Специалисту по ГО и ЧС, Справка по промышленной безопасности


Перед изучением справки рекомендуем предварительно ознакомиться с ее оглавлением.

Что такое ГО и ЧС. Классификация ЧС

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих  при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера  (ст.1 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ “О гражданской обороне”).

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”).

Документы:


1) Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ “О гражданской обороне”;

2) Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” ЧС классифицируется по масштабу, количеству пострадавших либо материальному ущербу (см. комментарий Классификация ЧС).

Основные задачи организаций в области ГО и ЧС

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

– обучение населения в области гражданской обороны;

См. раздел Обучение населения в области ГО.

– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

См. раздел Системы оповещения ГО.

– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;


– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

– борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

– санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

– срочное захоронение трупов в военное время;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ “О гражданской обороне” организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

– планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

– проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

– осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;


– создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне – комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования

(п.2 ст.9 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ “О гражданской обороне”).

Внимание! Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 84-ФЗ внесены ряд изменений в Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ “О гражданской обороне”, направленных на уточнение положения об обеспечении выполнений мероприятий по ГО. С 29 октября 2019 года исключается обязанность создания и поддержания в состоянии готовности НАСФ для организаций, эксплуатирующих ОПО III класса опасности. В обзором документа можно ознакомиться здесь.

docs.cntd.ru

Какие документы по ГО и ЧС обязан иметь арендатор помещения

 

Обязанности собственника (арендодателя) по ГО и ЧС

В соответствии с действующим законодательством в области ГО и ЧС на территории РФ, планирование и осуществление мероприятий в области ГО и ЧС, в том числе разработка и согласование планов действий при ЧС на территории  (завода, склада, офисного центра, иного помещения нежилого назначения), а равно и организация информирования арендаторов ( в некоторых случаях – курсовое обучение арендаторов) возлагаются  на собственника сдаваемых в аренду площадей. При организации работ по разработке и согласованию с территориальными органами МЧС планов действий при ЧС, плана основных мероприятий в области ГО и ЧС, собственник сдаваемых в аренду площадей, учитывает всех арендаторов, а также возможных посетителей площадей сдаваемых в аренду, с учетом деятельности и численности арендаторов.

 

Обязанности арендатора по ГО и ЧС

1. Осуществить обучение должностных лиц по ГО и ЧС в специализированном учебном центре. Обучению подлежат как правило руководитель, а также работник, на которого в дальнейшем возлагаются обязанности уполномоченного по ГО и ЧС в организации.

2. Для организаций численностью до 50 человек разрабатывается и согласовывается с территориальным органом МЧС инструкция по действиям при ЧС. Организации численностью более 50 человек разрабатывают и согласовывают план действий при ЧС.

В случае, если  собственник (арендодатель) помещений сдаваемых в аренду при разработке и согласовании своего  плана действий при ЧС, учел всех арендаторов на своих площадях, разрабатывать и согласовывать планы по ЧС и (или) инструкции по ЧС каждому арендатору не требуется. 

3. Организовать проведение вводных инструктажей по ГО и ЧС с вновь принимаемыми сотрудниками в организацию в течении первого месяца работы, проведение вводных инструктажей по ГО и ЧС фиксируется в соответствующем журнале с подписью инструктирующего и инструктируемого.

Для организации ГО и ЧС в организации, необходимо разработать и утвердить ряд организационно-распорядительных документов (приказов), в которых будут назначены должностные лица ответсвенные за организацию ГО и ЧС, утверждены должностные обязанности по ГО и ЧС, определен порядок проведения вводных инструктажей по ГО и ЧС, сформированы учебные группы и программы курсового обучения работников по ГО и ЧС (1 раз в год). 

Законодательством в области ГО и ЧС установлена обязанность формирования в организации комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС и ПБ), в КЧС и ПБ входят (кроме руководителя организации и уполномоченного по делам ГО и ЧС), ряд работников организации, на которых возлагаются те или иные конкретные обязанности по ГО и ЧС. Уполномоченный по делам ГО и ЧС от арендатора может входить в КЧС и ПБ собственника площадей сдаваемых в аренду, в этом случае арендатору не требуется создавать свою КЧС и ПБ, особенно актуально для малочисленных арендаторов (от 1 до 3 человек). 

