Содержание

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 20 августа 2004 г. N 15 г. Москва Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002; N 1 (ч. 1), ст. 3) приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Министр И. Левитин

Приложение

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации”1 (далее – Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее – водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, – по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных, городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт “а” пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт “в” пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (подпункт “и” пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, – не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях – с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

_________________

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст. 3.

rg.ru

Сверхурочная работа и совместительство у водителей скорой помощи

Использование суммированного рабочего времени основано на том, что установленная законодательством продолжительность рабочей недели обеспечивается графиком в среднем за учетный период. Установленная графиком ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени может в определенной степени отклоняться от установленной нормы рабочих часов. При этом появляющаяся недоработка (переработка) должна быть скорректирована в установленный учетный период. Количество рабочих часов по графику должно равняться количеству рабочих часов согласно установленной норме за этот период. При подсчете нормы рабочих часов, которые необходимо отработать в учетном периоде, из этого периода исключается время, в течение которого работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей (период выполнения государственных, общественных обязанностей, временной нетрудоспособности и др.).

Сверхурочный труд водителей скорой помощи

РФ. Предельная нормальная продолжительность рабочей недели для всех работников, заключивших трудовой договор, не должна превышать 40 часов. Это общая норма. Законодатель предусматривает обязанность работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Основным документом, подтверждающим такой учет, является табель учета рабочего времени.

Существуют следующие виды учета рабочего времени: поденный, еженедельный и суммированный. В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям по согласованию с профсоюзом устанавливается суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Таким образом, продолжительность рабочей смены водителя не должна превышать 12 часов.

Как оплачивается совместительство у водителей скорой помощи

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами должен утверждаться Правительством РФ, но до настоящего времени не установлен, однако нельзя отрицать, что работа водителя скорой помощи самым непосредственным образом связана с управлением транспортным средством и, следовательно, не допускается совместительство водителя по той же должности. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей. Пунктом 7 указанного Положения установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, а нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) превышать 8 часов.

Вместе с тем, указанной статьей установлено, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, работа по совместительству не допускается.Так, согласно ст. 329 ТК РФ, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Сравните полученный результат с нормой рабочего времени за учетный период. С учетом сравнения скорректируйте график в части продолжительности смен и их частоты (при необходимости).


Пример проверки соответствия запланированного графика сменности законодательству В «Альфе» установлен сменный режим работы. Продавцу Н.И. Коровиной предварительно определен график сменности сутки через трое.

Водитель “скорой помощи” — не совместитель

Важно

Первичная профсоюзная организация станции медицинской помощи, г. Иваново: — В профком станции поступило коллективное письмо от водителей “скорой помощи”, суть которого сводится к тому, что у водителей имеют место регулярные переработки, как явные, так и скрытые. Водителям не учитывают время предварительного осмотра автомобилей и время, затраченное на проведение медицинского осмотра.


Не отрегулирована система оплаты, когда выездная бригада задерживается на вызове, то есть при 12-часовой рабочей смене у водителей смена составляет не менее 12 час. 30 мин. Может ли администрация станции “скорой помощи” установить ненормированный рабочий день для водительского состава, и не противоречит ли наше требование законам РФ по труду? — Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

Как правильно организовать работу водителей скорой помощи?

Внимание

График сменности можно оформить как приложение к локальному нормативному акту, устанавливающему сменный характер работы (коллективный договор, Правила трудового распорядка и т. д.), либо утвердить как отдельный документ приказом руководителя организации. Совет редактора: Для удобства составления графика сменности воспользуйтесь унифицированной формой, которая предусмотрена для учета рабочего времени (форма № Т-13). С этой целью в указанной форме можно использовать графы 1–6.


Инфо

Чтобы составить корректный график, необходимо определить учетный период, например месяц, квартал или год. С учетом количества сотрудников, объема выполняемых работ и общего числа смен в сутки распределите смены и определите их примерную продолжительность. Определите число рабочих дней (смен) за учетный период.


