Закон “О военной службе и воинской обязанности”: описание, особенности

Каждому гражданину известно, что представляет собой военная служба. Но всем ли жителям России известен Федеральный Закон “О военной службе и воинской обязанности”? Основные положения этого законопроекта будут представлены в статье.

Военная служба

Что Федеральный Закон “о военной службе и воинской обязанности” говорит о самом понятии службы военного типа? Согласно законопроекту, это особенный тип государственной повинности, исполняемой гражданами России, не имеющими при этом иностранного гражданства. Как именно должно осуществляться прохождение службы? Согласно закону, обычными гражданами – в добровольном порядке или по призыву, а иностранными подданными – по контракту.

Служба осуществляется в следующих инстанциях:

  • вооруженные силы РФ;
  • российская национальная гвардия;
  • инженерно-технические и прочие воинские формирования;
  • спасательные формирования;
  • органы российской внешней разведки;
  • инстанции российской федеральной службы безопасности;
  • Следственный Комитет РФ и в некоторых других инстанциях и органах.

Воинская обязанность

Федеральный Закон “О воинской обязанности и военной службе” рассматривает военную обязанность как совокупность следующих элементов:

  • Воинский учет.
  • Призыв на службу.
  • Подготовка к военной службе.
  • Пребывание в запасе.
  • Прохождение службы по призыву.
  • Военные сборы.

Закон “О военной службе и воинской обязанности” регулирует также процессы, которые должны происходить в мобилизационный период. Так, в военное время воинская повинность российских граждан должна определяться федеральными или федеральными конституционными законами. Нормативные акты, связанные с мобилизационными процессами, как правило, предусматривают:

  • призыв на службу в период военного времени, военного положения или мобилизации;
  • прохождение специального обучения и непосредственное осуществление службы.

Граждане РФ могут освобождаться от военной обязанности только в исключительных случаях, прописанных в соответствующих федеральных законах. Стоит отметить и возможность осуществления альтернативной (гражданской) повинности взамен военной.

Воинский учет

Закон “О военной службе и воинской обязанности” регламентирует также процесс организации военного учета. Учету должны подлежать все российские граждане, за исключением:

  • женщин;
  • лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
  • лиц, освобожденных от исполнения военной службы;
  • лиц, уже несущих военную службу.

Весь порядок воинского учета регулируется представленным федеральным законом, утвержденным Правительством РФ. Учет должен производиться военными комиссариатами по месту жительства граждан. Иногда комиссариаты могут иметь свои структурные подразделения. Все полномочия военкомов могут передаваться органам местного самоуправления. В этом случае речь пойдет о так называемом первичном воинском учете.

Военкоматы обязаны собирать следующие сведения о каждом состоящем на учете гражданине:

  • имя, отчество и фамилия;
  • семейное положение;
  • дата рождения;
  • образование гражданина;
  • место работы;
  • степень годности к военной службе и некоторые другие данные.

О подготовке гражданина к службе

Федеральный Закон “О воинской обязанности и военной службе” регламентирует и процесс подготовки граждан к осуществлению военной службы. В особенности здесь стоит выделить следующее:

  • получение знаний в области обороны;
  • патриотическое воспитание;
  • подготовка по основам службы военного типа;
  • подготовка по учетно-военным специальностям матросов, солдат, старшин и сержантов.

Каждый гражданин, которого ожидает служба в военных структурах, должен обладать начальными знаниями в области обороны и военного дела. Получение знаний должно осуществляться в образовательных организациях в рамках прохождения программы среднего образования.

О призыве на службу

Закон “О воинской обязанности и военной службе” регламентирует весь процесс призыва на службу. Так, согласно рассматриваемому законопроекту, военному призыву подлежат следующие категории граждан:

  • лица мужского пола от 18 до 27 лет;
  • лица, находящиеся в запасе;
  • лица, состоящие на воинском учете, либо лица, не находящиеся в списках, но обязанные состоять на учете.

