Содержание

10. Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства по охране труда.

Административная ответственность – право уполномоченных на то государственных органов налагать штраф на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда. За нарушение ТБ штраф до 400 базовых величин.

1. штраф

2. конфискация

3. запрет заниматься какой-либо деятельностью.

11. Уголовная ответственность за нарушение норм и правил охраны труда.

Уголовная ответственность – до 7 лет за нарушение правил перевозки взрывоопасных веществ, нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах, правил безопасности горных и строительных работ, пожарной безопасности, охраны труда, нарушения проектов и норм, стандартов при производстве строительно-монтажных работ, не доброкачественный ремонт транспортного средства, выпуск в эксплуатацию неисправного транспортного средств, нарушении промышленной санитарии и иных правил охраны труда, когда эти нарушения могли повлечь или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия.

12. Материальная ответственность нанимателя за вред, нанесенный здоровью работающих травмами и профессиональными заболеваниями.

Материальная ответственность – наниматель несет ответственность за вред причиненный работнику, увечья, проф. заболевания, связанные с трудовыми обязанностями и произошедшими как на территории нанимателя, так и за ее пределами, а также при следовании с работы и на работу на транспорте представленным нанимателем. Наниматель обязан возместить в полном объеме вред принесенный работнику при исполнении обязанностей, источником повышенной опасности, если не докажет что вред был нанесен без умысла.

Возмещение:

а) выплата денежных сумм в зависимости от степени утраты трудоспособности;

б) компенсация денежных расходов;

в) выплата единого пособия;

г) возмещение морального вреда;

д) расходы на погребение.

Регресс – это право лица осуществляющего выплату, требовать возмещение с истинного виновника.

Смешанная ответственность – если грубая неосторожность потерпевшего, приведшая к ущербу, то размер возмещения может быть уменьшен, но не более чем на 25%.

13. Расследование несчастных случаев на производстве.

Несчастные случаи по тяжести подразделяются:

1) микротравмы – акт не составляется;

2) легкие – с временной утратой работоспособности и ее дальнейшим восстановлением;

3) тяжелый – с инвалидным исходом;

4) смертельные;

5) групповые (с 2-мя и более работниками не зависимо от тяжести).

Расследование несчастных случаев проводится работодателем с привлечением специалистов по охране труда, представителем трудового коллектива, страхователя, страховщика. Если объект под контролем спецнадзора – привлекается представитель надзора.

Срок расследования 72 часа.

Несчастный случай оформляется актом по форме Н-1 (если несчастный случай на производстве) или Н-П (если вне производства).

Акт составляется в 4 экземплярах на форме Н-1: 1-пострадавшему, 1-непосредственному исполнителю; 1-в службу охраны труда; 1- в государственную инспекцию труда.

Срок хранения акта на предприятии 45 лет, при ликвидации предприятия акты передаются правопреемнику, а если такового нет, сдаётся в государственный архив.

14. Специальное расследование несчастных случаев. Расследование профессиональных заболеваний.

Специальному расследованию несчастных случаев подлежат тяжелые, смертельные, групповые случаи.

Сообщается в прокуратуру, в выше стоящую организацию, в гос инспекцию труда, страхователю и стаховщику; если ЧП, то в исполком; если объект под контролем спец надзора, то в спец надзор. Расследование проводится инспектором труда.

При гибели от 2 до 4 человек расследование проводит главный инспектор охраны труда в области.

При гибели 5 и долее человек – если несоздана комиссия собмина, главный гос инспектор республики проводит расследование.

Инспектор спец надзора вместе с инспектором гос труда, если объект под контролем спец надзора.

Расследование проводится в теч. 15 дней. По р-там составляется заключение. На основании заключения наниматель в течение суток составляет акт формы Н-1 или Н-П на каждого пострадавшего, заключение и материалы расследования передаются в прокуратуру для приобщения к уголовному делу.

Расследование профессиональных заболеваний проводят врачи санитарно-эпидемиологических станций. О каждом вновь выявлено проф. заболевании информируют нанимателя.

studfiles.net

Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда

Расследование, регистрация и учет несчастных случаев, связанных с производством

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную и материальную) в порядке, установленном законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине должностных лиц из числа руководящих, административно-технических и административно-хозяйственных работников допускаются нарушения охраны труда, которые не влекут за собой тяжелые последствия и не могли повлечь их. Привлечение к дисциплинарной ответственности выражается в объявлении виновному лицу дисциплинарного взыскания.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда выражается в наложении на виновных должностных лиц денежных штрафов. Правом наложения штрафов пользуются: Главные технические и технические инспектора профсоюзов, органы Госгортехнадзора, органы Государственного санитарного надзора, а также инспекции некоторых министерств и пожарная инспекция.

