Оплата труда тренеров спортшкол

Привлечение к судейству соревнований, которые проводятся детско-юношеской спортивной школой (далее – ДЮСШ), тренеров-преподавателей оплачивается в соответствии с приказом Минмолодежьспорта от 23.09.05 г. № 2097 «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций отрасли физической культуры и спорта» (далее – Приказ № 2097). В частности, тарифные разряды по должностям тренеров-преподавателей ДЮСШ определяются согласно приложению 6 к Приказу № 2097.

Особенностью является то, что размеры тарифов зависят от уровня аккредитации вуза, в котором обучался данный специалист. Так, если он окончил вуз I–II уровня аккредитации, то ему может устанавливаться 10-й или 11-й тарифный разряд (далее – т. р.), а если III–IV уровня – 11-й т. р. Перечень заведений I, ІІ уровней аккредитации (колледжи, техникумы, училища физкультуры, отделения физвоспитания педучилищ), а также ІІІ и ІV уровней аккредитации (университеты, институты) содержит приложение 19 к Приказу № 2097. Заметим, что примечание к Перечню предусматривает возможность занимать должности тренеров-преподавателей по спорту без наличия специального образования, если они имеют стаж тренерско-преподавательской работы. Однако для этого им нужно пройти аттестацию в комиссии Минмолодежьспорта.

Кроме того, оплата труда зависит от присвоенной категории. Так, специалисту высшей категории устанавливается 14-й т. р., I категории – 13-й т. р., ІІ категории – 12-й т. р. Заметим, что по такому правилу определяются разряды начиная с 01.09.17 г., то есть после внесения изменений в Приказ № 2097 приказом Минмолодежьспорта от 31.08.17 г. № 3659. Пользуясь случаем, обращаем внимание, что в соответствии с п. 15 Положения о детско-юношеской спортивной школе, утвержденного постановлением КМУ от 05.11.08 г. № 993, практика судейства спортивных соревнований относится к одной из основных форм учебно-тренировочной работы.

В свою очередь, воспитанники принимают участие в спортивных соревнованиях разного уровня, поскольку это является основной формой спортивной работы. Соревнования в ДЮСШ могут быть внутришкольными, открытые первенства, матчевые встречи, турниры и т. п., и проводятся они с соблюдением утвержденного календарного плана.

Поэтому вышеупомянутые моменты должны отражаться в тарификационном списке (форма его приведена в приложении 20 к Приказу № 2097), ведь от корректного отражения данных по каждой должности зависит размер заработка работника ДЮСШ. В частности, в тарификационном списке приводится полное наименование должности, то есть обязательно указывается квалификационная категория тренера-преподавателя.

 Важно и отражение в графе 18 названия документа об образовании, даты его выдачи. В Письме № 1134 речь идет о режиме работы специалиста в течение недели – 24 ч для непосредственного выполнения учебно-тренировочной работы. В случае привлечения специалиста в свободный от работы день или в выходной день к судейству в ДЮСШ условия оплаты труда, как рекомендовано в данном письме, должна определять ДЮСШ как организатор соревнований.

Таким образом, заработок тренеру-преподавателю должен выплачиваться исходя из его недельной нагрузки, зафиксированной в тарификационном списке, и, как сказано в комментируемом письме, его выплата не зависит от того, сколько в соответствующем месяце года недель и рабочих дней.

uteka.ua

Нормативы определения количества ставок тренеров и тренеровпреподавателей учреждений физической культуры и спорта в зависимости от объема учебнотренировочной работы

2. Нормативы определения количества ставок тренеров

и тренеров-преподавателей учреждений физической культуры и

спорта в зависимости от объема учебно-тренировочной работы

1. Определение количества ставок тренеров и тренеров-преподавателей (далее – тренеры-преподаватели) учреждений физической культуры и спорта осуществляется исходя из следующих норм:

Этапы подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная
наполняемость
групп
(человек)

Максимальный
объем учебно-
тренировочной
работы (часов
в неделю)

Коэффициент
нагрузки
за одного
занимающегося

Спортивно-
оздоровительный

Весь
период

15

6

0,022

Начальной подготовки

До года

15

6

0,022

Свыше
года

14

9

0,036

2. Форма и система оплаты труда в спортивно-оздоровительный группах и группах начальной подготовки (оплата по нормативу за каждого занимающегося или в зависимости от объема недельной учебно-тренировочной работы) определяется спортивной школой по согласованию с вышестоящим органом управления.

3. Ставка заработной платы тренера-преподавателя по спорту (при оплате его труда в зависимости от недельной учебно-тренировочной работы) устанавливается за 18 часов в неделю.

4. При оплате труда по нормативам за одного занимающегося максимальный состав спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочном занятии.

5. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах – 6 – 17 лет.

6. Нормы учебной нагрузки тренеров-преподавателей по спорту за подготовку одного занимающегося (в долях от должностного оклада) на этапах спортивной подготовки:

Этапы подготовки

Период
обучения
(лет)

Коэффициент
нагрузки
тренера-
преподавателя
по спорту за
подготовку
одного
занимающегося

Максимальный режим
учебно-тренировочной
работы (часов в
неделю)

группы видов
спорта

I

II

III

Учебно-тренировочный

До двух лет

0,06

0,04

0,05

12

Свыше двух
лет

0,14

0,06

0,10

18

Спортивного
совершенствования

До года

0,20

0,17

0,17

24

Свыше года

0,30

0,20

0,23

28

Высшего спортивного
мастерства

Весь период

0,40

0,25

0,35

32

7. Отнесение вида спорта к конкретной группе осуществляется по следующим основаниям:

а) I группа видов спорта – виды спорта (спортивные дисциплины), включенные в программу Олимпийских игр, кроме командных игровых видов спорта;

б) II группа видов спорта – командные игровые виды спорта (спортивные дисциплины), включенные в программу Олимпийских игр, а также виды спорта, не включенные в программу Олимпийских игр, но получившие признание Международного олимпийского комитета и включенные во Всероссийский реестр видов спорта;

в) III группа видов спорта все другие виды спорта (спортивные дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта, но не включенные в I и II группы видов спорта.

8. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.

