Содержание

Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Уважаемые коллеги!
Возник такой вопрос:
Организация приняла на работу гражданина по срочному трудовому договору (далее – ТД) на 1 год. При заключении ТД был оформлен допуск к гостайне по второй форме. В должностной инструкции в перечне обязанностей не указана обязанность по работе с гостайной. По факту работник ознакомился с документом под грифом «секретно» за 1 месяц до увольнения в связи с истечением срока ТД.
Полагается ли ему надбавка за работу с гостайной, если полагается, то с какого момента – со дня оформления допуска или со дня фактического ознакомления с секретным документом?
Может кто сталкивался с такими ситуациями? Буду признателен за дельный совет!
Далее необходимые ссылки на нормативные акты.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне:
допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются граждане, которым в установленном порядке оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, соответствующей степени секретности и на которых решением руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части возложена обязанность работать со сведениями, составляющими государственную тайну, установленная должностными регламентами (должностными обязанностями) (
пункт 2 Разъяснений о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 N 408н “О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны”
).

 

zakon.ru

Статья: Работа со сведениями, составляющими государственную тайну: начисление

“Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2007, N 3
РАБОТА СО СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ:
НАЧИСЛЕНИЕ И ВЫПЛАТА НАДБАВКИ
ЗА ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Отнесение сведений к государственной тайне продиктовано обеспечением безопасности государства. Работа с такими сведениями подлежит оплате в повышенном размере. Рассмотрим особенности работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и порядок ее компенсирования в 2007 г.
Правоотношения в сфере допуска к государственной тайне регулируются несколькими нормативными документами, основным из которых является Закон “О государственной тайне” , действующий как на территории РФ, так и за ее пределами. Обязанность исполнения данного Закона возлагается на организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы собственности, должностных лиц и граждан РФ, взявших на себя обязательство исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.
——————————–
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне”.
Рассмотрим, какие сведения составляют государственную тайну и кто имеет допуск к ним, а также как осуществляется эта работа.
Определение государственной тайны дано в ст. 2 Закона “О государственной тайне” – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения в военной области, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Полный их перечень представлен в ст. 5 Закона “О государственной тайне”.
Однако не все сведения могут быть засекречены. Как указано в ст. 7 Закона “О государственной тайне”, не являются государственной тайной сведения о чрезвычайных обстоятельствах и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, размерах золотовалютных резервов РФ и другие.
Стоит отметить, что работа с секретными сведениями строится на добровольной основе. В силовых ведомствах к ней допускаются как военнослужащие, так и гражданские лица, а также сотрудники специальных подразделений. Особенностью допуска к государственной тайне является то, что составляющие ее сведения разделены по степени секретности (ст. 8 Закона “О государственной тайне”):
– “особой важности”;
– “совершенно секретно”;
– “секретно”.
При этом отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к соответствующим степеням защиты устанавливают согласно Постановлению Правительства РФ N 870 руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В соответствии с п. 3 данного Постановления:
– к сведениям особой важности относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Гражданам, допущенным к данным сведениям, устанавливается первая форма допуска;
– к совершенно секретным сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Граждане, допущенные к данным сведениям, имеют вторую форму допуска;
– к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Для граждан, допущенных к данным сведениям, установлена третья форма допуска.
——————————–
Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 “Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности”.
Обратите внимание: наличие у военнослужащих, служащих и иных работников силовых ведомств допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.
При оформлении допуска военнослужащих, служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, помимо Закона “О государственной тайне” следует руководствоваться Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050. Исходя из п. 6 данной Инструкции выдача допуска первой и второй формы осуществляется после проведения проверочных мероприятий ФСБ России, а третья форма выдается военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим руководителями учреждений силовых ведомств без проверочных мероприятий ФСБ России.
Нельзя не обойти вниманием и основания отказа в допуске к государственной тайне. Они предусмотрены ст. 22 Закона “О государственной тайне”, в соответствии с которой на руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, возлагается обязанность принятия решения об отказе к допуску военнослужащих, служащих и иных работников силовых ведомств к государственной тайне в случае:
– признания указанных лиц судом недееспособными, ограниченно дееспособными или рецидивистами, нахождения их под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у них неснятой судимости за эти преступления;
– наличия у них медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России от 16.03.1999 N 83 “О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну”;
– постоянного их проживания или близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
– выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемых лиц, создающих угрозу безопасности РФ;
– уклонения их от проверочных мероприятий и (или) сообщения ими заведомо ложных анкетных данных.
Кроме того, лицам, уже допущенным к государственной тайне, действие допуска может быть прекращено также в случаях расторжения с ними трудового договора или контракта в связи с проведением организационно-штатных мероприятий или при установлении однократного нарушения взятых обязательств по защите государственной тайны (ст. 23 Закона “О государственной тайне”). При этом допускается обжалование решений о прекращении допуска в судебном порядке. В то же время решения суда зависят от правильного исследования всех представленных на рассмотрение материалов.
