Профстандарты для санитарок в медучреждении – 02.003 | | 2018
Профстандарты санитарки
Образец должностной инструкции санитарки по профстандарту
Скачать бесплатно должностную инструкцию санитарки
Санитарка, работающая в больнице, следит за чистотой и ухаживает за пациентами, находящимися в отделении. В некотором роде, ее профессия схожа с профессией уборщицы, т.к. в обязанности входит уборка помещений медучреждения, которая выполняется несколько раз в день.
В должностные обязанности сотрудников входит помощь старшему медперсоналу. Они должны вовремя сообщать о неисправностях в различных системах и оборудовании.
Профессия считается психологически сложной. Это связано с тем, что младшему медперсоналу приходится ежедневно обеспечивать уход за больными людьми, а это не каждый сможет.
Если медицинское образование у сотрудника отсутствует, перед началом работы санитарка должна пройти специальное обучение. На должность она назначается приказом главного врача. Курирует работу младшего персонала старшая медсестра.
В основной перечень обязанностей входит:
- проветривание помещений;
- уборка палат, кабинетов, санузлов и коридоров;
- подача и уборка мочеприемников;
- подготовка предметов для ухода за пациентом;
- смена белья;
- уход за тяжелобольными;
- выполнение просьб старшей медсестры и т.д.
Дополнительные должностные обязанности есть у сотрудников специализированных подразделений (рентгенологического отделения, морга и др). Трудятся санитары в спецодежде, которой их должен обеспечить работодатель.
Согласно профстандарту, на должность санитара принимаются граждане, имеющие среднее общее образование. Эта работа не требует медицинского образования, но в зависимости от выполняемого труда может потребоваться предварительная подготовка в виде курсов, короткого обучения по соответствующей должности. Требований к стажу работы нет. Кроме того, претенденты на вакансию должны обладать крепким здоровьем и стрессоустойчивостью, быть опрятными.
Помимо прав и обязанностей, сотрудница несет определенную ответственность. Свою работу она должна выполнять вовремя и аккуратно.
самые важные статьи вам на
Есть ли среди нас – кадровиков – счастливцы, которым не поручали писать должностные инструкции на всех работников? А многим ли удавалось убедить руководство, что грамотно написать инструкцию может только непосредственный руководитель, а инструкция, скачанная из интернета – бесполезный перевод бумаги?
05 Июня 2017 в 17:56
Должностную инструкцию можно определить как корпоративный организационно-распорядительный документ, определяющий и детализирующий задачи, права, функции и обязанности работника.
31 Января 2017 в 15:59
23 Августа 2017
Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 2&3; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2016 г.
Младший медицинский персонал
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. № 2н)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Отнесение к видам экономической деятельности:
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
3.1.3. Трудовая функция
3.2. Обобщенная трудовая функция
3.2.1. Трудовая функция
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
4.2. Наименования организаций-разработчиков
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 75&8; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2930, ст. 2&33; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 18, ст. 2625).
*(4) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
*(5) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
*(6) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(7) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Утвержден профессиональный стандарт “Младший медицинский персонал”.
Он содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях-разработчиках.
К обобщенным трудовым функциям относятся санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека, оказание медицинских услуг по уходу.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
kleotur.info
ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж”
|
В колледже прошел конкурс профессионального мастерства по МДК 03.01 “Гинекология”, ПМ 03 “Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни” для студентов 4 курса специальности 31.02.02 “Акушерское дело”, организованный преподавателями Файзулиной Р.В., Вершининой Ю.В., Петровой О.В. Подробнее…
|
Более 100 жителей Волгоградской области стали участниками региональных конкурсов, направленных на профессиональное совершенствование и выявление лучших специалистов сферы молодежной политики. Победителей и призеров конкурсов 21 декабря наградили в Региональном информационно-аналитическом центре. Подробнее… |
20 декабря 2018 года в колледже прошел второй тур тематической олимпиады “Сестринский уход за детьми при заболеваниях органов пищеварения, гельминтозах” по МДК 02.01 “Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях”. Организаторы мероприятия – преподаватели А.А.Придворова, И.Н. Гривцова, И.К. Яковлева, А.В. Матвеева. Подробнее…
20 декабря в корпусе №2 колледжа состоялось мероприятие для студентов – активистов, посвященное празднованию Нового года. Подробнее… |
Свидетельство о государственной аккредитации
Колледж подключен к – ЭБС «Консультант Студента» www.medcollegelib.ru (инструкция)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
vmk1.ru
Организация деятельности санитаров в медучреждениях
В 2016 году произошли изменения в трудовом законодательстве, которые связаны с внедрением профессиональных стандартов во всех отраслях экономики, а также здравоохранения.
В связи со сложностью перехода на новую систему трудовых отношений, в статье мы рассмотрим основные обязанности санитара в больнице (обязанности санитара скорой помощи), которые должны входить в профессиональный стандарт «Санитар».
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Главное в статье
Профессиональный стандарт: определение
С 2007 года разработкой профстандартов медицинского персонала занимается ассоциация медицинских сестер России. Понятие профессионального стандарта содержится в ТК РФ в ст. 195.1.
Так, под профстандартом понимается характеристика квалификации, которая сотруднику необходима для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.
В содержание профстандарта включен уровень необходимых навыков, умений и знаний работника, которые ему необходимы в своей деятельности.
Заинтересованные специалисты могут ознакомиться с уже существующими профстандартами на официальном сайте Минтруда РФ.
В сфере здравоохранения на данный момент утверждено всего 4 профстандарта, в том числе и профстандарт для младшего медицинского персонала.
✪ Как использовать должностные инструкции в управлении медперсоналом ✪
в Системе Главная медсестра
Должностная инструкция и структура профстандарта
В структуру профстандарта включены общие сведения, описание трудовой функции работника, требования к его квалификации и опыту, а также подробные должностные обязанности, которые включаются в должностную инструкцию санитара.
В раздел общих сведений включено название профессиональной деятельности санитара – то есть деятельность младшего медперсонала.
Для старшей медсестры понятие «Вид профессиональной деятельности» имеет важное значение, т.к. именно оно ложится в основу создания новых должностных инструкций по должностям подчиненного младшего персонала.
Вид профессиональной деятельности представляет собой совокупность определенных функций сотрудника, которые требуют определенной профессиональной подготовки и применяются в определенной сфере деятельности. Эти трудовые функции на практике характеризуются специфическими условиями и объектами, а также условиями и результатами труда.
Должностные обязанности санитара, а также вид его профессиональной деятельности имеет определенную цель, которая разработчиками профстандарта определена как создание комфортных и благоприятных условий пребывания больных в медицинском учреждении.
Данная цель должна учитываться на всех стадиях разработки локальных актов медучреждения как основная задача работы санитара. Все обязанности санитара в скорой помощи, обязанности санитара больницы и т.д., должны соответствовать этим целям.
Очень часто слова «благоприятные условия» и «комфорт» подменяются чисто техническими обязанностями санитаров, например, уборкой помещений, соблюдением санитарного режима, что часто приносит ущерб пациентам, за которыми они должны смотреть.
Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:Должностные обязанности в больнице
В разделе 2 профстандарта содержится описание трудовых функций (ОТФ) санитара. Он указывает нам на то, в каких областях могут быть привлечены специалисты, которые имеют младшее медицинское образование.
При этом каждая ОТФ должна быть декомпозирована до конкретных трудовых функций, которых может быть несколько. Каждой функции присваивается свой код.
Так, законодатель приводит основные группы ОТФ, а также соответствующие им подгруппы трудовых функций:
Группа А – санитарная обработка палат и специализированных кабинетов, перемещение медотходов и материальных объектов, а также уход за телом умершего пациента:
- подгруппа А/01.2 – транспортировка и перемещение отходов и материальных объектов;
- подгруппа А/02.2 – санитарная обработка оборудования, инвентаря и помещений;
- подгруппа А А/03.2 – уход за телом умершего пациента.
Группа Б – медицинские услуги по уходу, в которую входит подгруппа В/01.4 – осуществление профессионального ухода за больным.
Отличия должностной инструкции от функциональных обязанностей
Должностная инструкция состоит из квалификационных требований, обязанностей, прав, ответственности, подчинения.
Посмотрите, чем отличаются должностные инструкции от перечня функциональных обязанностей, в Системе Главная медсестра.
Раскрыть таблицу
Квалификационные уровни
Квалификационный уровень, в соответствии со справочником современного российского образования представляет собой комплекс требований к умениям, знаниям и компетенции работника, которые дифференцируются по сложности деятельности, объему полномочий и ответственности.
Такие уровни позволяют руководителю определить важные характеристики разных должностей младшего медперсонала: характер их умений и знаний, объем ответственности и полномочий, способы повышения квалификационного уровня.
Минтруд РФ в приказе № 148-н от 12.04.2013 года установил описание квалификационных уровней.
Так, второй уровень квалификации характеризуется следующими признаками:
- деятельность осуществляется под руководством с некоторыми элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий, а также индивидуальная ответственность;
- задания выполняются стандартные, когда сотрудник выбирает способ своих действий по инструкции и его действия корректируются с учетом условий их выполнения;
- необходимы специальные знания.
В профстандарте есть раздел требования к опыту работу. Профессиональный стандарт «Санитар» не предъявляется наличие практического опыта для занятия такой должности.
Как работать с медсестрами при внедрении профстандартов, читайте в рекомендации Системы Главная медсестра.
Обязанности
В профстандарте представлены развернутые характеристики трудовых функций работника, которые разделяются до уровня трудовых действий, а также необходимых знаний и умений.
Изучив эти характеристики, старшие медсестры и руководители медучреждений смогут найти для себя ответ, какие именно обязанности они могут возложить на санитаров в соответствии с требованиями законодателя.
Так, должностные обязанности санитара включают в себя:
- транспортировку и уборку медицинских отходов, без ограничения вида и класса таких отходов;
- генеральную и ежедневную уборку помещений отделения, кабинетов, с использованием специальных моющих и дезсредств;
- дезинфекция медизделий, оборудования, а также предметов ухода за пациентами;
- очистку медизделий перед их стерилизацией;
- транспортировка тел умерших больных и их посмертный уход.
Более серьезные требования законодатель установил для 4 квалификационного уровня, в который законодатель включил описание трудовой функции профстандарта «Оказание медицинских услуг по уходу»:
- работа осуществляется под руководством, сотрудник проявляет самостоятельность в решении практических задач, анализирует ситуацию и ее изменения, планирует деятельность, учитывая поставленные перед собой задачи. Несет персональную ответственность за решение этих задач и результаты своей деятельности;
- решает практические задачи, выбирает способ их решения исходя собственного опыта и полученных знаний, осуществляет контрольные мероприятия, оценивает свою деятельность;
- знает методические и научно-технические основы решения практических задач, самостоятельно работает с информацией и применяет специальные знания.
Обязанности младшей медсестры по уходу за больными
Обязанности данного специалиста существенно отличаются от обязанностей санитара, поскольку для них предусмотрено прохождение обязательных образовательных программ.
Трудовая функция младшей медсестры одна – профессиональный уход за больными.
В частности, к компетенции младшей медицинской сестры по уходу за больными относится:
- Проведение опроса больных и их родственников.
- Осуществление транспортировки больного, его сопровождение.
- Осуществление санитарно-гигиенического ухода за больным.
- Кормление больных, которые находятся в тяжелом состоянии.
- Доставка биологического материала больных в клинико-диагностическую лабораторию.
- Информирование медперсонала о состоянии больного, наблюдение за ним.
- Оказание больному первой помощи в неотложных ситуациях.
Из этого следует, что требования к навыкам и знаниям младшей медицинской сестры более широки, чем требования к квалификации и должностные обязанности санитара.
Применение профстандарта
Из вышеизложенного следует, что область применения профстандарта достаточно широка:
- на его основе строится система корпоративного менеджмента медучреждения;
- на его основе формируется штатное расписание медучреждения, а также должностные инструкции санитаров;
- исходя из требований профстандарта формируется, тарификации работ, а также особенности оплаты труда сотрудников.
Отметим, что с введением профстандартов произошли значительные изменения в системе кадрового менеджмента.
После того, как профстандарты постепенно разрабатываются и вступают в силу, происходит поэтапный переход к новым принципам управления персоналом.
Наименование организации
Примерная должностная инструкция санитара (санитарки).
Общие положения
- Настоящая должностная инструкции (далее Инструкция) разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Младший медицинский персонал», утвержденным Приказом Минтруда России от 12.01.2016 N 2н “Об утверждении профессионального стандарта “Младший медицинский персонал”
- Настоящая Инструкция определяет функциональные обязанности, критерии оценки результата профессиональной деятельности, права и обязанности санитара (санитарки) (наименование организации)
- На должность санитара (санитарки) назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего общего, прошедшее курс Профессионального обучения по должности “Санитар”
- Основной целью профессиональной деятельности санитара (санитарки) является создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации
- Трудовые функции санитара (санитарки)
- Перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов
- Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
- Уход за телом умершего человека
- Оценка качества деятельности санитара (санитарки) производится в соответствии с критериями, утвержденными настоящей Инструкцией и учитываются при расчете размера заработной платы в соответствии с Положением об оплате труда (наименование организации).
Как провести нормирование труда санитаров, читайте в рекомендации эксперта в Системе Главная медсестра.
Объем необходимых знаний санитара (санитарки)
- Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан, объем и содержание профессионального стандарта «Младший медицинский персонал», утвержденного Приказом Минтруда России от 12.01.2016 N 2н “Об утверждении профессионального стандарта “Младший медицинский персонал”; локальные нормативно-правовые акты организации, регламентирующие профессиональную деятельность санитара (санитарки)
- Виды упаковок (емкостей), контейнеров для материальных объектов и медицинских отходов, используемых в (наименование организации) правила герметизации упаковок для отходов различного класса опасности
- Средства и способы перемещения и транспортировки материальных объектов, медицинских отходов и обеспечения их сохранности в (наименование организации)
- Назначение и правила использования средств перемещения используемых в (наименование организации)
- Правила подъема и перемещения тяжестей с учетом здоровьесберегающих технологий
- Требования инфекционной безопасности, санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим при транспортировке материальных объектов
- Инструкция по сбору, хранению и перемещению медицинских отходов (наименование организации)
- Схема обращения с медицинскими отходами
- Правила гигиенической обработки рук
- Объем и алгоритмы оказания первой помощи
- Требования охраны труда, меры пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях, установленные в (наименование организации)
- График проведения ежедневной влажной и генеральной уборки палат, помещений, кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств, установленные в подразделении
- Способы обеззараживания воздуха и проветривания палат, помещений, кабинетов
- Инструкция по санитарному содержанию холодильников и условиям хранения личных пищевых продуктов пациентов (наименование организации)
- Правила инфекционной безопасности при выполнении трудовых действий
- Правила хранения уборочного инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств
- Инструкции по применению моющих и дезинфицирующих средств, используемых в (наименование организации)
- Правила дезинфекции и предстерилизационной очистки медицинских изделий
- Инструкции по проведению дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, емкостей многократного применения для медицинских отходов
- Методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально инфицированных отходов (материалы, инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы, органические операционные отходы, пищевые отходы из инфекционных отделений, отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, биологические отходы вивариев; живые вакцины, не пригодные к использованию)
- Методы безопасного обезвреживания чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов (материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности, отходы лабораторий, работающих с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности)
- Требования охраны труда, меры пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях, установленные в (наименование организации)
- Последовательность посмертного ухода
- Условия хранения тела умершего человека в патологоанатомическом отделении (наименование организации)
- Средства и способы измерения роста и массы тела умершего человека
- Ход процедуры вскрытия тела умершего человека при работе в патологоанатомическом отделении
- Правила санитарной обработки и хранения тела умершего человека, установленные в (наименование организации)
- Средства, способы доставки и правила безопасности при транспортировке трупного материала
- Технология транспортировки тела умершего человека до патологоанатомического отделения (наименование организации), правила документального оформления передачи тела на временное хранение
Статья бестселлер
Статья журнала «Главная медицинская сестра» — «Перевод санитарок в уборщицы. Почему многим этого не избежать» стала настоящим бестселлером. Авторы рассказали, для чего нужны эти кадровые перестановки, какие перемены ждут санитарок при переводе и как убедить их перейти на новую должность.
Должностные обязанности санитара (санитарки)
Трудовые обязанности |
Критерии оценки качества исполнения трудовых обязанностей |
|
1. |
Получать задания, связанные с перемещением или транспортировкой материальных объектов и медицинских отходов от медицинской сестры, старшей медицинской сестры |
|
2. |
Рационально использовать специальные транспортные средства перемещения |
|
3. |
Удалять медицинские отходы с мест первичного образования и перемещать в места временного хранения |
|
4. |
Производить транспортировку материальных объектов и медицинских отходов с учетом требований инфекционной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима |
|
5. |
Обеспечивать сохранность перемещаемых объектов в медицинской организации |
|
6. |
Производить герметизацию упаковок и емкостей однократного применения с отходами различных классов опасности |
|
7. |
Использовать упаковку (пакеты, баки) однократного и многократного применения в местах первичного сбора отходов с учетом класса опасности |
|
8. |
Правильно применять средства индивидуальной защиты |
|
9. |
Производить гигиеническую обработку рук |
|
10. |
Оказывать первую помощь |
|
11. |
Производить уборку помещений, в том числе с применением дезинфицирующих и моющих средств |
|
12. |
Применять разрешенные для обеззараживания воздуха оборудование и химические средства |
|
13. |
Поддерживать санитарное состояние холодильников для хранения личных пищевых продуктов пациентов |
|
14. |
Обеспечивать порядок хранения пищевых продуктов пациентов в холодильниках |
|
15. |
Использовать моющие и дезинфицирующие средства при дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, емкостей многократного применения для медицинских отходов |
|
16. |
Использовать и хранить уборочный инвентарь, оборудование в соответствии с маркировкой |
|
17. |
Производить предстерилизационную очистку медицинских изделий |
|
18. |
Производить обезвреживание отдельных видов медицинских отходов, обработку поверхностей, загрязненных биологическими жидкостями |
|
19. |
Производить посмертный уход |
|
20. |
Обеспечивать сохранность тела умершего человека |
|
21. |
Измерять рост и массу тела умершего человека при работе в патологоанатомическом отделении |
|
22. |
Создавать условия для производства вскрытий и забора биологического материала при работе в патологоанатомическом отделении |
|
23. |
Осуществлять туалет тела умершего человека и помещать его в трупохранилище |
|
24. |
Транспортировать тело умершего человека до места временного хранения |
|
25. |
Доставлять трупный материал в лабораторию медицинской организации |
|
26. |
Производить регистрацию приема и выдачи тела умершего человека при работе в патологоанатомическом отделении |
|
Права
Санитар (санитарка) имеет право:
- вносить предложения руководству по организации и условиям своей трудовой деятельности;
- пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
- обращаться за разъяснениями к руководителю в случаях затруднений при исполнении трудовых обязанностей
- знакомиться с критериями и результатами оценки своей деятельности
- повышать свою квалификацию.
Ответственность
Санитар (санитарка) несет ответственность за:
- Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.
- Исполнение требований законодательства, включая требования локальных нормативно-правовых актов.
- Своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководителя.
- Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности.
- Ведение документации, предусмотренной нормативно-правовыми актами.
- Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов санитарка может быть привлечена в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Для разработки должностной инструкции могут быть использованы, как все, так и отдельные положения настоящей примерной инструкции.
Здесь и далее указаны примерные временные параметры, которые при разработке должностной инструкции должны быть изменены в соответствиями с конкретными требованиями внутренних локальных актов, данными хронометража, показателями системы нормирования труда работников учреждения.
Здесь и далее следует указать конкретные локальные акты организации, в которых указаны алгоритмы трудовых действий, утвержденные в данной организации.
www.zdrav.ru
Профстандарт «Младший медицинский персонал»: назначение и применение
Приказ Минтруда РФ от 12.01.2016 № 2н утвердил профстандарт «Младший медицинский персонал». Также были установлены требования к образованию и опыту работы, которые необходимы специалистам для выполнения трудовых функций.
Отметим, что медики и фармацевты входят в список профессий, требования к которым устанавливает ст. 69 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. Поэтому применение для них профстандарта является обязательным.
Зачем нужен единый профстандарт для младших медработников?
Профессиональный стандарт для младшего медицинского персонала, разработанный Минздравом, призван заменить единые справочники. Ранее контроль за штатным расписанием осуществляли сами руководители медучреждений. Они могли самостоятельно разрабатывать и утверждать нормы права. В результате нередко завышались нагрузки на медиков, что противоречит законодательству.
Такая система провоцировала путаницу в должностях – например, в поликлиниках на ставке санитарок работали уборщицы. Минздрав уверен, что профстандарт позволит избежать подобных ситуаций, поскольку все изменения в штатное расписание теперь могут вноситься только на основании этого документа.
Области применения профстандартов
С 1 июля 2016 г. работодатель обязан руководствоваться профессиональным стандартом в следующих случаях:
- формирование кадровой политики и управление персоналом;
- организация обучения и аттестации сотрудников;
- заключение трудовых договоров;
- разработка должностных инструкций;
- тарификация работ;
- присвоение тарифных разрядов;
- установление систем оплаты труда.
На основании профстандарта работодатель вправе утверждать новые должностные инструкции. Такие изменения иногда приводят к расширению круга обязанностей сотрудников, но закон требует уведомлять об этом работника. Согласно ч. 2 ст. 72 и ч. 2 ст. 74 ТК РФ, сотрудник должен быть предупрежден об указанных обстоятельствах минимум за 2 месяца. Также требуется его добровольное согласие.
Даже если работник не соответствует требованию профстандарта, увольнение на этом основании недопустимо. Разорвать с ним трудовые отношения работодатель сможет лишь в случае неудовлетворительных итогов аттестации либо отсутствия в организации вакантной должности, соответствующей знаниям и умениям сотрудника. Возможно также предоставление работнику дополнительного образования, которое позволит ему соответствовать профстандарту.
Квалификационные требования для главной медсестры
- Среднее специальное или высшее образование в области сестринского дела.
- Минимальный стаж работы при среднем специальном образовании – 10 лет, при высшем образовании – 5 лет.
После сопоставления имеющихся в организации должностей с требованиями профстандарта, можно выяснить, соответствуют ли работники базовым требованиями. Если нет, следует предложить сотруднику 2 варианта на выбор: отправку на обучение или переподготовку либо перевод на другую должность, соответствующую его знаниям, опыту и образованию. Обучение возможно как за счет работодателя, так и за счет самого работника. Порядок обучения следует прописать в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему.
Если установлена потребность в обучении или переподготовке, необходимо составить план обучения на текущий год, а затем дать его на утверждение руководителю. Обязательная информация, которая должна содержаться в документе:
- ФИО сотрудников;
- должности;
- описание необходимого обучения или переподготовки;
- причины направления работников на обучение;
- период проведения учебных мероприятий;
- причины выбора определенного поставщика образовательных услуг.
План обучения пригодится организации при проверке. Он является документальным подтверждением того, что работодатель добросовестно исполняет требования профстандарта.
Автор: Медицинский институт реабилитации и косметологии им. З.М. Никифоровой
mirk.msk.ru
Обучение санитарок, младшего медицинского персонала
Должность санитарки в соответствии с квалификационным справочником должностей сотрудников здравоохранения относится ко второму квалификационному уровню.
Утвержденный приказом Минтруда РФ № 2-н от 12.01.2016 года профессиональный стандарт младшего медперсонала предполагает профессиональное обучение санитарок.
Каковы требования профстандарта к санитаркам? Какую программу обучения проходит младший медицинский персонал? Об этом Вы узнаете из статьи.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Главное в статье
Обучение санитарок и требования профстандарта
Программа обучения санитарок включает в себя изучение определенных дисциплин.
Действующий квалификационный справочник не предъявляет особых требований к должности санитарок:
- Наличие оконченного среднего общего образования.
- Требования к стажу не предъявлены.
- Прохождение предварительного медицинского осмотра перед официальным приемом на работу.
Однако, несмотря на простоту этих требований, в своей деятельности санитарка должна обладать определенными умениями и навыками. В связи с этим, а также с требованиями профессионального стандарта младшего медперсонала проводится профессиональное обучение санитарок.
Образование в РФ ее граждане могут получить только в организациях, имеющих образовательную лицензию. Также в настоящее время доступно дистанционное обучение на санитарку
Далее рассмотрим основные составляющие программы обучения санитарок, а также практическое обучение санитарок ЛПУ.
Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:Программа обучения санитарок: основные компоненты
Основной целью разработки программы обучения младшего медперсонала является совершенствование их практических навыков и теоретических знаний, что в итоге обеспечит главный алгоритм их деятельности – создание комфортных условий пребывания больных в медучреждении.
Практические занятия по таким программам проводятся в медицинских учреждениях. Завершается обучение итоговым экзаменом, в ходе которого проверяются полученные обучающимися знания.
В программу обучения младшего медперсонала обычно включены следующие разделы:
1. | Основы патологии, анатомии и физиологии человека |
2. | Основы микробиологии, экологии и гигиены |
3. | Основы обращения с медицинскими отходами |
4. | Правила дезинфекционной деятельности |
5. | Правила ухода за телом умершего пациента |
6. | Организация ежедневной работы младшего медперсонала |
Как организовать обучение медперсонала
В рекомендации Системы Главная медсестра эксперты рассказали, как подготовить обучение сотрудников и как создать систему дополнительного образования.
Из рекомендации вы узнаете:- как создать условия для обучения в медорганизации
- как организовать обучение
- как составить график обучения
- как составить план занятий медперсонала.
Ознакомиться с рекомендацией экспертов могут подписчики и пользователи по демодоступу.
Работа с медицинскими отходами
- Требования инфекционной безопасности.
- Соблюдение правил безопасности при перемещении материальных объектов.
- Правила обращения с медицинскими отходами.
- Обработка рук после работы с медицинскими отходами.
- Основные алгоритмы оказания первой медпомощи.
- Порядок действий при чрезвычайных ситуациях и соблюдение противопожарной безопасности.
Обучение правильному содержанию помещений
При обучении младшего медперсонала правилам санитарного содержания помещений, инвентаря и оборудования, они должны узнать:
- инструкции по санитарной обработке медицинских изделий, инвентаря, емкостей для медицинских отходов;
- правила проведения текущей и генеральной уборки с использованием специальных моющих и дезсредств;
- способы и методы обработки потенциально зараженных или зараженных медотходов, т.е. инструментов, изделий и предметов, контактировавших с кровью и другими биологическими жидкостями, отходы операционных, патологоанатомических отделений, отходы вивариев и живых вакцин, не пригодных для применения;
- методы работы с эпидемиологически опасными отходами.
Работа с телом умершего пациента
При обучении младшего медицинского персонала основам ухода за телом умершего пациента, они должны соблюдать:
- Рекомендуемые методики и технологии транспортировки тела умершего пациента до места его временного хранения;
- Соблюдение рекомендаций, изложенных в учетных формах медицинской документации;
- Основы трудового законодательства, а также нормы, регулирующие трудовой процесс, а также нормы морали и этики при осуществлении профессиональной деятельности;
- Противоэпидемический, гигиенический и охранительный режим медучреждения, правила внутреннего распорядка для его сотрудников и посетителей;
- Руководства по применению средств индивидуальной защиты.
Введение профессионального стандарта младшего медицинского персонала, а также профессиональное обучение санитарки связано, в том числе и с новыми законодательными нормами, закрепленными в ч. 1 ст. 100 ФЗ «Об охране здоровья».
Как известно, в данное время внедряется система поэтапного перехода к аккредитации медицинских специалистов.
С 1 января 2016 года согласно ч. 1 ст. 69 ФЗ 323 право на занятие медицинской деятельностью имеют только те лица, которые получили в России медицинское или иное образование, соответствующее федеральным образовательным программам, а также имеющим свидетельство об аккредитации специалиста.
www.zdrav.ru
Как организовать обучение младшего медперсонала по новому профстандарту
Должно ли медучреждение обучать сотрудников или это обязанность самого работника? Существует ли какой-либо официальный документ на этот счет? Можно ли принимать на вакантные должности младшего медицинского персонала работников, не имеющих документа о прохождении профессионального обучения, с тем чтобы обучить его впоследствии?»
Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Надежда Верхова:
– В приведенной ситуации работодатель вправе руководствоваться требованиями как профстандарта, так и квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н. Поэтому, если образование работников соответствует требованиям справочника, дополнительно проводить обучение не нужно.
Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандартов. Такие работники должны обучаться на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 2 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Как видно, указанная норма ст. 57 ТК РФ предполагает наличие у работодателя права выбора того, какой именно из поименованных в данной норме документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 информации Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда от 04.04.2016 г. 14-0/10/В-2253, письмом Минтруда от 06.07.2016 г. №14-2/ООГ-6465, письмо Минобрнауки от 12.02.2016 г. № 09-ПГ-МОН-814, письмо Минэкономразвития от 17.10.2013 г. 22405-ОФ/Д26и «По проектам приказов Минтруда России», ответ с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Так как медработникам предоставляются компенсации (например, сокращенное рабочее время) и льготы, а занятие медицинской деятельностью связано с определенными ограничениями (необходимость наличия сертификата специалиста и др.), квалификационные требования к должностям этих работников должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. № 541н был утвержден раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». В соответствии с ним установлены следующие квалификационные требования к должностям младшего медицинского персонала:
– «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» должна иметь начальное профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы;
– «Санитарка» – среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы;
– «Сестра-хозяйка» – среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.
Также приказом Минтруда РФ от 12.01.2016 г. № 2н утвержден профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал», в соответствии с п.3.1, п.3.2 которого предъявляются следующие требования:
– «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» должна иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»; среднее профобразование по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» – образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»;
– «Санитар» – среднее общее образование, профессиональное обучение по должности «Санитар».
Профессиональный стандарт «Сестра-хозяйка» не принят.
Таким образом, в приведенной ситуации работодатель при установлении квалификационных требований к должностям младшего медицинского персонала вправе руководствоваться требованиями квалификационного справочника.
Отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются в том числе государственными и муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов, утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников, по организации применения профессиональных стандартов. Реализация мероприятий данных планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г. (см. также Информационное письмо Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 г. № 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов»).
Однако постановление № 584 не предусматривает для госучреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия работников требованиям профстандартов, в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством обязательны к применению в части требований к квалификации работников. Не исключает данное постановление и права выбора учреждениями применения по одноименным должностям требований профстандартов или квалификационных справочников, установленного ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
Поэтому, на наш взгляд, несмотря на введение профстандарта «Младший медицинский персонал», устанавливающего иные требования к должностям младшего медицинского персонала, нежели установленные квалификационным справочником, государственное учреждение вправе руководствоваться квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н.
2. Необходимость подготовки работников (профобразование и профобучение) и дополнительного профобразования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профобразование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч.1 и 4 ст. 196 ТК РФ).
Ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязанности работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандартов. Соответственно, такие работники обучаются на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч.2 ст.196 ТК РФ, п.11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 г. № 14-0/10/В-2253, ответ Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Справедливости ради отметим, что представители Роструда высказывают по данному вопросу также мнение, что повышение квалификации в таком случае должно осуществляться за счет работодателя (ответ 1, 2, 3, 4 с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
medvestnik.ru
Как организовать обучение младшего медперсонала по новому профстандарту – Статьи
«В связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. поправок в Трудовой кодекс РФ, регламентирующих порядок применения работодателями профессиональных стандартов, для медорганизаций стало обязательным применение профстандарта по младшим медработникам (приказ Минтруда РФ от 12.01.2016 г. № 2н). В государственном бюджетном психиатрическом учреждении численность младшего медперсонала – 428 человек; они должны иметь документы об образовании в соответствии с требованиями данного профстандарта. В составе расчетно-нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены средства на обучение медработников, в том числе младшего медперсонала. Целевые субсидии на эти цели выдаются для средних медицинских работников, врачей, специалистов и служащих. Средства от приносящей доход деятельности в учреждении незначительные и не могут покрыть расходы на обучение всего младшего медперсонала.
Должно ли медучреждение обучать сотрудников или это обязанность самого работника? Существует ли какой-либо официальный документ на этот счет? Можно ли принимать на вакантные должности младшего медицинского персонала работников, не имеющих документа о прохождении профессионального обучения, с тем чтобы обучить его впоследствии?»
Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Надежда Верхова:
– В приведенной ситуации работодатель вправе руководствоваться требованиями как профстандарта, так и квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н. Поэтому, если образование работников соответствует требованиям справочника, дополнительно проводить обучение не нужно.
Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандартов. Такие работники должны обучаться на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 2 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Как видно, указанная норма ст. 57 ТК РФ предполагает наличие у работодателя права выбора того, какой именно из поименованных в данной норме документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 информации Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда от 04.04.2016 г. 14-0/10/В-2253, письмом Минтруда от 06.07.2016 г. №14-2/ООГ-6465, письмо Минобрнауки от 12.02.2016 г. № 09-ПГ-МОН-814, письмо Минэкономразвития от 17.10.2013 г. 22405-ОФ/Д26и «По проектам приказов Минтруда России», ответ с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Так как медработникам предоставляются компенсации (например, сокращенное рабочее время) и льготы, а занятие медицинской деятельностью связано с определенными ограничениями (необходимость наличия сертификата специалиста и др.), квалификационные требования к должностям этих работников должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. № 541н был утвержден раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». В соответствии с ним установлены следующие квалификационные требования к должностям младшего медицинского персонала:
– «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» должна иметь начальное профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы;
– «Санитарка» – среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы;
– «Сестра-хозяйка» – среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.
Также приказом Минтруда РФ от 12.01.2016 г. № 2н утвержден профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал», в соответствии с п.3.1, п.3.2 которого предъявляются следующие требования:
– «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» должна иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»; среднее профобразование по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» – образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»;
– «Санитар» – среднее общее образование, профессиональное обучение по должности «Санитар».
Профессиональный стандарт «Сестра-хозяйка» не принят.
Таким образом, в приведенной ситуации работодатель при установлении квалификационных требований к должностям младшего медицинского персонала вправе руководствоваться требованиями квалификационного справочника.
Отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются в том числе государственными и муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов, утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников, по организации применения профессиональных стандартов. Реализация мероприятий данных планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г. (см. также Информационное письмо Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 г. № 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов»).
Однако постановление № 584 не предусматривает для госучреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия работников требованиям профстандартов, в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством обязательны к применению в части требований к квалификации работников. Не исключает данное постановление и права выбора учреждениями применения по одноименным должностям требований профстандартов или квалификационных справочников, установленного ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
Поэтому, на наш взгляд, несмотря на введение профстандарта «Младший медицинский персонал», устанавливающего иные требования к должностям младшего медицинского персонала, нежели установленные квалификационным справочником, государственное учреждение вправе руководствоваться квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н.
2. Необходимость подготовки работников (профобразование и профобучение) и дополнительного профобразования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профобразование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч.1 и 4 ст. 196 ТК РФ).
Ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязанности работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандартов. Соответственно, такие работники обучаются на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч.2 ст.196 ТК РФ, п.11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 г. № 14-0/10/В-2253, ответ Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Справедливости ради отметим, что представители Роструда высказывают по данному вопросу также мнение, что повышение квалификации в таком случае должно осуществляться за счет работодателя (ответ 1, 2, 3, 4 с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Medvestnik.ru
pharmpersonal.ru