Уголовная ответственность за нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитарии и иных правил охраны труда наступает тогда, когда эти нарушения могли повлечь или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия. Эту уголовную ответственность могут нести лишь те должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по охране труда и соблюдению правил техники безопасности на соответствующем участке работы или контроль за их выполнением.

Материальная ответственность должностных лиц за нарушение правил охраны труда возникает, если в результате такого нарушения предприятие (учреждение, организация) обязано выплатить определенные денежные суммы потерпевшему лицу или органам социального страхования (социального обеспечения).

Для выявления нарушений норм по охране труда и предотвращения травматизма важное значение имеют регистрация и учет несчастных случаев, связанных с производством.

Расследованию подлежат те несчастные случаи, которые произошли на территории предприятия или учреждения; вне территории предприятия или учреждения при выполнении работы по его заданию (на коммуникациях тепло- и энергосети, связи, на ремонтных работах жилого фонда предприятия или учреждения и т. д.), а также с рабочими и служащими, доставляемыми на место работы и с работы на транспорте, предоставленном предприятием или учреждением.

Расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие как в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), так и перед началом и по окончании работ, а также при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни.

Острые отравления, тепловые удары, обмораживания расследуются как несчастные случаи.

Результаты расследования несчастного случая на производстве, вызвавшего потерю трудоспособности не менее одного рабочего дня, оформляются актом по форме Н-1.

О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно извещают мастера, начальника цеха или соответствующего руководителя работ. Мастер, узнав о несчастном случае, должен организовать первую помощь пострадавшему и направить его в медицинский пункт, и сообщить о происшедшем случае начальнику цеха или соответствующему руководителю работ.

Начальник цеха (руководитель соответствующего участка), где произошел несчастный случай, обязан срочно сообщить о происшедшем несчастном случае руководителю предприятия или учреждения и ФЗМК профсоюза, расследовать в течение 24 ч совместно со старшим общественным инспектором по охране труда цеха и инженером по технике безопасности или лицом, его замещающим, происшедший несчастный случай, выявить его обстоятельства и причины, а также определить мероприятия по предупреждению повторения подобных случаев. Начальник цеха обязан составить акт о несчастном случае по форме Н-1, в четырех экземплярах и направить их главному инженеру (руководителю) предприятия или учреждения.,

Главный инженер предприятия обязан в суточный срок утвердить акт и принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай.

В особом порядке подлежат расследованию и учету групповые (происшедшие с двумя и более работниками), тяжелые и со смертельным исходом несчастные случаи.

Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, а также за выполнение мероприятий, указанных в акте, несут руководитель предприятия или учреждения, главный инженер, начальники цехов, мастера и другие руководители соответствующих участков.

По материалам расследования и решению ФЗМК руководитель предприятия или учреждения издает приказ по устранению причин, вызвавших несчастный случай, с указанием сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, а также за выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, осуществляют вышестоящие хозяйственные органы, общественные органы, ФЗМК профсоюза, общественные инспектора по охране труда, технические инспектора профсоюзов и местные органы Госгортехнадзора и Госэнергонадзора на объектах, им подконтрольных


Полезная информация:

ohrana-bgd.narod.ru

Ответственность за нарушение Законодательства по охране труда

Поиск Лекций

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41–1, 41–2, 41–3, 41–4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде РФ (статья 249).

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства и иных норм по охране труда, обязательств по коллективным договорам и соглашениям об охране труда или в воспрепятствовании деятельности органов государственного надзора, несут ответственность дисциплинарную, административную, уголовную в порядке, установленном законодательством РФ.

Рядовые работники также могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Дисциплинарной ответственности подлежат все лица, нарушившие трудовую дисциплину, в том числе Трудовой кодекс РФ и правила охраны труда, а именно: невыполнение распоряжений; появление на работе в нетрезвом виде; не использование защитных средств и т.п.

Дисциплинарными взысканиями являются замечания, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу (или низшую должность) на срок до трех месяцев (до 1 года) и увольнение. Наказываемое лицо может быть лишено премии. Дисциплинарная ответственность не является препятствием для возбуждения уголовного дела, если допущенное нарушение носит характер преступной халатности.

