Содержание

Повышение квалификации работников предприятия – что это такое

При помощи повышения квалификации работников организация получает возможность повысить общую эффективность использования трудовых ресурсов, внедрить инновационные методы организации труда и обслуживания клиентов и, соответственно – улучшить результаты экономической деятельности предприятия. Сейчас существуют различные методы повышения квалификации персонала предприятия, поэтому работодателям необходимо обязательно обращать внимание на подобные возможности. Особенно если учесть, что в некоторых случаях, аттестация и повышение квалификации работников являются обязательными мероприятиями.

Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативы

Действующее законодательство достаточно глубоко регламентирует вопросы повышения квалификации сотрудников и предусматривает наличие различных нормативов, обеспечивающих правовое регулирование данного вопроса. В частности, рассматривается данный аспект трудовой деятельности в положениях следующих нормативных документов:

  • ФЗ №273 от 29.12.2012. Данный закон регламентирует вопросы образования в Российской Федерации в целом. И повышение квалификации сотрудников относится с точки зрения данного нормативного документа к получению профессионального обучения.
  • Статья 187 ТК РФ. Данной статьей устанавливаются общие гарантии, которые работодатель должен предоставить работникам на время прохождения ими профессионального обучения или курсов повышения квалификации, либо прохождения независимой оценки квалификации.
  • Статья 195.1 ТК РФ. Её положения регламентируют само определение квалификации работника, как уровня наличествующих у него практических профессиональных умений и определенных теоретических знаний.
  • Статья 196 ТК РФ. Нормативами означенной статьи устанавливаются общие принципы повышения квалификации работников, а также регламентируются права и обязанности работодателя по проведению данных процедур. В том числе, устанавливается право работодателя самостоятельно определять наличие либо отсутствие необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации персонала.
  • Статья 197 ТК РФ. Принципы данной статьи указывают, что работники также имеют право повышать собственную профессиональную квалификацию и проходить её независимую оценку. При этом реализация данного права проводится путём заключения отдельного договора сотрудника с его работодателем.

Вышеозначенный закон об образовании №273 устанавливает несколько различных способов изменения статуса работника. В частности, он предполагает следующие механизмы получения образования в рамках рабочей деятельности:

  • Профессиональное образование.
  • Профессиональное обучение.
  • Профессиональную переподготовку.

Следует отличать, рассмотренные в законодательстве понятия профессионального образования и профессионального обучения. Так, под образованием подразумевается получение сотрудником определенного спектра знаний и документальное закрепление его путем выдачи соответствующего документа, в том числе и предоставляющего сотруднику новый статус. В то же время обучение предполагает приобретение практических навыков и теоретических знаний без фактического повышения или изменения уровня образования. Повышение квалификации работника может считаться как его переподготовкой, так и профессиональным обучением.

Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо

Деятельность многих категорий сотрудников в вопросах квалификации регламентируется либо едиными тарифными квалификационными справочниками профессий, либо – отдельными профессиональными стандартами. Наличествующая же квалификация может подтверждаться как документами образовании, так и ведомственным удостоверением о повышении квалификации либо результатами прохождения независимого оценивания в соответствующем центре. При этом под повышением квалификации работника может подразумеваться как изменение его квалификации, так и просто приобретение новых навыков и умений или же актуализация старых.

Сама же процедура повышения квалификации персонала может быть необходима как работодателям, так и сотрудникам с различными целями. Например, она может производиться для:

  1. Продвижения работника по службе. В данном случае в проведении повышения квалификации могут быть заинтересованы как сами сотрудники, так и их работодатели. Законодательство или локальные нормативные акты могут требовать обязательного наличия определенной квалификации для работников на руководящих или иных ответственных должностях. Кроме этого, в случае повышения работнику в любом случае следует ознакомиться со своими новыми задачами, обязанностями и правами.
  2. Интеграции инноваций. Обновление оборудования на предприятии, изменение организационной структуры, внедрение иных новшеств могут потребовать также повышения квалификации работников с целью обучения труду в новых условиях с максимальной эффективностью. При этом в данной ситуации, заинтересован в повышении квалификации сотрудников будет в первую очередь работодатель.
  3. Повышения востребованности специалиста на рынке труда. Работник обладает правом повышения своей квалификации и прохождения её независимой оценки, а значит – наличие документации, которая могла бы подтвердить факт имеющейся квалификации и аттестации работника может значительно повысить его шансы для последующего трудоустройства. Однако, в данном случае работодатели вряд ли будут заинтересованы в проведении повышения квалификации у действующих сотрудников.

Порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников

Повышение квалификации работников предприятия может производиться только в соответствии с требованиями законодательства. В свою очередь, действующие нормативы предписывают два варианта направления сотрудника на повышение квалификации:

  1. Инициатива работника. В данном случае работник самостоятельно определяет способы повышения квалификации и заключает с работодателем соответствующий договор, где стороны, достигнув соглашения, уточняют условия означенной процедуры.
  2. Инициатива работодателя. Без согласия сотрудника работодатель может направить его на повышение квалификации только в том случае, если сотруднику она необходима для продолжения ведения трудовой деятельности в рамках своей должности. Если же таковая необходимость отсутствует, направлен сотрудник на повышение квалификации может быть только при его согласии.

Руководители или коллеги в некоторых случаях также могут направлять работодателю или высшему руководству служебные записки или иные документы с представлениями или рекомендациями о необходимости повышения квалификации тех или иных работников.

Само же прохождение повышения квалификации и обучение может проводиться различными способами. Например, к методам повышения квалификации персонала можно отнести следующие варианты:

  • На базе действующих образовательных учреждений. Если повышение квалификации подразумевает приобретение нового уровня образования, то проводиться таковое может в образовательных учреждениях.
  • В специализированных учебных центрах. Отдельные организации могут предоставлять услуги по практическому обучению работников и повышению их квалификации без изменения уровня образования.
  • На базе предприятия. При наличии необходимой материальной технической или преподавательской базы, предприятие может полностью провести повышение квалификации работников на своей территории и собственными силами.
  • Путем дистанционного обучения. Сейчас данный метод повышения квалификации является одним из наиболее популярных, так как позволяет проводить обучение сотрудников без их фактического отрыва от рабочих мест.

[/attention]В случае, если повышение квалификации сотрудника предусматривает отрыв его от рабочего места, то работодатель обязан обеспечить сохранение за таковым сотрудником как его должности и рабочего места, так и средней заработной платы на весь период профессионального обучения. Однако данное требование актуально только в случае, если работник будет направлен на повышение квалификации работодателем, а не пойдет на него по собственной инициативе.[/attention]

Следует также отличать процедуру аттестации сотрудников и непосредственного повышения квалификации. Аттестация подразумевает проверку полученных или имеющихся знаний, в то время как повышение квалификации – непосредственно их получение. Аттестация и повышение квалификации могут проводиться комплексно, с целью выявления фактического качества подготовки персонала к работе в новых условиях или на новой должности.

Положение о повышении квалификации работников

Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:

  • Название документа и его регистрационные данные.
  • Основные задачи и цели данного документа.
  • Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
  • Место проведения повышения квалификации.
  • Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
  • Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
  • Общий порядок проведения обучения.
  • Механизмы контроля и установления результатов.
  • Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.

Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.

Обязательное повышение профессиональной квалификации работников

В целом, законодательство возлагает право принятия решения о необходимости проведения повышения профессиональной квалификации работников организации на работодателя. Однако в некоторых случаях регулярное повышение квалификации может быть обязательным. Но данные требования касаются лишь ограниченного контингента лиц, а именно:

  • Сотрудники прокуратуры.
  • Аудиторы.
  • Лица, занимающиеся капитальным строительством.

Вышеозначенные категории сотрудников должны проходить регулярную процедуру повышения квалификации с обязательной её аттестацией. При этом регулярность проведения повышения квалификации должна обеспечивать прохождение означенной процедуры не реже одного раза в пять календарных лет.

Загрузка…

delatdelo.com

Положение о порядке работы по повышению квалификации руководителей и специалистов

Уважаемый читатель! Вашему вниманию предлагается пример положения о порядке работы по повышению квалификации руководителей и специалистов на предприятии. Пример положения является продолжением знакомства с локальными нормативными актами, необходимыми для эффективной работы подразделения по управлению персоналом на предприятии. Положение входит в перечень нормативных документов, указанный в статье Методическое обеспечение подразделения по управлению персоналом.

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение разработано с учетом требований статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 и устанавливает порядок повышения квалификации руководителей и специалистов на предприятии.

1.2.Основными целями повышения квалификации являются:

1.2.1.обеспечение эффективной деятельности предприятия;

1.2.2.постоянное повышение уровня профессиональной квалификации, компетентности и общей культуры руководителей и специалистов;

1.2.3.обеспечение кадровой поддержки инновационных процессов;

1.2.4.удовлетворение потребностей работников предприятия в профессиональном совершенствовании;

1.2.5.развитие взаимопонимания между руководством предприятия и руководителями и специалистами предприятия.

1.3.Повышение квалификации является стимулирующим фактором, как:

-неотъемлемая часть карьерного роста;

-часть компенсационного пакета;

-составная часть корпоративной культуры.

1.4.Принципы повышения квалификации:

1.4.1.системность;

1.4.2.применение современных форм и методов обучения;

1.4.3.перспективность;

1.4.4.рациональный подход к выбору образовательного учреждения в зависимости от специфики отрасли, в которой действует предприятие;

1.4.5.ориентация на развитие работника как личности;

1.4.6.учет и анализ результатов повышения квалификации руководителей и специалистов.

