Национальный информационный центр – Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014)

Статус: Действует 

(Извлечение)

Статья 97.
Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

3. В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.
Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.
4. Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.
5. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
6. Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.
В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
7. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.
8. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
9. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), которым вводятся новые положения признания иностранного образования для целей трудоустройства.
В связи с этим с 01.01.2015 прекращается деятельность Евразийского экономического сообщества (Договор от 10.10.2014).
___________________________________

Действует между странами:
Республика Беларусь        01.01.2015
Республика Казахстан       01.01.2015
Российская Федерация      01.01.2015
Республика Армения          01.01.2015
Кыргызская Республика     12.08.2015


Образцы документов


Республика Беларусь



Республика Казахстан



Республика Армения



Кыргызская Республика


Страна(ы): Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия

nic.gov.ru

Понятие трактовки “член семьи согласно Договора о Евразийском экономическом союзе

Добрый день,

Задал вопрос в УФМС:

“Я, гражданин Республики Казахстан, проживаю в г. **** на основании разрешения на временное проживание, выданного Управлением ФМС по **** области, и осуществляю трудовую деятельность на основании трудового соглашения. Моя семья находится в Казахстане

В моих планах переселение в Россию семьи и дальнейшее получение гражданства для меня и членов моей семьи.

На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона 115-ФЗ срок временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто.

Но на основании пункта 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором состоит и Казахстан, Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Прошу дать исчерпывающий ответ, могу ли я, гражданин Республики Казахстан (члена Евразийского экономического союза), проживающий на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание и осуществляющий трудовую деятельность на основании трудового договора, на основании п. 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе перевезти в Российскую Федерацию членов своей семьи (жену, детей, нетрудоспособную мать) на период действия данного трудового договора?”

На что получил ответ:

“Здравствуйте!

В соответствии со статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

В соответствии со статьей 96 член семьи – лицо, состоящее в браке с трудящимся государства-члена, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Члены Вашей семьи могут быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания на территории Российской Федерации на срок действия Вашего трудового или гражданско-правового договора при наличии документов, подтверждающих родство.”

Внимание мои вопросы:

1. Согласно ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации мать под понятие “член семьи” скорее всего не подходит, так как я гражданин другого государства и живу здесь в арендованном жилье?

2. Согласно п. 2 ст. 14 Семейного Кодекса Российской Федерации близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Т.е. мать тоже не является членом семьи?

3. В соответствии со статьей 96 Евразийском экономическом союзе “член семьи” – лицо, состоящее в браке с трудящимся государства-члена, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Так вот, учитывая что матери – 75 лет, она пенсионерка, её супруг (мой отец) – умер, я являюсь единственным ребенком, может ли она являться хотя бы лицом находящимся на иждивении???

В целом хочется понять как действовать!

pravoved.ru

Что нужно знать о работниках из ЕАЭС (Косульникова М.)

Все статьи Что нужно знать о работниках из ЕАЭС (Косульникова М.)

С 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно которому граждане Республик Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан при трудоустройстве частично приравниваются к гражданам Российской Федерации. Рассмотрим особенности приема на работу указанных иностранцев, отчисления с выплат таким лицам и какие пособия им полагаются.

Страны ЕАЭС

С 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС). Участниками данного Договора являются:
– Российская Федерация – с 01.01.2015;
– Республика Беларусь – с 01.01.2015;
– Республика Казахстан – с 01.01.2015;
– Республика Армения – с 02.01.2015 <1>;
– Кыргызская Республика – с 12.08.2015 <2>.
——————————–
<1> Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Минске 10.10.2014), Федеральный закон от 22.12.2014 N 420-ФЗ “О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года”.
<2> Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014), Федеральный закон от 13.07.2015 N 219-ФЗ “О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года”.

В рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики (п. 1 ст. 1 Договора о ЕАЭС). При этом государства – члены ЕАЭС осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции (п. 1 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Поскольку Договор о ЕАЭС является международным договором, его правила приоритетны перед нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Далее, говоря о работниках ЕАЭС, мы будем иметь в виду граждан Республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Заключаем трудовой договор

Квоты и разрешения

Правительство РФ ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России устанавливает лимит на иностранных работников. На это указано в п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 115-ФЗ). Тем не менее граждан ЕАЭС работодатели вправе принимать на работу без учета ограничений по защите национального рынка труда (п. 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Как правило, иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации требуется получать разрешение на работу или патент. Однако и здесь у граждан ЕАЭС есть преимущество – не требуется получать разрешения на осуществление трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

К сведению. В Договоре о ЕАЭС под термином “трудовая деятельность” подразумевается деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).

Предъявляемые документы

Список документов, необходимых для трудоустройства граждан ЕАЭС, практически не отличается от документов, подаваемых россиянами (ст. 65 ТК РФ). Так что отметим лишь спорные моменты.
В основном вопросы возникают о трудовых книжках граждан ЕАЭС. На территории Российской Федерации ведутся трудовые книжки только установленного образца (ст. 66 ТК РФ). В настоящее время имеются две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1974 г. <3> и 2004 г. <4>. Соответственно, если работник предъявляет трудовую книжку одного из указанных образцов, то в нее вносится запись о приеме на работу. Если сотрудник предъявит иную книжку, работодатель обязан на него завести новую трудовую книжку российского образца. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).
——————————–
<3> Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 “О трудовых книжках рабочих и служащих”.
<4> Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 “О трудовых книжках”.

Обратим внимание и на документы об образовании. Для граждан ЕАЭС в целях осуществления трудовой деятельности признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС, без проведения процедур признания документов об образовании (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Работодатели вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании. Также в целях подтверждения документов они вправе направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации, выдавшие документ об образовании (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Между тем для некоторых отраслей обязательна процедура признания документов об образовании. Речь идет о педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержден Приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 N 1391.

Миграционный контроль

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу или миграционную карту, либо иные документы (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Отметим, что с Республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения у нас установлен безвизовый режим пересечения границ <5>. При этом граждане Белоруссии могут свободно въезжать на территорию РФ без миграционной карты <6>.
——————————–
<5> Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 “О взаимных безвизовых поездках граждан”, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения (заключено в г. Москве 25.09.2000).
<6> Пункт 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 “Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства”.

Граждане ЕАЭС, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС). В случае пребывания граждан ЕАЭС на территории РФ свыше 30 суток с даты въезда им следует встать на миграционный учет (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
В дальнейшем срок временного пребывания (проживания) такого работника на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС). В случае досрочного расторжения указанного договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ работник имеет право без выезда с территории РФ в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
О заключенном с иностранным гражданином договоре следует уведомить миграционную службу. Сделать это надо в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Форма уведомления утверждена Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 “О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации”.

К сведению. Существует мнение, что о заключении с гражданами Белоруссии трудового договора не надо уведомлять миграционную службу. Ведь согласно п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.
Тем не менее специалисты миграционной службы считают, что о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии следует уведомить ФМС России в обычном порядке (Письмо отдела УФМС России по г. Москве в ВАО от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н; разъяснения управлений ФМС по Воронежской области <7>, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области <8>, по Тамбовской области <9>, по Ульяновской области) <10>.
——————————–
<7> http://www.fmsvrn.ru/gosuslugi/patent/poryadok-predostavleniya-rabotodatelyami/.
<8> http://www.ufms.spb.ru/desc/pamjatka-dlja-dind-1085.html.
<9> http://fms.tambov.gov.ru/faq/irs.
<10> http://ufms.region73.ru/ufms_new/index.php?option=com_content&view=article&id=2060:2015-01-30-07-20-32&catid=74:2009-11-30-07-51-28&Itemid=166.