Затем рассчитайте суммарное количество часов по сменам каждого сотрудника в учетном периоде.
Во-вторых, в отличие от совместительства, предусматривающего выполнение работы в свободное от основной работы время, совмещение профессий (должностей) осуществляется во время исполнения трудовых обязанностей по основному месту работы, т. е. в течение продолжительности рабочего дня (смены), установленной по основному месту работы. В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии за дополнительную оплату может быть поручено с письменного согласия работника и оформлением работодателем соответствующего приказа.

Сверхурочная работа и совместительство у водителей скорой помощи

ТК РФ, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Сверхурочный труд водителей скорой помощи Важно В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ режим работы, отличающийся от общих правил, в обязательном порядке закрепляется непосредственно в тексте трудового договора. Таким образом, график работы совместителей закрепляется в трудовом договоре, заключаемом с работником. Отсутствие закрепленного в трудовом договоре режима работы совместителя является административным правонарушением (ст. 5.27 КоАП РФ). При приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Трудового кодекса РФ, совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время, как по месту его основной работы, так и у других работодателей. Вместе с тем, указанной статьей установлено, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, работа по совместительству не допускается. Так, согласно ст. 329 ТК РФ, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2011, N 1 Вопрос: Водители станций скорой помощи очень многих городов России (даже крупных) работают по суточному режиму, хотя закон это запрещает. Каким образом можно законно разрешить суточную работу водителя скорой помощи? Говорят, что нужно сделать аттестацию рабочего места водителя, т. е. если у него есть определенные перерывы в работе и время для отдыха, то можно разрешить суточное дежурство. Кстати, водители пожарных и милиции также в основном работают сутками.
Ответ: Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Положение разработано в соответствии со ст. 329 ТК РФ.

buh-nds.ru

Можно ли привлекать водителей к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни? | Вопросы подписчиков

Рабочий день нашего водителя начинается с 09.00,а заканчивается в 17.30. Но трудность в том, что периодически работать приходится больше, как в выходные и праздничные дни, а так-же после окончания рабочего дня. Вопрос состоит в следующем: Является ли нарушением всех руководящих документов привлечение водителей к работе в вышеперечисленное время (В частности приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15, или это обусловлено производственной необходимостью?

Ответ на вопрос:

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение), не запрещает привлечение водителей к сверхурочной работе или работе в выходные и праздничные дни.

Согласно п. 23 Положения, применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Согласно п. 28 Положения, привлечение водителя к работе в выходной день производится в случаях, предусмотренных статьей 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях – с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.


Важную информацию о доплате за праздничные дни при сменном графике вы найдете в материале здесь.


Согласно п. 29 Положения, работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Таким образом, в предусмотренных законом случаях и с учетом перечисленных ограничений водителей можно привлекать к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

ПОЛОЖЕНИЕ

об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации”* (далее – Трудовой кодекс Российской Федерации).

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч.I), ст.3.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее – водители).*

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, – по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

Популярные вопросы

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт “а” пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт “в” пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт “и” пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Абзац исключен с 5 июля 2014 года – приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года № 484. – См. предыдущую редакцию.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090Можно ли привлекать водителей к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни?, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

Можно ли привлекать водителей к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни?Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, № 47, ст.4531; 1996, № 3, ст.184; 1998, № 45, ст.5521; 2000, № 18, ст.1985; 2001, № 11, ст.1029; 2002, № 9, ст.931; № 27, ст.2693; 2003, № 20, ст.1899; № 40, ст.3891; 2005, № 52 (ч.III), ст.5733; 2006, № 11, ст.1179; 2008, № 8, ст.741; № 17, ст.1882; 2009, № 2, ст.233; № 5, ст.610; 2010, № 9, ст.976; № 20, ст.2471; 2011, № 42, ст.5922; 2012, № 1, ст.154; № 15, ст.1780; № 30, ст.4289; № 47, ст.6505; 2013, № 5, ст.371, ст.404; № 24, ст.2999; № 29, ст.3966; № 31, ст.4218; № 4, ст.5194; № 52 (ч.II), ст.7173.
(Сноска дополнительно включена с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года № 484)

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. Пункт исключен с 5 июля 2014 года – приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года № 484. – См. предыдущую редакцию.