К административной ответственности привлекаются работодатели и должностные лица, нарушившие законодательство об охране труда. Она выражается в наложении на виновных денежных штрафов, устанавливаемых органами надзора. Правом наложения штрафов пользуются государственные инспекторы по охране труда, органы Госгортехнадзора, Государственного пожарного надзора, Государственного санитарного надзора.

Материальная ответственность лиц за нарушение законодательства об охране труда заключается во взыскании штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность определяется уголовным кодексом РФ за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм техники безопасности и промышленной санитарии и наступает в том случае, когда эти нарушения могли бы повлечь или повлекли за собой тяжкие последствия.

Статьей 140 Уголовного кодекса РФ предусмотрена мера наказания за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм техники безопасности и промышленной санитарии в зависимости от тяжести последствий этого нарушения. В качестве наказания может быть наложен штраф, возможно увольнение, а вслучае с тяжкими последствиями виновное лицо наказывается исправительно-трудовыми работами или лишается свободы на срок от 1 года до 5 лет, по ч. I, II, III указанной статьи.В соответствии со статьей 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло причинение по неосторожности тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры наказания за подобные нарушения предусматриваются также статьями 215 и 216 УК PФ (до 7 лет).

 

Охрана труда в новой редакции Трудового кодекса

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи.

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;

проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права:

беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке;запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 №244.Претерпела изменения ст. 217 ТК РФ. Теперь на должность специалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификацией инженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста эти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовой договор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель не может привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а только специализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку за последнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточной квалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введена специальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда. Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые она должна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда и др.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службе охраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 №14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 №290 «Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 №1, Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организации».

Статья 218 ТК РФ практически не изменилась в сравнении с прежней ее редакцией. В ней указывается, что по инициативе работников и (или) по инициативе работодателя могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда. Однако в Кодексе идет отсылочная норма на типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти. Обращаем внимание на то, что прежнее положение признано утратившим силу (Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 №64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»). Взамен этого документа принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 №413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробные рекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодатель устанавливает выбор для руководителя и работников предприятия самостоятельно решать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).В ст. 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Она устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализовать неблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, на наш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием, а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. В ст. 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных аттестацией или государственной экспертизой, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала и до введения Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Она аналогично регулировалась:

1. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 №12.

2. Распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 №10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».

На данный момент действует список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Этот документ был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22. Согласно Списку производств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищевая промышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные, малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. Опасной была признана работа со стеклом, алмазами, фарфором и работа по строительству метрополитена, туннелей и подземок. Транспорт, связь, полиграфия, нефтяная и газовая промышленность также попали в этот список. В общем, практически во всех сферах деятельности есть опасные и вредные факторы. С 1974 г. Список не раз дополняли, в нем есть и существенные поправки – они связаны с появлением новой техники и технологий. Например, позже в него вошли работы с кино- и фотопленкой, синтетическими красителями, химическими реактивами, медикаментами, витаминами, биологическими препаратами. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест в соответствии со ст. 212, 219 Трудового кодекса и обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достоверной информации (ст. 21 ТК РФ). Государственный контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественных связей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющий государственную экспертизу условий труда.

Для того чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, фирма может самостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведением аттестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условий труда. Если у самой фирмы нет технических возможностей, чтобы определить степень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов из центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий Государственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на право проведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается (ст. 219 ТК РФ). Так что, если в организации устранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи с совершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатами аттестации, то компенсация не выплачивается. Хотелось бы обратить внимание на то, что вредные факторы во многих отраслях экономики при современном техническом уровне производства и организации труда устранить практически невозможно (например, при подземных работах в шахтах, при добыче нефти и газа, в химической промышленности и. т.д.).Согласно ст. 226 ТК РФ увеличился процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений). Такое финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Ранее было не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве определяется ст. 227–231 ТК РФ, причем эти статьи претерпели некоторые изменения. Законодатель более четко сгруппировал имевшиеся нормы, что облегчает их прочтение. Расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, принимая данные поправки, государство обеспечивает работникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Притом конкретизируя данное право, государство одновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.

Заключение

В условиях научно-технического прогресса создание безопасных и безвредных условий труда, исключающих травматизм и профессиональные заболевания, является важной государственной задачей. Важность и неотложность этой задачи иллюстрируют следующие цифры: ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около 200 тыс. человек и получают травмы 120 млн. человек. В России ежегодно регистрируется порядка 400000 несчастных случаев в год, связанных с производством. В 1992 году на производстве погибли 8234 человека и получили инвалидность 14 тыс. человек. В настоящее время ситуация, к сожалению, не улучшается.

Понятие охраны труда по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутую цепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, т.е. эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда – это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими.

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев С.В. Гигиена труда. М.: 1998. – 280с

2. Басаков М.И. Охрана труда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства). – М., 2003. – 400 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. С.В. Белова. М.: Высшая школа, 2000. – 450 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие под ред. О.Н. Русака. СПб.: 2001. – 379 с.

5. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (раздел «Охрана труда») для студентов всех специальностей: Учеб. пособие / Сост. А.Г. Егоров, О.В. Цоциева. – Ч. 2. – Тольятти: ТГАС, 2004. – 248 с.

 


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда — Мегаобучалка

Трудовой кодекс РФ, Федеральные, межотраслевые, отраслевые нормативные правовые акты по охране труда

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда (ст.212)

Работодатель обязан:( ст.212)

-безопасность работников при эксплуатации зданий

-применения средств индивидуальной и коллективной защиты

-приобретения за счет собственных средст спец одежды

-обучения безопасным методом и приемом выполнения работ

-организация контроля за состоянием условий труда на раб местах

-проведение аттестаций рабочих по условием труда с последующий сертификацией работ по охране труда

-проведения за счет собственных средств обязательных предварительных

-недопущения работников к выполнению или трудовых обязоностей без обязательного медосмотра

-информирование работников об условиях и охране труда на рабочем мести

-предоставления органом гос. Управления охраной труда

-принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций

-расследование в установленном правительством Р.Ф. порядке несчастных случаев

-санитарно-бытовое и лечебно профилактические обслуживание работников в соответствии с требованиями охр.труда
-выполнения предписания должностных лиц

-обязательное соц страхование работников

-ознакомления работников с требованиями охраны труда

-беспрепятственный допуск должностных лиц , органов управления охраны труда

– соответствующие требованиям охраны труда условиям труда на каждом рабочем мести

Права работников на труд в условиях соответствующих требованиям охраны труда

Ст.219Каждый работник имеет права на:

-Рабочее место

-Обязательно социальное страхование от несчастных случаев

-Получения достоверной информации от своего работодателя

-Отказ от выполнения работы в случаи возникновения угрозы здоровья и жизни

-Обеспечивание средствами индивидуальной и коллективной защиты

-Обучением безопасным методам и приемам труда

-Профессиональную переподготовку

-Запрос на проведения проверки условий и охраны труда на рабочем мести



-Обращения в органы гос. Власти Р.Ф

-Личное участие или участие своего представителя в рассмотрении какого либо вопроса

-Внеочередной медосмотр

-Компенсации установленные законодательством Р.Ф или законодательством субъектов Р.Ф

Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан: с. 214

1)Соблюдать правила и нормы по охране труда

2) Правильно принимать методы индивидуальной и коллективной защиты

3) проходить обучения стажировку инструктажи и проверку знаний по охране труда а также обучения методам оказания первой помощи

4) немедленно сообщать своему не посредственному руководителю об всех несчастных случаях и об изменении своего здоровья

5) проходить предварительные при приеме и периодические в процессе работы медосмотры

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

За нарушение законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, создание пре­пятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону.

Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине работников и должностных лиц допускаются нарушения по охране труда, которые не влекут за собой тя­жёлые последствия и не могли их повлечь. Дисциплинарная ответственность – это ответственность также и за нарушение трудовой дисциплины, взыскания, как правило, налагаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в виде: замечания, выговора, строгого выговора, перевода на нижеоплачиваемую работу сроком до 3-х месяцев, смеще­ния на низшую должность на тот же срок, увольнения

Административная . К этому виду ответственности привлекаются лица, совершающие действия, запрещённые законодательством, или в равной степени проявляющие без­действие. Установлены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося объектом правонарушения, лишение специального права (права выполнять какую-либо деятельность), исправительные работы, адми­нистративный арест.

Материальнаяответственность заключается в возмещении частичного или полного ущерба, причинённого рабочим или служащим предприятию при исполнении трудовых обязанностей. Эта ответственность не исключает привлечения виновных к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Различают ограниченную материальную ответственность, определяемую в пределах од­ной трети месячной тарифной ставки (оклада), двух третей среднего месячного заработка, а также среднего месячного заработка, и материальную ответственность в полном размере.