1.5.Формы повышения квалификации:

1.5.1.индивидуальная и групповая;

1.5.2.внешнее обучение в соответствии с программами образовательных учреждений:

-лекции;

-научно-практические конференции;

-тематические и проблемные семинары;

-тренинго – консультативное обучение с помощью ролевых и деловых игр, анализа конкретной ситуации, метода специальных знаний, моделирования поведения, круглые столы.

1.5.3.внутрикорпоративное обучение:

-лекции;

-семинары;

-конференции.

1.6.Повышение квалификации – комплексный непрерывный процесс, включающий в себя:

1.6.1.определение потребности в повышении квалификации;

1.6.2.формирование графика повышения квалификации на основе изучения содержания программ, проводимых семинаров (курсов), и выбора метода обучения;

1.6.3.формирование бюджета на повышение квалификации;

1.6.4.реализацию и документальное оформление процесса повышения квалификации;

1.6.5.оценку эффективности повышения квалификации.

2.Определение потребности в повышении квалификации

2.1.Потребность предприятия в повышении квалификации руководителей и специалистов определяется исходя из:

2.1.1.периодичности проведения краткосрочного обучения на курсах и семинарах 1 раз в 3 года:

-за пределами области на Всероссийских курсах и семинарах;

-в пределах региона;

-внутрикорпоративное обучение преподавателями образовательных учреждений (по договору) и работниками предприятия.

2.1.2.проведения ежегодного обучения лиц, включенных в кадровый резерв, в пределах 20% от численности кадрового резерва.

3.Формирование графика повышения квалификации

Работа по формированию графика повышения квалификации осуществляется подразделением по управлению персоналом на предприятии.

3.1.Предварительная работа по формированию графика повышения квалификации включает в себя:

3.1.1.сбор заявок от подразделений предприятия;

3.1.2.оценку информации о стаже работы, базовом образовании, опыте работы по должностям работников, заявленных на повышение квалификации;

3.1.3.изучение информации о кадровом резерве;

3.1.4.оценку информации о результатах аттестации;

3.1.5.определение содержания программ обучения;

3.1.6.определение форм и методов повышения квалификации.

3.2.Срок выполнения предварительной работы:

-до 15 сентября на I полугодие;

-до 15 апреля на II полугодие.

3.3.Формирование графика повышения квалификации проводится в срок:

-до 20 ноября на I полугодие;

-до 01 июня на II полугодие.

3.4.Утверждение графика повышения квалификации осуществляется первым руководителем предприятия.

4.Порядок внесения изменений в график повышения квалификации

4.1.Допускается внесение изменений в график повышения квалификации по уважительным причинам (отпуск, болезнь и прочее) в пределах установленного лимита затрат на повышение квалификации.

4.2.Изменения могут включать в себя:

-перенос сроков обучения;

-замену работника, направляемого на повышение квалификации;

-замену образовательного учреждения;

-замену темы курса обучения;

-стоимость обучения.

4.3.Для внесения изменений в график повышения квалификации руководитель подразделения по направлению деятельности на предприятии направляет докладную записку (письмо) с указанием объективных причин в подразделение по управлению персоналом.

4.4.Срок представления докладной записки – не позднее 14 дней до начала обучения.

5.Порядок формирования затрат на повышение квалификации

Формирование затрат на повышение квалификации производится подразделением по управлению персоналом на предприятии в следующем порядке:

5.1.Планирование затрат на повышение квалификации на следующий период, в том числе:

5.1.1.расходы на обучение, рассчитываются исходя из средней стоимости семинара и планируемого количества обучающихся работников;

5.1.2.командировочные расходы на повышение квалификации:

-расходы на проживание, рассчитываются исходя из сложившейся средней стоимости гостиничных услуг с учетом их удорожания и средней продолжительности семинара;

-расходы на проезд к месту командирования, рассчитываются исходя из сложившейся средней стоимости проезда к месту обучения и обратно самолетом;

-суточные расходы, рассчитываются исходя из установленного размера суточных расходов и средней продолжительности обучения.

6.Реализация и документальное оформление процесса повышения квалификации

Документальное оформление повышения квалификации производится подразделением по управлению персоналом на предприятии в следующем порядке:

6.1.Проведение закупки образовательных услуг.

6.2.Ведение переговоров с образовательными учреждениями об уточнении сроков проведения семинаров, их тематике и стоимости обучения.

6.3.Подготовка договоров на оказание услуг с образовательными учреждениями с приложением технического задания. Техническое задание разрабатывается руководителем структурного подразделения, работник которого направляется на обучение. Срок подготовки: не позднее 14 календарных дней до начала семинара.

6.4.Оформление заявок на участие в семинарах и направление их в образовательные учреждения. Срок оформления: не позднее 14 календарных дней до начала проведения семинара.

6.5.Бронирование услуг по проживанию в гостинице. В случае отказа от прохождения обучения, в связи с производственной необходимостью, снятие брони на предоставление услуг проживания производится не позднее 04 рабочих дней до начала заезда в гостиницу.

