Содержание

ЕКС – Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

На основе ЕКС составляются должностные инструкции и программы по подготовке и повышению квалификации специалистов в различных сферах и отраслях деятельности. Так же ЕКС предназначен для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов.

В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее – ЕКС).

Актуальных на 15.06.2018 года

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 № 787). Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9 утвержден Порядок применения ЕКС.

Обращаем ваше внимание также на то, что:

  • часто этот справочник ошибочно называют ЕТКС должностей руководителей и специалистов (см. ЕТКС работ и профессий рабочих).
  • ЕКС иногда называют ЕКСД, что не совсем верно, так как не соответствует законодательной расшифровки.
Наименование раздела ЕКСУтверждающий документ
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организацияхПостановление Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организацияхПостановление Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недрПостановление Минтруда РФ от 20.12.2002 № 82
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзорПостановление Минтруда РФ от 29.01.2004 № 5
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетикиПостановление Минтруда РФ от 29.01.2004 № 4
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельностиПриказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 № 188
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерваПриказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 220
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализацииПриказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 № 347
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежиПриказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 № 678
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспортаПриказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 № 32
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйстваПриказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 47
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службыПриказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службыПриказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 № 107
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информацииПриказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 № 205
Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийПриказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2009 № 919
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетикиПриказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 № 977
Квалификационная характеристика должности КонфликтологПриказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 № 1007
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохраненияПриказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образованияПриказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образованияПриказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографииПриказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спортаПриказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйстваПриказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 № 126н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризмаПриказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 220н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленностиПриказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 № 328н
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документовПриказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 № 338н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельностиПриказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 № 547н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны трудаПриказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 559н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизыПриказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 № 550н
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условияхПриказ Минтруда России от 03.12.2013 № 707н

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 (редакция от 15.05.2013)

Введение

Общие положения

Раздел I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях

  1. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
    Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия
    Финансовый директор (заместитель директора по финансам)
    Главный бухгалтер
    Главный диспетчер
    Главный инженер
    Главный конструктор
    Главный металлург
    Главный метролог
    Главный механик
    Главный сварщик
    Главный специалист по защите информации
    Главный технолог
    Главный энергетик

atlaswork.ru

Единый тарифно-квалификационный справочник профессий рабочих на 2018 год

Единый тарифно-квалификационный справочник профессий рабочих основан на законодательных положениях из статьи 143 ТК РФ, по которым присваиваются тарифные разряды. Работодатели, из-за часто меняющегося финансового положения, не могут быть в курсе всех событий, разобраться помогает им большой сборник, включающий десятки томов с новейшей информацией об оплате труда специалистов всех уровней и направлений.

Содержание статьи

Что это такое?

Перед владельцами фирм, их экономической службой стоит задача — правильно рассчитать зарплату рабочих.

Признаками, влияющими на начисление суммы, являются:

  • уровень квалификации;
  • стаж по определенной профессии;
  • повышение профессиональных знаний и навыков.

От размеров зарплаты повышается качество выпускаемого продукта, улучшаются услуги, они субъективно влияют на эффективность производительности труда. Законодательство тщательно следит за всеми изменениями, совершенствуют пункты, меняют тарифы во всех профессиях граждан РФ, сообщают об этом в своих публикациях в многочисленных томах под аббревиатурой ЕТКС.

Полная справочная информация, собранная в специфической книге, представляет пользователям характеристику разрядов по всем различным специализациям, что требуется от сотрудника при получении определенной ставки.

Профессиональный перечень выпущен как официальный документ, утвержден органами власти, может влиять на оценку труда в некоторых моментах. Поразрядное разделение профессиональных навыков началось давно, еще со времени СССР, и продолжается до сих пор.

Квалификация сопровождает работника:

  • увеличенными должностными обязанностями;
  • повышенной зарплатой;
  • полученным документом, выделяющим из общей массы рабочих.

Классификатор своеобразно играет двоякую роль, помогая руководству по достоинству оценивать труд, а сотрудникам получать справедливую оплату, а также моральное и материальное удовлетворение.

