ГБДОУ №27 – Профессиональный стандарт

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

СВЯЗЬ МЕЖДУ ТРЕБОВАНИЯМИ К ВОСПИТАТЕЛЮ ДОУ ПО ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  1. Общие сведения о стандарте.
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится

    профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

  2. Функциональная карта.
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

    • обучения;

    • воспитания;

    • развития.

  3. Характеристика функций.
    В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.

  4. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт.
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

ds27.krsl.gov.spb.ru

Обязательны ли требования профстандартов для вожатого, помощника воспитателя, врача и повара, обслуживающих детский лагерь? //

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В зависимости от того, какого рода медицинскую помощь будет оказывать (оказывает) в рамках своих трудовых обязанностей медицинский работник (врач) и по какой именно специальности, работодателю следует руководствоваться соответствующим профстандартом, а в случае отсутствия подходящего профстандарта следует руководствоваться Квалификационным справочником в части наименования должности и квалификационных требований к работнику.

При установлении квалификационных требований по должностям “вожатый” и “помощник воспитателя” работодателю необходимо руководствоваться квалификационным справочником. Профессиональный стандарт “повар” не является обязательным для работодателя.

Обоснование вывода:

Обязательность применения профессиональных стандартов ограничивается в трудовом законодательстве двумя случаями. Во-первых, это касается тех ситуаций, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений: тогда профессиональным стандартам должны соответствовать наименования соответствующих должностей (профессий, специальностей), а также квалификационные требования к ним (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Из указанной нормы следует, что соблюдение квалификационных требований, установленных квалификационным справочником или профессиональным стандартом, необходимо только в тех случаях, когда компенсации, льготы, ограничения “привязаны” к конкретной должности (профессии, специальности). Например, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются только периоды работы по определенным профессиям и должностям (ч.ч. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665). Во-вторых, обязательность применения профессиональных стандартов может быть обусловлена установлением в ТК РФ, иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции: в этом случае профессиональные стандарты, безусловно, применяются, но только в части вышеуказанных требований, предусмотренных законодательством (ст. 195.3 ТК РФ). В иных случаях требования профессиональных стандартов носят лишь рекомендательный характер и могут использоваться работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации лица, занимающего определенную должность (п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минтруда РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, форма и технические требования сертификата специалиста утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 N 982н (далее — Условия и порядок выдачи сертификата специалиста). Согласно пункту 1 этого документа сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации. Одним из условий выдачи сертификата специалиста медицинскому работнику является наличие у него документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту соответствующей специальности (п. 5 Условия и порядка выдачи сертификата специалиста).

Согласно ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Минтрудом были утверждены профессиональные стандарты в сфере здравоохранения. Как видно из названий профстандартов, они соответствуют наименованиям специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, номенклатура которых утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 07.10.2015 N 700н. Профстандарт врача без указания на его определенную специализацию на сегодняшний день не утвержден.

Также отметим, что в настоящее время действует Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N 541н (далее — ЕКС). Как следует из п. 4 Общих положений ЕКС, в разделе “Должностные обязанности” квалификационной характеристики каждой должности установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

Таким образом, в зависимости от того, какого рода медицинскую помощь будет оказывать (оказывает) в рамках своих трудовых обязанностей медицинский работник (врач) и по какой именно специальности, работодателю следует руководствоваться соответствующим профстандартом, а в случае отсутствия подходящего профстандарта следует руководствоваться Квалификационным справочником в части наименования должности и квалификационных требований к работнику.

В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 273-ФЗ “Об образовании в РФ” (далее — Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие оздоровление и (или) организацию отдыха детей, относятся к организациям, осуществляющим обучение. Частью 1 ст. 46 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. В Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, такие должности, как “вожатый” или “помощник воспитателя”, не поименованы. В то же время работники, занимающие эти должности, относятся к учебно-вспомогательному персоналу, квалификация которых должна соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (смотрите ст. 52 Закона N 273-ФЗ). Профессиональные стандарты по трудовой функции вожатого и помощника воспитателя не утверждены. Следовательно, при установлении квалификационных требований по должностям “вожатый” и “помощник воспитателя” работодателю необходимо руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н.

Нормативные акты, устанавливающие требования к квалификации работников, выполняющих обязанности повара, а также компенсации, льготы и ограничения для работников, работающих по этой профессии, нами не обнаружены. Таким образом, профессиональный стандарт “повар”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 N 610н, не является обязательным для применения.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Трошина Татьяна

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

www.bashinform.ru

Должностная инструкция помощника воспитателя

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция помощника воспитателя [наименование организации, предприятия и т. п.]

