Система учета рабочего времени преподавателей – — Audit-it.ru
Рабочее время учителя
Рабочее время учителя
Работающему по трудовому договору гарантируется
установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени…
Конституция РФ, ст. 37
- · Какова продолжительность рабочей недели учителя?
- · Может ли администрация школы требовать обязательной отработки 6-ти часов в день, даже если нагрузка у учителя совсем небольшая?
- · Какое максимальное количество часов нагрузки преподавателя в день?
- · Какое допустимое количество “окон” в расписании? Что делать, если их много?
- · Обязан ли учитель посещать еженедельные 1,5 часовые совещания, можно ли наказать за непосещение?
- · Должен ли быть сокращен рабочий день у учителя в официальные предпраздничные дни?
- · Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?
- · Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?
В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.
Рабочее время – это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности»[1]. Для учителей это время (включая все виды работ, выполняемых учителем – не только в школе, но и при подготовке к урокам дома!) не может превышать 36 часов. Это максимум, а не норма! Так сказано в Трудовом кодексе[2] и в законе «Об образовании»[3]. Нам надо также помнить, что для всех наемных работников есть одна общая норма – 40 часов в неделю.
Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен[4]. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку[5].. При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением.[6] Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.[7]
В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени. Пропорциональное увеличение общего количества рабочего времени при нагрузке, превышающей ставку, к примеру: «У вас 24 часа нагрузки – значит, всего вы должны работать 48 часов» – абсолютно незаконно.
Основная правовая коллизия
Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени[8] лишь запутывают вопрос. В соответствии с этими постановлениями все рабочее время читателя делится на две части: «нормированная преподавательская работа» (то есть непосредственно уроки, количество часов по которым легко определить по табелю учета рабочего времени и графику работы) и «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».
Понятно, что именно из-за этих ненормированной части возникает большая часть конфликтов. Что именно и сколько часов должен делать учитель, помимо собственно преподавания? В Постановлении говорится о «должностных обязанностях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника». И это, пожалуй, единственный случай в законодательстве, который хоть как-то упоминает процесс учета не конкретизированной по количеству часов части работы учителя.
Особенно интересно здесь «в том числе». Вряд ли в какой-либо иной сфере рабочее время определяется личными планами работника. Взывать к совести учителя вместо того, чтобы платить ему, – это специфическое советское изобретение действует и в российской школе.
Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов? В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе. Это участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей, изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе и т.д. Мы уж не говорим о подготовке к урокам, составляющей значительную часть педагогической работы. И все это – «обычные обязанности», то есть за эти виды работ учитель не получает ни копейки.
Получается, что все зависит от того, как именно будет определен круг этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа. Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.
Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.
Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.
Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Для учителей 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы – 18 часов. Вычитаем из 36 часов 18 и получаем 18 часов, так называемой, «неконкретизированной части». Соответственно для учителей 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений она составляет 16 часов.
«Неконкретизированная часть» может быть больше 18 часов только с согласия работника. Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно. Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю[9].
Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.
Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул. Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.
Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.
Очень важна формулировка о так называемых «окнах»:
«При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы, которые рабочим временем педагогических работников не являются».
Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени. Из-за этого невозможно «сложить» рабочее время учителя как предметника с его же рабочим временем в роли классного руководителя и убедиться в том, что имеет место значительное превышение рабочего времени – не только 36, но и сорока часов в неделю!
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.
Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам[10], средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.
Основные нарушения со стороны работодателей
- Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.
- Во время каникул – требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.
- В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.
- Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).
- Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.
Способы защиты
По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.
№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотрудники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.
Решить ситуацию №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК, в том числе ст. №95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли всегда возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. С этим могут не согласиться родители: куда денутся дети после школы? Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий – но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.
Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу[11] с детьми вне школы, необходимо многое проговорить с директором заранее. Недаром в Постановлении №191 сказано, что «режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором». Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная прихоть учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы[12]. Нелепо проводить что-либо по собственной инициативе и потом требовать за это оплаты. Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или отгулы[13]. Последнее легче для школы, поэтому обычно директор соглашается на отгулы в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, с которым учитель сможет обратиться в суд.
Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)
Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:
- · Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.
- · Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю[14].
- · Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).
В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:
- · разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя
- · в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя
- · предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета
- · расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).
Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих. Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету. Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.
[1] Ст. 91 ТК РФ
[2] Часть 1 статьи 333 ТК РФ
[3] Пункт 5 статьи 55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об Образовании».
[4] Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.
[5] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”.
[6] Пункт 2.5 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» , утв. приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69.
[7] Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49, от 9 июня 2007 г. № 363 (далее – постановление Правительства РФ № 191. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).
[9] пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
[10]
[11] ТК, ст. 99. Сверхурочная работа
Сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
[12] Поэтому не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»
[13] Ст. 152 ТК РФ.
[14] ?
[15] Письмо Минобразования России от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15
pedagog-prof.org
Автоматизированный учет рабочего времени
Замечание 1
На каждом предприятии есть очень важный и ценный ресурс – это рабочее время сотрудников. Стоит отметить, что в условиях современного рабочего рынка довольно остро стоит проблема о том, чтобы грамотно учитывать рабочее время. Кроме того, именно налаженная система учета рабочего времени каждого сотрудника является отличным средством конкурентной способности предприятия или частной организации.
