Антикоррупционная оговорка в договоре – Антикоррупционная оговорка
Антикоррупционная оговорка
В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора. Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки. В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.
Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.
Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства. Несмотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым. Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.
В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации. Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Разбираемся, обязательна антикоррупционная оговорка в договоре или нет:
1. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г.
Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.
Антикоррупционная оговорка является одной из мер по противодействию коррупции, но требует волеизъявления обеих сторон и одна из сторон может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре и это ее право.
Отказ, в первую очередь, может быть вызван различной антикоррупционной политикой, применяемой в организациях, общего стандарта нет, каждый реализует требование закона по-своему. Юридическое или физическое лицо могут отказаться указывать антикоррупционную оговорку не желая смешивать антикоррупционное законодательство и сделку, потому что они хоть и тесно связаны, но все же это разные правоотношения. Для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя дополнительное обязательство друг перед другом и/или третьими лицами и нести за него ответственность. Возможно мое рассуждение и моветон, но при осуществлении предпринимательской деятельности в правовом государстве, лица ее осуществляющие обязаны исполнять закон, а не навязанную волю других лиц.
Идем дальше,
2.«Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее — Методические рекомендации).
Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.
Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты. В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера. Что такое стандартная антикоррупционная оговорка неизвестно, а, рекомендовано, не значит обязательно.
Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.
Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки. Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.
3. Почему включают антикоррупционную оговорку в договор:
– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.
– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.
– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.
И так, что нам известно об антикоррупционной оговорке:
- Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанность соблюдения хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства при вступлении во взаимоотношения друг с другом путем включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор.
- Действующим законодательством РФ не установлена обязанность включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор, как основание для возникновения, изменения и прекращения обязательств.
- В Российской Федерации любые действия (бездействия) физическими и юридическими лицами должны совершаться (воздерживаться от их совершения) в соответствии с действующим законодательством, поэтому дополнительное указание на необходимость соблюдения очевидного факта уже установленного и закрепленного законом не требуется. Независимо от того будет включена антикоррупционная оговорка в договор или нет, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать законодательство о противодействии коррупции. Но при отсутствии антикоррупционной оговорки в договоре, хозяйствующие субъекты руководствуются только нормами права и несут ответственность перед государством, а при ее наличии в договоре хозяйствующие субъекты дополнительно к нормам права, должны будут руководствоваться условиями антикоррупционной оговорки и нести ответственность за ее нарушение друг перед другом.
- Факт наличия антикоррупционной оговорки в договоре, и последствий при наступлении указанных в ней событий, требует обязательного и четкого исполнения ее условий, так как она является одним из условий или частью договора.
- При наличии в антикоррупционной оговорке ссылки на документ, например, на Методические рекомендации или иной документ, которым стороны обязаны руководствоваться с целью исполнения антикоррупционной оговорки, стороны будут обязаны руководствоваться этим документом в своей деятельности, так как подписав договор с наличием в нем такой антикоррупционной оговорки добровольно взяли на себя такое обязательство.
В итоге, о наличии антикоррупционной оговорки в договоре: физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя и не имеющие его, а также юридические лица должны соблюдать антикоррупционное законодательство, но прописывать антикоррупционную оговорку в договорах заключаемых друг с другом, не обязаны.
gonzharov.ru
Антикоррупционная оговорка в договоре – образец 2019 года
Антикоррупционная оговорка в договоре – образец 2019 такого условия приведен в нашей статье. Вектор данного положения договора направлен на соблюдение законодательства о противодействии коррупции участниками договора, и сегодня мы расскажем, как такую оговорку можно составить.
Что такое антикоррупционная оговорка
Антикоррупционная оговорка по закону № 44-ФЗ
Антикоррупционная оговорка в трудовом договоре
Что такое антикоррупционная оговорка
Антикоррупционная оговорка — это специальное положение договора, предписывающее сторонам такого соглашения следовать требованиям законодательства РФ о противодействии коррупции. Несоблюдение данного условия договора обычно влечет негативные последствия для нарушившей его стороны, как правило, выражающиеся в прекращении договора, применении предусмотренных законом или договором мер ответственности. Использование такого рода оговорки является одной из антикоррупционных мер, предусмотренных законом (ст. 13.3 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273, далее — закон № 273).
Такая оговорка может быть включена в любой тип соглашений.
