183 дня для нерезидентов считаются с перерывами или без – Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ
раз день, два дня, 183
Внезапно в вашей фирме появился Он. Красивый, умный, Профессионал с большой буквы, интеллигентный и добрый. Только вот принес он с собой новые проблемы для бухгалтерии. В чем же дело? Очень просто, ведь Он – иностранец и нерезидент «по совместительству».
Ставка НДФЛ для нерезидентов своя, и в зависимости от срока пребывания на территории РФ она может измениться, поэтому бухгалтеру следует держать это на контроле, а точнее «на календаре». Впрочем, обо всем по порядку.
Резидент или нерезидент
Ставка, по которой удерживается НДФЛ с доходов сотрудника, зависит от того, является ли он резидентом или нет:
— для резидентов РФ – основная ставка НДФЛ 13%
— для нерезидентов РФ – основная ставка 30% (п.3 ст.224 НК). Исключение – иностранные сотрудники – высококвалифицированные специалисты (ставка по НДФЛ с их доходов равна 13% — абз.4 п.3 ст.224 НК).
Разница существенная, не так ли? Кроме того, у резидентов есть право на налоговые вычеты, а у нерезидентов их нет.
Кого же относить к резидентам, а кого к нерезидентам? Несмотря на распространенное заблуждение, определяющим фактором здесь является явно не гражданство, а срок пребывания на территории РФ.
Резидент – гражданин РФ или другого государства, который находится на территории России 183 и более дня в течение 12 последовательных календарных месяцев. Если меньше, тогда сотрудник — нерезидент.
Период нахождения на территории РФ не прерывается, если выезды за границу являются кратковременными (до 6 месяцев) и их целью является лечение или обучение.
Какие 12 месяцев считать?
12 календарных месяцев могут как находиться в пределах одного календарного года, так и приходиться на разные календарные годы, главное, чтобы эти месяцы шли последовательно. Например, если на территории РФ вы находитесь не менее 183 дней с марта 2012 года по февраль 2013 года, то вы резидент. Т.е. период может начать течь с любого месяца года.
183 календарных дней для признания сотрудника резидентом не обязательно должны идти последовательно, непрерывно. Главное, чтобы за 12 месяцев набралось необходимое их число. Дни отъезда и приезда учитываются в количестве дней.
Как только 183-й день наступил, сотрудник становится резидентом и с его заработка можно начинать удерживать налог по ставке 13% (п.1 ст.224 НК).
Обратите внимание: в отличие от страховых взносов, для статуса резидента не важно, является сотрудник временно или постоянно проживающим или временно пребывающим. Срок заключенного трудового договора также не играет роли.
Нерезидент становится резидентом
Время пребывания сотрудника на территории РФ должно быть подтверждено документально (трудовой договор, табель учета рабочего времени). Использовать предполагаемое время пребывания нельзя. Поэтому пока не прошло 183 календарных дня фактического пребывания сотрудника в РФ в течение 12 календарных месяцев, признать сотрудника резидентом нельзя.
Если нерезидент стал резидентом в середине года, то излишне удержанный с начала года НДФЛ организация может вернуть работнику (письмо Минфина02.09.2011 № 03-04-05/6-628). Или же сотрудник самостоятельно по окончании года (если в течение всего года останется резидентом) обращается в налоговую инспекцию, где состоит на учете по месту пребывания или месту жительства, предоставляет декларацию 3-НДФЛ и документы, подтверждающие статус (письмо Минфина от 16.05.2011г. №03-04-06/6-108).
Пример
Гражданин Греции приехал в РФ в ноябре 2012 года. В апреле 2013 года он устроился на работу в ООО «Актив». На 30 апреля 2013 года он не был резидентом РФ. Поэтому бухгалтер должен удержать из его доходов НДФЛ по ставке 30%.
В мае 2013 года истекли 183 календарных дня его пребывания в РФ. При выплате зарплаты за май из доходов будет удержан налог по ставке 13%. НДФЛ за апрель не возвращается. Если по итогам 2013 года сотрудник останется резидентом, он подаст декларацию в налоговую инспекцию и вернет НДФЛ.
pommp.ru
Для статуса «резидент» 183 дня пребывания в России могут идти не подряд
01.12.2015
Ирина Халимоненко
Статус человека – резидент он или нерезидент – важен для расчета НДФЛ. Резидентство определяют за 12 месяцев. Большую часть из них человек должен прожить в России. Тогда он станет резидентом. Налоговики разъяснили, что 183 дня могут чередоваться с днями, когда человек уезжал за границу.
