Должностная инструкция специалиста гражданской обороны

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Специалиста гражданской обороны

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность специалиста гражданской обороны [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Специалист гражданской обороны назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Специалист гражданской обороны относится к категории специалистов.

1.4. Специалист гражданской обороны подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.5. На должность специалиста гражданской обороны может быть назначено лицо, имеющее соответствующую квалификацию:

Специалист гражданской обороны: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет.

Специалист гражданской обороны II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет.

Специалист гражданской обороны I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста гражданской обороны II категории не менее 3 лет.

Ведущий специалист гражданской обороны: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста гражданской обороны I категории не менее 3 лет.

1.6. В практической деятельности специалиста гражданской обороны должен руководствоваться:

  • законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Специалист гражданской обороны должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • методические и нормативные документы, касающиеся деятельности специалиста гражданской обороны;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.9. В период временного отсутствия специалиста гражданской обороны, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Специалист гражданской обороны обязан выполнять следующие трудовые функции:

2.1. Разрабатывает нормативные, методические и организационные документы по вопросам гражданской обороны.

2.2. Осуществляет анализ состояния гражданской обороны и подготовку ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны в организации, ведет учет объектов и имущества гражданской обороны, осуществляет выбор способов или логических приемов для обоснования принимаемых решений.

2.3. Участвует в разработке и проведении организационно-технических мероприятий по гражданской обороне, проведение учений по гражданской обороне.

2.4. Разрабатывает порядок организации и ведения гражданской обороны в организации.

2.5. Организует сбор и обмен информацией в области гражданской обороны.

2.6. Распространяет и внедряет наиболее эффективные методы работы по пропаганде мероприятий гражданской обороны.

2.7. Участвует в составлении документов об организации проведения мероприятий по гражданской обороне, разрабатывает планы гражданской обороны и защиты населения.

2.8. Готовит предложения по совершенствованию работы по закрепленному направлению деятельности.

2.9. Участвует в разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования организации в чрезвычайных условиях и военное время.

В случае служебной необходимости специалист гражданской обороны может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Специалист гражданской обороны имеет право:

3.1. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

3.2. Получать материалы и документы, относящиеся к вопросам его профессиональной деятельности.

3.3. Получать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.5. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.6. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.

3.7. Получить рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

3.8. Взаимодействовать со всеми подразделениями Компании для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Специалист гражданской обороны несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы специалиста гражданской обороны осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы специалиста гражданской обороны является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы специалиста гражданской обороны определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью специалист гражданской обороны может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

instrukzii.ru

Должность специалиста по ГО и ЧС

Предисловие: «В штатное расписание вводим должность специалиста по ГО и ЧС», предприятие не относиться к категориям по ГО. Штат работников 202 человека. Вопрос: Можно ли специалисту по ПБ и ОТ, поручить дополнительную работу по должности специалиста по ГО и ЧС, без оформления соглашения о совмещении, через приказ о доплате от тарифа с указанием даты начала совмещения, конца совмещения, обязанностей.

Нет, нельзя. Совмещение надо оформлять дополнительным соглашением (см. Оформляем совмещение должностей. Как быстро заменить уволенного сотрудника, Совмещение и совместительство. Правила оформления дополнительной работы).

Кто в организации обязан заниматься гражданской обороной

Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответствен за гражданскую оборону (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, ст. 14 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).


Гость, знакомьтесь — Правобот!

Интеллектуальный сервис для подбора судебной практики. Думает, как юрист, только быстрее. 

Познакомиться поближе


Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, отнесена организация к категориям по гражданской обороне или нет.

Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме. Аналогичные разъяснения дают специалисты МЧС России в письме от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8.

Так, в организациях, которые не отнесены к категориям по гражданской обороне, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совместительству или совмещению. Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда или кадровому специалисту.

Об этом сказано в пунктах 5 и 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230. Аналогичные разъяснения дают специалисты МЧС России в письме от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8.

Внимание: следует учесть, что в штатное расписание в любом случае необходимо ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям независимо от того, каким образом будет оформлен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: по внутреннему совместительству или по совмещению должностей.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне с количеством работников:

  •  до 500 человек – 1 отдельный работник;
  •  от 501 до 2000 человек – 2–3 отдельных работника;
  •  от 2001 до 5000 человек – 3–4 отдельных работника;
  •  свыше 5001 человек – 5–6 отдельных работников.