Например, в качестве образцов антикоррупционной оговорки в договоре можно рассматривать:
- разд. 7 типового договора на оказание услуг…, утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 09.06.2016 № 1113р;
- разд. 4 положения «О порядке взаимодействия…», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 05.08.2013 № 1685р и др.
При составлении антикоррупционной программы организации, в т. ч. при разработке антикоррупционной оговорки в договоре, следует опираться на специальные Методические рекомендации (данный документ не имеет уникальных реквизитов и найти его в актуальной редакции можно на сайте Минтруда России).
Антикоррупционная оговорка по закону № 44-ФЗ
Включение такого положения в сам текст контракта или в качестве приложения к нему с т. з. закона является правомерным, поскольку процедура госзакупок регламентируется не одним только законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-Ф), ст. 2 названного закона.
Например, в соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса РФ всякий договор должен отвечать требованиям императивных норм, установленных законом на момент заключения договора (контракта), к числу которых относятся и предписания закона № 273 (см., например, решение комиссии УФАС по Тамбовской обл. от 26.02.2016 по делу № РЗ-19/16).
В дополнение рекомендуем также ознакомиться со ст. «Коррупция в сфере государственных закупок».
ВАЖНО! Включение антикоррупционной оговорки в текст контракта в рамках закона № 44-ФЗ, как и внесение такого положения в текст иного вида договоров, по закону не является обязательным, т. к. ст. 13.3 закона № 273 содержит и иные варианты реализации субъектом мероприятий антикоррупционной программы. Если в договоре такая оговорка присутствует, ее надлежит неукоснительно исполнять, т. к. она является одним из условий договора.
Антикоррупционная оговорка в трудовом договоре
Всякий работодатель обязан соблюдать требования законодательства, в т. ч. реализовывать на практике мероприятия антикоррупционной направленности, предусмотренные ст. 13.3 закона № 273. Как одну из таких мер можно использовать закрепление в договоре антикоррупционной оговорки (но опять же избрание меры оставлено на усмотрение работодателя).
Антикоррупционная оговорка в тексте трудового договора может быть, например, следующего содержания: «Работник обязуется соблюдать антикоррупционную политику работодателя, направленную на противодействие коррупции в организации и получение сведений о возможных фактах коррупционных правонарушений» и т. п.
Такая оговорка может быть включена и в служебный контракт госслужащего (см. также Указ Президента РФ «О мерах по реализации…» от 02.04.2013 № 309).
***
Итак, антикоррупционная оговорка — это одно из условий договора, и цель данного условия — обеспечить исполнение сторонами сделки положения законодательства РФ о противодействии коррупции.
Возможно, читателю также будут интересны наши материалы о других видах оговорок:
***
Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!
Автор: RusЮрист
rusjurist.ru
Антикоррупционная оговорка в договорах с контрагентами
В последнее время борьба с коррупцией стала частью государственной политики. В связи с этим распространилась практика включения в договоры так называемых антикоррупционных оговорок. Возникает вопрос, обязательно ли указывать такую оговорку в договоре и, если указывать, какой она может быть.
Предыстория
Беларусь совместно с другими странами Европы является стороной в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Данная Конвенция обязывает закрепить в национальном законодательстве, в частности, следующие нормы:
— о недействительности сделок, связанных с коррупционными преступлениями <*>;
— о том, что сторона сделки, чье согласие было нарушено актом коррупции, вправе обратиться в суд в целях признания сделки недействительной <*>;
— о полном возмещении стороне сделки ущерба, понесенного ею в результате коррупции <*>;
— о праве лиц, понесших ущерб в результате акта коррупции государственными должностными лицами, требовать возмещение ущерба от государства <*>.
На заметку
Ущерб от акта коррупции подлежит возмещению, когда <*>:
1) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;
2) истец понес ущерб;
3) существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.
Эта Конвенция легла в основу политики государств Европы в сфере борьбы с коррупцией.
