Содержание

Профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) 2018

 
Трудовые действия
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)
Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Необходимые знания
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций
Другие характеристики

classdoc.ru

особенности реализации в 2017 году

Скачать книгу «Работа с педагогами»
Скачать бесплатно в .pdf

Необходимость обеспечения психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса привела к необходимости создания единых требований к квалификации работников школьной психологической службы.

Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный приказом Минтруда РФ 24.07.2015 года No 514н (далее — Приказ), регламентирует:

  • общие сведения о должности;
  • особенности трудовых обязанностей специалиста в соответствии со сферой деятельности и уровнем квалификационной подготовки.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования

Профстандарты для сотрудников психологической службы, задействованных в области образования, представляют собой характеристики квалификации, необходимые сотруднику ОУ для выполнения трудовых функций.

Профессиональный стандарт школьного педагога-психолога должен быть зафиксирован в локальных документах, отражающих такие направления деятельности школы:

  1. Подбор и расстановка кадров.
  2. Определение трудовых функций сотрудников психологической службы школы.
  3. Реализации права работников на ДПО.
  4. Аттестации, сертификации и другие формы повышения квалификационного уровня сотрудников.

В соответствии с Приказом профессиональные стандарты должны применяться руководителями школ с 1 января 2017 года при подборе сотрудников, организации аттестации педработников, составлении локальных активно, должностных инструкций и определении ставок заработной платы.


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Короткое описание трудовых функций педработника, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение программного минимума согласно профстандарту, представлено в таблице.

Скачать описание трудовых функций педработника
Скачать в .docx

Обобщенные трудовые функции Содержание
Профессиональные действия Разработка и реализация:
  • планов психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса;
  • программ, направленных на развитие УУД, навыков адаптации и социализации;
  • планов индивидуальной психологической поддержки учащихся с одаренностью;
  • планов индивидуальной психологической поддержки школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • программ мониторинга метапредметной составляющей программного минимума, предусмотренного положениями ФГОС.

Обеспечение документооборота школы, касающегося психолого-педагогического направления.

Необходимые умения Педагог-психолог в соответствии с должностными  функциями обязан:
  • применять различные методы проведения психологических  обследований учащихся и педагогов;
  • обрабатывать и интерпретировать результаты реализованных программ психологического мониторинга;
  • рекомендовать применение возможностей и ограничений педагогических технологий и приемов, исходя из возрастного и личностного фактора;
  • разрабатывать психологические приемы по проектированию и совершенствованию образовательной среды;
  • разрабатывать психологические рекомендации по реализации  дополнительных образовательных программ;
  • владеть приемами проведения интерактивных занятий.
Необходимые знания Педагог-психолог в соответствии должен знать:
  • базисы психолого-педагогической науки;
  • особенности возрастного развития;
  • принципы организации мониторинга результатов обучения;
  • методы проведения психологических исследований, статистического анализа полученных данных;
  • методы интерпретации и презентации результатов психологических исследований;
  • принципы проектирования образовательной среды;
  • методы психолого-педагогического сопровождения;
  • основы психодидактики;
  • принципы профессиональной этики;
  • правовые нормы, регламентирующие порядок защиты прав  детей и права граждан на образование;
  • нормы трудового законодательства РФ;
  • содержание и принципы внедрения образовательных стандартов второго поколения.

Профессиональный стандарт педагога-психолога 2017

Дорожная карта по внедрению профстандарта школьных психологов, утвержденная Минобразования РФ 24 июня 2015 года, предусматривает последовательную реализацию разработанных положений на протяжении 2015-2017 годов. 

На данном этапе завершена апробация использования профстандартов на базе экспериментальных образовательных площадок, а также комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификационного уровня ответственных работников.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Руководство развитием ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В дорожной карте указан такой финальный комплекс мер, способствующих утверждению практики применения профессионального стандарта деятельности педагога-психолога в 2017 году:

  1. Апробация экспериментальных проектов дополнительного профессионального образования педагогов-психологов.
  2. Разработка стандартной модели индивидуальной программы профразвития для школьных психологов в соответствии с новым стандартом.
  3. Проектирование и апробация деятельности психологических служб, руководствующихся в своей работе новыми законодательными нормами в части психолого-педагогического сопровождения процесса обучения, оказания психологической поддержки учащимся с ОВЗ.
  4. Проведение экспертных форумов педагогов-психологов, задействованных в работе экспериментальных площадок с целью анализа эффективности внедрения нового профстандарта.
  5. Проведение семинаров, вебинаров на всероссийском уровне по вопросам внедрения профессионального стандарта деятельности школьных психологов.

Читать еще по теме:

www.menobr.ru

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования, в ДОУ

Педагог-психолог (психолог в сфере образования) – это работник педагогической сферы, областью деятельности которого является психологическое обеспечение процесса образования, работа над успешной социализацией учащихся, сохранением и укреплением их здоровья, защитой прав, осуществлением деятельности, направленной на предупреждение отклонений в поведении и развитии детей. Деятельность такого сотрудника регулируется специальными документами, в том числе профессиональным стандартом (ПС).

Содержание статьи

Зачем нужен этот профстандарт

ПС педагога-психолога вступил в силу с 01.01.2018. Создание аналогичных актов в отношении других специальностей началось ещё в 2016 году. Это было вызвано острой необходимостью повышения квалификации работников, занятых в различных сферах деятельности.

Однако, несмотря на наличие такой потребности, недавно принятый профстандарт имеет не ультимативный, а лишь рекомендательный характер. Его использование позволяет разрешить целый ряд значимых вопросов:

  1. Обеспечение необходимой профподготовки будущих педагогов-психологов.
  2. Точное определение перечня требований к специалисту.
  3. Вовлечение психолога в процесс повышения образовательного уровня граждан, проживающих на территории страны.

В целом проф. стандарт определяет возможность получения специалистом должности или её сохранения. Также данный документ регламентирует величину зарплаты и то, какой стаж будет начислен сотруднику за время работы. Опираясь в работе на положения ПС, специалист обеспечивает себе возможность карьерного роста.

Профессиональный стандарт – это не только перечень основных требований к педагогу-психологу, он также обозначает общее направление деятельности специалиста. Зачастую начальная форма этого документа используется как шаблон, в который могут быть внесены положения, самостоятельно разработанные сотрудниками местного образовательного учреждения.

Структура стандарта

Проф. стандарт для педагогов-психологов, как и для представителей других профессий, формировался на основе специального макета, который был утверждён почти пятью годами ранее (12.04.2013). Поэтому документ имеет чёткое деление на несколько основных блоков:

  • Характеристика специальности (общая). Раздел посвящён описанию специальности. Прежде всего, указывается её наименование: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации.

После отмечается точная сфера деятельности работника и её классификация в соответствии с ОКВЭД (отнесением к видам экономической деятельности) и ОКЗ (группой занятий).

  • Функциональная карта. Блок предназначен для указания всех трудовых функций специалиста. Согласно утверждённому профессиональному стандарту, педагог-психолог обязан осуществлять следующую деятельность:
    • обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение всего образовательного процесса в общих, профессиональных и дополнительных образовательных учреждениях;
    • оказывать соответствующую профилю помощь лицам, имеющим ограничения из-за проблем со здоровьем, и потому испытывающим сложности в усвоении учебного материала; социальной адаптации и общем развитии.
    • помогать не достигшим совершеннолетия детям, которые являются подозреваемыми, подсудимыми, обвиняемыми, свидетелями или потерпевшими по уголовному делу.

Также отмечается, что для осуществления трудовой деятельности в образовательных учреждениях гражданин должен обладать высшим образованием по профильному направлению. Кроме того, к работе с детьми не могут быть допущены специалисты, осуждённые за преступления определённые по виду и составу законодательством РФ.

  • Характеристика, возложенных на работника обязанностей. Все приведённые во втором блоке трудовые функции получают дополнительную расшифровку. Помимо этого приводится список всех знаний и умений, которыми должен обладать педагог-психолог, а также перечень конкретных действий, которые ему придётся выполнять.
  • Сведения об организациях, которые участвовали в разработке документа. Последний пункт, содержит наименование одной ответственной организации, а также названия нескольких организаций, участвовавших в разработке документа.

Ключевые моменты

Профстандарт обязательно должен быть зафиксирован в местной документации, используемой в работе учреждения по следующим направлениям:

  • кадровый подбор;
  • уточнение рабочих функций психолога в образовательном учреждении;
  • использование прав на ДПО;
  • прохождение аттестации и сертификации, а также реализация других способов повышения профессионализма сотрудников.

С момента утверждения профессионального стандарта педагога-психолога (то есть с 01.01.2018) руководство всех школ и других образовательных учреждений обязано учитывать положения данного документа при поиске и утверждении на должность специалистов соответствующего профиля.

Помимо этого профстандарт используется для правильной организации аттестационных проверок, составления местных должностных инструкций и определения размера зарплаты.