6.6.Сдача работником в подразделение по управлению персоналом документов, подтверждающих прохождение повышения квалификации:

-копии удостоверения (свидетельства) о повышении квалификации;

-счета — фактуры;

-акта выполненных работ;

-отчета о прохождении обучения в образовательном учреждении. Срок сдачи отчета не позднее 07 календарных дней после прибытия на рабочее место.

6.7.Представление в подразделение по управлению персоналом анкеты оценки эффективности обучения, заполняемой непосредственным руководителем работника, прошедшего повышение квалификации. Срок предоставления анкеты не позднее 03 месяцев после окончания обучения.

6.8.Проведение анализа фактических затрат на повышение квалификации. Осуществление контроля над использованием денежных средств на повышение квалификации.

7.Оценка эффективности повышения квалификации

7.1.Оценка эффективности повышения квалификации базируется на информации по обратной связи, касающейся знаний, навыков и качеств, приобретаемых работником в результате обучения, практической ценности обучения, методик обучения, полученных:

-от работника, прошедшего обучение;

-от непосредственного руководителя работника, прошедшего обучение.

Оценку эффективности повышения квалификации проводит подразделение по управлению персоналом на предприятии.

7.2.Критерии эффективности повышения квалификации:

7.2.1.удовлетворенность работника, прошедшего обучение, в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств;

7.2.2.эффективность применения на практике знаний, навыков и качеств, полученных работником в процессе обучения.

7.3.Отчет по оценке эффективности повышения квалификации включает в себя следующее:

7.3.1.список работников, прошедших повышение квалификации;

7.3.2.анализ эффективности повышения квалификации.

На основании отчета о прохождении обучения оценивается качество преподавания в образовательном учреждении. Среднее значение оценок, полученных от всех работников, прошедших обучение в данном образовательном учреждении, вносится в реестр образовательных учреждений.

8.Обязанности должностных лиц, ответственных за работу по повышению квалификации

8.1.Подразделение по управлению персоналом на предприятии:

8.1.1.осуществляет работу по повышению квалификации руководителей и специалистов в соответствии с настоящим положением;

8.1.2.анализирует и представляет руководству предприятия отчеты о работе по повышению квалификации за отчетный период (месяц, квартал, год) и предложения по её улучшению.

8.2.Руководитель структурного подразделения на предприятии:

8.2.1.несет ответственность за качественный подбор специалистов для прохождения повышения квалификации своего подразделения;

8.2.2.анализирует состояние работы по повышению квалификации, готовит предложения по её улучшению.

Итоги

Представленный пример положения о порядке работы по повышению квалификации руководителей и специалистов на предприятии, знакомит молодых коллег с содержанием нормативного документа. Разрешите напомнить, уважаемый читатель, о необходимости разработки приложений к представленному положению. Указанное положение позволяет правильно организовать обучение с отрывом от работы на предприятии.

Прошу выразить свое мнение в отзыве!

Поделиться статей в социальных сетях:

Также по этой теме:

tihenkolv.ru

Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников

  1. Общие положения

1.1. Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Белоглинный» Озинского района Саратовской области (далее — Положение) регламентирует порядок организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в МОУ «СОШ п. Белоглинный» Озинского района Саратовской области» (далее — ОО).

1.2. Положение разработано в соответствии с:

– Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

– приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

– приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

– приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,

– приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»,

– Трудовым кодексом Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013)

– Коллективным договором между администрацией школы и её работниками.

1.3. Положение конкретизируется приказами регионального, муниципального и внутришкольного уровней, определяющих сроки, порядок и содержание процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников.

1.4. В Положении приняты следующие понятия и обозначения:

Дополнительное профессиональное образование – освоение программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка — это отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленный на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Она организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий с учетом потребностей ОО и для получения дополнительной квалификации.

Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и практических знаний специалистов в форме формального и неформального обучения, которые необходимы для освоения новых, современных методов решения профессиональных задач в связи с повышением требований к уровню квалификации. Повышение квалификации – это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.

Таким образом, в результате подготовки и переподготовки работник получает новую профессию или квалификацию, а в случае повышения квалификации – совершенствует свое мастерство по уже имеющейся специальности.

  1. Цели и задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников

2.1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2.2. Целью повышения квалификации педагогических работников ОО является развитие профессионального мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации, изменяющимися требованиями государственных образовательных стандартов, необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

2.3. Задачи повышения квалификации:

– совершенствование знаний и умений в области управления образовательным процессом, навыков внедрения в практику достижений науки, передовых форм и методов работы;

– формирование профессионального самосознания работников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности;

– формирование и развитие профессионально-психологических качеств и навыков;

– совершенствование навыков работы с информацией, использования информационных технологий.

2.4. Целью профессиональной переподготовки педагогических работников ОО является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности.