В случае возникновения разногласий по поводу распределения обязанностей в области ГО и ЧС между арендатором и собственником помещения, рекомендуем направить официальный запрос в территориальный орган МЧС по месту нахождения вашего (завода, парохода, офисного центра), для получения официальных разъяснений по возникшим разногласиям, после чего у сторон не будет поводов для разночтения множественных нормативных документов в области ГО и ЧС, существующих на данный момент в ассортименте.

 

xn--h1aaqfnw.xn--p1ai

Инструкция по ГО и ЧС

«Согласовано»
(руководитель (начальник) Управления
по делам ГО и ЧС АТО)

 

ИНСТРУКЦИЯ по действиям персонала организации, учреждения, предприятия численностью до 50 чел. (далее малого объекта) при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны

(вариант)

Общие положения

Настоящая инструкция определяет порядок действий персонала малого объекта при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера и ведении гражданской обороны и является обязательной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно работающими на объекте.
Весь персонал независимо от занимаемой должности, обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении ЧС мирного и военного времени и не допускать действий, которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью персонала (переменного состава, посетителей и т.д.).

ЧС природного и техногенного характера могут возникнуть внезапно или после различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Исходя из этого период угрозы возникновения ЧС, должен быть в максимальной мере использован для предотвращения ЧС или уменьшения возможного ущерба. С этой целью, исходя из режима функционирования территориальной или местной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), малый объект также переводится в соответствующий режим функционирования: в режим повышенной готовности или в чрезвычайный режим.

Гражданская оборона может переводиться на военное положение планомерно или в условиях внезапного нападения вероятного противника.

Весь персонал предприятия независимо от занимаемой должности обязан четко знать и строго выполнять установленный настоящей Инструкцией порядок действий при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также опасностей, возникающих вследствие военных действий.

За невыполнение требований настоящей Инструкции по вопросам предупреждения ЧС, защиты персонала и материальных ценностей от ЧС работники предприятия могут привлекаться к материальной и административной ответственности вплоть до увольнения с работы.
Инструкция хранится в папке руководителя малого объекта. Ее содержание доводится до всего персонала. Для ответственных лиц делаются выписки из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач в ЧС.

1. Действия персонала при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.1. Возможная обстановка на малом объекте при возникновении крупных аварий,
катастроф и стихийных бедствий

Перечень потенциально опасных объектов, которые могут оказывать воздействие на нормальное функционирование малого объекта.
Объект ______ территориально расположен в границах __________. Вблизи от объекта расположены следующие потенциально опасные объекты: (перечислить)
Примечание. Сведения о потенциальных источниках и характере их воздействия на предприятие могут быть получены в территориальном управлении (отделе) местных органов власти по ГО и ЧС.

1.2. Порядок оповещения администрации и персонала об угрозе возникновения ЧС

Оповещение администрации и персонала предприятия о ЧС на занимаемой предприятием территории производится по разработанной схеме оповещения. (приложение 1).
Оповещение администрации и персонала предприятия о ЧС в нерабочее (ночное) время производится по телефону (указать должность ответственного за оповещение сотрудника).
В первую очередь оповещается администрация предприятия, а затем, в зависимости от обстановки, остальной персонал.
В рабочее время сотрудники предприятия оповещаются ____(указать каким способом).
При приеме городского предупредительного сигнала «Внимание всем» (вой сирен) все радиоточки, телевизоры и радиоприемники предприятия перевести в режим приема речевых сообщений, передаваемых главным управлением по делам ГО и ЧС города (области, края и т.д.).
1.3. Порядок выделения автотранспорта для проведения эвакуационных мероприятий

При проведении экстренной эвакуации персонала из опасной зоны привлекается весь имеющийся в наличии служебный автотранспорт, а также личный автотранспорт сотрудников предприятия.
Сотрудники предприятия, имеющие личный автотранспорт, должны беспрекословно представлять его в распоряжение администрации для осуществления экстренной эвакуации сотрудников, посетителей предприятия из опасной зоны.

