Содержание

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования 2018

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
AПреподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации6
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППA/01.66.1
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестацииA/02.66.1
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППA/03.66.2
BОрганизация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности6
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащихB/01.66.1
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихсяB/02.66.1
Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процессаB/03.66.2
CОрганизационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО6
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПОC/01.66.1
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитииC/02.66.1
DОрганизационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО6
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам ВОD/01.66.1
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитииD/02.66.1
E
Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)
6
Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбораE/01.66.1
Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)E/02.66.1
FОрганизационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации6
Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) ДПО и(или) профессионального обученияF/01.66.3
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения F/02.66.3
Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практикF/03.66.3
GНаучно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП7
Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППG/01.77.3
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППG/02.77.3
HПреподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации7
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и(или) ДППH/01.66.2
Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и(или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификацииH/02.66.2
Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятийH/03.77.1
Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и(или) ДППH/04.77.1
IПреподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации 8
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДППI/01.77.2
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и(или) ДППI/02.77.3
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДППI/03.77.2
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДППI/04.88.1
J
Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации8
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДППJ/01.77.3
Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и(или) ДППJ/02.88.2
Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плануJ/03.88.2
Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторовJ/04.88.2
Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плануJ/05.88.2
Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП J/06.88.3

classdoc.ru

Профстандарт преподавателя профессионального образования

Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования — документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться. Это инструмент диагностики уровня квалификации, «вербования» новых сотрудников, стимул совершенствования образования и основа трудовых взаимоотношений руководства и педагогических кадров. От того, насколько понятным и эффективным будет его внедрение, во многом зависит каждодневная работа в новой системе образования, которая активно формируется в нашей стране.

Что такое профессиональный стандарт?

Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Другими словами, профессиональный стандарт — документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.

Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель — повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.

Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:

  • Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего — неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
  • Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей. Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
  • Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.

Что прописано в профстандарте педагога профессионального образования?

В утвержденном приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 профстандарте профессионального образования содержится следующая информация:

  1. Общие сведения. Здесь определены общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описаны общие функции, которые должен выполнять преподаватель. Общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций. Для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Подробная расшифровка позиций функциональной карты, содержит перечень конкретных действий для выполнения каждой функции. Также указаны необходимые умения и знания, которые должны быть у педагога.

Неужели без профстандартов никак не обойтись?

Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.

  • Повышение качества образования. Профессиональный стандарт — инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
  • Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
  • Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.

Разработчики профстандарта преподавателя СПО, ВПО и других форм профессионального образования предполагают, что стандарт значительно повысит интерес специалистов к педагогической деятельности и увеличит ответственность за достижение результатов. Профстандарт призван избавить педагога от выполнения ненужных функций, и поможет сконцентрироваться непосредственно на прямых обязанностях. Стандарт — это ещё и прекрасная мотивация для постоянного повышения квалификации учителей.

Должностная инструкция преподавателя СПО по профстандарту

К составлению должностной инструкции в условиях внедрения профстандарта педагога СПО есть четкие требования. В ней должны быть следующие обязательные разделы:

  • Общие положения. Указывается сфера деятельности, полное название занимаемой должности и кому подчиняется работник. Также указывается порядок назначения на должность и освобождения от неё, требования к знаниям, навыкам и квалификационному уровню.
  • Функции. Согласно профстандарту, перечисляются трудовые функции (ТФ), которые обязан выполнять конкретный педагог.
  • Должностные обязанности. Содержит перечень функциональных обязанностей, которые фиксируются в профстандарте преподавателя и соответствуют выполняемой ТФ.
  • Права работника.
  • Ответственность. Виды ответственности за качество выполняемых обязанностей педагога, соблюдение трудовой дисциплины, сохранность вверенных ценностей или документов.
  • Взаимоотношения. Здесь перечисляются должностные лица, с которыми у работника могут быть служебные взаимоотношения (обмен информацией).

Итак, профстандарт — документ, способный вывести отечественную систему образования на международный уровень и максимально конкретизировать работу преподавателей профессионального образования. Достижение высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности — вот основная задача профессиональных стандартов.

Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международной конференции «Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов».

academy-prof.ru

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Педагог профессионального образования должен соответствовать требованиям, установленным профстандартом. Разбираемся, каким именно.

Из статьи вы узнаете:

Профстандарт педагога профессионального образования

Переход к новой системе оценки квалификации специалистов в России был начат в конце 2012 года, когда в действующий Трудовой кодекс были внесены изменения, предполагающие применение профессиональных стандартов.

Именно тогда была введена в действие актуальная редакция ст. 195.1 ТК РФ, которая определяет профстандарт как требования к уровню и характеру квалификации сотрудника, необходимой ему для выполнения возложенных на него трудовых задач.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Читать статью

Читайте по теме в электронном журнале

Начиная с этого момента Министерством труда и занятости была инициирована обширная работа по формированию и утверждению профессиональных стандартов для отдельных предметных областей, к которой привлекались опытные эксперты. Каждый из итоговых документов должен был составляться в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. При этом степень проработки конкретного профстандарта зависела от нескольких факторов, включая собственно сложность данного вида профессиональной деятельности и его значимость для общества и экономики.

Скачайте документы по теме:

Обращаем внимание! Введение профессиональных стандартов не отменяет действие квалификационных справочников. И работодатель вправе сам решать каким документом ему руководствоваться при определении квалификационных требований к должности: профстандартом или квалификационным справочником.

Нельзя не признать, что по последнему критерию педагогическая деятельность является одной из самых серьезных сфер. Именно поэтому разработке профстандартов для педагогов было уделено много времени и внимания. В результате с 1 января 2017 года были введены в действие сразу пять обширных документов, устанавливающих требования к уровню квалификации педагогических работников. Одним из них является стандарт, регламентирующий применение квалификационных требований к педагогу в области профессионального обучения и профессионального образования основного и дополнительного уровней. О том, какие еще профстандарты для педагогов действуют в настоящее время, вы можете узнать в нашем материале.

Профессиональный стандарт педагога  профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н

Читайте по теме в электронном журнале

Области применения профстандарта педагога профессионального образования

Специфика профессионального стандарта педагога профессионального образования заключается, в том числе, в том, что его действие распространяется на специалистов, которые задействованы в выполнении трудовой деятельности в области образования достаточно высокого уровня. В частности, положения профстандарта, утвержденного приказом № 608, распространяются на следующие категории работников:

педагоги, осуществляющие преподавательскую деятельность в образовательных организациях, уровень которых относится к среднему профессиональному;

преподаватели высших учебных заведений с различным статусом, включая университеты, академии, институты и другие организации высшего профессионального образования;

специалисты, чья профессиональная деятельность предполагает выполнение функций по разработке методик обучения.

Стоит учитывать, что выделение перечисленных категорий сотрудников в целях применения профстандарта педагога профессионального образования производится с применением Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08). В свою очередь, перечисленные категории специалистов могут быть задействованы в реализации образовательного процесса по различным направлениям подготовки, начиная от среднего профессионального и выше. Какие конкретно ступени образования охватывает действие данного стандарта — читайте в нашей статье.

Требования к специалисту, установленные профстандартом педагога

Применение профессиональных стандартов имеет целый ряд серьезных плюсов для работодателя, одним из которых является четкая фиксация необходимых требований, которым должен соответствовать специалист, занимающий должность педагога профессионального образования.

В свою очередь, требования, зафиксированные в профстандарте преподавателя профессионального образования, касаются различных квалификационных характеристик такого специалиста, а также содержат особые условия, связанные со спецификой педагогической работы на различных уровнях обучения.

Справка

Требования к образованию и квалификации

Поскольку профстандарт, утвержденный приказом № 608н, предполагает преподавание для обучающихся, уже получивших общее образование, педагог такого уровня должен иметь достаточно серьезный образовательный багаж. При этом требования профстандарта допускают несколько возможных вариантов в отношении имеющегося у специалиста уровня образования в зависимости от того, какую именно должностную позицию он занимает в образовательном учреждении. Так, например, если для мастера достаточно среднего профессионального образования по преподаваемому направлению, то для методиста обязательным требованием является наличие высшего образования.

