Закон 426 фз – ” ” 28.12.2013 N 426- ( ) /
Статья 10. Закон N 426-ФЗ от 28.12.2013
1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
4. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
5. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.
6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
7. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.
8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:
1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).
Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.
Материалы по теме:
Об этом заявил первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ С.Ф.Вельмяйкин, выступая на Конференции по вопросам оценки профессиональных рисков 23.10.2014 г. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» – это всего лишь подготовительный этап для более серьезных преобразований в сфере охраны труда. Эти преобразования С.Ф.Вельмяйкин связывает с управлением профессиональными рисками. Итогами работы конференции, по его мнению, могли бы стать определение единых подходов к оценке и управлению профессиональными рисками, а также формирование предложений по внедрению их в законодательство. «Нам очень важно понять мнение науки в этом направлении» – подчеркнул он. Прошло более полугода со времени вступления в силу ФЗ № 426. Судя по сообщениям руководства Минтруда на различных совещаниях, конференциях, семинарах, в Министерстве идет интенсивная работа по вопросам практического применения закона и подзаконных НПА (Методики проведения СОУТ, Классификатора ВПФ и др.). Цель этой деятельности вполне благородная: учесть недочеты, допущенные при разработке ФЗ и подзаконных НПА и, по-возможности, исправить их. Эта активность Министерства по работе над ошибками заслоняет бросающийся в глаза факт – сам по себе ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» изначально представлял собой ошибку. Прошедшая неделя была богата на события в области охраны труда. Одновременно проходило три мероприятия, на которых обсуждались вопросы применения и модернизации законодательства в области оценки условий труда. Выставка SAPE 2014 «Промышленная безопасность и охрана труда в ТЭК» – это первое мероприятие общероссийского масштаба после начала действия 426-ФЗ. 5-я Международная конференция, проходящая в рамках этой выставки, представляет прекрасную площадку для оценки самых первых шагов нового ФЗ, обсуждения выявившихся проблем, определения точек контактов служб охраны труда ТЭК с Минтрудом. Тем более, что введение нового ФЗ сопровождается масштабным пересмотром кодекса законов РФ, так или иначе связанных с трудовыми отношениями. 5-я Международная выставка и Конференция по промышленной безопасности и охране труда в ТЭК «SAPE 2014» организована Министерством Энергетики РФ. Целью выставки и Конференции объявлено «привлечение капитала в сферу охраны труда и расширение взаимовыгодного сотрудничества» в этой области. Выставка рассчитана на технических руководителей и специалистов по охране труда, представителей федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, научных организаций. Руководителям аттестующих организаций необходимы аргументы, способные убедить работодателей в необходимости оценки условий труда на производстве. Для этого необходимо уметь анализировать влияние нетрудоспособности работников на финансовые потери предприятия. Обычно подсчитывается наиболее просто измеряемый параметр – заработная плата, выплачиваемая во время болезни. Однако, получаемые цифры не дают полной картины убытков, образующихся из-за отсутствия работников на производстве по болезни. Более точно потери могут быть измерены стоимостью невыпущенной продукции за период нетрудоспособности. Как правило, факт недовыпущенной продукции можно обнаружить по производственным и торговым потерям. Проблема сводится к тому, чтобы измерить эти потери и доказать, что они являются следствием отсутствия работников на работе. ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» открывает новые перспективы для испытательных лабораторий (ИЛ). Аттестующая организация (АО) может использовать свою ИЛ : a. для проведения СОУТ собственными силами, b. проводить исследования условий труда по договору с другой АО, c. по договору проводить производственный контроль (ПК) на предприятии Предприятие может аккредитовать свою лабораторию производственного контроля в качестве ИЛ и помимо собственного ПК участвовать в работах по СОУТ, привлекая АО лишь для экспертизы результатов исследований условий труда. ИЛ может быть самостоятельной аккредитованной организацией и выполнять инструментальные измерения уровней вредных производственных факторов по договорам с предприятиями (в целях ПК), либо с АО (в целях СОУТ). При подготовке и заключении договора на проведение СОУТ целесообразно обращать внимание потенциальных заказчиков на экономические последствия плохих условий труда на производстве. Причин тому несколько. Вред, причиненный работникам, оказывает серьезное влияние на предприятие и признание этого придает дополнительное значение совершенствованию охраны труда. Анализ структуры экономических расходов дает возможность эффективно воздействовать на процесс принятия решений. Внимание к экономике охраны труда обусловлено глобальным уровнем конкуренции. Федеральный Закон «О специальной оценке