Доплата за разъездной характер работы тк рф – Когда дается доплата за разъездной характер работы?
Разъездной характер работы
Некоторые работодатели устанавливают своим работникам разъездной характер работы, не задаваясь вопросом о том, насколько это правомерно, исходя лишь из личных представлений. Рассмотрим в данном материале, в трудовые договоры с какими категориями работников можно включать это условие, чем регулируется и как компенсируется такая разновидность труда.
Что говорит закон
В ст. 57 ТК РФ закреплено среди обязательных для включения в трудовой договор условие, определяющее характер предстоящей работы (он может быть подвижным, разъездным, в пути или иным).
Согласно ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не считаются.
В ст. 168.1 ТК РФ перечислены категории работников, имеющие право на возмещение связанных со служебными поездками расходов:
- те, у которых постоянная работа — в пути;
- у которых она имеет разъездной характер;
- трудящиеся в полевых условиях;
- участвующие в экспедиционных работах.
Там же установлено, что в организации, практикующей постоянное применение разъездных работ, должен быть утвержден и закреплен колдоговором или локальным актом перечень таких работ (профессий, должностей).
То есть работодатель имеет право в случаях, когда трудовая функция сотрудника подразумевает постоянную работу в разъездах, установить ему разъездной характер работы с возмещением соответствующих расходов.
Само понятие «разъездной характер работы» закон четко не определяет (Письмо Роструда от 12.12.2013 N 4209-ТЗ).
Разъезды – это постоянная работа
Под разъездной понимается работа, при которой работник трудится за пределами организации. Но в отличие от иных служебных поездок (командировок одно- и многодневных) разъездная работа имеет постоянный, а не временный характер, и не ограничена определенным сроком.
Никаких критериев отнесения работы к разъездной закон не устанавливает; это могут быть любые профессии, должности и работы, при которых постоянны разъезды работника.
К таковой могут быть отнесены работы:
- при выполнении которых регулярно происходят служебные поездки по обслуживаемой территории;
- на удаленных от места дислокации организации объектах и т.п.
Например, этот характер работы может быть установлен и водителю служебного автомобиля, и постоянно участвующему в судебных заседаниях юрисконсульту организации, и менеджеру по продажам, часть своего рабочего времени проводящего у клиентов для оформления заказов.
То есть работодатель на свое усмотрение определяет, по каким должностям/работам установить разъездной характер работы, руководствуясь спецификой организации.
Возмещение расходов работника
Ст. 168.1 ТК РФ предусматривает возмещение работодателем работнику при разъездном характере работы расходов:
- по проезду;
- по найму жилья;
- дополнительных трат, произведенных в связи с проживанием вне места постоянного жительства;
- иных, осуществленных с разрешения/ведома работодателя.
При возникновении трудовых споров или вопросов у налоговых инспекторов документами, подтверждающими правильность возмещения спорных расходов, будут:
- локальный нормативный акт, устанавливающий порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников с разъездным характером работы;
- трудовые договоры, содержащие условие о такой работе.
Положение о разъездном характере работы
Локальный акт (как правило, это положение) разрабатывается в обычном для таких актов порядке и утверждается работодателем при учете мнения профсоюзного органа (если он создан).
Там помимо перечня профессий, должностей и работ могут предусматриваться:
- порядок оформления поездок;
- порядок отчета за них;
- компенсационные выплаты сотрудникам с разъездной работой, помимо гарантированных законом, — например, надбавки или доплаты, и пр.
Разъездной характер работы по трудовому кодексу
Выплата за разъездной характер работы – это серьезная финансовая помощь сотрудникам, которые работают в разных местах, то есть, не имеют одного рабочего места. Далее – более детально о том, каким образом начисляется рассматриваемая надбавка, какие профессии дают право ее получить. Сперва поговорим о том, когда возможна такая доплата?
В каких случаях возможна такая доплата
Исходя из положений статей 146-148 ТК РФ, учреждения должны выплачивать своим сотрудникам дополнительную финансовую помощь за деятельность, осуществляемую не в самых «нормальных» условиях.
Доплаты необходимы сотрудникам для стимулирования их трудовой деятельности
Трудовая доплата возможна за:
- Сверхурочную работу.
- За работу в выходные либо праздничные дни.
- Деятельность по ночам.
- За осуществление деятельности на вредном для здоровья производстве.
- За деятельность в специфических условиях климатического характера.
Условия, которые отличаются от нормальных – это, в том числе и работа разъездного характера, поскольку почти все свое рабочее время в подобной ситуации сотрудник находится не на одном месте, а это серьезная дополнительная нагрузка. Нюанс заключается в том, что соответствующие доплаты или надбавки конкретно за такую деятельность ТК РФ не относит к обязательным (кроме обозначенных выше ситуаций). В статье 168.1 ТК просто обозначено следующее: руководство учреждения должно покрыть затраты сотрудника (на проезд, проживание и т.д.). Доплачивать по часам, как, допустим, за осуществление деятельности по ночам, начальник не должен.
Несмотря на этот факт, материальное стимулирование работников, осуществляющих разъездную деятельность, встречается довольно часто. Такая доплата – это рациональное решение, чтобы работники выполняли свои обязанности и добросовестно относились к рабочему процессу.
Поскольку в ТК РФ нет прямого указания на то, что такое «разъездная работа», в жизни появляются самые разные вопросы – какие профессии и должности подпадают под данную категорию. Таким образом, появляются проблемы и с начислением материальной выплаты. Сначала скажем несколько слов о том, чем отличается разъездная работа от командировки.
Чем отличается командировка от работы разъездного плана
Трудовой кодекс РФ, а конкретно статья 166-ая, дает пояснение, что работа разъездного характера – это не командировка. То есть, их необходимо строго разграничивать.
Командировка не относится к работе разъездного характера
Командировка имеет следующие отличия от разъездной деятельности:
- Исходя из положений 3-го пункта постановления № 749, направить сотрудника в командировку может только административный орган учреждения. Это распоряжение нуждается в документальном оформлении и определении конкретного временного периода командировки.
- Пункт 7-й постановления № 749, на практике временной период нахождения в командировке исчисляется с учетом информации, отраженной в билете либо другом документе, подтверждающем поездку. Если таких документов нет – применяются документы о найме гостиничного номера. Также работник может предоставить служебную записку.
- В 166-й статье ТК прямо указано – командировка имеет неразрывную связь с рабочим местом. Другими словами, командированный сотрудник обладает собственным рабочим местом в своем учреждении. То есть, эта деятельности не относится к разъездной.
Каким образом оплачивается работа при разъездной деятельности
Оплата такой деятельности серьезно отличается от оплаты командировки. Если работник едет в командировку, ему сохраняют среднюю заработную плату. Если речь идет о вахте, надбавка начисляется обязательно (исходя из положений 302-й статьи).
Если же работа предполагает разъездной характер, специалист должен получить заработную плату, прописанную трудовым соглашением, внутренней документацией учреждения. Другими словами, ничего особенного закон в подобной ситуации не предусматривает.
