Профессиональный стандарт младшего воспитателя – Профстандарт воспитателя в 2018 году, утвержденный правительством РФ
В России разработали профстандарт для нянь | Статьи
По инициативе экспертного совета при правительстве России разработан профессиональный стандарт для детсадовских помощников воспитателей и частных нянь. В сентябре проект стандарта поступит в Министерство труда и социальной политики. После утверждения документа во всех инстанциях няни должны будут проходить специальный курс профессиональной подготовки и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь, а также владеть основами педагогики и психологии.
Эксперты отмечают, что сейчас, чтобы стать няней, не нужно обладать никакими профессиональными навыками, достаточно окончить среднюю школу и получить санитарную книжку. Особенно сложная ситуация сложилась на рынке частных услуг по уходу за малышами.
Разработать профстандарт для нянь предложил экспертный совет при правительстве России. Работа ведется на средства президентского гранта в партнерстве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, благотворительной организацией «Социальная сеть добровольческих инициатив «Соседи» и представителями профессионального сообщества .
Ответственный секретарь рабочей группы по применению профстандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Жидков рассказал «Известиям», что разработчиком профстандарта может выступить в инициативном порядке любая организация. Перед началом работы она уведомляет об этом Минтруд. Когда проект готов и прошел общественное обсуждение с представителями отрасли, он поступает в министерство. Ведомство проверяет пакет документов и, если всё в порядке, направляет его в Национальный совет по квалификациям.
В Минтруде «Известиям» сообщили, что, когда профстандарт поступит в ведомство, он будет рассмотрен в установленном порядке.
— Мы постоянно говорим о безопасности и развитии детей. В то же время сфера присмотра и ухода за ними совершенно не урегулирована, требования к профессиональной подготовке специалистов отсутствуют, — сообщил «Известиям» руководитель рабочей группы по социальной политике экспертного совета при правительстве РФ, член Общественной палаты Сергей Рыбальченко. По его мнению, всё это приводит к нарушению прав детей и родителей. Периодически становится известно об издевательствах над малышами, а няни идут под суд. Одна из последних громких историй произошла в Уфе в конце марта этого года. В распоряжении следователей оказалась видеозапись, на которой видно, как няня избивает и бросает на пол годовалого ребенка.
Менеджер агентства по подбору домашнего персонала «Прайм» Янина Тимофеева рассказала «Известиям», что сейчас главное требование для няни — это опыт работы в семье. Преимуществом считается педагогическое образование.
— В агентстве особой профессиональной подготовки няни, как правило, не проходят. Но мы проверяем паспорт, медицинскую книжку, расспрашиваем о предыдущем месте работы, — пояснила она.
Директор Института изучения детства, семьи и воспитания Татьяна Волосовец рассказала «Известиям», что сейчас от людей, которые устраиваются младшими воспитателями в детские сады или нанимаются нянями в семью, не требуется совершенно никаких профессиональных навыков и компетенций. Достаточно окончить 11 классов школы и получить санитарную книжку.
— Мы считаем, что это неправильно. Если работник не занимается педагогической деятельностью, но до 12 часов в сутки находится в непосредственном контакте с ребенком, он должен пройти специальную подготовку, — отметила Татьяна Волосовец.
Профессиональный стандарт предполагает, что специалист по присмотру и уходу (младший воспитатель, помощник воспитателя и няня) должен владеть основами педагогических знаний и возрастной психологии, быть компетентным в вопросах воспитания, уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь. Такой работник должен при необходимости проконсультировать родителей по организации жизнедеятельности детей, а в случае экстренной ситуации — оперативно с ними связаться. Также человек, ухаживающий за маленьким ребенком, вне зависимости от того, работает он в детском саду или по частному найму, обязан периодически проходить медицинские осмотры.
— Мы рассчитываем, что профессиональный стандарт будет ориентиром для родителей. Ведь сейчас многие даже не пытаются выяснить, а не болен ли, например, туберкулезом человек, которому они планируют доверить своего ребенка, а уж тем более не интересуются его профессиональными навыками, — сказала Татьяна Волосовец.
В разработанном профстандарте указано, что специалист по присмотру за дошкольниками должен пройти профессиональное обучение. По мнению экспертов, курс должен включать от 120 до 140 учебных часов. В конце обучения няня должна получить сертификат.
— Такой документ был бы сигналом для родителей, что специалист готов к взаимодействию с ребенком и знает, что делать в экстренных случаях, — сказала Татьяна Волосовец. — Также сертифицированные специалисты в приоритетном порядке могли бы находить работу в детских садах, учреждениях соцзащиты или здравоохранения.
Однако она отметила, что пока программ обучения для специалистов по присмотру и уходу за детьми не существует. Их только предстоит разработать после утверждения профессионального стандарта Минтрудом.
Сергей Рыбальченко рассказал, что предоставлять услуги по обучению нянь и помощников воспитателей могут некоммерческие общественные организации, институты, занимающиеся проблемами детства, и агентства по подбору домашнего персонала.
Председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрий Янин отметил, что сейчас рынок частных нянь практически полностью «серый».
— В России необходимо развивать систему ухода за дошкольниками, чтобы родители не переживали за детей и могли нормально работать. Однако вряд ли наши граждане готовы идти на эксперименты с наймом обученных нянь. Все понимают, что любая легализация означает подорожание услуг, — считает эксперт.
По словам Сергея Рыбальченко, чтобы самозанятые няни были заинтересованы в легализации и получении сертификата, государство должно не просто освободить их от налогов, а взять на себя оплату страховых взносов, формируя при этом их социальные права. Такой механизм, например, действует во Франции в отношении сертифицированных нянь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
Профстандарт для нянь: государство «умоет руки», а НКО их «нагреют»
За инициативой по введению профстандарта для нянь стоит уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. Первый раз о своем предложении создать институт сертифицированных государственных нянь омбудсмен заявила еще в июне 2017 года на волне обсуждения «Десятилетия детства», объявленного президентом РФ. Изначально речь шла о введении новых социальных работников, прошедших обучение и имеющих сертификат. Эти «профессиональные няни» должны были идти в семьи, помогать ухаживать за детьми.
В сентябре 2017 года пресс-служба Кузнецовой сообщала: «Идея государственных сертифицированных нянь, которые могли бы бесплатно присматривать за детьми в возрасте до трех лет, обсуждается с Минобрнауки и Минтрудом и выходит на финишную прямую». Также было объявлено о начале апробации этого проекта в трех пилотных регионах — в Вологодской, Ульяновской областях и в Башкирии.