Как определить налоговый статус человека
Чтобы человека признали налоговым резидентом, ему нужно пробыть в нашей стране не менее 183 дней за 12 месяцев. Это прописано в пункте 2 статьи 207 НК РФ. 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых человек будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, не прерывается в случае его выездов за границу на лечение или обучение, срок которых составляет менее шести месяцев.
ФНС указала, что 183 дня или шесть месяцев не обязательно должны идти подряд. Аналогичное мнение налоговики высказывали в письме от 19.12.14 № ОА-4-17/26338.
Работник компании поехал на учебу за границу. Срок обучения – полтора года. Периодически работник возвращался в Россию: всякий раз он находился за рубежом менее шести месяцев. Но за последние 12 месяцев он пробыл в России 125 дней. Дни заграничного обучения в расчет не включают, потому что по документам обучение не является краткосрочным. В итоге работник оказался нерезидентом.
С января по март (80 дней) и с июля по сентябрь (90 дней) работник выезжал за границу лечиться. Он также ездил на отдых – всего на 60 дней.
За последние 12 месяцев человек пробыл в России 135 дней. К ним приплюсуйте периоды, когда работник лечился. И тогда получится 305 дней. Человек признается налоговым резидентом.
Какие документы понадобятся
Резидентство работника надо документально подтвердить. Подойдет табель учета рабочего времени, квитанции из гостиницы, страницы паспорта с визами, проездные билеты и пр.Чтобы доказать налоговикам, что человек выезжал за границу на краткосрочное лечение, подготовьте копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами и копии договоров с иностранными образовательными учреждениями, в которых указано, что срок обучения менее шести месяцев. Аналогичные бумаги подтвердят краткосрочное лечение. Только вместо договора на обучение понадобится договор с клиникой.
www.pgplaw.ru
Могу ли я стать налоговым нерезидентом из-за командировок?
Добрый день, дорогой Т—Ж!
Вы предлагаете писать вам о всяких жизненных ситуациях, вот я и решил вам написать.
Я живу в Москве, есть квартира и прописка. По работе много езжу по командировкам, в том числе за рубеж. Бывают длительные поездки, рассматриваю даже вариант временной работы за рубежом.
Недавно с удивлением выяснил, что любой гражданин, который не находится в РФ более 183 дней в календарном году, автоматически становится налоговым нерезидентом и должен уплатить за этот год налог 30% от любых своих доходов. Так написано в налоговом кодексе.
Но ведь со многими странами, в частности с Чехией и Испанией, у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения. В нем написано, что принадлежность резидента определяется по месту, где есть постоянное жилье, экономические связи и «центр жизненных интересов». Получается, чтобы стать нерезидентом в РФ, нужно надолго избавиться от жилья и связей в России.
Я считал, что международное соглашение имеет преимущество перед налоговым кодексом, но в налоговой об этом, видимо, не знают. Я решил поменять машину и спросил в контакт-центре ФНС о налогах, которые надо будет оплатить.
Мне сказали, что схема такая: 31 декабря взять свой паспорт и посчитать штампы. Неважно куда и зачем ездил: насчитал менее 183 дней на Родине — обязан задекларировать и заплатить 30% от всех доходов в этом году. Если продал машину за 500 тысяч, 150 тысяч отдай государству. Причем для нерезидентов не работают налоговые вычеты и льготы. То, что машина была в собственности более трех лет или что купил ее дороже, чем продал, не играет никакой роли.
Помогите, пожалуйста, разобраться: когда же и при каких обстоятельствах человек становится налоговым нерезидентом? Кто этот факт должен установить и как не попасть в неприятности?
Спасибо!
С.
Есть и другой нюанс: налоговая инспекция может узнать, что гражданин РФ нерезидент, только из справки 2-НДФЛ, которую сдаст работодатель. Если работодателя нет или он неправильно посчитает дни, то, скорее всего, сотрудники налоговой не будут бегать за человеком с российским гражданством, чтобы потребовать от него доказать статус резидента на 31 декабря.
Теперь подробно.
Международные договоры и законы РФ
Вы совершенно правы: международные договоры, если они были ратифицированы — то есть признаны в России, — имеют преимущество над законодательством РФ. Это указано и в налоговом кодексе (ст. 7), и в Конституции РФ (ст. 15).
Международные договоры имеют значение, если у вас есть признаки налогового резидента двух государств. В случаях, когда вы соответствуете признакам только российского резидентства — то есть 183 дня живете в России в течение 12 месяцев — опираться нужно на российское законодательство. Это подтвердил Минфин своим письмом от 21 мая 2018 г. № 03-08-05/34060.