1.4. Требования к персоналу предприятия по соблюдению противоэпидемических
мероприятий при угрозе распространения особо опасных инфекционных
заболеваний

В случае выявления на территории предприятия или вблизи него опасности распространения особо опасных инфекционных заболеваний все сотрудники обязаны строго выполнять требования санитарно-эпидемиологической службы по проведению экстренной профилактики и иммунизации, по изоляции и лечению выявленных больных, соблюдать режим, предотвращающий занос и распространение инфекции.
При необходимости все сотрудники должны проходить по прибытию на работу санитарную обработку (указать место проведения), дезинфекцию или смену одежды, а водители транспортных средств проводить специальную обработку автомобилей (указать место проведения), а также выполнять другие требования, препятствующие распространению особо опасных инфекционных заболеваний.
1.5. О мерах по сохранению материальных ценностей в период угрозы и
возникновения ЧС

Все сотрудники предприятия должны принимать меры по сохранению материальных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.
В период поведения мероприятий по защите от ЧС или ликвидации их последствий должны приниматься меры по предотвращению или уменьшению возможного материального ущерба предприятию, по охране имущества и оборудования.
Ответственность за организацию охраны материальных средств в период угрозы и возникновения ЧС возлагается на (указать должность и фамилию).
Приложение 1
Календарный план действий при угрозе возникновения ЧС на малом объекте _______
(режим повышенной готовности)
При ухудшении обстановки и получении информации об опасности или угрозе возникновения ЧС временно прекратить выполнение повседневных задач и сосредоточить все силы и средства на выполнении работ по предотвращению или уменьшению последствий возникшей угрозы, для чего:
№№ п/п Мероприятие Ответственный
Время
исполнения17
При угрозе взрыва
I
Сообщить о полученной информации в УВД муниципального образования, оперативному дежурному управления по делам ГО и ЧС муниципального образования и в окружную аптеку
Ч + 15 мин.

2
Безаварийно приостановить все работы (указать где), эвакуировать посетителей и сотрудников из помещений (указать каких), проверить наличие всех сотрудников работающей смены в установленном месте сбора
Ч + 30 мин.

3
Встретить прибывшее спецподразделение органов внутренних дел и обеспечить обследование территории и помещений (указать каких). Работу возобновить после получения от командира подразделения разрешающего документа
По прибытию и проведению работ

При угрозе возникновения пожара
1
Организовать наблюдение за обстановкой в помещениях и на прилегающей территории
постоянно

2
Привести в готовность пожарные расчёты и имеющиеся средства пожаротушения
Ч + 20 мин.

3
Приготовиться к экстренной эвакуации персонала (посетителей и т.д.), имущества, материальных ценностей и необходимой документации

Ч + 2 час.

При угрозе возникновения аварии на энергетических, инженерных
и технологических системах
1
Оценить обстановку и её возможные последствия в случае аварии
Ч + 15 мин.
постоянно
2
Организовать наблюдение за опасным участком, вывод сотрудников и _______из опасной зоны

При угрозе химического заражения (подхода облака, зараженного АХОВ)
I
Организовать наблюдение за обстановкой в районе объекта. Оповестить и привести сотрудников и ______в готовность к возможным действиям в условиях ЧС, сократить до минимума присутствие в аптеке посетителей
постоянно

2
Организовать выдачу сотрудникам СИЗ (сохранность СИЗ обеспечивать в режиме повседневной деятельности)

Ч + 3 час.

Подготовиться к возможной герметизации помещений объекта, отключению вентиляции и кондиционеров, создать на объекте запас воды или готовиться к экстренной эвакуации Ч + 4 час.
Подготовить медикаменты и имущество для оказания первой медицинской помощи пострадавшим Ч + 1 час.
При угрозе радиоактивного заражения
1
Постоянно прослушивать городские программы радиовещания и телевидения для получения информации Управления по делам ГО и ЧС по вопросам РЗМ (радиоактивного заражения местности)
постоянно

2
Через Управление по делам ГО и ЧС организовать периодическое (через 1 час или другой промежуток времени) получение информации об уровне РЗМ в районе объекта
Ч + 1 час.

3
Выдать сотрудникам СИЗ, организовать, при необходимости, изготовление ватно-марлевых повязок
Ч + 2 час.

4 Подготовиться к отключению вентиляционных систем и кондиционеров, создать на объекте запасы материалов для герметизации помещений, запас воды в герметичной таре, быть в готовности к эвакуации
Ч + I час.

5
Организовать накопление необходимых количеств препаратов стабильного йода
Ч + 24 час.

6
Обеспечить постоянное взаимодействие с управлением по ГОЧС и комиссией по ЧС муниципального образования

постоянно

При угрозе возникновения стихийных бедствий (резком изменении температуры воздуха, сильном ветре. ливневых дождях, снегопадах и т..п.)
1
Организовать наблюдение за состоянием окружающей среды;
постоянно

2
Организовать на объекте посменное круглосуточное дежурство руководящего состава
Ч + 1 час.

