Какие бывают образование – Какие бывают виды образования в Российской Федерации | We are students
Понятие и уровень образования в РФ
Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни системы образования РФ, как бакалавриат и магистратура.
В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс – это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.
Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.
Основными функциями обучения являются:
- Воспитание достойных членов социума.
- Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
- Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
- Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.
Критерии образованности
Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.
Значение обучения в жизни человека
Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые уровни профессионального образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.
Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.
Система образования
В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:
- Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
- Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
- Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
- Средние специальные (техникумы, колледжи).
- Негосударственные.
- Дополнительное образование.
Принципы системы образования
- Первоочередность общечеловеческих ценностей.
- Основой являются культурные и национальные принципы.
- Научность.
- Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
- Гуманистический характер.
- Направленность на защиту окружающей среды.
- Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
- Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
- Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
- Обязательное наличие начального (базисного) образования.
Виды образования
По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:
- Дошкольное – в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
- Начальное – осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
- Среднее – включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
- Высшее – одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.
По характеру и направленности образование бывает:
- Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
- Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
- Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.
Уровни образования
В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ – это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:
- Дошкольное.
- Начальное.
- Основное.
- Среднее.
Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:
- Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
- Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной – 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
- Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
- Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени кандидата наук. Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной – 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.
Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.
Формы образования
Обучение в России может быть проведено в двух формах:
- В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
- Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой государственной аттестации.
Подсистемы образования
Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования – социализации человека.
Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, – на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.
Качество высшего образования
Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:
- Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
- Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
- Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.
Проблемы, касающиеся управления системой образования
- Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
- Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
- Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
- Низкий профессиональный уровень образования в РФ.
- Низкий уровень культурного развития населения в целом.
Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.
Тенденции в развитии услуг образования
- Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
- Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
- Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
- Популяризация дистанционного обучения.
Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.
fb.ru
Уровни образования в Российской Федерации
1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.
Уровни общего образования
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Уровни профессионального образования
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.
Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.
Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.
Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.
Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид —
По материалам: http://273-фз.рф/
http://www.moeobrazovanie.ru/spec_bakalavr.html
3.151545500516
xn—-jtbibbrldcuew.xn--p1ai
Каким бывает образование в нашей стране ( незаконченное высшее, среднее, начальное)
Карьера 31 октября 2012Каким бывает образование в нашей стране? На слуху много названий: незаконченное высшее, полное общее, бакалавриат, среднее профессиональное. Рассмотрим подробнее, когда и какое образование получает гражданин нашей страны.
Если верить закону об образовании, то его можно разделить на две категории: общее и профессиональное. Общее также делится на подразделы: начальное общее, которое получают учащиеся в школах в 1-4 классе, основное общее (5-9 класс) и полное общее (среднее), которое получают, окончив 12 классов общеобразовательной школы. Основное общее образование можно получить только в школе, а вот полное общее, помимо школы, дают лицеи и техникумы. Правда, есть еще дошкольное образование (в детском саду), но оно существует номинально, никаких дипломов об окончании детского сада детям не выдается.
Более серьезная ступень – это уже начальное профессиональное образование, которое можно получить в профессиональных училищах и техникумах. В этих учреждениях дается не только общая развивающая информация, но и азы выбранной профессии. Человек, получивший соответствующий диплом, может рассчитывать на трудоустройство по специальности, в то время как гражданин, за плечами которого только диплом о среднем образовании, обычно довольствуется низкоквалифицированной работой.
Среднее профессиональное образование – следующая ступень. Его получают на базе основного общего, среднего и начального профессионального образования в техникумах, колледжах и ВУЗАх.
Вершина учебы – высшее образование. Оно тоже бывает разным. Во-первых, незаконченное высшее. Фактически это первая ступень высшего профессионального образования. Многие думают, что зачисление на первый курс и прохождение 2-3 месяцев учёбы автоматически дают право писать в анкете при поступлении на работу: «Имеется незаконченное высшее». Однако это далеко не так. На самом деле только те студенты, которые проучились в ВУЗе 2-3 года, имеют право получить свидетельство, где написано, что они получили незаконченное высшее образование, с указанием объёма полученных знаний и пройденных дисциплин.