Кстати, в отношении требований к образованию профстандарт проявляет достаточно большую гибкость: так, в нем предусмотрены варианты решения ситуации отсутствия необходимого уровня образования для специалистов, которые не имеют педагогической подготовки, или сотрудников, не обладающих необходимыми знаниями по профилю преподавательской деятельности. Узнайте из нашей статьи, какие рекомендации по этому вопросу содержатся в тексте профессионального стандарта.

 В Приказе Минтруда России от 12.04.2013 №148н содержится исчерпывающая классификация уровней квалификации в соответствии со сложностью выполняемых задач и условиями относительно наличия у работников специальных навыков и знаний.

Проанализировав содержание этого документа, а также профстандарта педагога профессионального образования, можно сказать, что рассматриваемый профстандарт предполагает достаточно высокие требования относительно имеющейся квалификации такого специалиста.

В нашем материале мы подробно рассказываем об уровнях квалификации педагогов.

Обратите внимание! Требования к опыту практической работы определяются на основании уровня образования, имеющегося у педагога, и занимаемой им должностной позиции.

Специальные ограничения для занятия педагогической деятельностью

Наряду с общими требованиями относительно уровня образования и квалификации, определенными для педагога профессионального обучения профессиональным стандартом, к такому специалисту применяются специальные ограничения, установленные ст. 331 и 351.1 ТК РФ.

Справка

В частности, к такой деятельности не допускаются:

  1. лица, которые в судебном порядке были лишены права осуществлять педагогическую деятельность;
     
  2. лица, которые в судебном порядке были признаны недееспособными;
     
  3. сотрудники, имеющие заболевания социально опасного характера;
     
  4. граждане, имеющие судимость за преступления тяжкого и особо тяжкого характера;
     
  5. граждане, имеющие судимость за особые категории преступлений, связанных с посягательством на неприкосновенность личности и государства.

Подобные требования применяются ко всем категориям работников, чьи трудовые обязанности связаны с осуществлением педагогической деятельности.

При этом, однако, в отдельных случаях работник, имеющий судимость, может быть допущен к работе с учащимися, однако для этого необходимо получение решения комиссии по делам несовершеннолетних. 

Что касается состояния здоровья педагогических работников, то во избежание допуска к работе с обучающимися лиц, имеющих опасные заболевания заразного типа, такие специалисты должны быть подвергнуты процедуре медицинского осмотра в установленном порядке. В нашем материале мы указываем, какие виды медосмотров являются обязательными для этих сотрудников.

Обязанности педагога профессионального образования по стандарту

Педагог профессионального образования по стандарту, утвержденному приказом № 608н, должен обеспечить успешное выполнение следующих основных трудовых функций в процессе осуществления своей профессиональной деятельности:

разработка образовательных  модулей и учебных программ в части содержательного и методического аспекта их реализации;

организация эффективной обучающей деятельности, обеспечивающей полноценное усвоение учащимися содержания материалов, предусмотренных образовательными модулями и учебными программами;

обеспечение регулярного и качественного контроля за усвоением учебного материала на промежуточных и итоговых стадиях прохождения обучения.

В процессе реализации указанных трудовых функций педагогу профессионального обучения в рамках профстандарта следует применять и учитывать положения специальной литературы, справочных изданий, методических материалов и иную информацию, предусмотренную актуальными стандартами осуществления преподавательской деятельности.

При этом, однако, в целях обеспечения интереса учащихся к обучению и повышения качества усвоения ими преподаваемого материала рекомендуется применение форм подачи материала, соответствующих возрасту, особенностям коллектива и иным характеристикам обучающихся. Более подробно о методах оценки эффективности решения поставленных перед педагогом задач Вы можете прочитать в нашем материале.

Трудовые функции педагога

Несмотря на некоторые различия в части требований к уровню образования, опыта практической работы и других характеристик, к педагогам высшего и дополнительного образования, а также педагогам СПО профстандарт предъявляет схожие требования в части общих принципов выполнения трудовых функций по данной профессии.

Справка

В частности, в число трудовых функций педагога профессионального образования входят:

  1. осуществление преподавательской деятельности в рамках коллектива обучающихся с учетом их индивидуальных характеристик и особенностей группового взаимодействия;
     
  2. организация учебного процесса с элементами производственной деятельности по профилю обучения;
     
  3. педагогическое и организационное сопровождение обучающей деятельности в соответствии с уровнем обучения;
     
  4. обеспечение научной, учебной, методической и организационной подготовки реализации программ профессионального обучения в соответствии с его уровнем.