Еще администрация учреждения должна присмотреться к требованию 2-й части 57-й статьи ТК РФ. Согласно положениям этой статьи, в договоре с сотрудником обязательно нужно указывать, в каком режиме он будет осуществлять свою деятельность. В статье 168.1 ТК прописано следующее: администрация учреждения должна возместить все затраты, касающиеся разъездной работы.
Ими считаются:
- Затраты на транспорт (покупка различных билетов, оплата других расходов).
- Затраты на наем гостиничного номера, если работника отправили в иной город.
- Расходы, касающиеся проживания вне своего дома.
Важный момент: в ТК РФ не прописаны ни размеры, ни порядок, исходя из которого рассчитывается и выплачивается такое возмещение. Данные вопросы должны быть расписаны административным органом учреждения во внутренней документации либо трудовом соглашении (если оно содержит указание – что работа будет разъездной).
Работодатель обязан возмещать все расходы, связанные с разъездами
Какие профессии предполагают разъездную работу
Нюанс такой деятельности заключается еще и в следующем: нормы трудового законодательства не прописывают весь список профессий, должностей, считающихся разъездными. Во второй части 168.1 статьи указано, что этот вопрос должна решить администрация учреждения. Она должна прописать в своей внутренней документации, деятельность каких работников относится к разъездной.
Как правило, деятельность разъездного характера – это деятельность работников, у которых отсутствует рабочее место в рамках учреждения (или тех, кто почти все время находится в дороге).
То есть, это могут быть:
- Проводники и стюарды.
- Экспедиторы.
- Сотрудники, занимающиеся снабжением, обслуживанием, логистикой – если они постоянно находятся за пределами фирмы.
Если рассматривать учреждения бюджетного типа, здесь стандартные примеры выглядят следующим образом:
- Работа докторов скорой помощи.
- Работники МЧС.
- Работники ППС МВД.
Их работа нередко прописывается в специальной документации. Кроме того, возможна и доплата за разъездной характер работы водителям.
Каким образом стимулируется сотрудник, занимающийся разъездной работой
ТК РФ не говорит о том, что сотрудника, занимающегося разъездной работой, необходимо отдельно стимулировать. Если руководство учреждения считает нужным поощрять своих работников, осуществляющих разъездную работу, оно должно придерживаться такого порядка:
- Внутренняя документация учреждения должна содержать список профессий работников, занимающихся разъездной деятельностью. Обязательно отражение порядка, размеров начисленных им выплат.
- Если работа разъездная, это необходимо отразить в трудовом соглашении – при его заключении с самим работником.
Какие-то другие дополнительные требования законодательством РФ не предусмотрены.
ТК РФ не прописывает точный перечень профессий, относящихся к разъездным
Если исполнены все вышеобозначенные требования, начальник имеет право на выплату определенных надбавок.
Сумму выплаты также исчисляет административный орган учреждения. Самый оптимальный способ – когда процентная надбавка определяется, исходя из отработанного временного периода. Допустим, разные категории таких сотрудников могут рассчитывать на надбавку от 5 до 15% оклада (который также может быть разным – почасовым, месячным либо сменным).
Если говорить про налогообложение этой доплаты, то здесь необходимо руководствоваться подпунктом 6-м пунктом 1-ым 208 статьи НК РФ – поощрение, выплаченное за исполнение рабочих функций, также облагается налогом.
Как можно отметить, практически все вопросы ТК РФ оставляет на усмотрение административного органа учреждения. Он может использовать различные маневры и начислять надбавку конкретно тем работникам, деятельность которых связана с дополнительной нагрузкой (то есть, тем, которые часто находятся в дороге).
Несмотря на это, вакансии на работу разъездного характера, как правило, пользуются огромной популярностью. Многие люди рассматривают подобную деятельность в качестве дополнительной (второй работы, подработки) и желают, таким образом, улучшить свое финансовое положение.
Из нашей статьи вы узнали о том, что представляет собой доплата за разъездной характер работы, ознакомились с особенностями и нюансами ее начисления. Надеемся, что информация принесла вам пользу!
fintolk.ru
Размер надбавки за разъездной характер работы в 2018 году
Дополнительные выплаты делятся на компенсационные и стимулирующие. Например, премия за хорошо проделанную работу – это стимулирующая выплата, а доплата за особые условия труда – компенсационная.
Экспедиторам, водителям и другим категориям работников, чья деятельность связана с регулярными поездками интересно, полагается ли надбавка за разъездной характер работы.
В Трудовом кодексе РФ не раскрывается понятие, что такое разъездной характер работы. По этой причине нет ясности, в какую категорию его относить. Однако считается, что речь идет об особых условиях труда.
Законодательно организация не обязана устанавливать доплату за разъездную работу, а если устанавливает, то ее размер не регулируется.
При этом есть разница, установлены такие доплаты, как постоянная надбавка к заработной плате или речь идет о разовой компенсации расходов, связанных с разъездами.
1. Пример первый. Водитель выполняет работу, связанную с разъездами, на транспорте компании. Он не тратит свои личные средства на бензин и расходные материалы. Компенсация за это ему не положена. Если же водитель работает на личном автомобиле, он вправе рассчитывать на более высокую заработную плату, потому что несет расходы, связанные с необходимостью заправлять транспортное средство топливом, покупать запасные части и обслуживать его.
2. Пример второй. Сотрудник регулярно выезжает в командировки. Если его заработная плата не сдельная, а в виде фиксированной суммы, ему невыгодны разъезды, ведь они связаны как минимум с расходами на билеты, проживание и питание. Такой сотрудник рассчитывает, что организация компенсирует ему эти расходы.
Читайте также: Сколько надбавка пенсионерам за стаж работы более 35 лет
Поэтому необходимо понимать, о чем именно идет речь:
• о дополнительной плате за особые условия труда;
• о компенсации связанных с разъездами расходов.
Одно дело, когда работнику компенсируют расходы, связанные с покупкой билетов, проживания, расходы на его личный автомобиль, если транспортное средство задействовано в работе. Другое дело, если работник хочет помимо компенсации этих расходов получать более высокую заработную плату, потому что его работа слишком напряженная, график ненормированный, частая разлука с родными и т. д.
В одном случае речь будет идти о фактическом повышении заработной платы из-за особых условий труда, в другом – только о компенсации расходов, связанных с разъездами.
Как было сказано выше, законодательство не обязывает работодателя повышать работнику заработную плату путем начисления надбавки за работу, связанную с разъездами. По этой причине оговаривать условия труда и причитающуюся за эту зарплату нужно непосредственно с работодателем.
В чем разница между разъездной работой и командировкой? Это разные понятия. Если работа связана с постоянными разъездами, например, водитель автобуса, она не признается командировкой. Исключение – временная поездка, не связанная с обычным маршрутом.
Основное отличие
1. Командировка – временная поездка, срок которой ограничен.
2. Работа разъездного характера, в отличие от командировки, осуществляется на постоянной основе.
Как происходит налогообложение
Компенсационные выплаты не облагаются страховыми взносами, но только в том случае, если они установлены российским законодательством, законами субъектов федерации (региональными законодательными актами) и решениями местных органов власти.