Основные обязанности согласно документу

Для реализации вышеперечисленных функций психолог, трудоустроенный в образовательном учреждении должен осуществлять следующие трудовые действия:

  • разрабатывать и реализовывать содержание всех учебных планов, направленных:
    • на развитие у школьников навыков социализации и учебных умений;
    • на обеспечение поддержки одарённых учащихся;
    • на сопровождение подростков с учётом всей возрастной и индивидуальной специфики такой деятельности.
  • осуществлять психологическое обследование педагогического состава и обработку результатов, полученных по завершении проведённого мониторинга;
  • проводить психологическую экспертизу программ развития для определения уровня комфортности и безопасности образовательной среды;
  • консультировать педагогический состав касательно выбора наиболее подходящих образовательных технологий;
  • организовывать и проводить занятия интерактивного типа;
  • самостоятельно разрабатывать различные психологические приёмы;
  • вести просветительскую работу, направленную на принятие особенностей интересов, миропонимания, и интересов детей, с их родителями или опекунами;
  • оформлять и вести необходимую документацию (планы работ, отчёты и заключения по результатам психологических исследований, протоколы, журналы) и т.д.

Помимо этого специалист обязан знать основы психологии, её принципы, понимать структуру этой науки и уметь использовать на практике методы.

Документы для скачивания (бесплатно)

Компетенции педагога-психолога

Педагог-психолог является одним их членов социально-педагогической и психологической службы (СППС) образовательного учреждения. Профессиональная компетенция (компетентность) педагога это сложная система, включающая в себя знания, опыт, умения, навыки и профессионально значимые характеристики работника, в том числе:

  • устойчивость и адекватность самооценки;
  • самоуважение;
  • уверенность себе;
  • положительное отношение к миру;
  • ответственность;
  • наличие устойчивой мотивации;
  • наличие способности к рефлексии и анализу различных ситуаций.

Основа компетенции – это специализация, полученная человеком в ВУЗе и обеспечивающая его основными знаниями, являющимися обязательными для педагога-психолога. Профессиональная компетентность реализуется в деятельности специалиста и представляет собой структуру, в которую включается:

  • специальная подготовка;
  • функциональная грамотность;
  • личностная компетентность;
  • навык практического применения технологий психолого-педагогической деятельности и осуществления последующей рефлексии;
  • способность вносить преобразования в осуществляемую деятельность, основываясь на рефлексивном анализе полученных результатов.

Компетенции представляются собой одновременно круг обязанностей, отражённых в должностной инструкции, сферу ответственности и диапазон полномочий, в пределах которого специалист должен демонстрировать свои способности, умения, знания и значимые личностные характеристики. Всё это отображено в профессиональном стандарте, положения которого специалист должен последовательно реализовывать в ходе своей трудовой деятельности.

Вашему вниманию видео с дополнительной подробной информацией о педагогическом профстандарте.

znaybiz.ru

Профессиональный стандарт педагога-психолога

УрГПУ — базовая площадка по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области

Цель базовой площадки

Обеспечение условий для эффективного внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог» с учетом региональных особенностей оказания психолого-педагогической помощи в Свердловской области.

Задачи базовой площадки

  • Организация и проведение общественно-профессионального обсуждения стандарта профессиональной деятельности педагога-психолога.
  • Экспертиза содержания существующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по подготовке педагогов-психологов и разработка предложений по модернизации содержания подготовки в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога-психолога.
  • Апробация и внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога–психолога (психолог сферы образования) на региональных пилотных площадках, придание структурной целостности профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии со спецификой обобщенных трудовых функций.
  • Развитие навыков системной рефлексии собственной профессиональной деятельности и самооценки результатов посредством обобщения лучших региональных практик, организации обмена опытом.
  • Содействие планомерному овладению психологами образования трудовыми функциями профстандарта, за счет развития навыков системной рефлексии собственной профессиональной деятельности и самооценки ее результатов, разработки и реализации персонифицированных траекторий профессионального развития педагогов-психологов.

Пилотные площадки

  1. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 47, г.Екатеринбург.
  2. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», г.Екатеринбург.
  3. Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский детский дом-школа, г.Нижний Тагил.
  4. Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», г.Екатеринбург.
  5. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, “Центр психолого-медико-социального сопровождения “Речевой центр», г.Екатеринбург.
  6. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», г.Заречный.
  7. Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», г.Екатеринбург.
  8. Государственное казенное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», г. Реж. 
  9. Государственное казенное  учреждение Свердловской области “Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи”, г. Ирбит. 
  10. Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников», г.Березовский.
  11. Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», г.Березовский.
  12. Березовское муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №10 компенсирующего вида», г. Березовский.
  13. Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», г.Березовский.
  14. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 143, г. Екатеринбург.
  15. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области» г.Южно-Сахалинск, Сахалинская область.
  16. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа — детский сад комбинированного вида «Росинка», г. Новоуральск, Свердловская область.

