7 Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (19

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996)

Настоящий закон относится, с одной стороны, наряду с Законом РФ «Об образовании», к числу базовых образовательных законов, с другой стороны, это первый профильный законодательный акт. По своей структуре он состоит из семи глав, охватывающих собою 34 статьи, которые определяют систему высшего и послевузовского профессионального образования, круг субъектов учебной и научной деятельности в данной системе, их права и обязанности, управление данной системой, ее экономика и международная деятельность вузов.

Государственная политика в области высшего образования основывается на следующих принципах и в соответствии с целями и задачами, определенных Законом РФ «Об образовании» (ст.2):

– непрерывность и преемственность процесса образования;

– интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

– конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

– государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования с 2005 г. является Федеральная целевая программа развития образования (до 1.01. 2005 г. – Федеральная программа развития образования) в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию. Государство призвано обеспечить приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее – высшие учебные заведения) не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

3) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 2).

Структура (состав) системы высшего образования несколько отличается от структуры в целом системы образования. Так в состав первой законодательством включены (ст.4):

– государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

– имеющие лицензии высшие учебные заведения и образовательные учреждения соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

– научные, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские учреждения, организации и предприятия, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

– органы управления образованием, а также подведомственные им учреждения, организации и предприятия;

– общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иных объединения).

Своеобразие современного российского высшего образования, готовящегося к широкомасштабному вступлению в европейское образовательное пространство, выражается в законодательном закреплении ступеней, сроков и форм получения высшего профессионального образования (ст. 6). В соответствии с нормами этой статьи Федерального закона, в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

– высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “бакалавр”;

– высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “дипломированный специалист”;

– высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “магистр”.

Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

для получения квалификации (степени) “бакалавр” не менее чем четыре года;

для получения квалификации “дипломированный специалист” не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

для получения квалификации (степени) “магистр” не менее чем шесть лет.

С учетом участия России в «болонском процессе» разрабатываются предложения об изменении содержания понятий «бакалавр» и  «магистр», сроков их подготовки и ряд других предложений. Об этом и иных перспективах российского высшего образования будет подробнее сказано в последней главе пособия.

Законом N 122-ФЗ также было внесено более ста двадцати поправок и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Только четыре статьи из 34 статей Федерального закона были сохранены в первоначальном виде (ст.ст. 9, 18, 32 и 34).

Основные изменения текста закона связаны с уточнением правового статуса высших учебных заведений. Все редакционные изменения текста можно классифицировать по характеру и степени их воздействия.

Основной целью поправок является исключение из текста тех правомочий субъектов Российской Федерации, которые не должны присутствовать в федеральных законах, так как относятся к предметам ведения субъектов. На этом основании законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не включены в правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 1). По тем же причинам из составляющих государственной политики в ст. 2 исключен принцип суверенности «прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов».

Значительная часть редакционных изменений текста закона обусловлена введением понятия «федеральное государственное образовательное учреждение». К федеральным государственным образовательным учреждениям отнесены все высшие учебные заведения федерального уровня. Федеральное государственное образовательное учреждение может иметь только одного учредителя в лице федерального органа государственной исполнительной власти. Введение нового субъекта деятельности в области высшего образования и уточнение его правового статуса является главной правовой идеей, которая, в частности, явилась источником поправок в двадцать две текстовые статьи отраслевого закона.

Особую группу образуют изменения текста закона, связанные с налоговым и бюджетным регулированием в области высшего и послевузовского профессионального образования. Например, из текста закона исключено, как и в предыдущем законе, упоминание о Федеральной программе развития образования (ст. 2). Но главное внимание уделено содержащимся в тексте отраслевого закона нормам финансового права, как правило, дублирующих нормы бюджетного или налогового законодательства.

Самую малочисленную группу составляют редакционные поправки типа тех, которые внесены в тексты статей 4, 13, 23, и ряд других. В частности, из текста отраслевого закона исключены обороты и понятия, которые относятся к объектам правового регулирования, не адаптированным к нынешней правовой системе страны, в частности, «завод», «фабрика», «центральный» и иные.