Так, в Определении ВС РФ от 27.03.2001 N 73-Г01-5 была рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Верховный Суд, рассмотрев материалы дела, принял решение оставить жалобу истца без удовлетворения в связи с тем, что одним из оснований отказа к допуску, предусмотренных в ст. 22 Закона “О государственной тайне”, считается постоянное проживание его близких родственников за границей и (или) оформление указанным лицам документов для выезда на постоянное жительство в другие государства. Это и было установлено в ходе проверочных мероприятий представленных гражданином сведений. Кроме того, истец несвоевременно проинформировал структурное подразделение по защите государственной тайны о выезде за границу.
Доводы истца о том, что он своевременно информировал администрацию учреждения о выезде родственника за границу, о несоблюдении порядка ознакомления его с принятыми решениями о прекращении допуска и отказе в допуске к государственной тайне и другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, были тщательно проверены судом и обоснованно отвергнуты как не основанные на законе и не нашедшие своего подтверждения при разбирательстве дела по мотивам, приведенным в решении.
Стоит отметить, что суд принял во внимание то, что администрация учреждения, в соответствии со ст. 22 Закона “О государственной тайне”, исследовала факты, послужившие отказом в выдаче допуска к государственной тайне. Однако судебные органы не всегда находятся на стороне учреждений.
Определением ВС РФ от 18.02.2002 N 45-Г02-4 рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Проверив материалы дела, судебная коллегия ВС РФ приняла решение отменить решение суда по следующим основаниям.
Отказав гражданину, суд принял во внимание, что проведенной проверкой УФСБ по субъекту РФ были выявлены нарушения в организации секретного делопроизводства, а именно: нарушение контроля за ведением секретного делопроизводства, отсутствие инициативы в решении вопросов совершенствования режима секретности. Однако судебная коллегия приняла к сведению, что прежде чем принимать заключение об отстранении гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, орган безопасности обязан был руководствоваться условиями отстранения, перечисленными в ст. 23 Закона “О государственной тайне”. Вместе с тем суд в нарушение ст. ст. 14, 50, 56 ГПК РСФСР не проверил представленные гражданином доводы о том, что установленные нарушения являются результатом деятельности всего структурного подразделения по защите государственной тайны, кроме того, в его должностные обязанности не входит ведение секретного делопроизводства, а ответственные за его ведение лица понесли дисциплинарные наказания.
Социальные гарантии лицам, допущенным к работе
со сведениями, составляющими государственную тайну
Согласно ст. 21 Закона “О государственной тайне” допуск военнослужащих, служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к государственной тайне сопряжен с предоставлением им следующих социальных гарантий:
– процентных надбавок к денежному довольствию и заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
– преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе (службе) при проведении органами государственной власти организационных и штатных мероприятий.
Стоит отметить, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных подразделениях.
Начиная с 01.01.2007 социальные гарантии в виде надбавок военнослужащим и гражданам, допущенным к государственной тайне, устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ N 573 , которым утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников подразделений по защите государственной тайны (далее – Правила выплаты надбавок). До 01.01.2007 социальные гарантии устанавливались Постановлением Правительства РФ N 1161 .
——————————–
Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны”.
Постановление Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 “О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне”.
Принимая во внимание, что в Постановлении N 573 и в ранее действовавшем Постановлении N 1161 в основном отражены только размеры ежемесячных надбавок, общий порядок их выплат приведен в Постановлении Минтруда России N 84 , которым утверждены Разъяснения по их выплате (далее – Разъяснения).
——————————–
Постановление Минтруда России от 23.12.1994 N 84 “Об утверждении Разъяснения “О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне”.
Ниже рассмотрим особенности выплаты каждой из надбавок.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями,
составляющими государственную тайну
В чем заключаются основные отличия нормативных документов, регулирующих выплаты надбавок за допуск к государственной тайне? Такими документами установлены размеры и условия их выплат. Так, если согласно ранее действовавшему Постановлению Правительства РФ N 1161 военнослужащим, служащим и иным работникам силовых ведомств размер надбавки к денежному довольствию (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, устанавливался в определенном размере, а именно:
– за работу со сведениями “особой важности” – 25%;
– за работу со сведениями “совершенно секретно” – 20%;
– за работу со сведениями “секретно” – 10%,
то начиная с 2007 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 573 размер ежемесячной процентной надбавки имеет как низшее, так и высшее пороговое значение:
– за работу со сведениями “особой важности” – 50 – 75%;
– за работу со сведениями “совершенно секретно” – 30 – 50%;
– за работу со сведениями “секретно” при оформлении допуска к проведению проверочных мероприятий – 10 – 15%;
– за работу со сведениями “секретно” без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10%.
В чем особенность внесения изменений в размеры выплат ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну? Ответ на этот вопрос дан в абз. 3 п. 1 Правил выплаты надбавок, в соответствии с которым установление определенной процентной надбавки военнослужащим, служащим и иным работникам федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, зависит не только от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, но и от объема сведений, с которыми работают указанные лица, а также срока, в течение которого за соответствующим документом сохраняется секретность. В ранее действовавших нормативных документах при определении размера надбавки объем сведений и срок секретности документов не предусматривались.
Стоит отметить, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 573 силовые ведомства самостоятельно устанавливают конкретные размеры ежемесячных процентных