Следующий уровень высшего образования – это магистратура и бакалавриат. На первый взгляд это тоже незаконченное высшее, только уже более высокая ступень. Но это не совсем так. Степень бакалавра может быть присвоена выпускникам по истечении 4-х лет учёбы. Фактически это полное высшее общее образование без какой-либо узкой специализации. Если для устройства на какую-либо должность требуется «вышка», бакалавр вполне может претендовать на эту вакансию. Если после получения диплома бакалавра студент продолжит обучение в ВУЗе, то через два года он сможет получить диплом магистра. Магистратура предполагает более глубокое изучение предмета с углублением в научную деятельность. Если раньше бакалавров воспринимали как недоучившихся специалистов, то в наши дни ситуация меняется на глазах. Бакалавры и магистры могут продолжить обучение в зарубежных ВУЗах, в то время как человеку с дипломом специалиста (законченное высшее) придётся переквалифицироваться.
По форме незаконченное высшее, высшее и среднее специальное образование может быть:
- Дневным – в этом случае студент должен посещать все лекции в дневное время.
- Вечерним – лекции и пары переносятся на вечер.
- Заочным – студент в течение года занимается самообразованием, а затем дважды в год сдает сессии.
- Дистанционным – в этом случае обучение, сдача экзаменов и зачетов происходит без личного контакта, только через средства связи – почту, скайп.
- Экстернатом – в этом случае студент изучает предметы самостоятельно, а в ВУЗ приходит для досрочной сдачи экзаменов.
При желании человек может получить последипломное образование, поступить в аспирантуру и стать кандидатом и впоследствии доктором наук.
Источник: fb.rumonateka.com
Какие существуют виды образования в России | “Меркурий”
Образование в Российской Федерации регулируется Федеральным Законом от 1996 года, который называется «Об образовании». Открыв его вы сможете узнать не только виды образования в России, но также и все, что касается деятельности различных учреждений, предоставляющих его в полном объеме.
Система образования Российской Федерации состоит из:
- муниципальных учреждений;
- государственных учреждений;
- негосударственных учреждений.
Кроме того, отдельно выделяются дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, общеобразовательные и многие другие.
Виды образования на территории Российской Федерации.
- Дошкольное образование;
- Среднее образование;
- Средне профессиональное образование;
- Высшее профессиональное образование.
- Структура дошкольного образования.
Если говорить более подробно о дошкольном образовании, то стоит отметить, что в него входит достаточно много различных учреждений, которые отличаются высокой степенью независимости при выборе программ для обучения. Среди учреждений дошкольного образования отдельно стоит выделить следующие:
- простые детские садики;
- детские сады, в которых воспитываются дети с какими-либо отклонениями физического/умственного развития;
- оздоровительные центры, предназначенные также для детей;
- центры, направленные на развитие малышей.
Ключевым звеном в системе считается школа или общее образование. Оно состоит из средних школ, различных лицеев, гимназий, школ, в которых особое внимание уделяют изучения иностранным языкам и непосредственно их изучению, школ вечернего типа , специальных школ, а также лицеев-интернатов, в которых дети как правило не только проходят обучение, но и проживают в будни, что помогает им лучше усваивать информацию полученную на уроках, так как вечером дети находясь вместе могут обсудить все вопросы, возникшие в школе вместе со своими одноклассниками или же учителями вовсе.
Кроме того, сюда же необходимо относить центры, помогающие детям развивать свои, например, музыкальные таланты, или способности в искусстве.
Виды образования в России предполагают и среднее образование — это сколько классов многие спрашивают, хотя на самом деле ответ лежит на поверхности.
Среднее специальное образование — это то образование, которое как правило осуществляют различного рода училища, которые готовят выпускников с рабочим специальностями. Чаще всего это сварщики, слесари и другие похожие профессии. Кроме училищ данное образование предоставляют техникумы и различной направленности колледжи.
Если же говорить о высшем профессиональном образовании, то его на территории Российской Федерации предоставляют университеты, академии, а также институты. Причем очень часто встречающаяся ситуация, когда одно учреждение является составляющей другого. Например, институты часто встречаются в составе университетов.
Стоит отметить, что те типы образования, которые распространены на сегодняшний день в России были унаследованы страной еще от Советского Союза. После того, как СССР распался, молодежь из России получила право на обучение в любом государстве мира, тогда как буквально пару десятилетий назад это было практически невозможно, а если его и удавалось получить, то только единицам.
Сегодня же, несмотря на то, что ситуация в корне изменилась, к сожалению, по-прежнему мало у кого есть возможность получить зарубежное образование. Как практика показывает это все из-за достаточно высоких цен на обучение, которые среднестатистическому человеку не по карману.
Заметно отличается от нашей системы образования американская. У нее отсутствует централизованная структура, поэтому в каждом штате процесс образования регулируется по собственным правилам.