Право на освобождение от воинской службы имеют следующие категории граждан:

  • лица, уже исполняющие военную службу;
  • лица, признанные ограниченно годными к службе по состоянию здоровья.

Не подлежат воинской службе следующие лица:

  • имеющие судимость – непогашенную или неснятую;
  • отбывающие наказание;
  • в отношении которых возбуждено уголовное дело.

Отдельными категориями граждан может быть получена так называемая отсрочка от прохождения военной службы. Здесь стоит выделить лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, граждан, воспитывающих двух или более детей, а также граждан, занятых постоянным уходом за каким-то близким родственником.

Служба по контракту

Федеральный Закон России “О воинской обязанности и военной службе” регламентирует также осуществление военной службы по контракту. Что представляет собой контракт? Это договор, заключающийся между гражданином и Министерством обороны России. Контракт должен содержать положения о добровольности поступления гражданина на службу, а также о сроках прохождения воинской повинности.

Контракт вступает в законную силу со дня его подписания. Прекращает же он свое действие в день исключения военнослужащего из специальных списков. Заключение контракта регулируется рассматриваемым Федеральным Законом, различными положениями и нормативными актами.

Осуществлять военную службу по контракту может и иностранец. Для этого необходимо пройти специальное медицинское освидетельствование. Иностранец, заступающий на службу, должен качественно владеть русским языком и соответствовать специальному психологическому отбору.

Об исполнении обязанностей

Федеральный Закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” регламентирует основные обязанности военнослужащих. Так, лицо, исполняющее военные обязанности, должно:

  • принимать участие в боевых действиях, выполнять свои обязанности в условиях чрезвычайного или военного положения;
  • участвовать в поддержании международного мира и безопасности;
  • исполнять свои основные должностные обязанности;
  • нести боевое дежурство, исполнять обязанности в составе суточного наряда;
  • выполнять распоряжения или приказы, отдаваемые командиром;
  • находиться в служебной командировке;
  • находиться, в случае необходимости, на лечении;
  • проходить военные сборы;
  • следовать к месту военной службы, а также исполнять множество других возложенных обязанностей.

Об увольнении

Федеральный Закон РФ “О воинской обязанности и военной службе”, а именно седьмой его раздел, регламентирует порядок увольнения со службы. Что здесь следует выделить?

Если речь идет о высших офицерах, то увольнение может осуществляться только Президентом России. Как правило, военнослужащие увольняются в запас – за исключением тех, кто по состоянию здоровья отправляется в отставку. Какие военнослужащие не имеют права на увольнение с последующей постановкой на учет? Здесь стоит выделить:

  • уволенных в отставку;
  • лиц женского пола, уволенных или отчисленных из военных профессиональных организаций;
  • иностранных граждан;
  • лиц, в отношении которых вступил в силу судебный приговор о назначении наказания;
  • лиц, избравших при увольнении постоянное место жительства за рубежом.

А какие должны быть основания для увольнения? Здесь стоит выделить виды увольнений:

  • по возрасту;
  • по истечении срока службы по контракту или по призыву;
  • по причине плохого состояния здоровья;
  • в связи с лишением полученного ранее воинского звания;
  • по причине утраты доверия высших чинов.

Таким образом, Федеральный Закон России “О воинской обязанности и воинской службе” закрепляет достаточно большое количество моментов, связанных с увольнениями.

О вооруженном запасе

А что представляет собой запас в рядах армии Российской Федерации? Рассматриваемый законопроект говорит в данном случае о так называемом мобилизационном развертывании всех воинских формирований РФ в необходимых на то случаях. Под запасом подразумевают людской мобилизационный резерв. В этот резерв входят граждане, заключившие с Минобороны договор о пребывании в запасе. По представлению Президента РФ или отдельного федерального органа военный запас должен будет собраться и сформироваться по территориальному признаку.

Стоит также отметить, что зачисление в запас должно происходить из числа уволенных с военной службы лиц, а также из числа граждан, успешно окончивших обучение в военных организациях высшего образования.

fb.ru

Статья 45. Закон о Воинской обязанности и военной службе N 53-ФЗ от 28.03.1998

1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “г” и “д” пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, либо на приостановление военной службы.

