Какие существуют виды образования – Какие бывают виды образования в Российской Федерации | We are students
Какие существуют виды образования? | Вопросы подписчиков
подскажите пожалуйста. если сотрудник имел педагогическое образование, но затем прошел профессиональную переподготовку по специальности физическая культура. можно ли сказать что теперь у него есть высшее физкультурное образование документ так и называется, “Диплом о профессиональной переподготовке”
Ответ на вопрос:
Нет, так сказать, к сожалению, нельзя.
Не пропустите: главные изменения в кадровой работе
Что принято и вступило в силу в этом месяце.
Узнать подробности
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки
).К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Справочник: Уровни образования (образовательные цензы)
Начальное (общее) образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Неполное высшее образование
Высшее профессиональное образование
Послевузовское профессиональное образование
Уровень образования до 1 сентября 2013 г. |
Уровень образования с 1 сентября 2013 г. |
Что он означает | Код по ОКИН |
Начальное (общее) образование | Начальное общее образование | Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования) | 02 |
Основное общее образование | Основное общее образование | Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат | 03 |
Среднее (полное) общее образование | Среднее общее образование | Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат | 04 |
Начальное профессиональное образование | Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) | Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом | 05 |
Среднее профессиональное образование | Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена | Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом | 05 |
Неполное высшее образование | Такой уровень образования не предусмотрен | Сотрудник окончил три и более курсов образовательной организации высшего образования (института, университета или академии) и больше не учился либо продолжает обучение | – |
Высшее профессиональное образование |
Высшее образование – бакалавриат Высшее образование – специалитет или магистратура |
Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом | 06, 07 |
Послевузовское профессиональное образование | Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки | Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом | 08 |
20.01.2016
С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Виды образования в Российской Федерации и их особенности
Виды образования в РФ по новому закону таковы:
• общее образование;
• профессиональное образование;
• дополнительное образование;
• профессиональное обучение.
Если представить виды образования в РФ в таблице, она будет выглядеть так:
Виды образования в России
Формы и виды образования регламентируются законами Российской Федерации и имеют свои определенные особенности. Вся система – это комплекс определенных структур, которые находятся в тесных взаимосвязях. В нее включаются как образовательные учреждения, так и виды обучения.
Виды и уровни образования в РФ направлены на развитие личности, а также на приобретение необходимых знаний, навыков, без которых участие гражданина в социально-экономической жизни невозможно.
Если говорить об уровнях профессионального образования, то это среднее профессиональное, бакалавриат, специалитет и магистратура, а также обучение и подготовка кадров высшей квалификации.
Задача дополнительного образования – удовлетворение потребностей граждан в своем совершенствовании. Уровень своего образования при этом обучающийся не повышает, зато его навыки и профессиональная подготовка существенно улучшаются. К видам дополнительного образования можно отнести обучение детей и взрослых и профессиональное образование, которое можно проходить как по своей собственной инициативе, так и по настоянию работодателей.
На всех уровнях соблюдается контроль, а благодаря сочетанию централизованного управления и возможности проявлять инициативы в конкретных учреждениях по своему усмотрению, получается определенный баланс. Он приводит к эффективной координации в действиях всех учреждений образования, независимо от уровней и форм.
Формы и виды образования РФ
Образование в Российской Федерации может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и в форме самообразования. Определенные законы регламентируют прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации для тех лиц, которые прошли форму семейного или самостоятельного образования. Виды получения образования могут сочетаться.
Очень популярной в последнее время является форма дистанционного обучения. Она не столь затратная для граждан, так как не предполагает оставление места работы и семьи.
Если говорить о формах получения образования, на сегодняшний день можно выделить дневную, вечернюю и заочную. Новый закон внес в систему такие понятия, как сетевое обучение, электронное и дистанционное обучение. С помощью интернета и применения новых технологий эти виды образования способствуют увеличению количества желающих обучаться именно таким способом.
Весь процесс образования соответствует федеральным государственным стандартам. Они включают в себя перечень требований к программам, к их реализации и результатам их прохождения. Формы обучения и сроки прохождения образовательного процесса должны быть согласованы с федеральными государственными стандартами.