Как обычно, в тихих и далеких от общественности министерских кабинетах проходило оформление идеи, и к апрелю можно увидеть, во что вылилось сомнительное начинание Кузнецовой. Газета «Известия» со ссылкой на Минтруда сообщила, что профессиональные няни должны появиться в России уже в 2018 году.
«В 2018 году в России должен вступить в силу профстандарт для нянь . Чтобы соответствовать ему, частным сотрудникам и детсадовским помощникам воспитателей нужно будет пройти подготовку. По стандарту няни должны будут уметь оказывать первую помощь, а также владеть основами педагогики и психологии в зависимости от возраста и особенностей подопечных. Работников разделят на четыре категории: для присмотра за младенцами (дети до года), детишками от одного до трех лет (как раз «ясельный» возраст), за дошкольниками старше трех лет (возраст посещения детского сада), малышами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
А теперь давайте, осмотрев глянцевую сторону «открытки во благо семьи», посмотрим на обратную сторону вопроса, так как, зная Кузнецову и ее деятельность, верить в то, что целью проекта является действительная помощь простым российским семьям, не приходится.
В рамках созданной в СССР системы поддержки материнства и детства мать и ребенок получали поддержку от государства все время, пока ребенок рос и развивался. Причем первые меры поддержки начинали оказывать еще на момент беременности мамы: сеть женских консультаций с грамотными специалистами, декретный отпуск, профессиональное родовспоможение.
В различные периоды развития страны были организованы и различные формы поддержки уже родившихся детей: ясли с трех месяцев, ясли с одного года, группы первого младшего дошкольного возраста для детей с двух лет. В этих учреждениях работали воспитатели с медицинским образованием (для детей до года), специальные педагоги, получившие образование по программам, созданным совместно медиками, психологами, педагогами (для детей от года до трех). Образование эти специалисты получали в учреждениях среднего профессионального образования как минимум.
Само учреждение – это специальное здание, отвечающее санитарным нормативам пребывания там детей, это режим, специализированное под возраст детей правильное питание (частота приема пищи, состав, технология приготовления и т. д.). Это режим дня, сочетающий организованные в соответствии с психофизиологическими особенностями детей периоды бодрствования и покоя, сна, учитывающий двигательную активность детей. Это методическое обеспечение образовательного процесса – занятия проводились с детьми всех возрастов по всем направлениям развития. Медицинское сопровождение, регулярная диспансеризация персонала (раз в квартал в некоторые периоды) и многое другое.
В ходе последних почти 30-летних реформ вся эта система тем или иным образом была разрушена. Тут и банальный захват зданий в коммерческих интересах в «лихие 90-е», это и «реформирование во благо развития системы образования и медицинского обслуживания», это и введение инклюзивного образования и как результат — разрушение коррекционного, новые ФГОС и многое другое.
И если детские сады для детей с 3-х до 7-и лет как-то ещё держатся хотя бы по форме, потеряв многое в содержании, то система поддержки семьи с детьми до 3-х лет разрушена почти до основания. Огромное количество мам, находящихся в сложной экономической ситуации, не могут выйти на работу хотя бы на полдня, так как ребенка деть некуда.
И вот именно на этой проблеме, созданной в том числе комплексом реформ, проводимых в стране, начинают расти и расцветать данные инициативы. Государство постепенно отказывается от своих социальных обязательств по отношению к гражданам, в частности, по отношению к семье.
Зачем строить здания, организовывать систему присмотра и ухода, образования детей в рамках государственного учреждения, если можно просто сертифицировать некое количество желающих заработать людей и на этом закончить свое участие? Минимальное количество сотрудников будут работать через систему социального сопровождения и на них необходимо будет потратить некие средства на повышение квалификации по программе «144 часа», те же, кто хотят заниматься этим частным образом, будут вкладываться в сертифицирование своей деятельности сами.
И именно в этот момент в очередь встанут все, кто привык зарабатывать деньги на материнстве и детстве: социально ориентированные НКО, различные центры сертифицирования, «содействия получению сертификата за определенную сумму денег» и многие другие. На качество услуг, предоставляемых обычной няней это никак не повлияет, разве только возрастет стоимость – услуги «няни с сертификатом» будут стоить дороже.
За 144 часа невозможно получить грамотные, необходимые психолого-педагогические знания, сертификат не гарантирует умение оказывать первую медицинскую помощь, не дает гарантию, что няня здорова, и многое другое. Зато возникновение таких сертифицированных нянь даст возможность государству сказать – мы вам помогли, обеспечили «местами в яслях», только вот в таком виде. У государства существенно снизится ответственность за качество предоставляемой услуги – только обучить, а уж что дальше, какие там нормативы – «не царское это дело».
Введение такой «полумеры» по обеспечению детей местами в «яслях» даст возможность в умеренном темпе строить здания для яслей, если вообще строить. Ведь сославшись в какой-то момент на нехватку бюджетных средств с одной стороны, и на «доказанную» эффективность модели профессиональной няни с другой стороны, можно начать «искать поддержку в секторе НКО», который у нас активно поддерживается. А те и рады стараться, так как эту поляну накрывают для них, и им только нужно чуть спокойнее дожидаться массовой распродажи кусков общего лакомого пирога.
Следующий момент касается подозрительного возникновения необходимости сертифицировать дополнительно деятельность помощников воспитателей или нянь в образовательных учреждениях.
Сейчас помощник воспитателя не обязан иметь педагогическое образование, уметь оказывать медицинскую помощь и вообще взаимодействовать с детьми, так как его основной функционал сводится к обеспечению хозяйственной составляющей процесса: принести еду из пищеблока, разложить, помыть посуду, убрать помещение. Помощник воспитателя является подчиненным непосредственно воспитателя и ответственность за его деятельность несет воспитатель, в рамках должностной инструкции даже оставаться самостоятельно с детьми няня не имеет права, так как не несет уголовную ответственность за жизнь и здоровье детей.
Фактически же воспитатель и няня работают как дружная пара взрослых людей, которые помогают друг другу в обеспечении пребывания в детском саду большого количества воспитанников. Первое, что приходит на ум, когда анализируешь инициативу сделать няню в детском саду ответственной за процесс присмотра и ухода за детьми, наделить ее психолого-педагогическими знаниями и навыками оказания первой помощи – ее планируют использовать в непосредственно ответственной работе с детьми практически наравне с воспитателем.
