Содержание

Преподавание географии

Александр Костинский: Сегодня мы будем говорить о проблемах географического образования. В студии Радио Свобода: Вероника Холина, заведующая кафедрой региональной экономики и географии Университета Дружбы народов, Вадим Барабанов, старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской Академии образования, а также Леонид Перлов, учитель географии московского лицея № 1525. Первый вопрос самый простой: сейчас идут реформы системы образования. Останется ли география в курсе средней школы? Леонид Перлов: Хотелось бы надеяться, что да. Поскольку среднее образование без географии я себе не представляю совсем. Александр Костинский: Не попадет ли география под сокращение 25% учебных часов, которое предлагает Министерство образования? Леонид Перлов: Не исключено, что такая попытка будет сделана. Поскольку прозвучала странная формулировка, что сокращение 25% учебных часов планируется за счет необязательных предметов. А степень “необязательности” того или иного предмета определять будут явно не школьные работники.
Вадим Барабанов:
Нет, конечно, география останется. Другое дело, что часы, возможно, сократят. А вот как после этого жить учителям, когда при сокращении времени придется давать тот же материал, который был раньше – это большой вопрос. Александр Костинский: Сейчас два урока географии в неделю, а останется один? Леонид Перлов: Да, такая попытка уже сделана в географии 6 класса “Начальный курс физической географии”. В не принятом, по счастью, стандарте образования эти два часа урезали уже до одного. Александр Костинский: Все-таки вопрос – а зачем учить географию? Как говорила госпожа Простакова в “Недоросле”: “А извозчики на что?”. Летчики тоже знают сегодня, куда лететь. Или все-таки географию нужно знать? Вопрос Веронике Холиной, вы – профессиональный географ, докажите, что это нужно.
Вероника Холина:
Я географ профессиональный, можно сказать, с детства, потому что бабушка моя Екатерина Михайловна 45 лет преподавала географию в школе. И в детстве вместо картинок-раскрасок я раскрашивала контурные карты и, наверное, поэтому стала географом. Александр Костинский: То есть вы потомственный географ? Вероника Холина: Но через экономический факультет Российского университета Дружбы народов. Вот так вынесло потом все равно на географию. Конечно, нужно, потому что нужно знать, где мы находимся, в каком пространстве мы живем. И порой географическая безграмотность на всех уровнях, она просто шокирует. Наши дети стали мобильными, чего не было еще 20 лет назад, и поэтому хотелось бы, чтобы они знали, куда они отправляются в путешествие, что они там можно увидеть. Александр Костинский: То есть все-таки география нужна. Я приведу один пример. В нашей передаче принимал участие ректор института по подготовке специалистов туристского бизнеса, и он говорил, что, оказывается, самый трудный предмет, с которым наибольшие проблеы у студентов это – страноведение. Казалось бы, это не геофизики и не геоологи. Но как выяснилось, люди, стоящие у гостиничной стойки, тоже должны знать географию. Одна из самых трудных проблем для Москвы и других крупных городов – это учителя географии. Оценка по географии должна стоять в аттестате, а в некоторых школах нет учителя географии, и родители на свои деньги нанимают учителя из соседней школы, чтобы он как-нибудь преподавал географию, иначе дети просто не получат аттестат.
Леонид Перлов:
Я думаю, что эта проблема касается не только учителей географии. Дефицит сегодня чувствуется практически по всем учительским специальностям в школе. Проблема в том, что учитель, я бы сказал, вымирающая профессия в больших городах. Не только географии, но географии, может быть, в большей, чем другие предметы, степени. Дело в том, что преподавать математику словесность в той или иной форме, даже иностранный язык может человек, скажем так, до глубокой старости. 60-летний филолог – это хороший специалист с мощным багажом педагогических знаний, он отлично преподает. Преподавать географию учителя старшего поколения сегодня в школе не способны – они ее не знают. Потому что та география, которую они учили в институте, приказала долго жить тому лет 20, а другой они так и не узнали.
Александр Костинский:
Но страны в основном все остались те же что и были? Леонид Перлов: Во-первых, и страны другие, во-вторых, экономика и социальная сфера этих стран, тоже другая. Экономическая география поменялась до такой степени, что учителя старшего поколения просто ее не знают. Школа у нас, это не секрет, держится на людях старших возрастов, сегодня, я бы даже сказал, пожилых, и они этот предмет вести не могут. Людей моего поколения – от 50 до 60 – очень мало. И когда мое поколение уйдет из области школьной педагогики, следующего за нами поколения уже просто нет.
Александр Костинский:
И что? Леонид Перлов: А собственно все. Александр Костинский: Как все? Не будут преподавать географию? Леонид Перлов: Думаю, что это не исключено. Поскольку уже сейчас заявлена, например, такая интересная форма: в профильных школах (речь идет о профилизации образования старшего звена, 10-11 класс или может быть когда-нибудь 10-11-12) предлагается ликвидировать курс географии, биологии, химии, астрономии, физики, введя вместо него интегративный курс естествознания. Вместо пяти учителей нужен один, который и будет этот курс преподавать. Об этом прямо заявлено. В частности, на августовской городской конференции географов этого года об этом говорил Рыжаков, крупный специалист, кстати, географ по профессии, что да, такой курс предлагается. Скажем так, серией вопросов удалось выяснить, что курса-то нет. Не только разработанных пособий, но даже алгоритма курса. Никто не знает, что это такое. Кто и как будет преподавать, тоже пока неизвестно. Есть идея – пять курсов заменить на один, соответственно, потребность в учителях уменьшается в пять раз. Очень удобно.
Александр Костинский:
Вопрос Вадиму Барабанову: какая основная проблема преподавания географии – проблема учителей, проблема стандарта, которым вы занимались или Единого Государственного Экзамена? Вадим Барабанов: Проблема на самом деле одна: те учителя, которые работают творчески, не всегда точно представляют на что должно быть нацелено их обучение. И как следствие отсутствие стандарта – это и разночтения в учебниках, которые имеются. Есть некоторое замешательство. Когда появился Единый Государственный Экзамен, который надо детям сдавать по всей стране, учителя немножко перепугались – а чему нужно учить детей, чтобы они этот экзамен сдали успешно? Оказывается, на этот вопрос ответа нет. Поскольку раньше таким эталоном мог считаться учебник.
Александр Костинский:
Один на всю страну. Вадим Барабанов: Сейчас учебники все разные, и учителя законно тревожатся. Одновременно с этим, раз нет каких-то стандартных действующих учебников, которые отвечали бы современным требованиям, используются учебники прошлого века, в значительной степени отражающие взгляд на географию прошлого поколения, которого уже нет. Отсюда и падение интереса к географии среди учащихся в первую очередь, падение социальной значимости предмета в школе. Учитель географии – это не ведущий специалист в школе, положение предмета и отношение к нему и у детей, и у родителей соответствующее. И как результат – соответствующие знания на выходе. Александр Костинский: Давайте попробуем коротко сформулировать, что такое вообще географические знания. На бытовом уровне – это знание того, где какие страны расположены, какие у них столицы и чем занимаются люди, живущие в этих странах. Честно говоря, кажется, что география особенно не меняется. Ни новых стран не открывают, ни новых континентов. На дворе не 16 век.