9. При объединении в одну группу занимающихся, разных по возрасту и спортивной подготовленности, разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов, а их количественный состав на этапе высшего спортивного мастерства – 8 человек; спортивного совершенствования – 14 человек (для занимающихся до 1 одного года), 12 человек (для занимающихся свыше одного года) и на учебно-тренировочном этапе – 20 человек (для занимающихся до двух лет) с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

10. В видах спорта, включенных в первую группу, кроме основного тренера-преподавателя могут привлекаться тренеры-преподаватели по смежным видам спорта (акробатика, хореография и др.) при условии одновременной работы со спортсменами. Оплата их труда не должна суммарно превышать половины от размера норматива оплаты труда, предусмотренного для основного тренера-преподавателя.

11. На этапах НП и УТ на усмотрение руководителя учреждения может применяться порядок расчета ставок, предусмотренный пунктом 1 настоящего раздела.

12. Количество штатных единиц (ставок) тренеров-преподавателей зависит от группы видов спорта и количества занимающихся, предусмотренного государственным заданием (производственным планом) по следующей форме:

Производственный план

___________________________________________________

(наименование учреждения)

Этап

Количество занимающихся по каждому
виду спорта, человек

Итого
занимающихся

группы видов спорта

N 1

N 2

N 3

виды спорта

наименование вида

СО

НП-1

НП-2

НП-3

УТ-1

УТ-2

УТ-3

УТ-4

УТ-5

СС-1

СС-2

СС-3

ВСМ

ИТОГО

refdb.ru

Размер норматива оплаты труда тренерапреподавателя за подготовку спортсмена высокого класса

Примечания:

1. Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку спортсмена высокого класса, устанавливается по наивысшему результату на основании выписки из протокола соревнований и действует со дня, когда спортсмен, обучающийся в учреждении, показал результат в течение двенадцати месяцев, а в пунктах 1.1, 1.2,1.3, 1.7 таблицы до проведения следующих официальных международных соревнований данного уровня.

2. Если в период действия установленного размера норматива оплаты труда тренеру-преподавателю спортсмен улучшил спортивный результат, размер норматива оплаты труда соответственно увеличивается, устанавливается новое исчисление срока его действия.

3. Если по истечении срока действия, установленного размера норматива оплаты труда тренеру-преподавателю, спортсмен не показал указанного в таблице результата, размер норматива оплаты труда тренеру – преподавателю устанавливается в соответствии с этапом спортивной подготовки спортсмена.

4. Юношеские Олимпийские игры приравниваются к первенству мира в соответствующей возрастной группе. Европейский юношеский олимпийский фестиваль приравнивается к первенству Европы в соответствующей возрастной группе. Всемирная универсиада приравнивается к официальным международным спортивным соревнованиям.

2.3.3. Размер норматива оплаты труда тренеров-преподавателей на этапах начальной подготовки устанавливается в зависимости от численного состава занимающихся и объема учебно-тренировочной работы и определяется согласно показателям, приведенным в таблице:

Этапы спортивной подготовки

Период обучения, (лет)

Максимальная

наполняемость групп, чел.

Максимальный объем учебно-тренировочной работы (час./неделю)

Размер норматива оплаты труда за одного занимающегося (обучающегося), процент

1

2

3

4

5

Начальной подготовки

до года

до 30

6

2,2-3

свыше года

до 28

9

3,6-4

Примечания:

1. Наполняемость групп начальной подготовки определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно – тренировочных занятиях и программ по видам спорта. Рекомендуемая минимальная наполняемость группы начальной подготовки – 15 человек.

2.3.4. Размер норматива оплаты труда тренеров-преподавателей за подготовку одного спортсмена, занимающегося (обучающегося) в учреждении, на этапах спортивной подготовки устанавливается с учетом режима учебно-тренировочной работы и определяется согласно показателям, приведенным в таблице:

Этапы

спортивной

подготовки

Период обучения (лет)

Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку одного занимающегося (обучающегося), процент

Максимальный режим учебно-тренировочной работы (час/неделю)

Группа видов спорта

I

II

III

Учебно-тренировочный

до 2-х лет

свыше 2-х лет

6

14

5

10

4

6

12

18

Спортивного совершенствования

до года

свыше года

20

30

17

23

17

20

24

28

Высшего спортивного мастерства

весь период

40

35

25

32

Примечания.

1. Недельный режим учебно – тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно – тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с учебно – тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25 процентов.

2. При объединении в одну группу занимающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов, а их количественный состав на этапе высшего спортивного мастерства – 8 чел.; спортивного совершенствования – 12 чел.; учебно – тренировочном – 16 чел. (для занимающихся свыше двух лет) и 20 чел. (для занимающихся до двух лет) с учетом правил техники безопасности на учебно – тренировочных занятиях.

3. Для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей по смежным видам спорта и других специалистов в пределах количества часов программы по видам спорта, приведенным в таблице:

п.п.

олимпийские виды спорта

неолимпийские виды спорта

1

Гимнастика

Акробатика

2

Гимнастика художественная

Спортивные танцы

3

Фигурное катание

Альпинизм

4

Прыжки в воду

Полиатлон

5

Синхронное плавание

Натурбан

6

Фристайл

Скалолазание

7

Горнолыжный

8

Биатлон

9

Легкая атлетика(многоборье, метания, прыжки с шестом)

10

Прыжки на лыжах

11

Велоспорт

12

Современное пятиборье

13

Санный спорта

14

Конный спорт

15

Стрельба пулевая

16

Фехтование

17

Стендовая стрельба

18

Бобслей

19

Прыжки на батуте

20

Триатлон

Оплата труда, дополнительно привлеченных тренеров-преподавателей и других специалистов не должна суммарно превышать половины от размера норматива оплаты труда, предусмотренного для основного тренера.

4. На этапе высшего спортивного мастерства учреждение физической культуры и спорта в исключительных случаях может устанавливать персональный оклад тренеру-преподавателю в пределах выделенных данному учреждению ассигнований.

2.4. Особенности условий оплаты труда

педагогических работников

2.4.1. Месячная заработная плата тренеров-преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

Тарификационные списки тренеров-преподавателей утверждаются один раз в год на начало календарного года или учебного года.