Фактическое применение

Удобство разработанной годами системы очевидно. Разработки, отточенные в мелочах, постоянно обновляются. Работодатели, не нарушая положений в ТК по оплате, в любой момент находят данные по каждой специальности с соответствующими требованиями.

Несмотря на различные изменения в госсекторе экономики РФ, сохранилась его основа. В этом инструменте вместе с порядком преобладает контроль над спланированным госбюджетом, в который собираются отчеты о расходах в данной сфере.

Отношения между производством и государством скреплены налогами, выплатами льгот на основе документов по трудовым правовым нормам. Осуществляя проверки, органы контроля учитывают обоснования руководства организации, почему возникла разница в зарплате трудящихся одной специальности, но разного уровня разрядов, по ЕТКС.

Подобные справочники применяют:

  • крупносерийные предприятия;
  • образовательные заведения;
  • компании, чтобы регламентировать деятельность сотрудников.

Даже для органов власти существует отдельный том, в котором прописаны нормативы, ограничивающие оплату труда чиновников.

Представление о рабочих разрядах, работах и общих положениях

Законодатели убедительно рекомендуют использовать на предприятиях любого экономического направления информацию классификатора.

Производительность повысится, если своевременно проведено:

  • присвоение рабочей тарификации;
  • присвоение квалификационной разрядности;
  • составление усовершенствованной программы, повышающей уровень специализации.

В многочисленных разделах ЕТКС представлены охарактеризованные профессиональные линии, сгруппированные по производствам и видам деятельности. Над ними работали ученые, совокупив в своих разработках возрастающий прогресс с повышенными требованиями к образованному и подготовленному работнику.

Справочник дает возможность для выделения особых способностей рабочего в пределах 8 разрядов, но руководитель может увеличивать заработок дополнительно, если учитывает сложные условия труда.

Тарифные квалификации, указанные в описаниях часто встречающихся работ, показывают и на список, определяющий обязанности сотрудников любого направления. За порядком исполнения требований должны следить и устанавливать на производстве руководители учреждений.

В основном все положения описаны для работника высокого профессионального разряда, предполагая, что начинающие специалисты имеют представление о своей работе и знакомы с ростом зарплат совместно с повышением приобретенных навыков.

Работник обязан быть ознакомлен:

  • с трудовым распорядком и должностными инструкциями;
  • методами повышения трудовой эффективности;
  • порядком формирования заработка, премиальных и способов повышения разряда.

Если поступают новые механизмы на производство, значит сотрудник должен быть обучен их обслуживанию и ремонтным работам. Для перехода на другой профессиональный уровень понадобится сдать экзамен с выполнением определенной работы, её оценят и примут члены, созванной специальной комиссией. Они же могут и снять разряд за проступки, не предусмотренные в рабочем коллективе.

На этом основании профессиональные категории разделили:

  • со специальной подготовкой;
  • простые подсобные работы.

Наглядно представить выполнение рабочих процессов можно на индивидуальном примере.

Особенности и необходимость использования

В экземпляре под №44 ЕТКС, подтверждающего действие Постановления Министерства Труда №51 от 14.07.03 в разделе валяльно-войлочного производства, представлена профессия валяльщика 3 разряда.

В начале дано описание характерных признаков предназначенной специальности:

  • предварительная валка вещей проводится на многовалочном и молотовом оборудовании под руководством специалиста высокого уровня;
  • окрашивают на сгибе после оправки шапок;
  • вывертывают;
  • складывают в рабочие моменты, предусматривают соответствие технических требований;
  • отжимают, помещая продукцию в центрифугу;
  • завершают обработку сортировкой по ассортиментам, конструкции, размерным параметрам;
  • товар транспортируют по назначению.

Условия необходимые не только для сдачи на 3 разряд. Допуск к работе специалиста — это знать рабочий процесс, а также:

  • устройство машин;
  • наличие ассортимента;
  • разнообразие структур и размеров;
  • свойство технических требований, на которых основано производство;
  • валочную периодичность;
  • рецепты растворов.

При повышении всего на один порядок характеристика работ усложняется.