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Помощник воспитателя относится к категории учебно-вспомогательного персонала, назначается на должность и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].

1.2. Помощник воспитателя непосредственно подчиняется воспитателю.

1.3. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Помощник воспитателя должен знать:

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы;

– правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;

– санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря;

– основы трудового законодательства;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Помощник воспитателя:

2.1. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

2.2. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

2.3. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.

2.4. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь.

2.5. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.

2.6. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования.

2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.8. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими).

2.9. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.10. [Указать иные должностные обязанности].

3. Права

Помощник воспитателя имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию методов выполняемой работы.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися ее деятельности.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Указать иные права, предусмотренные Трудовым законодательством].

4. Ответственность

Помощник воспитателя несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

prom-nadzor.ru

Профессиональному стандарту для нянь и воспитателей быть? Т.В. Волосовец для «Известий» – Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

По инициативе экспертного совета при правительстве России разработан профессиональный стандарт для детсадовских помощников воспитателей и частных нянь. В сентябре проект стандарта поступит в Министерство труда и социальной политики. После утверждения документа во всех инстанциях няни должны будут проходить специальный курс профессиональной подготовки и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь, а также владеть основами педагогики и психологии.

Эксперты отмечают, что сейчас, чтобы стать няней, не нужно обладать никакими профессиональными навыками, достаточно окончить среднюю школу и получить санитарную книжку. Особенно сложная ситуация сложилась на рынке частных услуг по уходу за малышами.

Разработать профстандарт для нянь предложил экспертный совет при правительстве России. Работа ведется на средства президентского гранта в партнерстве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, благотворительной организацией «Социальная сеть добровольческих инициатив «Соседи» и представителями профессионального сообщества . В России могут появиться бесплатные государственные няни Ответственный секретарь рабочей группы по применению профстандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Жидков рассказал «Известиям», что разработчиком профстандарта может выступить в инициативном порядке любая организация. Перед началом работы она уведомляет об этом Минтруд. Когда проект готов и прошел общественное обсуждение с представителями отрасли, он поступает в министерство. Ведомство проверяет пакет документов и, если всё в порядке, направляет его в Национальный совет по квалификациям. В Минтруде «Известиям» сообщили, что, когда профстандарт поступит в ведомство, он будет рассмотрен в установленном порядке. — Мы постоянно говорим о безопасности и развитии детей. В то же время сфера присмотра и ухода за ними совершенно не урегулирована, требования к профессиональной подготовке специалистов отсутствуют, — сообщил «Известиям» руководитель рабочей группы по социальной политике экспертного совета при правительстве РФ, член Общественной палаты Сергей Рыбальченко. По его мнению, всё это приводит к нарушению прав детей и родителей. Периодически становится известно об издевательствах над малышами, а няни идут под суд. Одна из последних громких историй произошла в Уфе в конце марта этого года. В распоряжении следователей оказалась видеозапись, на которой видно, как няня избивает и бросает на пол годовалого ребенка.

Менеджер агентства по подбору домашнего персонала «Прайм» Янина Тимофеева рассказала «Известиям», что сейчас главное требование для няни — это опыт работы в семье. Преимуществом считается педагогическое образование.

— В агентстве особой профессиональной подготовки няни, как правило, не проходят. Но мы проверяем паспорт, медицинскую книжку, расспрашиваем о предыдущем месте работы, — пояснила она.

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания Татьяна Волосовец рассказала «Известиям», что сейчас от людей, которые устраиваются младшими воспитателями в детские сады или нанимаются нянями в семью, не требуется совершенно никаких профессиональных навыков и компетенций. Достаточно окончить 11 классов школы и получить санитарную книжку.

— Мы считаем, что это неправильно. Если работник не занимается педагогической деятельностью, но до 12 часов в сутки находится в непосредственном контакте с ребенком, он должен пройти специальную подготовку, — отметила Татьяна Волосовец.

Профессиональный стандарт предполагает, что специалист по присмотру и уходу (младший воспитатель, помощник воспитателя и няня) должен владеть основами педагогических знаний и возрастной психологии, быть компетентным в вопросах воспитания, уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь. Такой работник должен при необходимости проконсультировать родителей по организации жизнедеятельности детей, а в случае экстренной ситуации — оперативно с ними связаться. Также человек, ухаживающий за маленьким ребенком, вне зависимости от того, работает он в детском саду или по частному найму, обязан периодически проходить медицинские осмотры.