На данный момент существует всего два способа, которые позволяют учитывать рабочее время на любых предприятиях:
- Во-первых, это ручной учет рабочего времени. Это когда сотрудник, на которого возложены определенные должностные обязанности, собственноручно отмечает приход и уход всех сотрудников в соответствующем журнале. Кроме того, этот же сотрудник отмечает все документы, которые предоставляются ему на проверку от сотрудников, которые опоздали или не своевременно явились на рабочее место. Такими документами могут быть как больничные листы, так и увольнительные.
- Во-вторых, это автоматизированный учет рабочего времени.
Автоматизированный учет рабочего времени
Основной принцип такой автоматизированной системы учета рабочего времени считается процесс учета общего количества часов, которые были отработаны в определенный срок каждым сотрудником. Здесь же отмечаются все неявки на рабочее место, командировочное время, очередные отпуска, а также опоздания. Примечательно, что совершено в любой момент, автоматизированная система, способна предоставить соответствующий запросу официальный отчет.
Стоит отметить, что именно автоматизированная система учета рабочего времени решает ряд самых разнообразных задач:
- Программа позволяет экономить денежные средства, например, на той заработной плате, которая отводится сотруднику, выполняющему подобные функции.
- Программа позволяет сравнительно повысить уровень дисциплины на предприятии или в организации.
- Программа обеспечивает грамотное начисление суммы заработной платы.
- Программа позволяет объективно принимать необходимые решения в области системы управления персоналом.
- Программа оказывает эффективность в бизнес – процессах предприятия или организации.
Функциональные особенности программы учета
Кроме того, автоматизированная программа учета рабочего времени каждого сотрудника наделена определенными функциональными особенностями. В свою очередь, именно эти функциональные особенности обеспечивают приоритетные стороны:
- Точность. Программа позволяет обеспечить наиболее точный учет всего отработанного сотрудниками времени.
- Формирование рабочего графика. При помощи данной программы можно составить правильный и верный рабочий график для каждого сотрудника предприятия или организации.
- Автоматизированный учет. Стоит отметить, что программа отмечет не только время прихода на рабочее место, но и время ухода каждого сотрудника.
- Дополнительные параметры. Программа может устанавливать дополнительные параметры, которые необходимы руководящему персоналу.
- Нормативный график работы. Программа может определять не нормативные и нормативные системы графика работы.
Замечание 2
Для каждого отдельного работника предприятия или организации отведено в автоматизированной программе отдельное пространство, которое обустраивается именно под него. В памяти программы есть масса сведений, которые могут храниться на протяжении длительного периода. В программу включены также и должностные обязанности сотрудника, которые он должен выполнять в рабочее время.
spravochnick.ru
Как правильно вести табель учета рабочего времени педагогических работников? | Вопросы подписчиков
Возник спорный вопрос между централизованной бухгалтерией и руководителем структурного подразделения: в тарификации учителей нагрузка составляет определенное количество часов, а в табеле учета рабочего времени учителей нагрузка отражена больше чем в тарификации. Бухгалтерия утверждает, что количество часов в табеле не должно превышать количество часов по тарификации, но в тарификации отражается недельная нагрузка, которую мы должны умножать не на 4 недели (так как у нас в месяце не ровно 4 недели), а умножаем на среднюю, 4,34. С чем бухгалтерия в корне не согласна, они утверждают, что тарификация учитывает и каникулярные дни, поэтому мы должны в табеле отразить то количество часов, которое не будет превышать = количество часов по недельной нагрузке (согласно тарификации)* 4 недели. Как правильно отражать часы в табеле? И в какой нормативке можно найти ответ на данный вопрос?
Ответ на вопрос:
Учет фактически отработанного времени нужно вести по каждому сотруднику.
В коммерческих организациях используют типовые формы:
- табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда по форме № Т-12;
- табель учета рабочего времени по форме № Т-13 – при автоматизированной обработке данных.
Образцы форм и указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.
У вас не останется вопросов о Образце заполнения табеля формы 0504421 после прочтения статьи по ссылке.
Кроме того, коммерческие организации могут разработать форму табеля самостоятельно (ст. 7, 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012).
В бюджетных организациях и учреждениях применяют типовую форму табеля учета использования рабочего времени по форме № 0504421.
Такой вывод следует из приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.
Методические рекомендации по заполнению табеля по форме № 0504421 приведены в приказе Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
Более подробно о Форме 0504421 «Табель учета рабочего времени» вы можете узнать в статье.
Обратите внимание, что, как правило, в табеле отмечается все рабочее время педагога, а не учебная нагрузка.
Так, в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включают:
• учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;
• индивидуальную работу с обучающимися;
• научную, творческую и исследовательскую деятельность;
• другие виды педагогических работ, предусмотренные должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом;
• методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга;
• работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа сотрудников.
Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре.
Но в табеле не всегда отражается фактически отработанное время.
Так, в бюджетных организациях и учреждениях применяют типовую форму табеля учета использования рабочего времени № 0504421. Табель применяют для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени. Выбор способа заполнения табеля закрепите в локальном акте в рамках формирования учетной политики учреждения.
Таким образом, считаем возможным при необходимости в учетной политике закрепить, что в табеле отражаются отклонения. С педагогами так вести учет рабочего времени проще, чем учитывать все отработанное время.
О том, как правильно оформляется табель учета рабочего времени, читайте далее
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Как установить режим работы педагогическому работнику
Законодательное регулирование рабочего времени
Какими документами регулируется продолжительность рабочего времени педагогических работников
Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных организаций регулируют:
Сокращенная продолжительность рабочего времени
Как установить сокращенную продолжительность рабочего времени педагогическим работникам
Педагогическим работникам устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда педагогическим работникам может быть установлена и иная (менее 36 часов) продолжительность сокращенной рабочей недели (приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).