Соглашения об избежании двойного налогообложения существуют, чтобы исключить ситуации, когда налог нужно платить в двух странах одновременно. Они сами по себе не устанавливают критерии налогового резидентства, а лишь уточняют их.
Постановление Конституционного суда РФ от 25.06.2015 № 16-П
Например, в упомянутых вами конвенциях с Чехией и Испанией прописаны признаки резидентства только для случая, когда человек является налоговым резидентом обеих стран: Чехии и России, Испании и России. Это нужно, чтобы понять, где и как платить налоги, чтобы не отдать лишнего сразу двум государствам.
Конвенция между РФ и Чехией
Конвенция между РФ и Испанией
Кто считается налоговым резидентом
По закону налоговый резидент РФ — это человек, который за последние 12 месяцев 183 календарных дня находился на территории РФ. Эти дни не прерываются поездками за границу для лечения или обучения на срок менее 6 месяцев или для работы на морских месторождениях нефти и газа.
ст. 207 Налогового кодекса РФ
Чтобы посчитать налог на доход, 12 месяцев отсчитывают от дня получения этого дохода. Представим, что вы получили деньги 6 июня 2018 г. Берем 12 месяцев с 07.06.2017 по 06.06.2018, считаем, сколько дней вы провели в России, определяем статус, ставку НДФЛ и удерживаем соответствующую сумму налога. 31 декабря делают пересчет и устанавливают окончательный статус. Если вы провели в России менее 183 дней, ваш статус изменится.
п. 1 Письма Минфина от 20.01.2017 № 03-15-06/2335
Для военных, которые служат за границей, и для чиновников, которые находятся в командировке, сделано исключение. Они не теряют статуса налоговых резидентов РФ независимо от времени отсутствия на родине.
Поэтому если вы не военнослужащий и не работаете в органах, налоговая дала верный совет: возьмите загранпаспорт и посчитайте дни, когда вы были за рубежом. Если за границей за последний год вы провели 183 дня и более, придется заплатить НДФЛ по ставке для нерезидентов — 30%. Вычетами пользоваться в этом случае нельзя, срок владения имуществом тоже роли не играет.
п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ
ч. 4 ст. 210 Налогового кодекса РФ
Ставка, по которой будет начисляться НДФЛ, зависит только от резидентства. Никакой особой процедуры, устанавливающей статус резидента или нерезидента, не существует. Все рассчитывается на основании календарных дат.
Что делать? 23.02.18Положены ли какие-нибудь налоговые вычеты нерезиденту?
Как сохранить ставку налога 13%
Неважно, в какую страну вы уезжаете: инженеры, командированные в Дубай или в Турцию, одинаково рискуют стать нерезидентами.
Чтобы не платить налог по ставке нерезидента, нужно внимательно считать дни, проведенные в РФ и за ее пределами.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите: [email protected]. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
journal.tinkoff.ru
Нерезиденты | НалогОбзор.Инфо
1) Нерезидент (для целей применения НДФЛ) – гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства, который фактически находится в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения человека в России не прерывается, если он выезжает для:
- краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
- для исполнения трудовых и других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Независимо от длительности фактического пребывания в России нерезидентами не признаются (т. е. считаются резидентами):
- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
- чиновники, командированные на работу за пределы России.
Такие правила установлены положениями пунктов 2 и 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.
Соглашения об устранении двойного налогообложения, подписанные Россией с другими государствами, могут содержать другие условия определения налогового статуса человека. В этом случае они имеют приоритет (ст. 7 НК РФ).
В 2015 году особый порядок определения статуса «резидент» применяется в отношении жителей Крыма и г. Севастополя. С 1 января 2015 года резидентами признаются любые граждане, иностранцы и лица без гражданства, которые в период с 18 марта по 31 декабря 2014 года находились на территории этих регионов не менее 183 календарных дней. Причем любые выезды этих физических лиц за пределы России на срок менее шести месяцев засчитываются в счет 183-дневного пребывания в Крыму и г. Севастополе. Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 207 Налогового кодекса РФ.
2) Нерезиденты (в соотв. с валютным законодательством РФ):
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их постоянные представительства и другие структурные подразделения, находящиеся в РФ;
в) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения и постоянные представительства иностранных государств;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
ж) иные лица, не относящиеся к резидентам в соответствии с законодательством РФ.
nalogobzor.info
Как правильно определить период, необходимый для придания гражданину статуса налогового резидента
В отношении физических лиц, часто отлучающихся из РФ, или, напротив, приезжающим в страну, бухгалтеру нужно определить, является ли такое лицо налоговым резидентом РФ или нет. Для того, чтобы признать физлицо налоговым резидентом, следует подсчитать, находилось ли такое лицо на территории РФ в течение 183 календарных дней.
Методика определения периода – теория
Период определяется как сумма всех календарных дней нахождения физического лица на территории России и дней, когда это физлицо выезжало из страны на обучение и краткосрочное лечение. Этот период высчитывается из 12 месяцев, идущих подряд. Это положение содержится в п. 2 ст. 207 НК РФ и подтверждено письмом Минфина от 22.05.2012 N 03-04-05/6-654.
Если продолжительность нахождения в России превысит 183 дня, то такое физлицо признается налоговым резидентом; если период окажется меньше этого порога, – то нерезидентом.
При определении длительности периода надо учитывать следующие условия:
- Упомянутые выше 183 дня не обязательно должны идти подряд, поскольку статья 207 НК РФ не содержит ограничений на этот счет. То есть между этими днями возможны разрывы, обусловленные командировками, отпусками и прочими уважительными причинами.
- День отбытия из РФ и день прибытия из-за рубежа засчитываются в период нахождения на территории нашей страны.
Указанные условия определены в письмах Минфина от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228, от 01.04.2009 N 03-04-06-01/72 и письме ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@.
Методика определения периода – практика
Пример
Сотрудник ООО «Сигма» Н.П. Суровин, часто отлучающийся по служебной надобности за границу, 30 марта 2015 года получает от компании вознаграждение за работу. Определим, набрал ли он 183 дня, требуемых для придания Н.П. Суровину статуса налогового резидента.
Итак, вне территории РФ он находился:
– с 10 мая по 30 мая 2014 года;
– с 13 сентября по 10 октября 2014 года;
– с 29 ноября по 20 декабря 2014 года;
– с 19 января 2014 года по 15 февраля 2015 года.
В сумме вся продолжительность составит 99 дней.
Соответственно, в России сотрудник пребывал:
– с 1 апреля по 9 мая 2014 года;
– с 31 мая по 12 сентября 2014 года;
– с 11 октября по 28 ноября 2014 года;
– с 21 декабря 2014 года по 18 января 2015 года;
– с 16 февраля по 30 марта 2015 года.
Итого: 266 дней.
Таким образом, в РФ Н.П. Суровин в течение 12 последовательных месяцев находился более 183 дней: то есть на день выплаты дохода 30 марта 2015 года он признается налоговым резидентом России.
А если надо выехать на лечение или обучение?
Граждане России посещают иностранные государства не только по служебной необходимости. Иногда требуется провести там лечение или обучение. Согласно письмам Минфина от 08.10.2012 N 03-04-05/6-1155 и от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411 периоды нахождения за границей по этим причинам не разрывают период нахождения в РФ.
Однако только при одном условии: чтобы срок нахождения там не превышал 6 месяцев. Такое пребывание названо краткосрочным. Иначе говоря, даже если физическое лицо будет из-за обучения отсутствовать в России, например, 170 дней, этот срок засчитывается в период пребывания на территории нашей страны.
Других отрицательных условий нет. Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений на страны, виды учебных заведений, возраст обучающихся, учебные дисциплины, лечебные учреждения, виды заболеваний.
Подтвердить действительность вышеуказанных причин согласно письму Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182 можно с помощью следующих документов:
- договорами о прохождении лечения или обучения;
- справками о прохождении лечения или обучения;
- копией паспорта с отметками пограничников о пересечении границы.
Пример
Если применить периоды, приведенные в предыдущем примере, но предположить, что некоторые из них использованы за границей для обучения, то статус резидента Н.П. Суровин получит несколько раньше.
Итак, на обучении он находился:
– с 10 мая по 30 мая 2014 года;
– с 13 сентября по 10 октября 2014 года;
– с 29 ноября по 20 декабря 2014 года.
Все эти периоды следует засчитать в срок нахождения на территории РФ. В результате статус налогового резидента Н.П. Суровин получит на 183 день без всяких перерывов, то есть – 30 сентября 2014 года.
Целевая поездка – непременное условие сохранения статуса резидента
Минфин России в письме от 26.09.2012 N 03-04-05/6-1128 отдельно обращает внимание на то положение, что совмещение разных целей – служебной поездки с обучением или лечением статус резидента не сохранит.
Так, если гражданин находится за границей по производственной надобности и в этот период прошел обучение (или лечение), то это время в период нахождения на территории России включать нельзя. Даже если длительность была менее 6 месяцев.
Пример
Н.П. Суровикин заключил контракт с компанией из Бельгии и с 1 октября 2014 года приступил к выполнению производственных обязанностей за границей. Спустя две недели – 15 октября он там же начал обучение по своей же специальности на срок 4,5 месяцев.
Указанный 4,5 месячный период обучения не может быть включен в период нахождения Суровикина на территории России, и не повлияет на определение его отечественного резидентства.
Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписатьсяnalog-nalog.ru
сложные и спорные вопросы, возникающие при исчислении НДФЛ — Новости — Новости компании — КонсультантПлюс Свердловская Область
Налоговое резидентство физических лиц: сложные и спорные вопросы, возникающие при исчислении НДФЛ
06 июля
Автор: Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук | |
Соавтор: Аникеева Ольга Евгеньевна, главный специалист по юридическим вопросам Группы компаний «Налоги и финансовое право» |
Порядок определения налогового статуса физического лица
Плательщиками НДФЛ признаются налоговые резиденты РФ и неналоговые резиденты. Причем объектом обложения НДФЛ для налоговых резидентов являются доходы, полученные от источников в РФ и от источников за пределами РФ, а для нерезидентов – только доходы от источников в РФ (ст. 209 НК РФ).
Для определения налогового статуса физического лица следует установить количество дней его нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода.
При определении 12 месяцев следует учитывать несколько правил.
Во-первых, эти месяцы идут последовательно друг за другом (например, март, апрель, май, июнь и т.д.).
Во-вторых, это не обязательно календарные месяцы, поэтому они не всегда должны начинаться с 1 числа и заканчиваться 30 или 31 числа. Они могут начаться и в середине месяца (например, с 12 марта 2011 г. по 11 марта 2012 г.).
Аналогичный вывод следует из Письма УФНС по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/076408@: «Для определения статуса налогоплательщика, например, на 17 июля 2009 г., следует рассмотреть период, равный 12 месяцам, предшествующим этой дате, то есть с 17 июля 2008 г. по 16 июля 2009 г.».
В-третьих, 12 следующих подряд месяцев могут не совпадать с календарным годом.
Т.е. 12-месячный период может начаться в одном календарном году и закончиться в другом.
Минфин РФ в Письме от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170 также указал, что «при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году)».
Иными словами, в расчет 12-месячного периода принимаются и месяцы нахождения в РФ, предшествующие текущему календарному году.
До 1 января 2007 г. в ст. 11 НК РФ содержалось правило о том, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году, т.е. 12-месячный период ограничивался календарным годом. Однако с 1 января 2007 г. указанное положение не применяется.
Есть свои правила и при подсчете 183 дней – для этого следует суммировать все календарные дни пребывания лица в РФ за 12 месяцев.
Т.е. 183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.
Дни нахождения лица за пределами РФ в расчете не участвуют. Например, при определении статуса налогового резидента из общего количества дней нахождения на территории РФ следует исключить дни нахождения в служебной командировке за пределами России (Письмо УФНС по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/076408@).
Из общего правила есть одно исключение – период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Т.е. дни нахождения лица вне пределов РФ при подсчете не учитываются, за исключением случаев, когда такое отсутствие было обусловлено лечением и обучением сроком до 6 месяцев.
Например, несмотря на то, что физическое лицо в течение 140 календарных дней находилось на лечении или обучении за рубежом, т.е. фактически отсутствовало в РФ, указанное время считается временем его нахождения на территории РФ.
Если же физическое лицо лечилось или обучалось вне пределов РФ свыше 6 месяцев, все это время (а не только в части превышения 6 месяцев) в расчет 183 дней не берется.
В Письме Минфина РФ и ФНС от 23.09.2008 № 3-5-03/529@ сказано, что «ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане РФ могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), ст. 207 НК РФ не установлены».
Т.е. для целей определения налогового статуса не важно, какую специальность получал обучавшийся за границей, в каком государстве и от какой болезни он лечился, главное – это срок, на который он покинул РФ для этих целей.
Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами РФ для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182).
В отличие от 12 месяцев 183 дня не обязательно идут подряд (такого условия ст. 207 НК РФ не содержит).
Т.е. дни, необходимые для определения налогового резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться (на время отпусков, командировок и т.д. (например, лицо находилось на территории РФ 21 день в мае 2012 г. + 15 дней в июле 2012 +12 дней в сентябре 2012 г.+ …)).
Минфин РФ в Письме от 01.04.2009 № 03-04-06-01/72 также указал, что «не имеет значения, находился работник в РФ 183 дня подряд или нет, 183 дня пребывания в РФ исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в РФ в течение 12 указанных следующих подряд месяцев».
НК РФ не устанавливает каких-либо специальных правил для подтверждения фактического времени нахождения физического лица в РФ и не содержит конкретного перечня документов, которые должны представляться для этого.
По нашему мнению, это могут быть любые документы, содержащие информацию о фактическом времени пребывания лица в РФ, например:
– копии страниц загранпаспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
– трудовой договор;
– справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
– табель учета рабочего времени;
– свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
– квитанции о проживании в гостинице;
– приказы о командировке, служебные задания и т.п.
Данный перечень не является исчерпывающим. Главное, чтобы на основании этих документов можно было достоверно установить длительность фактического нахождения физического лица на территории РФ.
Аналогичный вывод сделан в Письмах Минфина РФ от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, ФНС от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@, Минфина и ФНС от 23.09.2008 № 3-5-03/529@.
Так, например, в Письме от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64 Минфин РФ указал, что «Кодексом не установлено правил подтверждения организацией — источником выплаты дохода фактического времени нахождения физических лиц — получателей дохода в РФ или за ее пределами. В этих целях организация может запрашивать у физических лиц необходимые сведения и документы».
При этом миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля и вид на жительство, по мнению контролирующих органов, сами по себе не подтверждают фактическое нахождение лица в РФ (Письма Минфина РФ от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324, от 17.07.2009 № 03-04-06-01/176).
Нельзя определять налоговый статус физического лица исходя из предполагаемого времени нахождения в РФ (например, срока трудового договора). Т.е., заключив с иностранным гражданином-нерезидентом трудовой договор на неопределенный срок, нельзя изначально рассматривать его как налогового резидента РФ и удерживать с его доходов НДФЛ по ставке 13%. Исключение составляют лишь граждане Республики Беларусь.
Согласно п. 1 ст. 1 Протокола к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006, вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином РФ или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.
Пунктом 2 ст. 1 Протокола предусмотрено, что указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся Государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.
Таким образом, если между организацией и гражданином Республики Беларусь (нерезидентом РФ) заключен трудовой договор, предусматривающий его работу на территории РФ длительностью не менее 183 дней в календарном году, белорусский гражданин признается налоговым резидентом РФ с даты начала работы по найму, и его доходы, полученные от источников в РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13%.
Иными словами, к доходам сотрудника – гражданина Белоруссии, который не является налоговым резидентом РФ, ставку НДФЛ 13% следует применять уже с начала его работы по трудовому договору, если срок действия последнего составляет более 183 дней. Фактическое же время пребывания в РФ такого сотрудника значения не имеет (Письма Минфина РФ от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112, от 05.04.2012 № 03-04-06/6-98).
Однако по итогам налогового периода следует установить окончательный налоговый статус физического лица — гражданина Беларусии, в соответствии с которым определить ставку налогообложения его доходов, полученных за налоговый период. В случае если по итогам налогового периода указанный сотрудник организации будет находиться в РФ менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола (о постоянном месте жительства) не будет соблюдено и НДФЛ с его доходов от источников в РФ должен быть удержан организацией — налоговым агентом по ставке 30 %. При этом в отношении доходов, полученных им с начала следующего налогового периода, в соответствии с положениями п. 1 Протокола организация-работодатель вправе удерживать НДФЛ снова по ставке 13% (письма Минфина РФ от 05.04.2012 № 03-04-06/6-98, УФНС по г. Москве от 23.12.2011 № 20-14/3/124314@).
Об учете дней приезда в РФ и дней отъезда в целях определения налогового статуса
Глава 23 НК РФ «НДФЛ» не содержит разъяснений относительно того, как учитываются дни отъезда из РФ и дни приезда в РФ при решении вопроса о налоговом резидентстве физических лиц.
Разъяснения контролирующих органов и судебная практика по данному вопросу также противоречивы. В частности, есть три точки зрения.
1) День приезда в РФ и день отъезда из РФ учитываются при определении налогового статуса физического лица.
Минфин РФ в Письмах от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534, от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 27.01.2009 № 03-04-07-01/8 разъяснил, что при определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, т.е. учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и дни отъезда. Применение положений ст. 6.1 Кодекса в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента РФ не требуется.
ФНС РФ в Письме от 04.02.2009 № 3-5-04/097@ указала, что поскольку в день въезда в РФ и в день выезда из РФ физическое лицо фактически находится в РФ, то правомерно эти дни учитывать при определении статуса налогоплательщика.
2) День приезда в РФ не учитывается при определении налогового статуса физического лица, а день отъезда из РФ – учитывается.
Такой вывод сделан, в частности, в Письмах ФНС России от 28.12.2005 № 04-1-04/929, УФНС России по г. Москве от 14.09.2007 № 28-11/087829. Контролирующие органы считают, что день отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения физического лица в России, а дата приезда в РФ на основании п. 2 ст. 6.1 НК РФ в расчет не принимается.
Судебные постановления, разделяющие данную точку зрения, — ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009С4, ФАС МО от 02.06.2006 № КА-А40/4842-06.
ФАС ЦО, в частности, отметил, что «с учетом положений ст. 6.1 НК РФ, течение срока фактического нахождения иностранного гражданина на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ».
ФАС МО указал, что «при определении периода пребывания иностранного гражданина на территории РФ исчисление количества дней осуществляется со следующего дня после календарной даты его прибытия на территорию РФ по день отъезда за пределы РФ».
3) День приезда в РФ учитывается при определении налогового статуса, день отъезда из РФ – не учитывается.
Такой вывод сделан в Письмах УФНС РФ по г. Москве от 30.01.2009 № 18-15/3/007427@, от 02.09.2009 № 20-15/3/103021@. УФНС отмечает, что «календарные дни, в течение которых иностранные работники выезжают за пределы территории РФ, при подсчете 183 дней нахождения в РФ не учитываются. Определение налогового статуса физического лица производится…начиная с даты въезда в РФ».
По нашему мнению, при определении налогового статуса следует учитывать все дни, когда физическое лицо фактически находилось на территории РФ, включая дни приезда и дни отъезда. Пункт 2 ст. 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента РФ применяться не должен, поскольку указанная норма применяется в случае, когда начало течения срока определено, в том числе, конкретным событием. Факт же нахождения физического лица в РФ не является событием в смысле, содержащемся в п.2 ст.6.1 НК РФ.
На какую дату устанавливается налоговый статус физического лица
В НК РФ прямо не сказано, на какую дату следует определять налоговый статус физического лица.
По нашему мнению, если НДФЛ в бюджет с доходов лица перечисляет налоговый агент, он определяет его налоговый статус дважды – на каждую дату получения работником дохода исходя из фактического времени нахождения лица на территории РФ и окончательно по итогам налогового периода.
Данный вывод обосновывается тем, что налоговый агент обязан рассчитывать, удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет при каждой выплате дохода. Следовательно, на каждую дату получения лицом дохода он должен знать его налоговый статус (чтобы применить соответствующую ставку налога). А поскольку налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год, налоговый статус физического лица по итогам календарного года должен быть тоже один (резидент либо нерезидент), как и ставка НДФЛ, применяемая к доходам, полученным за этот год. Аналогичный вывод следует из Писем Минфина РФ от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 № 03-04-06/6-169, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-156.
Так, Минфин РФ в Письме от 21.02.2012 № 03-04-05/6-206 разъяснил, что «Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату выплаты дохода. По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде».
Если же уплату налога налогоплательщик производит самостоятельно (например, в отношении доходов от продажи имущества), его налоговый статус определяется только по итогам календарного года, т.к. именно по окончании налогового периода он определяет свои налоговые обязательства, декларирует полученные доходы и уплачивает налог в бюджет (ст. 220, 229 НК РФ). Аналогичный вывод следует из Письма Минфина РФ от 25.04.2011 № 03-04-05/6-293: «при определении налоговой базы по доходам от продажи жилого помещения, полученным в 2011 г., необходимо учитывать налоговый статус физического лица — получателя доходов, определяемый по итогам 2011 г.».
Следует иметь в виду, что налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, уже не может измениться в зависимости от времени нахождения этого физического лица в РФ в следующем налоговом периоде (Письмо Минфина РФ от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293).
О моменте перерасчета НДФЛ при смене налогового статуса лица
НК РФ четко не регламентирует особенности перехода физического лица из одного налогового статуса в другой. Вместе с тем, поскольку смена налогового статуса влечет за собой изменение ставки НДФЛ, логично предположить, что суммы дохода, полученные налогоплательщиком с начала налогового периода, при смене налогового статуса также подлежат расчету по новой ставке.
Законодатель не определяет момент перерасчета НДФЛ при смене налогового статуса налогоплательщика. По нашему мнению, перерасчет налога можно сделать сразу с того момента, как только у налогоплательщика изменился статус (например, он был нерезидентом и в течение календарного года стал налоговым резидентом) – прямого запрета в НК РФ на это нет.
Однако Минфин РФ и ФНС рекомендуют делать такой перерасчет сразу после смены налогового статуса только в том случае, если статус налогоплательщика до конца года больше не изменится (т.е. физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде). В этом случае, по мнению Минфина РФ, все суммы вознаграждений, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, следует пересчитать по ставке 13% (Письма Минфина РФ от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195, от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146, от 26.08.2011 № 03-04-06/1-192, от 30.08.2011 № 03-04-06/4-193).
Если же существует вероятность того, что налоговый статус физического лица до конца года еще поменяется, перерасчет налога по удержанным ранее доходам можно не делать. Такой перерасчет следует произвести уже по итогам календарного года, когда окончательно определится налоговый статус лица.
Так, в Письме Минфина РФ и ФНС от 25.06.2009 № 3-5-04/881@ разъяснено, что «в случае если в текущем налоговом периоде работник приобретет статус налогового резидента РФ и его налоговый статус более не изменится (либо по итогам налогового периода иностранный сотрудник организации будет признан налоговым резидентом РФ), то по его доходам от источников в РФ сумма налога на доходы физических лиц, ранее рассчитанная по ставке 30 процентов, подлежит перерасчету по ставке 13 процентов.
Перерасчет сумм налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового статуса налогоплательщика производится после наступления даты, с которой налоговый статус данного лица за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо при окончательном определении его налогового статуса по итогам налогового периода. Указанный перерасчет производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника».
Опубликовано по материалам Журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru
Вернуться к списку новостей
www.consultant-so.ru
Иностранец-резидент на два месяца уезжает домой и снова приступает к работе после возвращения. Теряет ли он статус резидента после возвращения? Сколько дней отпуска без сохранения заработной платы можно предоставить работнику-иностранцу и как это влияет на его налоговый статус?
Ответ: Если иностранный работник, имеющий статус резидента, на два месяца уезжает домой и снова приступает к работе после возвращения, то его статус не изменится, если он пробыл в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев не менее 183 дней. Если отпуск предоставлен работнику, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющему разрешение на работу, на период более одного календарного месяца, то работодатель обязан информировать об этом миграционную службу и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте РФ.
Обоснование: Для налогообложения доходов иностранных работников имеет значение наличие у них статуса налогового резидента.
Если иностранец пробыл в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев менее 183 дней, то он считается нерезидентом. В этом случае применяется ставка НДФЛ 30%.
При нахождении в РФ 183 дня и более иностранец приобретает статус резидента и его доходы облагаются по ставке 13% (п. п. 1, 2 ст. 207, п. 1 ст. 224, п. 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ).
Следовательно, на дату выплаты дохода иностранному работнику нужно определять налоговый статус иностранца: является ли он налоговым резидентом РФ или нет.
Причем датой получения дохода в виде заработной платы является последний день месяца, за который начислен доход (п. 2 ст. 223 НК РФ). А значит, статус иностранного работника для целей НДФЛ следует определять именно на эту дату независимо от срока фактической выплаты вознаграждения.
Таким образом, иностранный работник, выезжая из РФ, должен следить за тем, чтобы не превысить 183 дня в течение 12 месяцев.
Тот факт, что работник выехал из РФ по причине отпуска без сохранения заработной платы, не влияет на его статус для налогообложения.
А работодателю следует учесть, что п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязывает работодателя, использующего для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Срок для подачи уведомления — 3 рабочих дня с даты наступления соответствующего основания. Это предусмотрено п. 2 Приложения N 6 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Причем уведомлять соответствующие органы нужно не только в случае предоставления отпуска без сохранения заработной платы более месяца, но и в случае, когда такие отпуска в совокупности составляют более месяца за календарный год.
Например, если в течение года иностранный работник использовал 50 дней отпуска без сохранения заработной платы, но при этом не более 10 дней подряд, то работодатель обязан уведомить УФМС России об отпуске без сохранения заработной платы только в том случае, если этот работник прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы. УФМС России необходимо уведомить один раз: не позднее чем через 3 рабочих дня с даты предоставления отпуска, использовав который работник в совокупности (в течение года) будет находиться в отпуске более одного месяца в течение года.
Е. В.Селедцова
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
17.06.2013
——————————————————————
center-bereg.ru