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях – с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

08.08.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

О мерах по резкому сокращению сверхурочных часов работы водителей в автотранспортных предприятиях

Документ по состоянию на август 2014 г.

Руководители многих автотранспортных предприятий Министерства под предлогом производственной необходимости для обеспечения выполнения плана перевозок грузов и пассажиров систематически привлекают водителей к сверхурочным работам, грубо нарушая законодательство о режиме работы и отдыха трудящихся.

Вместо принятия необходимых мер по улучшению организации автомобильных перевозок и труда водителей, сокращению потерь рабочего времени сложилась неправильная практика незаконного увеличения продолжительности рабочего дня водителей и непредоставление им положенных дней отдыха.

В 1970 году сверхурочная работа водителей в целом по Министерству составила 9,7% к отработанному ими времени. По многим транспортным управлениям уровень сверхурочной работы водителей еще выше. В Главленавтотрансе, Волго-Вятском, Карельском, Московском территориальном транспортном управлении, Московском управлении пассажирского автотранспорта, Средне-Волжском, Башкирском, Марийском, Южно-Уральском, Алтайском, Омском, Западно-Сибирском, Тамбовском транспортных управлениях сверхурочная работа составила 10 – 13%, а в Пензенском, Чечено-Ингушском, Приволжском, Кемеровском, Хабаровском, Татарском, Калининградском транспортных управлениях – 13 – 15% к отработанному времени.

Одной из основных причин сверхурочных работ водителей является привлечение их к выполнению ремонтов и технического обслуживания автомобилей. Ежедневно по Министерству 35 – 40 тысяч водителей по этой причине не выезжают на линию и непроизводительно используют в гараже свое время, которое затем компенсируется сверхурочной работой. В 1970 году на ремонтные работы водителями было затрачено свыше 76 млн. часов или 7,3% к отработанному времени, а по ряду транспортных управлений еще больше – 10 – 15%.

Одновременно с непроизводительным использованием рабочего времени водителей в автотранспортных предприятиях ежедневно не выходит на линию 10,5 тысяч технически исправных автомобилей “из-за отсутствия водителей”.

Потери рабочего времени, целодневные и внутрисменные простои водителей также восполняются сверхурочной работой. В Тамбовском транспортном управлении, например, эти потери за год составили 2,6%, в Чечено-Ингушском – 4% к отработанному времени.

На многих автотранспортных предприятиях при определении численности работников искусственно завышается средний размер заработной платы за счет применения сверхурочных работ. Такая практика ведет также к искажению фактического положения дел с обеспеченностью рабочими кадрами.

Нарушения трудового законодательства о продолжительности рабочего времени водителя допускаются в автотранспортных предприятиях вследствие бесконтрольности и отсутствия должной ответственности за правильным его использованием. Начальники колонн, службы эксплуатации рабочее время водителей систематически не контролируют и необходимых изменений в график работы не вносят.

В целях сокращения сверхурочных часов работы и производительного использования рабочего времени водителей Министерство автомобильного транспорта РСФСР приказывает:

1. Начальникам транспортных управлений, руководителям автотранспортных предприятий:

а) принять неотложные меры к недопущению использования водителей на ремонте и техническом обслуживании автомобилей и усилить контроль за исполнением Приказа Министра от 21 декабря 1970 г. N 22 по всем автотранспортным предприятиям.