2.5. Задачами профессиональной переподготовки являются:

– получение дополнительных специальностей по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, а также технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

– получение новой специализации;

– ведение новой профессиональной деятельности с учетом новых требований и стандартов в системе образования.

  1. Формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации

3.1. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

3.2. Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно, в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

3.3. Профессиональная переподготовка работников проводится в ОО на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

3.4. Повышение квалификации работников может проводится в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации работников образования, имеющих лицензию на данный вид деятельности, а также в форме самообучения и внутреннего обучения.

3.4.1. Для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута с учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями ОО, и выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения работник может использовать ресурсы накопительной системы повышения квалификации.

3.4.2. Образовательная программа повышения квалификации по накопительной системе рассматривается как совокупность учебных программ, выбранных слушателем в логике обозначенного направления (проблемы) повышения квалификации.

3.4.3. Конструирование образовательной программы повышения квалификации по накопительной системе выполняется педагогом самостоятельно.

3.4.4. Самостоятельная подготовка (самообучение), как форма непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, закрепления практических умений и навыков, является обязательной и проводится по индивидуальному плану, который рассматривается и утверждается на заседании методического объединения.

3.4.5. Самостоятельная подготовка включает в себя:

– изучение текущих и вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

– регулярное ознакомление с новой юридической, экономической, общественно-государственной, педагогической и другой специальной литературой, материалами средств массовой информации;

– практическую работу по совершенствованию навыков преподавания, использования информационных технологий и ресурсов;

– формирование профессионально важных психологических и личностных качеств;

– изучение и обмен опытом с коллегами;

– другие способы самостоятельного повышения своего профессионального мастерства.

3.4.6. Внутреннее обучение (повышение квалификации без получения итоговых аттестационных документов) может включать: лекции, семинары, конференции, круглые столы, деятельностные игры, адаптационное обучение для вновь принятых работников, интерактивное обучение, взаимообучение, тренинги, демонстрации опыта и другие. Групповое обучение предполагает объединение педагогических работников в специальные группы и обучение в этих группах. При данной форме обучения итоговый результат может быть получен группой. Форма может использоваться для получения, в результате обучения группы, проекта или программы по какому-либо направлению деятельности.

3.4.7. ОО осуществляет внутреннее обучение собственными обучающими ресурсами или с помощью привлекаемых специалистов.

3.5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации осуществляется по дневной, вечерней формам обучения, с отрывом, с частичным отрывом, без отрыва от работы с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий, путем сочетания этих форм.

  1. Периодичность и продолжительность профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников

4.1. Сроки обучения по образовательным программам подготовки и переподготовки устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов.

4.2. Повышение квалификации в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, с выдачей удостоверения о повышении квалификации не может быть менее 16 часов.

4.2.1. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года в течение всей трудовой деятельности работников.

4.2.2. Непрерывность профессионального развития работников ОО, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками ОО дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

4.2.3. Непрерывность профессионального развития педагогических работников ОО, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, среднего общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

4.2.4. ОО может устанавливаться дополнительное повышение квалификации в течение 3 лет, исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где оно проводится.

  1. Права и обязанности

5.1. Педагогический работник имеет право на:

– освоение дополнительных профессиональных программ при условии наличия среднего профессионального и (или) высшего образования либо обучения в учреждениях среднего профессионального и (или) высшего образования;

– профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;

– равенство возможностей на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

– прохождение дополнительного повышения квалификации за счёт собственных средств.

5.2. Педагогический работник обязан:

– пройти переподготовку с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности, если он не имеет необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании;

– проходить курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года в течение всей трудовой деятельности.

5.3. Администрации ОО обязана:

– направлять работника на курсы повышения квалификации с периодичностью не реже 1 раза в 3 года в течение всей трудовой деятельности;

– создать условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации, их участия в мероприятиях по повышению квалификации на региональном, муниципальном и внутришкольном уровне.

  1. Финансовое обеспечение

6.1. Плановое повышение квалификации педагогических работников финансируется из средств бюджета.

6.2. При направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

6.3. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

6.4. Повышение квалификации в форме самообразования осуществляется за счет собственных средств работника.

6.5. Внутренняя система повышения квалификации производится за счет средств ОО.

  1. Отчётность о повышении квалификации и профессиональной переподготовки

7.1. С целью создания условий для непрерывного профессионального образования педагогических кадров заместителем директора по УВР ежегодно составляется план повышения квалификации педагогических работников ОО.

7.2. Слушатели, успешно прошедшие курс обучения вне ОО, предоставляют в бухгалтерию и кадровый отдел ОО документы государственного образца:

– удостоверение о повышении квалификации;

– диплом о профессиональной переподготовке.