Так какой же дополнительный функционал собираются повесить на няню? Очевидно, что это как минимум сопровождение ребенка с ОВЗ. Тратиться на тьютора в условиях, когда рядом «бездельничает» помощник воспитателя – это не оптимальное использование бюджетных средств. Вот пусть вместо поддержания чистоты в группе няня лучше больше занимается детьми, находящимися на инклюзивном образовании.
И пусть только после этого попробует возмутиться воспитатель, у которого таких «включенных в норму» детей трое, пятеро или более, причем все с разными диагнозами. Ведь «144 часа» повышения квалификации дают няне неисчерпаемый запас знаний по работе с детьми с ОВЗ (например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и т. д.), не правда ли?
С детьми до 3-х лет, так называемыми ясельными, вообще в рамках ФГОС нет необходимости заниматься, поэтому знаний сертифицированной няни будет вполне достаточно, чтобы осуществлять присмотр и уход. Еду же разнесет одна несертифицированная няня (в некоторых учреждениях Москвы уже опробовали такую схему, когда один помощник воспитателя работает на несколько групп, сначала по очереди разносит еду, потом приходит и моет посуду). Уборку же можно делегировать клининговым компаниям в рамках аутсорсинга. Если же предусмотреть организацию столовой, то и вопрос с доставкой еды до детей, а также с дальнейшим мытьем посуды снимется сам собой.
Если же родители хотят дополнительных образовательных услуг – занятий, то всегда можно предложить услуги педагогов-специалистов, правда, на внебюджетной основе – за деньги. На зарплате сотрудникам и на штатных единицах сэкономили, параллельно создали спрос на внебюджетные услуги – налицо эффективный менеджмент, о котором постоянно ведется речь в последнее время при обучении директоров образовательных учреждений по программам «Современный руководитель образовательного учреждения».
При этом уже имеющийся опыт перехода образовательных учреждений на аутсорсинг (приготовление пищи, уборка территории, медицинское обслуживание) говорит о снижении качества предоставляемых услуг, так как ответственность за результат размыта между руководителями образовательной организации и аутсорсинговой компании. В итоге постоянной претензионной работы между руководителями или по результатам негласного противозаконного соглашения между директорами двух организаций страдает прежде всего безопасность детей, более того, создается угроза жизни и здоровью несовершеннолетних.
Что же мы получаем? Государство «умывает руки», а НКО «греют руки».
Вмешательство в дела семьи
Кому положены в первую очередь услуги сертифицированной няни? Социально неблагополучным слоям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. И вот к таким мамам- папам, в такие семьи внедряют человека, ведущего социальное сопровождение семьи.
Где гарантия, что эта засланная сертифицированная социальная няня не «сунет нос» туда, куда ей не надобно бы его совать? Донесет, превысит полномочия? Как она расценивает степень необходимого вмешательства в дела семьи? А если ей, работающей по договору и получающей деньги за сопровождение определенного ребенка, не найдется работы? Где она будет искать тех, кого нужно сопровождать?
По каким методичкам или даже методикам будет воспитывать эта няня ребенка? На основе теории социального бихевиоризма, например, которая чужда традиционным представлениям российской семьи о воспитании? Или любым НКО, проводящим сертификацию нянь, будет дан доступ к нашим детям с самого рождения, и они получат возможность провести формирование личности ребенка в соответствии с западными представлениями о том, каким должен быть индивид? Этот вопрос также остается открытым.
В общем, как обычно, «благими» намерениями госпожи Кузнецовой выложена дорога в антисемейный «ад».
Анна Кульчицкая, педагог, эксперт РВС
rvs.su
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования
Профессиональная деятельность, связанная с детьми, — это особенно важная работа, которая требует строгого соблюдения установленных правил. Именно поэтому на сегодняшний день в России действует профессиональный стандарт педагога дошкольного образования-воспитателя, обязательный к применению.
Из этой статьи вы узнаете:
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
5 главных заблуждений про профстандарты.
Читать статью
- какие требования включает в себя профессиональный стандарт воспитателя;
- что собой представляет профессиональный стандарт педагога дошкольного образования;
- в чем специфика профессионального стандарта педагога дошкольного образования воспитателя – 2017.
Профессиональный стандарт воспитателя
В настоящее время в Российской Федерации в целях унификации требований к специалистам различных профессий и обеспечения равных возможностей соискателей на рынке труда активно внедряется система профессиональных стандартов. В свою очередь, понятие профессионального стандарта вводится ст. 195.1 ТК РФ и представляет собой уровень и характер квалификации, которой должен обладать сотрудник для выполнения трудовых обязанностей по своей профессии.
Самые важные изменения этой зимы!
Все без исключения профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. Это означает, что ключевым ведомством, ответственным за их формирование и применение, является Министерство труда и социальной защиты РФ. При этом согласно содержанию ст. 195.3 ТК РФ в случае, если действующими нормативно-правовыми актами сформулированы и зафиксированы требования к уровню квалификации работника в рамках конкретного профессионального стандарта, то его применение является для работодателей, действующих в этой сфере, обязательным.
Обратите внимание! Требования к уровню квалификации специалиста, его опыту и другим характеристикам, непосредственно влияющим на его способность выполнять трудовые обязанности в рамках своей профессии, может содержаться и в других нормативных документах, например, Едином тарифно-квалификационном справочнике.
Приведенный общий порядок разработки и применения профстандартов действует в том числе для профессий, связанных с дошкольным образованием детей. В этой сфере в настоящее время применяются положения Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н. Приказ утвердил профстандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”».
Читайте по теме в электронном журнале
Применение профстандарта педагога дошкольного образования
Сфера дошкольного образования является одной из важнейших в педагогической деятельности, поскольку именно в таком раннем возрасте воспитатели являются одной из категорий лиц, которые закладывают основы будущего развития ребенка. В этой связи разработке содержания профессионального стандарта педагога дошкольного образования специалистами Минтруда было уделено особое внимание.
В частности, это выразилось в том, что положения профстандарта в этой области неоднократно пересматривались с тем, чтобы обеспечить его максимальное соответствие целям и задачам этого вида трудовой деятельности.
Подробнее о профстандартах читайте здесь:
Так, в соответствии с содержанием приказа Минтруда № 544, утвердившего профстандарт в этой области, первоначально он должен был вступить в силу с 1 января 2015 года. Однако в соответствии с принятым позднее Приказом Минтруда от 25 декабря 2014 г. №1115н он стал обязательным к применению только с 1 января 2017 года.