Вадим Барабанов:
Безусловно, Россия была в прошлом веке, есть и сегодня. Правда, границы несколько изменились. Но это совершенно другая страна. И если изучать то, что было 20 лет назад, выдавая это за то, что есть сейчас, такое отношение вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение. Александр Костинский: А что изменилось? Изменилась экономика, социальный строй. Это тоже изучают в географии? Вадим Барабанов: Совершенно верно. Курс социально-экономической географии в значительной степени посвящен изучению хозяйства и населения. Но до сих пор мы видим в учебниках и атласах сведения о том, в какой области какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, где какие заводы и какую они производят продукцию, хотя часто уже и заводов-то нет. Они или закрыты, или полностью перепрофилированы, и сельское хозяйство совсем не то. Как традиционно считалось, что у нас северо-западный район – главный район по выращиванию льна, а лен это – российская слава. Но ведь нет в Псковской области посевов льна, там косят траву на силос и продают в соседнюю Эстонию. Это гораздо выгоднее, чем выращивать лен.
Александр Костинский:
А в школьных учебниках до сих пор лен выращивают? Леонид Перлов: Лен можно купить в Дании, а в наших учебниках его до сих пор выращивают в Псковской области. Александр Костинский: Вопрос Веронике Холиной: а как обстоят дела с географией в высшей школе? Вы участвуете в создании стандартов высшего образования, там тоже так все резко поменялось? Вероника Холина: Я хотела бы продолжить мысль Вадима о месте нашей замечательной науки географии в социальном пространстве. И хотелось бы сказать, что ее, по-моему, обижали всегда, такая она у нас Золушка. Несмотря на то, что она помогала открывать новые страны, она всегда искала свое место среди других наук. Первым человеком, который попытался определить ее место собственно в научном пространстве, – это был философ Эммануил Кант. Но это мы его знаем как философа, а на самом деле он в течение сорока лет преподавал физическую географию в университете города Кенигсберга, и философию, я так думаю, он привлек исключительно для обоснования места географии в социо-культурном пространстве.
Александр Костинский:
То есть все ошибаются, он был учителем географии, а его незаслуженно записали в философы. Вероника Холина: Философия была его хобби. И он писал, что науки бывают временные, то есть хронологические, к ним относится, в частности, история. Науки бывают сущностные, познающие суть вещей – это биология, химия, физика. Науки бывают хорологические или пространственные, и к этой группе наук относилась одна единственная наука – это была, конечно же, география. Географии это наука, которая изучает пространство. И поскольку, как вы правильно сказали, все впадины, выпуклости на земной поверхности, материки, океаны и страны уже давно открыты, белых пятен нет, чем вообще занимается география? География на сегодняшний день занимается поиском закономерностей в размещении населения, распределением хозяйства, культуры, политических партий, загрязнением окружающей среды и многими, многими другими насущными вопросами. То есть те модели, которые на сегодняшний день создает экономическая география, и которые, собственно, изучаются в высшей школе по географии, они как раз призваны понять и предсказать закономерности размещения всего сущего на земле. От геологии до идеологии, как говорил один из наших географических классиков Николай Николаевич Баранский. Вот, собственно, это мне хотелось сказать.
Александр Костинский:
Я попрошу продолжить Веронику Холину, что происходит в высшем географическом образовании? Вероника Холина: Высшее образование неоднородно. Если мы вспомним 1934 год и постановление ВКП(б) о преподавании географии в вузах и втузах, вот тогда с географией было все хорошо, потому что географию преподавали везде. Потом она осталась на географических факультетах, естественно, и там она активно развивается сегодня. И сейчас происходят, где-то более, где-то менее удачные попытки вытеснить географию из экономических вузов. Что, вообще говоря, катастрофа для экономики нашей страны с ее огромными региональными различиями, где одни области похожи на развитые экономические страны, а другие близки к африканским странам, но с богатыми природными ресурсами. На таком огромном и разнообразном пространстве экономист не может работать, не понимая региональных различий. Обязательно преподавание георгафии экономистам отстаивают несколько вузов. В первую очередь, значение этого предмета понимает Финансовая академия при правительстве России, где проблемы географии и природопользования экономисты изучают в обязательном порядке. Это Высшая Школа Экономики, и Российский Университет Дружбы Народов, где мы преподаем географию абсолютно на всех факультетах, потому что учитываем контингент студентов. Надо сказать, что в прошлые годы это было еще активнее. Потому что все знали, причем на практике, почему двух студентов из Судана, одного с севера, а другого с юга, нельзя поселить в одну комнату в общежитии. Вот загадка – почему? Александр Костинский: Наверное, передерутся, ведь север с югом воюет. Вероника Холина: Конечно. А на курсах географии изучается, почему так случается и как меняется ситуация. География изучается на всех факультетах: и на медицинском, и на инженерном, и на юридическом, а на экономическом тем более. Александр Костинский: То есть у вас географический заповедник. Вероника Холина: У нас практическая география преподается на всех факультетах. Наша кафедра очень активно работает в этом направлении. Самые старшие курсы, куда мы добрались, это – 5-6, это – уже магистратура. Мы преподаем разные курсы на разных факультетах. Например, мы преподаем на специализации “Европейское право” – “Политическую карту Европы” – этот курс признается студентами одним из самых интересных на шестом году обучения. А на экономическом факультете мы преподаем курсы “Территориальная организация населения и хозяйства”, “Полюса роста”, “Регионализм в условиях глобализации”, то есть то, что дает экономистам возможность увидеть страну не как точку, а как множество различных регионов. Александр Костинский: На мой взгляд, это правильно. Потому что любой человек, который был на Западе, понимает, что слово “Запад” практически неприменимо. Если вы проедете по Европе, которая вроде бы невелика по сравнению с Россией, вы увидите, какая огромная разница между Швейцарией, Германией, Италией и Францией. Конечно, у них есть общие черты, например, всюду есть свобода торговли и так далее, но это абсолютно разные страны. И если мы не понимаем специфики каждой страны, само понятие “Запад” для нас бессодержательно. И, конечно, знание