Установленная тренерам-преподавателям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

Нормируемая часть рабочего времени тренеров-преподавателей определяется в академических часах и включает проводимые учебные занятия и короткие перерывы (перемены), установленные для обучающихся.

В случае отъезда отдельных обучающихся – спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования или их болезни объем учебной нагрузки тренеров-преподавателей не меняется.

При невыполнении по не зависящим от тренера-преподавателя причинам объема установленной учебной нагрузки уменьшение заработной платы не производится.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям оплата труда тренеров- преподавателей, а также лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу производится из расчета установленной заработной платы при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам. В этот период работники привлекаются к другим видам работ.

Лицам, работающим на условиях почасовой оплаты и не ведущим педагогической работы во время каникул, оплата за это время не производится.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же учреждении руководителем учреждения, определяется начальником Управления по молодежной политике спорту и туризму Мысковского городского округа (далее – начальник Управления), а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей директора) – директором.

2.4.2. Почасовая оплата труда тренеров-преподавателей применяется при оплате:

– часов, выполненных в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам тренеров-преподавателей, продолжавшихся не более двух месяцев;

Размер оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления оклада (должностного оклада), (ставки) педагогического работника на 72 часа.

Оплата труда за замещение отсутствующего тренера-преподавателя, если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменения в тарификацию.

За тренерами-преподавателями и другими работниками учреждений при направлении или привлечении их в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы в оздоровительных лагерях всех видов сохраняется заработная плата, установленная при тарификации. Для работников, выезжающих по собственной инициативе в летний период для такой работы, указанный порядок не применяется.

2.5. Оплата труда совместителей, работающих в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях физической культуры и спорта, муниципальных бюджетных учреждения спорта, туризма и молодежной политики

2.5.1 Оплата труда совместителей, работающих в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях физической культуры и спорта, муниципальных бюджетных учреждения спорта, туризма и молодежной политики осуществляется на условиях, определенных трудовым договором, заключенным между руководителем учреждения и работником.

2.5.2. При установлении совместителям с повременной оплатой труда нормируемых заданий, при выполнении установленного объема работ с надлежащим качеством оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.

К данной категории работников относятся:

– уборщик производственных (служебных) помещений – норма убираемой площади – 500 кв. метров;

– дворник – уборка территории, закрепленной за спортивным сооружением;

– ремонтировщик плоскостных сооружений – норма обслуживаемой площади – 2000 кв. метров;

спортсмен – инструктор – достижение конкретного спортивного результата в течение установленного в трудовом договоре срока.

2.5.3. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, неучтенных в п.2.5.2. настоящего Примерного положения, а также кроме тренеров-преподавателей, работающих по совместительству, устанавливается в соответствии с установленным по данной должности окладом пропорционально отработанному времени.

3. Порядок установления стимулирующих и компенсационных выплат

3.1. В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении устанавливаются следующие виды выплат:

– выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

– выплаты за качество выполняемых работ;

– выплаты за выслугу лет;

– премиальные выплаты по итогам работы;

– иные поощрительные и разовые выплаты.

Условием выплат стимулирующего характера является достижение работником определенных количественных и качественных показателей работы.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с положениями об оплате труда работников учреждения, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами для конкретного работника не ограничиваются.

Выплаты стимулирующего характера могут устанавливаться как в процентом отношении к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, так и в абсолютных размерах.

На выплаты стимулирующего характера рекомендуется направлять не менее 30 процентов от фонда оплаты труда.

На выплаты стимулирующего характера дополнительно может направляться экономия средств фонда оплаты труда.

Выплаты стимулирующего характера производятся в пределах средств, предусмотренных на оплату труда.

3.2. К выплатам за интенсивность и высокие результаты работы относятся:

выплаты за участие в подготовке спортсмена высокого класса;

выплаты к должностному окладу за наличие Почетного знака «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», знака «Отличник физической культуры и спорта», знака «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;

прочие выплаты, установленные в локальном акте учреждения.

3.2.1. Руководителям, специалистам и служащим муниципальных бюджетных образовательных учреждениях физической культуры и спорта за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса, тренерам – преподавателям за участие в подготовке спортсмена высокого класса, вошедшего в состав сборной команды России и занявшего 1-6 место на соревнованиях, устанавливается выплата за участие в подготовке спортсмена высокого класса.

Выплата устанавливается указанным работникам при наличии в составе занимающихся (обучающихся) спортсменов высокого класса, показавших высокий спортивный результат в данном учреждении при условии непосредственного участия этих работников в обеспечении учебно-тренировочного процесса при подготовке спортсмена к достижению высокого спортивного результата, включающего в себя:

– методическое и организационное обеспечение учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности;

– медико-биологическое обеспечение;

– обеспечение рационального питания;

– транспортное обеспечение;

– финансовое и материально-техническое обеспечение.

Решение об установлении выплаты принимается руководителем муниципального бюджетного образовательного учреждения физической культуры и спорта в соответствии с нормами действующего трудового законодательства на основании занятого спортсменом места в соответствии с протоколом соревнований.

Размер выплаты определяется путем суммирования по учреждению размеров выплат за каждого занимающегося (обучающегося), показавшего высокий спортивный результат:

Уровень соревнований

Занятое место

Размер выплаты в процентах к должностному окладу руководителям, специалистам, служащим; тренерам – преподавателям

Группы видов спорта

I

II

III

1

2

3

4

5

1.Личные соревнования, включая эстафеты, группы, пары, экипажи и т.п.:

1.1.Олимпийские игры

1.2. Чемпионаты Европы, мира

1-6

1-3

10

8

х

1.3.Чемпионат Европы, мира

1.4.Кубок мира

1.5.Кубок Европы, чемпионат России

1.6.Кубок России (сумма этапов или финал)

4-6

1-6

1-3

1-3

10

8

х

1.7.Олимпийские игры, чемпионаты Европы, мира, Кубок мира

1.8.Чемпионат России

1.9.Первенство России (юниоры, молодежь), финал Спартакиады молодежи

1.10.Первенство Европы, мира

1.11.Кубок Европы (сумма этапов или финал)

1.12.Официальные международные спортивные соревнования (мужчины, женщины)

участие

4

1

1-6

4-6

1-3

5

4

х

1.13. Первенство России (юниоры, молодежь), финал Спартакиады молодежи

1.14.Первенство России (старшие юноши), финал Спартакиады учащихся

1.15. Всероссийская универсиада

1.16. Официальные международные спортивные соревнования (юниоры, юноши старшей возрастной группы)

2-3

1-3

1-3

1-3

3

2

х

2. Соревнования в командных игровых видах спорта:

2.1.Олимпийские игры

2.2.Чемпионат Европы, мира

1-6

1-3

х

х

8

2.3.Участие в составе сборной команды России в официальных международных соревнованиях:

Основной сборной

Молодежной сборной

Юношеской сборной

х

х

х

х

х

х

5

3

1

refdb.ru

Статья: Исчисление заработной платы тренеров – преподавателей по спорту

“Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2006, N 5
ИСЧИСЛЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ТРЕНЕРОВ –
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО СПОРТУ
Начисление оплаты труда является важным этапом бухгалтерского учета. В учреждениях физической культуры и спорта расчет заработной платы тренеров имеет свои особенности, которые и будут рассмотрены в данной статье.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основании Единой тарифной сетки” применение Единой тарифной сетки (ЕТС) обязательно для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.
Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта регулируется Приказом N 13 , в котором указано, что их зарплата начисляется на основании ЕТС, но с учетом особенностей ее расчета для отдельных работников. Кроме этого, порядок исчисления заработной платы тренерам – преподавателям по спорту регламентирован Постановлениями Госкомспорта и Минтруда N 6/4а-13 , N 9/4а-22 и N 8 .
——————————–
Приказ Комитета РФ по физической культуре от 22.01.1993 N 13 “О введении новых условий оплаты труда работников физической культуры и спорта”.
Постановление Госкомспорта СССР от 20.05.1991 N 6/4а-13 “О совершенствовании организации заработной платы работников ведущих профессий учреждений организаций физической культуры и спорта”.
Постановление Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 05.08.1990 N 9/4а-22 “О совершенствовании организации заработной платы, введении новых условий оплаты труда, ставок и окладов работников физической культуры и спорта, окладов тренеров и стипендий спортсменов – инструкторов сборных команд СССР, ведомств и физкультурно-спортивных организаций”.
Постановление Минтруда России от 22.01.1993 N 8 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации”.
В соответствии с Постановлением N 8 тренерам – преподавателям по спорту присваиваются по итогам аттестации тарифные разряды от 6 до 14. Она проводится ежегодно в начале учебного или календарного года (п. 2 Постановления N 6/4а-13). При проведении аттестации тренеров руководители учреждений учитывают сложность должностных обязанностей и в соответствии с нею присваивают работнику тот или иной разряд оплаты. (Перечень квалификационных характеристик, на основании которых разрабатываются должностные инструкции в учреждении, мы рассмотрим ниже).
Аттестационная комиссия состоит из председателя (обычно заместителя руководителя учреждения), секретаря и членов комиссии. Оценка деятельности работника принимается открытым голосованием в присутствии аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии. Результаты определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемому устанавливается тот разряд ЕТС, на который он был представлен. При аттестации работника, являющегося членом комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует. Результаты сообщаются непосредственно после голосования, оформляются протоколом аттестационной комиссии и заносятся в аттестационный лист работника, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии. Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле (Приложение N 2 к Постановлению N 6/4а-13).
Если у тренера имеются почетные спортивные звания “Заслуженный тренер” или “Заслуженный мастер спорта”, то по итогам аттестации ему устанавливается ставка (оклад) на один разряд выше относительно ставки (оклада) рядового тренера.
В случае если у работника нет специальной подготовки или стажа работы, но он обладает достаточным практическим опытом и выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения ему устанавливается тарифный разряд как лицу, имеющему специальную подготовку и стаж работы.
Оплата труда тренеров производится по нормативам исходя из установленного при аттестации размера тарифной ставки (оклада) соответствующего разряда ЕТС.
Установленная при тарификации на начало учебного или календарного года зарплата выдается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года (п. 4 Приложения N 8 к Постановлению N 6/4а-13). Оплата труда производится за выполнение тренерско-преподавательской, методической, воспитательной работы в соответствии с установленными ставками и с учетом часов работы.
Существуют два метода расчета заработной платы тренеров – преподавателей по спорту (п. 3 Приложения N 3 к Постановлению N 13):
– за количество часов учебно-преподавательской работы;
– за количество занимающихся.
Решение о применении определенного метода принимается руководителем учреждения и утверждается в учетной политике учреждения.
Нормативы оплаты труда тренеров
за количество часов учебно-преподавательской работы
Наполняемость учебных групп, режим учебно-преподавательской работы для учебных групп и отдельных спортсменов-учащихся определяются школой исходя из уровня подготовленности занимающихся и периодизации процесса подготовки.
Норматив оплаты труда тренеров в спортивно-оздоровительных группах повышается на 0,5% от тарифной ставки (оклада) за каждые два года обучения спортсменов-учащихся.
Нормативы количества часов учебно-преподавательской работы, отведенных для подготовки учебных групп (далее – режимы учебно-преподавательской работы), и наполняемость учебных групп устанавливаются в следующих размерах.
———————T———–T—————–T————-¬
¦ Уровень и этапы ¦Продолжи- ¦ Режим учебно- ¦Наполняемость¦
¦ подготовки ¦тельность ¦преподавательской¦учебных групп¦
¦ занимающихся ¦обучения ¦работы с учебными+————-+
¦ ¦ ¦группами (часов в¦ Группы видов¦
¦ ¦ ¦ неделю) ¦ спорта ¦
¦ ¦ ¦ +—-T—-T—+
¦ ¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦III¦
+——————–+———–+—————–+—-+—-+—+
¦ 1. Подготовка спортсменов-учащихся в спортивных школах ¦
+——————–T———–T—————–T—-T—-T—+
¦Высшего спортивного ¦весь период¦ 32 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 4¦
¦мастерства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Спортивного ¦ 1 ¦ 24 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 6¦
¦совершенствования ¦ 2 ¦ 26 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 5¦
¦ ¦ свыше ¦ 28 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 5¦
¦ ¦ 2 лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Учебно-тренировочный¦ 1 ¦ 12 ¦ 8 ¦ 12 ¦ 10¦
¦ ¦ 2 ¦ 14 ¦ 8 ¦ 12 ¦ 10¦
¦ ¦ 3 ¦ 18 ¦ 6 ¦ 12 ¦ 8¦
¦ ¦ свыше ¦ 20 ¦ 6 ¦ 12 ¦ 8¦
¦ ¦ 3 лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Начальной подготовки¦ 1 ¦ 6 ¦ 16 ¦ 20 ¦ 18¦
¦ ¦ свыше года¦ 8 ¦ 14 ¦ 18 ¦ 16¦
¦Спортивно- ¦весь период¦ 6 ¦ 16 ¦ 20 ¦ 18¦
¦оздоровительный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————–+———–+—————–+—-+—-+—+
¦ 2. Подготовка занимающихся ¦
¦ в физкультурно-спортивных организациях ¦
+——————–T———–T—————–T—-T—-T—+
¦Спортивные секции ¦весь период¦ 6 ¦ 16 ¦ 20 ¦18 ¦
¦ ¦ ¦ +—-+—-+—+
¦ ¦ ¦ ¦ Независимо ¦
¦ ¦ ¦ ¦ от видов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ спорта ¦
¦Физкультурно- ¦весь период¦ – ¦ 20 ¦
¦оздоровительные ¦ ¦ ¦ ¦
¦группы ¦ ¦ ¦ ¦
L——————–+———–+—————–+————–
——————————–
Классификация видов спорта:
I группа: акробатика, биатлон, бобслей, гимнастика спортивная, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, конный спорт, легкоатлетические десятиборье, семиборье, прыжки с шестом, парусный спорт, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт, синхронное плавание, скалолазание, стрельба из лука, стрельба стендовая, стрельба пулевая, современное пятиборье, фигурное катание, фристайл, фехтование, велоспорт (трек, шоссе), воднолыжный спорт, автомобильный, мотоциклетный, водно-моторный, подводный, самолетный, вертолетный, парашютный, планерный, дельтапланерный виды спорта;
II группа: командные игровые виды спорта;
III группа: все остальные, не вошедшие в I и II группы (п. 4 Приложения N 7 к Постановлению N 6/4а-13).
Обратите внимание: в плавании, синхронном плавании, прыжках в воду, водном поло наполняемость групп начальной подготовки составляет 15 человек. В фигурном катании для спортивных и танцевальных пар наполняемость групп на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства установлена в 4 человека. При наличии в составе учебной группы члена или стажера сборной России количество часов в неделю данной группы может быть увеличено до 36.
Для тренировки спортсменов по отдельным видам спорта, включенным в I группу, например по фигурному катанию, кроме основного тренера, могут привлекаться тренеры по смежным видам спорта и преподаватели хореографии. Размеры оплаты их труда определяются с учетом требований учебной программы и не должны превышать 50% установленного норматива для основного тренера.
Учебно-преподавательская нагрузка среди тренеров распределяется исходя из количества часов по учебному плану, обеспеченности тренерско-преподавательскими кадрами и других условий учебного процесса.
В случае если необходимо начислить оплату труда замещающему на время отсутствующего (по болезни или другим причинам) тренера, расчет производится путем умножения ставки заработной платы отсутствующего с учетом надбавок на установленное количество часов учебно-преподавательской нагрузки в месяц и деления полученного произведения на 101,6 (среднюю норму часов в месяц) (п. 5 Приложения N 19 к Постановлению N 9/4а-22).
Нормативы оплаты труда тренеров за одного занимающегося
(в % от ставки заработной платы в месяц)
При оплате труда по нормативам за одного занимающегося ее исчисление производится путем умножения тарифной ставки на норматив оплаты труда тренера (в процентах) с учетом числа занимающихся.
——————–T————-T——————————¬
¦ Уровень и этапы ¦ Период ¦ Размеры нормативов в ¦
¦ подготовки ¦ обучения ¦ процентах от ставки зарплаты ¦
¦ занимающихся ¦ ¦ за одного занимающегося ¦
¦ ¦ +——————————+
¦ ¦ ¦ группы видов спорта ¦
¦ ¦ +———T———-T———+
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦
+——————-+————-+———+———-+———+
¦ 1. Подготовка спортсменов в составе сборных команд России ¦
+——————-T————-T———T———-T———+
¦Основной ¦весь период ¦до 150,0 ¦до 150,0 ¦до 150,0 ¦
¦Стажеры ¦весь период ¦до 75,0 ¦до 75,0 ¦до 75,0 ¦
¦Резервный ¦весь период ¦до 50,0 ¦до 50,0 ¦до 50,0 ¦
+——————-+————-+———+———-+———+
¦ 2. Подготовка спортсменов-учащихся в спортивных школах ¦
+——————-T————-T———T———-T———+
¦Высшего ¦весь период ¦ 40,0 ¦ 25,0 ¦ 35,0 ¦
¦спортивного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мастерства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Спортивного ¦до года ¦ 20,0 ¦ 10,0 ¦ 15,0 ¦
¦совершенствования ¦свыше года ¦ 30,0 ¦ 15,0 ¦ 25,0 ¦
¦Учебно- ¦до двух лет ¦ 8,0 ¦ 4,0 ¦ 5,0 ¦
¦тренировочный ¦свыше двух ¦ 14,0 ¦ 6,0 ¦ 10,0 ¦
¦ ¦лет ¦ ¦ ¦ ¦
¦Начальной ¦до года ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦
¦подготовки ¦свыше года ¦ 3,0 ¦ 2,5 ¦ 2,5 ¦
¦Спортивно- ¦в возрасте ¦ 2,5 ¦ 2,5 ¦ 2,5 ¦
¦оздоровительный ¦от 12 до 17 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦
¦ ¦лет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в возрасте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦до 12 и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦старше 17 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лет ¦ ¦ ¦ ¦
+——————-+————-+———+———-+———+
¦ 3. Подготовка занимающихся в физкультурно-спортивных ¦
¦ организациях ¦
+——————-T————-T——————————+
¦Физкультурно- ¦в возрасте ¦Независимо от видов спорта ¦
¦оздоровительные ¦от 12 до 17 ¦ 2,5 ¦
¦группы и спортивные¦лет ¦ ¦
¦секции ¦в возрасте ¦ 2,0 ¦
¦ ¦до 12 и ¦ ¦
¦ ¦старше 17 ¦ ¦
¦ ¦лет ¦ ¦
L——————-+————-+——————————-
В соответствии с п. 9 Приказа N 13 тренерам устанавливаются надбавки к тарифным ставкам:
– 10% за наличие почетных званий “Отличник физической культуры” и “За заслуги в развитии физической культуры и спорта”;
– 15% за

Статья: Приобретение и содержание служебного автотранспорта (Окончание) (Максимова Л.) (‘Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение’, 2006, n 5)  »

www.lawmix.ru

Методические рекомендации по организации работы тренера-преподавателя ДЮСШ

Белуженкова Ольга Анатольевна, тренер-преподаватель по спортивной гимнастике; Белуженков Игорь Николаевич, старший тренер-преподаватель МБУ ДО «ДЮСШ №1» НМР РТ, город Нижнекамск, республика Татарстан. 
Этот материал предназначен для завучей и тренеров-преподавателей ДЮСШ. Здесь рассматриваются организационные моменты труда тренеров, система многолетней спортивной подготовки по группам, а также изучается воспитательная роль тренера и предоставлено планирование работы тренров-преподавателей.

 


 

Дата публикации: 07.06.2018


«Тренер – это не только профессия и не просто должность.

Это призвание души, желание и способность

отдавать всего себя ученикам и быть рядом с ними всегда».

 

ЗТ СССР В.В.Громыко

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы программам дополнительного образования детей.

В соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, уставом образовательного учреждения.

Непосредственно к компетенции спортивной школы, как образовательного учреждения относятся следующие вопросы:

  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ курсов и дисциплин;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
  • самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля над физическим развитием и успеваемостью по реализуемым программам обучения.

Спортивная школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность:

  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
  • за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
  • за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивная школа реализует следующие положения:

  • участие в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-спортивной направленности;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Занятия в спортивной школе могут проводится по образовательным программам (при наличии лицензии на образовательную деятельность):

  • разрабатываемых и утверждаемых учреждением на основе примерных программ по видам спорта допущенных Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта
  • рекомендованным Федеральным органом управления в сфере образования
  • авторским программам, разработанным педагогическими работниками физической культуры и спорта, утверждаемым Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

Минимальный возраст зачисления детей в спортивную школу определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста. Для этого необходимо – наличие письменного заявления одного из родителей /законного представителя/, ребенка; наличие образовательной программы для детей данного возраста; сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой; наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с данными группами специального физкультурного образования или звания МС России.

В целях предупреждения нарушения здоровья у обучающихся спортивных школ следует предусматривать:

  • диспансерное обследование не менее двух раз в год;
  • дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;
  • контроль за использованием обучающимися фармакологических средств.

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся – 18 лет /для учащейся молодежи – 21 год/. Для одаренных учащихся, показывающих высокие спортивные результаты, обучающихся в группах высшего спортивного мастерства, максимальный возраст – 28 лет. Обучающиеся спортивных школ, направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и спортивной школой могут выступать за её команду в течение двух лет, но в списочный состав групп школы не включаются. Спортивной школе рекомендуется в течение указанного срока сохранять за тренерами-преподавателями ранее установленные надбавки /доплаты/ за подготовку данных спортсменов.

Выпускником ДЮСШ является воспитанник, окончивший учебно-тренировочный этап. Таким образом, срок обучения в ДЮСШ определяется 9-10 годами. Выпускником СДЮШОР является воспитанник, окончивший этап спортивного совершенствования, и срок обучения определяется 12-13 годами.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ТРЕНЕРА.

Трудно дать единые рекомендации, как правильно организовать труд, чтобы он всегда был эффективным: слишком сложна и многогранна деятельность тренера.

  • Планирование и организация личной деятельности тренера. Планирование тренировочных занятий на месяц, неделю, отдельное занятие, начинается с анализа объема и интенсивности тренировочных нагрузок, методов тренировки.
  • Теоретическая подготовка. Освоение тренером передового опыта. Главное здесь мотив профессионального самосовершенствования. Выделим три уровня самообразования – развитие умственной деятельности человека вообще, образование, совершенствование индивидуальной внутренней деятельности, формирующей личность.
  • Применение передового опыта. Здесь нельзя подходить механически, нужен творческий подход с учетом условий работы.
  • Контроль и подведение итогов по этапам работы.

Форма и система оплаты труда, установление надбавок и доплат работникам спортивной школы регулируется непосредственно учреждением в соответствии с трудовым законодательством. Для расчета заработной платы тренерам-преподавателям руководители спортивных школ ежегодно на начало учебного года /или календарного/ утверждают тарификационные списки по установленной форме.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы /нормируемая часть педагогической работы/ тренерам-преподавателям устанавливается в объёме 18 часов в неделю.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ТРЕНЕРА.

Данный вид работы не входит в перечень прямых тренерских обязанностей. Но научно-методическая работа – это высокая степень в мастерстве тренера, это показатель его зрелости и настоящего опыта.

  • Литературные источники. Вся работа по конспектированию литературных источников, ведению картотеки, рецензированию, составлению аннотаций должна быть подчинена единой цели – критическому осмыслению, выявлению сходства и противоречий, и причин.
  • Научные и педагогические исследования. Создавая экспериментальные условия и сравнивая затем эффективность использования различных средств и методов тренировки можно повлиять на формирование тренировочного процесса.
  • Целенаправленное наблюдение. Развитие мышечного /моторного/ восприятия. Именно тогда тренер фиксирует в моторной памяти объект наблюдения.
  • Беседа, анкетирование, анализ.

СИСТЕМА МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Организационная структура многолетней спортивной подготовки основывается на реализации определенных этапов подготовки. Спортивная подготовленность учеников должна расти из года в год, должна быть не только круглогодичной, но и многолетней, с регулярным проведением тренировочных занятий и систематическим участием в соревнованиях.

 

Спортивно-оздоровительный этап.

Основная задача – расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности. Является основным этапом подготовки для ДЮСШ.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде сорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи;
  • овладение теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Спортивно-оздоровительные группы формируются: из вновь зачисляемых воспитанников в спортивную школу, и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

 

 

Этап начальной подготовки.

Основная задача – базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации, рассчитан на 2-3 года. Является основным этапом как для ДЮСШ, так и для СДЮШОР.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей, обучающихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;
  • освоение теоретического раздела программ, навыков гигиены и самоконтроля.

Порядок отбора в группы начальной подготовки устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности.

 

Учебно-тренировочный этап.

Основная задача – специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта, рассчитан на 4-5 лет. Является основным этапом как для ДЮСШ, так и для СДЮШОР.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • состояние здоровья;
  • уровень физической подготовленности обучающихся;
  • динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнение нормативов спортивных разрядов согласно программным требованиям;
  • освоение теоретического раздела программы.

На учебно-тренировочный этап зачисляются практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими разрядных требований, контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

 

Этап спортивного совершенствования.

Основная задача – совершенствования спортивного мастерства, рассчитан на 2-3 года. Для ДЮСШ рекомендуется при наличии условий и возможностей, для СДЮШОР является основным этапом подготовки.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • уровень общего и специального физического развития, и функционального состояния организма обучающегося;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства и в команды мастеров /по игровым видам спорта/.

На этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже КМС России, по игровым видам спорта – не ниже 1 юношеского разряда. Списочный состав данных групп согласуется с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом.

 

Этап высшего спортивного мастерства.

Основная задача – реализация индивидуальных возможностей. Рекомендуется при наличии условий и возможностей как для ДЮСШ, так и для СДЮШОР.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • стабильность успешных результатов выступлений во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижение результатов уровня сборных команд России.

На данный этап зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильные высокие результаты /на уровне норматива МС России/. Списочный состав данных групп согласуется с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально.

Анализируя собственный педагогический опыт, хочется отметить, что на этапе начальной подготовки не только важно знать, чему учить и как учить, не менее важно больше знать о том, кого учить, согласно новым требованиям, диктуемым современным спортом.

Важно знать о способностях своих учеников к избранному виду спорта, выявить их перспективу. Среди детей нет бесперспективных воспитанников, просто у каждого есть своя предрасположенность к тому или иному виду спорта. Особенности телосложения, отличия в уровне силы, быстроты, выносливости, силы воли – в определенной степени уже дадут полчок к выбору вида спорта.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения. В качестве задатков физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма человека.

Чтобы судить правильно о своих учениках, не стоит надеяться лишь на свои наблюдения, обратите внимание на показатели индивидуальных особенностей ученика.

Утверждение списочного состава групп начальной подготовки, спортивно-оздоровительных групп /вновь набираемых/ производится в течение одного месяца с начала учебного года.

Наполняемость учебных групп и объём учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности в соответствии с программой обучения по виду спорта. Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки.

При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности рекомендуется не превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше двух спортивных разрядов.

Перевод обучающихся /в том числе досрочно/ в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить решением тренерского совета на основании критериев используемые при анализе работы группы на данном этапе, а также заключения врача по спортивной медицине.

Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.

 

Перспективный план подготовки /обычно в спорте составляется на 4 года «Олимпийский цикл»/.

Общий перспективный план /для группы спортсменов/ состоит из следующих разделов:

1.краткая характеристика группы

2.цели и главные задачи

3.этапы подготовки и их продолжительность

4.основные соревнования на каждом этапе

5.основная направленность тренировочного процесса по этапам

6.распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе

7.спортивно-технические показатели по этапам

8.контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов

9.изменения в составе команды

10.педагогический и врачебный контроль

11.места занятия, оборудование и инвентарь

Индивидуальный перспективный план включает следующие разделы:

1.краткая характеристика спортсмена

2.цель и главные задачи подготовки

3.этапы подготовки и их продолжительность

4.основные соревнования на каждом этапе

5.основная направленность тренировочного процесса по этапам /основные задачи и их значимость/

6.распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе

7.спортивно-технические показатели по годам

8.контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена

9.основные средства тренировки и их распределение по этапам

10.ориентировочный объём и интенсивность тренировочных нагрузок по этапам

11.педагогический и врачебный контроль

Годовой учебный план. Учебно-тренировочные занятия спортивной школой проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и /или/ по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Разнообразие применяемых в практике форм документации по планированию дает тренеру возможность выбора в соответствии со спецификой вида спорта.

Годовой учебный план включает в себя основные формы учебно-тренировочного процесса:

  • групповые учебно-тренировочные занятия
  • теоретические занятия
  • работа по индивидуальным планам
  • медико-восстановительные мероприятия
  • тестирование
  • медицинский контроль
  • участие в соревнованиях
  • учебно-тренировочные сборы
  • инструкторская и судейская практика

Для обеспечения круглогодичного учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха, учащихся в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Порядок привлечения работников спортивной школы к работе в оздоровительно-спортивных лагерях определяется в соответствии с «Порядком и условиями привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждений, по проведению туристических походов, экскурсий, экспедиций и оплата их труда» приказ Минобразования России от 29 марта 1993г. №113. При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок оздоровительного лагеря привлечение работников может проводиться в соответствии с п.8 указанного Приложения в том же порядке, как и при проведении туристических походов.

Мезоциклы /планы на месяц/ и микроциклы /планы на неделю/. Каждый из этих планов предполагает четкую детализацию того, что было запланировано. Формы составления месячных и недельных планов могут быть различными. Во многом они зависят от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера.

План-конспект занятия. Самый детальный план подготовки спортсмена.

Расписание занятий /тренировок/.

Расписание составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха учащихся, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

  • в СОГ – двух академических часов
  • в НП – двух академических часов
  • в УТГ – трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю
  • в группах с нагрузкой 20 часов и более в неделю – четырех академических часов
  • в группах с нагрузкой 20 часов и более в неделю при двухразовых занятиях в день – трех академических часов.

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ.

Классификация подготовки по наиболее значимым признакам:

1.По преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена

Техническая – направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства, характеризуется тем, что умеет спортсмен выполнять и как владеет техникой освоенных действий.

  • Общая техническая – направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
  • Специальная техническая – направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта

Тактическая – направлена на овладение спортивной тактикой и достижение спортивного мастерства в избранном виде спорта. Это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

  • Общая тактическая – направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам
  • Специальная тактическая – направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта

Физическая – направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

  • Общая физическая – процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности
  • Специальная физическая – направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфики избранного вида спорта, ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Психологическая – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсмена, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

  • Общая психическая – направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.
  • Специальная психическая – направлена на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретных соревнованиях.

Теоретическая /интеллектуальная/ – направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов. Это готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

2.По характеру взаимосвязи со спортивной специализацией

Общая

Специальная

3.По степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей

Интегральная – направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена – технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Является одним из важнейших факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ТРЕНЕРА.

«Личность тренера – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов, увлечений – все, как в фокусе, сходится в личности наставника. Ребенок, если вы хотите знать, подлинный источник его непостижимого трудолюбия, в спорте живет единственно верой в тренера. Чтобы ребенок стал воспитуемым, то есть слышал тренера и был готов вступить в мир высоких идей, нужно дарить ребенку радость, счастье, потому что несчастный ребенок нравственной красоты постичь не может – ни умом, ни сердцем. Нужно сделать сердце ребенка отзывчивым, тревожным, хрупким, потому что подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости.»

Николай Григорьевич Толкачев.

Воспитание – процесс социальный. Спортсмена воспитывает все: вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего окружающие его люди – друзья, родители, тренер. Успех в тренерской работе возможен только в одном случае: если между наставником и спортсменом существует понимание. Или как говорят психологи, духовный контакт. А духовный контакт, прежде всего, предполагает интерес тренера и воспитанника друг к другу, доверие.

В наше время необходимо остро ставить вопросы о том, каким быть тренеру. Но и создавать все условия для того, чтобы тренер был интеллектуальным человеком, чтобы мог развивать собственный тренерский талант, работать над совершенствованием тренерского мастерства и как можно меньше заниматься организационными и хозяйственными проблемами. Тренер воздействует на своих воспитанников манерой говорить, умением держать себя, одеваться, спорить, шутить.

Старайтесь быть добрыми, приветливыми со спортсменами, даже при временных неудачах или огорчениях, которые они доставляют. Помните – за частую это ваши промахи /в технике, тактике, воспитании/. Тренер может сердиться на учеников, но он не должен быть обидчивым, злопамятным, обижать своих спортсменов. Нередко тренер бывает, не удовлетворён работой с группой. Причину ищет в своих воспитанниках, очевидно тренер забыл свои обязанности: искать одаренных спортсменов, разрабатывать для них программы тренировок и доказывать на практике, за что он получает заработную плату.

Нередко тренер считает, что найти нужный контакт со спортсменом ему не позволяет характер, замкнутость. Если Вы приняли решение работать тренером, то ради этого надо научиться приспосабливать свой характер к общению с коллективом. Неорганизованному тренеру трудно заставить своих учеников тренироваться прилежно и напряженно. Опоздания, исчезновение с тренировки под любым предлогом, болтовня в сторонке – вряд ли придадут воспитаннику желание тренироваться и выполнять тренировочную программу.

Каждый тренер должен выбрать определенную манеру поведения, наиболее соответствующую его характеру. Сегодня как некогда время требует внимания к личности спортсмена. Надо предвидеть, кем станет спортсмен, необходимо помочь ему выбрать определенную дорогу в жизни. Тренер просто обязан любить воспитанников, жить для них; без этого его работа не имеет смысла.

Тренер – это умение сочетать любовь и уважение к спортсменам с разумной требовательностью к ним. Требовательность дисциплинирует, заставляет воспитанников задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. Она воспитывает самостоятельность, ответственность за себя. Спортсмены не любят не требовательных наставников. Однако в требованиях всегда должно быть чувство меры.

Хочется отметить еще одно качество – терпимость, моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, поступкам, привычкам других людей. Сложность возникает в том, что терпимость приобретается обычно с годами, /если приобретается вообще/. Молодому тренеру редко свойственна терпимость, ему присущ максимализм, уверенность в своей непогрешимости.

Патриотическое и нравственное воспитание.

Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство. Скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение, – все это должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях. Существенный положительный эффект многократно достигался на занятиях, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся. Дисциплина – это так же категория нравственности.

Правовое воспитание

Содержание правового воспитания является система воспитательных воздействий на сознание, чувства и волю воспитуемого с целью передачи значимого комплекса сведений о правовых формах, упрочения позитивного отношения к правовым ценностям, формирования убеждений в справедливости законов и потребности неукоснительного их выполнения; выработка привычки законопослушного поведения.

Применение запрещенных медицинских препаратов.

 

Эстетическое воспитание.

Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных движений, сочетание четкого ритма и быстроты – все это относится к области красоты. Напоминание об авторах музыки, применяемой для сопровождения выступлений спортсменов, устройство различных спортивных праздников, эстетический вид спортивного зала, стадиона, спортивная форма.   Организация экскурсий по музеям и выставочным залам.

 

Воспитание моральных качеств.

Воспитанники должны знать и понимать, что успехи в спорте, учебе, работе во многом определяются моральными и волевыми качествами. Это они обеспечивают трудолюбие, преодоление трудностей, стремление к победе.

Воспитание таких качеств как честность, принципиальность, порядочность, целеустремленность в борьбе не только за медали, а за полноценную жизнь.

Опыт спорта подтверждает: какой бы ни была причина, побудившая заняться спортом. Она непременно перерастет в стремление достигнуть больших спортивных успехов.

Практические советы: будьте сами живым примером для своих воспитанников; будьте всегда в гуще спортивные события, и готовы ответить на вопросы своих учеников; ищите точку соприкосновения с каждым учеником.

Воспитание волевых качеств.

Любое физическое или спортивное упражнение обязательно требуют проявления волевых качеств. Практической основой воспитания волевых качеств является труд.

Сила воли – главное волевое качество, определяющее все остальные волевые проявления и их уровень. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка и самообладание, решительность, смелость, уверенность в своих силах.

metod-sbornik.ru