Так, учителям-дефектологам и учителям-логопедам устанавливается 20-часовая рабочая неделя. Норма, равная 18 часам в неделю, определяется для учителей образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные (п. 2 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601). Указанная норма часов определена в астрономических часах и короткие перерывы (перемены) между ними, а также динамическая пауза (п. 2 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).
В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включают:
- учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;
- индивидуальную работу с обучающимися;
- научную, творческую и исследовательскую деятельность;
- другие виды педагогических работ, предусмотренные должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом;
- методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга;
- работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников больше или меньше установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится оплата пропорционально фактически определенному объему педагогической или преподавательской работы.
Это предусмотрено в пунктах 1 и 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.
Учебная нагрузка
Как установить для педагогических работников учебную нагрузку
Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа сотрудников.
Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.
Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.
Обо всех случаях изменения учебной нагрузки и их причинах работодатель должен уведомить педагогического работника в письменной форме как минимум за два месяца. Такое уведомление не требуется при изменении учебной нагрузки по обоюдному согласию сторон.
Это предусмотрено в пунктах 1.3–1.8 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 и пункте 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.
Особенности режима рабочего времени
Какие существуют особенности режима рабочего времени педагогических работников
Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. По общему правилу количеству часов учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Продолжительность учебных занятий и перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных в установленном порядке (например, СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).
Выполнение преподавательской работы регулируется непосредственно расписанием учебных занятий (п. 2.2 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).
Другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, регламентируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.
Дни недели или иные периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий и выполнения иных обязанностей, которые регулируются графиками и планами, педагогические работники могут использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям в качестве так называемых методических дней и т. п.
Период каникул или время отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям является для педагогических работников рабочим временем.
Режим рабочего времени педагогических работников образовательных организаций определяется с учетом режима деятельности этих организаций (круглосуточное пребывание обучающихся (воспитанников), пребывание в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и т. п.).
Режим работы педагогических работников устанавливается Правилами трудового распорядка образовательной организации, графиками работы и расписанием занятий, коллективным договором, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством (ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).
Внимание: работник должен быть ознакомлен под подпись с Правилами трудового распорядка, коллективным договором, расписанием занятий, графиками работы, дежурств и иными нормативными документами, регламентирующими режим его рабочего времени и времени отдыха (ст. 68 ТК РФ).
Александр Завгородний,
доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
03.11.2015
С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,
эксперт Системы Кадры
______________________________________________________________________
Пожалуйста, оцените полученный ответ, проставив под ним в Системе соответствующее количество звездочек от 1 до 5.
Это поможет нам убедиться, что ответ Вами получен и не требует дополнительных пояснений.
Если уточнения все-таки понадобятся, то Вы можете оставить свои комментарии там же – в форме оценки.
Если Вы хотите изменить оценку, то нажмите на крестик рядом со «Спасибо за оценку» и поставьте новую.
Ответ на Ваш вопрос подготовлен в соответствии с правилами работы экспертной поддержки Системы Кадры.
www.kdelo.ru
Какой показатель фактически отработанного времени при составлении табеля учета рабочего времени для педагогических работников применяется – дни или часы?
Поскольку единого порядка ведения табеля учета рабочего времени конкретно для бюджетных образовательных учреждений нет, они применяют разные системы учета в зависимости от конкретных условий выполняемой работы. Причем бюджетные учреждения при учете рабочего времени могут использовать две формы табеля, утвержденные Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н, — табель учета рабочего времени по форме 0301008 (форма Т-13) и табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма 0504421).
В табеле 0504421 регистрируются только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка. В верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней — условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время.
При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой — условное обозначение вида отклонений, а знаменатель — часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в этом табеле повторяется.
В конце месяца работник, ответственный за ведение табеля 0504421, определяет общее количество дней (часов) неявок, а также часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы (35, 42, 43, 45, 47, 49, 51).
Затраты рабочего времени в табеле Т-13 могут учитываться методом сплошной регистрации явок и неявок на работу или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.). При отражении неявок на работу, учет которых ведется в днях (ежегодный отпуск, отпуск в связи с обучением, временная нетрудоспособность, служебная командировка, время выполнения государственных или общественных обязанностей и т.д.), в табеле в верхней строке в графах проставляются только коды условных обозначений, а в нижней строке графы остаются пустыми.
Сложности в учете рабочего времени педагогов прежде всего связаны с тем, что график их работы может быть разным каждый день. Кроме этого, существуют так называемые методические дни, когда педагог свободен от проведения учебных занятий по расписанию и иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, но использует это время для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п. При учете рабочего времени педагогов главное, чтобы соблюдалась недельная норма рабочего времени. Поэтому на практике при заполнении табеля учета рабочего времени зачастую проставляют фактически отработанные дни, в том числе методические, если общее количество отработанного за неделю рабочего времени не отклоняется от нормы.
При соблюдении еженедельной нормы рабочего времени можно проставлять в графике и часы, отработанные за каждый день. Но считаем, что такой учет более значим для кадровиков, поскольку позволяет отследить опоздания работника, отсутствие на работе без уважительных причин и т.п. Обычно, если работникам не установлен шестидневный режим рабочего времени (когда определено время начала и окончания рабочего дня), а начало, окончание и продолжительность рабочего дня в течение недели, месяца и т.д. различаются, то устанавливается режим гибкого рабочего времени, при котором осуществляется суммированный учет рабочего времени. При таком графике в табеле указываются отработанные часы за каждый день работы. Учетный период при этом может составлять месяц, квартал или другой период, не превышающий одного года. Гибкий график и суммированный учет рабочего времени устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Режим рабочего времени при этом должен быть отражен в трудовых договорах с сотрудниками.
Таким образом, если руководствоваться законодательством, когда педагогам установлена шестидневная рабочая неделя, в табеле учета рабочего времени удобнее проставлять ежедневную явку на работу. Если проставляются часы за каждый день работы и при этом ее продолжительность каждый день разная, для работника должен быть установлен гибкий график.
Оптимальный вариант заполнения табеля рабочего времени — заполнение его методом отклонения, когда регистрируются только случаи отклонения (больничные, выходные, праздничные, сверхурочные и т.д.).
info-personal.ru
новый порядок — Блог инспектора народного образования
Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г. Регистрационный № 36204) установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и утвержден Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Приказ). Приказ подготовлен с учетом положений нового Закона об образовании и изменений, внесенных в ТК РФ, и вступил в силу 10 марта 2015 года. С этого времени приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 (зарегистрирован Минюстом РФ 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709) утратил силу.
О работе с документом
Настоящий Приказ наряду с статьей 333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов, связанных с рабочим временем педагогических работников, с распределением их учебной нагрузки, с основаниями ее изменения по инициативе работодателя, со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки и др.
Уважаемые педагоги! Советуем внимательно изучить документ. Продолжительность рабочего времени, учебная нагрузка и заработная плата тесно взаимосвязаны между собой. Знание положений документа и исполнение его будут способствовать минимизации конфликтных ситуаций. Не даром говорят: «информирован – значит вооружен».
Уважаемые руководители! Советуем привести в соответствие с настоящим документом локальные акты организации (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.).
Напоминаем, что мы не комментируем документы, а только информируем о них. По вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт Минобрнауки РФ, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы».
Обзор документа
О продолжительности рабочего времени педагогических работников
Как отмечается в документе продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы 36, 30, 25, 24, 20 и 18 часов в неделю.
Например, у старших воспитателей ДОУ, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, инструкторов по труду, педагогов-библиотекарей, преподавателей-организаторов ОБЖ она составляет 36 часов в неделю; у музыкальных руководителей и концертмейстеров — 24 часа в неделю за ставку заработной платы; у учителей-дефектологов и учителей-логопедов — 20 часов в неделю за ставку заработной платы.
Учителям школ, педагогам и старшим педагогам дополнительного образования, логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания, учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной (преподавательской) работы являющаяся нормируемой частью их педагогической работы.
О рабочем времени педагога
Согласно документу в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) работа – нормируемая часть, а также воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися .
Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.
Учебная нагрузка больше или меньше ставки только с согласия педагога
В соответствии с документом педагогическая или учебная (преподавательская) работа сверх установленной нормы часов либо ниже установленной нормы за ставку заработной платы выполняется работником только с его письменного согласия.
Зачем нужно устанавливать указанные нормы
Как отмечается в документе нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и нормы часов учебной (преподавательской) работы являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного объема работы в неделю (в год).
В документе впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педработников в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда. Об этом читайте в материале « Учебная нагрузка педагогов и основания ее изменения: новый порядок».
Источник: ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/609999/#ixzz3TbUJ43Xw
eduinspector.ru
Правила учета и регулирования режима рабочего времени табель учета рабочего времени
“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2006, N 9ПРАВИЛА УЧЕТА И РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Табель учета рабочего времени
Первичным документом для учета рабочего времени является Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421), который содержится в Приложении N 2 к Приказу Минфина России N 25н .
——————————–
Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету”.
Согласно ст. 132 ТК РФ необходимость оформления данного документа обусловлена тем, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Поэтому в табеле учета рабочего времени производится учет отработанного времени, который, как указывалось выше, нужен при расчете суммы заработной платы сотрудникам учреждения. Следовательно, он является основанием для начисления заработной платы и в то же время документом, подтверждающим обоснованность начисленной заработной платы, которую необходимо доказывать проверяющим органам в ходе ревизий.
Основные требования к заполнению табеля
Табель ведется ежемесячно по вышеуказанной форме лицами, назначенными приказом по учреждению, в целом или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, факультетов, лабораторий и др.), который открывается за 2 – 3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц. Заполнение табеля производится в соответствии с установленным в учреждении распорядком рабочего дня, графиков работы.
Изменения (прием и увольнение сотрудников) в табели учета рабочего времени вносятся только на основании документов по учету личного состава: приказов о приеме на работу, переводе, увольнении.
Традиционно учет рабочего времени в табеле ведется методом сплошной регистрации выходов или неявок. Однако согласно указаниям по применению форм первичных учетных документов, опубликованных в Приказе Минфина России N 25н, в табеле регистрируются только случаи отклонений. В верхней половине строчки на каждого работника, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений, а также часы работы в ночное время.
Обратите внимание: если у одного и того же работника в один и тот же период в использовании рабочего времени имелось два вида отклонений, одним из которых является работа в ночное время, то нижняя часть строки заполняется дробью, числитель которой – условное обозначение отклонений, а знаменатель – ночные часы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется два раза.
По окончании месяца работник, ответственный за ведение табеля, определяет общее количество дней (часов) явок, дней (часов) неявок, а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, ночные часы и другие виды оплаты), записывая их в соответствующие графы (35, 42, 43, 45, 47, 49, 51). Заполненный табель подписывается лицом, ведущим табельный учет.
Заполненный и заверенный соответствующими подписями табель в установленные сроки сдают в бухгалтерию для расчетов по соответствующим графам раздела “Сумма” (41, 44, 46, 48, 50, 52). После утверждения табеля руководителем учреждения он используется для составления расчетно-платежной ведомости.
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работникам не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами, поэтому табель представляется в бухгалтерию учреждения дважды – за первую половину и по окончании месяца.
Обратите внимание: если заработная плата выплачивается один раз в месяц, то в случае жалобы работников в Федеральную инспекцию труда на нарушение требований ст. 136 ТК РФ виновное должностное лицо могут оштрафовать на сумму от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда за нарушение законодательства о труде и его охране (ст. 5.27 КоАП РФ).
Табель составляется в одном экземпляре уполномоченным лицом, подписывается руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы и передается в бухгалтерию, где хранится один год (п. 281 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом России 06.10.2000).
Введение дополнительных граф в табеле
Иногда в деятельности учреждений возникают ситуации, для которых условные обозначения и графы не предусмотрены. Например, как отразить в табеле учета рабочего времени время работы, когда работник в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановит работу на весь период до ее выплаты? Если работник приостанавливает свою работу в организации по этому основанию, то он не обязан выходить на работу, так как им не выполняется его рабочая функция. К тому же в рассматриваемой ситуации работодатель не сможет привлечь работника, приостановившего работу согласно ст. 142 ТК РФ, к дисциплинарной ответственности за прогул, ведь действия работника законны и закреплены ТК РФ.
Поскольку в табеле учета использования рабочего времени соответствующего обозначения не содержится, по мнению автора, можно включить в него графу “Приостановление работы” либо присвоить соответствующий код данному основанию отсутствия на рабочем месте в локальных нормативных актах учреждения.
Все вносимые в табель изменения должны быть оформлены в организации приказом.
Обратите внимание: удаление отдельных реквизитов из табеля, как и из других унифицированных форм, не допускается.
Работа в выходной
После выхода Закона N 90-ФЗ изменены нормы ст. 113 ТК РФ. В ее новой редакции привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия только в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается:
– для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
– для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
– для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, обусловленных необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.
К работе в выходные и нерабочие праздничные дни работники могут быть привлечены по письменному распоряжению работодателя. На практике очень часто об этом забывают, поэтому нет приказа – нет отметки в табеле. В результате может возникнуть ситуация, когда, например, согласно путевому листу автомобиль в выходной день выезжал, а приказа о привлечении водителя к работе в этот день не было, и в табеле его работа в выходной день не отражена.
Чтобы избежать негативных последствий такой “забывчивости”, нужно оформлять документы о привлечении работника к работе в выходной день. Причем время такой работы (независимо от того, как потом она будет компенсироваться работнику) в табеле указывается по коду “РП” (работа в праздничные дни). Если за работу в выходной день предусмотрена оплата, то она производится в двойном размере в соответствии со ст. 153 ТК РФ. Основаниями для этого будут табель учета рабочего времени и письменное распоряжение работодателя об оплате.
Если работник за работу в выходной день желает получить другой день отдыха, то согласно указанной статье он может быть ему предоставлен, о чем также должно быть указано в письменном распоряжении работодателя. В этом случае в табеле учета рабочего времени ставится “В” (выходной день).
Обратите внимание: работа в выходной день оплачивается в одинарном размере в том месяце, когда работник работал в выходной день, а другой день отдыха оплате не подлежит независимо от того, в каком месяце он предоставлен.
Больничный лист приходится на дни отпуска
Если работник заболел в отпуске, то ежегодный отпуск ему продлевается или может быть перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (новая редакция ст. 124 ТК РФ). Работник на законном основании может вернуться из отпуска позже.
Обычно работник по телефону извещает о болезни. Поскольку отметки в табеле о причинах неявок на работу производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности), то до поступления документа при заполнении табеля, по мнению автора, можно проставлять буквенный код “НН” – неявка по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств).
После представления больничного листка необходимо внести исправления в табель: буквенный код “НН” исправляется на код “Б” – нетрудоспособность.
Учет опозданий
В связи с неоднократными неисполнениями работником без уважительных причин трудовых обязанностей работодатель вправе уволить работника, который к тому же имеет дисциплинарное взыскание. Опоздание на работу – как раз тот случай, когда увольнение является законным (п. 5 ст. 81 ТК РФ).
Увольняя работника по этому основанию, кадровики, как правило, все внимание сосредотачивают на объяснительных и докладных записках, приказах и записях в трудовую книжку увольняемого, забывая об отражении опоздания в табеле учета рабочего времени. Довольно часто в день опоздания в табеле указывают полное количество отработанных часов в рабочий день без какого-либо уменьшения на время опоздания. Обычно увольнение работника по этим причинам заканчивается разбирательством в суде. Судебные органы в этих целях приобщают к делу табель учета рабочего времени, а так как опоздание в табеле не отмечено, доказать опоздание работника проблематично.
Суммированный учет рабочего времени
Для некоторых категорий работников установлен режим рабочего дня, отличный от обычного. Другими словами, если в организации появилась необходимость ввести суммированный учет рабочего времени, это означает, что работники, для которых он вводится, должны работать по иному графику, отличному от обычного. То есть нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Если график не установлен, сотрудник исполняет свои обязанности согласно общему режиму рабочего времени, принятому в организации. А время, отработанное сверх часов, предусмотренных для обычного режима, считается переработкой и оплачивается в соответствии с ТК РФ.
Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Сверхурочная работа
Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа – работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия:
1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Поскольку график, установленный на учетный период, должен предусматривать нормальное число рабочих часов, количество часов, отработанных сверхурочно, определяется следующим образом. Из количества часов, фактически отработанных сотрудником за учетный период, надо вычесть часы, предусмотренные графиком на этот же период. Очевидно, что переработка может быть определена только по итогам учетного периода. В этот же момент она и оплачивается.
Обратите внимание: согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Согласно ст. 152 ТК РФ за сверхурочную работу за первые два ее часа оплата производится в полуторном размере, а за остальные – в двойном.
Особенности режима рабочего времени
педагогических и других работников
образовательных учреждений
——————————–
От редакции: о рабочем времени и времени отдыха педагогических работников учреждений образования читайте в журнале “Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 3, 2006, в статье Т. Николаевой “Рабочее время и время отдыха педагогических работников”. К данной теме мы вернулись, так как в Минюсте России 26.07.2006 зарегистрирован Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 N 69 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений” (далее – Приказ N 69).
Режим рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений несколько отличается от режима рабочего времени работников других организаций. Это объясняется спецификой их деятельности. У этой категории работников норма рабочего времени отличается от установленной ТК РФ (40 часов). Норма рабочего времени им устанавливается в зависимости от занимаемой должности, профессии, типа образовательного учреждения и в зависимости от этого колеблется от 18 до 36 часов в неделю.
Рассмотрим, как регулируются режимы рабочего времени и времени отдыха педагогических работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, изложенных в Приказе N 69.
Режим рабочего времени учителей, преподавателей,
педагогов дополнительного образования,
тренеров – преподавателей образовательных учреждений
в период учебного года
Рабочее время учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров – преподавателей образовательных учреждений состоит из двух частей: нормируемой и другой ненормируемой педагогической работы.
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает время проводимых учебных занятий, независимо от их продолжительности и коротких перерывов (перемены) между занятиями, в том числе и “динамический час” для учащихся первых классов.
Обратите внимание: под количеством часов установленной учебной нагрузки следует понимать количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. Если ими проводятся спаренные учебные занятия, то неиспользованное время перерывов суммируется и используется для выполнения другой педагогической работы.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, не конкретизируется по количеству часов, но вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника. Причем дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные у педагогических работников от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.д.
В случае невозможности обеспечения педагогов полной учебной нагрузкой, но с учетом гарантии выплаты заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений” (далее – Постановление N 191), режим рабочего времени определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть предоставление работы в группах продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем которой регулируется образовательным учреждением.
Обратите внимание: указанные формы догрузки педагогической работы не подлежат дополнительной оплате.
Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) учебная нагрузка, установленная в начале года, в течение года уменьшается, определяется количеством часов пропорционально сохраняемой заработной плате с учетом времени, необходимого для выполнения воспитательной и другой педагогической работы. Так, согласно Постановлению N 191 учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей при уменьшении педагогической нагрузки по причинам, указанным выше до конца учебного года выплачивается:
– заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой;
– заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой.
Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.
Разделение рабочего дня на части
При составлении расписаний учебных занятий образовательному учреждению необходимо исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, чтобы не образовывались длительные перерывы (окна) между занятиями, которые рабочим временем не являются.
Только в исключительных случаях можно разделить рабочий день на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд. Это касается воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся, воспитанников (школах-интернатах, детских домах, интернатах при образовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов.
Таким категориям педагогических работников для экономии их времени целесообразно вести суммированный учет рабочего времени, чтобы продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период. Этого можно достичь за счет разной ежедневной продолжительности рабочего времени в утренние часы (до начала занятий с учащимися) и по их окончании.
Режим рабочего времени
работников образовательных учреждений
в каникулярный период
Каникулярный период, установленный для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающий с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, является для них рабочим временем. В это время они осуществляют педагогическую, методическую и организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул.
Для педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул, учащихся, воспитанников режим рабочего времени определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения ими других должностных обязанностей.
Во время каникул режим рабочего времени для учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности, который может также привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.
Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних и летних каникул привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе в предметных цикловых комиссиях, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.
Режим рабочего времени
работников образовательных учреждений
в период отмены для обучающихся,
воспитанников учебных занятий
(образовательного процесса)
по санитарно-эпидемиологическим,
климатическим и другим основаниям
В периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников в отдельных классах (группах) или в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, указанных в предыдущем разделе этой статьи.
Режим рабочего времени работников
в оздоровительных образовательных учреждениях,
образовательных учреждениях,
выезжающих на летние дачи
и (или) организующих летний отдых
в той же или другой местности,
а также при проведении туристических походов,
экскурсий, экспедиций, путешествий
Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, но на срок не более чем на один месяц к работе в оздоровительных лагерях и других оздоровительных образовательных учреждениях, расположенных в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экскурсий, путешествий в другую местность возможно только с согласия работников. Их режим рабочего времени устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.
Режим рабочего времени
профессорско-преподавательского состава
образовательных учреждений
высшего профессионального образования
и образовательных учреждений
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы и осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно и в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры не может превышать в течение учебного года:
– 900 часов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
– 800 часов в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками регулируется режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью.