условий труда» начнет действовать с 01.01.2014 г. Плох он или хорош – уже неважно. Его следует выполнять и это сделает предстоящие год-полтора «жаркими» для всех, кто, так или иначе, работает в области охраны труда. Требуется развернутая оценка, как общей направленности Закона, так и вносимых им новшеств, делающих ситуацию в области охраны труда неординарной. Некоторые итоги XVII Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда-2013»История, произошедшая в начале года, дает представление о том, кто и как реально «рулит» в области санитарно-гигиенического нормирования. Она вселяет надежду на торжество здравого смысла: на то, что новый ФЗ «О специальной оценке условий труда» не будет принят в том неприемлемом виде, в котором он готовится сейчас. Одновременно становится ясной насущная необходимость искать взаимный интерес АО с бизнес-сообществом. История, произошедшая в начале года, дает представление о том, кто и как реально «рулит» в области санитарно-гигиенического нормирования. Она вселяет надежду на торжество здравого смысла: на то, что новый ФЗ «О специальной оценке условий труда» не будет принят в том неприемлемом виде, в котором он готовится сейчас. Одновременно становится ясной насущная необходимость искать взаимный интерес АО с бизнес-сообществом. Недоумение вызывает позиция предпринимателей по вопросу о структуре и содержании будущего ФЗ «О специальной оценке условий труда» – пассивность их представителей в Рабочей группе. Из сферы правового регулирования (распространения) закона исчезают нормы финансирования предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также установления скидок (надбавок) к страховым тарифам в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возможность вернуть в закон эти нормы катастрофически быстро убывает со временем. Действия Министерства труда и социальной защиты последнего времени существенно меняют атмосферу взаимоотношений АО и бизнеса, которому АО предлагает услуги по проведению АРМ на предприятиях. Как упоминалось в предыдущих заметках, здесь появляется элемент новизны: у АО должны быть аргументы для того, чтобы убедить предпринимателя в необходимости для него этой услуги. Чтобы вести разговор «на равных», следует понять -чего на самом деле хочет и опасается другая сторона. На предыдущей неделе наиболее обсуждаемой была позиция Минтруда по вопросу о необходимости АРМ в офисах. Стала известна официальная версия Приказа министра М.А.Топилина № 590н, «О внесении изменений в Порядок проведения АРМ по УТ, утвержденный приказом МЗСР РФ от 26.04.2011 г. № 342н». Приказ зарегистрирован в Минюсте и опубликован в Российской Газете. На днях он вступает в силу. Сам по себе этот приказ не значит почти ничего, но как знаковое событие он заслуживает внимания. Предвидя качественные изменения, ожидающие систему АРМ, наиболее дальновидные руководители и ведущие специалисты АО стараются выработать наиболее эффективную тактику поведения в новой реальности. Имеет смысл обратить внимание на то, что наиболее серьезные достижения людских сообществ – сугубо сетевой эффект. Они связаны не с действиями отдельных индивидов, а рождаются коллективным разумом, в результате самоорганизации коллективов. То, что происходит сейчас в области ОТ, можно рассматривать как иллюстрацию общего правила. Появилась информация относительно Рабочей группы по выработке проекта ФЗ «О специальной оценке условий труда». Задачи перед группой поставлены серьезные. Те, кто хоть раз участвовал в подготовке каких-либо нормативных документов, знают, насколько объемной и трудозатратной может быть такая работа. Есть серьезные сомнения в том, что Рабочая группа станет в свободное от основной работы время заниматься анализом проектов закона и подготовкой аргументированных и продуманных предложений. В последнее время появилась некоторая информация (План-график разработки проекта ФЗ и Концепция ФЗ), которая позволяет предвидеть структуру будущего ФЗ «О специальной оценке условий труда» и содержание основного раздела этого документа «Порядок проведения специальной оценки условий труда». Самыми заметными событиями прошедшей недели были, без сомнения, письма председателя Совета СРО «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» В.В.Федина в Минтруд и Минэкономразвития. В них содержится критика проекта приказа Минтруда «О внесении изменений в Порядок АРМ по УТ от 26.04.2011 г. № 342». Сам по себе проект вызвал недовольство многих из сообщества АО. Некоторые заявляли о намерении выслать (и, скорее всего – выслали) свои замечания в Минэкономразвития, однако только «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» опубликовало посланные материалы, сделав доступным для обсуждения не только проект приказа, но и его критику. Последняя представляется не менее интересной, чем сам проект. Предстоящий год обещает быть «жарким» для всех, кто, так или иначе, работает в области охраны труда. Нельзя сказать, что предыдущие годы были особенно спокойны, но все же на уровень специального закона проблемы оценки условий труда не выходили никогда. Существует ряд обстоятельств, делающих ситуацию неординарной, что требует неординарных подходов и решений.
ntm.ru
Статья 17. Закон N 426-ФЗ от 28.12.2013
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 – 7 части 1 настоящей статьи.