В зависимости от уровня обучения и характера преподавательской деятельности допускаются различные наименования должностных позиций, предусмотренные профстандартом: педагог дополнительного профессионального образования, мастер производственного обучения, преподаватель и другие. О том, как выбрать наиболее подходящий вариант для конкретной ситуации, читайте в нашем материале.

Применение профессионального стандарта педагога

Согласно положениям действующего законодательства, подтвержденным официальными разъяснениями Минтруда, данными в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253, в настоящее время применение профстандартов в педагогической деятельности осуществляется в целях решения следующих задач:

формирование кадровой политики и управление персоналом, в том числе определение трудовых функций работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;

проведение обучения и аттестации работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;

тарификация работ и присвоение тарифных разрядов, а также установление систем оплаты труда с учетом особенностей организации труда и управления.

Действующее законодательство предусматривает ряд должностных позиций, для которых применение разработанных профстандартов становится обязательным с момента их официального утверждения: в нашем материале мы приводим полный перечень таких должностей.

Согласно положениям ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ позиция педагога относится к перечню должностей, для которых необходимо применение положений действующих профстандартов. Таким образом, указанные специалисты обязаны соответствовать требованиям к преподавателям по профессиональному стандарту, утвержденному приказом № 608н или требованиям, установленным квалификационным справочником.

Справка

Действия работодателя при несоответствии работника профстандарту педагога

Если оценочный центр или специальная рабочая группа, созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Кстати, Трудовой кодекс рекомендует работодателю регулярно организовывать повышение квалификации педагогических работников. Мы расскажем, как часто и каким образом необходимо направлять таких сотрудников на обучение.

Однако если все необходимые мероприятия проведены, а уровень квалификации сотрудника остается недостаточным, работодатель может провести аттестацию работника. При неудовлетворительных результатах этого мероприятия у работодателя уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). О том, как оформить увольнение педагогического работника, читайте в нашем материале.   

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

www.kdelo.ru

Внедрение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» как инновационная управленческая практика

В последние десять лет в России ведется активно работа по разработке профессиональных стандартов. Особенно этот процесс был ускорен после майских Указов Президента РФ (2012г). В настоящее время постепенно начинается процесс освоения и внедрения профессиональных стандартов в различных сферах и видах экономической деятельности, не обошёл этот процесс и сферу профессионального образования.

Первый профессиональный стандарт в сфере профессионального образования «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих) просуществовал недолго, но, тем не менее, на его основе некоторые профессиональные образовательные организации России,  в том числе Томский экономико-промышленный колледж и ещё ряд профессиональных организаций Томской области, прошли процедуру независимой оценки  (сертификации квалификаций) на соответствие требованиям профессионального стандарта. Общественное обсуждение и практика применения профессионального стандарта показала необходимость внесения поправок и изменений. 

В сентябре 2015г. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н был утвержден  новый профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования», который претерпел серьёзные изменения по отношению к предыдущему документу, начиная с названия и заканчивая содержательными элементами.  С 1 января 2017г. данный стандарт вступает в силу.  Как заявлено в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ, профессиональный стандарт должен стать основным инструментом кадровой политики и управления персоналом образовательной организации, а именно, требования профессиональных стандартов должны учитываться работодателем при приёме на работу и оформлении трудовых договоров, при организации обучения и аттестации персонала, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [1]. Профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики в любой организации.

Руководствуясь новыми подходами, заложенными в профессиональном стандарте, руководство Томского экономико-промышленного коллежа попыталось выстроить комплексную и систематическую работу с педагогическим коллективом по изучению и осмыслению требований профессионального стандарта по следующим  направлениям:

  • обучение и рефлексия требований стандарта преподавателями и мастерами производственного обучения;
  • проведение независимой оценки (сертификации квалификаций) контрольной группы преподавателей колледжа на соответствие требованиям профессионального стандарта;
  • исследование управленческой практики колледжа на соответствие требованиям профессионального стандарта.

В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» сформулированы обобщённые трудовые функции (далее – ОТФ), выполнение которых привязано к уже существующим должностям в профессиональных образовательных организациях:  преподаватель, мастер производственного обучения, методист, старший методист. В то же время в стандарте выделены такие обобщенные функции как: «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее – СПО)», «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями), которые, по мнению разработчиков стандарта, могут выполняться педагогическими работниками выше обозначенных должностей. Это говорит  о том, что стандарт с одной стороны прописывает максимально возможные обобщённые трудовые функции, которые могут выполнять педагогические работники,  но, в то же время, предоставляет возможность  работодателю самостоятельно решать вопрос  о возможных комбинациях и сочетаниях видов деятельности при выполнении трудовых функций. Если первая обобщённая трудовая функция в практике образовательных организаций представлена на сегодняшний день функциями, которые выполняют кураторы групп (классные руководители) и имеет правовую основу в виде локальных актов организации, описывающих обязанности, связанные с этим кругом работ, то такая ОТФ как «Проведение профориентационных мероприятий…» чаще всего трактуется в  организациях как участие в профориентационной деятельности и прописана как одна из должностных обязанностей преподавателя и (или) мастера производственного обучения. Возможно, отчасти именно с этим связаны  неконкретность форм и результатов деятельности по данному направлению в практике профессиональных образовательных организаций. Поэтому в этом отношении  профессиональный стандарт помогает работодателю лучше осмыслить и сформулировать функционал работников за рамками штатного расписания.

Проведённый нами сравнительный анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» и квалификационных характеристик по должностям «преподаватель» и «мастер производственного обучения», размещённых в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ныне действующих, показывает следующее:

  • Формулировки, используемые в профессиональном стандарте, зафиксированы через описание деятельности. Они конкретны, понятны, предполагают однозначное толкование и к ним можно подобрать  измерители и показатели для оценки результатов деятельности. Описание деятельности раскрыто через трудовые функции и трудовые действия и носит комплексный характер. В проф.стандарте отсутствуют такие аморфные характеристики деятельности как «преподаватель осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими, преподаватель содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании и др.»[2].
  • В проф.стандарте для преподавателя и мастера производственного обучения появились некоторые трудовые действия, которые ранее не были учтены в квалификационных характеристиках по соответствующим должностям. Например, для должности «преподаватель» появились такие трудовые действия как «Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции))», «Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и(или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена)»[1]. И хотя эти виды деятельности присутствовали в практике работы преподавателя, тем не менее нормативно они не были определены. Для должности мастера производственного обучения в квалификационных характеристиках не были отражены такие  трудовые функции как «Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся»  и «Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса». Данные  виды деятельности имели место быть в практике работы и мастера производственного обучения, и преподавателя, тем не менее, нормативно они не были прописаны ни в квалификационном справочнике, ни в должностной инструкции.
  • Описание в проф.стандарте деятельности преподавателя и мастера производственного обучения через трудовые функции и трудовые действия наглядно показывает сходство функционала этих должностей и  особенности, которые их отличают. Это важно для практической деятельности, т.к. нередки случаи,  когда у педагога возникает потребность смены должностей, с одной стороны, и сохранения социальных гарантий по стимулирующим выплатам, связанным с аттестацией на квалификационную категорию по определённой должности, с другой стороны. Поэтому для сохранения соответствующих выплат за категорию необходимо было  доказывать    аттестационной комиссии  сходство выполняемых функций по разным должностям.
  • Наибольших изменений претерпел функционал методистов и старших методистов. Так в профессиональном стандарте появился новый функционал для методистов, выраженный в такой трудовой функции как «Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) дополнительного профессионального образования (ДПО) и(или) профессионального обучения»[1]. В практике образовательных организаций данная трудовая функция, как правило, выполнялась не систематически, закреплялась то за различными структурами, то за  должностными лицами организации. В отдельных случаях эта деятельность или некоторые  её элементы поручались руководителям практик, руководителям методических объединений, центрам содействия трудоустройству и т.д. Поэтому выполнение данной трудовой функции в дальнейшем  методистами профессиональных образовательных организаций требует от образовательной организации серьёзного анализа ситуации при принятии решения исходя из конкретных условий. Нужно учитывать тот факт, что изменения, связанные с функционалом методистов, идут по пути увеличения объёма и конкретизации трудовых действий методиста. Можно предположить, что на первых порах это могут быть решения не только связанные с необходимостью приведения локальных актов организации  в соответствие с требованиями проф.стандарта и организации обучения методистов, но и возможно на переходном этапе отдельные трудовые действия этой функции будут распределены между разными  субъектами, теми, кто сможет выполнять их качественно в настоящий момент. Например, руководители методических объединений могут взять  на себя описанную функцию, так как многие из них за годы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и необходимости проектирования содержания образовательных программ фактически занимались изучением требований рынка труда с целью уточнения и определения образовательных результатов основной профессиональной образовательной программы.  В качестве одного из  вариантов возможно создание в профессиональной образовательной организации лабораторий или творческих групп по оценке качества и (или) проведения социологических исследований. В данном случае можно не касаться изменения штатного расписания образовательной организации: определяем функционал и учитываем результаты труда педагогов в рамках действия «эффективных контрактов» на основании показателей эффективности деятельности. Относительно новой трудовой функции для методиста можно считать и такую трудовую функцию как «Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик». В действующих квалификационных характеристиках по должности «методист» указанная функция   не звучала так конкретно, не была прописана и  необходимость выполнения таких трудовых действий как «Посещение и анализ занятий, проводимых преподавателями и мастерами производственного обучения»,  «Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса». За методистами квалификационными  характеристиками закреплялась обязанность «принимать участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений»[2]. Это означает, что не только изменились формулировки деятельности. По сути происходит изменение роли методиста в процессе определения требований к качеству профессионального образования и оценки качества реализуемых образовательных программ. Из участника этого процесса методист превращается в ответственное лицо.

Одной из новаций профессиональных стандартов  является закрепление за трудовыми функциями требований соответствующего уровня квалификации. Под уровнем квалификации понимается  совокупность показателей квалификации, а именно: «полномочия и ответственность», «характер умений», «характер знаний», «пути достижения уровня квалификации» [4]. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения….» содержит информацию не только об уровне квалификации, но и о подуровнях квалификации. Обобщённые трудовые функции соответствующие должностям преподавателя, мастера производственного обучения содержат трудовые функции соответствующие разным подуровням. Например, ОТФ «Преподавание по программам СПО» содержит такую трудовую функцию как «Организация учебной деятельности обучающихся», она соответствует 6 уровню квалификации, подуровень квалификации 6.1. Другая трудовая функция в рамках этой же ОТФ «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)  программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПО» соответствует 6 уровню квалификации, подуровень квалификации 6.2. Аналогичная же ситуация и с другими обобщёнными трудовыми функциями. Наличие данной ситуации даёт возможность предполагать, что в дальнейшем возможны изменения в номенклатуре должностей, касающиеся выполнение той или иной ОТФ. Так, можно предположить, что наряду с должностью «преподаватель» могут появиться  такие должности как «преподаватель-методист», «преподаватель-наставник». Появление подуровней квалификации, как представляется, должны отразиться на изменениях в процедурах и формах аттестации на квалификационную категорию и соответствие занимаемой должности и, соответственно, на изменение оплаты труда  (коэффициент надбавки к должностному окладу) в соответствии с установленными категориями. Наличие дифференцированных уровней квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников: будет ли эта оценка проходить только через процедуры аттестации или работодатель, педагогический работник будут вынуждены прибегнуть к прохождению независимой оценки квалификаций, по результатам  которой соискатель будет получать сертификат об установлении искомого квалификационного уровня. 

На сегодняшний день Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» обязывает работодателя руководствоваться требованиями профессионального стандарта для определения требований к квалификации педагогических работников. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций» декларируют право работодателя, работника на прохождение независимой оценки квалификации для осуществления определенного вида трудовой деятельности.  Но пока этого недостаточно, чтобы в полную силу заработал механизм независимой оценки. Во многих  регионах ещё не созданы центры оценки квалификаций. Но самое главное, в профессиональных образовательных организациях не сформирована  мотивация (или не оформилась потребность: законодательно эта норма не носит обязательный характер, в очередь на работу в ПО не стоят) педагогов и работодателей к прохождению или организации процедур независимой оценки квалификаций. Скорее всего, процесс освоения и внедрения профессиональных стандартов в практику профессиональных образовательных организаций будет  неразрывно связан с процессами внедрения независимой оценки квалификаций. У профессиональных образовательных организаций есть достаточное количество времени на осмысление требований  профессиональных стандартов, анализ кадровой ситуации, планирование  видов и этапов работ по внедрению стандарта, приведение в соответствие с требованиями профстандарта локальных нормативных актов организаций.  Правительством РФ определен срок внедрения профстандартов до 1 января 2020г[5].  В Томском экономико-промышленном колледже проведение подготовительных работ, мероприятий оформлено в отдельную Программу колледжа.

Список источников:

  1. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38993)
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638).
  3. Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 № 148н « Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 года, регистрационный N 28534)
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».
  5. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а так же государственными корпорациями, государственными компаниями и  хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной или муниципальной собственности».

Оригинал работы:

Внедрение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» как инновационная управленческая практика

www.informio.ru

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования — документ, с помощью которого государство устанавливает для этого специалиста круг выполняемых функций и необходимый уровень квалификации. Посмотрим же, что собой представляет этот документ. 

Что включает в себя профстандарт педагога профессионального образования?

Обобщенные функции по профстандарту преподавателя профессионального образования

Обязателен ли к применению этот профстандарт?

Что включает в себя профстандарт педагога профессионального образования?

Профстандарт, который описывает трудовые функции и квалификацию педагогов в сфере профессионального образования, был утвержден приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015. Данный документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие сведения. Здесь указывается общее название трудовой функции, а также коды классификации рода деятельности по классификаторам ОКЗ (виды занятий) и ОКВЭД (виды экономической деятельности).
  2. Функциональная карта. В этой части описываются общие функции, исполняемые педагогом. Каждая из общих, в свою очередь, может быть разделена на ряд конкретных. Здесь же указывается уровень квалификации, соответствующий каждой функции.
  3. Характеристика функций. В этом разделе каждая из позиций функциональной карты расшифровывается с указанием названия (например, «Преподавание по программам», «Организация учебной деятельности» и т. д.), конкретных действий по ее осуществлению, умений и знаний, которым должен обладать преподаватель. Здесь же перечисляются возможные названия должностей для лиц, соответствующих требованиям профстандарта («преподаватель», «старший преподаватель», «доцент» и т. д.).
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали стандарт. Конкретно разработку профессионального стандарта преподавателя профессионального образования вел ФГАУ «Федеральный институт развития образования» при помощи еще 8 организаций Москвы, Петербурга, Иркутска и Челябинска.

Обобщенные функции по профстандарту преподавателя профессионального образования

Функциональная карта профстандарта предусматривает для преподавателя профессионального образования следующие обобщенные функции:

  1. Преподавание по программам профобучения, включая среднее профобразование, высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура) и дополнительное. Конкретный объем преподавания определяется требуемым уровнем квалификации.
  2. Ведение учебно-производственного процесса.
  3. Организационное и педагогическое сопровождение курса (группы) среднего или высшего профобразования.
  4. Профориентация школьников.
  5. Преподавание по программам аспирантуры, ординатуры и т. д. Эта функция требует максимального для преподавателя уровня квалификации — 8.3.

Обязателен ли к применению этот профстандарт?

Профессиональные стандарты являются обязательными в следующих случаях:

  • когда законодательство прямо это требует;
  • когда с профессией связаны определенные государственные льготы либо, напротив, ограничения.

В отношении стандарта педагога профобразования актуальны оба случая: во-первых, обязательность его применения прямо указана в законодательстве; во-вторых, педагогические работники имеют и ограничения, и льготы со стороны государства. Таким образом, стандарт должен применяться во всех организациях, осуществляющих профессиональное образование. Вводится в действие профстандарт для преподавателей с 1 января 2017 года.

nsovetnik.ru

Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»

Анализ профессионального стандарта

«Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»

Лимаренко А.А.

Профессиональный стандарт «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования» утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н. В соответствии с приказом стандарт «применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.».

Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее –  ТК РФ) и статью 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании»). В остальных случаях он применяется в рекомендательном порядке или наряду с единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).

Должности педагогических работников описаны в двух разделах ЕКС:

– Квалификационные характеристики должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н;

– Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г.  № 1н.

Подбор педагогов, формирование штатного расписания и должностных инструкций, установление системы оплаты труда, обучение и аттестация педагогических работников традиционно относятся к управлению персоналом (в нашем случае – педагогическими кадрами), и должны обеспечивать реализацию кадровой политики, планироваться в контексте решения задач функционирования и развития организации.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником. В нем в соответствии со статьей 57 ТК РФ определяется трудовая функция (работа по должности; конкретный вид поручаемой работнику работы) и условия оплаты труда, в том числе должностной оклад (ставка заработной платы) и выплаты стимулирующего характера.

При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что они в отличие ЕКС описывают профессиональную деятельность, а не должности. Наименование вида профессиональной деятельности соответствует наименованию ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ и приведено в начале раздела I «Общие сведения». В рассматриваемом профессиональном стандарте это педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, ДПО.

Описание профессиональной деятельности в профессиональном стандарте получается путем ее последовательной декомпозиции на обобщенные трудовые функции (далее – ОТФ) и трудовые функции (далее – ТФ), перечень которых приведен в разделе II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)». Результат последнего этапа декомпозиции – перечень трудовых действий – приведен в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций» для каждой из трудовых функций.

Таким образом, профессиональный стандарт не стандартизируют должностные обязанности, а лишь приводят возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную ОТФ. То же относится к требованиям к образованию, опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Они определены как необходимые для выполнения соответствующей ОТФ, а не для назначения (избрания) на должность.

Также при использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что характеристика полномочий и ответственности деятельности, характер умений и знаний, обеспечивающих ее выполнение, определяется уровнем квалификации ОТФ и ТФ («Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (утв. приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н).

В рассматриваемом профессиональном стандарте кроме этого в рамках каждого уровня квалификации определено три подуровня. Это позволяет дифференцировать различия между ТФ, которые относятся к одному уровню квалификации, но различаются по уровню полномочий и ответственности (степень самостоятельности, масштаб деятельности, полнота реализации функций руководства), характеру умений (прежде всего, необходимости разработки новых способов решения задач профессиональной деятельности), характеру (наукоемкости) знаний.

Системное и операциональное описание профессиональной деятельности путем ее декомпозиции на обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ) с указанием их уровня (подуровня) квалификации делает профессиональный стандарт гибким, удобным для решения задач подготовки и управления кадрами:

– планирования потребности, подбора и расстановки кадров, совершенствования системы разделения труда и организации взаимодействия педагогов;

– определения должностных обязанностей конкретного педагога с учетом уровня его подготовленности и опыта, а также потребностей и особенностей деятельности организации;

– формирования требований к результатам освоения основных и дополнительных профессиональных программ, вариативной системы подготовки педагогических кадров и индивидуальных траекторий профессионального развития, ведущих к получению той или иной квалификации;

– создания «прозрачной» системы оплаты труда, в т.ч. с использованием «эффективного контракта».

infourok.ru

Министерство труда и социальной защиты российской федерации

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н”Об утверждении профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования”(Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993)

Документ предоставлен КонсультантПлюсwww.consultant.ru Дата сохранения: 15.12.2015  

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993

ПРИКАЗ

от 8 сентября 2015 г. N 608н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

“ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования”.

2. Установить, что профессиональный стандарт “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Министр

М.А.ТОПИЛИН

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 8 сентября 2015 г. N 608н

Профессиональный стандарт

ПЕДАГОГ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

514

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании

01.004

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ

Группа занятий:

2310

Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования

2320

Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций

2351

Специалисты по методике обучения

(код ОКЗ <1>)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

85.21

Образование профессиональное среднее

85.22.1

Образование высшее – бакалавриат

85.22.2

Образование высшее – специалитет

85.22.3

Образование высшее – магистратура

85.23

Подготовка кадров высшей квалификации

85.30

Обучение профессиональное

85.42

Образование профессиональное дополнительное

(код ОКВЭД <2>)

(наименование вида экономической деятельности)

studfiles.net