В перечень входят:

  • проведение войлочной валочной процедуры;
  • работа на оборудовании разного уровня;
  • контроль над работой устройств, регулировка деталей для безупречной производительности;
  • изготовление растворов, подготовка консистенции;
  • приготовление товарных элементов для погружения в аппараты;
  • укладка в оборудование производственного продукта;
  • наблюдение за рабочими режимами, циркуляцией, давлением;
  • соблюдение конфигурации с размерами и плотностью;
  • контролирование качества продукции;
  • определение завершения работы по окончанию валочного процесса;
  • правильная перевозка готового материала;
  • ремонт, уход за аппаратурой, применяемой для производства головных уборов.

Чтобы специалист смог выполнить подобные действия,

ему необходимо получить знания:

  • об устройстве машин, на которых нужно работать;
  • все о технике производства товара в организации;
  • как приготавливать растворы, проверять изготовление другими лицами;
  • сколько потребуется сырья по нормативам;
  • в какой последовательности выполняются валочные процедуры;
  • о рабочих моментах, техники безопасности рабочих низшего разряда по квалификации и уровню.

На основании приведенных фрагментов из справочника указаны профессиональные характеристики двух разрядов валяльщика. По ним проводят тарификацию работ. По предъявляемым требованиям к навыкам и образованию по данной профессии должностное лицо на предприятии составляет инструкцию.

Руководство проверяет на соответствие специализации вновь принятых сотрудников. При оформлении любой документации, направленной на труд и заработок, руководствуются правилами, прописанными в ЕТКС.

В данном видеоролике рассмотрены все вопросы о взаимосвязи квалификационных справочников с оплатой труда.

znaybiz.ru

Единый квалификационный справочник должностей руководителей,специалистов и служащих

Размер заработной платы руководителей, специалистов и других служащих, как общее правило, определяется в основном величиной должностного оклада, выплачиваемого за исполнение этими работниками их должностных обязанностей по занимаемым должностям. В этой связи четкая фиксация указанных обязанностей – их содержания, объема, технологий и ответственности, имеет для работников первостепенное значение.

Содержание должностных обязанностей, профессиональных знаний, которыми должен владеть работник, занимающий данную должность, и требования к его квалификации определяются в установленном порядке на основании квалификационных характеристик.

Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: “Должностные обязанности”; “Должен знать” и “Требования к квалификации”.

Раздел “Должностные обязанности” содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

Раздел “Должен знать” содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Раздел “Требования к квалификации” определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

В качестве примера приведем квалификационную характеристику должности директора (генерального директора, управляющего) предприятия *(1).

Должностные обязанности. Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам – заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли; методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия; производственные мощности и кадровые ресурсы предприятия; технологию производства продукции предприятия; налоговое и экологическое законодательство; порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия; рыночные методы хозяйствования и управления предприятием; систему экономических индикаторов, позволяющих предприятию определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; конъюнктуру рынка; научно-технические достижения и передовой опыт в соответствующей отрасли производства; управление экономикой и финансами предприятия, организацию производства и труда; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

Квалификационные характеристики приводятся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 7 ноября 2006 г. N 749).

Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

Указанный справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР) (в ред. изменений 5/2004 ОКПДТР, утв. Ростехрегулированием), введенным в действие с 1 января 1996 года.

Квалификационный справочник рекомендован Минтрудом РФ для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

В связи с изложенным обратим внимание читателей на то обстоятельство, что согласно ст. 57 “Содержание трудового договора” ТК РФ, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемых Правительством РФ.

Таким образом, если, например, оплата труда специалиста согласно ст. 147 ТК РФ производится в повышенном размере за работу во вредных условиях труда, то работодатель обязан руководствоваться соответствующей квалификационной характеристикой, включенной в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, то есть, наименование должности, профессии, специальности и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационной характеристике.