Коррупция «по-белорусски»
Белорусское законодательство к коррупции относит следующие действия <*>:
Какие действия | Кто совершает | Кто получает выгоды | Какие выгоды получены |
Умышленное использование служебного положения | Должностное лицо <*> | Должностное лицо или третьи лица | Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества |
Подкуп должностного лица | Физлицо в своих интересах или Физлицо в интересах или от имени юрлица (в том числе иностранного) | Физлицо или Юрлицо | Подкупаемое должностное лицо совершит в интересах этих лиц действия или воздержится от их совершения при исполнении служебных обязанностей |
Должностное лицо | Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества | ||
_______________ <*> В понятие «должностное лицо» включают государственных должностных лиц, иностранных должностных лиц, а также лиц, приравненных к государственным должностным лицам. К последним относятся, в частности, лица <*>: — занимающие в организациях должности любой формы собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. |
В том числе во исполнение Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию в Беларуси введены меры защиты лиц, которым причинен вред коррупционными действиями. Такой вред ему возмещает в полном объеме лицо, причинившее его <*>.
Что касается сделок, совершенных под влиянием коррупции или так называемых «откатов», анализ ГК показывает, что в белорусском законодательстве нет норм, прямо признающих их недействительность.
Такая возможность все же может просматриваться в ряде статей ГК <*> при условии расширения их толкования судебными инстанциями. Но это не всегда может быть корректным с точки зрения конструкции указанных статей. Возможно, по этой причине в настоящее время нет широкой судебной практики о признании недействительными сделок, связанных с коррупционными действиями.
Сегодня часто высказывается мнение, что следует взять за правило прописывать в договорах обязательство «не участвовать в коррупционных схемах». Это, скорее, попытка внести понимание, что взятки — это плохо, что это не приветствуется бизнес-сообществом.
Обязательность антикоррупционной оговорки
Каждая организация должна применять меры по предотвращению проявлений коррупции. В частности, законодательством определены следующие меры <*>:
— планирование и координирование деятельности по борьбе с коррупцией;
— установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении должностных лиц организации.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация в рамках приведенных мер самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции. Более того, нет прямого указания на то, что организации обязаны включать в договоры антикоррупционные оговорки.
Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями. И это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя, своими сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации, вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения, заключают договор.
Основополагающим принципом заключения договора является его свобода <*>. Это означает, что предприниматели свободны в решении вопросов, с кем, по поводу чего, в каком объеме и на каких условиях вступать в договорные отношения. Понуждение к заключению договора не допускается, если это не предусмотрено законодательством или добровольно принятым обязательством <*>.
Обратите внимание!
Включение антикоррупционной оговорки в договор требует волеизъявления обеих сторон. Любая из них может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре, и это ее право <*>.
Отметим, что для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя обязательство по его исполнению. Эта обязанность установлена законом. Если будет доказано, что какие-либо лица участвовали в коррупционных схемах, то они несут ответственность в рамках действующего уголовно-правового законодательства.
Антикоррупционная оговорка в договоре
Несмотря на необязательность антикоррупционной оговорки, порой ее включение целесообразно. Причины для этого могут быть, например, следующие:
— выбор организацией включать оговорку как один из способов соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией;
— проявление руководством организации высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией;
— желание сделать нарушение законодательства по борьбе с коррупцией событием, наступление которого влечет негативные последствия для стороны, нарушившей его. Например, прекращение договора, уплата штрафов, компенсации и т.д.
Если стороны согласились с необходимостью внесения в договор антикоррупционной оговорки, то сформулировать ее можно следующим образом:
«Стороны подтверждают, что им известны требования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь о противодействии коррупции (далее — антикоррупционные требования). Стороны обязуются обеспечить соблюдение антикоррупционных требований и несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора. В рамках настоящего Договора под коррупционными понимаются действия, указанные в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией».
В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта.
В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от коррупционных действий и (или) неполучения другой Стороной в десятидневный срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет с приложением документов, подтверждающих данных факт, другая Сторона вправе отказаться от настоящего Договора в одностороннем порядке, направив соответствующее письменное уведомление первой Стороне.
Сторона, нарушившая антикоррупционные требования и (или) не обеспечившая несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора, обязана возместить другой Стороне возникшие у нее в результате этого убытки. Порядок возмещения убытков определяется действующим законодательством Республики Беларусь».
ilex.by
как и зачем включать в договоры
26.01.2016
Антикоррупционная оговорка по закону
В 2011-м году Международной палатой был разработан и обнародован текст Правил по борьбе с коррупцией, с собственной модельной антикоррупционной оговоркой. Текст аналитических материалов, которые сопровождают оговорку, побуждает к инкорпорированию предложенной оговорки в тексте соглашений и контрактов, заключаемых контрактов и соглашений, для уменьшения рисков коррупции по отношению к консультантам, агентам, подрядчикам, дистрибьюторам, поставщикам и прочим сторонам проводимых совместных предприятий.Статьей 7 Закона Великобритании о взяточничестве установлено взимание неограниченного по размеру штрафа с какого бы то ни было субъекта в случае, когда ассоциированное с ним лицо, дает/предлагает для него взятку, при этом не принимаются им должные меры для имплементации адекватных процедур, направленных на предотвращение таких коррупционных проявлений.