Регулирование рабочего времени
отдельных педагогических работников
образовательных учреждений
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:
– выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
– подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.
В дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю. Это может быть обеспечено путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя или замещения каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы.
Некоторые вопросы по учету рабочего времени
В школе принято решение со следующего года сократить продолжительность уроков с 45 до 30 минут. Как в этом случае будет определяться норма преподавательской работы за ставку?
Продолжительность урока определяется образовательным учреждением самостоятельно. Как было указано выше, продолжительность урока не может превышать 45 минут. Уменьшение образовательным учреждением продолжительности урока для учащихся не влечет за собой сокращения продолжительности рабочего времени учителя. Без изменения остается только количество уроков (занятий), установленных за одну ставку заработной платы. Так, если учителю определена учебная нагрузка в 25 часов преподавательской работы в неделю, то он проводит 25 уроков (занятий) по 45 или по 35 минут. Остальное время составляют перемены для отдыха учащихся. Таким образом, в указанном случае учитель должен отработать (вместе с переменами между уроками) все те же 25 академических часов в неделю.
Каков порядок отражения в табеле учета рабочего времени явок и неявок на работу преподавателей?
Допускаются разные системы учета присутствия преподавателей на работе в зависимости от конкретных условий выполняемой работы. Согласно действующему законодательству преподавателям образовательных учреждений ставка заработной платы выплачивается за недельную норму часов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191). На основании п. 92 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94, заработная плата, установленная при тарификации, выплачивается преподавателям ежемесячно независимо от количества недель и рабочих дней в разные месяцы года. Кроме того, в расписании занятий часы преподавательской работы у преподавателей могут быть не каждый день. Поэтому для преподавателей учреждений образования отработанное время может учитываться в табеле не обязательно за каждый день, а за неделю.
Чем отличается сокращенное рабочее время от неполного рабочего времени?
Установление сокращенного рабочего времени определенной категории работников – обязанность администрации. Стороны при заключении трудового договора не вправе увеличивать им продолжительность рабочего времени, установленную законодательством.
Если иное не предусмотрено ТК РФ или другим федеральным законом, то оплата труда при сокращенной продолжительности рабочего времени производится как за полное рабочее время. По этому признаку сокращенное рабочее время отличается от неполного, при котором оплата труда производится пропорционально установленному и отработанному времени или в зависимости от выработки.
Неполное рабочее время может состоять в одновременном уменьшении как рабочего дня, так и рабочей недели. При неполном рабочем дне работник отрабатывает меньшее количество часов, чем установлено в организации для данной категории работников. При неполной рабочей неделе уменьшается количество рабочих дней недели.
И.Зернова
Зам. главного редактора журнала
“Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение”
Подписано в печать
23.08.2006
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 сентября 2007 г. N 02-14-10а/2261
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету” табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421) является унифицированной формой первичных учетных документов, применяемой всеми бюджетными учреждениями. В табеле регистрируются только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного в учреждении. Отражение в табеле нахождения сотрудника в отпуске и командировке не регламентирует порядок расчета указанных дней.
Директор
Департамента бюджетной политики
А.М.ЛАВРОВ
10.09.20074>4>3>3>
filling-form.ru
Система составления расписаний и учета нагрузки преподавателей в вузе
Современные высшие учебные заведения остро нуждаются в создании информационной системы, позволяющей планировать и составлять расписания занятий студентов и преподавателей, вести учет нагрузки преподавателей в реальном времени, оперативно предоставлять информацию, необходимую для принятия решений по оплате преподавателям отработанных часов, анализировать данные расписаний и загрузки преподавателей. Компания “Аналит”, г. Москва, завершила внедрение такой комплексной системы на базе “1С:Предприятия” для Высшей школы финансового менеджмента, входящей в состав Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Содержание
- Система составления расписаний и учета нагрузки преподавателей в вузе
Выбор программного продукта
До внедрения автоматизированной системы на базе “1С:Предприятия” планирование и составление расписания занятий преподавателей в учебном отделе ВШФМ производилось с помощью электронных таблиц. Подобным же образом формировались специфические отчеты по загрузке работников учебного отдела и составлялся табель учета отработанного времени преподавателей.
Для получения этих данных требовались значительные трудозатраты, иногда приходилось выполнять дополнительную обработку информации вручную, часто в сверхурочное время.
Особенно много проблем возникало на следующих участках:
- Ведение списка учебных программ для каждого семестра, ввод и хранение информации о планируемой учебной нагрузке каждого преподавателя на учебный год.
- Планирование и ввод расписания занятий слушателей и преподавателей, формирование ряда отчетов о состоянии расписания.
- Формирование карточек учета работы преподавателей за учебный год.
- Формирование табелей отработанного времени и ведомостей учебной работы преподавателей для предоставления в бухгалтерию.
Для ввода информации о планируемой учебной нагрузке преподавателя приходилось анализировать каждую учебную программу, поскольку преподаватель одновременно может быть задействован в нескольких из них.
Приходилось заполнять выходные формы расписания вручную. При этом часто нужно было вводить в электронные таблицы одну и ту же информацию дважды, а то и трижды: например, для того, чтобы сформировать печатные формы расписаний потоков для размещения на доске расписаний и файл для размещения информации в Интернете.
Для формирования карточек учета работы преподавателей приходилось вручную просматривать каждый учебный план, а также анализировать данные о фактически отработанном времени из расписаний. Это требовало предельной внимательности и отнимало массу времени у сотрудников учебного отдела.