3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя – индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя – юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 – 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
www.zakonrf.info
Федеральный закон № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013
Информация о файле
Дата публикации: 28 декабря 2013 г.
Количество страниц: 27
Имя файла: Федеральный_закон_426-ФЗ.doc
Размер файла: 183,0 КБ
СкачатьСодержимое
В документе освещены следующие темы:
- Специальная оценка условий труда
- Федеральный закон
- Нормативы
Документ устанавливает понятие специальной оценки условий труда, ее необходимость и область влияния, объекты, требования, предъявляемые к ее проведению, и результаты.
В тексте подробно прописаны права и обязанности работодателя, работника и организации при проведении СОУТ, указана область применения результатов оценки, изложен порядок мероприятий, обязательных при проведении. Также закон уточняет, какие организации имеют право проводить СОУТ, и каким образом осуществляется государственный контроль за этим мероприятияем.
Закон 426-ФЗ о специальной оценке условий труда представляет собой основной нормативный документ, который регламентирует порядок осуществления СОУТ в нашей стране. Кроме того, его важной ролью является то, что он обязывает компании проходить эту процедуру с установленной регулярностью. В частности, она должна проводиться не реже, чем один раз в пять лет. При этом указанное требование является актуальным для подавляющего большинства компаний, включая те из них, в которых трудятся только офисные работники.
Согласно положениям закона № 426 о специальной оценке условий труда исключение в этом отношении может быть сделано для следующих категорий рабочих мест:
- места специалистов, трудящихся на дому;
- места специалистов, работающих удаленно;
- места специалистов, осуществляющих деятельность по согласованию с работодателем, выступающим в качестве частного лица, не имея статуса ИП.
Содержание закона о спецоценке
Как и другие приказы по СОУТ, 426-ФЗ отводит особое внимание правилам реализации спецоценки условий труда. При этом, являясь ключевым нормативным актом федерального уровня, который должен установить общие принципы взаимодействия между субъектами, он также включает в себя ряд других важных определений и алгоритмов. Они, в свою очередь, основываются на том, что сторонами, вовлеченными в процесс реализации СОУТ, выступают работник, работодатель и специализированная организация, проводящая спецоценку.
В частности, 426-ФЗ о СОУТ описывает права и обязанности всех сторон по отношению друг к другу в рамках этой процедуры. Кроме того, он устанавливает перечень четких требований к компании, которая имеет право предлагать услуги по реализации СОУТ, и определяет алгоритмы контроля качества ее работы. Наконец, федеральный закон о СОУТ № 426 также фиксирует правила осуществления государственного надзора за деятельностью в данной сфере. Он также определяет порядок разрешения конфликтных ситуаций, включая необходимость их решения в судебных инстанциях.
Проблемы с применением закона № 426 о специальной оценке условий труда
ФЗ-426 о СОУТ вступил в действие только в начале 2014 года: таким образом, с момента начала его применения прошло менее четырех лет. Кроме того, с этой даты в документ неоднократно вносили серьезные изменения: например, наиболее значимыми эксперты считают обновления в ФЗ-426 о СОУТ от 24 января 2014 г. Вместе с тем, пока еще не все участники рынка полностью адаптировались к требованиям нового законодательства и правильно применяют его. Например, нередко встречается даже неправильное употребление названия закона: можно столкнуться с упоминанием о 421-ФЗ о специальной оценке условий труда или другими некорректными обозначениями.
Переходные положения 426-ФЗ о специальной оценке условий труда
При этом внимательное изучение текста ФЗ-426 о СОУТ с комментариями показывает, что на практике у компаний существует легальная возможность отсрочить его вступление в силу для конкретной организации. Это может быть реализовано в случае, если в течение действия уже отмененного закона об аттестации рабочих мест эта операция была проведена на предприятии. Согласно 426-ФЗ о специальной оценке условий труда ранее выданные свидетельства о прохождении такой аттестации будут оставаться действительными вплоть до конца декабря 2018 года. Это правило, разумеется, актуально только в течение срока действия такого свидетельства, указанного в документе. При этом с начала 2019 года перестанут действовать даже те документы, срок применения которых формально пока не истек.
Вам может быть интересно:
www.centrattek.ru