В ст. 168.1 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель должен возмещать работникам, работа которых связана с разъездами или проводится в пути, экспедиторам, полевым работникам или отправленным в служебную поездку, следующие расходы:
• оплата проезда;
• оплата жилья;
• расходы на питание;
• дополнительные необходимые расходы;
• оговоренные расходы.
Эти расходы должны быть подтверждены документально (чеками, билетами, счетами).
Размер постоянной доплаты устанавливается в фиксированной сумме или в процентах к окладу. Текущие расходы (жилье, питание, дорога) погашаются по факту. При этом необходимо иметь документальное подтверждение расходов и их размера.
Расходы нужно заранее оговорить с руководством. Если вам компенсируют стоимость проезда, питания и проживания, уточните сразу, заплатят ли вам за поездку в другой город на такси, полет в салоне бизнес-класса, проживание в люксовом номере элитного отеля и ужин в престижном ресторане.
Читайте также: Какой была надбавка к пенсии с 1 июня 2018 году
Учтите, что одна только компенсация текущих расходов, связанных с разъездами, не приведет де-факто к увеличению зарплаты, ведь вам просто вернут потраченные со своего кармана деньги. Если вы считаете, что работа, связанная с разъездами, должна быть более оплачиваемой, договаривайтесь не только о компенсации текущих расходов, но и о денежной надбавке за особые условия труда.
Если у вас возникли дополнительные вопросы по теме надбавок за проделанную работу, задайте их консультанту. Эксперт ответит на ваши вопросы и окажет квалифицированную помощь.
trudznatok.ru
Компенсация за разъездной характер работы
Работнику за работу связанную с работодатели должны компенсировать расходы на поездки на основании авансового отчета, чеков и билетов. Однако анализ судебной практики показывает, что это не единственный способ возместить работнику его расходы. Работодатели не желающие упрощать документооборот, выплачивают работнику фиксированную надбавку за разъездной характер работы. Размер такой надбавки устанавливают в локальном нормативном акте. Впрочем, контролеры не стремятся признавать надбавки компенсацией в смысле ст. 168.1 ТК РФ. Без документов, которые подтверждают расходы работника, работодателя могут обязать доначислить взносы. Помощь в этом окажет позиция Верховного суда РФ, которая обозначена в Обзоре судебной практики от 21.10.2015. В этом Обзоре разъяснено, что для налогообложения важно не название выплаты, а ее назначение.
Возмещение расходов на поезди по документам
В данном случае работодатель возмещает работнику расходы по факту. То есть работнику выплачивается ровно столько, сколько он потратил в поездках. Данный вариант чаще всего используют организации, где работники ездят в длительные служебные поездки по регионам и за границу. Работодатель компенсирует им стоимость билетов и аренду жилья. Основная проблема работодателя в таких случаях в вопросе : нужно ли удерживать с суммы компенсации НДФЛ и страховые взносы.
Расходы работодателя на компенсацию работникам включаются в состав расходов, которые учитываются при налогообложении прибыли. Удерживать НДФЛ с компенсации, которую работодатель заплатил работнику, не нужно (абз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ). Причем правило действует в отношении всей суммы, которая закреплена в соглашении, коллективном или трудовом договоре, локальном акте.
На сумму компенсации страховые взносы не начисляют. Подобный вывод следует из подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗт 24.07.2009 № 212-ФЗ .
Но иногда ПФР и ФСС России занимают противоположную позицию. Они считают, что работодатель обязан начислять страховые взносы, поскольку компенсация за разъездной характер — составная часть заработной платы. При этом контролеры из этих ведомств ссылаются на определение заработной платы из ст. 129 ТК РФ. По результатам таких проверок работодателям начисляют штрафы, пени и доначисляют взносы. Такие решения можно и нужно оспорить в суде. Суды в таких случаях становятся на сторону работодателя и приводят следующие аргументы:
— компенсацию за разъездной характер выплатили с разрешения работодателя;
— она нужна, чтобы возместить работнику дополнительные расходы и затраты, связанные с исполнением трудовой функции;
— такая компенсация не входит в систему оплаты труда и не облагается страховыми взносами.
Таким образом, с компенсации расходов ни страховые взносы, ни НДФЛ удерживать не нужно.
Работодатель сам определяет размер суточных при разъездном характере работы. Никаких нормативов законе не устанавливаеь. Суточные можно установить в твердой сумме, в процентах от оклада в зависимости от дальности поездки и т. п.
Работник получит компенсацию за траты в поездке, если представит оправдательные документы. Какие именно — работодатель определяет в локальном акте. Работодателю целесообразней составить отдельный перечень документов для ближних и дальних поездок. Так работнику будут ясны требования работодателя.
В частности расходы работника на транспорт подтвердят:
— проездные билеты на автобус, троллейбус, метро, маршрутку — если работник передвигается на городском или муниципальном транспорте;
— путевой, маршрутный листы, чеки, квитанции — если работник использует личный или служебный автотранспорт.
Проживание в гостинице удостоверит кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности. Их нужно получить при оплате гостиницы .
Дополнительные вопросы контролеров об особом характере работы снимут документы, которые подтвердят разъезды работников. Для этих целей кроме перечня должностей в локальном акте и условия в трудовом договоре пригодятся журналы, служебные записки и т. п. То есть любые формы документального контроля за передвижениями работников.
Многие работники ездят не далеко и ежедневно возвращаются домой. Например, курьеры, экспедиторы, торговые представители могут обслуживать небольшие территории . Для таких работников работодатель должен определить, какие документы подтвердят служебную поездку и нужно ли согласовывать ее с руководством.
Чтобы контролировать работников с ежедневными поездками, работодатель должен завести и используют журнал учета служебных поездок. Журнал может находиться у руководителя подразделения или у ответственного работника .
Для планирования и контроля редких, единичных поездок подойдут служебные записки. Работник составляет служебную записку на имя руководителя о необходимости служебной поездки. Работодатель подтверждает свое решение визой: «Согласен», «Не согласен».
Формы журнала и служебной записки в законе не предусмотрены. Работодатель вправе разработать их самостоятельно. Чтобы утвердить и ввести бланки в действие руководитель должен издать приказ.
Размер суточных
Размер суточных работодатель определяет в локальном акте . При этом не обязательно всем работникам платить одинаковые суммы. В качестве критерия можно взять регулярность поездок, сложность заданий и другие обстоятельства.
Не всем работникам в постоянных поездках удается сохранить оправдательные документы. К отчетной дате выясняется, что они потеряли часть билетов, чеков с заправок, квитанций и т. п. Но без них работодатель не сможет оправдать расходы на компенсации. Чтобы упростить документооборот, работодатель назначает работникам надбавку за разъездной характер работы. Размер надбавки определяется с учетом наличия отраслевого соглашения.
Работнику компенсируется:
— стоимость билетов на транспорт
— арендная плата за жилье
— мелкий или внеплановый ремонт автомобиля
— услуги мобильной связи.