3
Оценить противопожарное состояние объекта, провести мероприятия по повышению уровня готовности пожарного расчёта, противопожарной защищённости объекта, подготовительные мероприятия по безаварийной остановке работы аптеки;
усилить контроль за состоянием коммунально-энергетических сетей
Ч + 3 час.

4
Организовать взаимодействие с управлением по ГОЧС и комиссией по ЧС муниципального образования. Быть в готовности к эвакуации
постоянно

При получении анонимной информации об угрозе на территории предприятия или вблизи него
террористической акции
1 Немедленно доложить руководителю предприятия и в правоохранительные органы и действовать согласно полученных от них распоряжений и рекомендаций

Приложение 2
Календарный план действий при возникновении и во время ликвидации ЧС
на малом объекте _______ (режим чрезвычайной ситуации)

Независимо от вида ЧС при её возникновении и ликвидации:
1. Немедленно организовать защиту сотрудников объекта от поражения;
2. Провести работы по обеспечению минимального ущерба от ЧС;
3. Принять возможные меры по локализации ЧС и уменьшению размеров опасной зоны;
4. Обеспечить постоянное изучение обстановки на прилегающей территории и в помещениях объекта для своевременного принятия мер по её нормализации;
5. Организовать обмен информацией об обстановке в с управлением по делам ГО и ЧС муниципального образования.
С учётом вида ЧС и особенностей её развития выполнить:

№№ п/п Мероприятие
Ответственный
Время исполнения18

В случае срабатывания взрывного устройства
1
Немедленно приступить к организации и производству аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), сообщить о факте взрыва оперативному дежурному Управления по делам ГО и ЧС
немедленно

При возникновении пожара
1
Немедленно сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану округа или города
немедленно

2
Организовать локализацию и тушение пожара имеющимися силами и средствами
немедленно

3
Отключить подачу на объект электроэнергии
Ч + 5 мин.

4
Эвакуировать людей (постоянный, переменный состав, посетителей) из прилегающих к месту пожара помещений
Ч + 15 мин.

5
Отключить вентиляционные системы, кондиционеры, закрыть окна и двери в районе возникновения пожара для предотвращения его распространения
Ч + 15 мин.

6
Начать вынос документации и имущества из прилегающих к месту пожара помещений
немедленно

7
Организовать тщательную проверку всех задымленных и горящих помещений с целью выявления пострадавших или потерявших сознание сотрудников, обеспечить пострадавших первой медицинской помощью и отправить их в ЛПУ
немедленно

8
Организовать встречу пожарной команды, сообщить старшему пожарной команды сведения об очаге пожара, принятых мерах и специфических особенностях объекта, которые могут повлиять на развитие и ликвидацию пожара
по прибытию

9
Организовать охрану вынесенного имущества
с момента вы¬носа

10
Доложить о сложившейся на объекте ситуации, количестве пострадавших и принятых мерах по ликвидации пожара в Управление по делам ГО и ЧС округа, окружную комиссию по ЧС
Ч + 30 мин.

При аварии на энергетических, инженерных и технологических системах объекта
1
Оповестить персонал объекта (постоянный, переменный состав, посетителей) и организовать его вывод из опасной зоны
Ч + 1 5 мин.

2
Доложить об аварии дежурному по Управлению по делам ГО и ЧС округа и, при необходимости, вызвать аварийные бригады соответствующих служб округа или города
Ч + 30 мин.

3
Выявить пострадавших при аварии, оказать им первую медицинскую помощь и направить в ЛПУ
Ч + 1 час.

4
Организовать эвакуацию имущества и документации из прилегающих к месту аварии помещений
по обстановке

5
Подготовиться к эвакуации при необходимости персонала (постоянного, переменного состава, посетителей)
по обстановке

6
Доложить о сложившейся на объекте ситуации, количестве пострадавших и принятых мерах по ликвидации ЧС в Управление по делам ГО и ЧС округа, окружную комиссию по ЧС
Ч + 1.5 час.

При химическом заражении (аварии с выбросом АХОВ)
1
Услышав сигнал «Внимание всем» и речевую информацию, включить радио (телевизор), прослушать сообщение по городу (округу) о факте и характере аварии, немедленно оповестить персонал (постоянный, переменный состав, посетителей)
объекта.
по сигналу

2 Отключить вентиляционные системы и, кондиционеры, закрыть и загерметизировать окна, двери, из помещения никого не выпускать Ч + 15 мин.
3
Выдать персоналу противогазы, а при их отсутствии:
при угрозе заражения аммиаком – повязки, смоченные водой, 2% раствором лимонной или уксусной кислоты;
при угрозе заражения хлором – повязки, смоченные 2 % раствором пищевой соды
Ч + 20 мин.