Руководство юстиции Великобритании на случай таких ситуаций как адекватную превентивную процедуру устанавливают применение контрактных антикоррупционных стандартов в рамках цепочки поставок.
Законом США о предотвращении коррупционной деятельности в отношении иностранных субъектов, который совместно опубликован Минюстом страны и Комиссией по ценным бумагам и биржам, рекомендует применять комплаенс-стандарты по отношению к случаям анализа деятельности деловых партнеров.
В чем суть антикоррупционной оговорки
Антикоррупционные оговорки обычно обязывают более слабую в экономическом отношении сторону следовать определенным стандартам и положениям. Нередко следствием такой политики становится необходимость соответствовать положениям кодексов этических норм для поставщиков либо, как минимум, зарубежного статутного права.
При нарушении соглашения у другой стороны появляется право прекращения дальнейшего исполнения договора либо настаивать на возмещении убытков. Также при подозрении на нарушения другая сторона может получить контрольные права.
Контрольные права обычно не соответствуют положениям жестких российских стандартов в вопросах секретности данных. При этом общие обязательства по договору в вопросах соблюдения определенных стандартов и положений нередко приводят к необоснованному затруднению для другой стороны, становясь недействительными из-за норм российского законодательства.
В частности, необоснованным затруднением может выступать ситуация, когда договором на одну сторону возлагается обязательство соответствия определенным зарубежным правовым нормам, даже когда нормы в определенных случаях не предписаны к исполнению действующим законодательством.
Аналогичным образом широко распространенным является положение, по которому поставщику требуется принятие на себя обязательств относительно субпоставщиков – вне зависимости от природы и размеров нарушений с их стороны, будет, вероятно, характеризоваться в качестве недействительно, при условии, если подпадает под разряд общих положений и условий.
Можно охарактеризовать положение договора как общее положение (условие), если не было предварительно особо оговорено сторонами при оформлении контракта, а сторона, намеревающаяся применять это положение, не имела намерения обсуждения его использования с деловым партнером.
Зачем нужна антикорруционная оговорка
На фоне того, как директоры и предприятия несут ответственность не только за нарушения сотрудников, но также порой за нарушения партнеров, применение усредненных, умеренных антикоррупционных оговорок только рекомендуется, однако не предписывается каким-либо способом.Такие оговорки могут представлять собой значимое дополнение ко всей системе комплаенса, пока учитывается риск их недействительности. Оговорки могут способствовать росту информированности о необходимости соответствовать определенным стандартам. В этом отношении крайне «чувствительным» для положения соглашения может выступать недвусмысленное требование о соответствии ряду статутных норм по отношению к праву аннулированного соглашения.
В частности, средняя по размеру компания является ключевым звеном российской индустрии, но при этом была до недавних времен лишена возможность полностью ознакомиться с вопросом комплаенса, из-за чего часто не было представления о юридических законодательных предпосылках в отношении конкуренции и коррупционных преступлений.
При этом для комплаенс-оговорок характерен крайне важный «побочный эффект» – как минимум, в сравнении с прочими мерами в отношении комплаенса – уменьшение риска персональной ответственности для директора по факту возможных регулярных нарушений, в частности, при ценовом сговоре, коррупционном поведении и пр.
Чтобы уменьшить вероятность ответственности, необходимо сопровождение этих оговорок другими элементами эффективной системы комплаенса.
Что запрещает антикоррупционная оговорка ICC
1)Взяточничество – передача, обещание, предложение, санкционирование либо получение любой неправомерной имущественной или другой выгоды в пользу либо со стороны определенных указанных выше лиц либо других лиц, чтобы сохранить либо получить неправомерные коммерческие или другие преимущества. В частности, при заключении договора поставки для частных либо государственных нужд, получении разрешений со стороны регулирующих органов, таможенном оформлении, налогообложении, судебном разбирательстве, либо законодательном процессе. Часто взяточничество включает:
– Передача части выплат по договору для партийных деятелей, госслужащей, сотрудников других компаний, их родственникам, партнерам либо друзьям.