Количество отдельных работников в представительствах и филиалах организаций, которые относятся к категориям по гражданской обороне:

  •  от 200 до 500 человек согласно штатному расписанию – 1 работник;
  •  от 501 до 1000 человек согласно штатному расписанию – 2 работника;
  •  от 1001 до 2000 человек согласно штатному расписанию – 3 работника;
  •  от 2001 до 5000 человек согласно штатному расписанию – 4 работника;
  •  свыше 5001 человек согласно штатному расписанию – 5 работников.

Количество структурных подразделений или отдельных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в представительствах и филиалах организации, устанавливают локальным нормативным актом.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организации находятся в подчинении у руководителя организации.

Об этом сказано в пунктах 7 и 8 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230.

При определении количества работников по гражданской обороне в организациях, а также в их представительствах и филиалах, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования, учитывают общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывают число проходящих лечение больных в стационаре (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 9 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

  •  в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
  •  на курсах гражданской обороны.

Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646.

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 г. № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе погражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Основные функции и задачи, которые решает подразделение или уполномоченный сотрудник, установлены в Примерном положении, утвержденном приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230. Примерные должностные обязанности работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям можно посмотреть в должностной инструкции.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом.».

Самые популярные рекомендации в Системе Юрист в этом месяце

Восемь опасных условий договоров аренды, услуг и подряда
Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.

Как судиться с приставами: алгоритм работы
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.

Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.

20 новых правовых позиций судов о взыскании судебных расходов
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.

Обзор практики по уведомлению контрагентов
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

www.law.ru

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

 

Начальник отдела (штаба) гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

Должностные обязанности. Осуществляет непосредственное руководство работой отдела (штаба) гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) и несет ответственность за выполнение комплекса организационных, инженерно-технических, медицинских и других специальных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления системы и сил ГО и ЧС организации к действиям в чрезвычайных условиях мирного и военного времени. Осуществляет контроль за постоянной готовностью технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС организации. Организует оповещение и информирование персонала подразделений организации о чрезвычайных ситуациях. Организует проведение мероприятий инженерной, радиационной, химической и медицинской защиты работников в чрезвычайных условиях мирного и военного времени, подготовку к ведению спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Организует создание служб, гражданских организаций ГО и укомплектование их личным составом, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной химической разведки и дозиметрического контроля. Организует и контролирует подготовку и обучение по утвержденным программам личного состава органов управления системы ГО и ЧС всех уровней, гражданских организаций ГО, работников организации действиям в чрезвычайных ситуациях. Организует обобщение и распространение передового опыта работы по вопросам ГО и ЧС и пожарной безопасности. Участвует в планировании финансирования подготовки персонала формирований ГО и ЧС для выполнения мероприятий по ГО и ЧС. Участвует в создании и использовании чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осуществляет контроль за накоплением, хранением, обновлением техники и имущества для целей ГО и ЧС. Организует контроль за содержанием фонда защитных сооружений и ходом их строительства. Участвует в разработке мер экономического, правового, организационного и социального характера, направленных на создание условий, способствующих предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий. Проводит разъяснительную работу с общественностью и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организует и совершенствует системы взаимодействия с территориальными и ведомственными системами ГО и ЧС. Контролирует содержание в постоянной готовности защищенных пунктов управления системы ГО и ЧС. Организует подготовку документации по развертыванию и работе гражданских организаций системы ГО и ЧС в очагах поражения для ликвидации последствий применения современных средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий и их взаимодействие с привлекаемыми силами ГО. Организует сбор и обобщение информации о состоянии радиационной и химической обстановки, о привлекаемых силах и средствах при локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций для принятия управленческих решений руководством системы ГО и ЧС. Организует совместно с подразделениями организации работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и оценке сложившейся обстановки при чрезвычайных ситуациях в организации. Осуществляет контроль за постоянной готовностью технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС. Организует планирование и работу комиссии по чрезвычайным ситуациям в организации. Контролирует готовность пожарной охраны организации. Участвует в работе межведомственных комиссий по организации пожарной охраны в организации. Участвует в разработке и проведении мероприятий по подготовке организации к устойчивой работе в чрезвычайных условиях мирного и военного времени. Осуществляет подготовку и представляет в установленном порядке отчетные данные о работе отдела (штаба) ГО и ЧС. Обеспечивает выполнение персоналом требований правил по охране труда, ядерной, радиационной и пожарной безопасности, требований режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, касающиеся вопросов ГО и ЧС; планы ГО организации и требования по повышению устойчивости функционирования организации; организацию и методику подготовки руководящего состава организации, гражданских организаций системы ГО и ЧС, обучения других работников; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы трудового законодательства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