— Мы рассчитываем, что профессиональный стандарт будет ориентиром для родителей. Ведь сейчас многие даже не пытаются выяснить, а не болен ли, например, туберкулезом человек, которому они планируют доверить своего ребенка, а уж тем более не интересуются его профессиональными навыками, — сказала Татьяна Волосовец.

В разработанном профстандарте указано, что специалист по присмотру за дошкольниками должен пройти профессиональное обучение. По мнению экспертов, курс должен включать от 120 до 140 учебных часов. В конце обучения няня должна получить сертификат.

— Такой документ был бы сигналом для родителей, что специалист готов к взаимодействию с ребенком и знает, что делать в экстренных случаях, — сказала Татьяна Волосовец. — Также сертифицированные специалисты в приоритетном порядке могли бы находить работу в детских садах, учреждениях соцзащиты или здравоохранения.

Однако она отметила, что пока программ обучения для специалистов по присмотру и уходу за детьми не существует. Их только предстоит разработать после утверждения профессионального стандарта Минтрудом.

Сергей Рыбальченко рассказал, что предоставлять услуги по обучению нянь и помощников воспитателей могут некоммерческие общественные организации, институты, занимающиеся проблемами детства, и агентства по подбору домашнего персонала.

Председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрий Янин отметил, что сейчас рынок частных нянь практически полностью «серый».

— В России необходимо развивать систему ухода за дошкольниками, чтобы родители не переживали за детей и могли нормально работать. Однако вряд ли наши граждане готовы идти на эксперименты с наймом обученных нянь. Все понимают, что любая легализация означает подорожание услуг, — считает эксперт.

По словам Сергея Рыбальченко, чтобы самозанятые няни были заинтересованы в легализации и получении сертификата, государство должно не просто освободить их от налогов, а взять на себя оплату страховых взносов, формируя при этом их социальные права. Такой механизм, например, действует во Франции в отношении сертифицированных нянь.

Источник

  • Известия – Т.В. Волосовец

ippdrao.ru

Должностная инструкция помощника воспитателя 2019 года

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции помощника воспитателя, образец 2019 года. Должностная инструкция помощника воспитателя должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности помощника воспитателя, права помощника воспитателя, ответственность помощника воспитателя.

Должностная инструкция помощника воспитателя относится к разделу “Квалификационные характеристики должностей работников образования“.

В должностной инструкции помощника воспитателя должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности помощника воспитателя

1) Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Помощник воспитателя должен знать

2) Помощник воспитателя при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы; правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации помощника воспитателя

3) Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция помощника воспитателя – образец 2019 года. Должностные обязанности помощника воспитателя, права помощника воспитателя, ответственность помощника воспитателя.

hr-portal.info



 

 

Требования к квалификации младшего воспитателя содержатся в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761 н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Согласно ему младший воспитатель должен иметь среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

 

Кроме того, по инициативе экспертного совета при правительстве России разработан профессиональный стандарт для детсадовских помощников воспитателей и частных нянь. После утверждения документа во всех инстанциях няни должны будут проходить специальный курс профессиональной подготовки.

 

Профессиональный стандарт «Специалист по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста» предполагает, что младший воспитатель (помощник воспитателя,  няня) должен владеть основами педагогических знаний и возрастной психологии, быть компетентным в вопросах воспитания, уметь оказать первую доврачебную помощь. Такой работник должен при необходимости проконсультировать родителей по организации жизнедеятельности детей, а в случае экстренной ситуации – оперативно с ними связаться. Также человек, ухаживающий за маленьким ребенком, вне зависимости от того, работает он в детском саду или по частному найму, обязан периодически проходить медицинские осмотры.

 

АНО ДПО «Учебно-деловой центр Волжской ТПП»

проводит профессиональное обучение

по программе профессиональной подготовки

«МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»

с применением дистанционных образовательных технологий

в объеме – 256 часов

Совершенствование дошкольного образования требует постоянного улучшения профессионально-педагогической подготовки всех категорий специалистов и служащих, работающих непосредственно с детьми. Должность «Младший воспитатель» относится к учебно-вспомогательному персоналу и предполагает ряд требований в отношении специальных педагогических знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций.

Младшие воспитатели должны быть активно вовлечены в образовательный процесс и заниматься не только обслуживанием, но и обеспечивать взаимодействие с детьми, с их родителями (законными представителями). Для этого они должны быть педагогически грамотны, что и обеспечивает данная программа профессиональной подготовки.

 

Учебная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017), Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37. 

Актуальность программы: программа актуальна для сотрудников учреждений дошкольного образования, участвующих в воспитательном процессе, но не имеющих базового (высшего или среднего профессионального) образования.

Цель программы: подготовка современного, эффективного учебно-вспомогательного персонала для системы дошкольного образования; формирование и развитие профессиональной компетентности младших воспитателей в области сопровождения образовательного процесса в современном ДОУ (участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении образовательного процесса, организуемого воспитателем и др.).

 

Программа предназначена для профессиональной подготовки:

  • помощников воспитателей и младших воспитателей дошкольных образовательных организаций, не имеющих высшего или среднего профессионального образования;
  • лиц, достигших 18 лет и имеющих желание работать с детьми дошкольного возраста.

Требования к образованию: не ниже среднего общего образования.

 

Основные темы программы:

  • Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.
  • Планирование и организация жизнедеятельности воспитанников.
  • Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО.
  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.
  • Организация с учетом возраста воспитанников работы по самообслуживанию. Особенности организации трудовой деятельности дошкольника.
  • Обеспечение санитарного состояния помещений и оборудования, охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
  • Организация игровой деятельности в ДОО. Ребёнок дошкольного возраста как участник игры.
  • Взаимодействие младшего воспитателя с родителями (законными представителями) воспитанников.
  • Производственная практика (стажировка).

Производственная практика (стажировка):

С целью закрепления полученных в процессе дистанционного обучения теоретических знаний, освоения технологических процессов, приобретения профессиональных навыков и адаптации к реальным производственным условиям, обучающийся проходит производственную практику.


Прохождение производственной практики осуществляется по месту работы обучающегося или в любом другом учреждении дошкольного образования, которое обучающийся  выбирает самостоятельно (Учебно-деловой центр места для прохождения производственной практики не предоставляет). По окончании производственной практики обучающийся сдает отчет о проделанной работе, подписанный руководителем дошкольного учреждения.

 

Срок обучения: 260 академических часов.

Форма обучения: заочная с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (видео-лекции по дисциплинам курса, электронные учебники и учебные пособия, учебно-методические материалы, промежуточные тестовые задания по дисциплинам курса, позволяющие закрепить знания и проверить степень усвоения материала. В конце обучения – дистанционное итоговое тестирование). 

 

В результате обучения по программе «Младший воспитатель» обучающиеся: 

  • приобретут знания основ педагогического сотрудничества с ребёнком и взаимодействия с родителями воспитанников;
  • получат представление о технологиях развития детей дошкольного возраста;
  • познакомятся с  порядком организации трудовой деятельности и досуга детей в условиях ДОО;
  • изучат приемы оказания первой доврачебной помощи детям дошкольного возраста.

По окончании обучения и успешного прохождения итоговой аттестации выдается Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации «Младший воспитатель» 3 категории. Форма обучения в Свидетельстве не указывается.

Записаться на обучение и получить дополнительную информацию можно по телефонам:

  (8443)27-04-43
  (8443)27-48-91
  8-904-770-00-83

 

 подать заявку

Нажимая на кнопку «Отправить заявку» я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006

center.volzhsky.ru

Профстандарт няни утвержден в Минтруде

Общественный деятель Сергей Рыбальченко: «Нам удалось добиться, чтобы в профстандарт няни было включено только самое необходимое, в том числе обучение для нянь не менее 140 часов»

В начале декабря 2018 года Министерство труда и социальной защиты утвердило профессиональный стандарт няни. О том, как разрабатывался профстандарт и кто участвовал в этой работе, мы спросили одного из инициаторов, члена Общественной палаты России и гендиректора института научно-общественной экспертизы «ИНОЭ»  Сергея Рыбальченко.

«Принятие стандарта — важный шаг в большой системной работе по упорядочению оказания услуг присмотра и ухода для детей дошкольного возраста, обеспечения безопасности детской среды.  Разработку профстандарта инициировала рабочая группа по социальной политике Экспертного совета при Правительстве РФ два года назад, — уточнил Сергей Рыбальченко. — Задача, которую мы ставили, – обеспечить безопасность услуг для ребенка, защитить права родителей и воспитателей, но в то же время создать возможности для государственной поддержки негосударственным организациям, которые оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Поскольку отсутствие требований к качеству услуги – одна из причин, по которой поддержка не оказывается. И в этом направлении некоммерческими организациями в содружестве с профессиональным и экспертным сообществом проведена системная работа: разработан модельный стандарт социальной услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, система добровольной сертификации качества услуг «Присмотр и уход – стандарт качества».