Уголовная ответственность наступает в том случае, когда действия или в равной степени бездействия могли повлечь или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжёлые последствия.

megaobuchalka.ru

1.4.6. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

К экономическим методам управления охраной труда предприятий и организаций относятся наложение штрафов, а также различных взысканий, предусмотренных и утвержденных постановлением Кабинета министров Украины. К основным методам управления охраной труда относятся: 1. стимулирование – поощрение за безопасность в работе. 2. наказание или привлечение к ответственности за нарушение охраны труда.

Виды ответственности за нарушение правил охраны труда.

Одной из основных функций государственного и общественного контроля является повышение ответственности за охрану труда не только предприятий, но и всех работающих. Законодательством установлена дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность (ст.44) [1]. К дисциплинарной ответственности относятся замечание, выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность накладывается на всех: рабочих, служащих, ИТР при нарушении ими требований охраны труда, которые могли бы привести к травмированию или аварии. Дисциплинированные взыскания могут накладываться должностным лицом или вышестоящим органом по линии подчиненности, а на руководящих работников и по инициативе профсоюзных органов.  Если руководящий работник нарушает законодательство о труде, не выполняет обязательства по коллективному договору, то по требованию профсоюзного органа (не ниже районного), администрация обязана сместить его с занимаемой должности, либо уволить. Дисциплинарная ответственность не может быть наложена позже шести месяцев со дня нарушения. По истечению года дисциплинарная ответственность автоматически снимается. Административная ответственность. Согласно ст.43 [1], за нарушение законодательства по охране труда, неисполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по охране труда юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, привлекаются к административной ответственности (выплате штрафа в порядке, установленным законом).  Максимальный размер штрафа не может превышать пяти процентов месячного фонда заработной платы юридических и физических лиц. Невыплата юридическими и физическими лицами штрафа влечет за собой начисление пени в размере двух процентов за каждый просроченный день. Штраф налагается в месячный срок со дня нарушения, взыскание штрафа в кассу производится по месту работы.  Решение о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в суде в месячный срок (заявление подается в районный (городской) народный суд). Денежные средства от применения штрафных санкций к юридическим или физическим лицам перечисляются в государственный бюджет Украины. К административной ответственности относятся и противоправные действия или бездеятельность, препятствие в выполнении функциональных обязанностей должностным лицам государственного надзора и представителей профсоюзных органов (в том числе уклонение от участия администрации в переговорах по выполнению коллективного договора и внесения в него изменений). К материальной ответственности относится возмещение материального ущерба предприятию за допущенные нарушения охраны труда, которые повлекли за собой причинение ущерба. Рабочие и служащие обязаны возместить ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Законодательством предусматриваются два вида материальной ответственности: ограниченная и полная. Основным видом является ограниченная ответственность в пределах одной месячной тарифной ставки (оклада) работника. Руководители предприятий и их заместители несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не выше среднемесячного заработка. Ущерб взыскивается при наличии письменного согласия работника по распоряжению администрации предприятия, удержание производится по частям из его заработной платы. Распоряжением об удержании издается не позже чем через две недели со дня обнаружения ущерба. При отсутствии письменного согласия работника возмещение ущерба производится по решению районного народного суда.  С руководителей предприятий и их заместителей ущерб возмещается на основании решения суда по иску вышестоящего органа или заявлению прокурора. Администрация обязана обратиться в суд по вопросу возмещения материального ущерба в течение месяца со дня обнаружения, если материальная ответственность находится в пределах одной трети оклада, а при большей материальной ответственности – в течение года. При наличии в действиях работника признаков злого умысла может быть наложена полная материальная ответственность или привлечение к уголовной ответственности (по решению суда). Работник освобождается от уголовной и материальной ответственности, если причиняемый вред вызван необходимостью самообороны или крайней необходимости по избежанию аварийности и других негативных последствий (ликвидация угрозы жизни окружающим).  Уголовная ответственность наступает при нарушении техники безопасности, санитарных, противопожарных правил и норм которые привели к аварии, травматизму и другим негативным последствиям и определяется ст. Уголовного кодекса Украины. Мера наказания зависит от степени нарушения и может предусматривать увольнение, штраф до 15 минимальных размеров заработной платы, исправительные работы или лишение свободы от 1 до 7 лет. В разделе Х «Преступления против безопасности производства» Уголовного кодекса Украины внесены дополнения от 5.09.2001г. №2341-Ш: Статья 271. Нарушение требований законодательства об охране труда: 1. Нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином – субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, – наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок. 2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, – наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового. Статья 272. Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью: 1. Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или  исправительными работами на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Статья 273. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах: 1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, обязанным их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься  определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы от двух до десяти лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Статья 274. Нарушение правил ядерной или радиационной безопасности:  1. Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Статья 275. Нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений:  1. Нарушение при разработке, конструировании, изготовлении или хранении промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а равно нарушение при проектировании или строительстве правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать такие правила, если это создало угрозу гибели людей или наступление иных тяжких последствий либо  причинило вред здоровью потерпевшего, наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумом доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет либо без такового. 2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иных тяжких последствий, – наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

studfiles.net

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда — Мегаобучалка

 

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или воспрепятствовании деятельности профсоюзов, несут ответственность, установленную законодательством.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

В качестве дисциплинарной ответственности (ТК ст. 198) за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, работодатель может применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. Работник может быть уволен по инициативе работодателя в соответствии со ст. 42 ТК за однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников.

Работники отдельных отраслей экономической деятельности за нарушения требований охраны труда несут ответственность в соответствии с уставами (положениями) о дисциплине.

За причинение работодателю имущественного ущерба в результате нарушений требований охраны труда работник, независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности, может быть привлечен к материальной ответственности (ТК ст. 400-409).

Если же в нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда имеются признаки состава преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыскание, может быть привлечен и к уголовной ответственности.

Полное или частичное лишение нарушителя премий не является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться одновременно с привлечением его к той или иной ответственности.

Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.

Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности – Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП), введенными в действие с 01.03.2007 г.



В соответствии со ст. 9.17 КоАП нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 баз. вел., а юридическим лицам – до 300 баз. вел. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 баз. вел., а на юридическое лицо – от 100 до 400 баз. вел.

Ответственность работодателя и должностных лиц наступает в случае, если в результате расследования будут выявлены организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические и иные причины, а также факторы производственной среды и производственного процесса, оказавшие влияние на состояние здоровья потерпевшего.

Административная ответственность также установлена за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8), нарушение правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6), нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией (ст. 20.10), нарушение правил эксплуатации тепловых сетей (ст. 20.11), нарушение правил эксплуатации электрических или тепловых установок (ст. 20.12), нарушение требований по безопасному ведению работ (ст. 23.61), нарушение законодательства о пожарной безопасности (ст. 23.56).

Административная ответственность предусмотрена и за нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследованиях (ст. 21.9), непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах (ст. 21.10), нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (ст. 21.6), воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы (ст. 23.2), неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4), оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5) и др.

В зависимости от характера правонарушений КоАП предусматриваются различные меры ответственности как для физических, так и для юридических лиц.

Административные взыскания налагаются уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которым предоставлено такое право. Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях, которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в законодательных актах.

Материальная ответственность возникает, если по вине должностного лица предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб из-за нарушения норм и требований охраны труда. Материальный ущерб возникает, если в результате несчастного случая или профзаболевания предприятие обязано выплатить пострадавшему, родственникам, органам социального страхования определенную сумму. Эта денежная сумма частично или полностью может быть взыскана с виновных должностных лиц.

Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц предусмотрена также ответственность предприятия (учреждения, организации). За невыполнение требований законодательства об охране труда и предписаний государственных органов надзора и контроля на предприятие налагаются штрафы, размер и порядок наложения которых определяется законодательством.

Уголовная ответственность за конкретные преступления по охране труда и обеспечению безопасности работающих предусмотрена ст. 299,300, 302-307,317, 318,336, 428 Уголовного кодекса (УК) Республики Беларусь. Должностные лица, в зависимости от тяжести последствий допущенного нарушения, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафом, или освобождением от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяет суд.

♦ профессиональное заболевание либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или без лишения;

♦ смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум и более лицам, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности, или зани-маться определенной деятельностью, или без лишения;

♦ смерть двух и более лиц наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или без лишения.

♦ Нарушение правил пожарной безопасности (ст. 304 УК), так же как и нарушение правил производственно-технической дисциплины, пожарной безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах (ст. 302 УК), влечет за со-бой наказание виновных лишением свободы до семи лет.

megaobuchalka.ru

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае – это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.

Должностное лицо – это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.

Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее – Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:

«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:


  1. Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. на юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:

«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».

Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.

Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:


  1. угрозы жизни либо здоровью людей;
  2. возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  3. наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  4. причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  5. совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  6. в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:

Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.

Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:


  1. на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  2. на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  3. на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.


ohrana-bgd.ru