В США предусмотрены следующие виды образования: ясли, детские сады, начальные школы, средние школы, высшие школы.
После того, как дети в возрасте до восемнадцати лет заканчивают высшую школу они получают среднее образование и если они хотят работать, то этого уже достаточно.
Такие типы американского образования, как профессиональное образование, бакалавриат, то есть высшее, а также аспирантура и докторантура рассматриваются чаще всего в виде отдельной ступеньки обучения. Если после школы учащийся решает, что хочет связать свою трудовую деятельность с наукой, юриспруденций или медициной, то в таком случае ему необходимо закончить как раз аспирантуру.
При первой оценке видов американского образования, может показаться, что в штатах несколько больше типов образования. Хотя на самом деле между российским образованием и образованием в Соединенных Штатах Америки отличие исключительно в названиях. В остальном же между ступнями образования в странах можно провести четкую параллель.
www.dglmercury.com
Образование – это… Что такое Образование?
Образова́ние — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1] Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову «образование связано с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни».[2]
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]».[3] В контексте социального прогресса образование помимо формата передачи социального культурного наследия позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познание и длительность жизни взаимосвязаны. В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыдущих поколений, чем и олицетворяет социальный прогресс.[4]
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.
Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.
— Б. Ф. Скиннер
Подходы к образованию
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 октября 2012. |
Уже в античности сложились два основных подхода к обучению: культуросообразность и природосообразность.
Одним из классических изложений этих подходов является статья знаменитого немецкого педагога А. Дистервега (1790—1866) «О природосообразности и культуросообразности в обучении».[5]
Сторонники культуросообразности придерживаются мнения, что итоги обучения зависят исключительно от культурной среды, в которую «погружён» обучающийся (от наличия достаточного числа школьных зданий, преподавателей, столовых, библиотек с книгами, компьютеров в классах и дома и т. п.). Существенным разнообразием природных способностей обучаемых, по сути, пренебрегают. Характерной особенностью этого подхода является обучение всех по единой программе, в одном темпе и т. п.
Для успешной работы такого подхода, однако, совершенно необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих. При нарушении этого требования (что, конечно, прикрывается «самыми добрыми намерениями») за счёт явного и скрытого противодействия не желающих и/или неспособных учиться (уточним, что именно по данной программе и предложенным способом) успешность обучения такой группы начинает падать и при определённых обстоятельствах отрицательные плоды такого обучения далеко превосходят его положительные составляющие[источник не указан 72 дня].
Так, в обязательной общеобразовательной школе, по мнению ряда специалистов[6] с её огромным разнообразием целей и природных способностей учащихся, и, в то же время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.
Любопытный факт из вышеупомянутой книги: в Царской России (вторая половина XIX века) доля учащихся, оканчивающих полный курс гимназии, едва превышала 10 % от числа поступивших в 1-й класс — и это притом, что школа не была обязательной для всех! Исследования норвежских и американских педагогов тех лет показали, что (при отсутствии выводиловки и отчислении неуспевающих) этот показатель был обычным и для североамериканской, и для европейской школы, то есть российские дети были не лучше и не хуже в этом отношении своих заграничных сверстников. Другими словами, при жёсткой (одинаковой для всех) программе в общеобразовательной школе при десятилетней длительности обучения доля неподходящих для такой школы более-менее здоровых детей оказывается около 90 %. А при распространённости различных заболеваний, ухудшении экологической обстановки этот процент, разумеется, только увеличивается.
Поэтому многие вопросы воспитания и обучения будут решаться существенно по разному (в том числе прямо противоположно), в зависимости от приверженности ответчика к тому или иному подходу к обучению.
Заметим, что такая приверженность проявляется и в используемой системе понятий. Так, сторонники культуросообразности называют обучение «образованием», а природосообразности — «просвещением» (просвещают имеющееся, а новообразовывать можно и на пустом месте), а соответствующих работников народного просвещения — «просвещенцами». Для культуросообразного подхода характерны понятия «новообразование способностей» (в силу большого сходства с раковыми заболеваниями нередко переиначивается как «формирование способностей»), пренебрежение прилагательным «природные» по отношению к «способностям», замена самого слова «способности» на «задатки». Отсюда же проистекает распространённость убеждения многих чиновников от образования о том, что слово элита (отборная часть) может относится только к деятелям умственного труда («мастера — золотые руки» остались только в дореволюционных сказках), в связи с чем, к примеру, вся российская общеобразовательная школа уже много лет (как водится без учёта действительных возможностей и потребностей общества) «затачивается» под подготовку к высшей школе.