Фиксированная надбавка за разъездной характер работы
Фиксированную надбавку применяют, если работник:
— большую часть рабочего дня или весь день находится в разъездах;
— передвигается по работе преимущественно в пределах одной местности;
— не несет расходов на проезд и проживание в других регионах или за границей;
— тратит деньги на проезд в предсказуемом размере.
В этом случае работник не собирает чеки и билеты. Компенсацию за расходы он получит в конце месяца в виде надбавки.
Способ компенсации затрат, связанных со служебными поездками, необходимо указать в локальном нормативном акте. Это требование ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ. Формулировка может быть такой: «Работникам с разъездным характером работы устанавливается ежемесячная надбавка за расходы в поездках. Размер надбавки — 10% от оклада».
Размер компенсационной надбавки работодатель определяет сам. Это может быть конкретная сумма или проценты от оклада, ставки работника. При этом нужно учесть:
— советские нормативные акты. Например, надбавка в 20% предусмотрена постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 № 579. Оно распространяется, в частности, на работников, которые трудятся на речном и автомобильном транспорте. Надбавка выплачивается тем, кто находится в разъездах 12 и более дней;
— отраслевые и региональные соглашения. Так, работники дорожного хозяйства за разъездную работу будут получать до 20% ставки или оклада в зависимости от дней, проведенных в поездках. Такое условие содержит п. 3.6 Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014–2016 годы.
Если ни советские нормативные акты, ни соглашения на работодателя не распространяются, то он вправе устанавливать любую надбавку исходя из экономической целесообразности.
Например, работнику с разъездным характером работы установлен оклад в размере ₽ 20 тыс. Надбавка в качестве компенсации за расходы в служебных поездках составляет 10%.
В феврале 2016 года по производственному календарю 20 рабочих дней. Из них 18 дней работник отработал, а 2 дня проболел.
Работодатель определил заработную плату по такой формуле. Окладная часть: ₽ 20 тыс. / 20 дней × 18 дней. ₽ 18 000 – ₽ 2340 (НДФЛ) = ₽ 15 660. Надбавка: ₽ 18 000 × 10% = ₽ 1800. Итого зарплата: ₽ 15 660 + ₽ 1800 = ₽ 17 460.
Когда работодатель компенсирует расходы работника надбавкой, возникают вопросы по налогообложению и взносам в фонды.
Работодатель вправе самостоятельно определить, какие должности будут иметь разъездной характер работы. Их перечень устанавливается в локальном акте
Надбавка, которую работник получает как компенсацию за траты в поездках, относится к расходам на оплату труда. Для этого нужно закрепить надбавку в коллективном, трудовом договоре.
В отношении налогообложения надбавки за разъездной характер работы сложилась устойчивая практика. Она не в пользу работодателя. Госорганы и суды не оспаривали право работодателя устанавливать надбавку. Но они считали, что фиксированная надбавка облагается НДФЛ и страховыми взносами по обязательному страхованию. Аргументация в этом случае следующая.
Есть два вида компенсаций. Первый — компенсации как элементы оплаты труда (ст. 129 ТК РФ). Они связаны с особыми условиями труда. С таких компенсаций удерживают НДФЛ и платят взносы. Второй — компенсации, которые возмещают работнику его затраты при выполнении работы. С этих сумм взносы и НДФЛ не удерживают.
Ежемесячную фиксированную сумму нельзя рассматривать как компенсацию в рамках ст. 168.1 ТК РФ. Ведь работодатель не возмещает работнику фактически понесенные расходы. Размер выплаты не зависит от его реальных затрат.
Надбавку к зарплате, которая установлена коллективным или трудовым договором, нельзя рассматривать как компенсацию в смысле ст. 164 ТК РФ. Она повышает размер заработка работников, чья работа носит разъездной характер работы.
Однако в конце 2015 года Верховный суд РФ вдруг занял сторону работодателя (Обзор, утв. Президиумом ВС РФ 21.10.2015). В этом обзоре указано, что , для целей налогообложения имеет значение характер выплаты, который позволяет отнести ее к числу компенсации из ст. 164 ТК РФ. По этой норме компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением трудовых или иных обязанностей. Суд указал, что не может иметь решающего значения наименование выплаты: надбавка, льгота или увеличение оклада.
Таким образом, в ближайшее время практика может измениться в пользу работодателей. Но пока госорганы не поддержали позицию Верховного суда РФ. Так, для Минтруда оправдательные документы по-прежнему — обязательный элемент компенсации. Поэтому компаниям, которые не планируют уплачивать налог и социальные взносы с надбавок-компенсаций, нужно готовиться доказывать свою позицию в суде. В этом поможет вышеизложенная позиция ВС РФ.
Разъездной характер подразумевает, что работодатель помимо зарплаты будет компенсировать расходы в поездках. То есть, работнику нужно вернуть деньги, которые он потратит в процессе выполнения своих обязанностей. Так, для курьера основные траты — это билеты на метро или другой вид транспорта и разговоры по телефону.
Разграничить виды компенсации нужно в локальном акте. В нем нужно определить, какой категории работников устанавливается надбавка, а какой будете возмещать расходы по документам. В локальном акте необходимо прописать категории работников, а не конкретные персоналии (ФИО). Так вы избежите обвинений в дискриминации.
В некоторых случаях работодатели устанавливают такую надбавку только для компенсации суточных (так как необходимость их выплаты сложно доказать документально), а остальные расходы возмещают на основании представленных документов. Такой вариант применяется в случаях, когда расходы в связи со служебными поездками значительны. Например, выезды за границу, проживание в наемных помещениях.
pershickow.ru
Доплата за разъездной характер работы
У водителей отдела доставки разъездной характер работы. 1. Должен ли рабочий день быть 8 часов? 2. Какой продолжительностью должен быть рабочий день водителя при разъездном характере работы? 3. Если водителю установлена доплата за разъездной характер работы, должны ли оплачиваться переработки? 4. Какие еще существенные условия нужно учесть при организации труда и отдыха водителей.
Гость, знакомьтесь — Правобот!
Интеллектуальный сервис для подбора судебной практики. Думает, как юрист, только быстрее.
Познакомиться поближе
1. Да, по общим правилам рабочий день должен быть 8 часов.
2. У водителя должна быть нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю или 8 часов в день (при пятидневной рабочей неделе).
Если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусмотренная законом (40, 36 часов и др.), то необходимо ввести суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ, п. 8 Положения).
При суммированном учете рабочего времени водителей продолжительность учетного периода составляет один месяц (п. 8 Положения об особенностях режима работы и отдыха).
В случае установления такого учета время управления автомобилем в течение рабочего дня может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения об особенностях режима работы и отдыха). Однако за две недели подряд время управления автомобилем не должно превышать 90 часов.
3. Да, должны в общем порядке. Доплата, как правило, устанавливается, чтобы компенсировать расходы, связанные с разъездным характером работы (ст. 168.1 ТК РФ).
Водитель может быть привлечен и к сверхурочной работе с соблюдением требованием ст. 99 ТК РФ. Однако и в этом случае общая продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля с учетом сверхурочной работы не должна превышать 12 часов (п. 23 Положения).