географии для экономистов, совершенно необходимо. Неужели этот столь важный предмет пытаются убрать из курсов? Вероника Холина: Тут вступает в дело Госстандарт. Как известно, разработаны стандарты высшего образования, в том числе и экономического образования, где география путем определенных махинаций, о которых мы здесь говорить не будем, была исключена из так называемого федерального компонента. Это тот обязательный перечень предметов, который обязательно должен быть прослушан. Ряд вузов воспользовался этим, чтобы убрать лишние часы или передать их на какие-нибудь профильные предметы. Но в ряде вузов, которые представляют собой классические университеты, которые дают широкое образование, которые понимают значение регионализма в современных условиях, география осталась как вузовский компонент. Александр Костинский: Но все-таки, как я понял, состояние с преподаванием географии в вузах более-менее сносное? Вероника Холина: Это зависит от вуза и от конкретных руководителей вуза, насколько они понимают ситуацию. И, безусловно, очень много зависит от нас – географов. Насколько мы интересно преподаем, насколько мы адекватно вписываемся в ту систему, в которой мы работаем и насколько адекватные учебники и учебные материалы мы используем в процессе преподавания. Александр Костинский: Вопрос Леониду Перлову: чего вам не хватает как учителю географии? Учебников, контурных карт или других пособий? Леонид Перлов: Я с вашего разрешения два слова скажу, что такое география и зачем ее, с моей точки зрения, нужно преподавать. На мой взгляд, есть три главных вещи. Во-первых, по практике мой работы с детьми, география – идеальный предмет для конструирования системы. География межпредметная синтетическая пограничная наука. Вопрос межпредметных связей в современной педагогике – это очень серьезный вопрос. Мир един, и география идеальный интегратор. И я его в таком качестве и использую: география – история, география – биология, география – физика или математика, или другой практически любой предмет. Второе: тем детям, которых я сегодня учу, моим сегодняшним ученикам, завтрашним студентам Вероники Николаевны, хотят они этого, или не хотят, но им придется жить в условиях глобального мира. Идет процесс глобализации. Это может нравиться или не нравиться, но этот процесс идет, и будет развиваться дальше. И этим детям жить в этом – глобальном мире, и дети должны быть к этому готовы и представление об этом мире у них должно быть по возможности правильное. Это не наш мир, мы уже опоздали жить в нем, а они будут жить там. И, наконец, третье – это громадная социальная проблема, которую география в состоянии помочь решить – это вопрос социальной толерантности. Зная о том, что все люди разные, и при этом зная, что все они люди, обладая пониманием этого, проблему социальной толерантности можно решить. Александр Костинский: Зная то, чем обусловлены различия между людьми. Леонид Перлов: В чем они состоят и в чем уникальность того или иного народа. Почему, действительно, неважно, какого у него цвета уши у этого конкретного человека, потому что на самом деле это значения не имеет. Вот эти три момента, на мой взгляд, делают географию незаменимым предметом. Речь не о том, что тут Джомолунгма, а там, условно говоря, Зимбабве, это вопрос вчерашней географии, сегодняшней этого уже не достаточно. Александр Костинский: Но, вообще-то, неплохо знать и это. Леонид Перлов: Это – географический алфавит. Это то, чем занимался Риттер в 19 веке. Это – алфавит, которым мы, естественно, пользуемся. Но повторять сегодня его лекции смысла особого не имеет. Александр Костинский: У меня был один знакомый учитель географии, который задавал вопрос, что выше – Джомолунгма или Эверест? Вадим Барабанов: И наверное получал как минимум три варианта ответа. Александр Костинский: И все три варианта были. Но давайте вернемся к тому чего же не хватает сегодня учителю географии? Леонид Перлов: Проще сказать, чего хватает, по крайне мере, в городе Москве. Учителю географии хватает учебников, учителю географии хватает методических пособий. Учителю географии сплошь и рядом не хватает квалификации. Отчасти потому, что устарели программы педвузов. Эти программы устарели не только и даже не столько по географии. Географию можно выучить. В конце концов, способный человек прочтет книжки, залезет в Интернет. Устарели программы педагогические, методика преподавания и педагогика. Она преподается плохо, и она преподавалась плохо, я помню это по своему собственному институтскому опыту. А это основа. Я окончил географический факультет пединститута, где профильными кафедрами, при всем моем уважении к моим учителям, на географическом факультете педагогического института естественно, были кафедры физической географии, экономической географии, геологии и геохимии ландшафта, на которой я работал. Мое глубокое убеждение: на любом факультете педагогического института профильными кафедрами с соответствующими количествами ставок, должностей, уровнем престижности должны быть кафедры педагогики, методики преподавания, возрастной психологии и физиологии, социологии больших и малых групп и так далее. В первую очередь я учитель, в отличие от моих уважаемых коллег, моя профессия – педагог. Вчерашний студент, сегодняшний молодой учитель, у него более современный, может быть, уровень географических знаний. Но он никакой педагог. И этим отчасти объясняется то, что многие из тех, кто идет в пединститут, желая стать учителем, заканчивают институт, желая идти в школу, приходят и почти сразу же уходят. Начинающему учителю трудно работать не только потому, что ему не платят денег, хотя это одна из основных причин – сегодня прокормиться начинающий учитель на школьную зарплату не может даже теоретически, – но еще и потому, что он не обучен тому, что нужно для сегодняшних детей. Методики, по которым учили учителя, рассчитаны на работы с детьми 30-х, 40-х, 50-х годов. Александр Костинский: Которые слушали, как замороженные. Леонид Перлов: Которым можно было постучать по столу и для которых учитель был “господином учителем”. Сегодняшний ребенок задает вопрос “почему”, и ты обязан ему ответить. Сегодняшний ученик – другой человек, другой мир и работать с ним надо по-другому. Это – человек с чувством собственного достоинства. К сожалению, многих моих коллег это не то, что обижает, они это просто не воспринимают. С их точки зрения, это несовместимо со статусом ученика. А дети такой позиции учителя не понимают сплошь и рядом. И это формирует их отношение к предмету. Потому что ребенок, он ребенок и есть. Он не дурак, он просто маленький, и мышление у него конкретное. Он воспринимает предмет через учителя. И если он видит, что учитель воспринимает его не как такого же человека как он сам, ребенок не принимает учителя и к предмету относится так же. Сколь угодно интересному, даже такому, как география. Подготовка учителей – это вопрос номер один. А сегодня в школе дефицит учителей. Сегодня не спрашивают у учителя при приеме его на работу, какова его квалификация, вопрос только один – ты будешь работать? Да, я пришел работать. Спасибо, достаточно. Сплошь и рядом не спрашивают даже какое у него, извините, образование.