– Обращение к посредникам, включая субподрядчиков, агентов, консультантов, других третьих лиц, чтобы передать выплаты для партийных деятелей, госслужащих либо работников другой компании, их друзей, близких родственников либо деловых партнеров.
2) Вымогательство взятки или склонение к передаче взятки – требование взятки, связанное с угрозами в случае отказа, или без них. Компании обязуются противодействовать любым попыткам вымогательства взятки, склонения передавать взятку. Настоятельно рекомендуется для компании информирование по имеющимся официальным и неофициальным каналам о подобных попытках, кроме случаев, когда были такие сообщения об обстоятельствах контрпродуктивными.
3) Злоупотребление влиянием в корыстных целях – склонение либо предложение к получению неправомерной выгоды, чтобы оказать неправомерное предполагаемое либо реальное влияние на госслужащего с целью неправомерного преимущества в пользу первоначального инициатора этих действий либо любого другого лица.
4) Отмывание доходов – от коррупционных практик, которые указаны выше, либо утаивание преступного происхождения, месторождения, источника, способа распоряжения, перемещения либо принадлежности, если известно, что получено данное имущество из-за совершения преступления.
В какие документы и как внедрять антикоррупционную оговорку
Предназначается Антикоррупционная оговорка ICC, чтобы применять её в любом договоре, в котором указана в полном объеме либо в виде ссылки. Главной целью Оговоркой становится предоставление для Сторон договора условия, который гарантирует соблюдение правил деловой этики со стороны контрагентов в преддоговорный период, в течение срока договора и даже по его завершении.
Включение Оговорки в договор возможна 3 способами:
– Короткий текст и инкорпорация – ссылкой на часть I Правил ICC по борьбе с коррупцией 2011 года (вариант I),
– Инкорпорация всего текста части I Правил ICC по борьбе с коррупцией 2011 года в договор (вариант II),
– Ссылка на корпоративную программу комплаенс по обеспечению соблюдения антикоррупционных требований, предусмотренную статьей 10 Правил ICC по борьбе с коррупцией (вариант III).
Если выбраны варианты I и II, то неоднократное либо существенное нарушение антикоррупционных положений из договора, у Стороны, нарушившей положения, есть возможность устранения допущенных нарушений. Также данная Сторона имеет возможность ссылаться в качестве возражений на принятие достаточных превентивных мер в сфере антикоррупционной политики. Если не предприняты со стороны нарушившей Стороны должные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, либо при невозможности принятия таких мер, и не были приведены убедительные доказательства Стороны, достаточные для обоснования возражения, у другой Стороны есть право прекратить либо остановить действие договора на свое усмотрение.
Любой орган по разрешению споров, будь то состав арбитража, или иной орган, при вынесении решения в соответствии с положениями договора о разрешении споров уполномочен определять договорные последствия заявляемого нарушения Оговорки.
Другие антикоррупционные требования по Правилам ICC по борьбе с коррупцией
Следует для каждой компании внедрить эффективную корпоративную программу комплаенс, направленную на обеспечение следованию антикоррупционным требованиям:– Отражающая Правила ICC,
– Основывается на результатах периодической оценки рисков в деловом окружении компании.
– Приспособлена к существующим обстоятельствам компании.
– Нацелена для предотвращения фактов коррупции, их выявления, также продвижения культуры следования правилам деловой этики в организации.
Каждая компания должна рассмотреть вопрос включения для своей программы комплаенс всех либо части из указанных ниже практик. В том числе возможен выбор из указанного списка мер, которые будут считаться компанией самыми подходящими, чтобы должным образом предупреждать коррупцию в текущих обстоятельствах. При этом ни одна из указанных мер не считается обязательной по своему характеру:
1. Выражение явной, сильной, ощутимой поддержки, готовности к реализации корпоративной программы обеспечения следования антикоррупционным нормам Советом директоров либо другим управленческим органом, который несет основную ответственность за деятельность организации, также руководителями высшего звена.
2. Принять четко сформулированный основополагающий внутренний документ, который отражает настоящие Правила, являясь обязательным для всех директоров, должностных лиц, сотрудников и третьих лиц. Распространяется действие документа на все дочерние компании под контролем организации, включая национальные и зарубежные.