В современной системе знаний закрепилось понятие “базовое образование”, означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образование последующей ступени: начальное образование – является базовым для среднего образования, среднее образование – является базовым для высшего образования, высшее образование является базовым для образования в аспирантуре (при соискании ученой степени кандидата наук), образование в аспирантуре является базовым при соискании ученой степени доктора наук).
Важна преемственность и системность в сфере образования: среднее специальное образование (бакалавр) должно соответствовать профилю высшего ообразования (магистр), высшее образование должно соответствовать профилю постуниверситетского образования в аспирантуре (кандидат наук, или доктор философии), первая ученая степень (кандидат наук или доктор философии) должна соответствовать последующей ученой степени (доктор наук). В противном случае необходимо дополнительное профильное образование по отношению к базовому – для продолжения образовательного процесса.
Система образовательных учреждений
Начальное образование
Класс начальной школы на открытом воздухе. Учитель (священник) со своим классом в предместьях Бухареста, около 1842 годаНачальное образование считается практически приемлемым первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование.[7] Усилиями ЮНЕСКО предполагается ввести всеобщее начальное образование в большинстве стран мира к 2015 году. Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11—12 лет. В большинстве стран учреждения начального и среднего образования разделены.
Среднее образование
В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.
В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.
Высшее образование
Уровень образования населения в разных странах мира[8]В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.
Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские вузы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы. Немаловажным фактом хорошего обучения в ВУЗе является мотивация.
Уровни универсального (политехнического) образования (интегрально междисциплинарное всезнание базового уровня)
Дошкольное образование
Основная статья: Дошкольное образование
Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты.
Дошкольное образование в России
Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.[9] Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.
Общее образование
О́бщее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование.[10] В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Начальное общее образование
Начальное общее образование — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.[11]
Основное общее образование
Основная статья: Основное общее образование
Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.[11][12] В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ГИА), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.
Среднее (полное) общее образование
Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования.[11] Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в ВУЗ. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных ВУЗов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.[13] Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 1990-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Уровни специализированного образования
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.[13] Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Профессиональное образование
Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.
Начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование (НПО) — начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название — среднее городское профессионально-техническое училище, СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9 и 11 классов.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) — средний уровень профессионального образования. Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования.
В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (среднее специальное учебное заведение).
Высшее профессиональное образование
Основная статья: Высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование или высшее образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.[14] В отличие от общего, даже в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным.[15]
Послевузовское профессиональное образование
Послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень. В Западной Европе и Северной Америке, а также в некоторых странах СНГ[16][17] термины послевузовское образование или последипломное образование (англ. graduate education, postgraduate education), относятся к академическим степеням магистра и доктора философии.[18] В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса.
Аспирантура
Аспирантура — форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёной степени кандидат наук; специализированное подразделение ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.
Докторантура
Докторантура — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней доктора наук; специализированное подразделение ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.
Уровни управления образовательным процессом
Отрасли образования
- Архитектурное образование
- Психологическое образование
- Горное образование
- Естественнонаучное образование
- Химико технологическое образование
- Радиотехническое образование
- Транспортное образование
- Строительное образование
- Математическое образование
- Энергетическое образование
- Сельскохозяйственное образование
- Медицинское образование
- Музыкальное образование
- Историческое образование
- Педагогическое образование
- Военное образование
- Юридическое образование
- Экономическое образование
- Богословское образование
- Бизнес-образование
- Журналистское образование
Научные направления в сфере образования
Практика образования
- Организация учебного процесса
- Педагогические технологии
- Семейное образование
- Частное (негосударственное) обучение
- Электронное обучение
- Дистанционное обучение
- Стандарт образования
- Экстерн универсального (политехнического) образования
- Экстерн специализированного образования
- Самообразование универсальное (политехническое)
- Самообразование специализированное
- Самообразование творческое специализированное исследовательское и изобретательское в процессе инструментальных специальных экспериментальных исследований и наблюдений
- Самообразование творческое универсальное исследовательское и изобретательское (политехническое) в процессе проведения интегральных междисциплинарных теоретических научных исследований и изобретательства
Роль Википедии в образовании
Британский еженедельник The Economist указывает на позитивную роль Википедии, как источника объективных знаний в условиях государственного контроля над образованием и политической индоктринации учащихся:
Википедия может быть и не решает проблему пробелов в образовании полностью, но вносит свой вклад [в этот процесс]
Оригинальный текст (англ.)
A trip to Wikipedia by way of a smartphone will not necessarily let children work their way out of such dichotomies. But it will help.
— “Textbooks round the world”, The Economist, Oct 13th 2012
См. также
Примечания
- ↑ Закон Российской Федерации «Об образовании»
- ↑ С.Н. Гавров, Н.Д. Никандров Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21.
- ↑ George F. Kneller. Introduction to the Philosophy of Education. New York: John Wiley and Sons, 1971. P. 20—21
- ↑ Порало І. В. Роль, місце і значення інформаційних відносин у процесах якісного розвитку освітньої системи України / І. В. Порало // Практична філософія. — 2011. — № 3 (41). — С. 121—127
- ↑ Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении
- ↑ В. В. Кумарин. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе М., 1996
- ↑ UNESCO, Education For All Monitoring Report 2008, Net Enrollment Rate in primary education
- ↑ History of the Human Development Report. United Nations Development Programme. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 15 мая 2008.
- ↑ Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- ↑ Толковый словарь русского языка Ушакова 4 т., Москва, Гос. ин-т Сов. энцикл.; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-40
- ↑ 1 2 3 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1
- ↑ Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 64
- ↑ 1 2 Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002
- ↑ Большая советская энциклопедия. Третье издание. «Советская энциклопедия». 1969—1978 гг. В 30-ти т.
- ↑ УСПЕХИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ (доклад по исследованиям ЮНЕСКО и ОЭСР)
- ↑ Закон Казахстана о высшем образовании
- ↑ Закон Армении о высшем образовании
- ↑ Postgraduate qualifications
Литература
Ссылки
Страны Азии: Образование | |
---|---|
Другие территории | |
Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Страны Африки: Образование | |
---|---|
Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • Египет¹ • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Демократическая Республика Конго • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан | |
Зависимые территории | |
Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд | |
¹ Частично в Азии |
Страны Северной Америки: Образование | |
---|---|
Антигуа и Барбуда • Багамы • Барбадос • Белиз • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Сальвадор • Сент-Люсия • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • США • Тринидад и Тобаго • Ямайка | |
Зависимые территории | |
Американские Виргинские острова • Ангилья • Аруба • Бермуды • Британские Виргинские острова • Гваделупа • Гренландия • Каймановы острова • Клиппертон • Кюрасао • Мартиника • Монтсеррат • Навасса • Пуэрто-Рико • Саба • Сен-Бартельми • Сен-Мартен • Сен-Пьер и Микелон • Синт-Мартен • Синт-Эстатиус • Тёркс и Кайкос |
Страны Южной Америки: Образование | |
---|---|
Аргентина • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гайана • Колумбия • Парагвай • Перу • Суринам • Уругвай • Чили • Эквадор | |
Зависимые территории | |
Фолклендские острова • Французская Гвиана • Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова |
Страны Океании: Образование | |
---|---|
Австралия • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Микронезия • Науру • Новая Зеландия • Палау • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Фиджи | |
Зависимые территории | |
Американское Самоа • Гавайи • Гуам • Острова Кука • Кокосовые острова • Новая Каледония • Остров Рождества • Остров Норфолк • Ниуэ • Остров Пасхи • Острова Питкэрн • Северные Марианские острова • Токелау • Уоллис и Футуна • Французская Полинезия |
dic.academic.ru
Что такое образование?
В наши дни стало очень престижно иметь высшее образование. Оно не только открывает вам дорогу в жизнь, но и дает возможность зарекомендовать себя, как интересную личность, с которой есть о чем поговорить. Давайте разберемся, что же собой представляет образование в наши дни.
Образование в современном мире
Образование – это совокупность систематизированных умений, навыков и знаний, приобретенных человеком в процессе обучения в специальных учреждениях или самостоятельного получения знаний. В зависимости от характера и объема знаний, можно выделить начальное, общее и специальное (профессиональное), а также высшее образование. По содержанию различают естественнонаучное, гуманитарное и социальное образование.
Что такое образование в современном мире и имеет ли оно существенное значение, что делать после получения образования? Этот вопрос часто возникает у многих школьников, студентов и рабочих, которые еще не нашли своего места в жизни. Образование – это только толчок к успеху, ведь, как известно, если человек сам не поставит перед собой цели добиться вершин, то ни советы учителей, ни горы прочитанных книг не помогут ему в этом. Прежде всего, среди множества плюсов, что дает образование, мы можем выделить следующие: уверенность в себе и завтрашнем дне, стимул развиваться и покорять новые высоты, двигаться вперед с высоко поднятой головой, чувствуя себя уверенно и достойно. В наши дни образование является одним из показателей социального статуса человека, а также одним из факторов воспроизводства и изменения социальной структуры общества.
Образование – это четко налаженный процесс обработки и получения знаний, за счет централизованного систематического обучения группы людей в течение некоторого периода времени. Благодаря образованию, люди в течении многих веков перенимают огромный опыт умений и знаний, накопленный цивилизацией за все время своего существования. Познавательная целенаправленная деятельность людей по получению и совершенству умений и знаний, является основной движущей силой научно-технического прогресса.
elhow.ru
ZPO Master – Повышая уровень образования
Профориентационный классный час
«Повышая уровень образования»
Если вы относите себя к числу молодых людей, которые выбирают профессиональный образовательный путь, то ваше будущее учебное заведение должно соответствовать вашим интересам, вашим возможностям и способностям к освоению его образовательной программы. Здесь вы сможете познакомиться с миром профессионального образования, узнать требования, которые предъявляет та или иная ступень образования.
Какие бывают уровни образования? Перечислите известные вам образовательные учреждения?
После того, как вы решили, что профессиональное образование вам необходимо, и вы готовы затратить на его получение определенное количество времени, сил и денег, вам необходимо решить, какое направление и уровень образования вам следует получить.
Что такое — уровень образования? Какие бывают уровни?
В соответствии с “Законом об образовании Российской Федерации”, образование в нашей стране делится на общее и профессиональное.
Общее образование включает три ступени:
- начальное общее
- основное общее
- и полное общее, которое раньше называлось просто средним
Причем основное общее образование является обязательным. Оно соответствует 9 классам школьного обучения. Человек, который получил аттестат об окончании основного общего образования, может выбирать, продолжать ли общее образование или начинать образование профессиональное.
Уровни профессионального образования:
- Профессиональное
- Высшее профессиональное
- Среднее профессиональное
- Начальное профессиональное
- Общее
- Среднее (полное) общее
- Основное общее
- Начальное общее
Профессиональное образование, в свою очередь, бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительского класса. Для того чтобы получить начальное профессиональное образование, достаточно иметь, как правило, основное общее (9 классов), хотя в некоторых случаях, по отдельным профессиям — необходимо полное общее.
Обычно начальное профессиональное образование можно получить в течение 1-2 лет.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительского или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, полное общее или начальное профессиональное образование. При этом если человек уже имеет полное общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам. В большинстве случаев имеется возможность получить среднее профессиональное образование в течение 2-3 лет.
Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса на основе имеющегося полного общего или среднего профессионального образования. При наличии начального или среднего профессионального образования высшее профессиональное образование можно получить по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование, в свою очередь, также делится на три уровня:
Первый уровень представляет собой неполное высшее образование. При этом вы должны проучиться в высшем учебном заведении не менее 2 лет, после чего можете получить справку о неполном высшем образовании.
Второй уровень высшего образования представляет собой квалификацию “бакалавра”. Вы можете получить ее, если вы проучились в высшем учебном заведении не менее 4 лет. При получении звания бакалавра вы можете получить соответствующий диплом и, окончив учебное заведение, начать профессиональную трудовую деятельность практическим специалистом, а можете продолжить дальнейшее обучение в магистратуре.
Наконец, на третьем уровне высшего образования вы можете получить квалификацию “магистра”. Для этого после получения звания бакалавра требуется отучиться еще не менее 2 лет. В ходе этих двух лет осуществляется специальная подготовка, включая практику, с целью дальнейшей научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности выпускника.
В каких учебных заведениях можно получить профессиональное образование?
Сейчас очень много разных видов учебных заведений. И в них легко можно запутаться. И училища, и лицеи, и колледжи, и институты, и академии, и университеты. Чем они отличаются друг от друга?
Посмотрите на таблицу. Разные учебные заведения дают возможность получить разные уровни профессионального образования.
Уровни образования и типы образовательных учрежденийУровень образования Образовательные учреждения
Школы Профессиональные училища Профессиональные лицеи Техникумы, колледжи Институты, университеты, академии
Высшее профессиональное +
Среднее профессиональное + +
Начальное профессиональное + + +
Полное (среднее) общее + + +
Основное общее +
Учебные заведения: государственные и негосударственные, получение образования: платное и бесплатное
Что лучше — государственные или негосударственные учебные заведения? Можно ли учиться и работатъ одновременно?