Если же в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по данной должности, профессии, специальности не связано предоставление компенсаций и льгот (повышенная оплата труда, предоставление дополнительного отпуска, лечебно-профилактическое питание и т.д.) либо наличие ограничений, то работодатель свободен в выборе – руководствоваться или не руководствоваться квалификационной характеристикой в приведенном случае. Говоря другими словами, работодатель вправе самостоятельно решить вопрос о наименовании должности, профессии, специальности и квалификационных требованиях к ним.

При практическом применении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих необходимо иметь в виду следующее.

1. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. При этом необходимо иметь в виду, что применение должностного наименования “старший” возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Должность “старшего” может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование “старший” не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории (о квалификационных категориях специалистов см. далее по тексту).

Должностные обязанности “ведущих” устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро). Требования к необходимому стажу работы ведущих специалистов повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

2. В квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации.

При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

В качестве примера приведем требования к квалификации инженера-конструктора (конструктора), изложенные в квалификационной характеристике этой должности.

Инженер I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее 3 лет.

Инженер II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера III категории не менее 3 лет.

Инженер III категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера не менее 3 лет.

Инженер: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

3. Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации.

4. Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

В квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

5. В процессе проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

6. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

8. В Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Правительство РФ постановлением от 31 октября 2002 г. N 787 (в ред. от 20 декабря 2003 г. N 766) утвердило порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Правительство РФ установило (подтвердив тем самым), что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации указанных работников.

Этим постановлением было поручено Министерству труда и социального развития РФ организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанный справочник и порядок его применения.

Во исполнение упомянутого постановления Правительства РФ Минтруд РФ постановлением от 9 февраля 2004 г. N 9 утвердил Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанный Порядок в основном повторяет текст раздела “Общие положения” Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

studfiles.net

Единый квалификационный справочник должностей работников образования принятый по приказу 761н с краткими характеристиками

Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.

Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2018 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС).

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2018 году (далее — КХД), имеющий второе название — Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать здесь.

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2018

Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:

  1. Должности руководителей;
  2. Должности педагогических работников;
  3. Должности учебно-вспомогательного персонала.

Должности руководителей:

  • Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

  • Заместитель руководителя.

ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

  • Руководитель структурного подразделения.

ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.

  • Старший мастер.

ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.

Должности педагогических работников:

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

  • Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.

ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

  • Педагог-организатор.

ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.

  • Социальный педагог.

ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.

  • Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.

ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.

ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.

  • Педагог-психолог.

ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.

  • Воспитатель (старший).

ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.

  • Тьютор. Исключение: тьюторы работающие в сфере высшего и профессионального образования.

ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.

ТК: Высшее образование, направление «Образование и педагогика», стаж работы педагогом не мене 2 лет.

  • Педагог-библиотекарь.

ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

  • Старший вожатый.

ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.

ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Педагог дополнительного образования.

ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.

  • Музыкальный руководитель.

ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.

  • Концертмейстер.

ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.

ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.

  • Руководитель физического воспитания.

ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.

ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.

  • Инструктор по физической культуре.

ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.

ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Методист.

ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.

  • (Старший) Инструктор-методист.

ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.

ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.

  • Инструктор по труду.

ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика», Гражданская оборона. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Тренер-преподаватель.

ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.

ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.

  • Мастер производственного обучения.

ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.

ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

Должности учебно-вспомогательного персонала:

  • (Старший) Дежурный по режиму.

ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.

ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

  • Помощник воспитателя.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

  • Младший воспитатель.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.

ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Секретарь учебной части.

ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.

ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.

  • Диспетчер образовательного учреждения.

ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.

ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.

yconsult.ru

ЕКСД (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих)

№ п/п Перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКСД Утверждены
1 Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях. Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.
2 Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно- исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях.
3 Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр. Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82.
4 Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор. Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 5.
5 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики. Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4.
6 Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 N 188.
7 Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 220.
8 Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 N 347.
9 Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678.
10 Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32.
11 Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйства. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 47.
12 Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48.
13 Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 N 107.
14 Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации.  Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205.
15 Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2009 N 919.
16 Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977.
17 Квалификационная характеристика должности “Конфликтолог”. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 N 1007.
18 Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н.
19 Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.
20 Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н.
21 Квалификационные характеристики должностей работников работников культуры, искусства и кинематографии. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н.
22 Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н.
23 Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н.
24 Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н.
25 Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н.
26 Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н.
27 Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 547н.

sedevi.ru