3. Совету директоров либо другому органу, на который возлагается основная ответственность за деятельность организации, либо его соответствующему комитету, поручить проведение периодической оценки и независимой проверки соблюдения Правил ICC, с выработкой рекомендаций для определенных мероприятий, либо принимать внутренние документы, направленные на устранение недочетов при необходимости.
4. На всех лиц, вне зависимости от должности, возложить обязанность соблюдать внутренние документы организации, участвовать в рамках корпоративной программы комплаенс для соблюдения антикоррупционных норм.
5. Назначить одного либо нескольких высших должностных лиц ответственным за контроль и координацию мероприятий в рамках корпоративной программы обеспечения следованию антикоррупционных требований, выделяя достаточные ресурсы, полномочия, независимость, обязанность с периодическими отчетами перед Советом директоров либо другим органом, ответственным за деятельность организации, либо соответствующим комитетом.
6. Подготовить рекомендации, при необходимости, по дальнейшему обеспечению следования антикоррупционным нормам, предотвращая действия, которые запрещены согласно внутренним документам и программе организации.
7. Провести надлежащую юридическую проверку, применяя структурированный подход для управления рисками в ходе подбора должностных лиц, директоров, сотрудников, деловых партнеров, привносящих риск обхода Правил КСС и коррупции.
8. Разработать процедуры бухгалтерского учета, составить финансовую отчетность для точного и объективного учета, который невозможно применять для совершения коррупционных действий, либо их сокрытия.
9. Внедрять и поддерживать надлежащие системы контроля, порядка при подготовке отчетности, в том числе провести независимый аудит.
10. Обеспечивать периодический внешний и внутренний обмен информацией об антикоррупционной политике организации.
11. По мере необходимости направлять методические рекомендации в адрес должностных лиц, директоров, деловых партнеров и работников, проводить документальное обучение, направленное на выявление коррупционных рисков при осуществлении текущих операций компании, также обучение лидерским навыкам.
12. В систему аттестации и продвижения по службе руководителей включить проверку знания принципов деловой этики, оценивать достижение цели не только по финансовым параметрам, но также применяемым методам, особенно по соблюдению положений антикоррупционной политики.
13.На условиях абсолютной конфиденциальности выстраивать каналы информирования о существующих опасениях, обращениях за советом, уведомлениях о добросовестно установленных нарушениях.
14. Реагировать на сообщения про нарушения, принимая соответствующие меры, направленные на исправление ситуации, также дисциплинарные меры, рассматривая вопрос публичного раскрытия случаев применения политики компании.
15. Рассмотреть вопрос по совершенствованию своей программы комплаенс, обеспечивая следование антикоррупционным нормам за счет внешней сертификации, экспертизы, обеспечения эффективности.
16. Поддерживать коллективные действия, в том числе предлагать и поддерживать антикоррупционные соглашения по определенным проектам, либо долгосрочные инициативы по антикоррупционной политике в государственном секторе либо соответствующих деловых сферах.
www.iccwbo.ru
Образцы антикоррупционных оговорок для договоров (в том числе трудовых)
Повальная и всепоглощающая борьба с коррупцией затронула и юридических лиц (независимо от формы собственности, организационно-правовой формы). Каждая организация должна разработать антикоррупционную политику и принимать соответствующие меры. Такая обязанность закреплена следующими нармативными актами:
– в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) к числу основных принципов противодействия данному негативному социально-правовому отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению. – целях реализации указанного принципа статьей 13.3 Закон № 273-ФЗ установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции. Разработка антикоррупционной политики не вызывает сложностей, так как интернет пестрит образцами, достаточно неплохого качества, а так же разработана соответствующая методичка – доступна на сайте Минтруда РФ в разделе документы: rosmintrud.ru. В качестве одного из мероприятий по борьбе с коррупцией, предполагается внесение в договора (и трудовые) в том числе антикоррупционной оговорки. Здесь возникает определенная сложность, так как данная оговорка не закреплена в нормативных или методических актах, в данной статье предлагаются следующие варианты: для договоров с контрагентами: 1. При исполнении своих обязательств по Договору, Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам, для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели. При исполнении своих обязательств по Договору, Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Договора законодательством, как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. 2. В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством, как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. После письменного уведомления, соответствующая Сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по Договору до получения подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти рабочих дней с даты направления письменного уведомления. 3.В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в данном разделе действий и/или неполучения другой Стороной в установленный Договором срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке полностью или в части, направив письменное уведомление о расторжении. Сторона, по чьей инициативе был расторгнут Договор в соответствии с положениями настоящей статьи, вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения. для трудовых договоров: 1. «Работник» при исполнении своих трудовых обязанностей по Трудовому договору в соответствии с Антикоррупционной политикой обязуется не совершать коррупционных правонарушений, т.е. – не давать взятки (не оказывать посредничество во взяточничестве), не злоупотреблять полномочиями, не участвовать в коммерческом подкупе либо ином противоправном использовании своего должностного положения вопреки законным интересам “Работодателя” в целях безвозмездного или с использованием преимуществ получения выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, работ или услуг имущественного характера, в свою пользу или в пользу других лиц либо для оказания влияния на действия или решения каких-либо лиц (в т.ч. – должностных) и/или органов для получения неосновательных преимуществ, достижения иных противоправных целей. 2. «Работник» обязан уведомить «Работодателя» в случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, а также в случае, если «Работнику» станет известно, что от имени “Работодателя” осуществляется организация (подготовка) и/или совершение коррупционных правонарушений. 3. «Работник» обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в понимании Антикоррупционной политики и законодательства РФ и незамедлительно уведомить «Работодателя» о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. 4. «Работнику» известно о том, что «Работодатель» не подвергает его взысканиям (в т.ч. – применению дисциплинарных взысканий), а также не производит неначисление премии или начисление премии в меньшем по отношению к максимально возможному размеру, если «Работник» сообщил «Работодателю» о предполагаемом факте коррупционного правонарушения. 5. «Работнику» известно о том, что «Работодатель» стимулирует работников за представление подтверждённой информации о коррупционных правонарушениях. Соблюдение «Работником» принципов и требований Антикоррупционной политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения «Работника» на замещение вышестоящих должностей. 6. «Работник» предупрежден о возможности привлечения в установленном законодательством РФ порядке к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и/или уголовной ответственности за нарушение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством РФ, а также Антикоррупционной политикой.jurist51.blogspot.com
Подписание антикоррупционной оговорки
Компанию принуждают к подписанию антикоррупционной оговорки, есть ли форма официального отказа от подписания?
C 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия (ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ). При этом Методические рекомендации к перечню антикоррупционных мероприятий относят и «Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки».
Иными словами, речь идет об обязательной части оформления отношений с контрагентом. Какой-либо административной ответственности за невключение данных оговорок нет, но и оснований для отказа.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Рекомендация. Как разработать корпоративную программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям
2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки
Методические рекомендации идут по пути опыта английского законодательства (UK Bribery Act). В его основе лежит включение в договоры с контрагентами так называемых антикоррупционных оговорок, которые направлены:
- на установление юридических обязанностей сторон договора по антикоррупционному поведению;
- на создание юридической базы для мониторинга контрагентов на предмет соблюдения законодательства по противодействию коррупции.
Пример стандартной антикоррупционной оговорки, которую можно включать в договоры с контрагентами*
«1. При исполнении своих обязательств по Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели. При исполнении своих обязательств по Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Договора законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
2. В случае возникновения у Сторон подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основания предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. После письменного уведомления соответствующая Сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по Договору до получения подтверждения, что нарушение не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти рабочих дней с даты направления письменного уведомления.
3. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в данном разделе действий и (или) неполучения другой Стороной в установленный Договором срок подтверждения, что нарушение не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке полностью или в части, направив письменное уведомление о расторжении. Сторона, по чьей инициативе был расторгнут Договор в соответствии с положениями настоящей Статьи, вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения».
В то же время стоит помнить о рисках, возникающих в связи с возможной неоднозначной трактовкой подобных положений со стороны регулирующих органов.
Так, Федеральная антимонопольная служба выдала в отношении ООО «Ново Нордикс» предписание № 1 10/91-10, в котором признала не соответствующей российскому законодательству о защите конкуренции антикоррупционную оговорку, предполагающую проведение ООО «Ново Нордикс» аудита в случае сомнений на предмет соблюдения партнерами антикоррупционного законодательства.
15.08.2017
www.law.ru
Образец антикоррупционного положения в трудовых договорах работников 2019
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Договоры
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
- Интервью
- Кадровики советуют
- Командировки
- Конфиденциальность
- Материальная ответственность
- Медосмотры
- Обучение и переподготовка
- Оплата труда
- Отпуска
clubtk.ru