В настоящее время наряду с традиционными государственными и муниципальными профессиональными образовательными учреждениями появилось довольно большое количество негосударственных. Учредителями таких профессиональных учебных заведений могут быть частные лица, акционерные общества, общественные организации, различные фонды и т.д. Опыт показывает, что качество образования не зависит от того, является ли учебное заведение государственным или негосударственным. Эффективность обучения определяется квалификацией преподавателей, конкретным содержанием учебных программ и их материальной базой.
Поэтому при выборе образовательного учреждения лучше ориентироваться именно на эти признаки.
Кроме того, если вы имеете дело с негосударственным профессиональным учебным заведением, имеет смысл сделать два дела.
Во-первых, обязательно познакомьтесь с его лицензией на право профессиональной образовательной деятельности.
Во-вторых, проверьте, имеет ли оно государственную аккредитацию. Если учебное заведение имеет аккредитацию, то у вас есть некоторые преимущества.
Во-первых, вы получаете документы об уровне образования или квалификации государственного образца.
Во-вторых, вы имеете возможность получать от государства возмещение затрат на обучение в данном образовательном учреждении в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.
В-третьих, вы можете быть уверены, что вас обучают в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Что, есть и такие стандарты?
“Государственные образовательные стандарты — это государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям или специальностям. Эти документы обязательны и едины для всех аккредитованных профессиональных образовательных учреждений. В них определяются требования к знаниям и умениям специалиста в различных областях и количество часов на освоение учебного материала по различным дисциплинам.
Как можно получить бесплатное образование. И всегда ли платное образование лучше?
Как правило, в настоящее время бесплатное образование можно получить только в государственных профессиональных образовательных учреждениях. Причем для людей, желающих получить бесплатное профессиональное образование, учебное заведение проводит конкурсный отбор по результатам вступительных экзаменов, собеседования и иногда тестирования.
Во многих случаях государственные профессиональные учебные заведения наряду с бесплатными имеют также платные отделения. Причем платные образовательные услуги при этом оказываются не взамен, а сверх основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. Кроме того, плата может взиматься за дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственных образовательных стандартов.
Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. При поступлении человека в такое учреждение составляется договор, который определяет уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение и другие условия.
Каковы преимущества платного профессионального образования?
Во-первых, упрощенная процедура поступления в соответствующее учебное заведение.
Во-вторых, большая заинтересованность администрации и преподавателей в повышении качества образования.
В-третьих, возможность организации более гибкой программы обучения в зависимости от возможностей и интересов учащихся.
В-четвертых, предоставление возможности учащимся многократно сдавать экзамены и аттестовываться. Что поделаешь, за удовольствия приходится платить.
Это правда, что можно бесплатно учиться за счет службы занятости?
В том случае, если вы не обладаете профессиональной квалификацией или ваша профессия не пользуется спросом на рынке труда, вам могут предложить бесплатное обучение за счет средств службы занятости. Но для этого вам нужно предварительно стать клиентом службы занятости, то есть официально зарегистрироваться в центре занятости в качестве безработного. Однако если у вас есть профессия, по которой в службе занятости имеются вакансии, то получить направление на переобучение в центре занятости затруднительно.
Учиться по направлению службы занятости можно не везде, а только в тех учебных заведениях, с которыми служба занятости имеет договоры на обучение своих клиентов. Как правило, служба занятости направляет своих клиентов на обучение по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Это либо обучение, не требующее высшего образования, либо обучение на базе уже имеющегося высшего образования, дающее второй диплом.
Всегда ли нужно учиться днем? Как можно одновременно учиться и работать?
Профессиональные образовательные учреждения могут устанавливать различные формы получения профессионального образования. Это может быть общение в образовательном учреждении с отрывом от производства (основная форма образования на так называемом дневном отделении) или без отрыва от производства (вечерняя или заочная форма образования).
Конечно, дневная форма обучения предоставляет больше возможностей и условий для получения качественного образования. Но при любой форме образования для того, чтобы обучение было эффективным, требуется активность самого учащегося, которая не исчерпывается только посещением занятий.
Самообразование является необходимым условием любого обучения.
Формы профессионального образования
С отрывом от производства: Дневное
Без отрыва от производства:
- Вечернее
- Заочное
- Дистанционное
- Самообразование + экстернат
Где и как можно получить информацию об учебных заведениях?