Обратите внимание! С этого момента положения профстандарта необходимо учитывать при разработке политики управления персоналом, формировании системы аттестации и проведении обучения сотрудников, а также составлении трудовых договоров, должностных инструкций и выработке порядка оплаты труда.
Скачайте документы по теме:
Трудовая функция воспитателя
Трудовая функция «Воспитательная деятельность», обозначенная в профстандарте педагога кодом А/02.6, предполагает наличие у соответствующего специалиста определенного спектра необходимых знаний и умений по управлению детским коллективом как в целом, так и в отношении отдельных его членов. В частности, это требует освоения таких предметных областей как особенности развития детей в различных возрастах, реализация методов воспитательной работы, нормативно-правовая база, регулирующая работу специалиста в этом направлении, и других.
Кроме того, в рамках этой функции в содержании стандарта указывается четкий перечень действий, которые должен быть способен выполнять такой сотрудник. В частности, к числу этих действий относятся:
- постановка стратегических целей воспитательной деятельности и разработка программ для их достижения;
- установление правил поведения детей и контроль за их соблюдением;
- развитие различных аспектов личности ребенка, в том числе посредством применения современных интерактивных форм обучения и игровой деятельности;
- участие в обеспечении эффективного функционирования образовательного учреждения и поддержка организации его деятельности;
- формирование полезных навыков и способностей у детей, включая способность к коммуникации с другими членами коллектива;
- вовлечение родителей в деятельность воспитательного характера.
Обратите внимание! Для реализации этой трудовой функции воспитатель должен иметь квалификацию, соответствующую уровню 6 согласно Приказу Минтруда России от 12.04.2013 №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования
Профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минтруда № 544, имеет комплексный характер и распространяется одновременно на несколько видов профессиональной деятельности, в том числе те из них, которые осуществляются в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Тем не менее, в этом документе зафиксирован ряд специальных положений, которые применяются именно в отношении специальностей, составляющих персонал дошкольного воспитания и образования.
Обратите внимание! Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) по отношению к этой категории сотрудников используется указание на такой вид деятельности как услуги в области дошкольного и начального общего образования — 80.10.1.
Требования к уровню образования и опыта сотрудника
Согласно содержанию рассматриваемого профстандарта, соискатель должности педагога дошкольного образования должен иметь подтвержденное свидетельство о прохождении одного из следующих видов обучения:
- образование высшего или среднего профессионального уровня, соответствующее одной из категорий в рамках укрупненных групп подготовки соответствующих специалистов по направлению 44.00.00 — «Образование и педагогические науки» согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. №1061;
- образование высшего или среднего профессионального уровня любой направленности, дополненное прохождением дополнительного обучения в области образования и педагогики в уполномоченном образовательном учреждении, соответствующего требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования-воспитателя.
Обратите внимание! В соответствии с положениями профстандарта к воспитателю дошкольного учреждения не применяются требования относительно опыта работы.
Тем не менее, руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь в виду, что при приеме сотрудника на должность воспитателя ему необходимо проверить его на соответствие дополнительным условиям. В частности, речь идет о том, что к работе на такой должности не допускаются следующие категории лиц:
- граждане, лишенные права выполнять работу педагогического характера по решению суда;
- граждане, имеющие погашенную или непогашенную судимость за определенные категории преступлений, предусмотренных ст. 331 ТК РФ;
- граждане, которые в установленном порядке признанны недееспособными;
- граждане, страдающие заболеваниями, входящими в перечень социально опасных.
Трудовая функция педагога дошкольного образования
Выполнение трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», обозначенная кодом В/01.5, требует наличия специальных знаний в области развития детей дошкольного возраста, включая физический, познавательный и личностный аспекты этого развития. Помимо этого, педагог должен владеть техниками реализации приемов дошкольного образования, стимулируя игровую, познавательную и продуктивную деятельность ребенка.
При этом непосредственные трудовые обязанности педагога дошкольного образования включают в себя следующие виды работ:
- планирование и реализация образовательной деятельности с применением современных методик;
- корректировка разработанных программ с учетом специфики детского коллектива и особенностей отдельных его членов в целях создания комфортной и продуктивной обстановки;
- реализация указаний и рекомендаций профильных специалистов в области детского развития и созданий условий для развития основных аспектов личности ребенка;
- организация познавательной, игровой и продуктивной деятельности детей в рамках конструктивного взаимодействия между ними;
- подготовка к обучению в школе.
Обратите внимание! Для реализации этой трудовой функции воспитатель должен иметь квалификацию, соответствующую уровню 5 согласно Приказу Минтруда №148н.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя – 2017
Вступление в силу профессионального стандарта для педагога дошкольного образования в 2017 году предполагает обязательность его применения работодателем в различных аспектах осуществления политики управления персоналом. Это, в свою очередь, означает, что в долгосрочной перспективе у них возникает потребность в приведении квалификации уже работающих специалистов с требованиями профстандарта.
В частности, такую необходимость подразумевают положения Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, п. 2 ч. 5 ст. 47 указанного акта предоставляет педагогическим работникам право на прохождение дополнительного обучения в целях повышения квалификации не реже, чем 1 раз в три года. При этом п. 9 ст. 76 этого закона устанавливает, что программы дополнительного образования в обязательном порядке должны учитывать требования профессиональных стандартов, принятые в конкретной сфере.
Обратите внимание! При организации дополнительного профессионального образования воспитателя в целях приведения его квалификации с требованиями профстандарта обучающая организация обязана учитывать потребности обучающегося и того учреждения, которое направило его для прохождения обучения. Такое требование установлено п. 6 ст. 76 ТК РФ.
Таким образом, деятельность педагогов в области дошкольного образования на сегодняшний день достаточно четко регламентирована содержанием профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда № 544. При этом работодателям следует иметь в виду, что применение положений этого профстандарта с 1 января 2017 года является обязательным, а значит, всем работникам, задействованным в выполнении воспитательной работы, придется тщательно изучить его содержание и привести свою квалификацию в соответствие с ним.