На самой верхней ступеньке организации управления всей системой стоит Министерство образования и науки. Здесь принимаются концепции и доктрины, а также разрабатываются нормативно-правовые документы. Все звенья, состоящие из подотчетных ему отделов, несут ответственность за выполнение принятых решений и отвечают за надлежащее соблюдение законов.
obrazovan.info
Какие виды образования существуют в россии — Все карты мира
Образование в России играет определяющую роль в процессе формирования личности. Главная его цель — воспитание и обучение подрастающего поколения, приобретение ими знаний, умений, компетенций и необходимого опыта. Разнообразные виды образования в России нацелены на профессиональное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей, подростков, юношей и девушек. Рассмотрим это более подробно.
Содержание статьи:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Согласно этому документу, образовательный процесс — это непрерывная, последовательно связанная система. Подобное содержание подразумевает наличие определенных уровней. В законе их называют «виды образования в России».
Каждый уровень имеет конкретные цели и задачи, содержание и методы воздействия.
Виды образования в России
Согласно закону, различают два больших уровня.
Первый — общее образование. Оно включает в себя дошкольный и школьный подуровни. Последний, в свою очередь, делится на начальное, основное и полное (среднее) образование.
Второй уровень — профессиональное образование. Он включает в себя среднее, высшее (бакалавриат, специалитет и магистратура) и подготовку кадров высшей квалификации.
Остановимся на каждом из этих уровней более подробно.
О системе дошкольного образования в России
Этот уровень предназначается для детей до семи лет. Базовая цель — общее развитие, обучение и воспитание дошкольников. Кроме того, подразумевается осуществление контроля и ухода за ними. В России данные функции выполняют специализированные учреждения дошкольного образования.
Это ясли, детские сады, центры раннего развития или дома.
О системе среднего образования в РФ
Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:
- Начальный длится четыре года. Основная цель — дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
- Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.
Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.
Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.
Подробнее о среднем профессиональном и высшем образовании в нашей стране
Средние профессиональные учебные заведения подразделяют на колледжи и техникумы (государственные и негосударственные). В них подготавливают студентов по выбранным специальностям в два-три, а иногда — четыре года. В большую часть спузов подросток может поступить после девятого класса. Исключением являются медицинские колледжи. В них принимают при наличии полного общего образования.
В любое высшее учебное заведение России поступить можно по программе бакалавриата только после одиннадцатого класса. В дальнейшем при желании студент продолжит свое обучение в магистратуре.
Некоторые вузы предлагают в настоящее время специалитет, а не бакалавриат. Однако, в соответствии с Болонской системой, высшее профессиональное образование по данной системе в скором времени не будет существовать.
Дальнейшая ступень — подготовка кадров высшей квалификации. Это аспирантура (или адъюнктура) и ординатура. Помимо этого, специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, могут пройти программу ассистентуры-стажировки. Речь идет о подготовке педагогических и творческих деятелей высшей квалификации.
Дистанционное образование
Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.
В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:
- Первый — опирается на интерактивное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
- Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие различные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
- Третий сочетает в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.
Инклюзивное образование
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.
В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.
Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:
- технически оснастить образовательные учреждения;
- разработать специальные учебные курсы для педагогов;
- создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
- разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.
Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.
Заключение
В настоящий момент четко выделены виды образования в России, раскрыты функции и содержание каждого уровня. Однако, несмотря на это, продолжается реконструирование и реформирование всей системы образования.
karta.uef.ru
какие виды и категории образовательных учреждений бывают
Виды образовательных учреждений I тип – Дошкольное образовательное учреждение (учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования- это далее, просто не могу в конце вставить, уже тормозит))) . Детский сад Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) ; Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании) ; Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. II тип – Общеобразовательное учреждение Начальная общеобразовательная школа; Основная общеобразовательная школа; Средняя общеобразовательная школа; Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль) : химии, математики, физико-математического профиля, гуманитарного профиля и др. ; Лицей; Гимназия; Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; Центр образования; Открытая (сменная) общеобразовательная школа. III тип – Общеобразовательная школа-интернат Школа-интернат начального общего образования; Школа-интернат основного общего образования; Школа-интернат среднего (полного) общего образования; Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; Гимназия-интернат; Лицей-интернат; Санаторно-лесная школа; Санаторная школа-интернат. IY тип – Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом; Детский дом-школа; Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Санаторный детский дом; Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; Y тип – Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением Специальная общеобразовательная школа; Специальное профессионально-техническое училище; Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии; Специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии; VI тип – Образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т. п.) ; Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т. п.) ; Учебно-курсовой комбинат (пункт) , учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.) , вечернее (сменное) профессиональное училище.