Статья: Порядок оформления, учета и хранения трудовых книжек в силовых министерствах и ведомствах (Начало) (Волчкова М.) (‘Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение’, 2007, n 3)  »

www.lawmix.ru

Обложение НДФЛ надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Демидов Г.И.)

Все статьи Обложение НДФЛ надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Демидов Г.И.)

Можно ли применять нормы п. 3 ст. 217 НК РФ к выплате процентных надбавок к заработной плате, установленных для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе?

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон РФ N 5485-1). Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона РФ N 5485-1 процедура допуска к государственной тайне предусматривает:
– принятие гражданином на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну;
– согласие на частные, временные ограничения его прав;
– письменное согласие на проведение в отношении него проверочных мероприятий;
– определение видов, размеров и порядка предоставления соответствующих социальных гарантий;
– ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
– принятие решения руководителем органа государственной власти, организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

К сведению. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 и применяется с 1 мая 2010 г.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Принудительно указанная процедура не может быть проведена даже в том случае, если необходимость подключения сотрудника к работе с государственной тайной возникла в процессе его трудовой деятельности (то есть после заключения трудового договора).
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
– процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым такие лица имеют доступ;
– преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 <1> (далее – Правила).
——————————–
<1> Действуют в редакции Постановлений Правительства РФ от 06.06.2008 N 440, от 31.01.2012 N 60.

Согласно п. 1 Правил ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ и уголовно-исполнительной системы), выплачивается им в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.
Итак, размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) зависит от степени секретности сведений:
– “особой важности” – 50 – 75%;
– “совершенно секретно” – 30 – 50%;
– “секретно” при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий – 10 – 15%;
– “секретно” без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10%.
При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитываются объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.
Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке) выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях (п. 3 Правил).
Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) зависит от стажа работы:
– от года до 5 лет – 10%;
– от 5 до 10 лет – 15%;
– более 10 лет – 20%.
В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Как было указано выше, выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, признана законодателями предоставлением социальной гарантии. В связи с этим возникает вопрос: надо ли удерживать НДФЛ с суммы такой выплаты?
Обратимся к нормам Налогового кодекса. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в частности связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Можно ли признать выплату процентных надбавок за секретность сведений компенсационной выплатой?
В соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. При этом ни нормы Трудового кодекса, ни иные нормативные правовые акты РФ не определяют оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) как компенсационные выплаты. Таким образом, процентные надбавки к заработной плате, установленные ст. 21 Закона РФ N 5485-1 для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ, а лишь повышают размер оплаты труда указанных лиц. Соответственно, к данным процентным надбавкам не может применяться п. 3 ст. 217 НК РФ и такие надбавки подлежат обложению НДФЛ в общем порядке.
Официальная позиция финансового ведомства по данному вопросу представлена в Письме от 29.06.2012 N 03-04-09/6-803.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Выплата стажёрам надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Порядок выплаты заработной платы стажёрам регламентирован пунктом 72 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65, в соответствии с которым стажёрам устанавливаются должностные оклады в соответствии со штатным расписанием и производятся выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные для гражданского персонала учреждений и подразделений системы МВД России. Оплата труда стажёра производится за счёт и в пределах средств, предусмотренных на денежное довольствие по соответствующей должности сотрудника.