Актуальность проделанной работы возрастает, поскольку в майском указе Президента поставлена задача обеспечения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

Работа во многом была инициативной. На первом этапе она выполнялась Межрегиональной благотворительной общественной организацией «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ» на средства президентских грантов при поддержке Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство». 

В этой работе особая роль принадлежит ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», который выступил основным разработчиком профстандарта в Минтруде и принял на себя всю работу на завершающей стадии, и лично директора Татьяну Волосовец.

Проект профстандарта на этапе согласования претерпел много изменений, но в него вошли практически все принципиальные положения, которые обсуждались на старте работы. Есть ряд позиций, которые были утрачены, что, по моему мнению, несколько снизило качество документа. Во-первых, наша позиция состояла в том, что стандарт должен предусматривать подготовку универсального работника, осуществляющего присмотр и уход в любых отраслях социальной сферы как самостоятельно, так и в качестве наемного работника организации или индивидуального предпринимателя. В связи с этим, стандарт в первом варианте проекта назывался «Специалист по присмотру и уходу за детьми (няня; помощник воспитателя). Но после обсуждения в правительстве стандарт изменил название на «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)». Изменение специалиста на работника вполне оправдано требованиями к квалификации. А вот в отношении помощника воспитателя было принято решение разработать отдельный стандарт. С моей точки зрения, это тот же работник, что и няня, но осуществляющий деятельность в организации вместе с воспитателем или с родителем. Например, во Франции он так и называется — ассистент матери.

Примечательно, что на первом этапе разработчики вообще термин «няня» не воспринимали, считали, делая упор на образование. Но мы убедили научное сообщество, что для образовательной деятельности есть другие специалисты. В итоге же за пределами профстандарта остался помощник воспитателя.

Второй важный момент – коды классификации видов экономической деятельности, которые должны были войти в стандарт и отражать сферы его применения. Мы изначально предлагали включить максимальное число видов, предусмотренных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), чтобы работник, получивший квалификацию, мог осуществлять деятельность в организации любой отрасли: в дошкольной организации, в центре социального обслуживания, в детской больнице, в доме ребенка, в детском санатории, на дому у себя или родителя. В итоге профстандарт вышел без кодов, а следовательно, с максимально возможной областью применения, но процесс согласования привел к значительной задержке во времени.

Нам все-таки удалось добиться, чтобы этот стандарт был не громоздким, чтобы  в него было включено только самое необходимое, в том числе обучение для нянь не менее 140 часов. Этого вполне достаточно, что подтверждает и международная практика: например, во Франции для получения сертификата государственного образца достаточно 60 часов.

Отмечу, что на разработку стандарта ушло почти семь месяцев и почти год ушел на согласование в ведомствах. Такие сроки, конечно, чрезмерны, учитывая важность и актуальность данной проблемы.

С одной стороны, мы испытываем удовлетворение, что стандарт утвержден, с другой стороны, мы понимаем, что это могло произойти значительно раньше, поскольку стандарт, согласованный со общественными организациями и разработчиками, был внесен в Минтруд в конце 2017 года.

Нужно отметить поддержку, которую данная работа получила со стороны Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анны Юрьевны Кузнецовой и вице-премьера предыдущего правительства Ольги Юрьевны Голодец.

Сейчас предстоит новый этап работы, и инициатива, как и прежде, за гражданским сообществом. В 2019 году Комиссия по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ реализует проект по созданию системы сертифицированных нянь в регионах России. Работу организует МБОО «СоСеДИ», председателем координационного совета которой я являюсь, при поддержке Фонда президентских грантов и в сотрудничестве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания и региональными органами власти.

Сейчас разрабатывается программа обучения, проводится работа по созданию центров профессиональной подготовки и сертификации нянь в регионах. Реализация этого проекта позволит вывести на новый уровень работу по обеспечению стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, которая является одной из главных задач национального проекта «Демография».

Пресс-служба МБОО «СоСеДИ»
подробнее https://tass.ru/obschestvo/5876888

на Ваш сайт.

sosedi.org.ru