Для формирования табелей отработанного времени преподавателей приходилось вручную отбирать данные о фактически отработанном времени из электронных таблиц расписаний, а затем на основании каждого табеля заполнять ведомости учебной работы преподавателей по каждой учебной программе. Такая работа могла занимать несколько полных рабочих дней сотрудников учебного отдела.
В I квартале 2003 года представители ВШФМ АНХ РФ посетили один из семинаров, регулярно проводимых компанией “Аналит”, на котором ознакомились с возможностями программных продуктов “Аналит: Расписание” и “Аналит: Учебные заведения. Расчет зарплаты в ВУЗах”, предназначенных для автоматизации деятельности высших учебных заведений.
По итогам участия в семинаре руководство учебного отдела ВШФМ АНХ приняло решение привлечь представителей компании “Аналит” для внедрения новой системы автоматизации учебного процесса.
Справка Здание Высшей школы финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ Высшая школа финансового менеджмента входит в число наиболее крупных и авторитетных структурных единиц Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. АНХ РФ существует уже четверть века и готовит хозяйственных руководителей и менеджеров нового типа. В учебном процессе принимает участие свыше 70 преподавателей (большинство из них стажировались в лучших школах и университетах мира), более 40 докторов и кандидатов наук. Более 1,5 тысяч человек уже окончило ВШФМ АНХ РФ, ежегодно в ней учится 250-300 человек. |
Участки автоматизации
Изучив существующую технологию составления расписания и планирования нагрузки преподавателей, специалисты “Аналита” реализовали на базе конфигурации “Аналит: Расписание” для “1С:Предприятия” эффективную систему автоматизации, обеспечивающую:
- ведение списка потоков учащихся с указанием количества учащихся в потоке;
- ввод расписания занятий преподавателей с указанием времени начала и окончания занятия, названия курса, потока, типа занятия, номера аудитории и времени занятия;
- ведение списка учебных программ для каждого семестра с указанием названия учебных дисциплин (курсов), планируемого количества часов и данных преподавателей по каждому курсу;
- формирование ряда отчетов о состоянии расписания с разбивкой на утренние, дневные и вечерние часы занятий с указанием названия потоков, дат и дней недели, времени проведения занятий, номеров аудиторий, типов занятий и данных о преподавателях;
- формирование табелей отработанного времени преподавателей с разбивкой по потокам и указанием дисциплин, автоматическое формирование ведомостей учебной работы преподавателей на основании заполненного табеля;
- ввод и хранение информации о планируемой учебной нагрузке каждого преподавателя на учебный год;
- формирование индивидуального плана работы преподавателя и отчет о его выполнении на учебный год;
- формирование карточки учета работы преподавателя за учебный год.
Ввод расписаний, автоматическое формирование табелей и ведомостей
Самыми интересными с точки зрения реализации стали блоки ввода расписания и автоматического формирования табелей и ведомостей выполнения учебной работы преподавателей.
Для работы с расписанием в конфигурации была создана обработка “Ввод расписания”. В форму ввода расписания на каждую дату для каждого занятия по каждому учебному подразделению заносится информация о дисциплине, преподавателе, аудитории и типе занятия. При необходимости уточняется время начала и окончания занятия и количество отработанных часов (рис. 1).
Рис. 1. Ввод расписания.
Для формирования табелей отработанного времени преподавателей был создан документ “Табель отработанного времени”. Документ “Табель отработанного времени” заполняется автоматически. На основании заполненного расписания информация об отработанных часах из расписания за текущий расчетный период (месяц) по всем преподавателям, работающим в выбранном подразделении, по всем дисциплинам и типам занятия из выбранного учебного плана автоматически переносится в табель (рис. 2).
Рис. 2. Табель учета отработанного времени.
На основании данных из табеля была реализована возможность автоматического формирования ведомостей выполнения учебной работы преподавателей. По каждой учебной программе для каждого преподавателя создается набор документов “Ведомость выполнения учебной работы” для предоставления в бухгалтерию (рис. 3).
Рис. 3. Ведомость выполнения учебной работы.
Итоги автоматизации
В ходе автоматизации в ВШФМ АНХ РФ были максимально использованы функциональные возможности выбранной платформы “Аналит: Расписание” и, в то же время, дописаны программные блоки, позволяющие вести учет многих факторов по оригинальным методикам, принятым на предприятии.
Заместитель директора ВШФМ АНХ РФ Швецова Светлана Владимировна: “Раньше приходилось формировать все табели, ведомости, карточки преподавателей вручную, выверяя каждую цифру. Теперь достаточно заполнить расписание и нажать кнопку. И даже несмотря на то, что в ВШФМ формирование табелей является настолько специфичным, что приходится создавать не один, а несколько табелей для одних и тех же сотрудников, все равно отчеты формируются правильно. |
Переход на новую систему позволил исключить трудоемкие рутинные операции, требовавшие ручной обработки данных, и тем самым на порядок снизить трудозатраты по составлению и оперативному изменению расписания занятий слушателей, а также сократить время на составление и отслеживание плановой и фактической загрузки преподавателей Академии.
Опыт внедрения в ВШФМ АНХ РФ оказался востребованным и другими высшими учебными заведениями.
Работы выполнены компанией “Аналит”,
тел. (095) 787-22-83,
www.analit.ru
Система составления расписаний и учета нагрузки преподавателей в вузе
buh.ru