Скачать чистый бланк >>>
Скачать заполненный образец >>>
Читайте также:
www.kdelo.ru
Профстандарт для няни | Sosedi
Профессиональный стандарт для специалиста по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста защитит права воспитателей, детей и родителей
19 мая на круглом столе, организованном рабочей группой по социальной политике Экспертного совета при Правительстве России в институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, обсудили разработку профессионального стандарта специалиста по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
Тема волнует не только работников детских дошкольных организаций – детям и родителям она нужна в первую очередь.
Инициатива разработки профстандарта принадлежит рабочей группе по социальной политике Экспертного совета при Правительстве России. А разрабатывают его специалисты института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в рамках проекта создания Консультационного центра для детских садов по защите прав детей, родителей, воспитателей и предпринимателей. Этот проект реализует Межрегиональная благотворительная общественная организация «СоСеДИ».
Работа идет полным ходом. Подходы к разработке вызвали оживленные дискуссии экспертов из 15 регионов России от Белгорода до Хабаровска. В своем докладе руководитель рабочей группы по социальной политике Экспертного совета при Правительстве России, председатель координационного совета МБОО «СоСеДИ» и руководитель проекта Сергей Рыбальченко сделал акцент на демографических, социальных и экономических аспектах проблемы повышения доступности услуг по уходу за детьми раннего возраста: «Почему государству так важно всячески способствовать развитию сферы дошкольного образования и воспитания?.. Это касается не только увеличения числа мест в детских садах и повышения качества услуг, но и безопасности, и защиты прав родителей и ребенка как в детских дошкольных организациях, защиты прав получающих услуги нянь. Проблемы чаще всего возникают там, где отношения не прописаны. Очевидно, что ясли и няни — очень важная форма поддержки молодых семей с детьми, способствующих росту рождаемости».
«Когда возникает конфликт между детьми и карьерой, то часто он решается не в пользу ребенка. И чаще всего откладывают рождение первенца до лучших времен. Но есть страны, которые придумали решение. У истоков яслей как организма поддержки работающих мам стоял СССР. А в современном мире французы придумали одну из лучших на сегодняшний день государственных систем поддержки семей с детьми. По мнению французских экспертов, развитие услуг для детей до трех лет важнее и эффективнее для поддержки семьи рождаемости, чем пособия. Эти услуги дают возможность родителям успешно сочетать труд с воспитанием детей. Поэтому там, где развивается система услуг по присмотру и уходу за детьми, решается сразу несколько задач, — подчеркнул С.Рыбальченко, — экономическая — квалифицированные работницы-мамы быстрее возвращаются на работу, социальная – семья становится более экономически устойчивой за счет заработка родителей, дети получают раннюю социализацию, и демографическая – идет рост рождаемости, семьи реализуют возможность иметь большее число детей».
В современной России многое утрачено из общепризнанного советского опыта яслей и нянь. У нас отсутствуют и национальные стандарты услуг, профессиональные стандарты для нянь, стандарты качества услуг. Необходимо в первую очередь подобрать благозвучное название для этой профессии, чтобы повысить ее престиж для желающих получить образование, отметил Сергей Рыбальченко. Существуют и сдерживающий фактор в СанПИНах: на размещение дошкольных групп в жилых помещениях отсутствуют требования для детей до одного года. Разные другие правовые аспекты продолжают оставаться актуальными.
Член рабочей группы по социальной политике Экспертного совета при Правительстве России, директор института изучения детства, семьи и воспитания Татьяна Волосовец в докладе на круглом столе заострила вопрос: так что такое присмотр и уход? За что родители вносят плату? Родители платят именно за присмотр и уход, часть платы компенсируется государством в зависимости от количества детей в семье. Чем больше детей – тем больше денег возвращается в бюджет семьи. Т.Волосовец обратила особое внимание, что с родителей в ДОУ не взимаются деньги за образование (бесплатное образование гарантируется Конституцией РФ). Если это происходит, это является поборами и противоправным действием.
Из-за отсутствия стандартов в профессии специалиста по присмотру и уходу, который называется чаще «младшим воспитателем» либо «помощником воспитателя», условия труда и требования меняются в зависимости от организации. Где-то уборка помещения «на аутсорсинге» – специалист приходит навести некую уборку помещения один раз вечером, а где-то уборку производят каждые час-полтора-два. Труд этих специалистов оплачивается примерно одинаково, но объем выполняемых функциональных обязанностей абсолютно разный. Бывают случаи, когда руководство налагает на помощника воспитателя гораздо больше обязанностей, чем мы себе это представляем, и тогда можно говорить о нарушении прав этих специалистов.
Чтобы навести порядок в этой сфере, нужен пакет нормативных документов, чтобы не ущемлялись права работников и не ущемлялись права детей. И чтобы родители были действительно уверены, что ребенок в надежных руках.
Когда мы говорим о воспитателях, работниках с педагогическим образованием, здесь все понятно – кто такой воспитатель и что входит в его обязанности. Но вот кто такая «няня», кто такой специалист по присмотру и уходу и какой с него в этом спрос, достаточно размыто пока в нормативной базе.
Сегодня никаких требований к образованию и опыту к таким работникам нет, подчеркнула Татьяна Волосовец. По ее словам, если воспитателям необходимо высшее педагогическое образование и повышение квалификации, то для работников в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя) нет обязательных требований к педагогическому стажу и опыту. Эта должность не считается педагогической. Чтобы стать младшим воспитателем, достаточно иметь среднее профобразование, независимо от направления подготовки.
И это способствует тому, что в сферу присмотра и ухода могут быть приняты люди «с улицы», и работа – 12 часов в день с маленькими детьми! — будет выполняться так, как эти люди себе это представляют. Потому нередки случаи травматизации и заболеваний, доходит до судебных разбирательств.
«Между тем физическая, психическая и психологическая безопасность детей – не только дело воспитателя, это дело всего коллектива детского сада и в том числе этого сотрудника, который отвечает за присмотр и уход за детьми», — сказала Т. Волосовец.
С конкретными предложениями по разработке профстандарта выступили сотрудники института изучения детства, семьи и воспитания Иван Кириллов и Ирина Вагнер. С проектом «городская няня» по привлечению студентов вузов к помощи семьям с детьми выступила профессор Института экономики РАН Людмила Ржаницына. В дискуссии приняла участие руководитель дальневосточного Ресурсного центра «Бизнес Сад» Марина Петрова, которая отметила, что профстандарт должен быть универсальным для всех организаций, где детям дошкольного возраста оказываются услуги по присмотру и уходу.
Помимо правовой защиты участников предоставления услуг профстандарты позволят укрепить кадровый потенциал в данной сфере. Работа над профстандартом няни продолжается. Ее результаты участники обсудят уже в июне на межрегиональном семинаре-вебинаре.
В качестве резюме. По закону младшему воспитателю необязательно заканчивать пединститут или педучилище. Но для грамотной работы с детьми необходимы базовые педагогические и психологические знания. Для этого достаточно пройти курсы повышения квалификации, как того и требует порой от младших воспитателей руководство ДОУ. Однако это должно происходить не за счет работника, а за счет работодателя (ст.196 ТК РФ), раз в законе такое требование пока не прописано.
Разработчики профессионального стандарта услуг по присмотру и уходу за детьми раннего возраста (до трех лет) предлагают придумать для этой профессии – сейчас она носит старое название «младший воспитатель» либо «помощник воспитателя» – более соответствующее и, может быть, более привлекательное название.
Нормативная база в отношении услуг по присмотру и уходу за детьми на федеральном уровне не создана, отраслевых стандартов нет. Поэтому организации, их оказывающие, находятся вне контроля за качеством их услуг. Пока что вопрос родителей «а в каких условиях будет находиться мой ребенок?» — остается без внятного обоснованного ответа.
То, что единые стандарты будут приняты на федеральном и региональном уровне, позволит развиваться системе услуг по присмотру и уходу за детьми как сфере услуг, поддержит поставщиков услуг и родителей, позволит наладить контроль этой сферы и обеспечить большую безопасность детей.
Вниманию воспитателей, родителей и предпринимателей: на сайте http://sosedi.org.ru организована бесплатная «горячая линия» по правовым вопросам предоставления услуг по уходу и присмотру за детьми раннего возраста.
Провести круглый стол помогли средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство» (http://civildignity.ru)».
Записала Татьяна Становая
на Ваш сайт.
sosedi.org.ru
Спецподготовка нянь: в России разработали профессиональный стандарт для помощников воспитателей
Разработка профстандарта ведется на средства президентского гранта в партнерстве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, МБОО «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ» и представителями профессионального сообщества.
По инициативе экспертного совета при правительстве России разработан профессиональный стандарт для детсадовских помощников воспитателей и частных нянь. В сентябре проект стандарта поступит в Министерство труда и социальной политики. После утверждения документа во всех инстанциях няни должны будут проходить специальный курс профессиональной подготовки и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь, а также владеть основами педагогики и психологии.
Эксперты отмечают, что сейчас, чтобы стать няней, не нужно обладать никакими профессиональными навыками, достаточно окончить среднюю школу и получить санитарную книжку. Особенно сложная ситуация сложилась на рынке частных услуг по уходу за малышами.
Разработать профстандарт для нянь предложил экспертный совет при правительстве России. Работа ведется на средства президентского гранта в партнерстве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, благотворительной организацией «Социальная сеть добровольческих инициатив «Соседи» и представителями профессионального сообщества.
Ответственный секретарь рабочей группы по применению профстандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Жидков рассказал «Известиям», что разработчиком профстандарта может выступить в инициативном порядке любая организация. Перед началом работы она уведомляет об этом Минтруд. Когда проект готов и прошел общественное обсуждение с представителями отрасли, он поступает в министерство. Ведомство проверяет пакет документов и, если всё в порядке, направляет его в Национальный совет по квалификациям.
В Минтруде «Известиям» сообщили, что, когда профстандарт поступит в ведомство, он будет рассмотрен в установленном порядке.
— Мы постоянно говорим о безопасности и развитии детей. В то же время сфера присмотра и ухода за ними совершенно не урегулирована, требования к профессиональной подготовке специалистов отсутствуют, — сообщил «Известиям» руководитель рабочей группы по социальной политике экспертного совета при правительстве РФ, член Общественной палаты Сергей Рыбальченко. По его мнению, всё это приводит к нарушению прав детей и родителей. Периодически становится известно об издевательствах над малышами, а няни идут под суд. Одна из последних громких историй произошла в Уфе в конце марта этого года. В распоряжении следователей оказалась видеозапись, на которой видно, как няня избивает и бросает на пол годовалого ребенка.
Менеджер агентства по подбору домашнего персонала «Прайм» Янина Тимофеева рассказала «Известиям», что сейчас главное требование для няни — это опыт работы в семье. Преимуществом считается педагогическое образование.
— В агентстве особой профессиональной подготовки няни, как правило, не проходят. Но мы проверяем паспорт, медицинскую книжку, расспрашиваем о предыдущем месте работы, — пояснила она.
Директор Института изучения детства, семьи и воспитания Татьяна Волосовец рассказала «Известиям», что сейчас от людей, которые устраиваются младшими воспитателями в детские сады или нанимаются нянями в семью, не требуется совершенно никаких профессиональных навыков и компетенций. Достаточно окончить 11 классов школы и получить санитарную книжку.
— Мы считаем, что это неправильно. Если работник не занимается педагогической деятельностью, но до 12 часов в сутки находится в непосредственном контакте с ребенком, он должен пройти специальную подготовку, — отметила Татьяна Волосовец.
Профессиональный стандарт предполагает, что специалист по присмотру и уходу (младший воспитатель, помощник воспитателя и няня) должен владеть основами педагогических знаний и возрастной психологии, быть компетентным в вопросах воспитания, уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь. Такой работник должен при необходимости проконсультировать родителей по организации жизнедеятельности детей, а в случае экстренной ситуации — оперативно с ними связаться. Также человек, ухаживающий за маленьким ребенком, вне зависимости от того, работает он в детском саду или по частному найму, обязан периодически проходить медицинские осмотры.
— Мы рассчитываем, что профессиональный стандарт будет ориентиром для родителей. Ведь сейчас многие даже не пытаются выяснить, а не болен ли, например, туберкулезом человек, которому они планируют доверить своего ребенка, а уж тем более не интересуются его профессиональными навыками, — сказала Татьяна Волосовец.
В разработанном профстандарте указано, что специалист по присмотру за дошкольниками должен пройти профессиональное обучение. По мнению экспертов, курс должен включать от 120 до 140 учебных часов. В конце обучения няня должна получить сертификат.
— Такой документ был бы сигналом для родителей, что специалист готов к взаимодействию с ребенком и знает, что делать в экстренных случаях, — сказала Татьяна Волосовец. — Также сертифицированные специалисты в приоритетном порядке могли бы находить работу в детских садах, учреждениях соцзащиты или здравоохранения.
Однако она отметила, что пока программ обучения для специалистов по присмотру и уходу за детьми не существует. Их только предстоит разработать после утверждения профессионального стандарта Минтрудом.
Сергей Рыбальченко рассказал, что предоставлять услуги по обучению нянь и помощников воспитателей могут некоммерческие общественные организации, институты, занимающиеся проблемами детства, и агентства по подбору домашнего персонала.
Председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрий Янин отметил, что сейчас рынок частных нянь практически полностью «серый».
— В России необходимо развивать систему ухода за дошкольниками, чтобы родители не переживали за детей и могли нормально работать. Однако вряд ли наши граждане готовы идти на эксперименты с наймом обученных нянь. Все понимают, что любая легализация означает подорожание услуг, — считает эксперт.
По словам Сергея Рыбальченко, чтобы самозанятые няни были заинтересованы в легализации и получении сертификата, государство должно не просто освободить их от налогов, а взять на себя оплату страховых взносов, формируя при этом их социальные права. Такой механизм, например, действует во Франции в отношении сертифицированных нянь.
«Известия»
Фото: svetlyachok43.ru
на Ваш сайт.
sosedi.org.ru
Профессиональный стандарт воспитателя дошкольного образования :: BusinessMan.ru
Профессиональный стандарт педагога–воспитателя является в данное время основным документом в стране. Он создан для облегчения требований квалификационных характеристик.
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования способствует формированию должностных инструкций для этой категории сотрудников.
Важные аспекты
Он позволяет отсекать дополнительные обязанности, которые отвлекают педагога от непосредственной работы с детьми. К примеру, в профессиональный стандарт педагогической деятельности воспитателя не включается составление образовательных программ.
Значимость стандарта
В рассматриваемом документе говорится о том, что он является альтернативой устаревшим морально нормам оценки профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования должен раскрепостить современного учителя, дать ему силы и возможности для саморазвития.
Идея совершенствования педагогических работников
Авторы документа считают, что стандарт обязан побуждать педагога к нахождению нестандартных решений. Подобное качество предполагает расширение пространства педагогического творчества, объединение в одном наставнике сразу нескольких специалистов: тьютора, дефектолога, социального работника, психолога.
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя является инструментом реализации новой образовательной стратегии в современных условиях, способом повышения качества воспитания. Он способствует выходу отечественного дошкольного образования на международный уровень.
Профессиональный стандарт воспитателя стал базой для формирования трудового договора, содержащего отношения между работодателем и сотрудником.
Характеристика документа
Он представляет собой документ, который определяет границы требований к квалификации педагогического работника. Профессиональный стандарт воспитателя предполагает деление на уровни, учет специфики работы педагога в дошкольных образовательных учреждениях. Он структурирует развитие и воспитание ребенка, наполнен психологическими и педагогическими компетенциями.
Функции стандарта
Выделим основные предназначения анализируемого документа. Профессиональный стандарт воспитателя выполняет следующие функции:
- способствует преодолению технократического подхода в оценке учительского труда;
- обеспечивает рост ответственности педагогического работника за свои профессиональные результаты;
- мотивирует учителя на систематическое повышение квалификации.
Сфера применения
Профессиональные стандарты учителей и воспитателей используют при отборе потенциальных кандидатов на вакантную должность, в процессе аттестации. Этот документ позволяет выявлять уровень педагога, помогать в повышении своего опыта работы.
Определения и термины
Профессиональный стандарт – требования к воспитателю, его готовности к деятельности в сфере образования. Квалификация работника суммируется из разнообразных профессиональных компетенций. Под этим понятием подразумевается способность использовать умения, знания, действовать на базе практического опыта в процессе решения общих педагогических задач.
Общий профессиональный стандарт воспитателя дошкольного образования предполагает дополнения на региональном уровне. Под ним подразумевается документ, который включает дополнительные требования к квалификации педагогических работников, дающие им возможность качественно выполнять функциональные обязанности на конкретной территории.
Профессиональный стандарт социального воспитателя составляется с учетом ключевых требований: воспитания, обучения, развития детей.
Виды компетенций
В анализируемом документе применяют термин – профессиональные ИКТ компетентности. Они предполагают применением в рамках решения профессиональных задач информационно-коммуникативных технологий.
Аудит – это независимый, системный, документированный процесс объективного оценивания для установления уровня выполнения выдвигаемых требований.
Внутренний аудит осуществляется в рамках организации, а внешняя экспертиза предполагает проведение аттестации педагогических сотрудников региональной властью, в функции которой входит сферы образования.
Содержание документа
Профессиональный стандарт воспитателя, педагога содержит требования, предъявляемые к данной категории работников. Педагог обязан:
- владеть программой и предметом;
- иметь высшее педагогическое образование;
- уметь составлять, проводить, анализировать занятия и уроки;
- владеть основными методами, приемами, формами внеурочной работы;
- находить индивидуальный подход к каждому ребенку;
- использовать в профессиональной деятельности критерии оценки;
- применять ИКТ.
Профессиональный стандарт воспитателя от 18. 10. 2013 № 544н содержит требования к воспитанию. Педагог обязан:
- знать и применять методы и формы воспитательной деятельности, организации походов, экскурсий, экспедиций, музейной педагогики;
- вовлекать детей в процесс воспитания и обучения, мотивировать их учебную и познавательную деятельность;
- ставить воспитательные цели, направленные на развитие детей;
- устанавливать правила поведения в детском коллективе;
- оказывать помощь и поддержку ученическим органам самоуправления;
- уважительно относиться к детям;
- вести воспитательную деятельность с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников;
- работать с родителями, привлекать их к вопросам воспитания;
- помогать детям разрешать конфликтные ситуации;
- поддерживать позитивный настрой и традиции в дошкольном (школьном) учебном заведении.
Какие еще функции должен выполнять воспитатель в социальной сфере? Профессиональный стандарт предполагает готовность оказывать адресную помощь и поддержку детям вместе с иными специалистами: психологами, врачами, логопедами, дефектологами. Современный преподаватель обязан владеть методиками, позволяющими ему проводить коррекционную и развивающую работу, анализировать изменения, происходящие с ребенком. Документ «Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность), воспитатель, учитель» предполагает:
- применение данной категорией работников психологических подходов: культурно-исторического, развивающего, деятельностного;
- разработку и проведение мероприятий, способствующих предотвращению разных форм насилия в образовательной организации;
- осуществлять работу по образовательным программам программа дополнительного, общего среднего образования;
- вместе с психологом проводить периодические мониторинги индивидуальных возможностей детей, составлять их психолого-педагогические характеристики.
Согласно принятому документу, педагогические работники обязаны развивать навыки поведения подрастающего поколения во Всемирной паутине, совершенствовать навыки поликультурного общения, формировать толерантность по отношению к представителям других национальностей.
Профессионалом считается то преподаватель, который владеет психолого-педагогическими технологиями, направленными на развитие и воспитание следующих категорий:
- одаренных детей;
- социально уязвимым школьников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
- сирот;
- мигрантов;
- детей с ОВЗ;
- учеников с девиантным поведением.
Методы оценки работы педагога
Проводят итоговую оценку профессиональной деятельности учителя по результатам, демонстрируемым его учениками в рамках проверочных работ, итоговой аттестации. Для оценки соответствия тем требованиям, которые выдвигаются в рамках профессионального стандарта к педагогам, допустимо проведение внутреннего аудита с анализом отчетов и планов работы, посещением учебных занятий и внеурочных мероприятий.
Данные могут быть получены и с помощью интервью, анкетирования, наблюдения, записей.
ИКТ компетенции учителя
Они предполагают использование педагогом приемов, правил применения ИКТ, навыки устранения неполадок. Отдельное внимание в данной компетенции уделяется в стандарте соблюдению техники безопасности. Современный профессионал, работающий в дошкольном учреждении (школе) обязан владеть методами клавиатурной печати, навыками организации и проведения конференций, семинаров.
Психологические требования к современному учителю (воспитателю)
Современный учитель должен быть подлинным гражданином своей страны, понимать свою принадлежность к обществу, уважать свободы и права личности. В своей работе воспитатель (педагог) руководствуется совокупностью социальных норм, принятых в конкретном обществе. Он обязан знать и использовать в своей профессиональной деятельности личностные и возрастные особенности детей, создавать условия для развития коммуникативной компетентности дошкольников (учащихся).
В процессе осуществления прямых функциональных обязанностей педагог учитывает возрастные особенности детей, применяя в рамках учебного занятия (внеурочного мероприятия) различные виды деятельности, способствует формированию целостной картины мира.
Профессиональный стандарт учителя математики и информатики
Преподаватель обязан в полной мере соответствовать всем требованиям, предъявляемым к профессиональному стандарту учителя, формировать:
- способности к формированию и совершенствованию логики;
- знать основы математических моделей существующих процессов и объектов, умений моделирования объектов для анализа их свойств.
В математической и информационной деятельности формируются следующие умения и навыки:
- умения и навыки в области информатики и математики;
- возможности преодоления интеллектуальных затруднений, уважения к интеллектуальной деятельности и ее результатам.
Работа педагога должна в полной мере соответствовать всем требованиям федеральных образовательных стандартов нового поколения всех ступеней образования. Среди тех требований, которые указываются в рассматриваемом документе, можно отметить:
- навыки решения элементарных математических задач, включая и новые, возникающие в рамках работы с классным коллективом;
- разбор заданий олимпиадного характера.
Учитель математики и информатики должен выполнять задания существующих открытых банков на уровне, который устанавливается с учетом его квалификации. Согласно профессиональному стандарту, утвержденному для российского учителя математики, такой специалист должен применять в своей работе современные информационные источники, следить за обновлениями в математической области, знакомить с ними своих воспитанников. Также в его обязанности входит проведение консультаций по сложным методическим и математическим вопросам молодым коллег. Настоящий профессионал выстраивает логические цепочки, стремится осознать и проанализировать рассуждения своих учеников. Педагог поощряет выбор ребятами нестандартных способов решения заданий повышенного уровня сложности, стимулирует саморазвитие своих учеников. Он находится в тесном контакте и связи с коллегами-предметниками, выполняет задания из смежных научных областей: физики, химии, биологии, предполагающих проведение математических действий и вычислений.
Вместе со школьниками учитель математики (информатики) анализирует жизненные и учебные ситуации, где допустимо использование основных математических инструментов. Он поощряет инициативу ребят в приобретении дополнительных математических знаний и навыков.
Согласно профессиональному стандарту, преподаватель математики и информатики умело пользуется приемами и методами осознания математического текста, анализирует данные, получаемые в рамках экспериментальной деятельности на уроках биологии и химии, а также в рамках общественных учебных дисциплин.
Какие еще требования к учителю данной направленности предъявляет новый профессиональный стандарт? Среди тех навыков, которыми обязан овладеть учитель математики и информатики, отмечают:
- рисование от руки на доске и на бумаге набросков;
- использование мультимедийного оборудования;
- построение на компьютере и вручную объемных геометрических фигур и изображений объектов;
- вести индивидуальный и коллективный диалог со школьниками в процессе рассмотрения математической задачи.
Заключение
После распада Советского Союза в отечественном образовании длительное время функционировал хаос и неразбериха. Те образовательные программы, которыми пользовались в своей профессиональной деятельности педагоги. Устарели по своему содержательному компоненту, они не способны были удовлетворять требованиям, предъявляемым обществом к выпускникам детских садов и образовательных учреждений среднего звена.
Определенные сложности возникали у членов аттестационных комиссий (экспертных групп) и в оценке результатов профессиональной деятельности педагогов и воспитателей, что является обязательным условием для установления данной категории сотрудников размера заработной платы.
Разработка и внедрение в системы дошкольного и школьного образования профессионального стандарта педагога (воспитателя) позволило эффективно решать подобные вопросы, адекватно оценивать результативность деятельности талантливых воспитателей и учителей.
businessman.ru
Требования к квалификации по должности младшего воспитателя
Согласно ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством РФ.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура должностей).
В Номенклатуре должностей отсутствует должность младшего воспитателя. Следовательно, данная должность не является педагогической.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” в образовательных организациях наряду с должностями работников образования в ДОУ, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”) (далее – ЕКС), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, должность младшего воспитателя отнесена к должностям учебно-вспомогательного персонала.
Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” право на занятие учебно-вспомогательных должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с ЕКС предъявляются следующие требования к квалификации педработника ДОУ по должности младшего воспитателя: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, для младшего воспитателя не обязательно иметь педагогическое образование. Для занятия должности младшего воспитателя достаточно наличия среднего профессионального образования, независимо от направления подготовки.
Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.
www.resobr.ru