 

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Должностные обязанности. Организует и контролирует разработку и исполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организации. Разрабатывает организационно-распорядительную документацию по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС). Организует работу по поддержанию постоянной готовности технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС. Организует проведение расчетно-аналитического анализа возможных чрезвычайных ситуаций в организации. Осуществляет сбор, обработку и проверку данных по подготовке персонала к действиям в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций и подготавливает их для отчета перед вышестоящими организациями. Организует обучение работников системы ГО и ЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени. Осуществляет поиск организационно-методической документации по подготовке персонала к действиям в условиях военного времени и чрезвычайных ситуациях с целью ее практического использования в системе ГО и ЧС организации. Разрабатывает и корректирует план предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, план гражданской обороны организации и другие документы по вопросам ГО и ЧС. Прогнозирует возможную обстановку в организации при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при применении современных средств поражения. Оказывает методическую помощь персоналу отделов (штабов) ГО и ЧС подразделений в организации обучения формирований ГО. Осуществляет контроль за содержанием классов ГО, использованием по назначению учебно-материальной базы ГО. Участвует в разработке, организации и осуществлении мероприятий по обеспечению постоянной готовности служб, эвакуационных органов и сил ГО и ЧС организации. Участвует в организации тренировок, учений, проводимых по планам работы системы ГО и ЧС. Участвует в работе комиссий по расследованию причин аварий, пожаров (при включении в состав комиссий). Участвует в работе комиссий по рассмотрению проектной документации на реконструкцию, расширение, строительство объектов, по приемке и вводу в эксплуатацию заводов, цехов, установок и оборудования (при включении в состав комиссии). Участвует в организации накопления, хранения, обновления техники и имущества мобилизационного резерва, неприкосновенного запаса, оснащения формирований системы ГО и ЧС. Осуществляет контроль за содержанием фонда защитных сооружений ГО, пунктов управления системы ГО и ЧС в соответствии с требованиями нормативных документов. Работает в составе пункта управления системы ГО и ЧС. Проверяет соблюдение инструкций по эксплуатации и хранению средств связи, наличие и ведение документации по средствам связи и оповещения, наличие и срок действия схем оповещения в подразделениях. Выполняет требования правил по охране труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка, требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, регулирующие вопросы гражданской обороны, в том числе распорядительные акты руководителей соответствующих организаций; перечень возможных чрезвычайных ситуаций, причины возникновения, меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в подразделениях организации; планы гражданской обороны организации и требования по повышению устойчивости ее функционирования; организацию и методику подготовки руководящего состава, гражданских организаций системы ГО и ЧС, обучения работников; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям I категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории не менее 3 лет.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям не менее 3 лет.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям: высшее профессиональное (техническое) образование подготовка по специальной программе без предъявления требований к стажу работы.

 

Начальник отдела мобилизационной подготовки аварийного центра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