Существует довольно много источников информации о профессиональных учебных заведениях. Не все из них доступны во всех городах и регионах России.
Поэтому следует узнать, какие возможности существуют там, где вы живете.
Справочники для поступающих в учебные заведения дают наиболее оперативную, полную и точную информацию об учебных заведениях, как правило, государственных, включая названия, адреса и телефоны, перечень профессий и их описания, порядок приема. Как правило, такие справочники выходят ежегодно, но только в крупных городах.
Телефонные справочники позволяют установить номера телефонов и адреса большинства местных государственных и негосударственных профессиональных учебных заведений.
Компьютерные информационно-поисковые программы позволяют быстро и точно находить нужную информацию. Некоторые из этих программ довольно большие. Часто эти программы можно найти на компьютерных компакт-дисках СВ.
Компьютерная сеть интернет содержит огромное количество информации о многих высших учебных заведениях России и практически всех зарубежных учебных заведениях. Многие вузы России имеют в интернете свои электронные страницы. К примеру, вы можете обратиться за информацией на официальный сайт Министерства образования РФ по адресу.
Рекламные объявления в газетах, журналах, специальных буклетах и стендах представляют собой несистематизированную и непроверенную информацию о большом количестве учебных заведений, чаще всего негосударственных. Кроме того, в них представлены сведения о большом количестве разнообразных курсов по изучению иностранных языков, компьютеров, вождения автомобилей и т.п.
В библиотеках можно найти не всегда самую оперативную, но, как правило, достаточно полную информацию об образовательных учреждениях, содержащуюся в справочниках, подшивках газет и журналов.
Работающие в центрах профориентации профконсультанты обычно имеют необходимую справочную информацию об учебных заведениях, чаще всего государственных, систематизированную по различным профессиям. Кроме того, они, как правило, имеют значительный личный опыт и впечатления о различных учебных заведениях на основе информации от своих клиентов и связи с представителями этих учебных заведений.
Областные Центры занятости населения имеют и предоставляют информацию об учебных заведениях, осуществляющих преимущественно повышение квалификации и переобучение взрослых людей.
Телефонные переговоры и личные встречи с представителями учебных заведений и преподавателями могут уточнить ваши представления о конкретном учебном заведении. Беседы с учащимися и выпускниками позволяют получить неофициальную информацию об учебном заведении, в том числе их мнение о качестве образования, удовлетворенность предоставляемыми возможностями. Наконец, непосредственный визит в учебное заведение позволит вам получить свое собственное впечатление о материальной базе, учебных программах, условиях обучения.
О чем нужно узнать, когда выбираешь учебное заведение? Как ничего важного не пропустить?
Собирая информацию о профессиональных учебных заведениях, следует получить ответы на следующие вопросы:
- К какому типу относится учебное заведение?
- Это — профессиональное училище, профессиональный лицей, техникум, колледж, институт, университет, академия?
- Является ли учебное заведение государственным или негосударственным?
- Кто его учредители?
- Какой уровень профессионального образования оно позволяет получить: начальное, среднее, высшее?
- По каким специальностям осуществляется профессиональная подготовка?
- Каковы предоставляемые формы обучения: дневная, вечерняя, заочная, экстернат?
- Какие требования предъявляются к поступающим? Есть ли ограничения по полу, возрасту, образованию, состоянию здоровья, способностям?
- Каков порядок приема в учебное заведение?
- Когда нужно подавать заявление?
- Какие документы представлять?
- Какие вступительные экзамены необходимо сдавать?
- Каковы место расположения и транспортная доступность учебного заведения?
- Имеется ли возможность проживания в общежитии?
- Какова продолжительность обучения?
- Размер оплаты за обучение?
- Содержание лицензии на право профессиональной образовательной деятельности?
- Имеет ли учебное заведение государственную аккредитацию?
- Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения?
- Какие имеются помещение, оборудование, учебные материалы, база для прохождения практики?
- Содержание учебных программ?
- Преподавательский состав?
- Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
Из энциклопедии профориентации
Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания человека, подтверждаемый документами, которые удостоверяют, что человек достиг определенного государством уровня образовательных требований.
Квалификация — уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков.
Экзамен — проверка уровня общеобразовательных и профессиональных знаний и навыков человека.
Аттестация — оценка степени соответствия человека квалификационным требованиям или занимаемой должности.
Стажировка — обучение специалиста на рабочем месте после окончания им профессионального учебного заведения с целью повышения его квалификации.
zpo-master.ucoz.ru