Учесть, что статьей 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде установлен новый порядок оплаты водителей при переводе их вследствие простоя на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей из расчета тарифной ставки водителей или среднего заработка;

б) до ноября 1971 года ликвидировать простой технически исправных автомобилей из-за неявки водителей на работу по различным причинам (болезнь, отпуск и т.д.), направлять указанные автомобили на линию под управлением водителей, автомобили которых должны находиться в течение рабочего дня и более в ремонтной зоне. Объединить, при целесообразности, водителей в бригады с определенным количеством автомобилей, возложив на бригады ответственность за техническое содержание их и за выход всех исправных автомобилей на линию;

в) проверить правильность определения плановой численности водителей на 1971 год в автотранспортных предприятиях, пополнить недостающее количество водителей до нормальной потребности для выполнения плана перевозок без применения сверхурочных часов работы. Своевременно обеспечивать подготовку необходимого количества водителей и повысить ответственность руководителей за обеспечение предприятия водительскими кадрами;

г) ввести в автотранспортных предприятиях строгую систему контроля за использованием рабочего времени водителей в течение месяца с тем, чтобы время работы и отдыха у них соответствовало балансу рабочего времени за данный месяц. Взять под особый контроль использование рабочего времени водителей на предприятиях с большим количеством сверхурочных часов;

д) при сокращении и ликвидации сверхурочных работ обеспечить водителям производительное использование рабочего времени на перевозках и высокую выработку на час работы путем повышения использования грузоподъемности подвижного состава, улучшения организации эксплуатационной и ремонтной службы, расширения совмещения профессий, перевода с повременной на сдельную оплату труда и применения наиболее эффективных систем премирования.

2. Начальникам Главного грузового управления, Главного пассажирского управления, республиканских объединений автотранспорта, Управления труда, заработной платы и рабочих кадров, Планово-экономического управления обеспечить систематическую проверку на местах выполнения настоящего Приказа и оказать транспортным управлениям необходимую помощь.

3. Установить, что при рассмотрении и оценке хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий, транспортных управлений и объединений учитывать наличие в автотранспортных предприятиях сверхурочных часов работы, потерь рабочего времени и текучесть рабочих кадров.

4. Республиканским объединениям автотранспорта, Главленавтотрансу и Сочинскому транспортному управлению доложить руководству Министерства о ходе выполнения Приказа о сокращении сверхурочной работы водителей в октябре 1971 года и феврале 1972 года.

Заместитель Министра
автомобильного
транспорта РСФСР
Н.НИКАНОРОВ


lawru.info

Вопрос: …Водителю служебного автомобиля установлен ненормированный рабочий

“ЭЖ Вопрос-Ответ”, 2008, N 12
Вопрос: Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день – 25% оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы – 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?
Ответ: До того как перейти к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, напомним: профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, с безопасностью дорожного движения.
По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.
Такие особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее – Положение).
Названные документы обязательны к применению всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей.
Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минсоцразвития России от 12.05.2003 N 28.
Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
К сведению! Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.
В графике сменности обязательно указываются время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.
Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов.
При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения).
Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п. 16 Положения).
Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).
Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день.
Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).
Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан в организации.
Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.
Справочно: сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически).
Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в Письме от 07.06.2008 N 1316-6-1.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).
Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.
К сведению! Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ). В этом случае условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях, а также о причинах, таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.
В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10 августа 2008 г. и измененной Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г.
В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты. За работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней. Денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.
Таким образом, оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени, работодатель не обязан.
Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или за привлечение к работе сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.
В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.
Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном ст. ст. 8 и 372 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу отмененные доплаты не уплачиваются.
Д.Прокопьева
Юрист
А.Тюрина
Эксперт “ЭЖ”
Подписано в печать
12.01.2009

www.lawmix.ru

Сколько часов не должна превышать сверхурочная работа?

Сверхурочная работа не должна превышать установленных законом нормативов — за это может быть наказано как само предприятие, так и его руководство. Что еще важно учитывать при организации работы за пределами нормальной длительности трудового времени, вы узнаете из этой статьи. 

Сверхурочное рабочее время (понятие и законодательная база)

Внеплановые работы и их ограничение для некоторых сотрудников

Какова максимальная продолжительность сверхурочного труда для каждого работника?

Переработка при суммированном учете трудового времени — длительность и особенности учета

Оформление работы в сверхурочное время — какие документы установлены ТК РФ?

О переработке с письменного согласия сотрудника

Приказ о сверхурочных работах, образец составления

Какая компенсация может предлагаться за переработку — оплата или выходной?

Сверхурочное рабочее время (понятие и законодательная база)

Время, которое работающий гражданин призван тратить на выполнение своих должностных обязанностей, трудовое законодательство называет рабочим. Рабочему времени посвящена ст. 91 Трудового кодекса, которая устанавливает максимальную продолжительность труда в общем случае не более 40 часов в неделю, то есть 8 часов в течение рабочего дня при 5-дневной трудовой неделе. Для некоторых групп трудящихся нормальная длительность рабочего времени в течение недели устанавливается в пределах 36, 35 или 24 часов. Также ст. 91 обязывает работодателей вести учет рабочего времени, затраченного каждым сотрудником.

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Если время выполнения должностных обязанностей выходит за стандартные, установленные законодательством, нормативы труда, то такой рабочий процесс Трудовой кодекс называет работой за пределами нормальной продолжительности рабочего режима. Такое превышение трудового режима возможно в двух формах:

  • в виде ненормированного рабочего дня;
  • в виде работы сверхурочно.

При этом режим ненормированного рабочего дня может касаться лишь отдельных сотрудников, работающих на должностях, определенных внутренними документами организации. Работа же сверхурочно, напротив, может коснуться каждого работающего гражданина.

Основные положения, относящиеся к сверхурочной трудовой деятельности, установлены Трудовым кодексом РФ. Помимо этого федеральное и отраслевое законодательство рядом нормативных актов конкретизирует требования основного трудового закона. Такими актами, к примеру, являются:

  • федеральный закон РФ «О соцзащите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ;
  • приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 № 139;
  • приказ Федеральной таможенной службы России от 16.12.2011 № 2529.

Рассмотрим теперь положения о сверхурочном труде подробнее.

Внеплановые работы и их ограничение для некоторых сотрудников

Внеплановые работы за рамками нормальной продолжительности трудового времени инициируются руководством компании в некоторых нестандартных для рабочего процесса ситуациях. При этом от обстоятельств организации такого рода работ зависит и необходимость получения согласия на внеплановый труд у работников.

Так, без согласия трудящиеся могут быть привлечены к сверхурочному труду, если такая работа необходима:

  1. Для ликвидации или предупреждения катастрофы, аварии на производстве либо восстановления после катастроф, производственных аварий или природных бедствий.
  2. Для ликвидации обстоятельств, препятствующих штатной работе центральных систем водо-, тепло- и газоснабжения, транспорта, связи, освещения.
  3. В обстоятельствах чрезвычайного положения, войны, бедствия или угрозы бедствия природного, техногенного, биологического или иного характера, угрожающего жизни или нормальным условиям существования населения или его части.

Исключительно по письменному согласию трудящиеся могут быть привлечены к работе за пределами своей смены при необходимости:

  1. Завершения начатого задания, если из-за технических задержек такая работа не была исполнена в срок и ее незавершение может угрожать повреждением или утратой собственности организации, государства или субъекта Федерации либо жизни или здоровью людей.
  2. Ремонта или восстановления механизмов или зданий, если их дефект может повлечь остановку рабочего процесса для большого числа членов трудового коллектива.
  3. Подмены неявившегося сменщика при непрерывном производстве.

Возможно привлечение и в некоторых других ситуациях при положительном заключении профсоюза.

С письменного согласия с предупреждением под подпись о праве отказаться от внеплановых работ и в отсутствие медицинских противопоказаний могут трудиться с превышением нормативов:

  • инвалиды;
  • матери малолетних (до 3 лет) детей.

Не могут работать сверхурочно в любом случае:

  • беременные сотрудницы;
  • несовершеннолетние работники.

Какова максимальная продолжительность сверхурочного труда для каждого работника?

Максимальная продолжительность сверхурочной работы определена в Трудовом кодексе (ч. 6 ст. 99): по общим правилам рабочий процесс за рамками стандартного трудового режима не должен превышать 4 часов на протяжении 2 смен подряд и 120 часов в совокупности за год. Работодатель самостоятельно определяет, каким образом распределяется максимальное время сверхурочного труда за 2 рабочих дня, следующих друг за другом.

Однако стандартные нормы сверхурочной рабочей деятельности, определенные в Трудовом кодексе, отраслевое законодательство может конкретизировать своими нормативными актами. Так, продолжительность сверхурочной работы водителей автомобильного транспорта определяется положением, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15. В общем нормы данного положения аналогичны нормам ТК РФ, однако в отношении водителей, к которым применяется суммированный учет времени работы, устанавливается предельная норма переработки за день: такая работа вместе со временем трудовой деятельности по графику не должна превышать 12 часов в течение дня (п. 23).

Переработка при суммированном учете трудового времени — длительность и особенности учета

О работе за пределами стандартного режима работы при суммированном учете трудового времени стоит поговорить подробнее. Учет времени, отработанного специалистами, возможен поденным, понедельным и суммированным способами. При этом суммированный способ учета (ст. 104 ТК РФ) характеризуется расчетом времени работы в рамках заданного отчетного периода (месяца, квартала, полугодия или года).

При невозможности соблюдения для членов трудового коллектива равномерной установленной законодательно продолжительности рабочего времени за день (к примеру, 8 часов) или неделю (к примеру, 40 часов) применяется именно суммированный учет, в соответствии с которым выбирается отчетный период. Внутри отчетного периода длительность смен или рабочих дней может превосходить максимальную, определенную в ТК РФ, но суммарное количество часов за весь отчетный период должно быть равно законодательно установленным временным нормам продолжительности труда.

Нюанс сверхурочной работы при суммированном учете заключается в особенностях расчета превышения времени труда: в этом случае переработка считается на конец отчетного периода, к примеру по прошествии квартала. Однако и в этих обстоятельствах длительность сверхурочной работы не должна превышать тех же 4 часов в течение 2 смен подряд или 120 часов за год, как установлено для прочих способов учета трудового времени.

Оформление работы в сверхурочное время — какие документы установлены ТК РФ?

Отдельных норм, устанавливающих порядок оформления сверхурочной работы, трудовое законодательство не содержит, однако анализ ст. 99 позволяет сделать следующие выводы о процедуре документирования такого труда:

  1. На все виды сверхурочных работ, за исключением небольшого числа исключительных ситуаций, требуется письменное согласие работника. То есть необходимо оформить документ, который будет уведомлять работников о необходимости проведения работы за рамками обычного трудового режима и позволит зафиксировать письменное согласие сотрудника на внеплановую работу.
  2. Сверхурочные работы проводятся по инициативе руководства компании, а значит, сам факт их проведения и все сопутствующие такой дополнительной трудовой деятельности моменты должны быть отражены в приказе по предприятию.

ВАЖНО! Помимо оформления двух указанных документов необходимо не забывать, что часы переработки по каждому сотруднику должны быть зафиксированы в табеле учета рабочего времени.

О переработке с письменного согласия сотрудника

Устанавливая требование о получении письменного согласия от работников на проведение сверхурочных работ, Трудовой кодекс не освещает эту процедуру подробно. Это означает, что каждый работодатель свободен в выборе форм получения такого согласия.

Теоретически запросить согласие сотрудника на работу за пределами нормального трудового дня возможно и после оформления приказа об этом (работник может поставить свою подпись-согласие на самом приказе). Однако вполне возможна ситуация, когда приказ уже будет подготовлен и подписан руководителем, а кто-нибудь из членов трудового коллектива откажется выполнять сверхурочную работу, либо как согласие на выполнение внеплановых трудовых задач будет расценена подпись сотрудников, подтверждающая ознакомление с приказом (а это совсем не то же самое).

Оптимальным вариантом оповещения трудящихся о планирующихся работах за рамками нормального трудового режима и одновременно способом получения согласия на такую работу будут специальные уведомления, оформляемые до подписания приказа. Текст такого уведомления должен содержать:

  • указание даты начала внеплановых работ;
  • указание продолжительности работы сверхурочно;
  • сообщение о согласии сотрудника на труд сверхурочно с местом для подписи, подтверждающей это.

В этом же документе можно предложить работнику выбрать способ компенсации переработки — оплату или выходной.

Приказ о сверхурочных работах, образец составления

После получения согласия работников на переработку оформляется приказ о сверхурочных работах. Унифицированный вариант подобного приказа не предусмотрен, поэтому предприятие может составить документ в свободной форме, руководствуясь лишь правилами кадрового и внутреннего делопроизводства.

Анализируя образцы приказа о привлечении к сверхурочной работе, предлагаемые кадровиками, можно сделать вывод о сведениях, которые должны содержаться в таком документе. В частности, в приказ нужно включить:

  1. Данные об обстоятельствах, послуживших основанием для организации сверхурочных работ.
  2. Поименный список сотрудников, привлекаемых к внеплановым работам, с указанием их должностей и табельных номеров.
  3. Указание временного промежутка, отведенного на проведение сверхурочных работ.

Можно также указать информацию о письменном согласии каждого работника на труд вне режима работы. С приказом каждый сотрудник — участник сверхурочной работы должен быть ознакомлен, при этом факт ознакомления подтверждается подписью работающего на приказе.

Какая компенсация может предлагаться за переработку — оплата или выходной?

Согласно ст. 152 ТК РФ, внеплановое исполнение должностных обязанностей должно компенсироваться добавочной оплатой труда либо предоставлением дополнительного времени отдыха. При этом компенсация оплатой является основным способом, выходной предоставляется только по желанию трудящегося.

Принцип оплаты переработки следующий:

  • первые 2 часа работы — не менее полуторного размера;
  • последующее время — не менее чем в двойном размере.

Порядку оплаты внеплановой работы при суммированном учете времени труда посвящено письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 № 22-2-3363. Согласно этому документу, переработка в таком случае считается совокупно за весь отчетный период (к примеру, за квартал), получившиеся излишки оплачиваются по правилам ст. 152 ТК РФ.

Что касается дополнительного отдыха, то законодательство не содержит подробного описания требований к оформлению, касающихся времени выбора способа компенсации сверхурочного труда и времени предоставления выходных. Таким образом, целесообразно еще до начала работ установить вид компенсации за внеплановый труд (к примеру, в уведомлении) и, если сотрудник выберет выходной, согласовать день, в который он будет предоставлен.

Как видите, оформление работы сверхурочно предполагает не только соблюдение предельного времени дополнительной работы, но и следование прочим законодательным требованиям в отношении такого режима труда.

nsovetnik.ru

СВЕРХУРОЧНАЯ РАБОТА В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Трудовое законодательство не запрещает привлекать работников к сверхурочной работе. Поэтому работодатель вправе привлекать работников к сверхурочной работе. Сверхурочная работа — это возможность выполнять трудовые функции за рамками обычной продолжительности рабочего дня. Данная статья направлена на подробное рассмотрение сверхурочной работы, каковы гарантии и компенсация работникам, как оплачивается и порядок оформления.

Что такое сверхурочная работа?

Легальное определение понятия сверхурочная работ закреплено в ст. 99 ТК РФ. Согласно данной статье под сверхурочной работой подразумевается — работа, которую выполняет работник за пределами обычной продолжительностью рабочего времени, например, ежедневной работы либо смены. А при суммарном учете рабочего времени – время, отработанное выше базового количества часов за учетный период.

В сверхурочную работу при сокращенном рабочем дне входит то время, отработанное сверх нее. Например, при общем количестве отработанных часов в сверхурочную работу входит время за вычетом времени сокращенного рабочего дня.

Однако ТК РФ предусмотрено максимальное количество рабочего времени в неделю равное 40 часам. В зависимости от специфики выполняемой работы, а также физических данных установленный стандарт рабочего времени законом уменьшен. Например, медики, учителя, трудящиеся в районах Крайнего Севера, инвалиды 1-2 категорий и т.д.

Также законодательством приведен перечень работников, кого категорически запрещено привлекать к сверхурочным работам. Сюда относятся беременные женщины и несовершеннолетние лица.

Порядок привлечения к сверхурочным работам.

В соответствии со ст. 99 ТК РФ привлечь работника к сверхурочной работе можно с его письменного согласия в следующих случаях:

  1. необходимости выполнить начатую работу, которая не завершена в течение рабочего дня ввиду технических неполадок на производстве, а ее невыполнение может повлечь за собой порчу, гибель имущества предприятия либо создаст угрозу здоровью и жизни людей;
  2. необходимости завершения работ по восстановлению механизмов или сооружений, если их неисправность может привести к прекращению работы для значительного числа работников;
  3. необходимости продолжения работы при неявке сменяющего работника в целях обеспечения беспрерывности работы. Работодателем должны быть предприняты меры по замене сменщика другим работником.

В случае, если работник отказывается выполнять сверхурочные работы, он вправе письменно отказаться. Отказ работника от выполнения сверхурочных работ не является основанием для применения в отношении него дисциплинарного взыскания.

В некоторых случаях работодатель вправе назначить работникам сверхурочные работы без их согласия. К числу таких случаев ТК РФ относит:

  1. необходимость предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения их последствий;
  2. предотвращение обстоятельств, нарушающих работу систем водо-, тепло-, газоснабжения, обеспечения освещения, связи и перевозки пассажиров;
  3. необходимость осуществления работ в связи с ведением чрезвычайного или военного положения, а также в условиях чрезвычайных обстоятельств, если под угрозой или в опасности находится жизнь и здоровье людей.

Соотношение сверхурочной работы и ненормированного рабочего дня.

Если работник остается на работе после окончания рабочего дня не по указанию руководства организации, время пребывания на работе не рассматривается как сверхурочная работа. Точно также ненормированный рабочий день не относится к виду сверхурочной работы. В данном случае ненормированный рабочий день следует понимать, как особый режим труда, где работодатель может принудить работника к исполнению определенных функций в любое время, не входящее в основную продолжительность рабочего дня.

Следует помнить, что ненормированность рабочего дня должно быть отражено в трудовом договоре. В связи с ненормированным графиком работ и отсутствием различных доплат, такому работнику предоставляется дополнительный отпуск — не менее 3 календарных дня.

Продолжительность сверхурочных работ

Учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника обязан вести работодатель.

Также предельное количество часов в месяц, которые не должна превышать сверхурочная работа, устанавливается внутренними нормативными актами. Сверхурочные работы часто выполняются работниками Ж/Д транспорта, водителями городского транспорта, такси и т.д.

Согласно ТК РФ, максимальное количество часов сверхурочной работы составляет не более 4 часов в течение 2 дней подряд, а в год – 120 часов.

В частности, суммарное количество отработанного времени водителей маршрутного такси не должна превышать 12 часов. Однако есть исключения, когда необходимо завершить рейс либо дождаться сменщика.

Порядок привлечения к сверхурочной работе.

Для привлечения работника к сверхурочной работе в первую очередь необходимо зафиксировать факт, который послужил поводом для сверхурочной работы. На практике это чаще всего невыход сменщика на работу. О невыходе сменщика сообщается руководителю предприятия для принятия им решения относительно сверхурочной работы.

Далее уполномоченным лицом составляется служебная записка, в которой указывается произошедшее событие (т.е. неявка сменщика) и необходимость работника продолжать выполнение работы как сверхурочного труда. В ответ на просьбу руководства работник должен письменно выразить согласие либо несогласие на сверхурочный труд. В качестве ответа работник должен расписаться на служебной записке и направить ее работодателю.

Ввиду широкого спектра рассматриваемых вопросов, нашей компанией разработана система «внутренний аналитик обращений». После получения запроса на консультацию, система автоматически распределяет заявки между юристами, для дальнейшей обработки.

У нас на сайте Вы можете найти образцы документов, а также проконсультироваться у специалиста, воспользовавшись формой «звонок юристу» на главной странице, либо «заявка на консультацию» в разделе «КОНТАКТЫ».

Для ускорения связи со специалистом – звоните: 8 (495) 151-29-09, 8 (929) 985 98 65 или пишите: [email protected].

Будем рады Вам помочь!

moskva-yurist.com