Должностные обязанности. Осуществляет руководство мобилизационной подготовкой подразделений и персонала атомной станции (АС) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Обеспечивает выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления системой гражданской обороны (ГО) к действиям в чрезвычайных условиях мирного и военного времени, по сохранению устойчивой работы АС. Организует разработку и выполнение планов мероприятий по ГО и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Осуществляет контроль постоянной готовности технических систем управления, оповещения и связи системы ГО и ЧС АС. Организует оповещение и информирование подразделений АС о чрезвычайных ситуациях. Осуществляет планирование и проведение мероприятий по инженерной, радиационной, химической и медицинской защите работников АС, осуществлению спасательных и других неотложных мероприятий при ЧС природного и техногенного характера. Организует обобщение и распространение передового опыта работы по вопросам ГО и ЧС. Принимает меры по созданию и совершенствованию служб ГО АС и комплектованию их личного состава средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной химической разведки и дозиметрического контроля. Участвует в планировании финансирования подготовки персонала АС по выполнению мероприятий по ГО и ЧС. Организует обучение и контролирует подготовку по утвержденным специальным программам личного состава органов управления системой ГО и ЧС АС, службы ГО и работников АС. Участвует в работе по созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС. Контролирует сохранение и обновление технических и других ресурсов, необходимых для предупреждения и ликвидации ЧС, содержание в постоянной готовности пунктов управления системы ГО и ЧС АС. Контролирует фонд защитных сооружений АС. Участвует в разработке мер экономического, правового, организационного и социального характера, направленных на создание условий, способствующих предотвращению ЧС и уменьшению их последствий. Осуществляет разработку положений и инструкций о порядке действий персонала в случае возникновения угрозы безопасности АС, проведение обучения и тренировок персонала АС в различных вероятностных ситуациях, разъяснительной работы с помощью средств массовой информации. Обеспечивает взаимодействие с территориальными и ведомственными системами ГО и ЧС. Организует подготовку документации о деятельности служб системы ГО и ЧС в очагах поражения по ликвидации последствий применения современных средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий. Обеспечивает сбор и обобщение оперативной информации о состоянии радиационной и химической обстановки, о привлекаемых силах и средствах локализации и ликвидации ЧС для принятия необходимых решений. Организует совместно с подразделениями АС работу по прогнозированию вероятности возникновения ЧС и оценке их возможных последствий. Организует деятельность комиссии по ЧС на АС и участвует в работе межведомственных комиссий по организации пожарной охраны. Обеспечивает разработку и представление в установленном порядке отчетных данных о работе отдела.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности АС в условиях ЧС; организационную структуру управления АС и перспективы ее развития; планы мероприятий по ГО и требования обеспечения устойчивого функционирования АС в ЧС; порядок составления установленной отчетности; организацию и методы подготовки персонала АС и работников служб системы ГО и ЧС; требования к организации работы на АС; требования режима секретности, сохранения государственной и коммерческой тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности “Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника”, дополнительная подготовка по специальной программе и стаж работы на АС по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

 

Источник: приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 (ред. от 12.02.2014) “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики”.

 

Другие статьи по теме

xn——–3veaabcahvp3aypd2a3deubak3alvuzd5n8bzl.xn--p1ai

Должностная инструкция инженера по гражданской обороне

 

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

 

Должностная инструкция инженера по гражданской обороне

 

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с законодательством РФ, Федеральным законом “О гражданской обороне”, Постановлением Правительства РФ N 782 от 10 июля 1999 года и иными нормативными актами.

1.2. Инженер по гражданской обороне (далее – инженер по ГО) является заместителем начальника штаба ГО и ЧС [наименование организации] по оперативной и боевой подготовке.

1.3. Инженер по ГО назначается на должность и увольняется с должности приказом руководителя организации.

1.4. На должность Инженера по ГО назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. В административном порядке Инженер по ГО подчиняется руководителю организации, начальнику штаба ГО и ЧС.

1.6. Инженер по ГО осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, приказами, распоряжениями и указаниями руководства организации и управления по делам ГО и ЧС [административная единица – район, город], настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.

 

2. Функциональные обязанности

 

Инженер по ГО:

2.1. Разрабатывает и корректирует план Гражданской обороны организации.

2.2. Разрабатывает документы (приказы, распоряжения, инструкции и т.д.) по вопросам гражданской обороны организации.

2.3. Организует подготовку по вопросам Гражданской обороны работников организации.

2.4. Осуществляет регулярные проверки состояния ГО на объектах организации.

2.5. Учитывает накопление и производит сбережение средств индивидуальной защиты, приборов разведки и дозиметрического контроля на складе организации.

2.6. Организует создание, комплектование и подготовку формирований Гражданской обороны в структурных подразделениях организации.

2.7. Контролирует содержание защитных сооружений Гражданской обороны в структурных подразделениях организации.

2.8. Своевременно доводит до работников организации новые документы, требования и указания по вопросам Гражданской обороны.

2.9. При получении сигнала об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера организует оповещение руководящего состава и контроль за приведением в готовность к приему укрываемых сотрудников организации (личного состава) защитных сооружений Гражданской обороны, имеющихся в структурных подразделениях организации. Организует контроль за состоянием взрыво-огнеопасных веществ, хранящихся на объектах организации.