Мероприятия

Документы

uspu.ru

Профстандарт педагога психолога

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Необходимость обеспечения психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса привела к необходимости создания единых требований к квалификации работников школьной психологической службы.

Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный приказом Минтруда РФ 24.07.2015 года No 514н (далее — Приказ), регламентирует:

  • общие сведения о должности;
  • особенности трудовых обязанностей специалиста в соответствии со сферой деятельности и уровнем квалификационной подготовки.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.

После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования

Профстандарты для сотрудников психологической службы, задействованных в области образования, представляют собой характеристики квалификации, необходимые сотруднику ОУ для выполнения трудовых функций.

Профессиональный стандарт школьного педагога-психолога должен быть зафиксирован в локальных документах, отражающих такие направления деятельности школы:

  1. Подбор и расстановка кадров.
  2. Определение трудовых функций сотрудников психологической службы школы.
  3. Реализации права работников на ДПО.
  4. Аттестации, сертификации и другие формы повышения квалификационного уровня сотрудников.

В соответствии с Приказом профессиональные стандарты должны применяться руководителями школ с 1 января 2017 года при подборе сотрудников, организации аттестации педработников, составлении локальных активно, должностных инструкций и определении ставок заработной платы.

Короткое описание трудовых функций педработника, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение программного минимума согласно профстандарту, представлено в таблице.

Обеспечение документооборота школы, касающегося психолого-педагогического направления.

Профессиональный стандарт педагога-психолога 2017

Дорожная карта по внедрению профстандарта школьных психологов, утвержденная Минобразования РФ 24 июня 2015 года, предусматривает последовательную реализацию разработанных положений на протяжении 2015-2017 годов.

На данном этапе завершена апробация использования профстандартов на базе экспериментальных образовательных площадок, а также комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификационного уровня ответственных работников.

В дорожной карте указан такой финальный комплекс мер, способствующих утверждению практики применения профессионального стандарта деятельности педагога-психолога в 2017 году:

  1. Апробация экспериментальных проектов дополнительного профессионального образования педагогов-психологов.
  2. Разработка стандартной модели индивидуальной программы профразвития для школьных психологов в соответствии с новым стандартом.
  3. Проектирование и апробация деятельности психологических служб, руководствующихся в своей работе новыми законодательными нормами в части психолого-педагогического сопровождения процесса обучения, оказания психологической поддержки учащимся с ОВЗ.
  4. Проведение экспертных форумов педагогов-психологов, задействованных в работе экспериментальных площадок с целью анализа эффективности внедрения нового профстандарта.
  5. Проведение семинаров, вебинаров на всероссийском уровне по вопросам внедрения профессионального стандарта деятельности школьных психологов.

Для чего ввели профстандарт педагога-психолога

В 2017 году законодатели стали активно внедрять профстандарты для специалистов в сфере образования. Так, с 1 января текущего года вступил в силу профстандарт психолога. Какие же требования предъявляет настоящий документ к педагогам-психологам? И какая цель внедрения профессионального стандарта?

Активное внедрение профсоюзных стандартов началось в июне 2016 году. Это связано с низкой квалификацией специалистов. Но профстандарт педагога-психолога 2017, утвержденный правительством РФ носит только рекомендательный характер. Внедрение профессионального стандарта для психологов позволяет решить следующие вопросы:

  1. обеспечить необходимую профессиональную подготовку, которою должны иметь педагоги в общеобразовательных учреждениях;
  2. сообщить педагогу-психологу, какие требования к нему применяются;
  3. привлечь психологов к процессу повышения образовательного уровня в стране.

Профстандарт педагога-психолога начали применять с 1 января текущего года.

Характеристика профстандарта педагога-психолога

В общем плане от профессионального стандарта, утвержденного для психологов, зависит:

  1. возможность того или иного школьного психолога и дальше занимать свою должность;
  2. величина заработной платы;
  3. начисление стажа, от которого в будущем будет зависеть размер пенсионного пособия;
  4. возможность карьерного роста.

Профстандарт является документом, который определяет как основные требования к педагогу-психологу, так и задает общее направление деятельности этого специалиста.

Профессиональный стандарт играет роль лишь рамочного документа. А это означает, что список требований к психологу может дополняться местными особенностями. Также свои требования к педагогу-психологу могут предъявлять учебные заведения, которые ищут кандидата на должность психолога.

Структура профессионального стандарта для педагогов-психологов

Каждый профстандарт, включая стандарт для психологов, разрабатывался на основе одного макета, утвержденного 12 апреля 2013 года. Согласно этому макету профессиональный стандарт психолога с 1 января 2017 года, скачать который можно на этой странице после прочтения статьи, включает в себя следующие части:

  1. Дается общая характеристика специальности. В этом разделе указывается точное наименование профессии, деятельность, которою осуществляет этот специалист, классификация по ОКЗ и ОКВЭД;
  2. Функциональная карта. В этой части документа предоставляется перечень трудовых функций, которые необходимо выполнять педагогу-психологу;
  3. Характеристика рабочих функций. Указываются требования к каждой обобщенно трудовой функции. Кроме того, дается перечень умений, знаний, а также конкретных действий, которые обязан выполнять педагог-психолог;
  4. Информация об организациях-разработчиках.

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

шаблон в MS Word

Профессиональный стандарт необходимо зафиксировать в локальной документации, которая отражает следующие направления в деятельности учебного учреждения:

  1. Подбор кадров;
  2. Определение рабочих функций для педагогов-психологов;
  3. Реализация права на ДПО;
  4. Формы повышения профессионального уровня, включая сертификации и аттестации.

Начиная с января текущего года, руководители школ обязаны принимать во внимание требования, предъявленные в документе, во время поиска и принятия на работу нового педагога-психолога. Учитывать профстандарт требуется при организации аттестации, установлении локальных актов, должностных инструкций и расчете заработных плат.

Основные действия и функции, которые должен выполнять психолог

Хороший педагог-психолог должен:

  1. Уметь разрабатывать и реализовывать все учебные планы, которые имеют отношение к развитию навыков у школьников, поддержке одаренных детей, поддержке подростков, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности;
  2. Уметь проводить психологическое обследование педагогов, обрабатывать результаты психологического мониторинга;
  3. Проводить интерактивные занятия, а также разрабатывать собственные психологические приемы;
  4. Знать основы психологической науки, знать ее основы, методы и принципы.

Процесс внедрения профстандарта предусматривает последовательную реализацию положений, которые содержаться в документе.

kleotur.info

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru – это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Соответствие профстандарту педагог-психолог

Срочно проверьте, соответствуете ли вы профстандарту
Если вы не соответствуете требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», то руководитель может принять решение уволить вас. У вас совсем немного времени, чтобы успеть подготовиться, ведь профстандарт введут во всех школах уже через два года.
Если ваша квалификация не соответствует требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», то вам необходимо пройти обучение по программе профессионального либо дополнительного профессионального образования. В статье – как проверить, соответствуете ли вы профстандарту, и что должен знать и уметь педагог-психолог.
Срок, когда вводить профстандарт педагога-психолога, руководители школы определяют сами, но сделать это они должны не позднее 1 января 2020 года. Несмотря на отсрочку внедрения профстандарта, уже пора готовиться к новым требованиям.

Как проверить соответствие профстандарту

По профстандарту у вас должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности.
Профстандарт одобрил пять специальностей:
– 37.03.01, 37.04.01 (030300) Психология;
– 37.05.01 (030301) Психология служебной деятельности;
– 030401 (37.05.02) Клиническая психология;
– 44.03.02, 44.04.02 (050400) Психолого-педагогическое образование;
– 44.05.01 (050407) Педагогика и психология девиантного поведения.

Если у вас нет высшего образования, то вы не соответствуете профстандарту, и руководитель предложит получить необходимую специальность. Если есть, но оно не соответствует заявленным кодам Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то пройдите профессиональную переподготовку.

Что нужно знать и уметь по профстандарту

Вы должны знать основы возрастной и педагогической психологии, современные теории и методы консультирования, диагностирования и коррекционно-развивающей работы. Необходимо владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий.
Вам нужно уметь планировать и проводить диагностику учащихся, знать методы сбора и обработки информации, результатов психологических наблюдений. По результатам диагностики уметь разрабатывать совместно с педагогами ИОМ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика.
Вы должны уметь оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития учащихся. Для этого нужно знать формы и признаки отклоняющегося поведения ребенка. Чтобы работать с детьми с ОВЗ, нужно знать методы и приемы индивидуальной психокоррекции. Также необходимо уметь реализовывать индивидуально ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся.

5 специальностей одобрены профстандартом для обучения на школьного психолога

Проверьте, положены ли вам педагогические льготы

Профстандарт определяет для вас три возможных наименования должностей: «психолог», «педагог-психолог», «психолог образовательной организации». Должность «педагог-психолог» относят к категории педагогических работников, а «психолог» и «психолог образовательной организации» – нет. У педагогических работников есть трудовые права и социальные гарантии, которые будут предоставляться только специалистам, должность которых называется «педагог-психолог». Для остальных подобные льготы не предусмотрены.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г

www.vashpsixolog.ru