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае направления их не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и на военные кафедры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования военная служба приостанавливается. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности без приостановления им военной службы, если это предусмотрено иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. Приостановление военной службы военнослужащим в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи означает приостановление действия условий заключенного ими контракта о прохождении военной службы, указанных в пункте 3 статьи 32 настоящего Федерального закона. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не считаются исполняющими обязанности военной службы в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона. Срок приостановления военной службы засчитывается в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет. В течение данного срока выплата денежного довольствия и иных дополнительных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также присвоение очередных воинских званий не производятся.

4. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не входят в численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

5. Приостановление военной службы, а также направление военнослужащих не на воинские должности в организации и федеральные государственные образовательные организации высшего образования, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

6. Не на воинские должности в организации и федеральные государственные образовательные организации высшего образования, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут направляться военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, имеющие воинское звание офицера и прослужившие на офицерских должностях 10 лет и более. Военнослужащие, прослужившие на офицерских должностях менее 10 лет, могут направляться не на воинские должности в организации и федеральные государственные образовательные организации высшего образования, указанные в пункте 2 настоящей статьи, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

7. Направление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не на воинские должности в международные организации осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

8. Перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, и количество таких должностей в указанных организациях и образовательных организациях определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации определяет дополнительные условия заключения, изменения и расторжения трудовых договоров с военнослужащими, направленными не на воинские должности в указанные организации и образовательные организации, а также с иными лицами, временно замещающими указанные должности.

9. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, по истечении срока контракта о прохождении военной службы имеют право заключить новый контракт о прохождении военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

10. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, имеют право продолжить военную службу в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

11. Военнослужащим, военная служба по контракту которым приостановлена в связи с направлением не на воинские должности, Министерством обороны Российской Федерации либо иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть предложено продолжить военную службу, и в случае их несогласия военная служба указанных военнослужащих прекращается. Увольнение с военной службы в случае прекращения военной службы осуществляется по основанию, предусмотренному подпунктом “к” пункта 1 статьи 51 настоящего Федерального закона.

12. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, в случае продолжения военной службы назначаются на прежние должности, а при их отсутствии с их согласия – на другие должности.

13. Срок приостановления военной службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, в случае продолжения военной службы засчитывается в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного воинского звания, надбавку за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет, а также на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

14. Увольнение с военной службы военнослужащих, военная служба по контракту которым приостановлена, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 настоящего Федерального закона, за исключением подпункта “ж” пункта 2, подпунктов “г” и “д” пункта 3 указанной статьи, в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

www.zakonrf.info

Статья 34. Закон о Воинской обязанности и военной службе N 53-ФЗ от 28.03.1998

1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получившие до призыва на военную службу среднее профессиональное образование и поступающие на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации и органы государственной охраны;

граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, получившие среднее профессиональное образование и поступающие на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации и органы государственной охраны;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

3. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту, за исключением кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется также войсками национальной гвардии Российской Федерации, указанными воинскими формированиями и органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, и кандидатов из числа иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, осуществляется пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа военнослужащих осуществляется воинскими частями и органами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4. Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых на военную службу по контракту военными комиссариатами или пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается соответственно на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, или на создаваемые в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту (далее – совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов).

В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

В работе совместных комиссий пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор, и представители воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, привлекаемые к выполнению мероприятий по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

Определение соответствия граждан, отбираемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, спасательными воинскими формированиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и органами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей, указанных воинских формирований и органов.

Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

www.zakonrf.info

Статья 35. Закон о Воинской обязанности и военной службе N 53-ФЗ от 28.03.1998

1. В военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования имеют право поступать:

граждане, не проходившие военную службу, – в возрасте от 16 до 22 лет;

граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, – до достижения ими возраста 24 лет;

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, – в порядке, определяемом министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Граждане, поступающие в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные организации заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат отчислению из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, направляются для дальнейшего прохождения военной службы в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.

4. Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных организаций они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:

продолжительность военной службы по призыву до поступления в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования;

продолжительность военной службы по контракту до поступления в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву;

продолжительность военной службы во время обучения в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования из расчета два дня военной службы в указанной образовательной организации за один день военной службы по призыву.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и подлежат постановке на воинский учет и призыву на военную службу на общих основаниях. В случае увольнения указанных лиц по основаниям, предусмотренным в настоящем пункте, в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования из расчета два дня военной службы в указанной образовательной организации за один день военной службы по призыву.

5. Утратил силу. – Федеральный закон от 02.10.2006 N 159-ФЗ.

6. Исключен. – Федеральный закон от 21.05.2002 N 56-ФЗ.

7. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами “д”, “е”, “е.1” и “з” пункта 1, подпунктами “в” и “д” пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

www.zakonrf.info

Закон о воинской обязанности и военной службе в Российской Федерации

Каждый гражданин Российской Федерации мужского пола обязан пройти военную службу. Исключениями считаются невоеннообязанные мужчины и имеющие плохое здоровье. Все права, обязанности, процедуры приема и призыва регламентируются ФЗ 53 о воинской обязанности и военной службе.

Общие положения

Закон о воинской обязанности и военной службе в РФ был принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, а одобрен Советом Федераций 12 марта того же года. Последние изменения в ФЗ 53 были внесены 26 июля 2017 года. Он имеет 9 разделов и 65 статей.

Краткое содержание закона:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Права и обязанности должностных лиц, что такое воинская обязанность и военная служба, какие мероприятия проходят для поступления и исполнения обязательств, чем обеспечиваются поступившие на службу граждане и какую несут ответственность за отказ;
  • Во втором разделе описан учет, на который становятся лица и их обязанности;
  • В разделе номер три подробно описана подготовка каждого лица к военной службе. Виды спорта, перечень программ для подготовки, описание этих программ, процедуры получения образования и каким образом государственные органы участвуют в подготовке граждан к военной службе;
  • В четвертом описаны сроки, способы и процедура призыва. Перечислены обязанности граждан, получивших повестку, перечень комиссии по призыву, причины и процедура отсрочки или освобождения от военной службы граждан;
  • В пятой г. описана система поступления на службу по контракту. Требования к кандидатам, процедура и форма заявления;
  • В главе шесть прописан процесс прохождения военной службы, сроки, форма, присяга, перечень должностей, составы и звания, как могут лишить, восстановить или понизить в звании;
  • В седьмой описан порядок и процедура увольнения или отстранения;
  • В восьмом разделе описана система, должности и состав Запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, ФСБ (подробности о законе про ФСБ тут:) и Службы внешней разведки РФ;
  • В девятом оформлены все дополнительные положения, условия, требования, звания, особенности и акты, не включенные в закон.

Воинской обязанностью каждого гражданина считается воинский учет, подготовка, призыв, прохождение службы и нахождение в запасе военных сил. Каждое лицо зачисляется в определенный государством орган и имеет свою должность.

Какие были внесены изменения?

Все последние изменения закона о воинской обязанности были оформлены в Федеральном законе номер 192 26 июля 2017 года.

Во второй статье описываемого ФЗ 53 предоставляется список органов, куда может поступить на службу желающий или куда направляют при призыве мужчин:

  • Вооруженные Силы РФ;
  • Следственный Комитет;
  • Национальная гвардия;
  • Органы гос. охраны;
  • Инженерно-технические войска;
  • Внешняя разведка РФ;
  • Воинские дорожно — строительные подразделения;
  • Спасательные подразделения;
  • ФСБ.

Прохождение службы гражданами происходит по призыву или в добровольном порядке, по контракту.