Вопрос у ВАС не конкретный! Вас интересуют СРЕДНИЕ образовательные заведения? ВУЗы? все виды аспирантур? дошкольные образовательные заведения? или еще что? ? И, навряд ли, кто ответит ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ на ВАШ вопрос.
Какой из этих типов заведений ШКОЛА: ОУ СПО/НПО ВУЗ ДО
1. Дошкольные: детский сад 2. Школьные: СОШ 9\11 классов, вечерняя школа-ШРМ, коллекционные школы-ОУ, школы с уклоном, школы-интернаты 3. СПО (среднее проф. обучение): лицей, колледж, техникум 4. Высшее образование: институт, универ, академия, военное училище
touch.otvet.mail.ru
типы, виды, различия. Дошкольные образовательные учреждения :: BusinessMan.ru
Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях – их типах, видах и особенностях.
Терминология
При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.
- Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
- Общеобразовательные учреждения
- Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
- Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
- Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
- Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).
Детские сады
Первые образовательные учреждения, которые посещают дети – это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.
Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам – возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.
Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:
- группы общеразвивающей направленности;
- группы комбинированной направленности;
- группы компенсирующей направленности.
Об общеобразовательных учреждениях
Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения – с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.
Разновидности общеобразовательных учреждений
Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.
Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).
Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.
Специальное образование
Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.
Денежные вопросы
Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:
- Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
- Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.
Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.
Гимназии, лицеи
Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.
Вечерние школы
Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.
businessman.ru
какие виды и категории образовательных учреждений бывают
Виды образовательных учрежденийI тип – Дошкольное образовательное учреждение
(учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования- это далее, просто не могу в конце вставить, уже тормозит))) .
Детский сад
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) ;
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании) ;
Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
II тип – Общеобразовательное учреждение
Начальная общеобразовательная школа;
Основная общеобразовательная школа;
Средняя общеобразовательная школа;
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль) : химии, математики, физико-математического профиля, гуманитарного профиля и др. ;
Лицей;
Гимназия;
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
Центр образования;
Открытая (сменная) общеобразовательная школа.
III тип – Общеобразовательная школа-интернат
Школа-интернат начального общего образования;
Школа-интернат основного общего образования;
Школа-интернат среднего (полного) общего образования;
Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
Гимназия-интернат;
Лицей-интернат;
Санаторно-лесная школа;
Санаторная школа-интернат.
IY тип – Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Детский дом;
Детский дом-школа;
Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Санаторный детский дом;
Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
Y тип – Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
Специальная общеобразовательная школа;
Специальное профессионально-техническое училище;
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии;
Специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии;
VI тип – Образовательное учреждение начального профессионального образования
Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т. п.) ;
Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т. п.) ;
Учебно-курсовой комбинат (пункт) , учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.) , вечернее (сменное) профессиональное училище.
info-4all.ru
Альтернативные системы образования в России: плюсы и минусы
Еще древнегреческий философ Аристипп заметил, что детей необходимо учить тому, что им может пригодиться во взрослой жизни. Ну что ж, спорить с выдающимся учеником Сократа мы не станем. Безусловно, все родители, отдавая своих чад в школу, мечтают о том, чтобы знания, полученные в образовательном учреждении, помогли стать их детям успешными и счастливыми. Сегодня, как никогда ранее, традиционное обучение подвергается особо жесткой критике. Многие родители не желают отдавать своих детей в государственные школы и упорно ищут альтернативные варианты обучения. Благо их сегодня довольно много. Конечно, обо всех возможных вариантах в одной статье не расскажешь. Поэтому мы остановимся лишь на наиболее интересных, с нашей точки зрения.
Для начала давайте определимся с самим термином – альтернативное образование. Альтернативная система образования в корне отличается от традиционной. Традиционная система предполагает четкое структурирование учебного процесса. Ее основная задача – дать детям определенный объем знаний по предметам, включенным в Учебный план. Организация обучения – классно-урочная.
Основные недостатки традиционной системы образования:
- Ориентированность на память ребенка, а не на его мышление.
- Репродуктивный стиль получения знаний.
- Недостаточное внимание к развитию творческих способностей детей и их активности.
- Единый темп обучения, который не учитывает индивидуально-психологические особенности детей.
Мы перечислили лишь некоторые недостатки традиционного образования, которое в последние годы игнорирует довольно большое количество родителей. Они предпочитают, чтобы их дети получали альтернативное образование, достоинства которого, по их мнению, очевидны.
Преимущества альтернативной системы образования:
- Эта система в первую очередь ориентируется на нужды учащихся, а не на выработанную Управлением образования программу.
- Для альтернативного образования характерен индивидуальный подход к каждому ученику. Ребенок сам может выбирать темп освоения нового материала и наиболее подходящие для него методики.
- Гибкие учебные планы позволяют учитывать способности всех учеников. Ребенок самостоятельно может координировать свое обучение.
- Альтернативное образование исключает «зубрежку» и «обязаловку».
Сразу хотим отметить, что Российское законодательство допускает возможность альтернативного обучения с прохождением государственной аттестации.
В этой статье мы подробно остановимся на некоторых видах альтернативного обучения.
Вальдорфская школа: особенности обучения, минусы, плюсы
Особенности обучения в Вальдорфской школе – развитие творческих способностей учащихся, предоставление возможности выбора. Одним из основополагающих правил данной школы является отсутствие домашних заданий. Педагоги школы пытаются продлить детям детство, сделав его интересным, познавательным и максимально насыщенным.
С первого класса дети мастерят игрушки и всевозможные поделки, изучают два иностранных языка, поют, рисуют, танцуют, занимаются ритмикой и играют на музыкальных инструментах. Здесь нет двоечников-изгоев, но нет и лидеров-отличников. Каждый ребенок – личность! А все вместе один сплоченный коллектив. В школе дети не слышат слова «нет». Им позволено все! Невероятно, но в этой школе вы не увидите гаджетов и компьютеров. Несмотря на это, дети идут в школу с огромной радостью. В этом учебном заведении в штате нет директора. Все вопросы решаются коллегиально: учителями, родителями и учениками.
Недостатки школы:
- Можно ли к недостаткам отнести отсутствие отметок? С одной стороны – дети не гонятся за пятерками. С другой, их знания оцениваются в специальной тетрадке, которая больше напоминает характеристику, чем привычный дневник. Если родители решат перевести ребенка в другое образовательное учреждение, у них могут возникнуть серьезные проблемы.
- В Вальдорфской школе процесс обучения может занять 12 лет. И в девятом классе уйти в техникум не удастся.
- Некоторые родители считают, что эта школа готовит исключительно гуманитариев, точным наукам уделяется недостаточно внимания.
- Дети учатся читать со второго класса. Только к четвертому классу начинается преподавание «серьезных» предметов.
- Некоторые родителя атмосферу, царящую в этом учебном заведение, сравнивают с церковной. Хорошо это или плохо решать вам.
Достоинства обучения в Вальдорфской школе:
- В школе учитель является непререкаемым авторитетом. Первый педагог преподает все дисциплины до восьмого класса. Только в девятом классе появляются другие учителя. Дети привыкают к своему учителю, он становится для них родным человеком.
- Отсутствие оценок мотивирует учеников, они не боятся получить двойку и отвечают более раскованно, выдвигая свои гипотезы и высказывая свое мнение.
- В школе царит удивительная атмосфера. Все праздники дети, родители и ученики отмечают вместе.
- Выпускники Вальдорфской школы легко поступают в ВУЗы, но, как правило, они выбирают творческие или гуманитарные профессии.
Парк открытых студий – методика обучения, отзывы выпускников
Образовательную концепцию, которая легла в основу принципа обучения детей в Парке студий, разработал в 1993 году профессор М. Балабан.
Особенности обучения в Парке открытых студий:
- Основное отличие данной системы обучения заключается в ее мобильности.
- В Парке студий нет ни звонков, ни отметок, ни расписания.
- Парк — это открытое образовательное пространство. То есть ученик может в любой момент встать и уйти.
- Преподаватели студий парка должны заинтересовать ученика в посещении именно их уроков, сделать так, чтобы у него не возникло желания покинуть урок.
- Каждый день в Парке работает пять-шесть студий, учащиеся имеют право прийти в любую из них и заниматься до шести академических часов подряд. А могут через пятнадцать минут покинуть студию и перейти в другую.
- В Парке студий могут заниматься только дети с 5 и по 9 класс.
В двадцать первом веке уже невозможно научить детей тем знаниям, которые им могут пригодиться через десять лет. Ведь сегодня даже нельзя предсказать, что будет через неделю. Именно поэтому современное обучение должно быть максимально мобильным. Учителя должны выдавать детям, ту имеющую информацию, которую они смогли бы использовать в будущем. Выбирать нужную информацию должны сами учащиеся. Парк открытых студий позволяет ученикам присутствовать на тех уроках, на которых им интересно. Учителя в Парке открытых студий постоянно учатся, они следят за возможностями своих учеников и помогают им осваивать уже имеющуюся информацию. Многие педагоги считают, что именно за таким образованием будущее.
Учащиеся, прошедшие обучение в Парке открытых студий, отмечают, что благодаря такой системе, они стали самостоятельными, им было интересно учиться, они утратили необходимость в контроле. Кроме того, ученики научились планировать свое время и заниматься самообразованием. Знания, которые они получили в Парке открытых студий, более глубокие и объемлющие, чем у их сверстников, прошедших обучение в обычных школах. Школа-парк – это не попытка «выдать» знания учащимся, это помощь в развитии знаний каждого.
Я закончила школу десять лет назад. Все это время моя жизнь постоянно менялась, меняется и развивается она и теперь. Большинство из того, что сегодня помогает мне гармонично развиваться, было заложено еще в далекие школьные годы, когда я училась в Парке открытых студий (ПОС). У нас был разновозрастный и «разношерстный» коллектив. У каждого – свои желания, способности, отношение к жизни. Мы все были на разном уровне развития: и школьного, и человеческого. Обучение в такой группе не могло не повлиять на нашу дальнейшую судьбу: мы учились многому, что впоследствии стало неотъемлемой частью нашей жизни. (Алена Драгушина, выпуск 2005 года – второй выпуск Парка открытых студий)
В Парк открытых студий (ПОС) я пришла в 5 класс, перешла из другой школы, и мне стало понятно сразу, что это не обычный класс. Нам разрешили выбирать предметы, учителей и тьютора (хотя мы не совсем понимали, зачем они нам нужны). Я воспринимала все происходящее как игру, к которой было сложно приноровиться после обучения в другой школе.
Со временем картинка прояснилась. Мне было интересно – у нас в ПОСах было много интересных детей. Мы могли найти себя, свои увлечения, таланты в той или иной сфере, при этом нас не ограничивали рамками изучения предметов в классическом понимании. Учителя старались преподнести каждый предмет интересно для каждого ученика, придумывали всякие погружения в темы, семинары и т. д. Мы, ученики, участвовали в этом процессе в меру своих возможностей. Не было тупого натаскивания по программе, скорее программа подстраивалась под каждого из нас. Все дети разные, кому-то больше дается математика и точные науки, кому-то – литература, словесность… Мы могли уделять больше времени именно тем предметам, в которых чувствовали себя сильными, успешными. (Александра Никифорова, выпуск 2003 года – первый выпуск Парка открытых студий)
Школа-экстернат: для кого подходит и что дает?
Школа-экстернат – это форма аттестации, а не обучения. Особенности такого получения знаний заключаются в освобождении учащихся от занятий в школе.
Выбирая данную форму образования, ученик переходит на самообразование в домашних условиях под контролем педагога. Экстернат позволяет одаренным детям закончить обучение на год, а то и на два раньше. Это индивидуальная форма обучения, при которой ученик сам изучает школьную программу. Но это вовсе не означает, что экстерн вообще не посещает учебное заведение. Пройдя определенную часть школьной программы, он проходит промежуточную и итоговую аттестации. Кроме того, он обязан приходить на консультации к педагогу. Аттестация проводится раз в полгода.
Школа-экстернат может функционировать по-разному:
- Есть школы, в которых несколько раз в неделю учащийся приходит на индивидуальные репетиторские занятия с педагогом.
- В других школах организуются групповые репетиторские занятия для учащихся десятых-одиннадцатых классов.
- В-третьих – курс обучения можно проходить по Интернету. Однако на аттестацию ученик все равно должен будет приходить. Есть и интенсивные курсы обучения, которые предполагают прохождение два класса за один год.
По окончанию изучения всего курса школьной программы учащиеся должны будут сдавать экзамены по всем предметам. Во многих европейских школах учащиеся могут получать консультации от преподавателей по телефону или через e-mail. В школу они не приходят совсем. Сразу хотим оговориться, что условия прохождения обучения экстернатом в каждой школе свои.
Кому подходит школа-экстернат?
Такая форма обучения идеально подходит для одаренных детей, для детей, которые уже определились с будущей профессией (спортсмены, певцы, танцоры и т. д.). Школа-экстернат прекрасно подходит детям, имеющим проблемы со здоровьем, детям-инвалидам, а также учащимся, родители которых постоянно меняют место жительство.
Домашнее индивидуальное обучение: плюсы и минусы обучения школьника на дому
В последние годы многие родители выбирают для своих детей альтернативное домашнее обучение. Мы перечислим положительные и отрицательные стороны такого выбора.
- Возможность организации учебного процесса по биологическим часам ребенка.
- Никакого насилия и негативного отношения со стороны сверстников.
- Снижается риск заражения вирусными и инфекционными заболеваниями, Осуществляется постоянный родительский контроль, исключающий возникновения травм и проблем со зрением.
- Возможность введения в учебное расписание дополнительных предметов. Например, иностранных языков, историю искусств и т. д.
- Индивидуальная программа позволяет выявить склонности и таланты ребенка.
- Сохраняется тесный контакт с родителями, исключающий нежелательное вмешательство в воспитательный процесс посторонних лиц.
- Отсутствие школьной дисциплины.
- Необходим постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
- Ребенок не получает необходимых навыков общения с незнакомыми людьми, он не интегрируется в социальную среду.
- Ребенок осознает, что он не такой как все. А это далеко не всегда хорошо.
Школа Академика Щетинина: достоинства и недостатки частной школы
Имеющаяся информация о школе Щетинина довольно противоречивая. Кто-то в восторге от данной системы образования, кто-то называет эту школу – сектой. Первая экспериментальная школа, которую возглавлял академик, была закрыта, но в 1988 году эксперимент продолжился. Эта школа интернатского типа. Учащиеся проживают на территории школьного комплекса и периодически выезжают домой в гости. Занятия проходят круглый год. В свободное от занятий время дети занимаются трудом: строительством, ремонтом, сельскохозяйственными работами и т. д. В расписание уроков входит изучение правил рукопашного боя и этнических танцев. Атмосфера в школе напоминает армейскую.
Достоинства обучения в школе Академика Щетинина:
- Возможность приобретения полезных для жизни навыков.
- В школе практикуется метод погружения. Отметки за знания не ставятся.
- Возможность постоянного проживания ребенка на свежем воздухе вдали от загазованного города.
- Жесткая цензура на все виды информации.
- Можно получить образование в ускоренном режиме.
- Чтобы попасть в эту школу, нужно пройти конкурс.
Не знаем, можно ли все вышеперечисленные пункты отнести к достоинствам данной школы. Однако точно можно сказать одно, все выпускники этого учебного заведения с легкостью поступают в самые престижные российские ВУЗы.
Недостатки обучения в школе Щетинина:
- Нет четко организованного учебного процесса. Нет классов, отдельных кабинетов. Уроки могут проводиться даже на улице.
- Разновозрастные группы учеников.
- Недостаток дипломированных преподавателей. В основном дети занимаются самообразованием.
- Выходить за территорию школьного комплекса запрещается.
- Очень жесткий режим дня.
- Есть проблемы с квалифицированной медицинской помощью.
По мнению некоторых родителей, учеба в школе академика Щетинина полностью отдалила от них детей.
Мы лишь вкратце ознакомили вас с существующими возможностями получения альтернативного образования. В какое учебное заведение отдать своего ребенка – решать вам. А как оформить ребенка в школу в первый класс, расскажет одноименна статья на нашем сайте.
Поделитесь с друзьями:baragozik.ru