www.svoboda.org

Razmut – резюме для размученых, вакансии для исполнения мечты!

Учитель географии — предмета, формирующего целостное представление об окружающем мире, на своих уроках знакомит учащихся с различными компонентами природы: морями и океанами, реками и озерами, равнинами и горами, растительным и животным миром, полезными ископаемыми земного шара.

– Найти работу / поиск вакансий
– Выложить / создать резюме
– Выложить / создать вакансию

Формирует представления об оболочках земного шара: литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере. Знакомит с политической картой мира, с мировым хозяйством, дает знания о населении, отраслевой структуре, развитии и размещении промышленности, сельского хозяйства, транспорта в СНГ (Москва, Киев, Минск, Астана) и других странах планеты. Он учит понимать экономические законы, особенности их проявления в социалистических и капиталистических странах, правильно истолковывать те или иные явления, события, происходящие в природе, экономике и политике, вырабатывает умение пользоваться картами, экономико-географическими справочниками и статистическими таблицами.

В пятом, шестом и седьмом классах изучается физическая география, дающая учащимся основы знаний о законах развития природы на земном шаре, о главных чертах природы и природных богатствах материков нашей Родины и отдельных ее территорий. В восьмом и девятом классах преподается экономическая география родной и зарубежных стран, благодаря которой человек получает необходимые для производственной и общественной жизни знания о населении, хозяйстве, условиях труда, принципах развития и размещения производства и экономических связей в СНГ и других странах мира.

Почему у полюсов всегда холодно и поверхность покрыта льдами и снегом? Почему на экваторе всегда жарко и растут вечнозеленые леса? Почему в Австралии живут кенгуру, а в Европе нет? Отчего возникают землетрясения и вулканы? Почему происходит смена времен года? Почему в Москве нет таких гор, как Памирские? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, учитель географии должен иметь широкий кругозор, хорошо знать свой предмет: знать теорию двух географических наук — физической и экономической географии, историю этих наук, основные проблемы и направления их дальнейшего развития. А для этого ему необходимо глубоко изучать астрономию и топографию, геологию и почвоведение, общее землеведение и ландшафтоведение, физическую географию СНГ и материков земного шара, экономическую географию СНГ и зарубежных стран. Свои знания учитель должен постоянно пополнять, читая газеты, журналы, книги и проводя собственные исследования природы, участвуя в общественной жизни родного края, страны.

На экскурсиях, в походах учитель географии знакомит учащихся с природой и экономикой родного края, учит вести наблюдения за погодой, жизнью водоемов, растительным и животным миром и понимать красоту окружающего нас мира. Совместные походы, учеба помогают учителю географии лучше понять духовный мир ребят, выявить их интересы, наклонности, воспитывать у них чувство товарищества, коллективизма, упорства в достижении цели, ответственного отношения к общественно полезному труду, охране природы и любви к Родине. Увлеченность ребят географией, походами нередко определяет выбор ими таких сугубо географических профессий, как моряк, топограф, геолог, гидролог, климатолог.

Привлекательность труда учителя географии заключается прежде всего в возможности привить своим ученикам стремление узнавать как можно больше о нашей планете, о своей стране, ибо, по словам К. Паустовского, «чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями».

Какими же средствами труда пользуется учитель географии в процессе своей педагогической работы? В первую очередь своей речью. Она должна быть грамотной, эмоционально-выразительной.

Яркие и убедительные примеры образности описания учителя находят в произведениях выдающихся писателей и поэтов.

На уроках географии учитель широко использует также технические средства обучения (кодоскоп, магнитофон, диапроектор, компьютер, планшеты, лазерная указка, проектор и другие девайсы ), фото- и киноматериалы, различные наглядные пособия (таблицы, карты, картины, рисунки, схемы), объемные учебные пособия (глобусы, муляжи отдельных форм рельефа), коллекционный материал (минералы, горные породы, открытки, марки с изображением растительного и животного мира земного шара). Применение учителем географии разнообразных средств и методов обучения (урок-рассказ, беседа, конференция, лекция, киноурок, урок-экскурсия) способствует лучшему восприятию и усвоению учащимися учебного материала, повышают их познавательную активность, интерес и любовь к предмету.

Профессию учителя географии можно получить на географическом факультете педагогического института или университета.

С уважением команда Портала – «Размут»

Razmut.ru ©


< Предыдущая   Следующая >

www.razmut.ru

Советы начинающим педагогам! – География

Вредные советы учителю или 10 ошибок начинающего педагога
Те, кто только начинает свою карьеру в школе очень часто теряются, не замечая собственных ошибок. Наши вредные советы помогут вам проще посмотреть на сложные вещи и избежать самых распространенных ошибок начинающего учителя.
1. Ожидайте от каждого ученика идеальной успеваемости и безупречного поведения! Скорее всего, в школе и вузе вы были отличником, способным и усердным, вам были интересны все науки и вы с радостью шли на урок к любому учителю. Именно поэтому все ваши ученики тоже должны быть такими. Требуйте от каждого знание вашего предмета на «пять» и заставляйте его ходить на ваши уроки с большим энтузиазмом.
2. Любые детские проделки и неуспеваемость принимайте на свой счет. Они специально так делают, потому что не любят вас! Если ребенок не может выучить что-то, а весь класс не встречает вас радостным приветствием каждый раз, когда вы приходите на урок, не забудьте расстроиться и огорчиться. Вы не справляетесь со своими обязанностями, если не можете заставить выучить свой предмет каждого ученика. Воспринимайте любую неудачу в школе, как личную.
3. Показывайте ученикам, что вы с ними заодно. Используйте слэнг и говорите с ними на любые темы! Прежде всего станьте «своим» для учеников. Общайтесь с ними, активно используя слэнг, обсуждая тусовки, косметику или очередной сезон любимого сериала. Не получается подружиться? Попробуйте общаться пожестче, покажите им кто лидер в классе, давите морально, напоминая, что от вас может зависеть их судьба.
4. Не утруждайте себя выполнением обещаний Вы не обязаны помнить обо всем, что обещали на уроках и никто не вправе винить вас, если вы не сдержали свое обещание. В любом случае, вы не сделали это по уважительной причине.
5. Все свободное время тратьте на подготовку к урокам Часами готовьтесь к урокам, ложитесь спать попозже. Ведь каждый урок это настоящее событие, затмевающее вашу жизнь, так почему бы не посвятить себя только подготовке к урокам?!
6. Не вздумайте планировать и ставить профессиональные цели! Не для того вы добросовестно ходили на все пары в институте, чтобы и во время работы продолжать учиться и развиваться. Какой вздор, планировать свою работу и ставить перед собой цели!
7. Не берите на себя много У вас такая же работа, как и у всех остальных. Вы не должны чувствовать на себе ответственность за воспитание и образование подрастающего поколения.
8. Подача материала должна быть сложной Дайте ученикам побольше нагрузки, используйте вузовскую терминологию. Иначе у них будет слишком много свободного времени или, еще хуже, они подумают, что ваш предмет очень легкий и не будут стараться, делая уроки.
9. Дети еще не люди Уважительно можно относиться только к почтенным людям в возрасте. Над детьми же можно и пошутить. Раз уж сами они говорят и делают глупости, почему бы не посмеяться над ними?!
10. В школе не получится сохранить уверенность в себе! На уроках страшно и небезопасно, а коллеги, скорее всего, шепчутся у вас за спиной. Не пытайтесь сохранять равновесие, ведь все еще хуже, чем вы думаете.

multiurok.ru

Исследовательский проект Моя профессия: учитель географии

Исследовательский проект

Моя профессия: учитель географии

Школьный учитель… Его труд заслуживает всенародной благодарности. Уважение к нему вечно, как вечен процесс знания нового, неизвестного. Избрав одну из самых почётных и уважаемых профессий, учитель становится творцом новой жизни.

На земле несколько тысяч профессий. О каких-то мы не слышали. О каких-то слышали, но не представляли. О профессии учителя этого не скажешь, т.к. каждый из нас в своё время встретился с учителем.

Учитель географии – это самый уникальный учитель в школе. Только он способен подарить детям радость от познания всего многообразия нашей планеты, своей страны и той малой Родины, где живет человек. Именно он ответит на вопросы, почему у полюсов всегда холодно, а на экваторе всегда жарко, почему в Австралии живут кенгуру, а в Европе нет, отчего возникают землетрясения, почему происходит смена времен года. Он формирует целостное представление об окружающем мире: о морях и океанах, равнинах и горах, растительном и животном мире, о полезных ископаемых и оболочках земного шара. Он знакомит с политической картой мира, с мировым хозяйством, учит понимать экономические законы, правильно истолковывать события, происходящие в природе, экономике и политике.

Таким образом, объектом исследования является учитель географии и собственная личность, а предметом – профессиональная деятельность учителя.

Цель: рассмотрение особенностей профессии учителя географии.

Достижение поставленной цели и выполнение задач позволят дать комплексное описание и сформировать представление о профессии, а также даст возможность определиться со своей будущей профессиональной деятельностью.

infourok.ru

География в школе: 7 вещей, которые бесят

Географию традиционно считают не столько сложным, сколько скучным предметом. Вроде бы на ней должны рассказывать о самых интересных на свете вещах, а получается сплошная зубрёжка о запасах промысловых рыб и срединно-океанических хребтах. «Мел» попросил учителя географии Анну Кузнецову перечислить вещи, которые раздражают в этом предмете даже преподавателей, не говоря уже о детях.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

1. Контурные карты

По правде говоря, и двадцать лет назад, и сегодня контурные карты — это самый большой страх в школьной географии. И если мы зададимся целью составить рейтинг самых ненавистных вещей на уроках географии, то контурные карты единолично займут вершину пьедестала. Зачем всё-таки злыдни-учителя истязают несчастных детей таким изощрённым способом, я как-нибудь обязательно расскажу. Ведь сермяжная правда найдётся в каждой, пусть самой неочевидной методике. А контурные карты — далеко не бесполезны.

2. Скука смертная

Конечно, этот пункт можно отнести к большинству школьных уроков. Но на географии скука особенно сильна, потому что связана с фактором «ожидание-реальность». Слыша о географии, дети представляют, что будут бороздить просторы земного шара с героями Жюля Верна, преодолевать белое безмолвие с Джеком Лондоном (те, кто поначитаннее) или рассекать моря с Джеком Воробьём (те, кто все остальные). Они представляют несметные сокровища и увлекательные приключения. Но уж никак не срединно-океанические хребты, а то и вообще запасы промысловых рыб и направления океанических течений. Да кому они дались, эти рыбы вместе со всеми вместе взятыми течениями и хребтами?

3. Оторванность от жизни

Прогноз погоды по телевизору никак не коррелирует с сакральным знанием о передвижении атмосферных фронтов. И знание столицы Бангладеш вряд ли сразит наповал предмет воздыхания или работодателя на собеседовании.

4. Географические названия

Да-да, все эти бесконечные столицы, горы, реки, о ужас, координаты крайних точек! И все их надо учить. Иначе никак. Да, на названиях выдающихся вулканов можно проводить логопедические обследования. Скажите-ка с первого раза… Нет-нет, не всеми выученный Эйяфьядлайёкюдль, а самый обычный, не так давно признанный самым высоким действующим вулканом Льюльяйльяко. Не получается? А у любого семиклассника от зубов отскакивает. Только зачем, он не очень понимает.

5. Обилие информации

На школьника сваливаются тонны совершенно непонятной (потому что оторванной!) информации в таблицах, схемах, диаграммах. На форзацах, в конце, в начале и на закуску — в середине учебника в «специальных врезках», а в современных пособиях — ещё и ссылки на статистические сборники. И, снова ужас, задания по всем этим таблицам-данным-ссылкам и проверочные работы.

6. Экономическая география

Особенно экономическая география России. Господи, все эти межотраслевые комплексы, производственные связи, факторы размещения и крупнейшие производители. Мне мало законов Ома для переменного тока и скорости окислительно-восстановительных реакций? Вам подавай ещё и состав отраслей машиностроительного комплекса с размещением по территории страны!

7. А что учитель?

Учитель тоже бесит. Либо он заставляет зазубривать параграф вместе со всем этим сонмом данных и названий, либо пускается в пространные рассуждения «за жисть» — а о географии пусть в учебниках почитают. Либо скачет козой (или горным козликом), рассказывая о своих удивительных и интереснейших путешествиях. Заинтригует, а потом вдруг как ошарашит: «А теперь строим климатограмму» или «Напишите на листочке производственные связи Череповецкого комбината». Эй, учитель, может, лучше о том, как вас там в горах чуть камнем по голове не шандарахнуло? Или, может, всё-таки шандарахнуло, раз вы тут, на скучном уроке, а не там, среди остроконечных вершин. И всё серое, и тусклое остаётся далеко-далеко внизу, а с собой — целый мир. И это мир самой настоящей, живой географии, который совершенно невозможно вместить в два академических часа в неделю.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Русский язык в школе: 10 вещей, которые бесят

Монолог учительницы из неблагополучной провинциальной школы

История в школе: 11 вещей, которые реально бесят

mel.fm

Требования к учителю географии среди учеников средних классов. Современный учитель географии. Какой он?

Похожие главы из других работ:

Личный пример учителя в начальной школе

1.1 Основные требования к учителю, его функции и мастерство

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам…

Методика проведения факультативного курса “Методы решения нестандартных задач по алгебре”

§ 4. Требования к учителю, ведущему факультативные занятия

Факультативные занятия обычно посещают школьники, интересующиеся математикой, проявляющие способности к этой науке. Поэтому возрастают требования к профессионализму учителя, к его личностным и организаторским качествам. А.Н. Колмогоров писал…

Методика развития специальной выносливости у школьников 11-12 лет на уроках физической культуры

1.3 Физиологические особенности организма учеников 5-х классов

Физическое воспитание и вся учебно-воспитательная работа в ДЮСШах строится с учетом возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья детей, готовности их к выполнению того или иного вида деятельности…

Методы оценки радоновой опасности как составляющая курса “Основы безопасности жизнедеятельности”

1.4 Требования к уровню подготовки по ОБЖ выпускников средних общеобразовательных учреждений

Выпускники основной и средней (полной) общей школы имеют право сдавать ОБЖ в качестве экзамена по выбору на итоговой аттестации. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по ОБЖ…

Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов

Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом…

Педагогические способности и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности

Требования общества по отношению к учителю.

Место и функции учителя в обществе. В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е…

Педагогическое мастерство учителя

2.3 Требования к современному учителю

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другим преподавателями…

Психологический портрет учителя физической культуры

Требования, которые предъявляются к учителю физической культуры

Требования, предъявляемые к учителю физической культуры, определяются изменениями, произошедшими в обществе, новыми общественно-политическими и экономическими отношениями, реорганизацией в образовательной системе…

Связь тревожности и уровня самооценки у младших школьников

1.2 Особенности тревожности учеников младших классов

Что такое страх? Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль…

Современный учитель географии. Какой он?

Требования к учителю географии органов народного образования

Из года в год российское образование совершенствуется. Становится оно лучшим или худшим, покажет только время, но за новинками в школьном образовании, как по цепочке, меняется и многое другое. Растут требования к детям…

Текст как форма контроля и оценки знаний учащихся на уроках английского языка

2.1 Комплекс тестов для контроля и оценки знаний учащихся средних классов

С целью определения качества усвоения учащимися программного материала, нами был проведен контрольный срез на уроке английского языка в 6 классе МОУ СОШ № 7 г. Набережные Челны. Форма контрольного среза – тестирование…

Учитель как субъект педагогической деятельности, общения и профессионального жизненного пути

Глава 1. Требования к учителю как к субъекту педагогической деятельности, учитель как субъект общения

Учитель как субъект педагогической деятельности, общения и профессионального жизненного пути

1.1 Требования к учителю как к субъекту педагогической деятельности

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные…

Физическое воспитание учеников

4. Формирование физкультурных знаний у учеников 5 – 9 классов

В процессе обучения физической культуре у учащихся наряду с развитием определенных физических качеств получают теоретико – методические основы физической культуры…

Экономическое образование учеников средних школ

Глава 3. Проблемы экономического образования учеников средних школ

Такой предмет, как экономика является относительно новым предметом в школе, поэтому его преподавание сопровождается некоторыми проблемами. Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на пять групп…

ped.bobrodobro.ru

Развитие профессионализма учителя географии через руководство проектной деятельностью учащихся | География

Развитие профессионализма учителя географии через руководство проектной деятельностью учащихся

Автор: Захарова Оксана Александровна

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: п. Новозавидовский, Тверская область

Развитие профессионализма учителя географии

через руководство проектной деятельностью учащихся.

 

Автор: Захарова Оксана Александровна

Учитель географии

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ №2 п. Новозавидовский

Конаковского района

Тверской области

 

 

Неграмотными людьми 21 века будут не те,

кто не умеет читать и писать, а те,

кто не умеет учиться и переучиваться.

( Алвин Тоффлер)

В современной системе образования в России существуют важные отличается от предшествующей и прежде всего в том, что в ней постепенно происходят значительные изменения. В какое бы время мы не жили, основной фигурой, реализующей учебную программу, всё так же является учитель. И именно педагог внедряет всё то новое в образовании, в чём нуждается современное общество. Следовательно, работать так, как это было раньше уже не получится. Ведь для того, чтобы успешно внедрять в практику различные инновации, для реализации новых учебных задач педагог сам должен владеть исследовательскими навыками, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Именно в этих условиях учитель сам растёт профессионально.

 

Конфуций писал: «Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете”. Продолжая это высказывание можно отметить, что часто учителю бывает проще рассказать материал, чем дать ученикам поразмышлять и получить знания самим. Но этот путь носит скорее утопический характер. Куда важнее для развития личности добиться знаний и понимания какого-либо вопроса самостоятельно. И поэтому, педагог, развивая учащихся путём привлечения их к созданию проектов и исследовательских работ, в тоже время развивается сам.

Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, в процессе которой решаются творческие, исследовательские задачи, где заранее неизвестно решение, где в итоге ученик должен получить новые знания. Согласно философской энциклопедии слово «исследование» научное— процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Из каких же этапов состоит деятельность учителя в этом процессе? Первый можно было бы назвать «поисковый», т.к. главное на этом этапе выявить учеников, желающих работать в этом направлении. На этом этапе очень важно то, насколько хорошо педагог знает своих учеников, ведь именно это является первым «камнем» в основании фундамента всего исследования. Именно учитель-предметник должен приложить максимум усилий для индивидуальной работы с теми учениками, которые обладают «искоркой», талантом исследователя, помочь ему выбрать тему, определить цели и задачи исследования, а так же выработать стратегию дальнейших действий, и даже правильно подобрать литературу. География на данном этапе, по моему мнению, может выгодно отличаться от других дисциплин, потому что она одна из немногих способна вызывать и удивление, и познавательный интерес учащихся. Главное, чтобы учитель был человеком эмоциональным и заинтересованным в конечном результате. Это является одной из составляющих профессионализма любого учителя-предметника.

Очень важным моментом всего исследования является и выбор темы школьной исследовательской работы или проекта – это второй этап. При выборе темы критериями являются: интересность, актуальность, практичность. Ведущая роль здесь так же отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу, можно сказать, что педагог должен вдохновить своего воспитанника на дальнейшую работу. Учителю на этом этапе полезно руководствоваться знаниями о влиянии отдельных эмоций (удивление и интерес) на познавательные процессы .Чаще всего тему предлагает учитель, который должен хорошо представить ещё на начальном этапе: какую проблему необходимо будет решать, каково будет направление будущего поиска, каковы методы и возможные результаты. Выигрышно именно в географии смотрятся темы узкой направленности, основанные на краеведческом материале или собственных полевых или экспериментальных исследованиях. Это могут быть и темы, касающиеся социально-экономических процессов своего населённого пункта или даже своей школы. Ребятам интересно всё то, что близко и знакомо.

После завершения 2-х этапов начинается непосредственная работа самого учащегося над проектом под руководством учителя- третий этап – написание и оформление работы. Самое важное в работе – её содержание. Необходимо введение, теоретический раздел (это могут быть несколько глав), результаты и методика исследования, заключение и выводы, список использованной литературы. Выгодно смотрятся работы, где есть собственные исследования (это может быть социологические опросы, анкетирование, отбор проб воды, почвы, воздуха, измерение с помощью всевозможных приборов, использование статистических материалов и др.). Цели и задачи исследования должны соответствовать заявленной теме. И на этом этапе так же важна профессиональная компетентность учителя, ведь если педагог знает как правильно и выгодно преподнести полученный материал, описать его, проиллюстрировать, то он вряд ли сможет научить этому и своих воспитанников.

Последним этапом любого научного исследования является его представление в форме доклада с презентацией и публичное обсуждение полученных результатов.

Школьнику необходимо не только знать свой материал, но и главное, донести его до слушателя и жюри. Если ученик хорошо владеет материалом, то он с удовольствием отвечает на интересующие жюри вопросы. Огромная роль в этом играют самообладание, декламационные навыки, хорошая подготовка самого доклада и яркой презентации, поэтому, направляющая роль педагога здесь так же играет немаловажную роль..

Участвуя в подобных мероприятиях, получая награды, общественное признание, учащиеся познают ещё одно звено образовательного процесса, ведь через участие в научных конференциях происходит различная адаптация (например, социально-культурная, психологическая). Ученики получают новые знания, расширяется кругозор (слушая других выступающих), общаются со школьниками из других школ, и, конечно, учатся преодолевать себя, вырабатываются положительные эмоции при получении положительных результатов. Не менее важным является и то, что при не очень высокой оценке проекта, ученик должен суметь критически оценить свою работу и, по возможности, доработать её.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.- с.45). И именно эта деятельность позволяет сегодня на уроке изменить сам характер взаимодействия между учителем и учеником. Именно она помогает развить в будущем профессиональные компетенции, научить ребёнка самому определять цели, ставить задачи исследования, преодолевать трудности и искать пути решения, а так же распределять время и рационально вести работу.

Вряд ли кто-то усомнится, что профессия учителя носит творческий характер, и никто не сможет заменить его деятельность на уроке. Современная школа предполагает большее количество, чем раньше таких уроков, как проблемные, частично-поисковые, исследовательские, нестандартные уроки-диспуты, конференции и т.д., ведь именно эти формы уроков нацеливают учеников на творчество. И деятельность учителя на таких уроках состоит не в передаче знаний, а в направлении работы учащихся в процессе рассуждений, размышлений, обосновании своих мыслей и выводов. Предмет географии, как ни какой другой может дать широкий простор именно для такой деятельности. Особенно, на мой взгляд, курс «Население и хозяйство России», так же «Экономическая и социальная география мира».

 

Какие же условия необходимы для организации уроков исследовательского характера? Во-первых, урок должен быть с хорошей дисциплиной. Иначе, хорошее начинание может превратиться в балаган. Во-вторых, очень важно для развития личности чтобы ребенок получил возможность на уроках проявлять себя как исследователь: проникать в суть процессов, явлений, законов природы и общества. Быть исследователем, активно познавать мир- для ребенка естественное состояние. Например, можно написать на доске географический термин (а это как раз характеризует курсы 5-6 классов), но гораздо более интересно выяснить причины явления или попробовать предугадать его. Такие уроки вызывают у ребят особенное удовольствие. Так формируется и познавательная активность, и сохраняется интерес к предмету, есть высокая мотивация обучения, и, как правило, результаты тоже высокие.

В-третьих, должна быть наглядная связь с предыдущими темами. Важно опираться и на жизненный опыт, и на общую эрудицию ребенка, выстраивая логические цепочки, которые помогают обобщать, упорядочить полученные знания, способствуя лучшему восприятию и запоминанию.

В-четвёртых, каждый урок должен способствовать развитию речи, дикции, умения выражать и обосновывать свои мысли, выступать перед коллективом. Для этого необходимо постепенно приучать и в дальнейшем требовать от ребенка ответов полными предложениями с использованием терминов и понятий, т.к. развитие личности в известной степени происходит через речь. Важно научить выражать основную суть, не используя лишние слова и говорить кратко.

 

Каждый обучающийся, согласно новым образовательным стандартам, должен обучиться проектной деятельности, поэтому сама тема этого вида деятельности является в современной школе весьма актуальной. Формируя умения правильно самостоятельно работать над созданием проектов, учитель формирует у учеников культуру умственного труда. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

География – предмет очень универсальный. И как никакой другой школьный предмет имеет широчайшие возможности для проектной деятельности. Поэтому, и значение этой деятельности учащихся для данной дисциплины крайне велико и непрерывно возрастает.

Причиной служат ряд составляющих.

  1. Первой составляющей служит содержание школьного географического образования, которое должно учитывать все достижения научно-технического и культурного прогресса, в том числе и те, которые являются эффективным средством воспитания.
  2. Географическая дисциплина, как и все другие дисциплины, должна осуществлять воспитательные функции, чему очень способствует исследовательская деятельность. Именно география формирует научного основы мировоззрения, учит отстаивать свои убеждения в современных условиях. В данном случае учитель-предметник и ученик являются даже в своем роде и просветителями среди родителей и учеников..
  3. Кроме всего прочего, в процессе проектной и исследовательской деятельности ученик может не только осваивать географическое оборудование, но и создавать самодельное оборудование и изготавливать всевозможные наглядные пособия и т.п..
  4. Участвуя в научных мероприятиях, юные исследователи получают возможность реализовать свои интеллектуальные способности, испытывают вдохновение и готовность к дальнейшему творческому поиску. Кроме этого у ребят, которые участвуют в этой деятельности, происходит самооценка, они самоутверждаются в коллективе. И всё это обязательно пригодиться им в дальнейшей учёбе в средних и высших учебных заведениях.

 

Важность сотрудничества «педагог-ученик» очевидна и важна, особенно при переходе на новые Стандарты. И важность самостоятельного приобретения знаний и умений исследовательского характера и на уроках и во внеурочной деятельности трудно переоценить. Кроме этого, именно эта деятельность позволяет более чётко профессионально сориентировать ребят и помочь им выбрать профессию в будущем. Ведь в конечном итоге каждый учитель хочет, чтобы его ученики состоялись в жизни как профессионалы.

Воспитывая и обучая ученика новым, по сути, видам деятельности и получая при этом положительные результаты (призовые места учеников на научно-практических конференциях, конкурсах проектов и т.п.) и положительные оценки со стороны коллег, педагог тоже растёт профессионально. Поэтому, нельзя не согласиться с высказыванием американского писателя Уилльяма Артута Ворда, что «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». А для того, чтобы стать великим, или хотя бы приблизиться к этому, все педагоги должны постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство и профессионализм.

 

 

 

Список источников

 

Народное образование.,2010 №7

Деятельности учащихся в средней школе.// Школьные технологии,2008

№8

Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 20000

Школьный психолог.Газета издательства « Первое сентября», 2008,№18

 

 

 

Приложения:

  1. statya.doc.. 93,5 КБ
Опубликовано: 22.08.2017

www.1urok.ru