В четвертой статье, которая претерпела несколько изменений при последней редакции, описаны все обязанности вышестоящих и других органов в связи с военной службой. Была добавлена информация о том, что если лицо должно быть уволено, руководитель лица обязан выслать военному комиссариату уведомление по факту увольнения. В остальном обязательства руководителей не изменились, они обязаны высылать гражданам призывные повестки по месту прописки, помогать лицам своевременно явиться на вызов, при получении уведомления от комиссариата высылать им всю необходимую информацию в течение двух недель.

В шестой ст. прописана информация о том, что если гражданин собирается выполнять любые действия для того, чтобы поступить на военную службу, на это время он освобождается от работы или учебы. За человеком сохраняется его место, выплачивается средняя зарплата или стипендия, оплачиваются расходы на проезд или проживание и т. д. К тому, поступившим на службу по контракту, оформленным в военной структуре лицам выплачиваются премии и денежные вознаграждения, сумма которых регулируется другими законами Российской Федерации.

В ст. 10 перечислены и описаны все обязанности граждан по воинскому учету. Каждый гражданин мужского пола Российской Федерации обязан состоять на воинском учете, учет ведется по месту жительства человека. Из состоящих на учете каждый обязан явиться на объявленное в повестке место в указанное там время. При любых изменениях, как увольнение или освобождение от наказания в виде лишения свободы, лицо обязано явиться в комиссариат по месту жительства в течение двух недель. Копии документов о переезде, смене семейного положения или работы, направляются в военный комиссариат. Последним обязательством является хранение военного билета в целости и сохранности.

В 17 статье описана подготовка гражданина к военной службе, если он поступил добровольно.

Такое лицо будет заниматься:

  • Военно — прикладными видами спорта;
  • Обучаться по программе подготовки сержантов, старшин или старших матросов;
  • Обучаться по программам, созданным дополнительно в общеобразовательных учреждениях для подготовки к военной службе граждан, не достигших возраста 18 лет;
  • Прохождением военной подготовки в специальных военных центрах;
  • Теоретическим образованием на военной кафедре.

Статья 28 описывает все процессы, происходящие при военной кафедре во время призыва и обязанности сотрудников этого комиссариата. Согласно последним изменениям этой статьи, граждане или их представители, проходящие комиссию, имеют право направить заявление или ходатайство с информацией и доказательствами о том, что в военной службе им было отказано без причин. В таком случае военный комиссариат обязан в течение пяти рабочих дней выслать государственным органам объяснительные, в которых должны быть описаны причины отказа в военной службе гражданина.

В 34 ст. оформлен список лиц, имеющих право оформить контракт для прохождения службы. Также в этой части закона описано то, каким образом органы выбирают кандидатов, какие нужны требования для заключения контракта. Если лицо уже составляло контракт, но у него истек срок, то это лицо имеет полное право обновить бумаги и получить новый срок действия договора. Также автоматически составляется контракт с теми гражданами, которые проходят обучение в специальных профессиональных учреждениях военного типа.

В 44 описаны причины и виды переводов военнослужащих из одних органов в другие. Государственные органы имеют полномочие на перевод лица из Вооруженных Сил РФ, к примеру, в любой федеральный гос. орган и наоборот, из государственного органа в Вооруженные Силы. Однако вышестоящие органы имеют право переводить служащих только если существует веская причина для этого. Причина может быть не оглашена переведенному, но она обязательно должна быть.

Название статьи 53 — «Состав запаса». Все лица, находящиеся в запасе при государстве, делятся на определенные в этой статье разряды. Солдаты, старшины, прапорщики и матросы до 35 лет имеют первый разряд, с 35 до 45 — второй, а до 50 лет — третий. Высшие офицеры же до 65 лет имеют первый разряд, а с 65 до 70 лет — второй.

Скачать ФЗ 53 в новой редакции

Закон о воинской обязанности регулирует все правоотношения и предоставляет возможность гражданам реализовать себя и защитить Отечество. Закон также контролирует и регулирует способы, процедуры и мероприятия по набору, выбору кандидатов и исполнению их обязанностей.

Скачать Федеральный закон 53 «О воинской обязанности и военной службе» Российской Федерации можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

lawlinks.ru