В соответствии с приказом МВД России от 13 июня 2007 года № 519 «Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне», работникам выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтверждённый доступ на законных основаниях.

Допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются работники, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Приказом МВД России от 27 августа 2008 года № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» устанавливается, что гражданскому персоналу, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Абзац 4 пункта 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажёров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утверждённого приказом МВД России от 15 августа 2011 года № 942, запрещавший знакомить стажёра с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, признан утратившим силу.

На основании изложенного полагаем, что правовые основания для установления стажёрам надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, имеются. Установление стажёрам надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, требует дифференцированного подхода. В каждом конкретном случае следует проводить анализ фактических объёмов сведений, к которым стажёр имеет доступ.

Оксана ПАНТЕЛЕЕВА,

юрисконсульт 3-го отдела ПУ ГУ МВД России по г. Москве

Номер 29 (9630) от 14 августа 2018г., Правовой ликбез

petrovka-38.com

Ежемесячные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны и за стаж шифровальной работы порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы (утв- приказом МЧС РФ от 21-03-2013 195) (2019). Актуально в 2018 году

размер шрифта

ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ… Актуально в 2018 году

Ежемесячные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны и за стаж шифровальной работы

34. Сотрудникам, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в следующих размерах <1>:


Указ Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. N 46 “Об установлении размеров и правил выплаты ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам”.

а) 25 процентов должностного оклада – за работу со сведениями, имеющими степень секретности “особой важности”;

б) 20 процентов должностного оклада – за работу со сведениями, имеющими степень секретности “совершенно секретно”;

в) 10 процентов должностного оклада – за работу со сведениями, имеющими степень секретности “секретно”.

35. Сотрудникам на отдельных штатных должностях, за работу со сведениями, имеющими степень секретности “особой важности”, может устанавливаться ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 65 процентов должностного оклада в пределах лимитов бюджетных обязательств МЧС России.

Конкретные размеры ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определяются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в зависимости от объема сведений, к которым сотрудники имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, а также продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

36. Сотрудникам, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны, дополнительно к ежемесячной надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в

указанных структурных подразделениях <1> в следующих размерах:

а) 10 процентов – при стаже работы от 1 до 5 лет;

б) 15 процентов – при стаже работы от 5 до 10 лет;

в) 20 процентов – при стаже работы от 10 лет и выше.

37. Выплата ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж шифровальной работы <2> производится сотрудникам, назначенным на штатные должности в шифровальные органы, либо осуществляющим в структурных подразделениях работу с шифрами, либо привлекаемым для этой работы по решению руководителей (начальников) учреждений МЧС России на основании утвержденных этими руководителями (начальниками) перечней должностей сотрудников шифровальной службы.

38. Ежемесячная процентная надбавка за стаж шифровальной работы устанавливается к должностному окладу в зависимости от общего стажа шифровальной работы в следующих размерах:

в сетях шифрованной связи 1 класса:

а) 15 процентов – при общем стаже работы до 3 лет;

б) 20 процентов – при общем стаже работы от 3 до 6 лет;

в) 30 процентов – при общем стаже работы от 6 лет и выше;

в сетях шифрованной связи 2 класса:

а) 5 процентов – при общем стаже работы до 3 лет;

б) 10 процентов – при общем стаже работы от 3 до 6 лет;

в) 20 процентов – при общем стаже работы от 6 лет и выше.

www.zakonprost.ru

V. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами [Приказ ГФС России от 25.10.2016 N 325 )] – последняя редакция

V. Надбавки за работу со сведениями,
составляющими государственную тайну, их засекречиванием
и рассекречиванием, а также за работу с шифрами

16. Работникам территориальных органов ГФС России, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, ежемесячно выплачивается процентная надбавка к окладу (должностному окладу) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

17. Работникам территориальных органов ГФС России, работающим в структурных подразделениях по защите государственной тайны, дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к окладу (должностному окладу) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается процентная надбавка к окладу (должностному окладу) за стаж работы (службы) в указанных структурных подразделениях.