7.3. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей предоставляются педагогическим работником не позднее, чем через 1 день после прохождения обучения.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

belog-shcool.ru

Положение о повышении квалификации

Положение о повышении квалификации – локальный документ, строгих норм по составлению которого, не существует. Тем не менее, есть условные общие правила, придерживаясь которых, положение можно составить наиболее качественно. Составление данного документа является актуальным не только для коммерческих или производственных предприятий, но и для госструктур, административных учреждений, вузов и любых других видов организаций.


Оформление


На первой странице указывается название учебного заведения или предприятия, в котором будет действовать приказ. Чуть ниже, дата и номер. Далее, вписывают цель, с которой вводится документ и излагается основная суть приказа:


  1. Утвердить предлагаемое положение;
  2. Утвердить форму дополнительных документов, прилагаемых к положению;
  3. Утвердить состав особой комиссии, которая будет проводить все мероприятия, необходимые для выполнения целей утверждаемого положения;
  4. Утвердить должностное лицо, на которое будет возложен контроль за надлежащим исполнением приказа.

Ниже, слева, указывается должность и звание автора приказа, напротив – его Ф.И.О, подпись и печать (в случае, если положение издается в вузе, это должна быть печать ректорского секретариата). Ниже, свои подписи размещают остальные уполномоченные лица.


На следующих страницах, размещается основной текст положения, под которым снова подписываются все уполномоченные лица. Далее, приводятся бланки (образцы) приложений. Это может быть, например, такой документ, как справка об учете объемов повышения квалификации.


Последняя страница (или страницы) – перечисление членов комиссии по повышению квалификации, с указанием их Ф.И.О. и занимаемых ими должностей.


Структура основного текста


Каждый из пунктов положения нумеруется и разбивается на несколько подпунктов. Подпунктам также присваиваются порядковые номера, которые указываются через точку, после номера пункта. В конце цифры подпункта, точка ставится также. Например: 1.1., 1.2., 1.3., 2.1, 2.2., 2.3. и так далее.


  1. Общие положения. Описывается, какие процессы регулирует документ, а также, на основании чего, в соответствии с чем, каким образом и для чего он разработан. Сжато описываются обязанности и права работников по повышению квалификации, указываются нормативные документы, подтверждающие факт прохождения работником квалификационного курса;
  2. Формы повышения квалификации. Указываются основные и дополнительные формы повышения квалификации, которые имеют право выбирать работники, а также перечисляются мероприятия и процессы, которые не относятся к формам повышения квалификации, но могут быть ошибочно приняты за таковые;
  3. Система учета повышения квалификации. Тщательно описывается балльная система, согласно которой проводится учет квалификационного повышения. Поясняется функциональное содержание системы и ее предназначение, а также правила ее использования. Указывается дополнительный нормативный документ (например, инструкция), уточняющий количественные показатели баллов по всем формам повышения квалификации, а также, кем и каким образом должен быть разработан этот документ;
  4. Организация повышения квалификации. Указывается, кто осуществляет общую координацию процесса, описываются цели создания комиссии по повышению квалификации, кто возглавляет комиссию, из числа каких групп вузовских должностных лиц могут быть назначены ее участники. Кроме того, в этом пункте указывается, кто и зачем составляет списки образовательных программ для курсов повышения квалификации, какой орган административной структуры вуза отвечает за организационное сопровождение реализации этих программ в рамках курсов повышения квалификации. Здесь же расписываются полномочия, права и обязанности всех лиц-участников процесса повышения квалификации, а также порядок зачисления слушателей;
  5. Описывается ход проведения всех мероприятий в рамках повышения квалификации, перечисляются все виды документов, участвующих в процессе – от тех, которые потенциальные слушатели курсов должны предоставить при подаче заявки на участие, до тех, которые они получают в конце курса, по итогам его успешного прохождения;
  6. Финансовое обеспечение. Описываются источники и объем финансирования всего процесса, в целом, а также отдельно, структура планируемых расходов по каждому из составляющих его сегментов.

edunews.ru

Положение о повышении квалификации педагогических работников колледжа

1. Общие положения

 

1.1.      Настоящее Положение устанавливает порядок и формы прохождения повышения квалификации педагогических работников ГБОУ СПО «Тверской колледж имени Героя Советского Союза П.А. Кайкова».

1.2.      Нормативной базой организации повышения квалификации преподавателей являются следующие документы:

—          Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

—          Устав ГБОУ СПО «Тверской колледж имени Героя Советского Союза П.А. Кайкова»;

—          данное Положение.

1.3.      Повышение квалификации является служебной обязанностью преподавателей колледжа.

1.4.      Целью повышения квалификации является обновление и углубление теоретических и практических знаний педагогических работников колледжа в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

1.5.      Повышение квалификации педагогических работников колледжа проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

1.6.      Результаты повышения квалификации учитываются при аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности и на получение первой и высшей квалификационных категорий. При этом накопительный объем повышения квалификации педагогических работников колледжа должен составлять:

—          180 часов за 5 лет для прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;

—          216 часов за 5 лет для прохождения аттестации на получение первой и высшей квалификационных категорий.