2.10. При возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении учений по ГО в масштабе административного образования:

– участвует в работе комиссии организации;

– обеспечивает комиссию и работников необходимыми документами;

– организует сбор данных об обстановке на объектах, в подразделениях организации;

– готовит решение начальника Гражданской обороны организации о ведении спасательных и восстановительных работ;

– представляет донесения, информацию в управление ГО [административное образование].

2.11. Планирует и организует проведение командно-штабных учений (тренировок) и других учений по Гражданской обороне и пожарной безопасности. Осуществляет контроль в методологическом плане за деятельностью инженера по противопожарной безопасности организации.

 

3. Права

 

Инженер по ГО вправе:

3.1. Представлять в установленном порядке организацию в других организациях по всем вопросам Гражданской обороны.

3.2. Представлять Начальнику штаба ГО и ЧС, руководителю организации расчеты и предложения по организации и проведению мероприятий Гражданской обороны и противопожарной безопасности, требующих немедленного решения.

3.3. Получать от структурных подразделений организации и руководства информацию, необходимую для выполнения возложенных обязанностей.

3.4. Вести контроль за правильным проведением мероприятий Гражданской обороны и противопожарной безопасности в структурных подразделениях организации.

3.5. Запрещать проведение работ, проводимых с нарушениями правил противопожарной безопасности.

3.6. Давать обязательные к выполнению письменные распоряжения руководителям структурных подразделений организации, касающиеся соблюдения правил, норм и требований противопожарной безопасности.

3.7. Вносить руководству организации предложения по поощрению или наложению взыскания на работников организации по результатам выполнения требований Штаба ГО и ЧС и противопожарной безопасности.

 

4. Ответственность

 

4.1. Инженер по ГО несет ответственность за:

– неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящей инструкцией;

– причинение своими действиями или бездействием материального ущерба организации в порядке и пределах, установленных Трудовым Кодексом РФ;

– правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в порядке и пределах, установленных законодательством РФ;

– отказ выполнять распоряжения Начальника штаба ГО и ЧС, руководителя организации;

– несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

– несоблюдение инструкций по охране труда, должностных инструкций, инструкций по технике безопасности и противопожарной безопасности.

 

5. Условия работы

 

Режим работы инженера по ГО определяется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка, установленными в организации.

 

Начальник Штаба ГО и ЧС [подпись] [Ф. И. О.]

 

С инструкцией ознакомлен [подпись] [Ф. И. О.]

 

[число, месяц, год]

 

prom-nadzor.ru

Полная ставка специалиста по ГО и ЧС

Наша компания не отнесена к категории по ГО и ЧС, обязанности Инженера по ГО и ЧС будет исполнять зам. начальника СБ. Как правильно это оформить? 1 Вариант. Внутренним совместительством, но какой-то указать график работы? По основному месту график работы с 09:00 до 17:30, как и у всех остальных сотрудников. А внутреннее совмещение возможно только в свободное от основной работы время. При этом мы вводим 0,5 ставки в штатное расписание. 2 Вариант. Совмещением профессий? Оформляем доп. соглашение к трудовому договору. При этом нужно вводить целую ставку Инженера по ГО и ЧС в штатное расписание или достаточно 0,5 ставки? Кроме того, в приказе МЧС РФ от 23.05.2017г. указано«5.1.2. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

В любом случае вводите полную ставку специалиста по ГО и ЧС, а вот занято может быть и 0,5, и 0,1 ставки.

Оформить можно и в порядке совмещения, и в порядке совместительства. В первом случае работа выполняется в течении графика по основной должности. Во втором случае график работы в рассматриваемой ситуации может начинаться с 17.30.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охраны труда».

1. Ситуация: Можно ли на специалиста по охране труда возложить обязанности по промышленной и пожарной безопасности, экологии и гражданской обороне

«Должность специалиста по охране труда не связана с предоставлением компенсаций и льгот, и она не предполагает ограничений, поэтому требования к ней могут быть шире требований квалификационных справочников или профессиональных стандартов. Работодатель решает по своему усмотрению, будут ли дополнительные обязанности частью трудовой функции специалиста по охране труда.

Внимание: возложить на специалиста по охране труда дополнительные обязанности можно только с его письменного согласия (ст. 60.2 ТК РФ) и за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). Дополнительные обязанности отражают в должностной инструкции работника.