Также водитель может быть привлечен и к работе в выходные дни с соблюдением правил ст. 113 и ст. 153 ТК РФ и общей продолжительности рабочего дня.
Водителю может быть установлен ненормированный рабочий день, если он периодически привлекается к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).
4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей утверждены Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.
***
Обоснование данной позиции в материалах «Системы Кадры».
Статья: Как вести учет рабочего времени водителя
«Где фиксировать рабочее время водителей
Работодатель учитывает время, которое отработал каждый сотрудник (ч. первая ст. 91 ТК РФ). Время работы водителя фиксируют в путевых листах и в табеле учета рабочего времени.
Форму путевого листа работодатель может разработать самостоятельно (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161). Главное, чтобы она отражала необходимые сведения. Путевой лист должен содержать обязательные реквизиты (приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152):
– наименование и номер путевого листа;
– срок действия путевого листа;
– данные собственника (владельца) транспортного средства;
– сведения о транспортном средстве и водителе.
Путевой лист оформляют на каждое автомобильное и городское наземное транспортное средство, которое использует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель для перевозок грузов, пассажиров и багажа. Сведения о сроке путевого листа включают дату, число, месяц, год, в течение которого путевой лист можно использовать. Если его оформляют более чем на один день, указывают период, в течение которого путевой лист можно использовать.
Путевой лист заполняют на каждое транспортное средство на один день или срок, который не превышает одного месяца. Если в течение этого времени путевой лист на транспортное средство используют посменно несколько сотрудников, то можно оформить на один автомобиль несколько путевых листов на каждого водителя.
Если на один автомобиль оформлено несколько путевых листов, время и показания одометра при выезде с постоянной стоянки проставляют в путевом листе водителя, который выезжает первым. При возвращении показатели вносят в документ тому, кто заехал последним (приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).
Собственники транспортных средств обязаны фиксировать путевые листы в журналах регистрации и хранить пять лет.
На основании сведений, указанных в путевом листе, кадровик или иное ответственное лицо заполняет табель учета рабочего времени. В табеле указывают общую продолжительность работы за день или смену. Коммерческая организация использует унифицированную форму этого документа (№ Т-12 или Т-13) либо разрабатывает собственную (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Госорганы и учреждения применяют табель учета использования рабочего времени (форма 05024421).
По путевому листу и табелю учета рабочего времени устанавливают продолжительность времени, которое отработал водитель. Если информация в документах различается, компании грозит административная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ).
Как нормировать рабочее время
Труд водителей организуют на основе графиков работы. Работодатель составляет их с учетом режима работы, который действует в организации, на основе ежедневного или суммированного учета.
Графики работы устанавливают рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы, перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Важная статья: «Режим рабочего времени отличается от общих правил. Как правильно применять и регулировать?» (№ 5, 2014)
Нормальная продолжительность рабочего дня. Не превышает 40 часов в неделю. Для водителей, которые работают по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы или смены составляет восемь часов. Если водители работают по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, продолжительность ежедневной работы или смены составляет семь часов (п. 7 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, далее – Положение).
Максимальная продолжительность рабочего дня. Продолжительность ежедневной работы до 12 часов увеличивают тем водителям, которые доставляют грузы для учреждений здравоохранения, коммунальных служб и т. д. Но продолжительность управления автомобилем в течение дня не должна превышать девяти часов. Одновременно учитывают требования о минимальной продолжительности ежедневного и еженедельного отдыха.
Совет эксперта
Ольга КИЦИС, менеджер по кадровому учету ООО «Рольф-Лоджистик» (Москва)
Перерыв между частями рабочего дня водителя можно увеличить
Чтобы разделить на части рабочее время водителю автобуса, который работает на регулярных городских или пригородных маршрутах, учитывайте специальные требования. Установить такой режим можно на основании локального нормативного акта. Если коллективный договор или правила внутреннего трудового распорядка не содержат условия о разделении рабочего дня на части, сначала внесите его с учетом мнения представительного органа работников. Затем получите согласие сотрудника работать в таком режиме (п. 13 Положения).Если на региональном уровне действует отраслевое соглашение, то для водителей, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, есть возможность увеличить время перерыва между двумя частями рабочего дня до трех часов. Утвердить это положение можно локальным нормативным актом организации и с согласия водителей.
Состав рабочего времени. Кроме периодов, когда водитель непосредственно управляет автомобилем, его работа включает время (п. 15 Положения):
– специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
– предрейсового и послерейсового медосмотра, а также периоды, когда водитель следует от рабочего места до места медосмотра и обратно;
– стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах, где используют специальные автомобили;
– простоев не по вине водителя;
– на рабочем месте, когда водитель не управляет автомобилем, если в рейсе два и более водителя;
– охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при междугородных перевозках;
– работ по устранению возникших эксплуатационных неисправностей автомобиля, если не требуется разборка механизмов и др.
Учитывайте, что некоторые периоды засчитывают в рабочее время только частично. Например, время при междугородной перевозке, когда водитель не управляет автомобилем, если в рейсе два водителя, ему засчитывают в рабочее в размере не менее 50 процентов (п. 22 Положения). Время охраны груза и автомобиля – в размере не менее 30 процентов (п. 21 Положения).
Как определить время отдыха
Отдых водителей имеет особенности. Если график сменности устанавливает продолжительность ежедневной работы более восьми часов, водителю можно предоставить два перерыва для отдыха и питания. Но их общее время не должно превышать двух часов и быть менее 30 минут (п. 24 Положения).
Ежедневный или междусменный отдых вместе со временем перерыва для отдыха и питания не может быть меньше двойного времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (п. 25 Положения).
Пример
Виктор П., водитель, отработал в ООО «Ромашка» 8-часовую рабочую смену с 12.00 до 21.00 с обеденным перерывом с 16.00 до 17.00. Минимальная продолжительность ежедневного междусменного отдыха составляет 15 час. = (8 час. × 2 – 1 час.).
На следующий день смена работника может начинаться не ранее чем через 15 часов после окончания предыдущей смены, не ранее чем в 12.00.
Еженедельный непрерывный отдых непосредственно предшествует или следует за ежедневным отдыхом. Его продолжительность составляет не менее 42 часов (п. 26 Положения).
Когда вводить суммированный учет рабочего времени
Если по условиям производства нельзя соблюдать нормальную ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени водителей, устанавливают суммированный учет с учетным периодом один месяц (п. 8 Положения). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, которые связывают с сезонными работами, учетный период устанавливают до шести месяцев.
Продолжительность работы не должна превышать нормальное число рабочих часов. Ежедневный отдых водителя составляет не менее 12 часов. Время, которое водитель отработал за учетный период сверх нормы, оплачивают как сверхурочную работу: за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ).
Пример
Григорию К., водителю ООО «Сфера», установили суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц. По производственному календарю, исходя из 40-часовой рабочей недели, норма рабочих часов за июль составила 168 часов. Водитель отработал 176 часов.
Сверхурочная работа Григория К. по итогам учетного периода составила восемь часов, из которых два оплатят не менее чем в полуторном размере и шесть – не менее чем в двойном.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы водителей не превышает 10 часов (п. 9 Положения). Когда при междугородной перевозке водителю необходимо доехать до места отдыха, продолжительность ежедневной работы увеличивают до 12 часов. Если водитель должен находиться в автомобиле более 12 часов, в рейс направляют двух и более водителей (п. 10 Положения).
Выходные устанавливают в разные дни недели согласно графикам работы. Число выходных дней в текущем месяце составляет не меньше числа полных недель месяца (п. 27 Положения).
Как разделить рабочий день водителя на части
Рабочее время водителя можно разделить на части (ст. 105 ТК РФ). В том числе если интенсивность работы в течение дня неодинакова.
Пример
Компания ООО «Парус» – собственник бизнес-центра. Для удобства арендаторов компания организовала бесплатные маршрутные такси от метро до входа в бизнес-центр в утреннее (с 7.30 до 9.30), обеденное (с 12.00 до 14.30) и вечернее (с 17.00 до 19.00) время. В локальных нормативных актах ООО «Парус» установило водителям маршрутных такси режим пятидневной рабочей недели с продолжительностью ежедневной работы восемь часов.
Рабочий день сотрудника делится на три части. Время, когда водители управляют транспортным средством, составляет шесть часов в день. Продолжительность рабочего времени за день с учетом медицинских осмотров, времени стоянки и проч. – восемь часов.
Рабочий день водителя автобуса можно разделить только на две части, с интервалом не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Первая половина заканчивается не позже чем через пять часов после начала работы.
Если это происходит после четырех часов с начала работы, предоставляют спецперерывы для отдыха от управления автомобилем в пути. Длятся они 15 минут в период до интервала между двумя частями рабочего дня. Такой отдых входит в рабочее время, а перерывы для отдыха и питания и между частями рабочего дня – нет.
Когда можно ввести ненормированный рабочий день
Водителей автомобилей с ненормированным рабочим днем привлекают к работе за пределами установленной продолжительности. Делать это можно по распоряжению работодателя при необходимости. Ненормированный рабочий день он устанавливает с учетом мнения профсоюза.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы при ненормированном рабочем дне устанавливают, исходя из продолжительности нормальной рабочей недели 40 часов (п. 14 Положения). Дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях. Водителям грузовых автомобилей ненормированный рабочий день не устанавливают.
Ненормированный рабочий день можно установить водителям:
– легковых автомобилей, кроме автомобилей-такси;
– автомобилей экспедиций и изыскательских партий на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях»
Самые популярные рекомендации в Системе Юрист в этом месяце
Восемь опасных условий договоров аренды, услуг и подряда
Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.
Как судиться с приставами: алгоритм работы
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.
Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.
20 новых правовых позиций судов о взыскании судебных расходов
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.
Обзор практики по уведомлению контрагентов
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.
www.law.ru
Разъездной характер работы: как оформить и предоставить компенсации
Разъездной характер работы потребует от кадрового работника определенных навыков при оформлении сотрудника. Кроме того, потом придется каждый раз составлять документы для служебных поездок.
Из статьи вы узнаете:
Работы разъездного характера
Действующее законодательство о труде содержит следующее описание работ, имеющих разъездной характер: к ним относятся виды профессиональной деятельности, которые предполагают, что все основные трудовые функции работника исполняются им вне своего стационарного рабочего места. Такое определение на первый взгляд выглядит вполне четким и понятным. Однако на практике работники кадровых служб нередко сталкиваются с необходимостью отграничения понятия разъездной работы от смежных терминов.
Наиболее часто такие проблемы возникают в отношении работ, предполагающих регулярные поездки сотрудников. Действительно, у таких случаев есть общие черты: например, сотрудники регулярно отсутствуют в месте расположения организации в связи с выполнением своих должностных обязанностей, а их поездки, безусловно, носят служебный характер. В этой ситуации работодатели подчас задаются вопросом: нужно ли оформлять такие поездки каждый раз как отдельные командировки, или стоит установить разъездной характер работы водителей, бортпроводников и других сотрудников, которые постоянно находятся в дороге.
Скачайте документы по теме:
Ответ на этот вопрос во многом зависит от специфики трудовой деятельности конкретного работника. Дело в том, что командировка предполагает поездку для выполнения рабочих задач, которая длится в течение определенного промежутка времени. Тогда как работа разъездного характера по определению не может иметь четких временных границ, поскольку в принципе осуществляется в дороге, и прекращение таких поездок возможно только вместе с прекращением трудовых отношений.
Узнать подробности вы можете в нашей статье.
Признаки разъездного характера работ
Общие основания для обозначения разъездной характер работы в ТК РФ зафиксированы в ст. 168.1. Для того чтобы понять, относится ли профессиональная деятельность конкретного сотрудника к работе разъездного характера, удобно провести ее анализ на предмет соответствия нескольким основным признакам такой работы и уже затем принять окончательное решение. В частности, к таким признакам относятся:
отсутствие у сотрудника постоянного рабочего места, поскольку его трудовые задачи выполняются в различных местах в зависимости от текущих задач компании;
ежедневное или практически ежедневное возвращение работника на свое постоянное место жительства, то есть отсутствие необходимости длительного выезда в другую местность;
расходование значительной части рабочего времени на перемещение к месту выполнения работ в соответствии с задачами компании;специфический характер трудовой деятельности на основном рабочем месте в пределах организации, который преимущественно связан с подготовкой к выполнению основных трудовых задач в местах, требующих выезда сотрудника за пределы места нахождения компании;
иные признаки, свидетельствующие о необходимости выполнения регулярных поездок в интересах работодателя.
Для того, чтобы признать работу имеющей разъездной характер, совсем не обязательно, чтобы она соответствовала всем перечисленным признакам одновременно. Если вы сомневаетесь, идет ли речь о разъездной работе в Вашем конкретном случае, прочтите нашу статью.
Читайте по теме в электронном журнале
Оформление разъездного характера работ
Разъездной характер работы — это особые условия осуществления трудовой деятельности, которые требуют надлежащего документального оформления, имеющего целью в том числе соблюдение трудовых прав работников. Процедура такого оформления несколько более сложна, чем оформление обычного офисного трудоустройства. Однако опытные специалисты кадровых служб сходятся во мнении, что это значительно проще, чем составлять документы для направления сотрудников в командировку. Узнайте, почему они придерживаются такой точки зрения, прочитав наш материал.
Установление разъездного характера работы
На сегодняшний день четкий перечень профессий и специальностей, имеющих разъездной характер работы, в Трудовом кодексе или других нормативных документах отсутствует. Поэтому полномочия в области отнесение тех или иных должностных позиций к числу имеющих разъездной характер работы всецело принадлежат работодателю. На практике ему необходимо издать локальный нормативный документ, в котором будет содержаться исчерпывающий перечень должностей организации, имеющих разъездной характер работы.
Обратите внимание! Если для конкретного сотрудника установлен разъездной характер работы, работодателю нет необходимости каждый раз оформлять приказ о направлении его в служебную поездку.
При этом не только содержание, но и форма такого документа определяются работодателем самостоятельно. Чаще всего для этих целей в компаниях применяется один из следующих видов документов:
локальный нормативный акт, например, соответствующий регламент или положение;
В случае если для фиксации разъездного характера работы сотрудников в компании принято соответствующее положение, его необходимо утвердить приказом за подписью руководителя организации. При этом в таком документе нужно прописать ключевые условия установления разъездного характера работ для конкретной должностной позиции или их группы. Узнайте, какие положения следует включить в этот документ, в нашем материале.
Справка
Оформление трудового договора
Положения ст.57 ТК РФ требуют, чтобы при заключении трудового договора с работником работодатель указал в этом документе все существенные условия его трудоустройства, способные оказать влияние на эффективность выполнения им поставленных трудовых задач. При этом в данном разделе Трудового кодекса прямо указано, что необходимо фиксировать разъездной характер работы в трудовом договоре, поскольку он относится к таким обязательным условиям.
Отметим, что дополнить трудовой договор уже работающего сотрудника новым условием (о разъездной работе) можно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) или по инициативе работодателя в порядке ст. 74 ТК РФ с предварительным уведомлением и при наличии соответствующих оснований: их перечень приведен в нашем материале. Отметим, что по общему правилу, названия должностей работодатель определяет по собственному усмотрению.
Оформление документов при выполнении работником служебных обязанностей
Во многом процедура оформления трудовой деятельности сотрудников, которым установлен разъездной характер работы, является более простой, чем оформление служебных командировок. В том числе из-за отсутствия необходимости формирования некоторых специальных документов, таких как командировочные удостоверения и прочее.
Вместе с тем это не означает, что работник, выполняющий трудовые обязанности вне организации, не должен вести никакой отчетности о своей деятельности. Как правило, ему вменяется в обязанность оформление документов, подтверждающих маршрут и цель служебной поездки, а также ее результаты. При этом конкретный перечень и требования к разработке таких документов устанавливаются работодателем самостоятельно. В нашей статье мы приводим достаточно несложный, но вместе с тем исчерпывающий перечень таких документов, который будет удобен компании для учета работ сотрудников, постоянно находящихся в разъездах.
Направление сотрудника с разъездным характером работы в командировку
Установление разъездного характера работы для сотрудника не означает, что его нельзя направить в командировку. Согласно положениям ТК и судебной практике, это нужно сделать в случае, если обстоятельства конкретной поездки существенно отличаются от обычных условий его работы, а само поручение носит разовый характер. В этом случае служебная поездка оформляется в соответствии со стандартными правилами направления в командировку, и понесенные расходы оплачиваются согласно порядку, установленному для командировок. В нашем материале мы приводим конкретный пример такой ситуации.
Возмещение расходов при разъездном характере работы
Как правило, необходимость регулярных служебных поездок при разъездном характере работы предполагает осуществление сотрудником определенных расходов, связанных с перемещением к месту выполнения работ и обратно, а также собственно решением стоящим перед ним трудовых задач. Поэтому действующее трудовое законодательство справедливо возлагает на работодателю обязанность по возмещению таких расходов, поскольку они фактически осуществляются сотрудником в его интересах.
Общие принципы возмещения расходов, осуществляемых в связи с разъездным характером трудовой деятельности, схожи с порядком возмещения расходов в командировках. При этом, однако, командировка чаще всего является для организации и сотрудника своего рода разовой ситуацией, которая требует оформления значительного количества документов. При разъездном характере работы расходы, связанные со служебными поездками, приходится возмещать регулярно. Поэтому для такой ситуации можно предусмотреть упрощенный порядок осуществления отчетности работником — например, можно обязать его предоставлять отчетные документы один раз в неделю или даже один раз в месяц. В этом материале мы рассказываем, как оформить такие правила для сотрудников с разъездным характером работы.
Расходы, подлежащие возмещению
Справка
Ст. 168.1 ТК РФ содержит конкретный перечень статей расходов, связанных с разъездным характером работы, которые подлежат возмещению работодателем. К ним относятся:
- траты на проезд к месту выполнения необходимых работ и возвращению к месту нахождения организации. При этом, однако, работодателю не вменяется в обязанность оплата времени в пути до работы, если он добирается до работы на общественном транспорте, служебном транспорте, который перевозит сотрудников по определенному маршруту, личном или служебном автомобиле и тому подобное;
- расходы на проживание в месте выполнения работ;
- расходы на обеспечение потребностей сотрудника в связи с его отъездом, которые часто называют суточными;
- другие виды расходов, которые работник осуществил с ведома и согласия уполномоченного представителя работодателя.
В указанной статье зафиксировано право работодателя на самостоятельное определенное размера и правил возмещения расходов по этим статьям, в том числе определения других типов расходов, подлежащих возмещению. Таким образом, организация может предусмотреть возможность право работника получать возврат денежных средств и по другим видам трат, кроме проезда, проживания и суточных. Мы расскажем, как можно использовать такую возможность на практике, в этом материале.
Ограничения на возмещение расходов
Примечательно, что четкие правила возмещения расходов в служебных поездках, содержащиеся в актуальных нормативных документах, касаются преимущественно командировок. А вот пределы и условия возмещения трат и других выплат сотрудникам при работах разъездного характера определяются работодателем самостоятельно: например, он может по своему усмотрению установить доплаты водителям за разъездной характер работы. Ознакомьтесь с нормативной базой, предоставляющей работодателю такие полномочия, в нашем материале.
Таким образом, установление размера суточных при разъездном характере работ определяется исключительно принципом целесообразности, причем в понимании работодателя. При этом, как отмечается в п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ, ограничение их размера для целей обложения НДФЛ применяется только для командировок. Однако для того, чтобы избежать начисления НДФЛ на суточные при разъездном характере работы, необходимо правильно оформить соответствующие документы, обеспечив соблюдение следующих условий:
расходы на проезд или проживание документально подтверждены;
суточные выплачены в пределах норм, утвержденных руководителем организации;
выплаты сотрудникам с разъездным характером работы зафиксированы в одном из следующих документов: коллективном договоре (соглашении), локальном нормативном акте, трудовом договоре.При этом налогообложение дополнительных выплат, связанных с особым характером работы, например, доплат за разъездной характер работы водителям, осуществляется по другой схеме. Как именно они учитываются — читайте в нашем материале.
Скачать чистый бланк
Скачать в .doc
Скачать заполненный образец
Скачать в .doc
Читайте также:
www.kdelo.ru
Для кадровика о разъездном характере работы — СКБ Контур
Как правильно заключить трудовой договор
Александр Малютин, консультант по вопросам банкротства
В силу абзаца 8. ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовой договор должен содержать указание на разъездной характер работы. Одновременно следует в трудовом договоре разделить понятия «разъездная работа» и «командировка», указать территорию, в пределах которой работа будет считаться разъездной, например, в пределах г. Москвы и Московской области. Закон не запрещает установить территорию разъездной работы в пределах всей Российской Федерации.
В договоре необходимо указать сотрудников или должности, чья работа носит разъездной характер, а также соответствующий перечень работ и профессий.
Работодателю следует издать журнал регистрации поездок, который помогает контролировать служебные перемещения работников, а работникам, в случае возникновения конфликта, доказать факт отсутствия прогула на рабочем месте.
Александр Янюшкин, старший юрисконсульт центра правового обслуживания
Более предпочтительным для работодателя является определение условий разъездного характера работы в локальных нормативных актах, так как внесение изменений в коллективный договор или соглашение — более сложная процедура: должно быть достигнуто соглашение между представителями работников и работодателя (ст. 44, ст. 49 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ работники при приеме на работу должны быть ознакомлены под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, коллективным договором.
Условия, определяющие характер работы, обязательны для включения в трудовой договор (п. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В локальном нормативном акте о разъездном характере работы целесообразно фиксировать порядок направления работника в служебную поездку: в какой форме оформляется поручение работодателя, каким образом оно доводится до сведения работника, в какой форме и в какой срок работник отчитывается о результатах служебной поездки.
Подробная фиксация условий разъездного характера работы в локальных нормативных актах позволит минимизировать риск трудовых споров, а в случае их возникновения будет способствовать их скорейшему разрешению в рамках установленных правил совершения служебных поездок.
Александр Тарасов, генеральный директор компании «АВТ Консалтинг»
Существует два вида условий, которые включаются в трудовой договор: обязательные и дополнительные. Условие о разъездном характере работы является обязательным (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Если данное условие не отражено в трудовом договоре, оно должно определяться дополнительным соглашением либо приложением к трудовому договору. Конкретные работы, профессии и должности закрепляются в локальных актах либо коллективных договорах и соглашениях (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ). По сути, проще разработать локальный акт, который будет регулировать все вопросы, связанные с разъездной работой.
Чтобы избежать недоразумений, лучше прописать размер и порядок возмещения расходов на служебные поездки. Если в организации есть положение о разъездной работе или иной аналогичный внутренний документ, работодатель обязан ознакомить работника с ним, а работник должен внимательно прочитать все положения, особенно в части возмещения расходов.
Если говорить о плюсах для обеих сторон, при разъездной работе работодателю не нужно оформлять командировочные документы и платить средний заработок. Освобождение от бумажной волокиты и лишних выплат — существенный плюс. С точки зрения положенных выплат работнику лучше отправиться в служебную командировку.
Надежда Мохнатая, главный юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
Разъездной характер работы отдельных должностей работников оформляется следующим образом:
- в коллективном договоре (при его наличии) или в локальном нормативном акте организации (приказе руководителя, положении о разъездном характере работ или ином документе), в котором определяются: перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, определяются формы документов, позволяющие вести учет служебных поездок работников;
- в трудовом договоре с работником.
Перечень таких работ, профессий и должностей лучше указывать именно в локальном нормативном акте организации, а не в коллективном договоре: эти данные могут меняться в зависимости от нужд организации, а внесение изменений в коллективный договор — процедура довольно длительная.
В табеле учета рабочего времени периоды служебных поездок отмечаются как рабочее время.
Плюсы и минусы для работника и работодателя
Александр Янюшкин, старший юрисконсульт Центра правового обслуживания
Общие правила направления работников в командировки определены в постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки». Данный нормативный правовой акт обязателен как для работодателя, так и для работника.
Порядок выполнения работы разъездного характера не регулируется специальным нормативным правовым актом. У работодателя с учетом специфики его деятельности имеется возможность самостоятельно определять порядок направления работников в служебные поездки согласно правилам, закрепленным в коллективном договоре, локальных актах, трудовых договорах с работниками.
Работник при приеме на работу должен внимательно ознакомиться с порядком выполнения у данного работодателя работы, имеющей разъездной характер: установлена ли территория служебных поездок, какие установлены лимиты компенсационных выплат, какая предусмотрена отчетность по результатам служебных поездок.
Наталья Тихоненко, исполнительный директор финансового сервиса QOOD
Необходимость разъездной работы каждый работодатель определяет самостоятельно. Как правило, у таких сотрудников нет стационарного рабочего места, то есть работодатель экономит на его оборудовании, однако по закону он все равно должен компенсировать множество расходов.
В отличие от командировок, оформлять отдельные приказы по каждой поездке сотрудников с разъездным характером работы не нужно. Для таких сотрудников работодатель может предусмотреть упрощенный порядок представления отчетности по поездкам и перемещениям — например, раз в неделю или в месяц.
Кроме обязательных компенсаций работодатель может предусмотреть надбавку к заработной плате сотрудника за особый характер работы. Ее размер может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором (ч. 1 ст. 129, ст. 149 ТК РФ). Однако на практике курьер или торговый представитель вряд ли может рассчитывать на такую надбавку.
Какие расходы нужно возместить работнику
Юлия Жижерина, эксперт Русской Школы Управления по трудовому праву
При возмещении расходов можно использовать два варианта:
1. Возмещение по документам. Работодатель возмещает расходы по проезду, найму жилого помещения, суточные, иные расходы, произведенные с его разрешения или ведома (ст. 168.1 ТК РФ). Расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (кассовые чеки, квитанции, проездные билеты).
2. Установление надбавки за разъездной характер работы. В этом случае работодатель выплачивает фиксированную надбавку за разъездной характер работы в размере, предусмотренном локальными нормативными актами. Размер и порядок выплаты надбавки необходимо включить в текст трудового договора (ст. 168.1 ТК РФ).
Надежда Мохнатая, главный юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
Размер и порядок возмещения расходов устанавливает коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты или трудовой договор (ст. 168.1 ТК РФ).
Перечень документов, подтверждающих расходы работника, действующее законодательство не предусматривает. Подтвердить разъездные расходы работник может проездными билетами, квитанциями, чеками на бензин. Других компенсаций при разъездном характере работы, помимо возмещения расходов работника, закон не устанавливает, однако дополнительные надбавки к заработной плате за разъездной характер работы могут быть предусмотрены отдельно коллективным договором, локальными нормативными актами или трудовым договором с работником.
В установлении работнику разъездного характера работы есть ряд плюсов. Сокращается администрирование поездок работника: не нужно оформлять приказ на каждую служебную поездку. Облегчается учет рабочего времени и расчет зарплаты. В случае оформления поездок в качестве служебной командировки работодатель обязан за дни нахождения работника в командировке оплачивать работнику средний заработок. При разъездном характере работы работник получает должностной оклад и дополнительные выплаты, если они установлены трудовым договором.
Наталья Тихоненко, исполнительный директор финансового сервиса QOOD.
Компенсированные работодателем расходы не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами во внебюджетные фонды. Однако для того, чтобы у проверяющих не было сомнений в компенсационном характере выплат, лучше, если все расходы будут подтверждены документально.
В качестве документов, подтверждающих производственный характер поездок, перемещений (пункты назначения, цели), можно использовать журналы учета поездок, маршрутные листы и т.п. Также работник должен сохранять все чеки, квитанции, проездные билеты, иные подтверждающие документы и отчитываться по фактическим затратам.
kontur.ru