1.7.      Ежегодно повышение квалификации должны проходить не менее 20% педагогических работников колледжа.

1.8.      Повышение квалификации педагогических работников колледжа может финансироваться за счет средств областного бюджета, за счет средств колледжа, за счет средств юридических и (или) физических лиц.

 

2. Формы повышения квалификации

 

2.1.       Базовая  форма повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет) может реализоваться в следующих видах:

2.1.1. Обучение в объеме не менее 72 часов с выдачей удостоверения (свидетельства, квалификационного аттестата) о повышении квалификации по программам инвариантного и вариативного модулей. Каждые 5 лет педагогические работники колледжа должны проходить повышения квалификации по следующим программам:

—          «академический инвариантный модуль» – 36 часов, который включает в себя компоненты по вопросам государственной образовательной политики; по психолого-педагогическим основам образовательной деятельности; по основам профессиональной компетентности педагога;

—          «кафедральный инвариантный модуль» — 72 часа, который включает в себя компоненты о  новом содержании предметного образования; о современных технологиях и методиках преподавания предмета; об информационных технологиях в преподавании предмета; об основах безопасности образовательного процесса по предмету;

—          вариативные программы по 36 часов или 72 часа, посвященные актуальным проблемам профессионального образования.

2.1.2. Переподготовка в объеме не менее 600 часов с выдачей диплома государственного образца.

2.1.3. Получение дополнительной квалификации в объеме не менее 1000 часов с выдачей диплома государственного образца).

2.1.4. Обучение в аспирантуре, докторантуре.

2.1.5. Соискательство.

2.2.       Текущая форма повышения квалификации (по мере необходимости):

—          участие в международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских и других конференциях, совещаниях-семинарах;

—          прохождение краткосрочных курсов;

—          участие в тематических и проблемных семинарах, проводимых крупными специалистами по направлению, специальности.

2.3.       Периодическая стажировка – не менее 72 часов. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

2.4.       Повышение квалификации может осуществляться как с отрывом, так и без отрыва от основной работы.

 

 

3. Процедура организации повышения квалификации

 

3.1.       Повышение квалификации преподавателей колледжа осуществляется  на основе перспективного плана повышения квалификации (приложение 1), утвержденного директором колледжа.

3.2.       Повышение квалификации в форме стажировки осуществляется на основании плана стажировки, утвержденного директором колледжа.

3.3.       По согласованию с заместителем директора по научно-методической работе, а также с учетом актуальности конкретных курсов и финансовых возможностей колледжа директором колледжа принимается решение о направлении преподавателей на курсы повышения квалификации.

3.4.       Права и обязанности преподавателей, проходящих повышение квалификации, определяются Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, Уставом ГБОУ СПО «Тверской колледж имени Героя Советского Союза П.А. Кайкова», должностной инструкцией преподавателя, трудовым  договором и настоящим Положением.

3.5.       Начальник отдела кадров на основании плана повышения квалификации педагогических работников готовит приказ о направлении сотрудников на повышение квалификации с указанием формы и сроков.

3.6.       За преподавателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

3.7.       Оценка уровня знаний слушателей курсов повышения квалификации проводится по результатам текущего контроля знаний, при защите проектных и аттестационных работ, рефератов, сдаче экзаменов и другими процедурами, предусмотренными программами повышения квалификации.

3.8.       Преподаватели, успешно завершившие курс обучения, представляют в отдел кадров колледжа в зависимости от формы повышения квалификации одни из следующих документов:

—          удостоверение о повышении квалификации;

—          свидетельство о повышении квалификации;

—          квалификационный аттестат;

—          диплом о профессиональной переподготовке;

—          диплом о дополнительном (к высшему) образовании;

—          другие документы.

3.9.       Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей систематизируются в отделе кадров и учитываются при прохождении аттестации.

 

www.kaikova.ru

Положение О повышении квалификации и профессиональной переподготовке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОДИНЦОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

СОГЛАСОВАНО

Профсоюзный комитет ГБПОУ МО

«Одинцовский техникум»

___________ А.М. Иванова

Протокол № ____ от 4.02.2016г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБПОУ МО

«Одинцовский техникум»

__________ А.Н.Токарев

Приказ №14 от 4.02.2016г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О повышении квалификации и профессиональной переподготовке
педагогических работников
в государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении Московской области
«Одинцовский техникум»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и формы прохождения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников ГБПОУ МО «Одинцовский техникум».

1.2. Нормативной базой организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей является следующие документы:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Устав ГБПОУ МО «Одинцовский техникум»;

— данное Положение.

1.3. Повышение квалификации является служебной обязанностью преподавателей и мастеров производственного обучения техникума.

1.4. Целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки является обновление и углубление теоретических и практических знаний педагогических работников техникума в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

1.5. Повышение квалификации педагогических работников техникума проводится не реже одного раза в 3 года в течение всей трудовой деятельности.