Как можно видеть, поправки, сделанные и к тексту закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вряд ли можно отнести к тем, которые влияют на системный характер функционирования высшего образования.

studfiles.net

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз”о высшем и послевузовском профессиональном образовании”

Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

См. обзоры изменений настоящего Федерального закона

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

ГАРАНТ:

О национальной доктрине образования в РФ см. постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751

1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации “Об образовании”, а также на следующих принципах:

1) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

См. текст подпункта 1 пункта 1 статьи 2

2) непрерывность и преемственность процесса образования;

3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2 статьи 2

3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в подпункт 1 пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

1) финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

3) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

См. текст подпункта 3 пункта 3 статьи 2

4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;

5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

6) утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

См. текст подпункта 6 пункта 3 статьи 2

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ пункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 7

7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в пункт 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 2.1

Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 2.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;

2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в подпункт 5 пункта 2 статьи 2.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в подпункт 6 пункта 2 статьи 2.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее – высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее – лицензия).

ГАРАНТ:

См. функции вуза и информацию о вузе, которые в соответствии с законодательством РФ в области образования указываются в уставе высшего учебного заведения, направленные письмом Минобразования РФ от 22 июня 2001 г. N 17-55-51ин/17-11

3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

studfiles.net

Статья 17. Закон О высшем образовании

1. Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для:

сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно по пятьдесят календарных дней;

подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца;

сдачи государственных экзаменов один месяц.

2. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются:

лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, пятнадцать календарных дней;

слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов пятнадцать календарных дней;

студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов пятнадцать календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца; для сдачи государственных экзаменов один месяц.

3. Студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

4. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других гарантий, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которые имеют государственную аккредитацию, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные меры поддержки.

6. Утратил силу.

7. При обучении студента, совмещающего учебу с работой одновременно в двух высших учебных заведениях, указанные выше гарантии и компенсации могут иметь место только по одному из этих высших учебных заведений (по выбору студента).

www.zakonrf.info

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании

22 августа 1996 года N 125-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ, от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 18.07.2006 N 113-ФЗ, от 16.10.2006 N 161-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 13.07.2007 N 131-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 15.07.2008 N 119-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 18.07.2009 N 184-ФЗ, от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ, от 21.12.2009 N 333-ФЗ, от 27.07.2010 N 198-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 N 19-П, от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

.

Оглавление

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы Глава II. Система высшего и послевузовского профессионального образования Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием Статья 12. Управление высшим учебным заведением Статья 13. Научно-исследовательские и другие организации и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 15. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования Глава III. Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности Статья 16. Студенты высших учебных заведений Статья 17. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели Статья 20. Работники высших учебных заведений Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников Статья 22. Ученые звания Статья 23. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании Глава IV. Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования Статья 25. Утратила силу Статья 26. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования Глава V. Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 28. Финансирование высших учебных заведений Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения Статья 31. Утратила силу Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях Глава VI. Международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений Статья 33. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования Глава VII. Заключительные положения Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона  

studfiles.net

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ

“О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ”

Принят Государственной Думой

19 июля 1996 года

 

Одобрен Советом Федерации

7 августа 1996 года

 

Последняя редакция  от 18.07.2011 № 242-ФЗ.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

 

Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании

Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений

Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием

Статья 12. Управление высшим учебным заведением

Статья 13. Научно-исследовательские и другие организации и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 15. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования

 

Глава III. CУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 16. Студенты высших учебных заведений

Статья 17. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой

Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

Статья 19.1. Ассистенты-стажеры

Статья 20. Работники высших учебных заведений

Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников

Статья 22. Ученые звания

Статья 23. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях

 

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 25. Утратила силу

Статья 26. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования

 

Глава V. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 28. Финансирование высших учебных заведений

Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения

Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения

Статья 31. Утратила силу

Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях

 

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Статья 33. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

 

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН


Источник: www.lexed.ru

Федеральный центр образовательного законодательства

moeobrazovanie.ru

Федеральный закон от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании””

Принят Государственной Думой 31 мая 2011 года

Одобрен Советом Федерации 8 июня 2011 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I “Об образовании” (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2005, N 30, ст. 3103; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 27, ст. 3215; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 46, ст. 5918) следующие изменения:

1) пункт 63 статьи 9 изложить в следующей редакции:

“63. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования.

Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.”;

2) в абзаце третьем пункта 1 статьи 20 слова “или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию” заменить словами “, в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию или Общероссийском классификаторе специальностей высшей научной квалификации”;

3) подпункт 2 пункта 4 статьи 24 дополнить словами “, если иное не установлено федеральными законами”;

4) пункт 2 статьи 25 после слов “соответствующие лицензии,” дополнить словами “и при обучении в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях,”;

5) в статье 27:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

“3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, в соответствии с Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” выдаются соответствующие документы о послевузовском профессиональном образовании. Гражданам, защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук).”;

б) в абзаце втором пункта 4 после слов “высшем профессиональном” дополнить словами “, послевузовском профессиональном”, слова “и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени” заменить словами “и в документах об ученых степенях ученые степени”;

в) абзац второй пункта 6 изложить в следующей редакции:

“Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения основных общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию. Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения профессиональных образовательных программ или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную (итоговую) аттестацию повторно в сроки, установленные порядком проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.”.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2888; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1481; 2006, N 1, ст. 10; N 29, ст. 3122; N 30, ст. 3289; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 360; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 29, ст. 3484; N 43, ст. 5084; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, N 17, ст. 1757; N 29, ст. 3419; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 7, ст. 786, 787; N 29, ст. 3621; N 46, ст. 5419; N 52, ст. 6405, 6409, 6450; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4167; N 46, ст. 5918; 2011, N 1, ст. 38; N 6, ст. 793) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.”;

б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

“7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6З статьи 9 Закона Российской Федерации “Об образовании”.”;

в) пункт 8 изложить в следующей редакции:

“8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

2) в пункте 10 статьи 6 слова “итоговую государственную аттестацию” заменить словами “государственную (итоговую) аттестацию”;

3) в статье 7:

а) в пункте 1 слова “и послевузовского” исключить;

б) пункт 2 дополнить словами “, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом”;

в) пункт 5 изложить в следующей редакции:

“5. Гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук).

Лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в ординатуре, интернатуре, при обучении в форме ассистентуры-стажировки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании. Форма документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование при обучении в форме ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, лицам, получившим такое образование в ординатуре, интернатуре, – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.”;

4) абзац пятый пункта 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:

“Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.”;

5) в статье 11:

а) в абзаце первом пункта 4 первое предложение изложить в следующей редакции: “В аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций и для обучения в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.”, дополнить предложением следующего содержания: “Период обучения в форме ассистентуры-стажировки в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования не может превышать два года по очной форме.”;

б) пункт 6 после слов “научных организаций” дополнить словами “и для обучения в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях”;

в) в пункте 10 слова “государственной итоговой аттестации” заменить словами “государственной (итоговой) аттестации”;

6) в пункте 6 статьи 19 слова “за счет средств бюджета” заменить словами “за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации”;

7) дополнить статьей 191следующего содержания:

“Статья 191. Ассистенты-стажеры

1. Ассистентом-стажером является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в форме ассистентуры-стажировки по очной форме и осуществляющее подготовку выпускной работы по творческо-исполнительским специальностям.

2. Положение о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям для обучения в форме ассистентуры-стажировки, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

4. Ассистенты-стажеры, обучающиеся в форме ассистентуры-стажировки за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

5. Ассистенты-стажеры пользуются бесплатно оборудованием, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе на командировки в учреждения культуры и высшие учебные заведения иностранных государств.

6. Для приобретения учебно-методической литературы каждому ассистенту-стажеру, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.”;

8) в статье 24:

а) подпункт 9 пункта 2 изложить в следующей редакции:

“9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечней направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, в ординатуре, интернатуре, номенклатуры специальностей научных работников;”;

б) в пункте 3:

подпункт 2 изложить в следующей редакции:

“2) установление федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), а также утверждение положений о государственной (итоговой) аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;”;

подпункт 7 изложить в следующей редакции:

“7) установление формы документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, формы документов об ученых степенях;”.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

rg.ru