4
Во избежание взрыва запретить пользоваться в помещениях открытым огнём
немедленно

5
При появлении и усилении в помещениях объекта запаха посторонних веществ организовать выход персонала (постоянного, переменного состава, посетителей) из зоны заражения
немедленно

6
После выхода из зоны заражения при наличии пострадавших оказать им первую медицинскую помощь и отправить ЛПУ
немедленно

7
Доложить о факте ЧС в Управление по делам ГО и ЧС округа, окружную комиссию по ЧС

По сигналу

При радиоактивном заражении территории
1
Постоянно прослушивать городские программы радиовещания и телевидения для получения информации Управления по делам ГО и ЧС по ситуации
постоянно

2
Оповестить персонал о заражении территории объекта и прилегающей территории РВ
Ч + 5 мин.

3
Обеспечить периодические запросы и получение информации об уровне РЗМ в районе объекта через Управление по делам ГО и ЧС муниципального образования
постоянно

4
Отключить вентиляционные системы и кондиционеры объекта и провести герметизацию помещений
Ч + 5 мин.

5
Аптекам по команде Управления по делам ГО и ЧС при подтверждении необходимости Управлением фармации КЗ выдать препараты стабильного йода в ДЕЗ для проведения йодной профилактики населения
по согласованному графику

6
Сократить до минимума выход персонала из помещений на открытую местность, в случае выхода применять средства защиты органов дыхания и кожи. Режим поведения в сложившихся условиях довести до персонала объекта
постоянно

7
Уточнить через Управление по делам ГО и ЧС планируемую необходимость (целесообразность, возможность) эвакуации персонала объекта (постоянный, переменный состав, посетителей) и порядок дальнейших действий
периодически (постоянно)

При стихийных бедствиях
1
Организовать постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды и происходящими в ней изменениями
постоянно

2
Прекратить производственную деятельность объекта, вывести посетителей за его территорию. Не допускать паники среди персонала, запретить сотрудникам покидать служебные помещения
немедленно

3
Провести противопожарные мероприятия, отключить всё неиспользуемое оборудование, организовать контроль за состоянием всех помещений объекта Ч + 10 мин.

4
При ухудшении обстановки или угрозе затопления вывести материальные ценности и документацию из опасной зоны
по обстановке

5
Организовать первую медицинскую помощь пострадавшим и отправить их в ЛПУ. Организовать жизнеобеспечение сотрудников объекта
постоянно

6
Обеспечить постоянную связь Управлением по делам ГО и ЧС округа, окружной комиссией по ЧС
постоянно

При массовых пищевых отравлениях и особо опасных ситуациях
1
В случае проявления признаков группового отравления сотрудников или других инфекционных заболеваний немедленно вызвать скорую медицинскую помощь
по факту

7
Оказать содействие бригаде скорой медицинской помощи в оказании неотложной помощи пострадавшим
немедленно

3
Доложить о признаках заболевания или инфекции в Управление по делам ГО и ЧС муниципального образования, комиссию по ЧС
Ч + 10 мин

4
При появлении в округе инфекционных заболеваний обеспечить строгое соблюдение сотрудниками объекта противоэпидемических мероприятий и тре-бований, предписанных Управлением здравоохранения и Санитарно-эпидемиологической службой округа
Постоянно

2. Организация и выполнение основных мероприятий гражданской обороны

2.1. Действия персонала _________ по сигналу «Воздушная тревога»
1. Дежурный (ответственный) по _____ поступивший сигнал ВТ немедленно доводит до всего персонала ____ голосом или ___ (указать конкретно какими дублирующими средствами).
2. Услышав сигнал ВТ, персонал уходит в защитное сооружение ____________.

2.2. Порядок укрытия персонала в защитных сооружениях
При возникновении ЧС, связанной с угрозой или началом заражения воздуха АХОВ, радиоактивными веществами или по сигналу «Воздушная тревога», весь персонал подлежит укрытию в ЗС (указать место нахождения ЗС и его принадлежность).
Для экстренного укрытия персонала при опасности поражения АХОВ использовать загерметизированное помещение (указать какое), обеспечивающее безопасное пребывание в нем _____ чел. без подачи воздуха в течение __ часов.
При получении информации о радиационной опасности укрытие персонала проводить в (указать наименование помещения), обеспечивающем ослабление мощности дозы излучения в __ раз.
Для дошкольных учреждений:
– няни, воспитатели группы № ___ _______________________
– няни, воспитатели группы № ___ _______________________
и т.д.
быстро одевают детей, надевают на них (в походное положение) противогазы, берут часть игрушек и в течение _ минут вместе с детьми уходят в защитное сооружение ___;
– няни и обслуживающий персонал групп детей ясельного возраста _____ быстро укладывают детей в камеры зенитные детские (КЗД) и переносят их в защитные сооружения ______ ;
– заведующий и старшие воспитатели ___ проверяют наличие детей в защитном сооружении, обеспечение их и средствами индивидуальной защиты, организацию питания, сна и бодрствования детей;
– медицинская сестра ___ берет с собой необходимые документы, аптечки индивидуальные, перевязочные пакеты и укрывается в защитном сооружении вместе с детьми, готовая оказать им первую медицинскую помощь;
старший повар ____ выключает электрические, газовые плиты (при дровяном или угольном нагреве плит производит заливку их водой) и совместно с работниками кухни ____ берут с собой имеющиеся на кухне продукты питания, часть посуды и укрываются в ___ защитном сооружении;
заведующий хозяйством________ совместно с дежурным отключают электро-, газо- и водоснабжёние и укрываются в _____ защитном сооружении;
при наличии средств связи, заведующий докладывает районному штабу ГО об укрытии личного состава.
Время, отводимое для укрытия, определяется территориальным органом управления по делам ГОЧС.

2.3. Порядок выдачи персоналу средств индивидуальной защиты (СИЗ)
Выдача персоналу СИЗ (указать каких) производится после получения соответствующего распоряжения или по решению руководителя предприятия в (указать место выдачи).
Работники, получившие СИЗ, должны проверить их состояние, произвести подгонку и меть их постоянно при себе или на рабочем месте.
Перевод противогазов в боевое положение осуществляется по команде или самостоятельно при наличии опасности заражения воздуха.

2.4. Действия по сигналу “Отбой воздушной тревоги”:
Руководитель _____ дает указание на вывод укрываемых из защитного сооружения (укрытия) только с разрешения территориального органа управления по делам ГОЧС. При необходимости обращается в орган управления по делам ГОЧС с просьбой о выделении сил и средств для ликвидации последствий нападения противника.

2.5. Проведение подготовительных мероприятий гражданской обороны
Руководитель ____ получив указание на проведение подготовительных мероприятий ГО, организует сбор сотрудников ___ , доводит до них задачи по выполнению мероприятий ГО подготовительного периода.
Ответственному лицу ______ (при наличии собственного убежища):
– в течение короткого времени, но не более 7-12 часов подготовить защитное сооружение к приему укрываемых;
– совместно с ___ (уполномоченный орган) заложить в убежище продукты питания, воду, медикаменты .из расчёта трехсуточного пребывания в убежище _ человек;.
– провести инструктаж командира звена убежищ ____о порядке приема укрываемых, местах размещения их в защитном сооружении и работе фильтровентиляционной установки.
При отсутствии собственного убежища:
– уточнить у руководителя закрепленного за ____ защитного сооружения, порядок размещения и приема укрываемых в защитном сооружении;
– получить на складе .№ __ органа управления по делам ГОЧС в соответствии с накладной № __ противогазов ГП-7 ____ шт., ДП-6М __шт. и КЗД (для ДОУ)_____ шт.
– подтвердить заявку на выделение транспорта для перевозки имущества в загородную зону, если это предусмотрено по плану.
Назначенному сотруднику _____ выдать всему персоналу средства индивидуальной защиты, организовать изготовление ватно-марлевых повязок.
Для дошкольных учреждений:
Воспитателям, няням к обслуживающему персоналу группы № __, группы № _ – и т.д.:
– получить у заведующего хозяйством ___ на весь состав групп средства индивидуалъной защиты;
– заполнить списки передачи детей родителям;
– подготовить документы к сдаче в территориальный отдел образования;
– изготовить ватно-марлевые повязки на всю грушу;
– провести с детьми занятия по укрытию детей в защитном сооружении, надевании противогазов, респираторов и ватно-марлевых повязок на детей;
Няни и обслуживающий персонал групп детей ясельного возраста, изучают КЗД и правила пользования ими.

2.6. Эвакуация в загородную зону (разрабатывается учреждением,
подлежащим эвакуации)
Руководитель __ получив указание на проведение эвакомеропрятий дает указание прекратить свою деятельность, сотрудники распускаются по квартирам готовятся к выезду в загородную зону вместе со своими семьями.
Для дошкольных учреждений:
Няням, воспитателям приступить к передаче детей родителям под расписку;
– сдать заведующему ______ списки о передаче детей родителям;
После передачи детей родителям __ учреждение прекращает свою деятельность, сотрудники распускаются по квартирам готовятся к выезду в загородную зону вместе со своими семьями.
Сотрудники и члены их семей самостоятельно к Ч + __часам прибывают на СЭП № __ по адресу: ____ , тел № __; с указанного СЭП сотрудники и члены их семей под руководством старшего группы __ следуют на пункт посадки (исходный пункт) по адресу: ___ и выезжают поездом № _ (эшелоном, автомашинами) в __ час__ минут с вокзала __.
В загородной зоне сотрудники поступают в распоряжение заведующего __ РОНО или конкретно ______ учреждения.
В загородной зоне ___ учреждения, имеющие задания на прием детей, ведут подготовку по расширению используемых помещений, приспособлению административных зданий под детские дошкольные учреждения с указанием ответственных лиц за проведение этих мероприятии.
Приложения: I. Схема сбора сотрудников.
2. Расчёт на укрытие.
3. Ведомость на выдачу средств индивидуальной защиты.
4. Списки групп детей на передачу их родителям.
и другие приложения.

Начальник штаба ГОЧС ___________________ (фамилия, подпись)

Список нормативных правовых и нормативно-методических документов

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрез¬вычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 698-ФЗ «О пожарной безопасности».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности на гидротехнических сооружениях».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1999 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. № 330-1б «О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1994 г. № 989 «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте»
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675 «Об утверждении Положения о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
22. Директива начальника Гражданской обороны от 27 мая 1997 г. № ДНГО-02.
23. Дополнения к письму МЧС России от 24.01.1996 г. N 40-138-8 за N 8-1/122 от 28.05.1996 г. (разъяснения по разработке Плана действий…..).
24. Приказ МЧС России от 25.07.2000 г. № 399 «Об утверждении Инструкции по проверке деятельности территориальных подсистем, звеньев территориальных подсистем, объектовых звеньев РСЧС по выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
25. Методические указания МЧС России от 03.04.2000 г. № 33-860 по созданию гражданских организаций гражданской обороны.
26. Организационные указания МЧС России по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы.

 

pozhobrazovanie.com

Гражданская оборона в некатегорированных организациях

Ссылка на обсуждение на форуме

В законодательстве, к сожалению, очень много противоречий и, на мой взгляд, серьезных упущений. Упразднение системы гражданской обороны в организациях, а также перевод обучения в формат самостоятельного просто уронило вопросы безопасности населения на уровень “ниже плинтуса”.

Эти нормативы больше направлены на построение и регулирование государственной системы в целом, на уровне республики и территорий (это не тема нашего обсуждения сейчас). И они очень мало проработаны с позиций организаций. Кстати, это вполне объяснимо, т.к. в составе КЧС практически нет людей, которые бы работали в гражданских организациях и не представляют, как она функционирует в реальной жизни. Некоторые из них сталкиваются с организациями только в качестве проверяющих, им не нужно вникать кто и как должен реализовывать все эти требования.  

Причем, упразднение ГО в организациях, как говорят, сделано в угоду бизнесу. Хотя любому бизнесу критически важна безопасность, ведь сгореть, утонуть, разрушится – это практически разорение организации малого и среднего бизнеса. Вместо того, чтобы грамотно и убедительно мотивировать к повышению культуры безопасности, как это сейчас в большинстве своем делают крупные международные компании, это все просто разрушили. А ведь, безопасность обеспечивает каждый сотрудник в компании. И его неграмотные действия или бездействие могут привести к непоправимому.

Речь здесь идет не только о соблюдении норм пожарной и промышленной безопасности – это вопросы предупреждения ЧС, которые в основном и призвана решать гражданской защита. А система Гражданской обороны в организации, которая является составной частью ГЗ, является по сути системой реагирования на возникновения ЧС.

Именно здесь должна быть строгая иерархия и подчиненность, т.к. в условиях ЧС некогда рассуждать – нужно кому-то конкретному принимать решения, и действовать согласно ранее обдуманным алгоритмам. Поэтому именно в системе ГО должен быть начальник, а не просто руководитель и обязательно ШТАБ, а не комиссия или подразделение (представьте, и так называют некоторые сейчас этот орган управления в экстремальной ситуации).

Но, при этом, ни в Законе О ГЗ, ни в нормативных актах для организаций (даже категорированных) нет понятия о штабе. А еще смешнее в Законе написано, что органом управления ГО в организации является руководитель!!!! Это воще как???

Теперь о некатегорированных организациях, которые бросили на произвол судьбы.

Зачем там нужны НГО, штаб и формирования?

Считается, что ЧС в организациях должны ликвидировать экстренные службы, которые работают в круглосуточном режиме. Да, но… Как мы знаем, ЧС происходит неожиданно. И радом с вашей организацией не стоят на низком старте пожарные и спасатели, если только ваша организация не содержит собственную негосударственную противопожарную службу. Время прибытия экстренных служб с момента их вызова (ключевой момент!!!) в идеале 15-30 мин. А если учесть расстояние, дорожные условия, пробки в час пик, возможность подъехать непосредственно к месту ЧС (блокировка проездов и припаркованные автомобили) и прочие нюансы???

А действовать в организации, где случилась ЧС, нужно немедленно, в том числе, при пожаре, при землетрясении, и менее масштабных ЧС. Даже, если человеку просто плохо стало или он травмировался.

Кто-то должен управлять вашим персоналом? Кто-то должен вызвать те самые экстренные службы? Кто-то должен эвакуировать людей и оказать помощь при необходимости? Кто-то должен обесточить здание и по возможности принять меры по минимизации ущерба? Кто-то должен все это охранять (а наемных охранников, как правило, один или два, и на тех навешано все подряд, вплоть до тушения пожара)? И это все сделать нужно до приезда экстренных служб в очень короткое время. И кстати, после приезда тоже своими людьми управлять надо – что им делать, куда идти, кому, кого оставить, как коммуницировать с прибывшими службами и т.д.

Как думаете, этому всему учиться надо? Договариваться заранее, т.к. в момент ЧС уже поздно – все в стрессе, и кто что там себе думает и понимает в этот психологически тяжелый для любого человека момент очень непредсказуемо.

Мое убеждение, что в любой организации должны быть проработаны алгоритмы поведения на все прогнозируемые ЧС, определены люди и их задачи и полномочия, которые выполняют ключевые роли в этих условиях, созданы команды реагирования на ЧС (формирования ГО или ГЗ – как угодно). Только эти формирования должны быть организованы конкретно под свою организацию и задачи, которые им придется (не дай Господь!) решать персонально в ваших условиях. Их структура и численность тоже определяются особенностями вашей деятельности, а не общими требованиями.

И всему этому нужно учиться и тренироваться. Причем, прежде чем тренироваться, нужно научиться, договориться, определиться.

Кстати, обучение и тренировки не обязательно должны быть скучными и натужными. Оно должно, просто обязано, быть интересным и полезным!!! Иначе это все в пустую потраченное время и деньги. По этому поводу на нашем сайте есть статьи – почитайте здесь.

И все это нужно любой организации!!! Во всяком случае в той, где к людям относятся по-человечески, где заботятся о них, о своем процветании и себе лично (это я о руководителях, т.к. отвечать после все, что произойдет, будет все-таки он. А отмазаться не каждый сможет)

Еще пару слов о командах-формированиях. Согласно новым «Правилам создания, содержания, материально-технического обеспечения, подготовки и привлечения формирований гражданской защиты» от 23.04.17 объектовые ФГЗ создаются в категорированных организациях, организациях, имеющих мобзадания, и … внимание… тех, которые размещаются в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления!

А землетрясение – это уже не ЧС!!! Ведь именно здесь ждать помощи придется неделями!!! Ведь взрослые, адекватные, подготовленные люди в зоне разрушений – это просто неоценимый ресурс. А чтобы они такими были, нужно их готовить, обучать, оснащать простейшим имуществом. Просто об этом надо думать и что-то делать.

Но нас лиши законодательной обязанности позаботиться о себе самим по мере своих возможностей. А сами люди (и руководители в их числе) очень беспечны. Нам очень хочется думать, что кто-то придет и нас спасет. Ан нет…. Спасение себя любимого и своей семьи, компании – это в первую очередь ЛИЧНАЯ обязанность каждого адекватного человека.

Я так думаю…

xn—-ptbgks9a.kz