1.6. Результаты повышения квалификации учитываются при аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности и на получение первой и высшей квалификационных категорий.

1.7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка может осуществляться с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

1.8. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников техникума может финансироваться за счет средств техникума, за счет средств физических лиц.

2. Формы повышения квалификации

2.1. Базовая форма повышения квалификации (не реже одного раза в 3 года) может реализоваться в следующих видах:

2.1.1. Обучение в объеме не менее 72 часов с выдачей удостоверения (свидетельства) о повышении квалификации по программе для педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.1.2. Переподготовка в объеме не менее 500 часов с выдачей диплома государственного образца о профессиональной переподготовке.

2.1.4. Обучение в асперантуре.

2.2. Текущая форма повышения квалификации (по мере необходимости):

— участие в международных, всероссийских, межрегиональных и других конференциях, совещаниях-семинарах;

— прохождение краткосрочных курсов;

— участие в тематических и проблемных семинарах, проводимых крупными специалистами по направлению, специальности.

2.3. Переодическая стажировка — не менее 72 часов. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

2.4. Повышение квалификации может осуществляться как с отрывом, так и без отрыва от основной работы.

3. Процедура организации повышения квалификации

3.1. Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения техникума осуществляется на основе перспективного плана повышения квалификации педагогических работников, утвержденного директором.

3.2. Повышение квалификации в форме стажировки осуществляется на основании плана стажировки, утвержденного директором техникума и согласаванным с предприятиями и организациями.

3.3. По согласованию с заместителем директора по учебной работе, а также с учетом актуальности конкретных курсов и финансовых возможностей техникума директором техникума принимается решение о направлении преподавателей на курсы повышения квалификации.

3.4. Права и обязанности преподавателей, проходящих повышение квалификации, определяются Уставом ГБПОУ МО «Одинцовский техникум», должностной инструкцией преподавателя , трудовым договором и настоящим Положением.

3.5. Инспектор по кадрам на основании плана повышения квалификации педагогических работников готовит приказ о направлении сотрудников на повышение квалификации с указанием формы и сроков.

3.6. За преподавателями и мастерами производственного обучения на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

3.7. Оценка уровня знаний слушателей курсов повышения квалификации проводится по результатам текущего контроля знаний, при защите проектных и аттестационнных работ, рефератов, сдаче экзаменов и другими процедурами, предусмотренными программами повышения квалификации.

3.8. Преподаватели и мастера производственного обучения, успешно завершившие курс обучения, представляют в отдел кадров техникума в зависимости от формы повышения квалификации одни из следующих документов:

— удостоверение о повышении квалификации;

— свидетельство о повышении квалификации;

— квалификационный аттестат;

— диплом о профессиональной переподготовки;

— диплом о дополнительном (к высшему) образовании;

— другие документы.

3.9. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения систематизируются в отделе кадров и учитываются при прохождении аттестации.

infourok.ru

ПОЛОЖЕНИЕ О профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке работников

УКАЗ ГУБЕРНАТОРА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

5 августа 2010 года N 194 УКАЗ ГУБЕРНАТОРА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

Подробнее

РАСПОРЯЖЕНИЕ. от 13/04/ р

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОСНОВОБОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 13/04/2016 77-р О внесении изменений в распоряжение администрации Сосновоборского городского

Подробнее

II. Планирование повышения квалификации

ПОЛОЖЕНИЕ о повышении квалификации научно-педагогических работников и сотрудников учебно-вспомогательных подразделений федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ О наставничестве сотрудников

Приложение 1 к приказу директора ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» от 20 января 2014г. «СОГЛАСОВАНО» Уполномоченный от трудового коллектива Государственного автономного учреждения Кемеровской

Подробнее

СК УГТУ Лист 1 Всего листов 7. Версия 1.0

МИНОБРНАУКИ РОССИИ «Ухтинский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО «УГТУ») Учебно-методическое управление Положение об организации дополнительного профессионального образования педагогических

Подробнее

2. Формы и виды повышения квалификации

2 углубление теоретических и практических знаний на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии; совершенствование форм, методов и средств обучения; распространение и освоение

Подробнее

2. Формы и сроки обучения

учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования

Подробнее

МЭРИЯ ГОРОДА ГРОЗНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕ

МЭРИЯ ГОРОДА ГРОЗНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ^3 С 5 ^M’Y 3 г. //^ Об утверждении Положения о порядке организации и проведения переподготовки и повышении кваи’шфикации муниципатьных служащих Мэрии города Грозного,

Подробнее

II. Формы повышения квалификации

1 — Устав техникума; — Руководство по качеству НОУ СПО «Кооперативный техникум»; — должностная инструкция преподавателя техникума. 3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка является формами

Подробнее

Глава муниципального образования

Об утверждении Положения об организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников муниципальных учреждений муниципального В целях повышения уровня знаний,

Подробнее

docplayer.ru