В каждом конкретном случае работодатель издает приказ о поручении работнику дополнительной работы. В приказе указывают срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, содержание этой работы, а также объем дополнительной работы. Это указано в письме Минтруда России от 26 декабря 2016 года № 15-2/ООГ-4698.

Размер доплаты устанавливают по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания или объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ). Дополнительную работу можно оформить как путем совмещения профессий, так и расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).*

При этом работодатель должен понимать, что если на одного сотрудника возложить слишком большой функционал, то он просто не будет успевать выполнить весь объем работы. А это чревато штрафами во время проверок контролирующих органов.

Обязанности в области охраны труда (по вопросам промышленной безопасности, пожарной безопасности и пр.) распределяют между специалистами по охране труда исходя из специфики деятельности организации, а также с учетом квалификации и стажа работы специалистов. То есть на разных специалистов по охране труда можно возложить разные должностные обязанности.

Специалист по охране труда с обязанностями по гражданской обороне

Нанимать отдельного специалиста и поручать ему обязанности в области гражданской обороны и антитеррористической деятельности нерационально, так как функции обычно носят периодический характер и не обеспечивают полную загруженность сотрудника в течение рабочего дня.

К работникам организаций, которые уполномочены решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предъявляют специальные требования. В частности, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководители органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченные работники должны:

 получить дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в пять лет;

 проводить самостоятельную работу, а также участвовать в сборах, учениях и тренировках.

Это указано в пунктах 4, 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Лица, которых впервые назначили исполняющими обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций, проходят курсовое обучение или получают дополнительное профессиональное образование в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы*».

2. Рекомендация: Как организовать работу по гражданской обороне

«Как назначить ответственного (уполномоченного) по гражданской обороне

Назначьте уполномоченного работника по ГО с необходимой подготовкой или создайте структурное подразделение по ГО.

В организациях без категории по ГО, вне зависимости от численности работников и количества филиалов, достаточно оформить ответственным по ГО одного работника по совместительству*».

22.11.2017

www.law.ru

Должностная инструкция инженера по ГО и ЧС

Должностная инструкция инженера по ГО и ЧС объекта

Общие положения

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – инженер по ГО и ЧС) относится к категории специалистов.

На должность инженера по ГО и ЧС назначается лицо, имеющее высшее, профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Назначение на должность инженера по ГО и ЧС и освобождение от должности производится приказом директором объекта в соответствии с ТК РФ.

Инженер по ГО и ЧС осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, приказами, распоряжениями и указаниями руководства объекта, территориального управления МЧС, вышестоящей организации, настоящей инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка.

Инженер по ГО и ЧС должен знать: методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда, промышленной безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, экологические стандарты и нормативы, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ по общим вопросам промышленной безопасности, современные средства вычислительной техники.

В административном порядке инженер по ГО и ЧС подчиняется руководителю ГО – директору объекта.

Должностные обязанности

Инженер по ГО и ЧС:

Разрабатывает и корректирует план ГО объекта и защиты населения и план действий объекта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Разрабатывает документы по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте на новый учебный год.

Организует обучение работников объекта по безопасности жизнедеятельности.

Осуществляет регулярные проверки состояния ГО на объекте.

Учитывает накопление и производит сбережение средств индивидуальной защиты, приборов разведки и дозиметрического контроля в складе ГО объекта.

Организует создание, комплектование и подготовку нештатных АСФ в структурных подразделениях объекта.Контролирует содержание защитных сооружений гражданской обороны в подразделениях объекта.

Разрабатывает и своевременно представляет в комиссию по ЧС и ОПБ вышестоящей организации донесения и отчеты по формам срочных донесений, а также отчеты и донесения в комиссию по ЧС и ОПБ объекта.

Своевременно доводит до работников объекта новые документы, требования и указания по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При получении сигнала об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

Совместно с диспетчерской службой организует оповещение руководящего состава комиссии по ЧС и ОПБ объекта.

Организует контроль за приведением в готовность к приему укрываемых защитных сооружений ГО, имеющихся в подразделениях объекта.

Организует контроль за снижением взрывопожароопасных веществ, хранящихся на объекте.

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

Участвует в организации работы комиссии по ЧС и ОПБ объекта, обеспечивает членов КЧС и ОПБ необходимыми документами.

Поддерживает постоянную связь КЧС и ОПБ вышестоящей организации и муниципального района.

Участвует в организации разведки очагов поражения (разрушения) на объекте.

Совместно с КЧС и ОПБ организует сбор данных об обстановке, сложившейся на объекте и готовит решение руководителя гражданской обороны объекта на ведение спасательных и восстановительных работ.

Представляет донесения в КЧС и ОПБ вышестоящей организации и муниципального района.

Планирует и организует проведение командно-штабных учений (тренировок) и других учений по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Владеет в полном объеме информацией о противопожарном состоянии и конструктивных особенностях зданий и сооружений на объектах экономики, пожарной опасности технологических процессов, характеристике противопожарного водоснабжения, состоянии проездов, связи и сигнализации.

Ведет конфиденциальное делопроизводство.

Соблюдает режим коммерческой тайны, установленный в вышестоящей организации.

Права

Инженер по ГО и ЧС имеет право:

Представлять в установленном порядке объект в других организациях по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Представлять руководителю ГО объекта расчеты и предложения по организации и проведению мероприятий ГО и ЧС требующих безотлагательного решения.

Получать от цехов и служб объекта информацию необходимую для выполнения возложенных должностных обязанностей.

Вести контроль за правильным проведением мероприятий ГО и ЧС в подразделениях объекта.

Вносить руководству объекта предложения по поощрению или наложению дисциплинарного взыскания на работников объекта по результатам выполнения требований ГО и ЧС.

Использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, и иную конфиденциальную информацию объекта только в интересах выполнения должностных обязанностей.

На осуществление прав предусмотренных статьей 21 Трудового кодекса РФ.

Ответственность

Инженер по делам ГО и ЧС несет ответственность за:

Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ.

Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Причинение материального ущерба – в пределах, установленных действующими трудовым и гражданским законодательством РФ.

Нарушение законодательных актов РФ, приказов, распоряжений, инструкций и положений вышестоящей организации, объекта, Правил внутреннего трудового распорядка.

Несвоевременное предоставление установленной отчетности.

Разглашение и незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации объекта.

Ненадлежащее исполнение указаний и распоряжений руководства объекта.

fireman.club

Каковы квалификационные требования к специалистам по ГО и ЧС? | Вопросы подписчиков

Каковы квалификационные требования к специалистам по гражданской обороне, ГО и ЧС, специалистам по противопожарной безопасности? Какими нормативными актами регламентируются эти требования?

Ответ на вопрос:

По организации ГО и ЧС:

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

Узнать подробности

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне” органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек – 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек – 2 – 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек – 3 – 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек – 5 – 6 освобожденных работников;

б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек – 1 освобожденный работник;

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек – работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Квалификационные требования к инженеру по ГО и ЧС есть в Приказе Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 (ред. от 12.02.2014) “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики”:

  • Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям I категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории не менее 3 лет.
  • Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям не менее 3 лет.
  • Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям: высшее профессиональное (техническое) образование подготовка по специальной программе без предъявления требований к стажу работы.

По пожарной безопасности:

Все работодатели обязаны обучать сотрудников мерам пожарной безопасности (абз. 4 ч. 2 ст. 37 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ). Обучение должно проводиться по специальным программам, требования к которым определяет МЧС России (приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645).

Основными видами обучения сотрудников мерам пожарной безопасности являются:

• противопожарный инструктаж;

• изучение минимума пожарно-технических знаний.

Об этом говорится в пункте 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645.

Противопожарный инструктаж разрабатывает и проводит руководитель организации или уполномоченный им сотрудник по специальным программам (п. 6 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645). Чтобы назначить ответственного сотрудника за организацию противопожарных инструктажей, издайте приказ.

Приказом Минтруда России от 28.10.2014 N 814н утвержден профессиональный стандарта “Специалист по противопожарной профилактике” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2014 N 34822).

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – бакалавриат

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Требования к опыту практической работы

Среднее профессиональное образование – стаж работы в должности инструктора по пожарной безопасности не менее одного года

Профессиональная переподготовка по направлению пожарной безопасности

Кроме того, отметим, что по общему правилу, названия должностей, требования к квалификации работодатель определяет по собственному усмотрению.

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профтандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Кроме того, с 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Подробнее о применении профстандартов см. в доп. материалах.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

Популярные вопросы

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Вероника Шатрова,

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

27.01.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru