатов психологической диагностики Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты Трудовая функция: Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Слайд 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
nsportal.ru
Профстандарт “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” с 2019 года, утвержденный Минтруда
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Договоры
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
- Интервью
- Кадровики советуют
- Командировки
- Конфиденциальность
- Материальная ответственность
- Медосмотры
- Обучение и переподготовка
- Оплата труда
- Отпуска
- Отчетность
- Охрана труда
- Оценка персонала
- Персональные д
clubtk.ru