Ст 15 фз о статусе военнослужащих – 15. /
Статья 15 закона О статусе военнослужащих
1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим – гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие – иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
2. Утратил силу.
2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 – 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
3. Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих – граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих – граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих – граждан и членов их семей.
Военнослужащие – иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей.
4. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим – гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
6. Военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
7. Утратил силу.
8. Утратил силу.
9. Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.
10. Исключен.
11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов.
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
12. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих – граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих” являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 – 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
16. При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
17. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
18. Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном о
sudsovetnik.ru
Статья 14. Закон о Статусе военнослужащих N 76-ФЗ от 27.05.1998
1. Продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм:
организация питания по месту военной службы, месту прохождения военных сборов – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
абзац утратил силу с 1 декабря 2007 года. – Федеральный закон от 01.12.2007 N 311-ФЗ;
выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством Российской Федерации отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.
2. Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Военнослужащие обеспечиваются банно-прачечным обслуживанием по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
www.zakonrf.info
Практические аспекты реализации статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 11)
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЬИ 15.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
Е. Н. ТРОФИМОВ
Трофимов Е. Н., начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции.
Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон «О статусе военнослужащих» дополнен ст. 15.1, устанавливающей нормы предоставления площади жилого помещения. Вопросам, связанным с реализацией ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», уделяется достаточно много внимания, в том числе на страницах научно-практического издания «Право в Вооруженных Силах». Краткий комментарий ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» приведен в статье доктора юридических наук, профессора А. В. Кудашкина «Новые изменения в порядок жилищного обеспечения военнослужащих носят антикоррупционный характер» <1>. Безусловно, определение единой нормы предоставления площади жилого помещения для военнослужащих имеет большое значение, и, как правильно указал автор комментария к названной статье Закона, это должно способствовать противодействию коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. ——————————— <1> Кудашкин А. В. Новые изменения в порядок жилищного обеспечения военнослужащих носят антикоррупционный характер // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 1.
Однако многие вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, остались открытыми, в том числе вопрос, кого из военнослужащих следует считать нуждающимся в жилых помещениях, так как не определена единая учетная норма площади жилого помещения (учетная норма). В последнее время данной проблеме уделяется достаточно много внимания, так как, по мнению большинства юристов, она требует скорейшего разрешения <2>. ——————————— <2> См., напр.: Гайдин Д. Ю. Об урегулировании порядка признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 8.
Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Существует позиция, согласно которой при решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях следует исходить из учетной нормы площади жилого помещения, установленной соответствующим органом местного самоуправления <3>. Данная позиция основана на выводах Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении N 6н-398/07 <4>. При вынесении этого Определения Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации основывалась, по всей видимости, на положениях ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, которые устанавливают, что при принятии решения суд определяет, какой закон должен быть применен по данному делу. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Учитывая то, что на момент разрешения спора отсутствовали нормы, устанавливающие нормы предоставления площади жилого помещения и учетные нормы, дающие военнослужащим право на признание нуждающимися в жилых помещений на федеральном уровне, Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N 6н-398/07 можно считать вполне логичным. ——————————— <3> Сторожева А. О. Признание военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий // Жилищное право. 2009. N 2. <4> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 г.
29 декабря 2006 г. Федеральным законом N 250-ФЗ ст. 50 ЖК РФ была дополнена ч. 6, которая установила, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. Таким образом, появилось законное основание для определения иной учетной нормы применительно к военнослужащим, отличной от тех, которые устанавливаются местными органами самоуправления на основании ч. 5 ст. 50 ЖК РФ. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. С учетом того что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, вопросы, связанные с прохождением военной службы и обеспечением военнослужащих видами довольствия, в том числе квартирный, должны регулироваться законодательством Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 5 апреля 2007 г. N 5-П отметил, что, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу ст. 37 (ч. ч. 1 и 3) и ст. 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. «м»), ст. 72 (п. «б» ч. 1) и ст. 114 (п. п. «д», «е» ч. 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений. Основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует указать, что, несмотря на то что в ч. 6 ст. 50 ЖК РФ применяется формулировка «могут быть установлены иные учетные нормы», речь должна идти все же не о праве государства, а о его обязанности установить учетные нормы применительно к военнослужащим — гражданам Российской Федерации, а также лицам, уволенным с военной службы, определяющей их право быть признанными в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2009 г. N ВКПИ 09-69 по заявлению Ильменейкиной А. П. п. 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, в части слов о том, что размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее установленной нормы общей (жилой) площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), но не более размера предоставления общей (жилой) площади на одного человека, установленного субъектами Российской Федерации, с учетом льгот, установленных законодательством, признан недействующим. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N КАС09-324 решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2009 г. оставлено без изменения. Из анализа вышеприведенного решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2009 г. N ВКПИ 09-69 и Определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N КАС 09-324 следует, что согласно ч. 6 ст. 50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. При этом и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, и Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходят к выводу, что такие нормы установлены со 2 декабря 2008 г. Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ в п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Обращает на себя внимание некая небрежность, допущенная, по мнению автора, в мотивировочных частях указанных судебных постановлений. Статья 50 ЖК РФ четко разделяет норму предоставления площади жилого помещения (также именуется в этой статье ЖК РФ нормой предоставления) и учетную норму площади жилого помещения (также именуется в этой статье ЖК РФ учетной нормой). Поэтому в ч. 6 ст. 50 ЖК РФ говорится исключительно об учетных нормах, а не о нормах предоставления. Таким образом, вышеназванные судебные органы в резолютивной части постановления сделали безусловно правильный вывод, однако в мотивировочной части постановлений из-за ссылки на ч. 6 ст. 50 ЖК РФ возникла видимость, что судебные органы ставят знак равенства между нормой предоставления, установленной п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и учетной нормой. Представляется, что судебным органам достаточно было сослаться на ч. 3 ст. 49 ЖК РФ и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а не применять норму, по существу, не подлежащую применению. Конечно, можно сказать, что судебные органы толковали ч. 6 ст. 50 ЖК РФ расширительно, понимая под учетными нормами все нормы площади жилого помещения, приведенные в данной статье ЖК РФ: и нормы предоставления, и учетные нормы. Но системный анализ норм, содержащихся в ст. 50 ЖК РФ, не позволяет таким образом толковать ч. 6 указанной статьи. Как практик могу заметить, что указанная выше небрежность может вызвать обращения военнослужащих в суды в связи с отказами жилищных комиссий признать их нуждающимися в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилыми помещениями на одного человека меньше нормы предоставления, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Характерным же примером установления иной учетной нормы является норма, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 во исполнение ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Уравнивание учетной нормы и нормы предоставления площади жилья может привести к появлению значительных проблем в системе жилищного обеспечения военнослужащих, так как зачастую строящееся или приобретаемое для военнослужащих жилье не соответствует нормам предоставления площади жилья: оно может быть площадью как более норм предоставления жилья, так и менее этих норм. В обоих случаях военнослужащему такое жилье может быть не предоставлено. В первом случае, когда площадь предоставляемого жилья будет более норм предоставления жилья, решением соответствующей жилищной комиссии может быть отказано в предоставлении его военнослужащему, так как у жилищной комиссии имеется обязанность в предоставлении жилья военнослужащему исходя из установленных норм и не более. Во втором же случае сам военнослужащий может не согласиться на получение жилого помещения, площадь которого составляет менее норм предоставления, установленных законодательством, и никто не сможет обязать военнослужащего довольствоваться тем жильем, которое не соответствует установленным нормам предоставления. Более того, жилищная комиссия, по мнению автора, не вправе принять такое решение даже в случае наличия нотариально удостоверенного согласия военнослужащего и членов его семьи на получение жилого помещения менее установленных норм предоставления. Указанный вывод следует из ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, рассматриваемой в системной связи с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, в соответствии с которыми по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (а сама норма предоставления, как указывалось, представляет собой минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма). Таким образом, может возникнуть ситуация, когда имеются готовые к заселению военнослужащих жилые помещения, но они будут пустовать ввиду того, что не отвечают по своей площади установленным нормам, что на практике зачастую и происходит. В связи с вышесказанным, предпринимаются попытки разрешить сложившуюся ситуацию путем установления в Вооруженных Силах Российской Федерации порядка оплаты военнослужащими Вооруженных Сил жилья, предоставляемого им по договорам социального найма сверх установленных норм предоставления площади жилого помещения по их желанию. Имеется даже соответствующий проект приказа Министра обороны Российской Федерации (соответствие данного проекта приказа Министра обороны Российской Федерации действующему законодательству, прежде всего жилищному, не является предметом рассмотрения в данной статье). Проект инструкции о порядке оплаты военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации жилья, предоставляемого им по договорам социального найма сверх установленных норм предоставления площади жилого помещения по их желанию, предусматривает, что в случаях, когда из-за конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов военнослужащим не может быть предоставлено жилье в пределах установленных норм предоставления площади жилого помещения, с согласия военнослужащих им могут быть предоставлены жилые помещения, превышающие указанные нормы. При расчете норм предоставления площади жилого помещения военнослужащим и членам их семей с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, определяемой «вилочными» размерами, предлагается принимать во внимание верхнее значение этого размера. Предоставление жилых помещений военнослужащим сверх установленных норм предоставления площади жилого помещения предполагается производить с их согласия и только после оплаты ими за счет собственных средств излишков площади жилого помещения. Видится, что предлагаемый порядок вполне может быть реализован и в какой-то части способен разрешить возникшую ситуацию, но с точки зрения социальной справедливости не выдерживает никакой критики. Так, вполне логично предположить, что чем больше членов семьи у военнослужащего, тем его материальное положение ниже, так как каждый из них требует дополнительных финансовых затрат (питание, одежда, затраты на обучение и т. д.), и наоборот, одинокий военнослужащий имеет больше возможностей создать определенные финансовые накопления, следовательно, такой военнослужащий имеет больше возможностей воспользоваться правом на получение жилого помещения сверх установленных норм на условиях и в порядке, которые предлагаются вышеуказанным проектом приказа Министра обороны Российской Федерации.
——————————————————————
center-bereg.ru
О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
Проект Федерального закона
«О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»»
Внести в абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2000, № 1, ст. 12; 2002, № 19, ст. 1794; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 18, ст. 1687; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 1; № 29, ст. 3122; № 43, ст. 4415; № 50, ст. 5281; 2008, № 24, ст. 2799) изменение, изложив его в следующей редакции:
Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт после 1 января 1998 года обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 15 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие – граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Уменьшение срока общей продолжительности военной службы на 5 лет (с 20 лет до 15) на получение военнослужащему права для предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, или по договору социального найма, для категории военнослужащих заключивших контракт о прохождении военной службы после первого января 1998 года, больше не будет разъединять военнослужащих по категориям, вставших в армейский строй до 1 января 1998 года, вставших после 1 января 1998 года и после 1 января 2005 года в том понимании, что и первые, и вторые и третьи, не будут ждать всю свою службу жилища, и скитаться по съемным квартирам, а будут иметь возможность получить свое жилье в период прохождения военной службы и потихоньку обустраивать свой семейный быт. Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года на сегодняшний день на 90 процентов обеспечены жильем, военнослужащие заключившие контракт после 1 января 2005 года успешно реализуют свое право на жилье по программе военной ипотеки, и реально проживают в период прохождения службы в своем жилище, а вот категория военнослужащих заключивших контракт после 1 января 1998 года по сравнению с двумя вышеназванными категориями находится в менее выгодном положении и правовом статусе, так как до настоящего времени им приходится всю свою службу скитаться по съемным квартирам, при этом, не имея возможности нормально наладить свой семейный быт и прогнозировать свое ближайшее будущее в период прохождения военной службы.
Считаю необходимым устранить эту несправедливость и принять поправки в закон «О статусе военнослужащих» сократив срок службы для реализации права на 5 лет. т.е до предпенсионного.
Практический результат
1.Повысит социальный уровень военнослужащих категории заключившим контракт после 1 января 1998 года.
2. Уровняет все категории военнослужащих в социальном и правовом статусе в том смысле что все они будут обеспечены жильем в период непосредственного прохождения военной службы, в так называемом до пенсионном периоде их службы.
3. Благополучная социальная обстановка, своевременная обеспеченность военнослужащих жильем повысит в разы степень боеготовности Вооруженных Сил России, а значит и безопасность государства в целом.
Дополнительные материалы
Проект Федерального закона
Внести в абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2000, № 1, ст. 12; 2002, № 19, ст. 1794; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 18, ст. 1687; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 1; № 29, ст. 3122; № 43, ст. 4415; № 50, ст. 5281; 2008, № 24, ст. 2799) изменение, изложив его в следующей редакции:
Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт после 1 января 1998 года обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 15 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие – граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Уменьшение срока общей продолжительности военной службы на 5 лет (с 20 лет до 15) на получение военнослужащему права для предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, или по договору социального найма, для категории военнослужащих заключивших контракт о прохождении военной службы после первого января 1998 года, больше не будет разъединять военнослужащих по категориям, вставших в армейский строй до 1 января 1998 года, вставших после 1 января 1998 года и после 1 января 2005 года в том понимании, что и первые, и вторые и третьи, не будут ждать всю свою службу жилища, и скитаться по съемным квартирам, а будут иметь возможность получить свое жилье в период прохождения военной службы и потихоньку обустраивать свой семейный быт. Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года на сегодняшний день на 90 процентов обеспечены жильем, военнослужащие заключившие контракт после 1 января 2005 года успешно реализуют свое право на жилье по программе военной ипотеки, и реально проживают в период прохождения службы в своем жилище, а вот категория военнослужащих заключивших контракт после 1 января 1998 года по сравнению с двумя вышеназванными категориями находится в менее выгодном положении и правовом статусе, так как до настоящего времени им приходится всю свою службу скитаться по съемным квартирам, при этом, не имея возможности нормально наладить свой семейный быт и прогнозировать свое ближайшее будущее в период прохождения военной службы.
Считаю необходимым устранить эту несправедливость и принять поправки в закон «О статусе военнослужащих».
www.roi.ru