18. Назначение и выплата процентной надбавки к окладу (должностному окладу) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и процентной надбавки к окладу (должностному окладу) за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны производятся в соответствии с приказом ГФС России от 29 декабря 2006 г. N 378 “Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу сотрудников федеральной фельдъегерской связи, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны” (зарегистрирован в Минюсте России 12 февраля 2007 г., регистрационный N 8937) с изменениями, внесенными приказами ГФС России от 5 апреля 2007 г. N 99 (зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9415), от 30 ноября 2012 г. N 332 (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26432).

bazanpa.ru

Статья: Компенсация за работу со сведениями, составляющими государственную

“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2009, N 3
КОМПЕНСАЦИЯ ЗА РАБОТУ СО СВЕДЕНИЯМИ,
СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
Отнесение сведений к государственной тайне продиктовано обеспечением безопасности государства. Работа с такими сведениями подлежит оплате в повышенном размере, вследствие чего выплачивается надбавка за допуск к государственной тайне. Указанная надбавка в соответствии с новым порядком оплаты труда в бюджетных учреждениях, установленным согласно Постановлению N 583 и Приказу N 822 , отнесена к компенсационным выплатам.
——————————–
Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений”.
Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 “Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях”.
Рассмотрим особенности работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и порядок ее компенсирования.
Основополагающим документом, регулирующим допуск граждан к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, является Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон о государственной тайне). Причем он регулирует отношения, распространяющиеся как на территорию РФ, так и за ее пределы. Главное условие – это работа со сведениями, составляющими государственную тайну и обеспечивающими безопасность РФ. Обязанность исполнения данного Закона возлагается на учреждения и организации независимо от организационно-правовой формы собственности, должностных лиц и граждан РФ, взявших на себя обязательство исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.
Какие сведения составляют государственную тайну, кто имеет допуск к ним?
Определение государственной тайны представлено в ст. 2 Закона о государственной тайне – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, представлен в ст. 5 Закона о государственной тайне и подразделяется на сведения:
– в военной области;
– в области экономики, науки и техники;
– в области внешней политики и экономики;
– в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Вместе с тем не все сведения подлежат засекречиванию. Как указано в ст. 7 Закона о государственной тайне, не являются государственной тайной сведения о чрезвычайных обстоятельствах и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, размерах золотовалютных резервов РФ и другие.
При работе со сведениями, составляющими государственную тайну, стоит учитывать, что такие сведения имеют различные степени секретности (ст. 8 Закона о государственной тайне):
– “особой важности”;
– “совершенно секретно”;
– “секретно”.
Правила отнесения указанных сведений к различным степеням секретности установлены Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (далее – Постановление Правительства РФ N 870). Правом классификации таких сведений наделены руководители органов государственной власти, на которых возложены полномочия по отнесению сведений к государственной тайне.
Отнесение сведений к различным степеням секретности представлено в п. 3 Постановления Правительства РФ N 870, а именно:
– к сведениям “особой важности” относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Гражданам, допущенным к данным сведениям, устанавливается первая форма допуска;
– к “совершенно секретным” сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Граждане, допущенные к данным сведениям, имеют вторую форму допуска;
– к “секретным” сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Для граждан, допущенных к данным сведениям, установлена третья форма допуска.
При оформлении допуска должностных лиц и граждан к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, помимо Закона о государственной тайне, следует руководствоваться Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050. Исходя из п. 6 данной Инструкции выдача допуска первой и второй формы осуществляется после проведения проверочных мероприятий ФСБ, а третья форма выдается гражданам без проведения таковых.
Особый допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается ст. 21.1 Закона о государственной тайне. Правом на особый допуск наделены члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Их допуск осуществляется без проведения проверочных мероприятий.
Вместе с тем допуск к указанным сведениям может быть оформлен не всем гражданам. Основания для отказа в допуске должностного лица или гражданина представлены в ст. 22 Закона о государственной тайне, к ним относятся:
– признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
– наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно Приказу Минздрава России от 16.03.1999 N 83 “О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну”;
– постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
– выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
– уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Отказ в допуске производится на основании проверочных мероприятий. Принятие решения об отказе возлагается на руководителя органа государственной власти, наделенного такими полномочиями.
Кроме того, лицам, уже допущенным к государственной тайне, действие допуска может быть прекращено также в случаях расторжения с ними трудового договора или контракта в связи с проведением организационно-штатных мероприятий или при установлении однократного нарушения взятых обязательств по защите государственной тайны (ст. 23 Закона о государственной тайне). При этом допускается обжалование решений о прекращении допуска в судебном порядке. В то же время решения суда зависят от правильного исследования всех представленных на рассмотрение материалов.
Так, в Определении ВС РФ от 27.03.2001 N 73-Г01-5 была рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Верховный Суд, рассмотрев материалы дела, принял решение оставить жалобу истца без удовлетворения в связи с тем, что одним из оснований отказа в допуске, предусмотренных в ст. 22 Закона о государственной тайне, считается постоянное проживание его близких родственников за границей и (или) оформление указанным лицам документов для выезда на постоянное жительство в другие государства. Это и было установлено в ходе проверки представленных гражданином сведений. Кроме того, истец несвоевременно проинформировал структурное подразделение по защите государственной тайны о выезде за границу.
Доводы истца о том, что он своевременно информировал администрацию учреждения о выезде родственника за границу, о несоблюдении порядка ознакомления его с принятыми решениями о прекращении допуска и отказе в допуске к государственной тайне и другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, были тщательно проверены Судом и обоснованно отвергнуты как не основанные на законе и не нашедшие своего подтверждения при разбирательстве дела по мотивам, приведенным в решении.
Стоит отметить, что Суд принял во внимание то, что администрация учреждения, в соответствии со ст. 22 Закона о государственной тайне, исследовала факты, послужившие основанием для отказа в выдаче допуска к государственной тайне. Однако судебные органы не всегда находятся на стороне учреждений.
Определением ВС РФ от 18.02.2002 N 45-Г02-4 рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Проверив материалы дела, судебная коллегия ВС РФ приняла решение отменить решение суда по следующим основаниям.
Отказав гражданину, суд принял во внимание, что проведенной проверкой УФСБ по субъекту РФ были выявлены нарушения в организации секретного делопроизводства, а именно: нарушение контроля за ведением секретного делопроизводства, отсутствие инициативы в решении вопросов совершенствования режима секретности. Однако судебная коллегия приняла к сведению, что, прежде чем делать заключение об отстранении гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, орган безопасности обязан был руководствоваться условиями отстранения, перечисленными в ст. 23 Закона о государственной тайне. Вместе с тем суд в нарушение ст. ст. 14, 50, 56 ГПК РСФСР не проверил представленные гражданином доводы о том, что установленные нарушения являются результатом деятельности всего структурного подразделения по защите государственной тайны, кроме того, в его должностные обязанности не входит ведение секретного делопроизводства, а ответственные за его ведение лица понесли дисциплинарные наказания.
Социальные гарантии лицам, допущенным к работе
со сведениями, составляющими гостайну
Как определено ст. 21 Закона о государственной тайне, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне сопряжен с предоставлением им следующих социальных гарантий:
– процентных надбавок к денежному довольствию и заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
– преимущественного права при прочих равных условиях на оставление на работе (службе) при проведении органами государственной власти организационных и штатных мероприятий.
Стоит отметить, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных подразделениях.
Социальные гарантии в виде надбавок военнослужащим и гражданам, допущенным к государственной тайне, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны”, которым утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников подразделений по защите государственной тайны (далее – Постановление Правительства РФ N 573). Кроме того, при установлении социальных гарантий необходимо руководствоваться Разъяснением о порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне, утвержденным Постановлением Минтруда России от 23.12.1994 N 84 (далее – Постановление Минтруда России N 84).
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями,
составляющими гостайну
Согласно Постановлению Правительства РФ N 573 размер ежемесячной процентной надбавки составляет:
– за работу со сведениями особой важности – 50 – 75%;
– за работу с совершенно секретными сведениями – 30 – 50%;
– за работу с секретными сведениями при оформлении допуска к проведению проверочных мероприятий – 10 – 15%;
– за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10%.
Конкретный размер надбавки зависит от объема сведений, к которым должностные лица и граждане имеют доступ, а также продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 573 федеральные органы государственной власти должны самостоятельно устанавливать конкретные размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу, руководствуясь при этом положениями правительственного постановления.
Так, например, в органах МЧС Приказом от 17.11.2006 N 661 утверждена Инструкция о порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) военнослужащим войск гражданской обороны, сотрудникам Государственной противопожарной службы, государственным гражданским служащим и работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны в системе МЧС России (далее – Инструкция о порядке выплаты надбавок). Исходя из п. 3 данной Инструкции ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается в следующих размерах:
– 75% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания более 10 лет;
– 65% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;
– 55% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания до 5 лет;
– 50% должностного оклада – за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания более 10 лет. В указанном размере надбавка выплачивается также работникам подразделений по защите государственной тайны и работникам, осуществляющим ведение секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием

Статья: Учет библиотечного фонда по-новому (Начало) (Ларцева Л.) (‘Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение’, 2009, n 3)  »

www.lawmix.ru