Налог на доходы физических лиц

Ставка налога

Основная ставка по НДФЛ составляет 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Если у вас работают лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, то с их зарплаты следует удержать налог исходя из ставки в 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения.
Доходы от работы по найму, осуществляемой в РФ, полученные гражданами ЕАЭС, вне зависимости от налогового статуса физлица облагаются исходя из ставки 13% НДФЛ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Речь идет о работах по трудовым договорам, договорам подряда и возмездного оказания услуг, которые выполняются на территории России (Письмо ФНС России от 10.06.2015 N ОА-3-17/2276@).
Указанная норма действует начиная с первого дня работы граждан ЕАЭС на территории Российской Федерации (Письма ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561 (вместе с Письмом Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703), Минфина России от 24.04.2015 N 03-04-05/23651 и от 10.03.2015 N 03-08-05/12342).
Для применения работодателем ставки налога в размере 13% в отношении доходов работника из ЕАЭС никакого специального удостоверения (подтверждения) от российского налогового органа не требуется (Письма ФНС России от 10.06.2015 N ОА-3-17/2276@ и ФНС России от 30.04.2015 N ОА-3-17/1811@).

К сведению. Существует мнение, что ст. 73 Договора о ЕАЭС носит дискриминационный характер по отношению к физическим лицам – гражданам Российской Федерации, работающим по найму в государствах – членах ЕАЭС и возвращающимся в Россию, не имея статуса налогового резидента РФ. Минфин России в Письме от 03.06.2015 N 03-04-07/32205 сказал, что в настоящее время вопрос изменения налоговой ставки, применяемой к доходам от работы по найму в Российской Федерации граждан России, не имеющих статуса налогового резидента РФ, изучается.

Налоговые вычеты

При расчете НДФЛ доходы работников, облагаемые по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), можно уменьшить на сумму полагающихся налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Право на вычет реализуется независимо от гражданства работника и места его регистрации (Письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2012 N 20-14/14805@).
Однако с работниками из ЕАЭС не все так просто. Ведь в норме идет отсылка конкретно на п. 1 ст. 224 НК РФ, а не просто на ставку налога. Поэтому можно сделать косвенный вывод, что для получения вычета необходимо быть налоговым резидентом РФ.

К сведению. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на время выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При этом положение Договора о ЕАЭС о применении к доходам граждан этих государств налоговых ставок, предусмотренных для налоговых резидентов государств-членов, не означает, что указанные граждане автоматически признаются резидентами в соответствующем государстве. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором о ЕАЭС не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства (Письмо Минфина России от 25.02.2015 N 03-04-05/9207).
Таким образом, в случае нахождения гражданина ЕАЭС в Российской Федерации более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев такое лицо будет признано налоговым резидентом (Письмо Минфина России от 05.05.2015 N 03-04-05/25727). После чего они смогут получать установленные ст. ст. 218 – 221 НК РФ налоговые вычеты (Письмо Минфина России от 09.04.2015 N 03-04-06/20223).

Примечание. Подробнее о том, как подтвердить налоговый статус работника, читайте на с. 40.

К сведению. Если у сотрудника ребенок находится за пределами Российской Федерации, то “детский” налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок (абз. 15 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Страховые взносы

ПФР

Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов. Так что в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства (Письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155 и от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268). Следовательно, с выплат в пользу граждан ЕАЭС следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”.
Отметим, что с 2015 г. с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров. Расчет ведут исходя из тарифа, установленного для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 7 и ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”). Данное правило касается и граждан стран ЕАЭС.

ФФОМС

Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся из государств ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). При этом к социальному обеспечению, в частности, относится обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Таким образом, граждане ЕАЭС с первого дня работы на территории Российской Федерации независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами РФ. Соответственно, работодатели должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%. Указанный вывод прозвучал в Письмах ПФР от 28.05.2015 N БГ-30-26/6868 (вместе с Письмом Минтруда России от 07.05.2015 N 17-3/В-235), Минтруда России от 22.05.2015 N 17-3/ООГ-618, от 13.05.2015 N 17-3/В-238, от 31.03.2015 N 17-3/В-155, от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268.
Отметим, что существует неопределенность с правом на бесплатное медицинское обслуживание граждан стран ЕАЭС. Согласно Договору о ЕАЭС указанные лица имеют право на бесплатную скорую медицинскую помощь (в экстренной и неотложной формах) (п. 4 Приложения N 30 к Договору о ЕАЭС). В случае продолжения лечения пациента в медицинской организации после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата стоимости оказанных услуг осуществляется непосредственно пациентом (п. 5 Приложения N 30 к Договору о ЕАЭС). Однако экстренная медицинская помощь оказывается всем иностранцам бесплатно (п. 3 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186). Несмотря на это, Минтруд России настаивает на уплате взносов в ФФОМС по обычному тарифу с выплат гражданам ЕАЭС (Письма Минтруда приведены выше).

ФСС РФ

Как мы уже говорили, социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). При этом к социальному страхованию, в частности, относится обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Таким образом, с 1 января 2015 г. с выплат гражданам ЕАЭС должны уплачиваться страховые взносы в ФСС РФ в тех же размерах, что и с выплат гражданам России, т.е. по тарифу 2,9% (Письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155 и от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268).

Взносы на травматизм

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат абсолютно все иностранные граждане (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, далее – Закон N 125-ФЗ).
При этом страхование трудящихся стран ЕАЭС осуществляется в том же порядке, что и граждан России (п. 5 ст. 96 и п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

Социальные пособия

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование граждан ЕАЭС осуществляются на тех же условиях и в том же порядке, что и россиян (п. 3 ст. 98 и п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Таким образом, граждане стран ЕАЭС с первого дня работы на территории Российской Федерации имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155 и от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268):
– пособие по временной нетрудоспособности;
– пособие по беременности и родам;
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
– социальное пособие на погребение.
Отметим, что трудовой (страховой) стаж трудящихся государств ЕАЭС засчитывается в стаж для целей расчета пособий в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

1 января вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза.

Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также станут Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.

Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Союз призван создавать условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, а также для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения особенностей политического устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; на основе соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

Главным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже 1 раза в год. Структуру органов ЕАЭС также формируют Межправительственный совет на уровне глав правительств, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза.

Справка:

Органы Союза:

Высший совет – высший орган ЕАЭС, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

Межправительственный совет – орган Союза, в состав которого входят Премьер-министры государств-членов, рассматривающий стратегически важные вопросы развития евразийской экономической интеграции.

Суд ЕАЭС – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

В Совет Комиссии входят заместители Премьер-министров государств-членов Союза.

Состав Коллегии ЕЭК формируют Председатель и Министры Комиссии.

Основные функциональные новеллы Договора о ЕАЭС в сравнении с этапами ТС и ЕЭП:

Договор о ЕАЭС закрепил договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Документ предполагает, что эта задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии предполагается завершить к 2019 году, а общего рынка углеводородов – к 2025 году.

Договор о ЕАЭС определяет режим регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий – в рамках Союза к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники).

В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, в первую очередь, касается автомобильного и железнодорожного транспорта.

Достигнута договоренность о формировании и реализации согласованной агропромышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе, в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учетом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.

Эффективное функционирование Евразийского экономического союза невозможно представить без проведения согласованной макроэкономической политики, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. Согласно Договору, основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики является формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков, по итогам пошаговой гармонизации законодательства, государства-члены ЕАЭС согласились с необходимостью выхода к 2025 году на создание Единого наднационального органа по регулированию финансового рынка.

Договор о ЕАЭС предполагает, что с 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами-членами Союза, начнет функционировать единый рынок услуг. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит евразийский интеграционный проект.

Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок услуг в рамках Союза функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии. На основании Договора решением Высшего Евразийского экономического совета 23 декабря 2014 года утверждены списки секторов услуг, в которых начнет функционировать единый рынок с 1 января 2015 года. В настоящее время по предложениям Беларуси, Казахстана и России в список услуг могут быть включены более 40 секторов услуг (строительные услуги, услуги в области оптовой/розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, включая посев, обработку, уборку сельхозкультур и др.). Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. В секторах услуг, где не функционирует единый рынок услуг, поставщикам и получателям услуг предоставляются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, а также не применяются количественные и инвестиционные ограничения.

С 1 января 2015 года на территориях Беларуси, Казахстана и России начнет функционировать общий рынок труда; будет реализована свобода передвижения рабочей силы. Граждане этих государств будут работать на одних и тех же условиях: трудящимся государств-членов ЕАЭС не потребуется получение разрешений на работу в рамках Союза. С созданием общего рынка труда граждане стран ЕАЭС могут напрямую почувствовать преимущества Евразийского экономического союза. Взаимное признание дипломов будет производиться с 1 января 2015 года в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц-граждан государств-членов ЕАЭС будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с первых дней работы по найму. Граждане стран ЕАЭС перестанут заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая новелла Договора о ЕАЭС: возможность применения национального режима для граждан всех четырех стран в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские услуги, гарантированные государством, будут в равной степени доступны всем гражданам стран Союза. (Речь идет, в первую очередь, о бесплатном оказании услуг по скорой медицинской помощи).

Что касается пенсий, в Договор о ЕАЭС заложено обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране-участнице Союза. В настоящее время ЕЭК совместно со Сторонами работает над Договором о пенсионном обеспечении, который вступит в силу уже после 2015 года.

 

www.eurasiancommission.org

ДОГОВОР О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ (Астана, 29 мая 2014 года)

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация … договорились о нижеследующем.

Статья 97

Трудовая деятельность трудящихся государств-членов

1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

3. В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.

Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.

4. Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.

5. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

6. Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.

В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

7. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.

8. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

9. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

 Статья 98

Права и обязанности трудящегося государства-члена

1. Трудящийся государства-члена имеет право на занятие профессиональной деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией, указанных в документах об образовании, документах о присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания, признаваемых в соответствии с настоящим Договором и законодательством государства трудоустройства.

2. Трудящийся государства-члена и члены семьи осуществляют в порядке, установленном законодательством государства трудоустройства, право:

1) на владение, пользование и распоряжение своим имуществом;

2) на защиту собственности;

3) на беспрепятственный перевод денежных средств.

3. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

4. Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению N 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.

5. Трудящийся государства-члена имеет право вступать в профессиональные союзы наравне с гражданами государства трудоустройства.

6. Трудящийся государства-члена имеет право на получение от государственных органов государства трудоустройства (к компетенции которых относятся соответствующие вопросы) и работодателя (заказчика работ (услуг)) информации, касающейся порядка его пребывания, условий осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных законодательством государства трудоустройства.

7. По требованию трудящегося государства-члена (в том числе бывшего) работодатель (заказчик работ (услуг)) обязан на безвозмездной основе выдать ему справку (справки) и (или) заверенную копию справки (справок) с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства.

8. Дети трудящегося государства-члена, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

9. Трудящиеся государства-члена и члены семей обязаны соблюдать законодательство государства трудоустройства, уважать культуру и традиции народов государства трудоустройства, нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

10. Доходы трудящегося государства-члена, полученные им в результате осуществления трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с международными договорами и законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.

 «Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» (Подписан в г. Минске 10.10.2014. вступил в силу 02.01.2015 г.)

 «Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» (Подписан в г. Москве 23.12.2014, вступил в силу 12.08.2015 г.)

44.xn--b1aew.xn--p1ai

По общему правилу граждане Республики Беларусь приравниваются в своих трудовых правах к гражданам России (п. 1 ст. 97 Договора…

По общему правилу граждане Республики Беларусь приравниваются в своих трудовых правах к гражданам России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). То есть никаких особенностей приема на работу нет? Или что-то надо учесть? Уточнение – работник принимается на рабочую профессию. Спасибо!

Ответ на вопрос:

Особенности есть. Несмотря на льготный статус, белорусы все же являются гражданами другой страны.

При приеме на работу граждан Беларуси необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Чтобы устроиться на работу в России, граждане Беларуси не должны получать патент.

Для заключения трудового договора граждане Беларуси должны представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, за исключением документов воинского учета.

Также при заключении трудового договора граждане стран ЕАЭС должны предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС. Либо работодатель может заключить с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 16-4/В-823). Предъявлять полис ДМС при заключении трудового договора должны в том числе временно пребывающие на территории России граждане Республики Беларусь (п. 3.5 Положения, утвержденного приказом Минздрава России от 21 января 1997 г. № 19). Это подтверждают специалисты Минздрава России в письме от 22 апреля 2015 г. № 17-1/10/2-1621.

С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане Беларуси, работающие по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования (п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., п. 9.1–9.3 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Оформляют полисы ОМС они самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию, а при ее отсутствии – в территориальный фонд заявление о выборе страховой медицинской организации (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Полисы выдают в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н. Временно пребывающим гражданам Беларуси полис ОМС выдают сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с таким иностранцем (п. 33.1 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Таким образом, если белорус только прибыл в Россию и не имеет полиса ОМС, то для заключения трудового договора ему необходимо оформить полис ДМС либо работодатель должен заключить договор с медорганизацией. После заключения трудового договора иностранец уже сможет получить полис ОМС, предъявив в страховую медорганизацию в том числе трудовой договор. При этом, поскольку условие оказания иностранцу медицинской помощи является обязательным условием трудового договора с временно пребывающим иностранцем, в трудовом договоре нужно указать реквизиты полученного полиса ОМС (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). Для этого оформите дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если иностранец уже имеет действующий полис обязательного медицинского страхования, то ему не нужно оформлять полис ДМС для заключения трудового договора. Например, такая ситуация возможна, если он ранее работал у другого работодателя по трудовому договору и получил полис ОМС. В таком случае в трудовом договоре с таким иностранцем сразу укажите реквизиты действующего полиса ОМС (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Принимая на работу иностранцев, независимо от статуса, организация должна уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров в общем порядке (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Существует и противоположная позиция в отношении сотрудников – граждан Республики Беларусь. Верховный суд РФ в постановлении от 30 мая 2017 г. № 78-АД17-19 пришел к выводу, что при приеме на работу граждан Республики Беларусь Главное управление МВД по вопросам миграции можно не уведомлять. Однако во избежание споров с проверяющими органами рекомендуем все же уведомлять ГУ МВД по вопросам миграции о приеме и увольнении сотрудников – граждан Республики Беларусь.

Граждане Беларуси члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 90 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока иностранцы обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора или гражданско-правового договора.

Сотрудники – граждане Беларуси и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Другими словами, указанные сотрудники имеют право на получение следующих пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством Беларуси, а также международными договорами между Россией и Беларусью.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как принять на работу временно пребывающих на территории России граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

При приеме на работу временно пребывающих на территории России граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз, необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,* Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 10 октября 2014 г., Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 23 декабря 2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

Чтобы устроиться на работу в России, граждане этих государств не должны получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). А работодатель не обязан оформлять для них приглашение на въезд.

Для заключения трудового договора граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, должны представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

Также при заключении трудового договора такие граждане должны предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС. При этом предъявлять договор (полис) ДМС не нужно, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 16-4/В-823). Предъявлять полис ДМС при заключении трудового договора должны в том числе временно пребывающие на территории России граждане Республики Беларусь (п. 3.5 Положения, утвержденного приказом Минздрава России от 21 января 1997 г. № 19). Это подтверждают специалисты Минздрава России в письме от 22 апреля 2015 г. № 17-1/10/2-1621.

Срок действия полиса добровольного медицинского страхования, который иностранец представляет при приеме на работу, должен быть не менее срока трудового договора. Если срок действия страхового полиса меньше, чем период трудового договора, полис ДМС придется продлить – иначе принять сотрудника на работу нельзя. Это подтверждают специалисты Минтруда России в письме от 26 сентября 2016 г. № 16-4/В-465.

С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, работающие по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования (п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., п. 9.1–9.3 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Оформляют полисы ОМС они самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию, а при ее отсутствии – в территориальный фонд заявление о выборе страховой медицинской организации (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Полисы выдают в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н. Временно пребывающим гражданам государств, которые входят в Евразийский экономический союз, полис ОМС выдают сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с таким иностранцем (п. 33.1 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Таким образом, если иностранец из ЕАЭС только прибыл в Россию и не имеет полиса ОМС, то для заключения трудового договора ему необходимо оформить полис ДМС либо работодатель должен заключить договор с медорганизацией. После заключения трудового договора иностранец уже сможет получить полис ОМС, предъявив в страховую медорганизацию в том числе трудовой договор. При этом, поскольку условие оказания иностранцу медицинской помощи является обязательным условием трудового договора с временно пребывающим иностранцем, в трудовом договоре нужно указать реквизиты полученного полиса ОМС (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). Для этого оформите дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если иностранец из ЕАЭС уже имеет действующий полис обязательного медицинского страхования, то ему не нужно оформлять полис ДМС для заключения трудового договора. Например, такая ситуация возможна, если он ранее работал у другого работодателя по трудовому договору и получил полис ОМС. В таком случае в трудовом договоре с таким иностранцем сразу укажите реквизиты действующего полиса ОМС (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Принимая на работу сотрудников – граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз, организация должна уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров в общем порядке (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Существует и противоположная позиция в отношении сотрудников – граждан Республики Беларусь. Так, при приеме на работу граждан Республики Беларусь Главное управление МВД по вопросам миграции можно не уведомлять. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 30 мая 2017 г. № 78-АД17-19. Однако во избежание споров с проверяющими органами рекомендуем все же уведомлять ГУ МВД по вопросам миграции о приеме и увольнении сотрудников – граждан Республики Беларусь.

Граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. Исключение граждане Республики Беларусь, они могут не вставать на учет в течение 90 дней. По истечении указанного срока иностранцы обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора или гражданско-правового договора. Такой порядок установлен пунктами 5–6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. После того как трудовой или гражданско-правовой договор будет расторгнут, гражданам государств, которые входят в Евразийский экономический союз, отводится еще 15 дней на заключение нового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Сотрудники – граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Другими словами, указанные сотрудники имеют право на получение следующих пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из пункта 5 статьи 96 и пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минтруда России в письме от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313.

Граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (п. 5 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:

 информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;

 справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Об этом говорится в пунктах 6–7 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Если граждане государств Евразийского экономического союза фактически не въезжают в Россию, то уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД России и ставить иностранца на миграционный учет не нужно (ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). Например, если гражданин Беларуси заключил с российской организацией договор о дистанционной работе, фактически выполнять свои обязанности человек будет в Минске. Уведомлять МВД России о его приеме на работу в таком случае не нужно. Аналогичную позицию занимают специалисты МВД России в письме от 25 ноября 2016 г. № 20/16199.

Из ответа «Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы»

26.01.2018

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

Как принять на работу иностранца? | Вопросы подписчиков

Подскажите, какое обоснование нужно указыватьв уведомлении о приеме на работу граждан Казахстанав графе ” Трудовая деятельность осуществляется иностраннымгражданином без разрешения на работу или патента на основании:”?Мы указали ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзеот 29.05.2014. В УФМС сказали, что это неверно и нужно указыватьЗакон от 11.07.2011 № 186-ФЗ. Разве этот закон не утратил силу?

Ответ на вопрос:

Вы правы, в уведомлении о приеме на работу гражданина Казахстана нужно указывать, что иностранец принимается на работу без разрешения или патента на основании п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.


Все о приеме на работу гражданина Армении вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.


Закон от 11.07.2011 № 186-ФЗ фактически утратил силу, поскольку ратифицированное им Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное в городе Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года, прекратило действие на основании ст. 113 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 42 части 1 Приложения № 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как принять на работу граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

При приеме на работу граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз, необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,* Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 10 октября 2014 г., Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 23 декабря 2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Для заключения трудового договора граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, должны представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

Принимая на работу сотрудников – граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз, организация должна уведомить миграционную службу о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Такой порядок установлен пунктами 5–6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам государств, которые входят в Евразийский экономический союз, отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Сотрудники – граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Другими словами, указанные сотрудники имеют право на получение следующих пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из пункта 5 статьи 96 и пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минтруда России в письме от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313.

Граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (п. 5 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:

  • информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;
  • справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Об этом говорится в пунктах 6–7 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Из ответа «Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы»

2. Нормативная база: “Договор о Евразийском экономическом союзе” (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015)

Статья 113

Вступление Договора в силу

Настоящий Договор вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

В связи с вступлением в силу настоящего Договора прекращается действие международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, согласно приложению N 33 к настоящему Договору.

Приложение N 33

к Договору о Евразийском

экономическом союзе

ПРОТОКОЛ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ,

ЗАКЛЮЧЕННЫХ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, В СВЯЗИ

С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ДОГОВОРА О ЕВРАЗИЙСКОМ

ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

В связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) прекращается действие следующих международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

I. Международные договоры, прекращающие действие с даты

вступления в силу Договора

1. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года.

2. Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.

3. Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 года.

4. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года.

5. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года.

6. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года.

7. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года.

8. Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года.

9. Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 12 декабря 2008 года.

10. Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 12 декабря 2008 года.

11. Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года.

12. Соглашение о видах таможенных процедур и таможенных режимов от 12 декабря 2008 года.

13. Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 12 декабря 2008 года.

14. Соглашение о порядке декларирования товаров от 12 декабря 2008 года.

15. Соглашение о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах – участниках Таможенного союза от 12 декабря 2008 года.

16. Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 12 декабря 2008 года.

17. Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах – участниках Таможенного союза от 12 декабря 2008 года.

18. Соглашение о Секретариате Комиссии Таможенного союза от 12 декабря 2008 года.

19. Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года.

20. Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года.

21. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года.

22. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.

23. Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.

24. Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от 11 декабря 2009 года.

25. Протокол о статусе Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза от 11 декабря 2009 года.

26. Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, от 11 декабря 2009 года.

27. Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 года.

28. Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.

29. Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года.

30. Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.

31. Протокол от 11 декабря 2009 года о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года.

32. Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года.

33. Протокол от 21 мая 2010 года о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года.

34. Протокол от 21 мая 2010 года о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.

35. Протокол от 21 мая 2010 года о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.

36. Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 года.

37. Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 года.

38. Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 года.

39. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

40. Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, от 19 ноября 2010 года.

41. Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года.

42. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года.

43. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики, от 19 ноября 2010 года.

44. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года.

45. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года.

46. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года.

47. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года.

48. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года.

49. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 года.

50. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 года.

51. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, от 9 декабря 2010 года.

52. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, от 9 декабря 2010 года.

53. Соглашение о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года.

54. Соглашение о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года.

55. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 года.

56. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 года.

57. Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза от 22 июня 2011 года.

58. Протокол от 18 октября 2011 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года.

59. Протокол о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, от 19 октября 2011 года.

60. Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года.

61. Договор о взаимодействии уполномоченных органов государств – участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, осуществляющих валютный контроль, от 15 декабря 2011 года.

62. Соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики от 29 мая 2013 года.

63. Протокол от 24 августа 2012 года о внесении изменений в Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года.

64. Протокол от 21 июня 2013 года о внесении изменений в Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года.

65. Протокол от 25 сентября 2013 года о внесении изменения в Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года.

II. Международные договоры, прекращающие действие

с даты вступления в силу соответствующего решения Комиссии

согласно статье 102 Договора

1. Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года.

2. Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года.

3. Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года.

14.09.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru